X. Век одиннадцатый. Окончательное разделение церквей (1053–1054 г.) Константинопольский патриарх Михаил Керуларий и папа Лев IX, – письмо Константинопольского патриарха к епископу Иоанну Транийскому с обличением некоторых заблуждений западной церкви; – письмо папы Льва IX к патриарху по этому случаю, содержание письма: выражение папского неудовольствия против Керулария, решившегося указать на заблуждении Латинской церкви, раскрытие папского учения о главенстве Римской церкви (доказываемого обстоятельствами смерти ап. Петра, чудодейственностью тени того же апостола, превратным толкованием некоторых изречений Нового Завета, ссылкой на подложный документ: Donatio Constantini), уничижительные отзывы и суждения в том же письме относительно Константинопольской церкви; – отношения императора Константина Мономаха с тем же папою ради современных политических нужд, папское посольство в Константинополе, сообщение от него писем Льва IX на имя патриарха и императора, крайне обидных для достоинства Константинопольской церкви и её предстоятеля (в них, например, выражалась мысль, что церковь , решающаяся прекословить римскому епископу есть «синагога сатаны» и настойчиво требовалось послушание от патриарха), – разрыв между двумя церквами Западною и Восточною: надменное поведение папского посольства в Константинополе, особенно Гумберта, нежелание патриарха соответствовать видам и намерениям папы римского, неудовольствие легатов на патриарха, анафематствование ими Константинопольской церкви и её пастыреначальника, (16 июля 1054 г.), содержание грамоты, в коей изложено было это анафематствование, собор Константинопольский (20 июля того же года) и провозглашение им анафемы на легатов и косвенно на папу и латинскую церковь ; – результат этих событий. – Общее заключение. Третьим замечательным лицом в рассматриваемую эпоху, которому суждено было вступить в борьбу с притязаниями Римского первосвященника был патриарх Константинопольский Михаил Керуларий. Со стороны Рима защитником папских притязаний был папа Лев IX.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Архиепископ Христодул сочетал внутреннее обновление церкви с ростом ее общественной роли. Токсикоманы, беженцы, женщины, подвергшиеся насилию, а также работающие матери и жертвы траффикинга — вот лишь несколько уязвимых социальных категорий, испытавших на себе его заботу РИА Новости / Патриархия.ру В кафедральном соборе греческой столицы в четверг утром прошло отпевание Архиепископа Афинского и всея Эллады Христодула. На службу в собор собралось политическое руководство Греции, включая президента Каролоса Папульяса, премьер-министра Костаса Караманлиса, лидеров политических партий. На погребение иерарха приехали предстоятели нескольких Поместных и автономных Православных Церквей, в том числе Патриархи Александрийский Феодор, Иерусалимский Феофил, Румынский Даниил, Архиепископ Кипрский Хризостом, Архиепископ Албанский Анастасий, архиепископ Греческой православной архиепископии Америки Димитрий, архиепископ Критский Ириней. На отпевании присутствовали посланники Ватикана, Англиканской Церкви, Армянской Апостольской Церкви, представители мусульманской общины Греции и Всемирного совета церквей. Русскую Православную Церковь представлял митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси. Чин отпевания совершил Константинопольский Патриарх Варфоломей. Службу пропели византийскими напевами клирики Константинопольской и Элладской Церквей. История взаимоотношений покойного Архиепископа Христодула и Патриарха Варфоломея была исключительно непростой, отмечает греческая пресса. Они познакомились еще в 60-е годы, и в первый период взаимоотношений Христодула и Варфоломея связывала дружба. Трения начались после того, как епископ Димитриадский Христодул был избран главой Синода Элладской Церкви. В 2004 году отношения между церквями достигли точки открытого противостояния. Поводом послужило избрание Синодом Элладской церкви митрополитов трех северных епархий в Греции без согласования с Константинополем, который традиционно контролировал эти епархии. В ответ Константинопольский Патриархат пригрозил пересмотреть хартию 1928 года, по которой гарантировалась самостоятельность Элладской Церкви. Отношения между двумя Церквями оказались на грани разрыва, однако путем сложных переговоров и вмешательства светских властей Греции удалось восстановить статус-кво. С тех пор Константинопольский Патриарх неоднократно посещал Грецию и встречался с Архиепископом Христодулом.

http://pravmir.ru/greciya-prostilas-s-ar...

Закрыть itemscope itemtype="" > Почему молчит Патриарх Варфоломей? Диакон Владимир Василик о причинах «молчаливой» позиции Константинопольского иерарха по ситуации вокруг ареста архимандрита Ефрема 30.12.2011 2716 Время на чтение 3 минуты Поддержку настоятелю Ватопедского монастыря архимандриту Ефрему, арестованному греческой полицией, уже выказали Патриарх Московский и всея Руси Кирилл , председатель ОВЦС МП митрополит Иларион , Священный Кинот Святой горы Афон , Министерство иностранных дел России , Центр национальной славы и Фонд Андрея Первозванного , представители политической партии «Единая Россия» , Союз православных граждан России , жители Кипра . Кажется, что все встали на защиту гонимого отца Ефрема! Все, за исключением Константинопольского Патриарха Варфоломея, в ведение которого и находится Ватопедский монастырь. Предстоятель Вселенского Патриархата до сих пор так и не высказался по данной ситуации. О причинах молчания Константинопольского Патриарха Варфоломея рассуждает в интервью «Русской народной линии» известный богослов доцент Санкт-Петербургского университета диакон Владимир Василик . Пользуясь случаем, мне хотелось бы выразить глубокое сочувствие его высокопреподобию архимандриту Ефрему и в то же время глубочайшее уважение и благоговение перед ним. Я познакомился с отцом Ефремом в 1998 году, когда был на Афоне переводчиком у тогдашнего настоятеля Валаамского монастыря, ныне епископа Панкратия. Меня поразила личность Иосифа Ватопедского ученика Иосифа Исихаста и глубоко порадовало то, что архимандрит Ефрем был его верным учеником и послушником, исполнял то, что ему заповедовал старец, и то, что Ватопед жил святоотеческим духом, молитвой и духовной жизнью, как и живет до сих пор. Меня поражало, как Ватопед последние годы стремительно развивался. Он и в 1998 был живым развивающимся деятельным монастырем и в этом огромная личная заслуга отца Ефрема. Что касается обвинения в злоупотреблении недвижимостью, которое ему сейчас предъявляют, то это типичный масонский прием, не просто вывести человека из строя, но при этом постараться опозорить его. Как говорится - «прокляты и убиты». Это типичная масонская технология по устранению неугодных. И неслучайно больше всех зверствует следователь по этому делу - известная феминистка и безбожница .

http://ruskline.ru/news_rl/2011/12/30/po...

Закрыть Провал Фанара в Македонии Переговоры представителя Константинополя об условиях томоса об автокефалии, видимо, завершились крахом 15.04.2024 105 Время на чтение 4 минуты Фото: t.me/chrisma_center В понедельник, 8 апреля, в Скопье Блаженнейший Архиепископ Охридский и Македонский, митрополит Скопский Стефан встретился с иерархами Константинопольской и Элладской Православных Церквей – митрополитом Имвроса и Тенедоса Кириллом и митрополитом Дидимотихским Дамаскином, сообщил тлг-канал Центр «Хризма». Авторы материала не исключили, что греческие митрополиты и Владыка Стефан обсуждали условия получения Церковью Северной Македонии томоса об автокефалии от Константинопольского патриархата. Именно этот вопрос является ключевым в повестке отношений между Македонской Православной Церковью и Фанаром. Позже митрополит Имвросский Кирилл дал пространное интервью македонскому каналу «360 Степени», в котором бесцеремонно заявил , что томос, который Патриарх Сербский предоставил Македонской Церкви, «является провокацией и позором». Как сообщает тлг-канал «Правблог» , представитель Константинопольского патриархата нахально назвал Предстоятеля Сербской Церкви наименее значимым из всех Патриархов и оценил его действия по дарованию автокефалии МПЦ как «большое преступление», а соответствующий документ – как «липовый», «фальшивый томос». По словам фанариотского митрополита, в вопросе Македонской Церкви «сербы действовали по указанию РПЦ», которая «хотела сохранить своё влияние» в балканском регионе. Именно после «отмашки из Москвы», строит конспирологию митрополит Кирилл, СПЦ «тайно, за спиной Константинопольского патриархата», урегулировала все вопросы с МПЦ и быстро предоставила ей автокефалию. Будто Македонская Церковь не была частью Сербской, и этот вопрос не обсуждался на протяжении нескольких лет. Однако, по мнению фанариота, это принципиально не решило «македонскую проблему», поскольку МПЦ, мол, до сих пор не является автокефальной, ибо ей «навязывают решения из Москвы и Белграда». Вот так: сербы, считают, что МПЦ автокефальная, сами македонцы считают, а вот греки уверены, что проблема не решена.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/15/pr...

Митрополит Волоколамский Иларион: Единство нашей Церкви мы унаследовали от предков и хотим передать потомкам 7 июня 2019 г. 13:03 Перед началом конференции «Россия — Украина — Белоруссия: общее цивилизационное пространство?» во Фрибурге (Швейцария) председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион дал интервью франкоязычному православному порталу  Orthodoxie.com . — Владыка, спасибо за то, что сегодня, как и в ноябре прошлого года, Вы согласились ответить на наши вопросы. Мы встречаемся в контексте, который одновременно меняется и остается прежним. Поговорим сначала о развитии так называемого украинского кризиса. По-моему, у этого кризиса две причины. Во-первых, политическое давление на Православную Церковь, во-вторых, коллизия с пониманием первенства внутри Православной Церкви. Начнем со второго. Вы однажды сказали, цитирую, что «Константинопольский престол больше не может играть координационной роли внутри православного мира; в качестве центра координации для Поместных Православных Церквей Константинопольский Патриархат самоликвидировался». Отсюда вытекает вопрос: какая Церковь должна сейчас играть роль координирующего центра, дабы мы все могли выйти из затруднительного положения? — Я думаю, что любая Поместная Церковь может в данной ситуации взять на себя роль медиатора, чтобы предпринять попытку выхода из сложившейся в православном мире кризисной ситуации. Мы уже слышали об инициативе Архиепископа Кипрского Хризостома , который начал объезжать Поместные Церкви, встречаться с их Предстоятелями; по всей видимости, это связано с существующим в Церквах пониманием, что Константинопольский Патриарх, вмешавшись в ситуацию на Украине, ассоциировав себя с украинским расколом, теперь не может исполнять роль координатора в семье Поместных Православных Церквей. Патриарх Варфоломей сам, добровольно выбрал такое положение. До 2018 года он был реальным координатором всех межправославных усилий, это было основано на представлении о том, что он является первым среди равных.

http://patriarchia.ru/db/text/5451145.ht...

Патриарх Константинопольский Григорий VII и Русская Православная Церковь Алексей Буевский Источник: Церковный вестник      Святейший Патриарх Константинопольский Григорий VII (6.XII 1923 г. — 16.XI 1924 г.), б. митрополит Халкидонский и преемник Патриарха Мелетия IV, вступил на Вселенский престол уже в соответствии с обычным порядком. Смена Предстоятеля Константинопольской Церкви не изменила характера межцерковных отношений Вселенского престола. Обращаясь к деятельности Константинопольского Патриарха Григория VII по отношению к Русской Православной Церкви, мы вправе характеризовать эту деятельность, как дальнейшее претворение в жизнь идей Патриарха Мелетия IV о первенстве власти Вселенского престола, об обязательном и исключительном подчинении этому престолу всей православной диаспоры. Прежде всего отмечаем открытое посягательство Патриарха Григория VII на судебную власть Патриарха Московского и Собора епископов Русской Церкви, посягательство, имевшее место в деле так называемого «обновленческого раскола». Известно, что самочинный «живоцерковный собор 1923 г.» в заседании 3 мая вынес решение признать Святейшего Патриарха Тихона «лишенным сана и монашества и возвращенным в первобытное мирянское положение» и отменил Патриаршество, как «несогласное с духом соборности». Известно, что Патриарх Тихон не только не признал этого «решения», но решительным образом осудил захватчиков церковной власти, самолично отделивших себя от единого тела Вселенской Церкви и тем лишившихся благодати Божией. Обращением от 15 июня 1923 г. Патриарх Тихон предупредил клир и верующий народ Русской Церкви о неправо-мощности распоряжений незаконной власти и безблагодатности «священнодействий и таинств» отпавших от Церкви епископов и пресвитеров, а Посланием от 2 апреля 1924 г. объявил о запрещении священнослужения и предании церковному суду б. Нижегородского архиепископа Евдокима и других главарей обновленческого раскола. Известно также, что по вступлении на Вселенский престол Патриарх Григорий VII решительно осудил действия раскольников, называемых им «незаконными захватчиками церковной власти Российской Церкви». Разделяя определения о пагубном расколе Обращения Патриарха Тихона, Патриарх Григорий VII называл Московского Первосвятителя «единственным законным высшим главою церковной власти Российской Церкви» .

http://pravoslavie.ru/115759.html

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Митрополит Волоколамский Иларион: Константинопольский Патриарх претендует на власть над самой историей Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион дал интервью ежедневной сербской газете «Политика» . – Как Вы прокомментируете решения Синода Вселенского Патриархата от 11 октября? Кто теперь будет выступать для Поместных Православных Церквей в роли координационного центра, учитывая, что, как Вы сказали, Вселенский Патриархат своими последними решениями это право утратил? Кто бы, например, мог созвать Всеправославный Собор и председательствовать на нем? – Последние решения Синода Константинопольского Патриархата являются грубым нарушением церковного права. Они направлены на легализацию раскольников и вторжение на каноническую территорию Московского Патриархата. Реакция Священного Синода нашей Церкви от 15 октября лишь отразила ту реальность, которая наступила в связи с деяниями Константинополя. Вступив в общение с раскольниками, он сам ушел в раскол. На разрыв с Константинопольской Церковью мы были вынуждены пойти с глубокой скорбью, повинуясь священным канонам. Патриарх Константинопольский, который веками занимал среди Предстоятелей Поместных Православных Церквей место первого среди равных, претендует теперь на то, чтобы стать «первым без равных» – арбитром, считающим себя вправе вмешиваться во внутренние дела Поместных Православных Церквей, единолично регулируя применение в них любых канонических норм. Он претендует и на власть над самой историей, отменяя решения, принятые более трех веков назад. Если верить этой новой концепции первенства в Церкви, ни одно церковное постановление не является теперь твердым и неизменным – в любое мгновение они могут быть отменены в одностороннем порядке, исходя из политической выгоды или иных интересов.

http://mospat.ru/ru/news/46983/

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Константинополь (др.-греч. Κωνσταντινοπολις — Константинуполис), Новый Рим (греч. Να Ρμη, лат. Nova Roma — официальное название), Царьград (греч. Βασιλς Πλις) — столица Римской империи (330–395), Восточно-Римской (Византийской) империи (3951204 и 1261–1453), Латинской империи (1204–1261) и Османской империи (1453–1922); современный Стамбул в Турции. Константинопольская Православная Церковь Константинопольская Православная Церковь, официально Вселенский патриархат Константинополя (греч. Οικουμενικ Πατριαρχεο Κωνσταντινουπλεως) — первая в диптихе (первая по чести) автокефальная православная церковь. Предстоятель — Архиепископ Константинополя — Нового Рима и Вселенский Патриарх. Административный центр Патриархата, патриаршая резиденция и кафедральный собор Георгия Победоносца находятся в Фанаре (район Стамбула). Согласно 3му правилу II Вселенского собора, созванного в 381 году императором Феодосием I, архиепископ Константинополя имеет второе место по чести в епископате после Римского епископа: «Константинопольский епископ да имеет преимущество чести по римском епископе, потому что город оный есть новый Рим». С 451 года, когда впервые во Вселенской церкви Халкидонским собором был введён сан Патриарха, Константинопольская церковь стала патриархатом. В 988 году в царствование Василия II и Константина VIII Порфирородных присланные Константинопольским патриархом Николаем II Хрисовергом представители византийского духовенства крестили князя киевского Владимира и киевлян. Святители Константинополя (новый стиль) Их память совершается в Неделю о самаряныне (Греч.), в Соборе всех святых отцов наших, архиепископов и патриархов Константинопольских (Σναξη πντων των εν Αγοις Πατρων ημν Αρχιεπισκπων και Πατριαρχν Κωνσταντινουπλεως). Празднование установленное в Константинопольской Православной Церкви в честь святых архипастырей занимавших Царьградский престол. Учреждение празднования стало одним из первых начинаний Константинопольского патриарха Варфоломея I: 24 октября 1991 года, спустя два дня после своего избрания на Царьградский престол, он выступил на заседании Священного Синода Константинопольского Патриархата с предложением об установлении соборной памяти всем своим святым предшественникам.

http://azbyka.ru/konstantinopol

священник Евграф Овсянников Константинопольский патриарх Кирилл Лукарис и его борьба с римско-католической пропагандой на Востоке Источник Содержание Введение Источники и пособия для изображения жизни и деятельности. Кирилла Лукариса Часть первая (вступительная). Современное Кириллу Лукарису состояние восточной церкви Глава первая. Отношение турок к восточной церкви Глава вторая. Отношение латинян к восточной церкви Глава третья. Отношение протестантов к восточной церкви Часть вторая. Жизнь и деятельность Кирилла Лукариса Глава первая. Кирилл Лукарис до патриаршества Глава вторая. Кирилл Лукарис – патриарх Александрийский Глава третья. Кирилл Лукарис – патриарх Константинопольский     Введение В ряду патриархов восточной церкви после падения Константинополя Кирилл Лукарис, несомненно, занимает одно из первых мест. Его богатые природные дарования, обширное научное образование и заботы о поднятии просвещения в родной стране, особенно же его ревность о православии и заботы о благосостоянии своей церкви, обнаружившиеся в энергической до самопожертвования борьбе с иезуитами и мудром обращении с протестантами, – все это выделяет его из ряда прочих патриархов этого периода. Шумные же споры из-за Кирилла Лукариса, возникшие в церквах западных, восточной и русской, сопровождавшиеся очень важными результатами в истории греческой церкви, и в смысле научном не прекратившиеся еще и теперь, делают эту личность очень интересным и важным предметом исторического исследования. Современные Кириллу Лукарису писатели превозносят его ум, мудрость и любовь к науке 1 . В новое время Киммель, известный издатель памятников, имеющих большое значение в истории греческой церкви («Monumenta fidei ecclesiae orientalis»), характеризуя Кирилла Лукариса как представителя духовного просвещения, говорит о нем следующее: «Он отличался замечательною любовью к науке, по учености он стоял выше своего века и своих современников в Греции, он имел близкое знакомство с сочинениями германских ученых; это был верный страж той церкви, в которой он был предстоятелем, охранявший церковь от всякого суеверия, он был презрителем и искоренителем невежества» 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kons...

Священномученик Григорий V, патриарх Константинопольский Аудио Священномученик Григорий V, патриарх Константинопольский Святитель Григорий родился в 1745 году на Пелопоннесе, в Димицане, и происходил из бедной семьи. Он получил начальное образование у своего дяди-иеромонаха, а затем поселился неподалеку от Смирны. Постриг Григорий принял в монастыре на одном из островов архипелага Строфады, а завершил богословское образование на Патмосе. Григорий вернулся в Смирну. Здесь митрополит Прокопий, относившийся к нему с отеческой любовью, рукоположил его в архидиакона, а затем в священника. Когда же сам Прокопий был возведен в патриаршее достоинство, он хиротонисал Григория в епископа Смирнского. 12 лет святой иерарх мудро, с апостольским рвением руководил паствой большого и богатого города Смирны – центра греческой культуры в Малой Азии. Его трудами были восстановлены многие церкви, основаны школы и организована целая система помощи бедным. В 1797 году он был избран Константинопольским патриархом. Пожелав вернуть достоинство патриаршему сану, святитель Григорий восстановил дворец Фанар. Он устроил также типографию, в которой печатались книги на народном языке, способствовавшие культурному и духовному пробуждению греческого народа. Святой иерарх строго следил за соблюдением церковных канонов и моральной чистотой клира. Патриаршество святого Григория пришлось на беспокойные времена. Греки, более 400 лет находившиеся под турецким игом, волновались и готовили всенародное восстание. Предстоятель, ощущая свою ответственность как пастыря, старался успокоить горячие умы, однако тайно укреплял народное самосознание. Через полтора года патриаршего служения святого Григория епископы, которых он осуждал за недостойное поведение, донесли на него султану. Тот отправил патриарха в ссылку сначала на Халкидику, а затем в Иверский монастырь на Святой Горе. Во время вынужденного пребывания на Афоне святой посетил все монастыри, проповедовал слово Божие и был для всех образцом монашеской жизни. Он благословил святого Евфимия (память 22 марта) на добровольное мученичество и выразил радость и гордость, получив известие о мученичестве святого Агафангела (память 19 апреля). Таким образом он дал понять, что считает смерть из любви ко Христу высшей целью и венцом христианской жизни.

http://pravoslavie.ru/53086.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010