Описание это сохранилось менее чем наполовину и прерывается на упоминании о морском пути от Кипра до Сидона. Вторая часть рукописи была утрачена, по-видимому, ещё в XVIII веке. Оба паломника были из числа братии Рыхловского монастыря Черниговской епархии 66 . «От Родоса поишедши, — говорится в “Описании”, — за несколько дней пришли до острова Кипрского, идеже святий Лазарь четверодневный епископом был. Под тим городом полтора дня стояли, и мы в том городе были и ходили, где ли потребно было. Були в церкви святого Лазаря, во имя его созданной, идеже гроб его и доныне есть, и мы все гажии лазили у гроб Лазарев и тамо знаменовалися гробу святого Лазаря в церкве по правой стороне за престолом; а имя городу тому Констанция (Ларнака). Оттуду пошедши от Кипрского острова приидохом до города Сидон, что в Евангелии вспоминается: “Отрадно будет Тиру и Сидону…”» 67 . Деятельность на Кипре В. Г. Барского (1726–1736 гг.) Одним из следующих “хождений” были странствования во второй четверти XVIII века Василия Григорьевича Барского (1701–1747 гг.). В. Г. Барский (Плака-Албов), уроженец Киева, большую часть своей жизни провёл в путешествиях по Востоку, продолжавшихся почти четверть века (1723–1747 гг.). В марте 1725 года он вступил в пределы Османской империи. Он побывал в Солуни, на Афоне, на Кипре, обошёл почти всю Палестину. Предки Барского были жителями города Бара, который в XIX веке был заштатным городом Подольской губернии Могилёвского уезда. Паломник называл себя Барским по городу Бару, месту жительства предков, а Плака или Албов — это перевод на греческий и латинский языки фамилии Беляев. В. Г. Барскому довелось побывать на Кипре трижды: в 1726, 1727 и 1734–36 годах. Его первое посещение острова было кратким и почти случайным. “Имеяше же корабль наш неколико душ в Кипр грядуших, сего ради, отпущения ради их и взятия новой воды, сьвратихом от пути к брегу” 68 , — так объясняет Барский причину своего первого визита на Кипр. 19 сентября 1726 г. вместе с иноками-греками, направлявшимися в Иерусалим, он ступил на берег острова. Вместе со своими попутчиками Барский “ходих до двох церковь христианских, иже суть зело простого от камене, но крепкого и старого строения” 69 .

http://pravmir.ru/russkaya-pravoslavnaya...

Из трёх семинарий, существовавших в XVIII в. на территории нынешней Владимирской епархии, Суздальская духовная семинария получила свое начало раньше других. Она была открыта в 1723 г. при епископе Суздальском и Юрьевском Валааме Левицком в силу присланного в ноябре месяце этого года из Св. Синода указа. К сожалению, сведения о жизни Суздальской семинарии в начальный период ея существования скудны и отрывочны. Главнейшим источником, откуда почерпаются сведения о Суздальской семинарии за это время, является доклад в Св. Синоде Тихона, епископа Суздальского, вызванный особым синодальным распоряжением дать сведения об училищах Суздальской епархии. Доклад епископа Тихона даёт нам право смотреть на первые годы существования училища, как на годы упорной борьбы с материальной нуждой, – борьбы, неблагоприятно отразившейся в жизни заведения. Касаясь этого периода, приходится говорить о попытках возобновить и наладить прерывающееся постоянно, за недостатком средств, обучение. Учрежденная в конце 1723 г. в Суздальском архиерейском доме семинария существовала по 1726 г. К 1726 г. число учеников достигало 109 человек. Обучение не шло дальше грамматики. В 1726 году в Суздале был неурожай, и за не собранием с церквей и монастырей положенного на пропитание семинаристов хлеба, пришлось отпустить учеников по домам. Отпуск состоялся в октябре. 30 октября послано было доношение об отпуске в Си, Синод. В 1736 г., по распоряжению Афанасия, еп. Суздальского, семинария снова была открыта в составе сорока учеников. В 1736 г. и следующем шло обучение букварям, а в конце 1737 года пришлось вторично нарушить занятия и отпустить учеников в дома их родителей. Причина отпуска была та же, что и в 1728 году. Синодальным указом от 24 марта 1740 г. велено было Симону, епископу Суздальскому, позаботиться об открытии вновь в своей епархии семинарии. В том же 1740 г. для заведения ея прислан был из Св. Синода иеромонах Киево-Печерского монастыря Иустин Илляшевич, который 16 апреля 1740 года и начал свои занятия. Школа помещалась в Спасо-Евфимиевом монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1. Письмо – судя по содержанию – к Иродиону Жураковскому. Рекомендательное о Маркелле Родышевском Самым яростным и фанатическим врагом Феофана Прокоповича был Маркелл Родышевский, бывший сослуживец его по Киевской академии (ок.1713 г.). Решительный разрыв между Прокоповичем и Родышевским состоялся не ранее половины 1726 г. До того времени они были в ладах. В 1724 г. Феофан сделал Маркелла архимандритом псковского печерского монастыря и судьей архиерейского дома. В 1725 г., перешедши в Новгород, Прокопович взял с собою и Маркелла, определив его архимандритом Юрьева новгородского монастыря и судьей архиерейского дома. Но беда была в том, что еще по доносу псковского провинциального инквизитора от 9 апреля 1725 г. Родышевский был обвиняем в расхищении псковского печерского монастыря, и это дело, запущенное сначала, снова было поднято синодальным обер-прокурором Баскаковым 7 февраля 1726 г. Вместе с Родышевским обвинялся и сам Феофан, если не в соучастии с ним, то по крайней мере в поблажке ему. Сначала Прокопович хотел отправить Родышевского куда-нибудь подальше; а потом, когда дело дошло до формального следствия, решился для собственного спасения пожертвовать Родышевским. Тот в свою очередь озлобился на своего прежнего покровителя, и отсель началась между ними непримиримая вражда. – Настоящее рекомендательное письмо, как видно, было написано в первой половине 1726 г., когда Феофан покушался сбыть Родышевского куда-нибудь подальше. Всеми силами расхвалив Родышевского, Феофан убеждает архиерея, к которому адресовано письмо (кажется, Иродиона Жураковского), дать Родышевскому монастырь в своей епархии. Неизвестно, дошло ли это письмо по назначению; во всяком случае оно не принесло для Феофана желанных результатов. Что в письме идет речь именно о Маркелле Родышевском, в этом убеждаемся из биографии рекомендуемого лица, совершенно сходной с биографией Родышевского. Письмо любопытно, потому что проливает отчасти новый свет на историю взаимных отношений Маркелла и Феофана. Преосвященнейший владыко! Мой любезнейший отче и брате!

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Prokopo...

Варлаам Зенович-Кащенко в авг. 1840 перев. из Софрониевой пустыни, а в дек. 1843 уволен на покой. Иерофей , 1844–47. Флавиан , 1853–65. Владимир , 1866. Вонифатий , 1869. 6 Волынская Николаевская пустынь, под Рыльском, 3-го класса. [V, 727.] Игумены Мисаил , 1622–29, 1634, 35. Иона , 1643 и 44. Варлаам , 1652–54. Акакий , в мар. 1659. Феодосий , 1661–64. Иоасаф , 1667–73. Иосиф , 1674–82. Роман , 1683–98. Феодосий , 1699–1701. Трифиллий , 1703 и 4. Гавриил , 1709. Филарет , 1713–23 (sic). Филагрий , 1717–24; † … Иринарх , строит., в апр. 1724, 22 авг. 1726. Пафнутий Лукашев , строит., 1726–28, игум. 18 сент. 1726–37, 17 нояб. †... Матфей Лукашев , 1738–49,1763 (sic). Сергий Самойлов , бывший игум. Софрониевой пустыня, 1764–67. Иакинф Карпинский , архим., из Севского Спасского, 1767–71, перев. в Голутвин. Вонифатий Борейко , архим., из Голутвина, 1771–75. Владимир Ковалевский , 1775–77, перев. в Молчанский. Иосиф Компаницкий , 1777 и 78, перев. в Успенский Орловский. Архимандриты Иосиф † 1804 … Иннокентий 6 февр. 1804 перев. из Старицкого Спасского; до 1831. Израиль перев. из Коренной пустыни, 31 мар. 1831–33. Афанасий , 1833 и 34. Сергий , 1834–36. Парфений 1836 перев. из Спасо-Евфимиева, а 1839 – в Пожайский. Гедеон , 1840. Иоасаф , из Молчанского? 1841–1845. Никодим , 1846–50. Феофил , 1851 и 52. Тихон , 1853–58. Иаков , 1859–69. 7 Словенская Рыльская (в Косожской волости, на Словенском городище, на реке Семи да на Словенском озере) в 1661 приписная к Волынской. 190 Строит. Иов Тебекин , 1638. – Герасим , 1661. Строители Вассиан определён 22 окт. 1634; упом. в сент. 1652. Макарий , 1694–97. Герасим , 1709–13; 26 февр. перев. в Молчанский. Протасий определён 26 февр. 1713. Иов † 1721. Арсений определён 13 сент. 1721; упом. 1723. Арсений упом. 1733–35. 9 Льговская Димитриевская пустынь в 1678 приписана к Севскому Спасскому, а в 1698 – к Высокопетровскому; упразднена 1764. [V, 31.] Строители Иов , 1671. Софроний , в дек. 1703. Феодосий , 1704. Арсений , 1720. Лука , 1740. 10

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

7 мая 1724 г. И. в числе 19 архимандритов присутствовал на коронации имп. Екатерины I . В июне 1724 г. И. был избран, а 17 июля того же года Святейшим Синодом назначен асессором при Московской синодальной конторе инквизиторских дел. Особая инструкция Синода предписывала И. «принимать подаваемые из Приказа инквизиторских дел доношения и чинить по ним надлежащее следствие, причем маловажные дела решать собственною властию, о немаловажных же, или о неудоборассудительных и опасных, составив из них предварительно выписки, докладывать находившемуся в Москве синодальному советнику» настоятелю Новоспасского московского монастыря архим. Иерофею, с к-рым он «должен рассматривать и решать дела по доносам инквизиторов, касавшихся личности епархиальных архиереев» (Там же. Т. 5. Прил. 2). Одновременно с июня 1724 г. И. являлся и настоятелем московского Андроникова монастыря , в котором располагалась инквизиторская контора. 10 мая 1725 г. И. был вызван в С.-Петербург. Указом имп. Екатерины I от 16 сент. того же года определен на Воронежскую кафедру. 29 окт. в Троицком соборе состоялось наречение, а 31 окт. 1725 г.- хиротония, в к-рой участвовали архиеп. Тверской и Кашинский Феофилакт (Лопатинский) , еп. Ростовский и Ярославский Георгий (Дашков) . С 1723 г., после кончины митр. Пахомия (Шпаковского), Воронежская кафедра более 2 лет оставалась вакантной (управление временно осуществлял келарь иером. Илия), епархиальные дела пришли в упадок. За короткий срок управления епархией И. наладил уставную жизнь мон-рей, издал указ, чтобы «монахи по улицам и дворам безвременно не волочились под жестоким наказанием и штрафом». По поручению Синода от 10 дек. 1725 г. И. руководил допросом братии Мигулинского Троицкого мон-ря в связи с «невоздержанным житием», пьянством и др. проступками иером. Серапиона, сосланного в эту обитель прежним митр. Воронежским Пахомием. По просьбе И. казначеем Воронежского архиерейского дома 28 янв. 1726 г. был назначен мон. Феолог ( 1734), бывший справщик Московской типографии (Там же. Т. 5. 359. С. 579-584; 93. С. 154-155). В 1726 г. несколько месяцев длился розыск 50 беглых крестьян Воронежского архиерейского дома, укрывавшихся у атамана Донского войска А. Лопатина. Епископ добился особого указа Синода и распоряжения Военной коллегии (16 нояб. 1726) на имя донского атамана о незамедлительной высылке беглых крестьян. При И. в Воронеже вместо старого храма строили каменный кафедральный собор в честь Благовещения Пресв. Богородицы. Архиерей безуспешно обращался в Синод за разрешением истратить на завершение строительства собранные в 1725 г. «лазаретные» деньги, предназначавшиеся на содержание госпиталей. 19 нояб. 1725 г. И. просил Синод помочь выселить из Воронежского архиерейского подворья в Москве проживавшего там царя Картли Вахтанга VI с многочисленной свитой и приближенными (Там же. Т. 5. 272. С. 438; Т. 6. 31. С. 59-60; 134. С. 210-211).

http://pravenc.ru/text/578541.html

30-го января 1726-го года архимандрит Петр определил штат Школы в 50 воспитанников. Приказано было содержать при Невском Монастыре для обучения школьников 50 чоловек. «Излишних, которые к обучению непонятны и ленивы, с монастырской пиши и одежды отрешить, а «коли из оных кто похощет на своей пище и одежде учиться, оным позволяется». Профессору Скяде поручено было школьников «рассмотреть и разобрать» 2568 . После этого в Школу за весь 1726-й год поступило только 3 человека, – 2 крестьянских сына и племянник Прилуцкого архимандрита Иов Григорьев, – все на монастырское содержание. Выбыло в 1726-м году 24 человека 2569 . В 1727-м году поступили опять только трое: 2 сына монастырского диакона Августа и сын Кронштадтского дьячка, – все на монастырское содержание. Затем в течение двух лет поступления не было. Выбыло за 3 года 26 человек. В 1730-м году поступило 2 школьника, выбыло в 1730-м, 1731-м и 1732-м годах 15 человек. Оставалось 18 школьников 2570 . Школа, таким образом, увядала. В 1727-м году, при восшествии на престол Императора Петра II-ro, показаны принесшими присягу в Александро-Невском Монастыре 59 семинаристов, 1 профессор и 2 учителя – арифметической и Славянского языка 2571 . Указ 15-го июля 1730-го года о возвращении вотчин вносил расстройство и в жизнь Александро-Невской Школы. В Школе – Семинарии обучались дети монастырских служителей и крестьян. По указу 15-го июля 1730-го года все служители Иверского Монастыря возвращались в Иверский Монастырь; между тем их детей обучалось в Невском Монастыре 24, из иих 11 не были записаны в подушный оклад. В указе о возвращении вотчин школьники не были упомянуты в числе подлежащих возвращению, но не было упомянуто и об их оставлении. Монастырь, в недоумении, и запрашивал разъяснения у Святейшего Синода, выражая желание, чтобы, в случае отдачи школьников из Невского Монастыря, последнему возмещены были издержки на их содержание и обучение 2572 . Из Школы были увольняемы учащиеся и по малоспособности к учению. Так, в октябре 1727-го года, Скяда «отрешил из Семинарии» одного школьника «за непонятием учения и за ручною болезнью» 2573 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Та же рука, которою писан Синтаксис Плануды. [На переплете: 7», на 1 листе: Других помет нет. – 21,3 X 15,2]. XXIV (по старому каталогу 1212). Сборник статей разного содержания , на бумаге, в 4-ю долю л., XVII–XVIII вв., на 170-ти листах. Содержит в себе: Л. 1–74. Каноны: Богородице, на праздник Рождества Христова, на Крещение и проч. Л. 77–106. Григория Назианзина похвальное слово Афанасию Александрийскому (писано в 1726 году). Л. 109–124. Его же слово на Рождество Христово (1726 года). Л. 125–128. Отрывки из грамматики (об употреблении предлогов; ν, ες, ν, περ и проч.) Л. 130–137. Отрывки из Пасхалии (1726 г.) Л. 144–170. Собрание примеров и отрывков духовного содержания на простом греческом языке с переводом их на язык искуственный (литературный). [Лл. 75, 76,107, 108, 129, 138–143 белые. Помет на переплете нет. – 19,2 X 14,7]. XXV (по старому каталогу 1249/1340 ). Содержит историю войны с Турками , переведенную с итальянского на новогреческий по совету протоспафария Константина Бракована (Μπραχοβνου) иеремиею Какавелом (Καχαβλας) и посвященную Иоанну Сервану воеводе угро-влахийскому. Почерк скорописный конца XVII в., на 70 листах. 20 Х 15. XXVI (по старому каталогу 203, по новому 3). Содержит Σνταγμα κατ στοιχεον τν μπεριειλημνων πασν ποϑσεων, τος ερος κα ϑειος κανσι, πονηϑν τε αμα κα συντεϑν τ ν ερομονχοις κυρω Ματϑαω 882 – что по славянскому переводу: «Счинение по составех объяти всех вин божественных и священных правил потружденно, вкупе и сложенно, иже во священноиноцех последним Матфием». Матвей Властарь иеромонах около 1355 г. составил превосходное сочинение. Первый издал оное по двум кодексам Гвил. Беверегий с латинским переводом. Разные места сего сочинения исправляет Котельер в примечаниях к «Памятникам греческой церкви», сознаваясь, что осталось еще большее в ней исправить. (В замечании под литерою е Гарлес перечисляет все известные кодексы Синтагмы Властаря). См. Фабриц. Библиотеки т. XI, стр. 588 и след., также замет. е; т. XII, стр. 221, 353 (здесь выписка о 8-м соборе).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Димитрием (Туптало) , митр. Ростовским. При содействии В. было установлено почитание схим. Сергия († 1685), его гробница находилась в переславском Феодоровском мон-ре, а также убитого разбойниками схим. Адриана. Деятельность В. по прославлению новых чудотворцев находилась в противоречии с религ. политикой Петра I . 10 февр. 1722 г. по доносу протоинквизитора иеродиак. Пафнутия в Переславле начала свою деятельность комиссия, в к-рую помимо протоинквизитора входили синодальный секретарь Варлаам (Овсянников) и игум. костромского Ипатьевского мон-ря Гавриил (Бужинский) . В результате освидетельствования мощи прп. Корнилия признали не нетленными и погребли, раку над ними сломали. Комиссия запретила почитание прп. Даниила Переяславского и св. блгв. кн. смоленского Андрея Переяславского , опечатав их мощи и разрушив сени над гробницами. По результатам деятельности комиссии 15 марта последовал указ Синода, в котором резко осуждались выявленные в переславских мон-рях факты почитания несвидетельствованных мощей. В. был вынужден принести покаяние, но благодаря высокому покровительству при дворе избежал более сурового наказания. После восшествия на престол Анны Иоанновны в качестве ее духовника В. сумел добиться пересмотра нек-рых результатов деятельности комиссии. Все время пребывания в Переславле В. состоял в переписке с супругой императора Екатериной Алексеевной, 7 мая 1724 г. присутствовал на ее коронации, в 1725 г. участвовал в погребении Петра I. В 1726 г. был вызван на чреду богослужений в С.-Петербург. В том же году 15 июля по указу имп. Екатерины I был назначен настоятелем подмосковного Троице-Сергиева монастыря. 13 сент. 1726 г. прибыл в С.-Петербург. 25 февр. 1728 г. присутствовал на коронации имп. Петра II . В 1727-1728 гг. тянулась тяжба В. с Рязанским еп. Гавриилом (Бужинским), с марта 1722 по окт. 1726 г. являвшимся настоятелем Троице-Сергиева мон-ря; В. обвинял еп. Гавриила в хищении книг и золотых панагий из монастырской ризницы. В февр. 1729 г. В. доносил Синоду о том, что по причине скудости казны у Троицкого мон-ря нет возможности платить подати и содержать отставных солдат и офицеров.

http://pravenc.ru/text/154181.html

810 Рукоп. 197, л. 364. Ссылка Даниила на свидетельства «от отческих» указывает на «отечник», или сборник слов и благочестивых изречений разных отцов и подвижников. В современном издании русском отечник называется: «Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов» М. 1845 г. издан. Моск. Дух. Акад. Процитованное здесь Даниилом место находится и в современном издании «отечника. Достопамят. сказ. 3. 811 Рукоп. 197. л. 357. Старчество под названием, «Verba Seniorum» напечатано у Миня. Patr. Curs. complet, ser. lat. tom. LXXIII., pag. 855–1066. Старчество под названием «Древнего Патерика» переведено на русский язык при «Душеполезном Чтении» и издано редакциею его особою книгою. Древний Патерик. Москва. 1874 г. Об общем характере подвижнических сочинений, каковы – старчество, патерики и т. п. можно познакомиться из сочинения П. Казанского : История православного монашества на востоке. А для более подробного знакомства с сказаниями из старчества и из патериков может служить, прекрасным пособием исследование Петрова «О происхождении и составе Славяно-русского печатного пролога. См. также Описан. рукоп. Синод. библ. отд. II, 2, 267–283. 812 Рукоп. 197 л. 353–(не разборчиво). Это самое соображение есть и в Просветителе. Сл. IX, 425. 813 Рукоп. Моск. Д. Акад. 197. л. 360–361. Как вопрос, так и ответ заимствованы из творений св. Анастасия Синаита , патриарха Антиохийского. Подлинник см. Migne, Patr curs complet. ser. graec. tom. LXXXIX. J. Anastasii Sinaitae Quaestio X. p. 431–434. Перевод в процитованном Даниилом месте соответствует подлиннику, исключая двух незначительных пропусков, находящихся в цитате Даниила. Вопросы Анастасия Синайского сделались известными на Руси в глубокой древности. Они находятся в Изборнике вел. князя Святослава от (не разборчиво) года. Описан. рукописей Моск. Син. библиот. отд. II. кн. 2. 363–409. Но м. Даниил пользовался здесь вопросами и ответами Анастасия Синайского чрез сочинения Никона Черногорца. Книга преп. Никона, игумена Черныя горы, изданние Почаевской Лавры 1795 года, половина II, слово 41, л. 310. Почаевским изданием сочинений Никона Черногорца я пользуюсь и во всех других местах своего исследования.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Бородкин Михаил Михайлович, генерал 169. Буковина 195. 207. 208. 209. 210. 212. Бутру Эмиль 283. Белградский архиепископ 227. Велград 2. Белявский Николай Николаевич, генерал 87. 115. 116. 118. 119. Варшавская: епархия 150. 203; железная дорога 151. Васильев Александр Петрович, протоиерей 10. Венгерские подданные 258. Веревкин Александр Николаевич, товарищ министра Юстиции 137. Верхотурский уезд 83. Виленские: иеромонахи 310; лазареты 280. Виленское Свято-Духовское Братство 279. Вильна 310. Виноградов Филипп Иванович, начальник Отделения Канцелярии обер-прокурора Св. Синода 175. Владимирская икона Божией Матери 49. Владимир, Великий Князь 195. Владимир (Богоявленский) , митрополит 70.214. 227. Волжин Александр Николаевич, обер-прокурор Св. Синода 149. 167. 168. 170. 172. 176. Вологжане 281. Волынская: епархия 150. 200; губернская. типография 198. Волынский архиепископ 197.199.215.281.282. Волынь 211. Воронов Павел Николаевич, генерал 135. Восток 306. Восточная Галичина 203. Всероссийский: церковный сбор 132; Союз городов 178. 180. 281. 331; Земский Союз 280. 331; Съезд законоучителей 230. 263. Всероссийское: Общество памяти воинов русской армии, павших в войну 1914--1915 г. 120. 146; Общество попечения о беженцах 149. 169. 173. 174; Русско-Черногорское благотворительное Общество 120. 145. 146; Попечитель- ство об охране материнства и младенчества 108;. Попечительство о пленных славянах 178. 193;. Совещание пчеловодов 299. Галицийский: благотворительный Комитет 212; фронт 74. Галиция 123. 196. 167. 207. 208. 209. 211–279. 281; см. Галичина. Галицкая Церковь 213. Галицкие беженцы 212. Галицкие церкви 215. Галицко-русский народ 197. 217. Галицко-русское Общество 21. 212. 213. 214. 280. Галичане 190. 191. 197. 199. 200. 211. Галичина 194. 195. 197. 198. 199. 206. 201. 202. 203. 204. 205. 206. 207. 209. 210. 211. 212. 213. 214. 215. 217. 279. 309; см. Галиция. Галлы 45. Гарт (Archibald Clinton Harte) 183. Гатчина 58. 59. 124. Геннадий, святой 276. Геннадий (Туберозов), епископ 282. Георгиевский: крест 83; праздник 59. Георгиевский – см. Евлогий.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010