Arhiva Episcopul de Ba Irinei: Nimeni nu are dreptul s se joace cu ordinea canonic multisecular a Bisericii Ortodoxe 5 ianuarie 2021 19:27 В конце декабря 2020 года иерарх Сербской Православной Церкви епископ Бачский Ириней дал интервью газете «Печат» (Сербия), в котором коснулся, в частности, таких тем, как последствия действий Константинопольского Патриарха на Украине для единства всего Православия и опасность, которую представляют для соборности в Церкви антиканонические решения Константинополя. Вниманию читателей предлагается перевод этих фрагментов интервью на русский язык. — Положение Сербской Православной Церкви исторически всегда было сложным и предполагало преодоление трудностей и испытаний — как земных, так и духовных. Теми, кто уже давно испытывает озабоченность будущим Православия, часто говорится о введении неопапизма, за которым стоят Константинопольский Патриархат и Патриарх Варфоломей. В том, что касается раскола на Украине, Сербская Православная Церковь заняла позицию, основанную на каноническом Предании. В этой связи Русская Православная Церковь высоко оценила принципиальность Сербской Православной Церкви и блаженнопочившего Патриарха Иринея. Тем не менее, грекоязычные Поместные Церкви (хотя и не все), включая с недавних пор и Кипрскую, разделили позицию Патриарха Константинопольского Варфоломея, которая, по меньшей мере, проблематична. Как Вам видится перспектива развития событий, вызвавших сильнейшее потрясение в православном мире? — Проблема «неопапизма», о которой Вы упомянули, к сожалению, в самом деле существует. Произошла следующая эволюция: Константинопольский Патриархат — Церковь-Мать для Сербской Православной Церкви, что является фактом, который не имеем права забыть и который никогда не забываем, — совершила противоканоническое вторжение в юрисдикцию Русской Православной Церкви, «реабилитировав» раскольнические общины на Украине, но, к сожалению, не положила конец расколу на Украине и не смягчила его, но, напротив, углубила и продолжила. Расколы, существовавшие до недавних пор на территории Украины, перекинулись оттуда на весь православный мир. Было разорвано каноническое и литургическое общение Московского Патриархата с Константинопольским Патриархатом, а также с теми Предстоятелями и епископами отдельных Церквей, которые признают нераскаянного раскольника Епифания — точнее, гражданина Думенко — легитимным митрополитом Киевским и автокефальным (!) Предстоятелем Церкви на Украине, где, тем не менее, живет и действует авторитетный и признанный Поместными Православными Церквами митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий , с которым — свыше сотни канонических епископов с более чем пятнадцатью тысячами священников и десятками миллионов верующих. Несоборное одностороннее признание раскольнических групп, между тем, вызвало не только раскол между Церквами, но также разделения и трения внутри Церквей, о чем свидетельствуют споры между епископами и богословами в Греции и на Кипре.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5746381...

#ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть «Собрание будет бесполезным, поскольку участники будут несогласны друг с другом» Патриарх Константинопольский Варфоломей отказался от всеправославного обсуждения темы Украины 10:09 02.03.2019 1984 Патриарх Константинопольский Варфоломей отказался от всеправославного обсуждения темы Украины . Об этом он написал Предстоятелю Антиохийской Православной Церкви, пишет Патриархия.ru. Как сообщалось ранее, Блаженнейший Патриарх Великой Антиохии и всего Востока Иоанн неоднократно обращался с призывом к диалогу по украинской церковной ситуации при участии всех глав Поместных Православных Церквей. В ответном послании Патриарха Константинопольского Варфоломея говорится: «С великой радостью обращаемся к Вам, братски лобызая Ваше Блаженство в Господе! Мы получили и читали внимательно письмо Вашего Возлюбленного Блаженства, 100 от 31 декабря прошлого года, в котором Вы просите собрать Собор Предстоятелей Православных Церквей для того, чтобы уладить проблему в Украинской Церкви». «В ответ Мы Вас информируем, что после того, когда четыре Православных Церкви, с церковной и богословской точки зрения без причины, отказались присутствовать в деле Вселенского Священного Собора, чему нет оправданий, и Ваша древняя Церковь была одной из них, Вселенский Патриархат имеет серьёзное основание воздержаться от такого собрания на общеправославном уровне, которое будет бесполезным, поскольку приведет к согласию только в том, что участники будут несогласны друг с другом», - пишет Патриарх Варфоломей.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/03/02/so...

В 856 г. к власти пришел близкий друг Фотия патрикий Варда. В 858 г. Варда сослал на о. Теревинф обвиненного в заговоре патриарха Игнатия и уговорил Фотия согласиться слать новым Константинопольским патриархом 1179 . Хотя патриарх Игнатий не подписал никакого документа о своей отставке 1180 , Константинопольский Синод не стал поддерживать сосланного иерарха, а, вопреки канонам, приступил к выбором нового предстоятеля. Митрополиты Синода планировали воспользоваться насильственным удалением непопулярного Игнатия и избрать нового патриарха из своей среды, но император отвел все три предложенные Синодом кандидатуры и выставил собственного кандидата – Фотия. В результате митрополиты не осмелились оспорить предложенную императором кандидатуру и согласились с его решением. Однако Синод настоял на том, чтобы императорский кандидат предварительно принес присягу, что он не принадлежит к расколу митрополита Григория Асвесты 1181 . Фотий принес требуемую присягу, но почти сразу же после выборов демонстративно соединился с Григорием Асвестой и именно его пригласил возглавить свое епископское рукоположение 1182 . Вскоре после этого за нарушение данной при избрании присяги от Фотия отложилась группа иерархов, которые собрались на собор в храме Св. Ирины 1183 , объявили недействительным рукоположение Фотия и стали поддерживать сосланного Игнатия, каковой никогда и не переставал считать именно себя законным Константинопольским патриархом. В ответ Фотий собрал в 859 г. церковный собор в храме Св. Апостолов, на котором по неизвестным нам обвинениям все игнатиане и даже сам находящийся в ссылке 1184 патриарх Игнатий были преданы анафеме 1185 . Большинство духовенства поддержало ставленника государственной власти, но некоторые архиереи и влиятельные игумены монастырей, в частности игумен Студийского монастыря Николай Студит, стали на сторону Игнатия 1186 . В ходе начатых кесарем Вардой жестоких репрессий Фотий старался смягчить тяжесть телесных наказаний для своих противников, но полностью поддерживал административный характер гонений на тех, кто не признавал его патриаршего сана 1187 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Глава VI. Поместные церкви на Балканах 1. Болгарские церкви: Охрид и Тырново Болгарский патриархат, первоначально учрежденный царем Симеоном в Преславе, уже при царе Петре был перенесен в Доростол (или Дристра, или Силистрия) на Дунае. Когда в 971 году этот город взяли византийские войска, действующий патриарх Дамиан был смещен Иоанном Цимисхием 515 . С этого момента греческие источники перестают признавать за предстоятелем Болгарской церкви титул патриарха, называя его архиепископом. Не вполне ясно, почему его резиденция поочередно перемещалась: в Софию (древняя Сердика, по–славянски – Триадица), в Воден, в Моглену, в Преспу, наконец в Охрид – столицу царя Самуила; именовали себя эти предстоятели по–прежнему патриархами. Завоевав Болгарию в 1018 году, византийский император Василий II издал три грамоты о церковном управлении на завоеванных территориях 516 . В этих документах признается преемственность между Охридской «архиепископией» и патриархатом учрежденным при Симеоне и Петре, но не титул Болгарского патриарха – предстоятель назван в них святейшим архиепископом (γιτατος αρχιεπσκοπος Βουλγαρας). Впрочем, автокефальное положение этого архиепископа по отношению к Константинопольскому патриархату сохранялось. Назначать его должен был лично император. Согласно грамотам, юрисдикция этого архиепископа распространялась на все территории, входившие в состав Болгарии при царях Петре и Самуиле, включая даже местности, где говорили только по–гречески, и области, населенные влахами (румынами) и мадьярами (которые названы турками). В архиепископию вошло также большинство территорий, населенных сербами 517 . Василий II был настолько либерален, что даже назначил первым архиепископом Охрида болгарина по рождению Иоанна. Фактически, Охридская архиепископия, контролируемая империей, станет сотрудничать с военной администрацией Василия в Болгарии, реорганизованной императором в три византийских фемы (военно–административные единицы). Все преемники Иоанна на охридской кафедре будут греческими священнослужителями, нередко тесно связанными с кон» стантинопольским двором. Эта архиепископия сохранит статус автокефальной церкви вплоть до 1767 года, когда ее подчинят Константинопольскому патриархату 518 . Поскольку это будет сделано в одностороннем порядке и при поддержке турок, то в 1870 году болгары сошлются на прежний статус Охрида в оправдание учреждения независимого Болгарского экзархата (вопреки Вселенскому патриархату), объявив свой шаг реставрацией, а не нововведением 519 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Документы Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с незаконным вторжением Константинопольского Патриархата на каноническую территорию Русской Православной Церкви 14.09.2018 18:47 Заявление принято на внеочередном заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 14 сентября 2018 года (журнал 69). Священный Синод Русской Православной Церкви с глубоким сожалением и скорбью воспринял заявление Священного Синода Константинопольской Православной Церкви о назначении своих «экзархов» в Киев. Это решение принято без согласования с Предстоятелем Русской Православной Церкви и Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием — единственным каноническим главой Православной Церкви в Украине. Оно является грубейшим нарушением церковного права, вторжением одной Поместной Церкви на территорию другой. Более того, Константинопольский Патриархат позиционирует назначение «экзархов» как этап в реализации плана предоставления «автокефалии» Украине, который, согласно его заявлениям, необратим и будет доведен до конца. Стремясь обосновать претензии Константинопольского Престола на возобновление юрисдикции над Киевской митрополией, представители Фанара заявляют о том, что Киевская митрополия будто бы никогда и не передавалась в юрисдикцию Московского Патриархата. Подобные утверждения не соответствуют действительности и полностью противоречат историческим фактам. Первая кафедра Русской Православной Церкви, Киевская митрополия, на протяжении веков составляла с ней единое целое, невзирая на политические и исторические невзгоды, подчас расторгавшие единство Русской Церкви. Константинопольский Патриархат, в юрисдикцию которого изначально входила Русская Православная Церковь, до середины XV столетия последовательно отстаивал ее единство, что впоследствии нашло отражение в титулатуре Киевских митрополитов — «всея Руси». И даже после фактического переноса первосвятительской кафедры из Киева во Владимир, а затем в Москву митрополиты всея Руси продолжали именоваться Киевскими.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Закрыть itemscope itemtype="" > Из-за фигуры Патриарха Варфоломея выглядывают уши Ватикана Константинопольский Патриарх - марионетка в руках более серьезных политических сил. В первую очередь - того же Ватикана, во вторую – США 06.09.2018 3422 Время на чтение 5 минут 31 августа Патриарх Кирилл нанес визит Константинопольскому Патриарху Варфоломею. Хотя в последовавшем за ним интервью Предстоятель Русской Церкви заявил, что встреча прошла хорошо, всего через пару дней последовало нечто вроде революции в стамбульском квартале под названием Фанар. Здесь проходил Синаксис Константинопольской Церкви, который 2 сентября заявил: «Константинопольский Патриархат может предоставлять автокефалию без каких-либо согласований» (с иными заинтересованными Православными Церквами). Заметим, что именно с подобных этим наглых заявлений начался видимый раскол между Церквами Рима и Константинополя в IX веке. Тогда низвергнутый Царской властью Патриарх Игнатий обратился к папе Николаю с просьбой о защите. Результатом вмешательства Рима во внутренние дела Константинопольской Церкви стала смута, на преодоление которой потребовались десятилетия. Папа Николай отстаивал следующий принцип: низвержение Игнатия без согласия Римского престола недействительно, равно как недействительно и возведение в патриаршее достоинство Фотия, поскольку Рим обладает верховной властью над всеми другими Церквами. По прошествии почти 12 веков нынешний Патриарх Варфоломей, не имея ни обширной паствы, ни могущества папы Николая, решил пойти по его стопам. Это его движение, не имея внутренних оснований, говорит лишь о том, что он марионетка в руках более серьезных политических сил. В первую очередь - того же Ватикана, во вторую – США. Америка заинтересована в переформатировании Украины из части Русского мipa в разряд западной колонии, что предполагает прежде всего коренное изменение сознания. Для этого нужна полноценная религиозная смута. Ватикан, целенаправленно ведущий экспансию на Восток, еще более заинтересован в том, чтобы православные граждане Украины напрямую подчинялись давно им прирученному Фанару.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/09/06/iz...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Патриарху Варфоломею не дают покоя лавры Мартина Лютера» Опубликовано заявление Союза Православных братств в связи с планами по созыву в Стамбуле в будущем году Всеправославного Собора 25.01.2014 1828 Время на чтение 3 минуты «В день празднования православного Рождества Христова 7 января 2014 г. на официальном сайте Константинопольского Патриархата была опубликована статья митрополита Елпидифора (Ламбриниадиса) с критикой позиции РПЦ по проблеме первенства во Вселенской Церкви. Сразу после публикации этой статьи Патриарх Константинопольский Варфоломей призвал Предстоятелей всех Православных Церквей мира подготовиться к Всеправославному Собору в 2015 г. Патриарх просит всех православных лидеров собраться в Стамбуле в марте этого года, чтобы запланировать проведение Всеправославного Собора уже на следующий год. Почин Патриарха Варфоломея по проведению Стамбульского совещания восторженно поддержали еретики-католики», - говорится в поступившем в редакцию РНЛ заявлении Союза Православных братств «Против созыва Восьмого Вселенского собора». Как отмечается в документе, «известно, что Патриарх Варфоломей, считающий себя чуть ли не папой Православного мира, предлагает следующие реформы: установление общего календаря, т.е. введение григорианского стиля в Русской, Грузинской и Сербской Церквях; облегчение вступления в брак и расторжение брака мирянами; ограничение или отмена постов; и особенно активизация экуменического движения». «Патриарху Варфоломею не дают покоя лавры Мартина Лютера, нанесшего в 16-м веке колоссальный удар по Католической церкви и отколовший от нее едва ли не пол-Европы», - сказано далее в документе. «Теперь Константинопольский Патриарх Варфоломей намерен разрушить каноническую чистоту Православия, растворить Православие в экуменизме и в братании с иноверцами. Союз Православных братств призывает весь Православный мир к бдительности. Мы должны не допустить реализацию затеи Патриарха Варфоломея, которая ведет к искажению единственно верной Божественной Истины, утвержденной семью Вселенскими Соборами», - подчеркивается в заявлении.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/01/25/pa...

Закрыть itemscope itemtype="" > По правилам, а не по примерам святости О неприглядных манёврах черногорских и украинских раскольников 25.07.2019 838 Время на чтение 4 минуты Замечательно, что Вселенский Патриарх Варфоломей в ответ на развернутую обширную черногорскую кампанию по подтверждению независимости церковной автокефалии отправил жесткое письмо Мило Джукановичу ( президент Черногории. - РНЛ ). Не стоит удивляться, если вспомнить, что его предшественники в далёком прошлом на его месте головой платили за сохранение канонического единства Церкви. Правда, только иногда. Ситуация изменилась после Второй мировой войны, когда предстоятели Константинопольской кафедры, по словам Шмемана ( протопресвитер, клирик Православной Церкви в Америке. - РНЛ ), поддались соблазну плоти и крови, и начали использовать расколы внутри поместных Православных Церквей, чтобы взять их под свой контроль. Чуть позже это отметил и Запад, - так Фанар стал активным участником внешней политики США: от Эстонии до Украины наших дней. Но это другая тема. Вернёмся к письму. На самом деле письмам (поскольку за этим, адресованным президенту Черногории, пришло ещё одно, в других интонациях, на имя Возлюбленного брата ( имеется в виду митрополит Черногорский и Приморский СПЦ Амфилохий. - РНЛ ). Адресата в каноническом общении). КТО МАТЬ? Так в письме, направленном Патриархом Варфоломеем Джукановичу, говорится, что «черногорская церковь никогда не была автономной» и что так называемая православная церковь Черногории Мираша Дедеича «не принадлежит православной церкви». В качестве единственной канонической православной юрисдикции в Черногории Вселенский Патриархат признает ту, которая находится под властью его высокопреосвященства митрополита черногорского Амфилохия (не пишет под абсолютной юрисдикцией Сербской Православной Церкви, но будем считать, что это подразумевается). «Ваше Превосходительство, настоящим письмом открыто и ясно сообщаем», дальше говорится: «господин Дедеич не является Епископом Православной Церкви, его личность оторвана от Вселенской Патриархии. Единственный канонический иерарх - это наш брат митрополит Амфилохий, всеправославно признанный Сербской Патриархией. Вселенская Патриархия не желает, чтобы возлюбленный народ Черногории дошёл до состояния церковной изоляции и был отрезан от тела всех православных церквей, поскольку никто из них не признаёт и не поддерживает антиканонические деяния Дедеича». В конце письма Патриарх просит, чтобы написанное не воспринималось как вмешательство во внутренние дела государства, а лишь как желание Матери Церкви Константинопольской помочь благочестивым людям в критические исторические моменты. Благородно.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/07/25/po...

Закрыть itemscope itemtype="" > Поместные церкви о т. н. ПЦУ, или Почему Москва - третий Рим 15.01.2019 1093 Время на чтение 10 минут Обозначенная Бжезинским цель «Теперь остался один враг - Православная церковь» его единомышленниками никогда не упускалась из виду. К решению задачи по организации раскола во вселенском православии они приступили, действуя через Украину , где гниль местного раскольничества уже въелась в ткань общества. Томос для анафематов и самосвятов, объединённых в «Православную церковь Украины» (ПЦУ), подписанный и врученный патриархом Варфоломеем в театрально-цирковой обстановке, является той технологией, на которую и сделана ставка. Но проект вполне может развалиться, если поместные церкви откажутся принять в свою братскую семью «церковь» украинских анафематов и самосвятов. Константинопольский патриархат окажется в новой реальности. Тогда и сбудется полностью древнее пророчество: « Москва - третий Рим. Два Рима пали, третий стоит, а четвёртому не бывать». Рассмотрим реакции всех поместных церквей на «ПЦУ» и «томос Варфоломея». Сразу скажем, на данный момент отношение к этим феноменам разное, но для единства поместных церквей пока не безнадёжное: от однозначного неприятия варфоломеевского сговора с закулисой до многозначительного молчания. Слово «сговор» - не отсвет публицистического задора. Глава Сербской православной церкви патриарх Ириней по поводу аферы Варфоломея высказался жёстко: «Патриарх Константинопольский, не советуясь ни с кем и, вероятно, находясь в сговоре с какими-то другими силами этого мира, попытался решить этот вопрос - и, как мы видим, вопрос решён самым катастрофическим образом, когда новый раскол на Украине будет узаконен и углублён». Итак, по порядку. Вселенская православная церковь, единая по существу, признающая решения семи Вселенских соборов (IV-VIII вв.), состоит из 15 поместных православных церквей. Все они имеют административную независимость (автокефалию) друг от друга и возглавляются предстоятелями. Главой Церкви является Господь Иисус Христос.

http://ruskline.ru/opp/2019/yanvar/15/po...

Закрыть itemscope itemtype="" > Развитие мировоззрения Русской Зарубежной Церкви в отношении поместных церквей и инославия 15.06.2006 711 Время на чтение 34 минут Отношения Русской Зарубежной Церкви с Православными Церквами Митрополит Антоний, главный борец за восстановление патриаршества в Русской Православной Церкви, глубоко уважал патриархов - предстоятелей кафедр православного востока. И в свою очередь он был почитаем в восточных патриархатах. Видимо это облегчило получение русским беженцам-архиереям разрешения на свою деятельность от Константинопольской Патриархии. Тем не менее оказавшиеся в Константинополе архиереи продолжали считать себя членами Высшего Церковного Управления на юге России, т.е. членами Русской, а не Константинопольской Церкви. 19 ноября 1920 проходило заседание управления на корабле в Константинополе. Там была речь о том, что управление обязано окормлять русских беженцев, ввиду невозможности их окормления высшим церковным управлением при патриархе Тихоне, а также из-за необходимости окормлять армию ген. Врангеля. Местом пребывания церковного управления определен 2-го декабря 1920 года местоблюститель константинопольского патриаршего престола митрополит Прусский Дорофей уведомил митр. Антония о том, что указом Священного Синода (9084) русским епископам разрешается создать временное церковное управление под надзором Вселенской Патриархии. Этому управлению разрешалось руководить жизнью русских церковных общин в православных странах, посылать им Положение русских беженцев в Константинополе было весьма тяжелым и неопределенным. Русская беженская масса, командование и чины армии двигались в направлении Сербии, благодарной России за помощь в первой мировой войне. Весной 1921 года митрополит Антоний покинул Константинополь. На заседании Высшего Церковного Управления от 21 апреля 1921 года было принято решение о переезде в Сербию. Там 22 июля 1921 года и состоялось следующее Примечательно, что Высшее Церковное управление не нашло нужным испрашивать благословение на переезд, оно лишь поставило в известность Константинопольскую Сама же патриархия, судя по тексту вышеприведенного указа, расценивала дело иначе: русские церковные беженцы приняты в каноническое подчинение.Следовательно для перехода в другую поместную Церковь им требовался канонический отпуст от их новой кирархальной власти. Здесь, как мне кажется, кроме политических моментов, заложено каноническое основание для конфликта между Константинопольской Патриархией и Русской Зарубежной Церковью. Последняя осознавала себя в подчинении святейшему патриарху Тихону и не собиралась от этого отказываться. Патриарх Тихон несмотря на пребывание ВЦУ за пределами своей канонической территории дал благословение на его деятельность в пределах Константинопольского

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010