Как отметил предстоятель РПЦ, особой болью для Русской Православной Церкви является ситуация на Украине, где сегодня страдает каноническая Церковь. «Мы благодарны всем Поместным Православным Церквам, которые выражают солидарность с нашей Украинской Православной Церковью и оказывают ей духовную, молитвенную и моральную поддержку», – сказал Патриарх Кирилл, упомянув открытую поддержку, которую Патриарх Иоанн оказывает канонической Украинской Церкви, в том числе в своих письмах. Предстоятель РПЦ также упомянул о том, что в октябре прошлого года Синод Антиохийского Патриархата ясно высказался против создания параллельных церковных юрисдикций в пределах канонических границ существующих Патриархатов или автокефальных Церквей, имея в виду, в том числе, сложные обстоятельства, в которых существует на Украине Православная Церковь. Предстоятель Русской Православной Церкви также приветствовал сделанное 19 октября 2018 года Патриархом Антиохийским Иоанном Х и Патриархом Сербским Иринеем совместное заявление, в котором ситуация, сложившая на Украине в результате действий Константинопольского Патриархата, названа «угрозой, способной вызвать длительное разделение в Православной Церкви». «Обращаясь к Патриарху Варфоломею, Вы призвали его не принимать никаких решений, которые бы не имели консенсуса Православных Церквей, – также упомянул Патриарх Кирилл. – Действительно, принцип консенсуса принят в основу принятия решений всей полнотой Православной Церкви. Относительно употребления принципа консенсуса при принятии решений однозначно высказывались собрания глав Поместных Православных Церквей и иные общеправославные собрания, которые имели место в последнее время». «Ваша Церковь тоже проходит через непростое время, и Ваше сердце страдает от того, что происходит, в том числе, на сирийской земле», – сказал далее Патриарх Кирилл. Он с удовлетворением отметил, что между Антиохийским и Московским Патриархатами развивается сотрудничество в гуманитарной сфере, в том числе направленное на поддержку Антиохийской Православной Церкви.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Среди молившихся были прихожане Антиохийского подворья, а также группа окормляемых Антиохийской Церковью верующих, всего 110 человек, которые совершают паломничество в Россию из Ливана, Сирии и других стран. Богослужебные песнопения исполнил хор Антиохийского подворья (регент Л.А. Никулина). Богослужение совершалось на церковнославянском и арабском языках. Трансляция Литургии для стран ближневосточного региона осуществлялась ливанскими телеканалами MTV и Tele Lumiere. В России трансляция богослужения шла на телеканале «Союз» . После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви совершил молитву о мире на Украине. За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил диакона Алексия Желудкова, клирика храма Спаса Преображения Патриаршего подворья в Переделкине, в сан иерея. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Георгий Фомин, клирик Антиохийского подворья. По окончании Литургии митрополит Филиппопольский Нифон приветствовал Святейшего Патриарха и преподнес Его Святейшеству икону Архангела Гавриила. Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. «Благодарю Бога, что Он сподобил меня совершить богослужение в престольный день этого храма. Скоро исполняется 40 лет, как владыка Нифон был назначен представителем в Москве, и 75 лет со дня его рождения, — сказал, в частности, Предстоятель. — Сегодня мы начинаем юбилейные торжества, а завершим их в декабре месяце, когда я смогу выразить владыке свою любовь и признательность видимыми знаками уважения от лица Русской Православной Церкви». «Сегодня я хотел бы вспомнить замечательную историю отношений Святой Антиохии и Руси, — продолжил Святейший Владыка. — Она началась с визита Патриарха Иоакима в Москву. Это был первый восточный Патриарх, который вступил в град Москву. Он увидел всю красоту церковной жизни, увидел величие Русской Церкви, и тогда впервые возникла мысль о том, что Русскую Церковь должен возглавлять иерарх в сане Патриарха. Блаженнейший Патриарх Иоаким сделал очень многое для того, чтобы эта мысль осуществилась.

http://patriarchia.ru/db/text/4573142.ht...

Затем межрелигиозная делегация из России направилась в кафедральный собор Антиохийской Православной Церкви , посвященный Успению Пресвятой Богородицы и носящий имя Марьямия. Члены делегации присутствовали за Божественной литургией, которую совершил Блаженнейший Патриарх Великой Антиохии и всего Востока Иоанн X . По окончании богослужения Его Блаженство приветствовал российскую делегацию, прежде всего выразив сердечную благодарность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за его попечение о страдающей Сирии. Предстоятель Антиохийской Православной Церкви отметил: «Совсем недавно мы посещали Россию для участия в торжествах по случаю столетия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви. Неделя, проведенная в Москве, стала лучшим временем в нашей жизни. Мы много беседовали с Его Святейшеством, встречались с Президентом России Владимиром Путиным и никогда не забудем этих встреч. Мы несказанно благодарны России за помощь в освобождении Сирии от террористов. А ее усилия по налаживанию диалога между сирийцами считаем жизненно важными для нашей страны». Затем члены межрелигиозной делегации из России и духовенство Антиохийской Православной Церкви совместно раздали людям коробки с гуманитарным грузом. В данном пункте единовременно было роздано 500 коробок продуктов. Многие из получивших помощь людей испытывают крайнюю степень нужды и страдают от недоедания. После раздачи помощи в здании Патриархии состоялось общение российской делегации с Блаженнейшим Патриархом Великой Антиохии и всего Востока Иоанном X. Его Блаженство попросил передать слова самой глубокой признательности своему собрату Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, а также руководству и верующим всех религиозных общин России за собранную помощь. Руководитель межрелигиозной делегации иеромонах Стефан (Игумнов) выразил от ее имени признательность Блаженнейшему Патриарху Иоанну за теплый прием и испросил благословение на дальнейшее проведение благотворительной акции, отметив важность того факта, что она началась с мусульманского центра в Дамаске и с собора Антиохийской Православной Церкви. Отец Стефан подчеркнул, что эта Церковь является древнейшей на сирийской земле и до сих пор окормляет крупнейшую христианскую общину этой страны, а собор Марьямия представляет собой главный христианский центр Дамаска.

http://patriarchia.ru/db/text/5142953.ht...

Затем межрелигиозная делегация из России направилась в кафедральный собор Антиохийской Православной Церкви, посвященный Успению Пресвятой Богородицы и носящий имя Марьямия. Члены делегации присутствовали за Божественной литургией, которую совершил Патриарх Великой Антиохии и всего Востока Иоанн X. По окончании богослужения Иоанн X приветствовал российскую делегацию, прежде всего выразив сердечную благодарность Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за его попечение о страдающей Сирии. Предстоятель Антиохийской Православной Церкви отметил: «Совсем недавно мы посещали Россию для участия в торжествах по случаю столетия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви. Неделя, проведенная в Москве, стала лучшим временем в нашей жизни. Мы много беседовали с Его Святейшеством, встречались с президентом России Владимиром Путиным и никогда не забудем этих встреч. Мы несказанно благодарны России за помощь в освобождении Сирии от террористов. А ее усилия по налаживанию диалога между сирийцами считаем жизненно важными для нашей страны». Затем члены межрелигиозной делегации из России и духовенство Антиохийской Православной Церкви совместно раздали людям коробки с гуманитарным грузом. В данном пункте единовременно было роздано 500 коробок продуктов. Многие из получивших помощь людей испытывают крайнюю степень нужды и страдают от недоедания. После раздачи помощи в здании Патриархии состоялось общение российской делегации с Патриархом Великой Антиохии и всего Востока Иоанном X. Он попросил передать слова самой глубокой признательности своему собрату Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, а также руководству и верующим всех религиозных общин России за собранную помощь. Руководитель межрелигиозной делегации иеромонах Стефан (Игумнов) выразил от ее имени признательность Патриарху Иоанну за теплый прием и испросил благословение на дальнейшее проведение благотворительной акции, отметив важность того факта, что она началась с мусульманского центра в Дамаске и с собора Антиохийской Православной Церкви. Отец Стефан подчеркнул, что эта Церковь является древнейшей на сирийской земле и до сих пор окормляет крупнейшую христианскую общину этой страны, а собор Марьямия представляет собой главный христианский центр Дамаска.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В рамках обзора межправославных отношений Русской Православной Церкви Святейший Владыка упомянул о кончине Святейшего Патриарха Сербского Павла и избрании на Сербский Патриарший престол епископа Нишского Иринея , а также коснулся вопросов взаимодействия с Болгарской Православной Церковью , Православной Церковью в Чешских землях и Словакии , Православной Церковью в Америке . Также Предстоятель Русской Православной Церкви сообщил о готовящихся официальных визитах в Александрийский и Антиохийский Патриархаты. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл рассказал о развитии православного  присутствия в Азии: «В июне был освящен храм в честь Святой Троицы в Улан-Баторе, закладку которого я совершил летом 2001 года, будучи председателем ОВЦС. А в декабре в рамках торжеств по случаю 10-летия Православия в Таиланде состоялись освящение храма в честь Всех святых в Паттайе, закладка Троицкого храма на Пхукете и Успенского храма в Ратчабури. В октябре освящен православный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы — духовный памятник Российской духовной миссии в Пекине, расположенный на территории Посольства России в Китайской Народной Республике». «В ноябре 2009 года состоялся визит в Китай делегации Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации с участием представителей Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, возглавлявшейся архиепископом Волоколамским Иларионом , — продолжил Святейший Владыка. — Прошли переговоры с руководством Государственного управления по делам религий, было достигнуто взаимопонимание по вопросам развития российско-китайских контактов и сотрудничества в религиозной сфере и подготовки Русской Православной Церковью китайских православных студентов». Обратившись к вопросу о взаимоотношениях с Римско-Католической Церковью, Предстоятель Русской Церкви подчеркнул: «Наши позиции совпадают по многим проблемам, которые современный мир ставит перед христианами. Это агрессивная секуляризация, глобализация, размывание норм традиционной морали. Стоит отметить, что по этим вопросам последовательную позицию, близкую православной, занимает Папа Римский Бенедикт XVI ».

http://patriarchia.ru/db/text/1061567.ht...

Наблюдатели задолго до 2000-летия Рождества предсказывали возможность провокаций на Святой Земле. Православные паломники по своему опыту хорошо знают о множестве трудностей и препон, с которыми вынуждены сталкиваться представители Русской Православной Церкви в Израиле. " Православие 2000 " ГЛАВЫ ПОМЕСТНЫХ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕРКВЕЙ В РОЖДЕСТВЕНСКИЙ СОЧЕЛЬНИК СОВЕРШИЛИ СОВМЕСТНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ В ХРАМЕ РОЖДЕСТВА В ВИФЛЕЕМЕ Рождественский сочельник был ознаменован в Вифлееме совместным богослужением предстоятелей Поместных Православных Церквей. На богослужении, которое совершалось на греческом, арабском, русском, болгарском и других языках, на которых проповедуется Православие, присутствовали в качестве почетных гостей главы государств, народы которых исповедуют православие. По окончании богослужения мэр Вифлеема Ханнасер принял Предстоятелей Поместных Православных Церквей. Мэр отметил, что для Палестинской автономии нынешнее празднование представляет собой испытание на ее государственность. Эти дни, сказал он, показали, что Палестинская автономия способна организовать подобные торжества. Мэр города Вифлеем наградил Предстоятелей Поместных Церквей золотой медалью " Вифлеем-2000. Рождество " . Высокие награды получили Константинопольский Патриарх Варфоломей, Патриарх Иерусалимский Диодор, Патриарх Московский и всея Руси Алексий П, а также Предстоятели Болгарской, Грузинской, Кипрской, Элладской, Румынской, Польской и Сиро-Халдейской церквей. Мэр также передал награды отсутствовавшим на этой встрече предстоятелям Александрийской, Антиохийской и Сербской Православных Церквей. Поблагодарив за награды от имени всех Предстоятелей, Константинопольский Патриарх Варфоломей в ответном слове подчеркнул, что Вифлеем можно назвать " истинной столицей третьего тысячелетия " . ОРК/Православие 2000 СОСТОЯЛОСЬ ОЧЕРЕДНОЕ ЗАСЕДАНИЕ СВЯЩЕННОГО СИНОДА УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА 28 декабря 1999 года в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре под председательством Предстоятеля УПЦ митрополита Владимира состоялось очередное заседание Священного Синода УПЦ. Священный Синод имел суждение о праздновании в Украине великого юбилея Христианства - 2000-летия Рождества Христова. 2000-й год был объявлен юбилейным и благословлено проведение юбилейных мероприятий на общецерковном уровне, во всех епархиях, благочиниях, монастырях, духовных школах и приходах УПЦ. По случаю великого юбилея Священный Синод УПЦ обратился с Посланием к народу Украины. Также Священный Синод обратился к Президенту Украины, Верховной Раде и Правительству Украины с просьбой принять закон " Об амнистии по случаю 2000-летия Рождества Христова " . На заседании также были рассмотрены вопросы жизни епархий УПЦ. Сервер УПЦ-МП/Православие 2000

http://pravoslavie.ru/news/index03.htm

«1 июня 2016 года Болгарская Православная Церковь призвала отложить проведение Собора и заявила о своём неучастии в нём в случае его проведения в объявленные сроки. Через несколько дней с подобными заявлениями выступили Антиохийская и Грузинская Церкви, а также Сербская Православная Церковь, позднее изменившая своё решение и участвовавшая в Соборе. Причинами, побудившими эти Церкви к такому решению, было возникновение в ряде Поместных Церквей критических замечаний к проектам соборных документов, которые были опубликованы по завершении работы Собрания Предстоятелей Православных Церквей в Шамбези в январе 2016 года, а также продолжающееся отсутствие общения между Антиохийским и Иерусалимским Патриархатами, которое так и не удалось преодолеть в предсоборный период, не удаётся и доныне. Необходимо подчеркнуть, что Антиохийская Церковь с самого начала заявляла, что сможет участвовать во Всеправославном Соборе лишь в том случае, если будет своевременно разрешён её конфликт с Иерусалимской Церковью, вызванный спором вокруг церковной юрисдикции над Катаром. По этой причине представителями Антиохийской Церкви не были подписаны ни Решения Собрания Предстоятелей в Константинополе 2014 года, постановившего созвать Собор в 2016 году, ни Решения Собрания Предстоятелей в Шамбези в минувшем году, назначившего точную дату его проведения. Не был подписан также и разработанный в Шамбези Регламент организации и работы Святого и Великого Собора Православной Церкви», - отмечает Предстоятель Русской Церкви. «В этих непростых условиях, - продолжает он, - дважды проводились внеочередные заседания Священного Синода нашей Церкви. На заседании 3 июня было принято решение направить Святейшему Патриарху Константинопольскому Варфоломею и Предстоятелям всех Поместных Церквей предложение провести в ближайшее время экстренное Всеправославное предсоборное совещание, на котором можно было бы постараться прийти к согласию по принципиальным вопросам. На том же заседании Синод отметил, что неучастие в Соборе хотя бы одной из общепризнанных автокефальных Православных Церквей " составляет непреодолимое препятствие для проведения Святого и Великого Собора " . Синодом также были утверждены поправки нашей Церкви к вызвавшим более всего критических замечаний двум проектам соборных документов, " сформулированные на основе высказанных суждений архиереев, клириков, монашествующих и мирян " » .

http://ruskline.ru/news_rl/2017/11/29/re...

Во-вторых, отцы отмечают, что Его Святейшество Патриарх Константинопольский Варфоломей подчеркивал этот принцип во время предсоборных подготовительных совещаний. В частности, он решил приостановить работу подготовительной комиссии в 1999 году из-за ухода одной Церкви с упомянутого совещания. В результате этого подготовительная работа к Великому Собору была отложена на десять лет. Отцы недоумевают, как отсутствие одной Церкви могло повлечь за собой приостановку подготовительной работы Собора, а отсутствие четырех Церквей не явилось препятствием для проведения самого «Великого Собора» ! В-третьих, отцы отмечают, что принцип консенсуса был подтвержден, когда подготовка к Собору продолжилась в 2009 году. На Четвертой подготовительной конференции в 2009 году консультант Антиохийской делегации приснопамятный доктор Альберт Лахам подчеркнул важность этого принципа в процессе принятия решений, напомнив, что, если нет единогласия по одному вопросу, то этот вопрос направляется подготовительной комиссии для дальнейшего изучения, как гласят правила процедуры Всеправославных предсоборных совещаний. В то время данное предложение было одобрено всеми Церквями-участниками, включая председателя совещания. Благодаря этому предложению было принято решение по вопросу о диаспоре и епископских конференциях. В-четвертых, отцы повторяют, что позиция Антиохийского Патриархата, содержащая призыв достичь единогласия через обеспечение консенсуса всех автокефальных Православных Церквей по вопросам повестки дня, имела целью достижение православного единства в подготовительный период, в соответствии с православной традицией. Антиохийская Церковь не ожидала, что этот устойчивый принцип, о котором она напомнила, станет спорным вопросом, и от него откажутся те, кто первоначально установили его и защищал как гарантию православного единства. Этого единства нельзя достичь, если хотя бы одна Церковь исключена из процесса принятия решений или если ее предложения игнорируются. Хотелось бы отметить, что на Совещании Предстоятелей Церквей в январе 2014 года этот принцип был подтвержден, когда было одобрено, что все решения Собора и подготовительного периода должны приниматься путем консенсуса. Отцы задаются вопросом: как этот консенсус может быть достигнут в связи с отказом Антиохийской Церкви подписать решения упомянутого совещания предстоятелей (2014 года) и совещания Предстоятелей в Шамбези в 2016 году? Как мог быть достигнут консенсус на Крите при отсутствии четырех Поместных Церквей?

http://pravoslavie.ru/95003.html

Сердечно приветствую досточтимых иерархов, которые сопутствуют Вам, клириков и благочестивых мирян, и от всей нашей Церкви сердечно говорю вам: добро пожаловать в Москву, в Россию». В ответном слове Предстоятель Антиохийской Церкви поблагодарил Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла за теплые слова, выражающие любовь, поддержку и утешение. Блаженнейший Патриарх Иоанн подчеркнул: «Я приехал к вам с мирным визитом. Мой мир — во Христе, родившемся в Вифлееме и явившемся Вселенной светом неприступным. Я прибыл к вам, неся мир Христов с земли, с которой начался рассвет христианства. Эта земля связана с Его непорочным именем. Я прибыл из Антиохии, неся в своем сердце молитву каждого ребенка, женщины, старика за вас. Я приехал из места, близкого к Сидону и Галилее, оттуда, где Павел искал верный путь и крестился. Я приехал к вам из страны Игнатия Богоносца и из мест по соседству с монастырем Симеона Столпника возле Алеппо, из ущелья святой Феклы в Маалюле. Я прибыл к вам послом любви народа нашей Церкви, неся вам его живую веру. Я приехал сегодня, со скорбью неся в моем сердце глубокий вздох матерей, стон младенцев и воздыхание стариков из-за того, что происходит в Сирии и в нашем регионе и что назвали «весной». Я нахожусь здесь, дабы передать любовь Антиохии и обогащаться Вашей любовью и любовью моих братьев в России. Я нахожусь среди вас, дабы обогатить себя вашим благочестием и объединить мои молитвы с молитвами ваших детей, прося Младенца в Вертепе, дабы Он вас сохранил и даровал России, церковному народу и государству безмятежность, благоденствие и благополучие. Я нахожусь среди вас, дабы разделить ваши переживания и поделиться с вами переживаниями народа нашей Антиохийской Церкви, потому что мы все — Тело Христово. Когда Вы навещали нас, почтенный Брат, призрак тревоги уже овладел нашей Родиной. Мы молимся Господу, дабы Он хранил в вашей стране мир и дал его нашей стране, даровав нам возможность Вас встречать, когда она будет в благополучии, дабы Вы познакомились с нашим прекрасным народом, живущим сейчас под тягостным крестом в ожидании благовестия Воскресения и твердой надежде на помощь Воскресшего Господа.

http://patriarchia.ru/db/text/3538585.ht...

В данных параграфах, по нашему мнению, не отражен важный момент развития идеи примата в Восточных Церквах, а именно: опущено учение об особой роли предстоятелей главных кафедр, которое либо вытекало из представления о преимущественном пользовании прерогативами «примата Петра», либо понималась как-то иначе. Для самого документа такое опущение, возможно, правильно, так как он представляет собой проект соглашения, в котором не должны быть выписаны все нюансы, однако для прояснения ситуации вполне полезно было бы сделать некоторые комментарии. Рассматривая вопрос о примате Римского епископа, развитии и различном понимании этого понятия, стоит обратить внимание на сходные процессы относительно развития прав и понимания служения предстоятелей других патриархатов, которым также в некоторых случаях усваивался примат. Изучение этого вопроса может дать большую ясность картине развития церковных институций как в богословском, так и в каноническом аспекте. В рамках данной статьи нашей задачей будет рассмотреть, какие представления о власти и служении патриархов существовали в Антиохийском Патриархате и Селевкийском Католикосате V в. Следует сказать сразу, что никаких прямых данных относительно Антиохии мы не имеем, именно поэтому нам придется воспользоваться косвенным путем и взглянуть на Антиохию через соседние епархии Персии. Персидские епархии, по мнению представителей Антиохийского Патриархата входили в его состав, но реально представляли совершенно независимую Поместную Церковь, находящуюся вне границ Византийской империи. В течение V в. происходила борьба персидских епископов за формальное провозглашение независимости от Антиохийского Патриархата. Эта борьба неожиданно донесла до нас интересное учение, бытовавшее в Антиохии, но не донесенное до нашего времени прямыми источниками – учение об особом служении Антиохийского Патриарха, как преемника апостола Петра. 1.    Селевкийский собор 410 г. Если на византийском Востоке мы можем найти только общие упоминания различных писателей о том, что «примат Петра» распространяется на всех епископов вообще, то исследователи обыкновенно почему-то забывают об еще одной важной Православной Поместной Церкви невизантийского, но оттого не менее православного Востока – Церкви в сасанидском Иране . Вплоть до начала несторианских споров это была полноценная часть Вселенской Церкви, со своей специфической организацией и любопытной историей. Даже после того, как разразилась несторианская смута, и Церковь в Персии заняла двусмысленную позицию в данном отношении, еще долгое время сложно будет говорить о ней, как об отпадшей от Вселенского Православия. Но в нашем случае будет рассматриваться бесспорный период ее истории до 431 г., когда персидским христианам не предъявлялись никакие догматические упреки, и они представляли собой обычные православные епархии Востока.

http://bogoslov.ru/article/1841861

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010