М. придавал большое значение связям с зарубежными религ. лидерами как важной части внешнеполитических отношений России. Обычной практикой был прием президентом глав Церквей, прибывших с визитом в Московскую Патриархию, нередко в формате 3-сторонних или многосторонних переговоров с участием Патриарха Московского. 9 дек. 2008 г. по завершении в Московской Патриархии траурных мероприятий по погребению патриарха Алексия II М. провел закрытую встречу с прибывшим в Москву на похороны Патриархом-Католикосом всея Грузии Илией II , положительно отразившуюся на перспективах урегулирования российско-груз. отношений после недавнего вооруженного конфликта в Юж. Осетии. 25 мая 2010 г., во время визита в Московскую Патриархию Патриарха К-польского Варфоломея I , М. принял предстоятеля К-польской Церкви в Московском Кремле вместе с Патриархом Кириллом. Подобным же образом проходили переговоры М. с верховным Патриархом и Католикосом всех армян Гарегином II (21 янв. 2010) и Архиепикопом Нов. Юстинианы и всего Кипра Хризостомом II (21 янв. 2011). 20 нояб. 2011 г. в Московской Патриархии состоялась встреча М. с предстоятелями и представителями Поместных Церквей, прибывшими на торжества по случаю 65-летия Патриарха Кирилла: Католикосом-Патриархом всея Грузии Илией II, Митрополитом Варшавским и всей Польши Саввой , Митрополитом Чешских земель и Словакии Христофором, Главой делегации Румынской Православной Церкви митр. Тырговиштским Нифонтом, Главой делегации Болгарской Православной Церкви митр. Видинским Дометианом и др. Встречи с руководством Поместных Церквей входили в программу зарубежных поездок М. 24 июня 2009 г., во время официального визита в Египет, он встретился в Каире с главой Александрийской Православной Церкви Патриархом Александрийским и всея Африки Феодором II , а 11 мая 2010 г., во время визита в Сирию, М. провел в Дамаске переговоры с главой Антиохийской Православной Церкви Патриархом Антиохийским и всего Востока Игнатием IV . Во время визита в Азербайджан 4 июля 2009 г. М. встретился с Председателем Управления мусульман Кавказа Аллахшукюром Гуммет-оглы Паше-заде, обсудил с ним проблемы межконфессионального диалога. В дальнейшем М. поддерживал постоянные связи с Главой мусульман Азербайджана и одновременно сопредседателем Межрелигиозного совета Содружества Независимых Государств (СНГ) и Главой Консультативного совета мусульман СНГ, обсуждал с ним проблемы сохранения стабильности и межконфессионального мира, в т. ч. на российском Сев. Кавказе.

http://pravenc.ru/text/2562762.html

Одной из целей визита стала передача гуманитарной помощи для пострадавших жителей Сирии. На этот раз она была распределена для последующей раздачи нуждающимся между Антиохийской Православной Церковью, Сиро-Яковитской Церковью и Сирийским муфтиятом. Часть помощи, переданная в Сиро-Яковитскую Патриархию, адресно предназначалась для населения города Эль-Карьятейн, освобожденного от террористов несколькими днями ранее. В рамках пребывания на сирийской земле российская делегация также посетила лагерь внутренне перемещенных лиц в пригороде Дамаска Аш-Шам и школу-интернат для детей, чьи родители погибли, защищая родину от террористов. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru за темою Лист подяки Кирила Президенту О.Г. Лукашенку : та звернення] Президента О.Г. Лукашенка Кирилу з Днем та та звернення] Кирила Тамашу Шуйоку обранням на посаду Президента Угорщини : та звернення] Кирила Туреччини Реджепу Ердогану з дня народження : та звернення] Приходы Северодонецкой епархии передают помощь в больницы. Информационная сводка о помощи беженцам (от 10 апреля 2024 года) [Стаття] Пензенская епархия доставила помощь беженцам в два пункта временного размещения. Информационная сводка о помощи беженцам (за 6-8 апреля 2024 года) [Стаття] несуть до " я Церкви в пам " ять про жертви теракту в «Крокус У представник Церкви взяв участь у свята за календарем Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла главе Республики Ингушетия М.М. Калиматову с 65-летием со дня рождения : та звернення] Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла председателю Совета Федерации Федерального Собрания РФ В.И. Матвиенко с днем рождения : та звернення] Лист подяки Кирила Президенту О.Г. Лукашенку : та звернення] Кирила з РФ К.А. Чуйченко У представник Церкви взяв участь у свята за календарем X у зв " язку з терористичним актом у «Крокус та звернення] Завершилося перебування голови церковних зв " Московського у Розпочалася робоча голови церковних зв " Московського до Предстоятеля Церкви у зв " язку з терактом у «Крокус та звернення] Предстоятеля Церкви у зв " язку з терактом у «Крокус та звернення] з Церкви В Торжества Православ " я начальник взяв участь у в Гробу Господнього в з ключовими словами глави держав – – церковно-державнийЦерква –   новини Митрополит Чорногорський Приморський звершив панахиду за жертвами теракту в «Крокус Предстоятель Церкви висловив у зв " язку з терактом у «Крокус Предстоятель Церкви закликав молитися про православних зазнають Православна Церква в небаченого та насильства та поховання Болгарського Начальник в день його Завершилося перебування Предстоятеля Церкви в Кирил: Руська та Сербська Церкви можуть внесок у що у "   Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4430293...

Arhiva Cu prilejul celei de-a unsprezecea aniversri a întronrii Sanctitii Sale Patriarhul Chiril în Catedrala „Hristos Mîntuitorul” a avut loc o recepie 1 februarie 2020 20:47 1 февраля 2020 года, по окончании Божественной литургии в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве, совершенной Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, сонмом архиереев и духовенства Русской Православной Церкви, в Трапезных палатах соборного храма состоялся торжественный прием по случаю одиннадцатой годовщины интронизации Его Святейшества. С приветственными речами на приеме выступили: митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир , полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе И.О. Щеголев, председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по международным делам Л.Э. Слуцкий, губернатор Санкт-Петербурга А.Д. Беглов.  От имени представителей Поместных Православных Церквей Святейшего Владыку поздравил митрополит Филиппопольский Нифон , представитель Патриарха Антиохийского и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси. «Разделяя с Вашей Церковью трудности и радости мы, представители Поместных Православных Церквей при Вашем Престоле, живущие под Вашим Первосвятительским омофором, поздравляем Ваше Святейшество со славным днем — днем Вашей интронизации, и желаем Вам духовных и телесных сил в Вашем высоком служении на благо Русской Церкви и России», — отметил в своем слове владыка Нифон. В завершение приема Предстоятель Русской Церкви произнес ответное слово, в котором поблагодарил участников богослужения и праздничной трапезы. В своем выступлении Святейший Патриарх Кирилл также  предложил  добавить упоминание о Боге в Конституцию Российской Федерации. «Я думаю, что общими усилиями и молитвами мы будем содействовать тому, чтобы такая возвышенная идея, каковой является вера в Бога, которая формирует нравственность и личную, и общественную, и политическую, чтобы она присутствовала в том числе и в нашей Конституции», — сказал Святейший Владыка, призвав уже сейчас начать обсуждение этого вопроса. Также Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил за труды апостольского нунция в Российской Федерации архиепископа Челестино Мильоре, завершающего свое пребывание в России. Затем Предстоятель Русской Церкви принял поздравления от членов Священного Синода, глав митрополий, иерархов, наместников ставропигиальных монастырей, представителей Поместных Православных Церквей, синодальных учреждений и духовенства. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/5586766...

Важной темой  встречи стал вопрос развития православного паломничества в Ливан. Как отметил Святейший Патриарх Кирилл, эта земля всегда привлекала русских богомольцев. Особенно большой поток паломников был в XIX веке: русские православные люди посещали Сайду, отправляясь далее к берегу Галилейского моря, долине реки Иордан. Путешествие к  святым местам есть выражение духовных потребностей людей, но одновременно вопрос организации паломничества имеет также экономическое и политическое измерение, упомянул Святейший Владыка, подчеркнув: «Сегодня сотни тысяч русских людей приезжают на Ближний Восток с паломническими целями, и число паломников может возрасти до миллиона. Сегодня паломнические потоки по большей части обходят Ливан. Полагаю, нам нужно совместно подумать о том, чтобы Ливан был максимально включен в систему православного паломничества из России и Восточной Европы». Его Святейшество высказал предложение установить более прочные связи между Министерством туризма Ливана и Русской Православной Церковью: «Отдел внешних церковных связей, который здесь представлен его председателем митрополитом Иларионом, с нашей стороны мог бы активно включиться в проработку всех этих вопросов. Конечно, современное паломничество требует современной инфраструктуры. Мы могли бы совместно подумать об ее создании». Именно с паломнических  поездок в XIX веке начала существовать  русская диаспора в Ливане, напомнил Предстоятель Русской Православной Церкви. Русские люди, постоянно живущие в этой стране,  внесли свой вклад в становление государственности в Ливане, в его систему  образования и культуру. Сегодня в Ливанской Республике существует большая русская диаспора, которая составляет, по разным подсчетам, от 7 до 10 тысяч человек. «В Вашем лице я хотел бы поблагодарить власти Ливана за доброе отношение к русским в этой стране», – сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, обращаясь к Президенту Ливанской Республики. Он также поведал  о взаимодействии с Антиохийским Патриархатом в вопросах пастырского окормления русских людей в Ливане. Так, в Бейруте существует православный русский приход. Его Святейшество также приветствовал решение властей Бейрута о выделении земельного участка под русское кладбище.  Вместе с тем Предстоятель Русской Православной Церкви констатировал, что экономические проблемы, которые сегодня существуют в Ливане, в том числе проблема безработицы, затрагивают и русскую диаспору.

http://pravmir.ru/svyatejshij-patriarx-k...

Этот пересмотр, согласно поданной во время Встречи рекомендательной записке, должен быть осуществлен Собором Блаженнейших Патриархов и Предстоятелей Православных Автокефальных Церквей, инициированным Вселенским Патриархом. В последнем пункте коммюнике содержится призыв «для каждой Православной Церкви почитать и строго соблюдать географические границы каждой юрисдикции, которые были установлены Священными Канонами и их учредительными постановлениями». Этот пункт касается вопроса вторжения Румынской Православной Церкви на каноническую территорию Иерусалимской Православной Церкви, а также учреждения в 2007 г. бессарабской митрополии на канонической территории Украинской Православной Церкви. Итак, в свете февральской и сентябрьской встречи мы видим некую логику для ближневосточного региона, изменить статус Кипрской Церкви — поскольку она включена в сферу культурной, политической и религиозной жизни Древних Патриархатов: Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского. Насколько необходимо такое изменение и каковы его последствия? О последствиях можем сразу сказать, что они будут благоприятны для Древних Восточных Патриархатов и Кипрской Церкви во всех аспектах, вплоть до осуществления «греческого содружества» на Всеправославном соборе, как это случилось с решением вопроса о каноническом статусе православной диаспоры, когда Поместные Церкви разделились на два лагеря: прогреческие Церкви и все остальные. Другие поместные Православные Церкви будут ощущать свою зависимость от Пентархии Древних Православных Патраирхатов, со всеми вытекающими отсюда последствиями, что абсолютно нарушает равноправие Поместных Церквей. Проанализируем «кипрское желание», а также «Послание…» и коммюнике Собрания в свете истории Церкви, канонов и современной геополитической ситуации в Средиземноморье. Правомерность «кипрского желания» Излагая аргументы Кипрской Церкви, выдвигаемые ней в пользу занятия 5-го места в диптихах, будем опираться на сообщение «Service Orthodoxe de presse» (SOP) 359 juin-juillet 2011 Pp.

http://bogoslov.ru/article/2239930

(Апост. 34; II Всел. 3; IV Всел. 28.) Толкование Настоящее правило [ 244 ] восстанавливает правило II Всел. 3 и IV Всел. 28, в которых говорится о преимуществах Константинопольского престола, и определяет, что он должен пользоваться равными и одинаковыми преимуществами с Римским престолом и столь же великим положением в церковных делах, будучи вторым после него только по порядку. Третьим же является Александрийский предстоятель, четвертым – Антиохийский и пятым – Иерусалимский, причем в указанной последовательности они мыслятся и называются только ради того, что это необходимо при перечислении. Прочти указанные выше правила и I Всел. 6, а также примеч. 17, в котором мы упоминаем о пяти патриархах. Правило 37 В разные времена происходили варварские нашествия, и множество городов из-за этого оказалось в руках беззаконных, так что предстоятель такого города не мог по совершении над ним рукоположения занять свой престол, утвердиться на нем в священническом назначении и затем по установившемуся обычаю совершать рукоположения и делать и предпринимать все, что подобает епископу. Ввиду этого мы, охраняя честь священства и уважение к нему и желая, чтобы нападение язычников ни в коем случае не наносило ущерба церковным правам, постановили: если кто рукоположен таким образом и по указанной причине не вступил на свои престолы, то не считать это поводом для обвинения. А посему совершать им рукоположения различных клириков согласно канонам, пользоваться властью председательства в соответствии со своим положением, и всякому исходящему от них распоряжению быть твердым и законным. Ибо вынужденность обстоятельств и ограниченность исполнения акривии не могут ограничить право управления. (Апост. 36; Анкир. 18; Антиох. 17, 18.) Толкование Настоящее правило определяет: поскольку некоторые архиереи после хиротонии не смогли отправиться на свои кафедры и в свои епископские области [ 245 ] из-за того, что те были захвачены в результате варварских нашествий, постольку мы, заботясь о сохранении почтения и уважения к архиерейскому сану и не допуская, чтобы варварское пленение создавало препятствие для соблюдения церковных прав, определяем, чтобы рукоположенные таким образом и не имевшие возможности из страха перед варварами утвердиться на своих кафедрах, беспрепятственно совершали хиротонии различных клириков своей епископской области, даже будучи вдали от нее (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

На состоявшемся 10 декабря заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято решение: «Выразить удовлетворение в связи с прибытием в Москву для участия в погребении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Предстоятелей и представителей всех Поместных Православных Церквей. Благодарить Святейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея, Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илию II, Высокопреосвященного митрополита Черногорского и Приморского Амфилохия, председательствующего в Священном Архиерейском Синоде Сербской Православной Церкви, Блаженнейшего Патриарха Румынского Даниила, Блаженнейшего Архиепископа Афинского и всей Эллады Иеронима, Блаженнейшего Архиепископа Тиранского и всей Албании Анастасия, Блаженнейшего Архиепископа Пражского, Митрополита Чешских Земель и Словакии Христофора, Высокопреосвященного Архиепископа Карельского и всей Финляндии Льва, а также Преосвященных представителей Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Болгарской, Кипрской, Польской и Американской Православных Церквей, Японской Автономной Православной Церкви за их участие в погребении Первосвятителя Русской Православной Церкви. Благодарить Святейшего Гарегина II, Верховного Патриарха и Католикоса всех армян, высоких представителей Римско-Католической Церкви, Коптской и Маланкарской Церквей, Ассирийской Церкви Востока, Церкви Англии, Евангелической Церкви в Германии, Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии, Церкви Норвегии, Всемирного Совета Церквей и Конференции Европейских Церквей, а также глав и представителей российских протестантских церквей и общин, председателя Духовного управления мусульман Кавказа шейх-уль-ислама Аллахшукюра Паша-заде, генерального секретаря Всемирной комиссии по сближению мазхабов аятоллу Али Тасхири, а также других высоких представителей мусульманских, иудейских и буддийских общин за присутствие на погребении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Выразить благодарность Президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву и Председателю Правительства Российской Федерации В.В. Путину за участие в траурных мероприятиях, связанных с кончиной Святейшего Патриарха Алексия, а государственным структурам Российской Федерации — за содействие в организации и проведении траурных мероприятий, оказанное согласно распоряжению Президента России.

http://patriarchia.ru/db/text/514705.htm...

Обширная статья нового тома энциклопедии посвящена Игнатию (Римскому-Корсакову), митр. Тобольскому и Сибирскому, видному иерарху Русской Церкви конца XVII в., другу и сподвижнику Патриарха Московского и всея Руси Иоакима, крупному духовному писателю. Отдельная публикация рассказывает о жизни и церковной деятельности ныне здравствующего Предстоятеля Антиохийской Православной Церкви — Блаженнейшего Патриарха Антиохийского и всего Востока Игнатия IV. Значительный интерес представляют публикации, повествующие о деятелях, сыгравших негативную роль в церковной жизни, но оставивших весьма заметный след в истории Русской Церкви: Патриархе Московском и всея Руси Игнатии, ставленнике Лжедмитрия I, впоследствии перешедшем в униатство, и Игнатии Соловецком, одном из лидеров старообрядческого раскола. Немало статей нового тома посвящено святым и церковным деятелям, носившим имена «Иеремия» и «Иероним». Среди них наиболее важными являются статьи, посвященные Патриарху Константинопольскому Иеремии II Траносу, сыгравшему ключевую роль в установлении Патриаршества на Руси в 1589 г., и Львовскому епископу Иеремии Тиссаровскому, видному православному церковному деятелю Речи Посполитой начала XVII в., борцу с Брестской унией. Обширнейший по объему материал посвящен жизни и богословскому наследию блаженного Иеронима Стридонского (V в.), крупнейшего отца Западной Церкви. Обращает на себя внимание статья об Иерониме (Экземплярском), архиепископе Варшавском и Привислинском, крупной русском церковном писателе XIX в. Двум Предстоятелям Элладской Православной Церкви — Иерониму I и ныне здравствующему Иерониму II — также посвящены публикации в новом, 21-м томе энциклопедии. Немалый интерес представляет и статья об Иерониме Пражском, чешском мыслителе XIV-XV вв., одном из вождей гуситов. В новом томе также присутствует материал, повествующий о священномученике Иерофее, первом епископе Афинском. Церковно-географическую и страноведческую тематику в 21-м томе продолжают статьи об Ижевской и Удмуртской епархии и Государстве Израиль.

http://patriarchia.ru/db/text/730804.htm...

Также отметим, что идея проведения в Москве Вселенского Собора Православной Церкви (именно в таком формате рассматривал московскую встречу 1948 года И.В. Сталин) натолкнулась на саботаж со стороны греческих Церквей и в первую очередь — Константинопольской Церкви, пытавшейся распространить свою гегемонию на православный мир после установления вынужденной изоляции Русской Церкви, продолжавшейся до середины 1940-х годов и не отказавшейся впоследствии от этой тенденции. Неудача (с точки зрения государства) московского совещания во многом повлияла на некоторое охлаждение государственно-церковных отношений. Но на этом моменте мы остановимся позднее, а сейчас отметим важные для Русской Православной Церкви последствия внешней политики на Ближнем Востоке. Возвращение русского влияния в Палестине и в остальном православном (а отчасти греческом) мире началось ещё в 1945 году, когда в работе Поместного Собора РПЦ принимали участие предстоятели Александрийской и Антиохийской Церквей и представители Константинопольской и Иерусалимской Церквей. Дальнейшим шагом в этом направлении стало паломничество Святейшего Патриарха Алексия I в Святую Землю в мае 1945 года, когда патриарх посетил Иерусалим и его окрестности, общался с патриархом Иерусалимским Тимофеем, затем на Кипре встретился с Александрийским патриархом Христофором, посетил Бейрут и Дамаск, где состоялась его беседа с патриархом Антиохийским Александром. Как известно, внешняя политика советского государства, её ближневосточный вектор активно способствовали образованию еврейского (арабо-еврейского) государства на подмандатной британской территории в Палестине. 15 мая 1948 года Советский Союз признал государство Израиль, и вскоре израильское правительство передало СССР часть земельных участков, строений и имущества Русской духовной миссии. В конце 1948 года правительство СССР перевело имущество миссии в ведение Русской Православной Церкви. При этом параллельно продолжала действовать миссия, находившаяся в юрисдикции Русской Православной Церкви Заграницей.

http://pravoslavie.ru/37154.html

В ХХ веке Поместные Православные Церкви оказались в совершенно новых условиях, требующих от них оперативного и скоординированного решения многих вопросов и проблем, возникающих в сфере межцерковных и межправославных отношений. Следует признать, что стабильные механизмы решения подобных проблем в Православной Церкви отсутствуют до сих пор. Предложенная трактовка 34-го Апостольского и 9-го Антиохийского правил не противоречит возможности реализации лежащего в их основе принципа на уровне Вселенской Церкви. Если экстраполировать указанный принцип на универсальный уровень, в решении вопросов, выходящих за рамки внутренней жизни автокефальных Церквей, особая координирующая роль могла бы принадлежать епископу признанного всеми первенствующего престола при условии соборного участия в принятии решений предстоятелей (непосредственно или через их полномочных представителей) остальных Поместных Церквей. Это могло бы существенно снизить остроту проблем, связанных с провозглашением и признанием новых автономий и автокефалий, скоординировать деятельность Поместных Церквей в окормлении диаспор и т.д. Второе Предложенное понимание 34-го Апостольского правила не дает оснований считать параллельные юрисдикции в диаспорах канонической и экклезиологической аномалией и избавляет от необходимости искать спорные канонические решения проблемы диаспоры наподобие тех, которые предлагаются сегодня представителями Константинопольского Патриархата. Очевидно, что по смыслу 34-го Апостольского правила реальные пастырские задачи по духовному окормлению диаспоры требуют преимущественного учета «этнографического», а не «топографического» принципа в решении вопроса о юрисдикции этих общин. В условиях глобализации современного мира административно-территориальный критерий в организации церковной жизни начинает играть в диаспоре гораздо меньшую роль, по сравнению с этнокультурным критерием. Легкость в коммуникации, объясняющаяся единством языка, общность культурно-бытовых традиций, единство культурной и исторической самоидентификации, а также схожесть внешних условий, в которых пребывают православные, оказавшиеся в рассеянии, делают целесообразным окормление этих общин своими епископами, входящими в юрисдикцию первенствующего епископа своего «народа».

http://bogoslov.ru/article/2607957

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010