Новости Материалы Предсоборного присутствия Российской Церкви переизданы через 100 лет 23.01.2015 11:53 Москва, 23 января, Благовест-инфо. Презентация редкого издания, важного для понимания истории Русской Православной Церкви, состоялась 21 января в Культурном центре «Покровские ворота». Более чем через сто лет были переизданы «Журналы и протоколы Высочайше утвержденного Предсоборного присутствия» -- важнейшего исторического памятника эпохи подготовки Поместного Собора 1917-1918 гг. Четырехтомник подготовлен совместно двумя московскими издательствами — Новоспасского монастыря и Общества любителей церковной истории при поддержке министерства культуры Российской Федерации. Презентация состоялась в рамках XXIII Международных Рождественских образовательных чтений. Предсоборное присутствие работало с 8 марта по 15 декабря 1906 года в Санкт-Петербурге. В результате был выработан стройный проект церковного устройства в России. Его материалы были изданы в 1906-1907 гг. и давно стали библиографической редкостью, они обладают огромной исторической ценностью. «Эти материалы открывают перед нами яркую картину подлинно творческой, очень глубокой в богословском и каноническом отношении работы, подготовившей исторический по своему значению Всероссийский Поместный Собор 1917-1918 гг. О важности такой подготовительной работы говорит ее результат: многое из того, что было сформулировано и предложено на Предсоборном присутствии, реализовалось на Поместном Соборе», -- пишет в предисловии к изданию председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, председатель Синодальной библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви митрополит Волоколамский Иларион. Однако материалы Предсоборного присутствия были переизданы не только из уважения к исторической памяти, что само по себе чрезвычайно значимо. «Не только актуальным, но и злободневным» представляется это переиздание председателю Научно-редакционного совета Новоспасского ставропигиального монастыря, наместнику Новоспасской обители епископу Воскресенскому Савве. «Редко какой текст об административных реформах, составленный более ста лет назад, можно читать с таким захватывающим интересом», -- подтвердил зампред ОВЦС протоиерей Николай Балашов, который вел презентацию.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Русская Православная Церковь ХХ век 14 марта Архиепископ Сергий (Страгородский) 1912 год – Святейший Синод принял определение за 1834 о персональном составе Предсоборного совещания. Его председателем было решено назначить архиепископа Финляндского Сергия (Страгородского). (В Книге «Русская Православная Церковь ХХ век» авторы отдельно выделяют этапы жизни и деятельности русских патриархов свт. Тихона, Сергия, Алексия I, Пимена и Алексия II). Участниками Совещания стали Волынский и Холмский архиереи Антоний и Евлогий — на время своего присутствия в Святейшем Синоде, член Государственного совета протоиерей Т. И. Буткевич, профессор Харьковского университета (по кафедре церковного права) М. А. Остроумов (редактор «Церковных ведомостей»), профессор столичной Духовной академии И. И. Соколов. Делопроизводителем стал доктор церковной истории С. Г. Рункевич. То, что состав Предсоборного совещания ограничивался всего семью членами, свидетельствовало о его «технической», вспомогательной роли. Совещание должно было ускорить созыв Собора, «дорассмотрев» и «доработав» те материалы, которые ранее изучило Предсоборное присутствие. Заготовленный обер-прокурором проект высочайшего указа (текст которого составил д-р Рункевич) содержал упоминание о создании Предсоборного совещания «для ближайших приуготовительных к Собору действий. Призывая всесильную помощь Вседержителя мира и Царя царствующих Господа, — говорилось в проекте указа, — Мы признаем ныне благовременным определить созвание Собора на … и поручаем Святейшему Синоду сделать к сему надлежащие, в соответствии с утвержденными нами правилами и в согласии с церковными канонами, распоряжения». Обсудив эту бумагу с министрами финансов и внутренних дел, обер-прокурор предполагал представить ее на рассмотрение депутатов Государственной думы. 1918 год – Власти разогнали епархиальный съезд в Орле. Были арестованы организаторы съезда — священники и миряне. У епископа Орловского Серафима (Остроумова) учинили обыск. Патриарх Болгарский Максим 1972 год – В гостях у Русской Православной Церкви находились Патриарх Болгарский Максим и сопровождавшие его лица (14 - 25 марта).

http://pravoslavie.ru/5385.html

Работа Предсоборного Присутствия над преобразованием высшей церковной власти и управления не могла быть ограничена обсуждением состава и компетенции членов ожидаемого церковным обществом в 1906 году Поместного Собора Всероссийской Церкви, осуществиться вне поиска путей реформирования Святейшего Синода. Необходимо было выстроить систему, в которой нашлось бы место не только Синоду, но и Первоиерарху Церкви, а также периодически созываемому Поместному Собору. Нужно было подумать и о новых принципах взаимоотношений Церкви и государства, коль скоро высшее церковное управление предполагалось подвергнуть серьезным изменениям. Данные темы и стали предметом обсуждений членов Присутствия, результатом которых явились конкретные проекты церковных преобразований. PDF-bepcuя. протоиерей Сергий Звонарев 17 июня 2021 г. 20:00 В истории Русской Церкви 1906 год ознаменован дискуссией, состоявшейся в преддверии Всероссийского Церковного собора. Важнейшей темой, рассматривавшейся на заседаниях Особого Присутствия, известного в исторической литературе более под именем Предсоборного, стало проектирование состава и структуры ожидаемого Собора, правомочий участников соборной работы, порядка работы Собора, а также моделирование системы высшего церковного управления, призванной прийти на смену существовавшей в то время синодальной форме. Еще одним вопросом, обратившим на себя внимание экспертов Присутствия, стали церковно-государственные отношения, которые нуждались в корректировке как по причине изменений государственной политики в религиозной сфере, так и в связи с намеченной реформой в области высшего церковного управления. PDF-bepcuя. протоиерей Сергий Звонарев 21 мая 2021 г. 16:00 Протоиерей Владимир Воробьев стоит на этом снимке с фотографиями своего деда, в память о котором он был назван при крещении. Протоиерей Владимир Николаевич Воробьев (старший) был настоятелем храма святителя Николая в Плотниках на Арбате, членом епархиального совета при Патриархе Тихоне, благочинным Дорогомиловского сорока. В музее, посвященном памяти новомучеников и исповедников Российских, открытом в стенах Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета в Лиховом переулке, имеется красивое деревянное пасхальное яйцо, подаренное протоиерею Владимиру святым Патриархом Тихоном. PDF-bepcuя.

http://e-vestnik.ru/tags/pomestnyy_sobor...

Arhiva La Moscova a avut loc lansarea noii ediii de documente ale Adunrii Antesoborniceti din anul 1906 22 ianuarie 2015 13:29 21 января 2015 года в Культурном центре «Покровские ворота» в Москве состоялась презентация переиздания исторического памятника «Журналы и протоколы высочайше учрежденного Предсоборного присутствия». Мероприятие было организовано администрацией культурного центра совместно с Научно-редакционным советом Новоспасского ставропигиального монастыря по изданию документов Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. По просьбе наместника монастыря, председателя Научно-редакционного совета епископа Воскресенского Саввы презентацию возглавил член Совета, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей протоиерей Николай Балашов . В президиум мероприятия также вошли председатель Общества любителей церковной истории (г. Москва) священник Илия Соловьев и секретарь Научно-редакционного совета Новоспасского монастыря, руководитель рабочей группы при Совете А.И. Мраморнов, осветившие важность представляемого труда и серии «Материалы по истории Церкви», с момента выхода первой книги которой в следующем году исполняется 25 лет. Протоиерей Николай Балашов, обращаясь к участникам презентации, рассказал о месте Предсоборного присутствия в истории Русской Церкви XX столетия. Затем священник Илия Соловьев огласил слово епископа Воскресенского Саввы, в котором сделан обзор основных этапов работы присутствия и итогов прошедших на них дискуссий. Далее выступили почетные гости презентации — члены Научно-редакционного совета Новоспасского монастыря ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев , директор Государственного архива Российской Федерации С.В. Мироненко, старший научный сотрудник Института русского языка А.Г. Кравецкий, а также заведующий кафедрой истории Церкви МГУ им. М.В. Ломоносова игумен Филипп (Симонов). На презентации также присутствовали: член Научно-редакционного совета монастыря А.Л. Беглов; ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии» С.В. Чапнин ; ответственный редактор тома документов Поместного Собора 1917-1918 гг. «Отдел о правовом положении Церкви в государстве» К.В. Ковырзин; член рабочей группы при Научно-редакционном совете, преподаватель Донской духовной семинарии Ю.А. Бирюкова и другие.

http://patriarchia.ru/md/db/text/3960141...

Архив Пн Состоялось Предсоборное совещание делегатов на Поместный Собор от Украинской Православной Церкви 18 января 2009 г. 01:12 17 января в актовом зале Свято-Успенской Киево-Печерской лавры (корпус состоялось Предсоборное совещание делегатов Украинской Православной Церкви на Поместный Собор Русской Православной Церкви. В начале совещания к присутствующим с приветственным словом обратился Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир . В своей речи Предстоятель Украинской Православной Церкви обратился к важной теме церковного единства. «Единство — это главное , что мы должны сохранять и о чем помнить, обсуждая те или иные непростые вопросы. Мы должны свято хранить единство Святого Православия и нашей Церкви. Одновременно именно на нас лежит ответственность не только за сохранения единства, но и за его восстановление в украинском Православии», — отметил Блаженнейший владыка. Также митрополит Владимир сказал о строительстве Кафедрального собора Украинской Православной Церкви и передал в дар факсимильное издание Пересопницкого Евангелия епархиям, которые на сегодняшний день внесли самые значительные пожертвования на строительство Кафедрального собора. В их число вошли Овручская , Николаевская , Харьковская и Криворожская епархии. Затем присутствующие пропели «Вечную память» почившему Святейшему Патриарху Алексею . Далее к присутствующим обратился управляющий делами Украинской Православной Церкви архиепископ Белоцерковский и Богуславский Митрофан . Сначала он зачитал заявление пресс-службы Предстоятеля УПЦ, составленное в связи с отказом делегатам на Поместный Собор от Украинской Православной Церкви во главе с Блаженнейшим митрополитом Владимиром предоставить разрешение совершить Божественную литургию в Кафедральном соборе Киевских Митрополитов — храме Святой Софии. Также архиепископ Митрофан ознакомил присутствующих с повесткой будущего Поместного Собора Русской Православной Церкви и процедурой избрания Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Кроме того, управляющий делами Украинской Православной Церкви привел некоторые статистические данные: общее количество представителей от Украинской Православной Церкви составляет 192 человека, общее количество участников Поместного Собора — 720 человек.

http://patriarchia.ru/db/text/530401.htm...

В ПСТГУ пройдет конференция «Монарх и монархия» Москва, 13 ноября 2018 г. С 14 по 16 ноября в Главном здании ПСТГУ (Лихов переулок, д. 6, стр. 1) пройдет международная научная конференция «Монарх и монархия: к 150-летию со дня рождения Императора Николая II и 100-летию убиения Царской семьи». Краткая аннотация конференции Период правления Всероссийского императора Николая II Александровича — уникальное с различных точек зрения явление русской государственной, общественной и церковной истории. Этот период был ознаменован такими значимыми для истории Российского государства событиями и явлениями, как активное экономическое развитие, рост общественно-политических противоречий и революционного движения, которое привело к революции 1905–1907 годов и Февральской революции 1917 года, русско-японская и Первая мировая войны, движение за реформы в церковном управлении, учреждение в 1906 году Предсоборного присутствия и в 1912 году Предсоборного совещания. Ввиду особой значимости для отечественной истории этого периода Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет при участии журнала «Историк» проводит конференцию, основной целью которой является осмысление исторических событий этого времени и роли личности имп. Николая II в этих событиях. Поскольку для русской религиозной мысли XVIII–XX веков, а также для общецерковной и мировой истории значимым является и самый феномен монархии, несколько заседаний конференции предполагается посвятить обсуждению и этой темы. Рабочие языки конференции: русский, английский, французский, итальянский. ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ 14 ноября, 10:00-13:30, Соборная палата СЕКЦИЯ 1. Император Николай II и русское общество 14 ноября, 14:00-18:30, Соборная палата СЕКЦИЯ 2. Образ правителя и идея монархии в раннехристианской и средневековой традиции 14 ноября, 14:00-20:00, аудитория 101 СЕКЦИЯ 3. Император Николай II, Русско-японская и Первая мировая войны и революционное движение в России 15 ноября, 10:00-13:00, Соборная палата СЕКЦИЯ 4. Образы монархии в общественной и исторической мысли России XVIII–XX вв

http://pravoslavie.ru/117230.html

В Санкт-Петербургской епархии рассматривается вопрос о канонизации писательницы Анастасии Платоновой и церковного историка Александра Бриллиантова 27 февраля 2008 г. 12:04 26 февраля в Митрополичьем корпусе Александро-Невской лавры состоялось заседание Комиссии по канонизации святых Санкт-Петербургской епархии . Члены комиссии под председательством протоиерея Владимира Сорокина обсуждали перспективы канонизации новых святых новомучеников XX века, пострадавших в гонениях на веру. Сообщение о подвиге Анастасии Платоновой сделал член комиссии, известный петербургский историк Михаил Шкаровский. Анастасия Платонова (1884-1941), директор Петровской женской гимназии на Петроградской стороне, известная писательница, автор 32-х книг (в основном это жития святых, стихи и рассказы духовного содержания), после революции принимала активное участие в деятельности Андреевского братства, созданного при соборе святого апостола Андрея Первозванного на Васильевском острове. В 1921 году она приняла монашеский постриг и стала насельницей Свято-Иоанновского монастыря на Карповке, затем, когда обитель была захвачена обновленцами, возглавила тайную монашескую общину. В 1933 году по обвинению в антисоветской агитации была осуждена на 5 лет лагерей. По выходе на свободу поселилась у своего брата, священника Симеона, в городе Вышний Волочок, где в 1941 году и состоялся повторный арест по той же обвинительной статье (главой «антисоветской» группы из пяти человек был назван ее брат-священник). Приговоренная к 10 годам лагерей, после вынесения приговора Анастасия Платонова скончалась в тюрьме. Члены комиссии приняли решение начать работу по подготовке ее жития. Также рассматривался вопрос о канонизации Александра Бриллиантова, выдающегося деятеля церковной науки начала XX века, профессора Санкт-Петербургских Духовных школ. Сын священника, выпускник Московской Духовной академии , Александр Бриллиантов преподавал в Тульской Духовной семинарии, затем в Санкт-Петербургской Духовной академии, принимал участие в работе Предсоборного присутствия при Святейшем Синоде (1906), Предсоборного Совета (1917) и Поместного Собора Православной Российской Церкви (1917-1918).

http://patriarchia.ru/db/text/370718.htm...

Календарь Материалы 29 января 2013 г. [Интернет-журнал/Общество] В «Библиотечке " Российской газеты " » (выпуски 19 и 20) опубликован «Постатейный комментарий специалистов к Федеральному закону " О свободе совести и о религиозных объединениях " ». [Встреча с Православием/Апологетика] Николай Бульчук Отец Стефан Гавшев обладал уникальным голосом: обволакивающий, густой, местами металлический бас заполнял собой все пространство храма. В то же время у него была кристально чистая дикция: каждое слово, которое он произносил, было понятным, буквально отточенным. 29 января 2013 года исполняется 15 лет со дня кончины патриаршего архидиакона Стефана Гавшева. [Интернет-журнал/Книжная закладка] Александр Богатырев Иван вернулся часа через три и, не заходя в дом, пошел к реке. Я побрел вслед за ним и увидел, как он отмывает от грязи человеческий череп. Тонкой палкой он выгребал из глазниц землю и опускал череп в воду. [Встреча с Православием/Святые и святыни] Иеродиакон Никон (Горохов) Однажды старец Ефрем и отец Антоний ехали по Аризонской пустыне: они искали подходящее место для монастыря. Вдруг отец Антоний отчетливо услышал колокольный звон. «Старче, слышишь? Колокола звонят!» – воскликнул он. [Поместные Православные Церкви/Константинопольская/Святые и святыни/Святые и подвижники благочестия] Святой Гонорат поселился на Леринском острове. Здесь было очень много змей. Веруя в Господне обетование, святой освободил Лерин от этого бедствия одной лишь силой молитвы. Вскоре пустынный остров стал одним из самых великих и славных монашеских центров Запада. [Встреча с Православием/Православная библиотека] 16 января 1906 г.— Утверждение императором Николаем II состава Предсоборного присутствия для подготовки созыва Поместного Собора Предсоборное присутствие должно было в течение нескольких месяцев подготовить созыв Поместного Собора и подготовить для этого проекты основных решений — осуществить важную богословскую и каноническую работу. Председателем Предсоборного присутствия был назначен митрополит Антоний, его заместителями митрополиты: Московский — Владимир и Киевский — Флавиан.

http://pravoslavie.ru/archive/130129

профессор Александр Иванович Бриллиантов (22.08.1867–1.06.1933) История Древней Церкви Лекции, очерки профессор Александр Иванович Бриллиантов Просветитель, миссионер, преподаватель, историк Церкви, богослов, философ, член-корреспондент Российской академии наук. Погиб в ссылке в годы гонений на Церковь. Биография Родился в семье священника Цыпинского погоста Кирилловского уезда Ивана Михайловича Бриллиантова. Его брат – Иван Иванович Бриллиантов (1870—1934) – был исследователем Ферапонтова монастыря. Учился в Кирилловском духовное училище (1877—1881), затем в Новгородской семинарии (1881 — 1887) и в Санкт-Петербургской духовной академии (1887 — 1891). В 1893—1900 годах преподавал историю и обличение русского раскола в Тульской духовной семинарии, исполнял должность епархиального миссионера. В 1898 г. защитил магистерскую диссертацию в Санкт-Петебургской духовной академии на тему «Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены» (присуждена степень магистра богословия). В апреле 1900 года избирается доцентом на кафедру общей церковной истории Санкт-Петербургской духовной академии (СПДА). В 1904 году — экстраординарный, а с 1914 года, после получения степени доктора церковной истории, и до закрытия академии в сентябре 1918 года — ординарный профессор академии. Участвовал в работе Комиссии Священного Синода по старокатолическому и англиканскому вопросам, а также Библиотечной комиссии СПДА. Сотрудничал с Русским архелогическим институтом в Константинополе. Входил в состав членов Предсоборного присутствия при Священном синоде (1906 год), Предсоборного совета (1917), Поместного собора Русской православной церкви 1917—1918 годов. Весной 1917 года выдвигался в качестве одного из кандидатов на кафедру правящего архиерея Петроградской епархии. В 1919 году избирается членом-корреспондентом Российской академии наук. После закрытия СПДА преподавал в Петроградском богословском институте (Высшие богословские курсы) с 1920 по 1923 год. Участвовал в научной деятельности Российского Палестинского Общества и Византийской комиссии АН СССР. А. И. Бриллиантов предпринимал огромные усилия к сохранению библиотеки СПДА; из её фондов было образовано I отделение Государственной публичной библиотеки (ныне Российская национальная библиотека), где он стал библиотекарем I отделения (с 1921 года). С 1925 года — главный библиотекарь Государственной публичной библиотеки. 21 февраля 1930 подал заявление об освобождении от работы «ввиду неудовлетворительного состояния здоровья», не дающего возможности «продолжать работу в библиотеке» и с 1 марта был уволен из библиотеки на пенсию.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bril...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 3, 2011 год Эффект присутствия —Межсоборное присутствие уже получило славу «церковного парламента» или «православной общественной палаты». Насколько это верные сравнения? —Это сравнение не точно, потому что участниками Межсоборного присутствия являются также представители высших органов церковной власти, включая Пат-риарха, всех членов Священного Синода и руководителей синодальных отделов и комиссий. Таким образом, Межсоборное присутствие оказывается представительным органом церковной власти, объединяющим все слои церковного мира от мирян до архиереев. —Существовал ли институт Межсоборного присутствия ранее в истории нашей Церкви? —Историческими прототипами этого органа можно считать Предсоборное присутствие 1906–1907 годов и Высший Церковный совет, созданный на Поместном Соборе 1917–1918 годов и просуществовавший по известным причинам до 1924 года. В своей вступительной речи на пленуме Межсоборного присутствия Патриарх Кирилл специально заметил, что оно создано «во исполнение определения постановления Собора 1917–18 годов» и, следовательно, остается прямым преемником Высшего Церковного совета.И все же отличие этого нового соборного органа от предыдущего бросается в глаза. Если в Высшем Церковном совете было всего 15 членов, то в Межсоборном присутствии — 144 участника, причем это число будет увеличиваться, поскольку решением Священного Синода в состав присутствия уже вводились новые участники. —Какие проблемы церковной жизни призвано решать Межсоборное присутствие? —В первую очередь наладить механизм соборного управления Церковью. Это особенно актуально в наше время, когда любая массовая организация может прийти к стагнации, если не будет учитывать потенциал низовой активности. Вся полнота власти в Православной Церкви принадлежит Архиерейскому Собору, что отвечает церковной канонической традиции, и архиереи сами вправе решать, кто еще из членов Церкви может быть включен в процесс управления. В истории Церкви не только архиереи, но даже миряне участвовали в обсуждении общецерковных вопросов на Поместных Соборах, но Соборы не могут собираться так часто, как это необходимо для решения всех существующих проблем. Поэтому и понадобилось создать Межсоборное присутствие. По сути это орган совещательного характера, который наряду с архиереями включает в себя множество авторитетных церковных активистов. Предполагается, что члены Присутствия будут регулярно собираться для обсуждения актуальных вопросов церковной жизни, и их решения будут выноситься на утверждение Архиерейского Собора.

http://old.aquaviva.ru/archive/2011/3/86...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010