Патриарх уважил желание императора. Но это действие патриарха повело к прискорбным последствиям. Монахи Студийского монастыря и Платон сначала отдалились от архипастыря, а потом и совсем отделились от власти патриарха. В Византии собран был Поместный собор, который подтвердил своим авторитетом распоряжение патриарха касательно Иосифа; но студиты, нимало не задумываясь, и собор объявили антиканоническим. 11 Студиты провозглашали, что в Византии явилась новая ересь, которую они называли «прелюбодейной ересью». Поднялась борьба между патриархом и его сторонниками, с одной стороны, и студитами и их приверженцами, с другой. Сами студиты самым тесным образом связывали свой новый протест против патриарха Никифора с тем протестом, каким они заявили себя против Тарасия; они смотрели на новое противодействие патриарху как на продолжение прежнего противодействия Тарасию. «Отсюда, т. е. из первоначальных отношений Тарасия к Иосифу, – говорили студиты, – получили начало и нынешние смятения». 12 Значит, прежний пожар лишь снова разгорается. Войдем в некоторые подробности касательно этих новых смут в Византийской Церкви. Патриарх Никифор и его сторонники – а на его стороне было большинство предстоятелей Византийской Церкви – заявляли, что, поступая так с пресвитером Иосифом, как поступили они, тем самым Церковь становится, ввиду исключительной потребности, на путь так называемой %Г [oikonomía. Нужно сказать, что в Восточной Церкви связывалось особое понятие с словом %Г [oikonomía, которое по буквальному значению обозначает «домостроительство». Термином этим в византийской практике назывался особый вид политики, когда допускалось послабление или временное прекращение действия некоторых точнейших законов; это делалось непременно по распоряжению государя, ради каких-либо высших интересов. Такого рода «икономия» не могла, однако же, быть распространяема на догматы веры. Теперь патриарх и его партия объявляли, что в своем поступке с Иосифом они, с согласия государя, лишь применили к делу правила так называемой «икономии».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Нет необходимости излагать в письме ангелу твоего блаженства то, что высказано было устами, хотя не от обоих нас, смиренных. Но, чтобы собравшийся вчера по твоему повелению собор епископов, изрекший нечто несогласное с тем, что на нем сказано было нами, не смутил священного твоего слуха, мы почли пристойным представить кратко всю сущность нашего оправдания. Мы, блаженнейший, православны во всем, отвергаем всякую ересь и принимаем всякий признанный Собор Вселенский и Поместный, а также и изреченные ими священные и канонические постановления твердо содержим. Ибо не совсем точно соблюдает слово истины тот, кто считается содержащим правую веру, а не руководствуется божественными правилами. Кроме того, мы принимаем и законную, по временам употребляемую святыми икономию, ибо и настоящее сношение нас, смиренных, с твоей святостью относительно извержения эконома есть дело поступающих не точно по правилам, но весьма приспособляющихся к обстоятельствам и уступающих; и с предшественником твоей святости, святейшим патриархом, мы сносились таким же образом по настоящему делу, когда мы возвратились из ссылки и прелюбодейный брак был расторгнут, а эконом отлучен от священнослужения. «Да не будет нам части с тобою [говорили мы] ни в сем веке, ни в будущем, потому что ты допускаешь прелюбодея безразлично иметь общение с твоей святостью». Когда же он сказал: «Я действовал применительно к обстоятельствам, уступая ему до времени» и потом выразился так: «Да будут отсечены руки мои, если бы они совершили прелюбодейное венчание; разве я венчал?» – тогда мы стали иметь общение с ним до кончины его. И твою святость мы также приняли в достоинстве архиепископа, равно как и поминаем тебя каждый день при священнослужении и ни в чем не разногласим, как только касательно эконома, низложенного священными правилами по многим причинам, особенно же потому, что после девятилетнего отлучения он опять стал священнодействовать, и притом не в потаенном каком-нибудь месте – (это было бы еще сносно, так как мы не принимали бы участия в этом деле), – но в самом источнике нашей святыни, то есть в явном общении с тобою вместе находится и вместе совершает богослужение постоянно.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pravos...

Таков мой возлюбленный господин в отношении (214) к моему смирению. Твои посылки приятные для меня источники света, они знаки твоей душевной чистоты и светлого, православного образа мыслей. Ведь теперь, как видишь, церковные дела [объяты] тьмой и бурей, которая поглощает не тела, что было бы еще не так страшно, а потерпевшие крушение бессмертные души. О, ужасное бедствие! Не видно поблизости ни маяка, ни пристани. Поэтому остерегайся, возлюбленный, направляя [свою жизнь] по-православному, чтобы [тебя] не объяла еретическая буря, возводя взоры к небу, откуда и ожидаем Спасителя Господа славы, Которого поступающие равно иудеям (τα Ιουδαων ’σα πρττοντες) осмеливаются бесчестить через поругание Его иконы. Таково в ответ на любовь наше малое приветствие к твоей любезной честности с нашей грешной молитвой, [кроме которой] у нас нечем воздать вам. 94. К торговцу ароматами Льву Пишу тебе и как человеку Божию, и как искреннему другу и благочестивому мужу и горячему ревнителю. Ты видишь, друг, каково настоящее положение вещей, какой [сильный] огонь охватил Церковь Божию, конечно, разгоревшись от прежней подтопки. Нас изъело пламя прелюбодеяния 457 , источила нас стрела прелюбодейной связи, я разумею преследования и заключения, совершившиеся из-за них, наказания, изгнания и бедствия; не без основания я прибавил бы и бывшее до этого дело симониан и по поводу симониан. Ведь Церкви Божией несвойственно мстить за себя бичеваниями, изгнаниями и темницею. Кроме того, (215) [я хочу сказать] о деле павликиан и преследовании павликиан 458 . Ведь церковный закон никому не угрожает ни ножом, ни мечом, ни бичом, ибо гласит: все, взявшие меч, мечом погибнут ( Мф.26:52 ). Но ввиду того что всё это было применено, вспыхнул как бы из недр ада столп зла эта христоборная ересь, губящая всех. О, ужас! И [теперь] можно нам сказать: несть во время сие ниже жертвы, ниже приношения, ниже кадила, ни места, еже пожрети пред Тобою, и обрести милость ( Дан.3:38–39 ). Поэтому умоляю твое боголюбие беречь себя от общения с безбожными еретиками и по мере возможности простирать руку [помощи] погибающим, и не только им, но и благочестивым, что ты и привык всегда исполнять и делом, и словом.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Преп. Феодор и прочие саккудийцы были оправданы и возвратились в родную обитель. А из клира за «прелюбодейную ересь» пришлось расплатиться только одному авве Иосифу. Св. патр. Тарасий лишил его сана и отлучил от Церкви. Мир между монахами-саккудийцами и иерархией был восстановлен. Через год, в 798 году, по случаю нападения сарацин, братия Саккудийской обители была приглашена императрицей на жительство в столичный Студийский монастырь. Этот монастырь находился в упадочном состоянии, в нем жило 12 иноков. Постепенно под водительство преп. Феодора собралось до 1000 человек. Здесь преп. Феодор написал устав церковного богослужения и монастырского благочиния. В 802 году св. императрица Ирина была свергнута, и воцарился бывший министр финансов Никифор. Неясно, почему свержение и ссылка восстановительницы иконопочитания св. императрицы Ирины не вызвали решительных обличений со стороны преп. Феодора. Хотя и без особой радости, студиты признали свят. Никифора Исповедника, выдвинутого императором на патриаршую кафедру в 806 году, по смерти св. патр. Тарасия. Но стоило только в том же году свят. Никифору, по воле императора принять, ради икономии, в церковное общение авву Иосифа, венчавшего Константина с Феодотией, как преп. Феодор во главе тысячи студитов выступил против попрания нравственного закона, обличил императора и порвал общение с патриархом. Преп. Феодор не отрицал возможности принятия по икономии грешника в церковное общение, но утверждал, что это допустимо только при условии покаяния грешника. Кроме того, в глазах студитов авва Иосиф был символом «прелюбодейной ереси», и потому введение его в церковное общение без покаяния расценивалось, как заражение Церкви ересью. В 809 году, после напряженной трехлетней борьбы, состоялся Собор, полностью оправдавший авву Иосифа. Преп. Феодор, его брат свят. Иосиф, в то время уже архиеп. Солунский, еще здравствовавший преп. старец Платон и другие вожди студитов вновь вынуждены были отправиться в ссылку. По воцарении в 811 году императора Михаила Киропалата, преп. Феодор и его сторонники были возвращены из ссылки. Тогда, по требованию студитов, патр. Никифор отлучил от Церкви авву Иосифа, и с того времени преп. Феодора, сделался ближайшим сподвижником патриарха и советником императора.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Не случайно в среде правой оппозиции (особенно крайней) с одобрением было встречено послание папы Римского и идея крестового похода Запада (протестантско-католического!) против советской (безбожной) России. Позднее частью катакомбного движения с радостью было воспринято и начало оккупации СССР германскими войсками. Впрочем, еще в 1935 году, они готовы были встречать Вилера, как «второго Минина – избавителя от большевиков» 949 . В более ранней истории Восточной Церкви имеются прецеденты отрицательного отношения к идее симфонического единства государства и Церкви. Так, монахи Студитского монастыря (студиты), безусловно православные зилоты VIII века, критиковали св. патриарха Тарасия, а затем и св. патриарха Никифора за т. н. «михианскую»=«прелюбодейную» ересь (состоявшую в благословении патриархом Тарасием брака императора Константина VI со второй женой Феодотой с предшествующим этому браку насильственным пострижением первой жены Марии, а также в снятии прещений патриархом Никифором – под нажимом императора Никифора – с игумена Иосифа, венчавшего упомянутый второй брак императора Константина), и за неверные, как им представлялись, взаимоотношения с императорской властью. Студиты даже временно отлагались от патриархов (от патриарха Никифора – на два года), за что преследовались светскими властями (арестовывались и ссылались). Таким образом, студиты выступали как против византийской теории симфонии государства и Церкви («царственное священство» и «священное царство»), исповедуя фактически западную модель независимого существования Церкви от государства (следуя в этом за авторитетом западных отцов), так и против византийского сервилизма Константинопольских патриархов. Заметим, что сложная и напряженная дискуссия, доходившая до взаимных прещений и анафем, происходила между церковными деятелями, канонизированными Православной Церковью. Тезис об исповедании православным зилотским движением (в лице студитов) западного идеала церковно-государственных отношений можно продемонстрировать следующей фразой преподобного Феодора Студита , обращенной им в январе 814 года в адрес иконоборческого императора Льва V: «...Сказал апостол: И поставил Бог в Церкви, во-первых, апостолов, во-вторых, пророков, в-третьих, пастырей и учителей, а о царях не сказал.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Много лет спустя, царь отправился в Смирнскую митрополию. Феодор и Николай сидели тогда в заточении и в колодках вот уже 20 месяцев (§ 33). Затем нечестивого царя постиг суд Божий: Михаил экскувит ( κσκοβιτος), приняв ромейский скипетр, хотя и был насыщен еретическою закваской, однако освободил исповедников (§ 34). Феодор и Николай, отправившись из Смирны, пешком прибыли в местности Прусы, отсюда в Халкидон, где виделись с изгнанным патриархом Никифором, которым были приняты очень радушно (§ 35). Патриарх с сонмом митрополитов решились идти к царю и искоренить ересь. – Агиограф забыл упомянуть, что Никифор в последнюю минуту отказался от личного посещения столицы. – При помощи одного чиновника они проникли во дворец и прежде всего поздравили Михаила с восшествием на престол; затем Феодор произнес речь о догматах церкви, согласно с поручением Никифора. Царь – иконоборец, обратившись к Феодору, сказал: «ты обыкновенно противишься скипетру», намекая на сопротивление Феодора при имп. Константине и Никифоре. Последнему Студийский игумен пророчески предсказал жалкую смерть в Болгарии за прелюбодейный союз. 308 Император однако обошелся с духовенством милостиво и, дав клятву в их безопасности, выслал их из дворца (§ 36). Здесь агиограф пользуется случаем передать один рассказ, имевший место в Болгарии во времена имп. Никифора, рассказ, который просило автора внести в житие то духовное лицо, которое постригло его во иноческий сан и долго правило «нашим» монастырем; «знаю, что все вы знаете нашего пастыря Анатолия», который таким образом начал устраивать духовную трапезу (§ 37). По словам Анатолия, один из учеников Николая, Киприан, по обыкновению ежегодно навещал одного благочестивого старца на службе в Атрое. 309 Старец дивился любви его к себе с самого еще детства и рассказал юноше повесть, которая через Киприана сделалась полезною для всех (§ 38). Будучи юношей, говорил старец, я был зачислен в полк схолариев. 310 И когда царь Никифор со всем войском отправился против Скифов, я по некоторым обстоятельствам остался позади войска, которое должен был нагнать.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Вспомнить всё Встреча предстоятелей поместных церквей, которую предложил созвать патриарх Иерусалимский Феофил, была намечена на февраль . Но даже из заведомых союзников РПЦ согласие прибыть на собрание дала пока только чехословацкая церковь. Не потому ли, что позиция самой РПЦ к настоящему времени невнятна. Ведь все понимают, что ввиду давней закостенелости Варфоломея в ереси его увещевание бесполезно. Следовательно, смысл собрания может быть только один – осудить Варфоломея с сообщниками как еретиков, дабы – ввиду угрозы нового «Великого раскола» – сплотить всех, оставшихся верных канонам. Никто, кроме Московского патриарха, с такой инициативой не выступит. Однако для этого обличить фанарские ереси должен прежде Архиерейский собор РПЦ. Так Московский патриархат соборно выработает и заранее сообщит всему православному миру канонические доводы, по которым фанариоты и иже с ними должны быть осуждены всей Вселенской церковью, и тем самым наделит своего предстоятеля мандатом на выражение соборного мнения РПЦ. Не импровизировать же на таком – созываемом раз в десятилетия – собрании, что было бы равнозначно его заведомому провалу. При этом мы окажемся в заведомо проигрышном положении, если ограничимся претензиями к Варфоломею по поводу наших канонических территорий. РПЦ, прежде всего, обязана обличить Фанар в преступлениях против Церкви. Напомним ереси, по которым Варфоломей подлежит анафеме: – Восточный папизм , включая Вторжения на канонические территории других поместных церквей . – Экуменизм , на практике выражающийся в т. ч. в признании «первенства в христианстве» папы римского и сослужении ему ; – Молитвенное общение с раскольниками и самочинными сборищами , включая – Прелюбодейная ересь Фанара (допущение повторного брака священнослужителей). – Греческий этнофилетизм (шовинизм). – Попрание неизменяемых канонов как хула на Духа Святого , Который водил на Вселенских соборах отцами церкви – создателями канонов. «Гнойник векового модернизма, обновленчества, псевдоцерковных “богословий” прорвался окончательно, – подводил итоги 2018 года известный миссионер диакон Илья Маслов. – После беззаконных действий бывшего Константинополя в адрес УПЦ МП не замечать ересей и преступлений Фанара уже невозможно. Бывший Константинополь на наших глазах стремительно перестает быть Православной Церковью. Двигается в сторону полного отпадения от Православия, как некогда Римская кафедра. “Экуменический патриархат” на сегодняшний день – это антицерковь, сборище стамбульских интриганов в рясах, покровителей раскольников и русофобов, «церковных» диверсантов, воюющих на стороне геополитических и духовных недругов России. Варфоломей и его Синод заслужили полной анафемы от лица Вселенского Православия».

http://ruskline.ru/news_rl/2020/01/29/es...

Итак, братие, вот что воодушевляло мучеников и исповедников Христовых к небоязненному, охотному терпению истязаний от гонителей веры Христовой! III. Братия христиане! Ныне нет явных гонений на христианство: но зато сколько тайных восстаний против высоты догматов веры Христовой, против строгости правил благочестия, против благотворности и важности уставов и постановлений церкви Христовой. Ныне прямо не принуждают нас отречься от Христа, но за то сколько прикровенных совращений в неверие и суеверие, в сомнение и безразличие в вере, сколько хитрых увлечений в ересь и раскол! Ныне не заставляют нас поклоняться языческим богам: Меркурию, Юпитеру, Аполлону и другим; но за то не склоняют ли нас изменять Христу и Его Евангелию ради денег, дружбы, родства, мирских почестей, приличий света, из страха сильных земли? Ныне за исповедание имени Христова, за последование Его учению, не подвергают тела нашего побоям, терзанию, раздроблению на части: но вместо того не язвят ли нашего сердца едкими насмешками, злословием, клеветою, презрением, колкими остротами? А потому нынешнее наше положение среди мира грешного и прелюбодейного не похоже ли на положение древних мучеников и исповедников веры Христовой. По суждению св. Димитрия, митрополита Ростовского, как в те времена, когда нечестивые, неведавшие Бога, люди поклонялись бездушным идолам, было безчисленное множество святых мучеников, проливавших кровь свою за Христа и умиравших многоразличными видами смерти: так и в наше время, когда в наших нравах повсюду господствует идолопоклонство, т. е. служение греху, истинные христиане должны из любви ко Христу быть мучениками, хотя и без пролития крови, – должны постоянно умерщвлять в себе страсти свои, должны умирать для греха, так, чтобы уже быть неспособными к совершению греха, и не порабощать себя похотям греховным. И как привычный грех есть наш любимый идол, так и сопротивление греху есть мученический подвиг. Мучитель тут – или наше грехолюбивое естество, или греховная привычка, или сам искуситель – диавол. Слуги мучителя – это нечистые помыслы, влекущие ко греху, а также те люди, которые склоняют или соблазняют нас на грех. Разные виды мучений – это борьба с нечистыми помыслами, борьба со страстями и похотями. Вот как каждый христианин может соделаться духовным мучеником Христовым, – хотя и не будет проливать он своей крови, но сподобится венца мученического.(Сост. по проп. прилож. к «Рук. для сельск. паст.» 1891 г. ноябрь).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Патриарх всячески старался расторгнуть сей прелюбодейный царский брак, но не мог, потому что царь грозился вновь воздвигнуть иконоборческую ересь, если ему запретят этот брак. Посему патриарх предоставил царю оставаться в его брачном союзе, дабы не постигло Христову Церковь сильнейшее зло. Сие беззаконие, начавшееся с царского чертога, распространилось повсюду, не только в ближайших городах, но и в далёких пределах. Так же стали поступать князья и вельможи, живущие при Босфоре и среди готов и правители прочих областей, прогоняя от себя своих жен и по принуждению постригая их в иночество, а вместо них избирая себе других и прелюбодействуя с ними. Услышав о сем, блаженный Феодор скорбел душою и тяжко воздыхал о таковых, явно соделываемых грехах, опасаясь, дабы сие прелюбодейство не стало обычаем, беззаконие не стало бы впоследствии на место закона и закон Божий не был бы разрушен. Воспламенившись ревностью о законе Божественном, Феодор отправил ко всем инокам послание, сообщая о царском беззаконии и увещевая считать царя отлученным от Церкви Христовой, как разорителя закона Божия и соблазнителя многих. Слух о сей ревности и смелости Феодора распространился повсюду, так что о том узнал и сам царь и разгневался на преподобного. Но, считая Феодора за мужа праведного, у всех стяжавшего большую славу и почёт, он открыто не обнаруживал своего гнева и первоначально хотел склонить его на свою сторону ласкою. И вот он приказал своей прелюбодейной супруге, дабы она отправила от себя к святому множество золота, испрашивая молитв за себя и за свой род. Но святой не принял золота и прогнал посланных, как потворствующих беззаконию царя. Тогда царь изобрёл другое средство: он предпринял, как бы по некоторой необходимости, а в действительности же для того, чтобы побеседовать с Феодором и склонить его на свою сторону, путешествие в ту местность, где жил преподобный; царь предполагал, что Феодор с братиею встретит его и воздаст подобающую честь ему. Когда царь проходил мимо монастыря того, ни преподобный, ни один из братии его монастыря не вышел к нему на встречу, но, запершись, они пребывали в молчании; когда же царские слуги стали стучаться в ворота, никто не дал ответа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/532/...

Святейший патриарх всячески старался расторгнуть этот прелюбодейный брак, но не мог, ибо царь похвалялся, что он снова воздвигнет ересь иконоборцев, если ему запретят этот брак. Поэтому святой Тарасий оставил царя пребывать в его беззаконии, чтобы Церковь Христову не постигло еще большее зло. Ибо святой патриарх всегда помнил, что отец, дед и прадед сего царя были еретиками-иконоборцами, избившими многих христиан за почитание святых икон. Царь, гневаясь на патриарха, всячески притеснял его, но святитель все это терпеливо переносил, благодаря Бога и поступая согласно со своим высоким саном архипастыря. Но чрез некоторое время царя постигла Божия кара. Мать его, благочестивая царица Ирина, уже давно видела злое и беззаконное житие его; она видела, как сын ее попирает закон Божий и готов воздвигнуть снова иконоборство. Более любя Бога и Его правду, чем своего собственного сына, она, посоветовавшись с главнейшими сановниками, восстала на сына своего, взяла его под стражу и заключила в том дворце, где он родился и который был известен под именем Порфириева дворца. Потом она приказала ослепить его, подобно тому, как пять лет тому назад он ослепил трех братьев своего отца: Никиту, Анфима и Евдоксия. Так царь, получив наказание по своим делам, умер от болезни. А Ирина снова приняла царский скипетр и исправила все то, что пришло в расстройство в царствование ее сына. С того времени святой угодник Божий Тарасий пребывал в мире и тишине, ревностно пася словесное свое стадо и управляя Церковью, очищенной от еретиков. С самого дня своего посвящения, он ежедневно сам совершал божественную литургию и никогда не оставлял этого обычая, разве только по болезни. Когда святой достиг преклонного возраста, он впал в недуг телесный. Даже чувствуя приближение своей кончины, святейший патриарх Тарасий не оставлял своего обыкновения, пока не сделался настолько слаб, что уже не мог подниматься с одра. Лишь тогда только он перестал сам совершать божественную литургию. При своей кончине святой Тарасий боролся с нечистыми духами и победоносно поражал их.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010