Он рано постиг силу уединённой молитвы, богомыслия и богообщения. Мы знаем из жизни святых всю глубину и силу пустыннических богообщений. Преподобный Павел Фивейский прожил 91 год в пустыне, совершенно неведомый миру, имея общение только с одним Богом. Арсений Великий целые ночи до восхода солнца стоял под открытым небом с воздетыми к небу руками. Преподобный Серафим Саровский тысячу дней и тысячу ночей молился Богу, стоя по ночам на камне в лесу, даже и в лютые морозы. Таково было духовное возрастание и святого Иоанна Предтечи в горной пустыне. Ему было около 30 лет, когда Господь призвал его на общественное служение – на подготовку пути до дня прихода в мир Спасителя. Тут стала выполняться основная часть предсказаний архангела Гавриила об Иоанне: он начал обращать сынов Израилевых к Господу,.. возвращать сердца отцов детям и непокорным – образ мыслей праведников ( Лк. 1:16–17 ). Действительно, раздались из уст его призывы: Покайтесь... ( Мф. 3:8 ), сотворите плод достойный покаяния ( Мф. 3:8 ), встречайте подготовленными Того, Кто будет крестить вас Духом Святым и огнём ( Мф. 3:11 ). Подготавливая евреев к принятию Спасителя, святой Иоанн не только Сам принял Его, но и крестил, чтобы Он явлен был Израилю. С этого времени, с момента встречи святого Иоанна со Христом на берегу реки Иордана, началось свидетельство о Крестителе и Самого Спасителя. Имея в виду, что евреи ходили к святому Иоанну в пустыню слушать его и креститься от него, Спаситель говорил им: Что смотреть ходили в пустыню? Трость ли, ветром колеблемую?.. человека ли, одетого в мягкие одежды?.. Пророка ли? Да, говорю вам, и больше пророка. Сей есть тот, о котором написано: «вот Я посылаю ангела Моего пред Лицом Твоим, который приготовит путь Твой перед Тобою», ибо говорю вам: из рождённых жёнами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя ( Лк. 7:24–28 ). Так высоко вознёс Христос Предтечу Своего. Народ же, выслушав Христа, воздал за него (Иоанна) славу Богу ( Лк. 7:29 ). Братия и сестры! Сегодня святая Церковь празднует рождение величайшего из рождённых жёнами. Мы сейчас вспомнили это рождение и основные моменты из жизни Предтечи. Мы видели, как исполнилось всё, что предсказано было о нём архангелом Гавриилом: и то, как праведный Захария был наказан немотой за то, что не сразу поверил в пророчество архангела о сыне своём и то, как сам, вдохновенный Духом Святым, пророчествовал о сыне то же, что и архангел Гавриил.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Проповедь Иоанна Предтечи сопровождалась чисто практической деятельностью. Царство небесное представлялось ему не в виде чудесною божественного дара, но одновременно и делом человеческих усилий, не в виде какой-либо отдаленной мечты, но как такое царство, которое должно иметь свое начало и для вступления в которое необходимо человеку употребить и свое собственное усилие. Поэтому Спаситель, Господь наш Иисус Христос, называет св. Иоанна Предтечу величайшим из рожденных женами, потому что до Предтечи царство небесное служило предметом одних только пророчеств. «От дней же Иоанна Крестителя, говорит Спаситель, доныне Царство небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его». ( Мф.11:12 ) Пророческое слово и жизнь св. Иоанна Предтечи слились в его жизни в одну поразительную чудную гармонию, а в этой гармонии, как известно, и заключается все величие и сила человека. Пророческое слово и подвижническое дело св. Пророка и Крестителя Господня Иоанна носило конкретный характер. Он основал религиозную общину, в основе которой была новая жизнь. Эта община жила любовью и самоотверженным служением благу всех людей: «У кого две одежды, тот дай неимущему; И у кого есть пища, делай тоже» ( Лк.3:11 ) Эта община шла навстречу Господу с верой, любовью, добрыми дедами. Эта община ярко свидетельствовала, что Царство Божие есть нравственная сила, и те, кто употребляет усилие, восхищают его. Сам Иисус Христос говорил то же и в еще более сильных выражениях отрицал духовную связь плотских чад Авраама этим великим праотцом. Когда фарисеи хвалились перед Ним своим происхождением от Авраама, Он сказал им: «Если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы… Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего» ( Ин.8:39, 44 ) Разъясняя истинное значение Завета Божия, Господь Иисус Христос ясно указал на широкое и всечеловеческое значение этого понятия. «Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести; и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь».

http://azbyka.ru/zavet-bozhij

" Проповедник покаяния " сентября 2019 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в храме Рождества Иоанна Предтечи " Мы вспоминаем сегодня небесного покровителя этого храма - святого пророка, Предтечу и Крестителя Господня Иоанна, - сказал владыка. - Это был необычный человек: рос в пустыне, ангелы оберегали его, пока он сам не мог за собой ухаживать. Потом голос Божий позвал его на Иордан, где он выступил с проповедью покаяния, чтобы люди подготовились к пришествию Мессии и встретили Его в чистоте. Не остался без внимания Иоанна Предтечи и дом царя Ирода, где творилось беззаконие. Пророк сказал Ироду: " Не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего " (Мф. 14:3-4). Иоанн хотел развязать душу царя от греха, а в итоге сам был связан царем и за обличение брошен в темницу. Мы слышали в сегодняшнем евангельском чтении (Мк. 6:14-30), как произошло это беззаконие: царь поклялся девице, дочери Иродиады, отдать все, что та попросит. По наущению матери она попросила голову великого пророка Иоанна Предтечи " . " Это беззаконие не осталось безнаказанным в очах Божиих, - продолжил архипастырь. - Если бы они покаялись, Господь, возможно, и простил бы их, но не было никакого покаяния. И вот, какой мерой они согрешили, такой и были наказаны. Девица, как гласит предание, шла зимой по льду реки, поскользнулась, свалилась в прорубь и не смогла выбраться. Как плясала на дне рождения царя Ирода, так плясала и в воде, потому что льды сошлись на ее шее и ей отрезало голову. Люди ее нашли, и как она принесла матери на блюде голову Предтечи, так и родителям принесли голову их дочери. Сами Ирод и Иродиада вскоре после этого погибли в ссылке в Испании. Ничто не может быть безнаказанным, если нет раскаяния. Поэтому обязательно надо принести покаяние, если мы согрешили " . " О чем говорит евангельская история? О том, что никогда не надо клясться: Ирод поклялся, что исполнит любую просьбу девицы, и вынужден был ее исполнить. Господь предупреждает: " Не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Святой Иоанн был только Предтеча, только голос, звучащий в пустыне. Но какое неземное величие в этом «только» – в этом самоуничижении и самоотвержении перед Всевышним. Креститель считал тщетой свою земную славу, но вот – Сам Бог прославил его. Господь Иисус говорит народу о Предтече Своем: Что смотреть ходили вы в пустыню? Пророка? Да, говорю вам, и больше пророка. Истинно говорю вам, из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя ( Мф.11:7, 9, 11 ). Что может быть выше такой похвалы? Несравненна слава, возвещенная Самим Всевышним. «Ветийство всякое земнородных не довлеет достойно восхвалять тя, Иоанне Богохвальне, тебе бо уста Христова похвалиша», – поет о нем сегодня Святая Церковь. Еще Архангел Гавриил, благовествуя чудесное рождение Предтечи, предрекал ему духовную мощь величайшего из ветхозаветных пророков, что он предъидет пред Господом в духе и силе Илии ( Лк.1:17 ). Славно в очах Божиих служение пророческое. Но все же оба великих провидца, святые Илия и Иоанн, были еще сынами Ветхого Завета. И, называя Крестителя «величайшим из рожденных женами», Христос одновременно указывал, меньший в царстве Небесном больше его ( Мф.11:11 ). Да, даже величайшие и праведнейшие сыны ветхого мира были обречены аду, ибо ни один из зараженных прародительским грехом людей не мог войти в пречистое Царство Небесное. Только в искупленном, омытом Кровью Христа Спасителя мире стало возможно истинное Небесное величие, когда каждый раскаявшийся и спасенный грешник оказывался выше, чем нисходящий в преисподнюю Креститель Господень. В этом мире Предтеча не имел счастья следовать за Христом. Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю, – говорит святой Иоанн ( Ин.1:31 ). Всего две встречи с Господом Иисусом были дарованы Крестителю. Первая – когда он, будучи во чреве матери, радостным взыгранием приветствовал Спасителя мира, еще не рожденного Пречистой Девой. И вторая – Крещение Христово на Иордане. Святой Иоанн был раб Божий. Место на берегу Иордана, где Предтеча крестил народ, называлось «Вифавара» – «речная переправа». На этой переправе он словно бы исполнял рабскую работу перевозчика – наводил духовный мост от Ветхого к Новому Завету. Оставаясь в рабствующем Закону ветхозаветном мире, Креститель не мог еще приобщиться новозаветной благодати, возводящей верных в славу уже не рабов, а друзей и сынов Божиих.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

Это объяснение Иоанна Златоуста принято всеми богословами. Правда, есть некоторые, и особенно среди богословов новейшего времени, полагающие, что сам Креститель Христов недоумевал о личности Господа Иисуса. Такое мнение разделяю и я и хочу объяснить вам, что если принять это мнение, оно нисколько не уничижает великого Иоанна Предтечу, но еще больше возвеличивает его. Св. Предтеча во время крещения Господа Иисуса слышал глас Бога Отца, с небес принесшийся: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, о Немже благоволих! Его послушайте» , он видал Духа Святого, в телесном виде, как голубя, спускавшегося над главой Господа Иисуса Христа. Это было явление Святой Троицы: Бог Отец свидетельствовал о Сыне Своем Единородном, Крестившемся во Иордане, Дух Святой сошел на Него. Это Богоявление, эти слова Бога Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный» , разумеется, потрясли до глубины души Иоанна, и мыслил он: О Господи, Господи! Кого крещу?! Я крещу Сына Твоего!.. И на другой день после Крещения, когда увидел Иоанн Иисуса, идущего к Иордану, он сказал: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грехи мира; Сей есть, о Котором я сказал: «За мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня» (Ин. 1, 29–30). Подумайте, как мог Иоанн Предтеча, который говорил, что не знал Иисуса, и только Дух Святой возвестил ему о Нем, как могло быть, чтобы он, слышавший также Божьи глаголы, теперь сказал такие глубоко изумительные слова: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира»? Неужели мог знать Предтеча, что Господь Иисус Христос, Которого явил он миру этими словами, возьмет на Себя грехи всего мира и вознесет их на крест Голгофский? Конечно, нет. Откуда же, откуда знал Он, что это Агнец Божий, Вземляй на Себя грехи всего мира? Как мог он сказать такие удивительные слова: «Сей есть, о Котором я сказал: «За мной идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня»? Подумайте, какие это глубочайшие, изумительные слова: «Который был прежде меня». Мы же знаем, что Господь родился позже Предтечи Своего, а Предтеча сказал, что Он был прежде его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2285...

Кто боится потерять временную жизнь свою, тот потеряет вечную; а кто поторяет жизнь свою ради Меня, тот сбережет ее на всю вечность. Принимающий вас, принимает Меня; принимающие Меня, принимает Пославшего Меня. Апостолы пошли, проповедывали покаяние и везде исцеляли больных. Усекновение главы Иоанна Предтечи Молва об Иисусе дошла до Ирода, правителя галилейского. Он думал, что это Иоанн, которому он недавно отсек голову, воскрес из мертвых. Не задолго перед тем Ирод убил Иоанна Крестителя, по злобе Иродиады. жены Филиппа брата его. Ирод взял ее у брата и женился на ней, а Иоанн прямо стал укорять царя за это и говорил ему: «не позволительно тебе иметь жену брата своего», за это Ирод приказал схватить его и бросить в темницу: а Иродиада, бывшая жена Филиппа, так озлобилась на Иоанна. что желала убить его; однако не могла, потому что царь берег его. Но вот настал для нее удобный случай. Ирод праздновал день своего рождения и сделал пир вельможам своим и старейшинам в Галилеи. Дочь Иродиады во время пира пришла, начала плясать и так угодила Ироду и его гостям, что царь сказал ей: «проси у меня, что хочешь, хоть половину царства моего». И он поклялся, что исполнить свое обещание. Девица вышла и спросила у матери своей: «чего просить?» Мать научила ее просить голову Иоанна Крестителя. Она тотчас вернулась к царю и сказала: «хочу. чтобы дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя. Царь опечалился, но, ради клятвы и ради гостей своих, не захотел отказать ей и тотчас послал оруженосца и велел принести голову Иоанна. Тот пошел в темницу. отсек там, голову Иоанна, принес ее на блюде и отдал девице, а девица отдала матери своей. Ученики же Иоанна, услышав об этом, пришли, взяли тело и- похоронили его. Чудесное насыщение пятью хлебами пяти тысяч народа Апостолы, возвратившись, рассказали Иисусу все, что они сделали и чему научили. Господь же, не желая теперь оставаться в области Ирода, удалился оттуда с ними в пустынное место. Но народ, узнав, где Иисус, начал собираться к Нему со всех сторон.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashh...

Да, святой Иоанн Креститель был призван обличить мировую злобу и возвестить близкий конец ее владычества. «Порождения ехиднины», отродья диавольской лжи возненавидели пророка, ревнующего об утверждении правды Божией. Но совсем иначе восприняли проповедь Иоаннову смиренные грешники, сознающие свое ничтожество и нужду в исправлении. «Горький дикий мед» обличения, которым питал их Креститель, для их душ становился небесною сладостью, ибо в покаянии они черпали надежду на помилование от Правосудного Господа, на прощение своих грехов. Очистительное крещение покаяния выводило людей из суровых, подчас до беспощадности суровых к падшим пределов Ветхого Закона и ставило раскаявшихся перед вратами Царствия Божественной любви Нового Завета. Святитель Иоанн Златоуст говорит о Предтече так: «Руководимый Духом Божиим, он посредствует между законом и благодатью», – и в строгости этого духоносного посредника между двумя Заветами явлено величайшее человеколюбие. Святой Иоанн Креститель уподобился доброму и мудрому врачу, огненным словом прижигавшему греховные язвы душ человеческих. Тот же очистительный и спасительный огонь нес миру Сын Человеческий, о Котором говорит Предтеча: Он будет крестить вас Духом Святым и огнем ( Мф.3:11 ). Святая душа Иоанна Крестителя, пламенеющая боголюбием, была устремлена навстречу Агнцу Божию, Который берет на Себя грех мира ( Ин.1:29 ). В подвижническом служении и несравненной любви ко Господу смиренный Предтеча не искал для себя ни славы, ни чести. Этот праведник, не имеющий себе равных из рожденных женами ( Мф.11:11 ), почитал за счастье свидетельствовать о Христе: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я не достоин развязать ремень обуви Его ( Мк.1:7 ). И вот настал долгожданный миг, когда святой Иоанн Креститель увидел на берегу Иордана шедшего навстречу ему Спасителя мира и Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем ( Ин.1:32 ). Ликующим торжеством переполнилась душа Предтечи, ибо он мог наконец въяве поклониться Агнцу Господню и воскликнуть: Сей Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня… И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий ( Ин.1:15 и 34).

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

Скачать epub pdf Слово на зачатие честного и славного пророка, предтечи и крестителя Господня Иоанна Память 23 сентября В то время как приближалось зачатие нашего Спасителя, совершилось славным и чудесным образом зачатие святого Иоанна Предтечи. Многие матери зачинают детей, но мало таких, коих зачатие прославлялось бы и праздновалось Святою Церковью. Известны только три матери, во чреве которых совершившиеся зачатия стали предметом удивления для всего мира. Это – праведная Анна, святая Елисавета и Пречистая Дева Мария. Анна праведная зачала Богородицу, Елисавета – Предтечу, а Дева Мария – Христа Спаса нашего. Все сии зачатия были возвещены ангелом и совершились по благодати Божией, но притом не иначе, как чрез беседу между благовестником и зачинающими, ибо Сам Бог требовал и соизволения зачинающих. Посему благовестник, святой архангел Гавриил, войдя в алтарь к священнику Захарии, служившему тогда пред Богом сказал: – Не бойся, Захария: молитва твоя услышана, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и дашь ты имя ему – Иоанн. И многие возрадуются о рождении его. Захария отвечал: – То, что возвещаешь ты мне, вестник радостный, и неожиданно и странно, ибо родить детей в старости неестественно; я же стар, и жена моя в летах преклонных: как мы можем зачать и родить сына? Ангел же ответствовал: – С первых же твоих слов, Захария, я вижу, что ты маловерен; ты не веришь, что слова мои сбудутся. Правда, то, о чем я возвещаю, не свойственно твоей природе, но на сие есть воля Божия, для которой нет ничего невозможного: «Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» ( Мф.3:9 ). Разве неизвестно тебе, что Бог мог сотворить Адама из земли, создать Еву из кости Адамовой и престарелой Сарре даровать сына Исаака? Посему и твоей жене Всемогущий Бог дарует в старости рождение сына; ибо услышана молитва твоя. – Я, – сказал Захария, – ныне приношу Богу свои молитвы о пришествии вожделенного Мессии, Коего Он обещал устами святых Своих пророков; молюсь, чтобы Бог скорее послал Его на землю спасти семя Авраамово от рабства иноплеменников; молюсь Ему еще и о том, чтобы Он простил согрешения мои и грехи всего народа; а о том, чтобы иметь сына, я ныне не молюсь, ибо уже и сам достиг преклонного возраста, и жена моя состарилась.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Глава 3 1–6. Выступление Иоанна Крестителя. – 7–17. Проповедь Иоанна Крестителя. – 18–20. Взятие Иоанна Крестителя в темницу. – 21–38. Крещение и родословие Господа Иисуса Христа. Лк.3:1 .  В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, Лк.3:2 .  при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне. Евангелист Лука – первый из писателей, вводящий евангельскую историю точными хронологическими указаниями в общую мировую историю, дает здесь точное определение времени, когда началось служение Иоанна Крестителя, Предтечи Мессии. «В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря» – правильнее: «как кесаря». Август, которому наследовал его пасынок, Тиверий, умер 19 августа 767 года. Но еще раньше, около 765 года, он назначил Тиверия своим соправителем. Откуда же евангелист считает пятнадцатый год? С начала ли его соправления Августу или с начала самостоятельного царствования? По всей вероятности, с начала его соправления Августу, так как ниже евангелист Лука говорит, что Христос крестился, будучи в возрасте около тридцати лет (стих 23). Принимая, что Христос родился в 749 году, и прибавляя к этому 30 лет, мы получаем 779 год, а вычитая отсюда 15 лет правления Тиверия, получаем 764 год, именно тот год, в который Август сделал Тиверия своим соправителем. «Понтий Пилат начальствовал в Иудее» (см. комментарии к Мф.27:2 ). Пилат правил с конца 778-го до 789 г. «Ирод» (см. комментарии к Мф.2:22 ) правил с 750 до 792 г., когда он был низложен. «Филипп, брат его», правил тоже с 750 г. до своей смерти в 786 году. Правил он Итуреей, под которой можно понимать древний Галаад (восточная сторона Иордана). Если Иосиф Флавий не упоминает названия этой области, то он подразумевал ее, по всей вероятности, под именем Ватанеи или же Авранитиды, о принадлежности которых к тетрархии Филиппа он сообщает (Иосиф Флавий, «Иудейские древности», XVII, 11, 4). Трахонитская область также находилась к востоку от Иордана, выше Итуреи.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

О ветхозаветной праведности. Зачатие Честного Славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна Лк.1:5–25 Гал.4:22–31 Ветхий и Новый Заветы Апостол Павел сравнивал с двумя сыновьями Авраама. Измаил, рожденный от рабыни Агари, был изгнан вместе с матерью. А Исаак, рожденный от свободной, наследовал обетования, данные Богом его отцу. «Это два завета, – продолжает Апостол, – один от горы Синайской, рождающей в рабство», «и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве; а вышний Иерусалим свободен: он матерь всем нам». И сколь велика разница между рабством и свободой, настолько же отстоит от новозаветной праведности – праведность ветхозаветная, даже в лучших ее представителях. О родителях Иоанна Крестителя говорится, что «оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно». Но вот однажды, когда Захария «в порядке своей чреды служил пред Богом, по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения». Он вошел, конечно, не только с каждением, но и с молитвой, и молитва его была, конечно, не о чадородии (что видно из последующего), но о спасении Израиля, о чем и «все множество народа молилось вне во время каждения». Вдруг Захарии является «Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного». Он объявляет, что молитва услышана. А что же Захария? А он мгновенно, «смутился, и страх напал на него». Почему же так? Ведь знал он, куда входит: туда, где Бог обещал Моисею «открываться» для беседы с ним. Он вошел в то место, которое в былые времена наполняла видимым образом слава Божия. Он вошел просить, и прошение услышано; а в душе вместо благодарности – смущение и страх. Значит, и служение его, и молитва его, хотя и были исполнены, как и все у него, «по всем заповедям и уставам Господним беспорочно», но не было в них живой веры, должного страха и благоговения. Ангел говорит: «Не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елизавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие».

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010