Владыка, по его словам, улавливает музыку, гуляя по лондонской набережной, сидя в самолете. При этом его впечатления - европейские, его корни и сущность - русско-православная. Такой вышла и его " Рождественская оратория " . Произведение епископа Илариона состоит из сменяющих друг друга хоровых и оркестровых номеров, сольных арий, а также евангельских чтений на русском языке. " Ораторию " отличает целостность, хотя формально она делится на две части (и очень хорошо, что она исполнялась безо всякого перерыва). Текст арий и хоровых номеров хорошо знаком церковным людям, так как это - по сути дела части православного богослужения. Евангелие читалось на русском языке (кстати, в зарубежных премьерах оратории, предшествовавших российской, чтение велось на английском языке). В роли чтеца-евангелиста выступил клирик венского кафедрального собора протодиакон Виктор Шиловский. Настрой чтеца, прочувствованная, пропущенная через сердце передача священного текста не только прекрасно соответствовали духу самого произведения. Такое чтение, на мой взгляд, можно признать образцовым и для православного богослужения. Во время него хотелось встать и слушать Евангелие стоя (только концертный " формат " не позволял). Говоря только о наиболее запомнившихся фрагментах " Оратории " , то " Фуга " - третий номер - отличалась баховской основательностью и сосредоточенностью. Впрочем, вообще большая часть первой половины " Оратории " показалась мне очень строгой, немного напряженной. Даже оригинально (по музыкальной структуре) выстроенный автором хор " С нами Бог " еще очень строг, хотя в нем впервые в произведении слышны празднично-торжественные нотки. Окончательно праздничную атмосферу в зале, как мне кажется, установило оркестровое интермеццо (номер 13, предпоследний в первой части) - музыка искренняя, теплая, душевная, какая-то семейная. Согрев сердца слушателей к концу первой части произведения и продолжая это делать в следующей (в частности во второй " Фуге " , которая значительно отличается от звучавшей в начале " Оратории " ), владыка не перестает напоминать о богатом духовном содержании праздника Рождества, делая это наиболее ярко в ариях " Ныне отпущаеши " , которую спел Евгений Нестеренко, и " Глас в Раме слышен " , которую исполнила Хибла Герзмава. Одновременно зал, слушавший хоры " Рождество Твое, Христе Боже наш " и " Дева днесь " , а также заключительный хор, не покидала торжественность - до того самого момента, когда после двух номеров на бис оркестр, хор, автор, солисты и дирижер не покинули сцену и концерт закончился.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Фукс написал более 70 месс (часть a cappella, часть с сопровождением), неск. реквиемов и ораторий, 27 мотетов, 57 вечерен и псалмов, 38 церковных трио-сонат. В его церковной музыке господствует благородная сдержанность выражения, взыскательный вкус и тонкое сочетание интеллектуализма и задушевности. Наследниками традиций Фукса стали не только его ученики (Готлиб Муффат, работавший в Дрездене Я. Д. Зеленка, Ф. Тума, Г. К. Вагензейль), но и др. австр. композиторы, напр. Г. Ройтер-младший (1708-1772), служивший капельмейстером в соборе св. Стефана, занимавшийся церковной музыкой при венском дворе и создавший 80 месс и множество др. богослужебных сочинений. Часть из них приписывалась впосл. Й. Гайдну (1732-1809), к-рый вместе с братом Михаэлем в отрочестве учился у него в певч. школе при соборе св. Стефана. В. А. Моцарт. Реквием. «Lacrymosa». 1791 г. (Австрийская национальная б-ка Муз. 17. 561. Л. 87). Автограф В. А. Моцарт. Реквием. «Lacrymosa». 1791 г. (Австрийская национальная б-ка Муз. 17. 561. Л. 87). Автограф На протяжении XVIII в., до смерти императрицы Марии Терезии в 1780 г., австр. церковная музыка находилась под особым покровительством монархов. Праздничные службы и уличные процессии совершались столь торжественно, что в 1782 г. папа Пий VI , увидевший процессию в Вене на Вербное воскресенье, удивленно воскликнул: «Romae non sic!» (В Риме такого нет!) - что послужило имп. Иосифу II одним из поводов для наступления на «излишества» при совершении богослужения. Эти меры (в частности, отмена богослужебных процессий и старинных рождественских и пасхальных обрядов) отрицательно сказались на австр. церковной музыке этого периода. «Чем проще музыка, тем лучше она соответствует христианскому смирению и благоговению»,- говорилось в «Положении о совершении богослужения» 1786 г. После смерти Иосифа II его политика была пересмотрена, и церковная музыка А. вернулась в прежнее русло развития. В храмах вновь зазвучали большие композиции, рассчитанные на профессиональных певцов и солистов в сопровождении оркестра, инструментальная музыка (напр., исполнение в качестве музыки для градуала камерных трио-сонат или частей симфоний). Самым авторитетным церковным композитором 2-й пол. XVIII в. был М. Гайдн (1737-1806), с 1763 г. работавший в Зальцбурге при дворе князя-архиепископа. М. Гайдн продолжал традиции Фукса, привнеся в них классическую ясность формы, изящество хорового письма и мелодическую закругленность. Он сочинил 32 лат. и 8 нем. месс, 2 реквиема (второй не закончен), 6 «Te Deum» , 117 градуалов, 45 офферториев , 27 пасхальных респонсориев и т. д. В Вене большим авторитетом пользовался И. Г. Альбрехтсбергер (1736-1809), придворный органист, капельмейстер собора св. Стефана, автор 26 месс, 43 градуалов, 34 офферториев и др. сочинений. Он считал фугу «необходимейшим жанром церковной музыки» и внушал это своим многочисленным ученикам (среди к-рых был и Л. ван Бетховен (1770-1827)).

http://pravenc.ru/text/Австрия.html

Особенности службы в тюрьме Богослужения в тюрьме во многом отличаются от тех, которые свободно совершаются в храме на воле. Например, заключенные лишены ночной Пасхальной или Рождественской службы. У каждого тюремного священника есть основные приходы и ночные службы — естественно, мы служим там. И всё равно, к сожалению, люди часто приезжают только под конец богослужения для освящения куличей и стоят за дверями церкви. А в тюрьме праздничная литургия невозможна, и когда мы приезжаем на следующий день,  администрация в состоянии пропустить в храм максимум человек семьдесят. Конечно, это ограничение. И поскольку у человека возможность причаститься появляется один-два раза в год, никто из священников не спрашивает: постился, не постился, читал каноны узник или нет — естественно, мы причащаем. В этом случае аскетическая практика на воле может быть даже строже, чем в тюрьме. Поэтому мы смотрим не на то, съел человек накануне котлету или нет, а на его внутреннее состояние. Иначе в тюрьме нельзя. И этим сильно отличается наша приходская жизнь на свободе от служения за высоким забором.  У заключенных особое отношение к новомученикам — многие из них знают, что эти святые сидели в стенах Бутырки. Когда мы устраиваемк ход в тюрьме, узники торжественно несут иконы новомучеников — таким образом, практически все наши прихожане участвуют в торжественной процессии. Мы часто рассуждаем о новомучениках абстрактно, а для заключенных это люди, которые могли сидеть в той же камере. Заповеди и «понятия» На самом деле преступный мир находится не только где-то там за решеткой, но и внутри нашего общества. Это люди, которых запросто можно встретить на улице — не все они сидят в тюрьме. У них есть своя иерархия, правила — так называемые «понятия» — и прочее. Естественно, тюремный священник с этим сталкивается, намного чаще, чем кто-либо другой. Например, стою я как-то недалеко от своего приходского храма, не в Бутырке. Подходит человек и начинает меня подначивать, чуть ли не задираться. Потом вроде бы успокоился, мы разговорились. А когда он узнал, что меня зовут Константин, прямо опешил: «Отец Константин? Так вы тот самый отец Константин из Бутырки?!» — «Да». — «Батюшка, вы бы сразу сказали. Не признал, простите. Я — смотрящий. Вы, если что, обращайтесь!» Смотрящий — человек, который следит за соблюдением правил уголовного мира. Обратите внимание, что к Церкви такие люди относятся уважительно, но при этом очевидно, что в ее жизни они не участвуют. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Но важно то, что и такое учение находит себе последователей. Отрицание православного богослужения, отвержение церковного авторитета и государственного строя, идеи фантастической любви и всеобщего равенства при чаянии будущего вполне счастливого состояния на земле и составляют те черты, которые для людей, известным образом настроенных, могут казаться привлекательными. Штундизм «Южнорусский штундизм» свящ. Арх Рождественского. Петерб. 1889 г. Указываются другие литературные произведения, стр. 5–11 Реценз. в Прав. Обозр. 1891, март. Указания литературы по вопросу о штундизме в сочинении миссионера Троицкого «Обличение заблуждений штундизма». Киев. 1890 г. Мисс. Обозр. 1899 год. К числу сект рационалистических относится недавно появившаяся, независимо от духоборчества и молоканства, секта, названная штундизмом. Эта секта значительно распространилась на юге России, в губерниях Херсонской, Екатеринославской, Киевской и др. Она обратила на себя внимание духовной власти и гражданской администрации. Штундизм или «братство штунды» получил начало в Германии в самом начале XVIII столетия. Это братство сначала особой секты не составляло, так что штундистами были и могли быть последователи разных религиозных обществ. Основателем штундизма в Германии был пастор Яков Шпенер († 1705 г.). Он заметил, что некоторые из его прихожан не удовлетворяются общецерковными средствами для достижения спасения и стремятся к большему благочестию. Пастор и назначил для чтения слова Божия и благочестивых размышлений особые послеобеденные часы, преимущественно по праздничным дням. От этого все собиравшиеся и получили название штундистов (от слова Smunde – час). Но естественно, что собиравшиеся для благочестивых бесед последователи разных вер приносили и свои вероисповедные особенности: лютеранин – лютеранство, кальвинист – кальвинство, анабаптист – своё учение о перекрещивании. В Гамбурге штундисты сделались проповедниками анабаптизма и образовали отдельное общество пиетистического характера, проповедуя свободу богослужения и возможность особенного духовного просвещения, как плод благочестивой веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Прямой эфир с предстоятелем Русской Православной Церкви посмотрела треть телезрителей Украины Москва, 30 июля 2009 г. Во вторник, 28 июля, в прямом эфире украинского общенационального телеканала " Интер " состоялось беспрецедентное событие - специальная духовно-просветительная программа " Прямой эфир с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом " . Эфир привлек к экранам телевизоров максимально широкую аудиторию - его посмотрело почти треть телезрителей Украины, цитирует " Благовест-инфо " сообщение пресс-службы телеканала " Интер " . Рейтинг трансляции составил 6,9%, доля - 29,6% (аудитория " 18+ " , города 50 тысяч+). Показатели программы не только превышают среднеслотовые показатели телеканала " Интер " (средние рейтинг, доля программы " Судебные дела " в 18:15 - 4,1%, 20,0%, т, с " Две стороны одной Анны " в 19:00 - 6,3%, 24,7%), но также и цифры слота на других основных каналах украинского телевидения. Кроме того, показатели Прямого эфира с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом сопоставимы с показателями наиболее успешных спецвыпусков политического шоу " Свобода на Интере " с участием первых лиц страны. Также 28 июля в 09.30 на " Интере " прошла прямая трансляция Патриаршей Божественной литургии на площади перед Успенским собором Киево-Печерской лавры. Показатели эфира: доля - 22,2%, рейтинг - 1,85% (аудитория " 18+ " , города 50 тыс.+). В понедельник, 27 июля, в 09.00 на " Интере " прошла трансляция первого богослужения Святейшего Патриарха Кирилла, которое он провел на Украине - молебна у памятника святому равноапостольному князю Владимиру. Доля трансляции составила 22,2%, рейтинг - 1,8%. Показатели трансляции Патриаршего молебна на " Интере " были наивысшими среди показателей всех религиозных программ на украинском телевидении в 2009 году и значительно превзошли показатели праздничных богослужений, которые традиционно транслирует " Первый Национальный " канал. Так, средние показатели прямых эфиров Рождественских богослужений 6.01.09 на Первом Национальном составили: рейтинг - 1,1%, доля - 3,6%, Пасхальные богослужения 18-19.04.09 прошли со средним рейтингом 0,7% и долей 5,1%. Доля трансляции Патриаршего молебна на Владимирской горке превысила средние показатели программ, которые обычно выходят в этом слоте на " Интере " и значительно превысила показатели других телеканалов в данном слоте. Телеканал " Интер " стал главным информационным партнером визита Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Украину. Впервые в истории украинского телевидения " Интер " предоставляет своим телезрителям возможность увидеть все наиболее значимые события в рамках пребывания Патриарха Кирилла на Украине. 30 июля 2009 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/31379.html

Первоначально мальчики-певчие вместе с регентом и надзирателем-репетитором жили в одноэтажном флигеле на территории КДА. Впосл. регенту и певчим была отведена квартира в принадлежавшем академии доме на углу Волошской и Ильинской улиц. В 1906 г. мальчиков перевели в общежитие Киево-Подольского уч-ща, воспитанниками которого они являлись. С этого времени мальчики-певчие приходили в академию лишь на спевки и богослужения. Однако в период рождественских и пасхальных каникул, когда занятий в уч-ще не было, а хор должен был петь за праздничными монастырскими богослужениями, певчих временно селили в академии. Студенты КДА исполняли партии теноров, баритонов и басов. Общее количество певчих хора КДА составляло ок. 40 чел. Пение студентов в хоре не предполагало материального вознаграждения. Оплата за пение в хоре была введена лишь осенью 1905 г. С этого времени на хор выделялось ежемесячно по 80 р. Из них 10 р. полагалось регенту и 70 р.- певчим. Регент хора избирался хористами, как правило, из своей среды. Затем кандидатуру регента представляли ректору академии на утверждение. Т. о., регент не был представителем администрации, а являлся одним из студентов, что обусловило частую смену регентов. С 1819 по 1915 г. обязанности регента в КДА исполняло 47 чел. ( Козицький П. О. Cnib i музика в Kuïbcьkiй akaдeмiï за 300 pokib ïï ichybahhя. К., 1971. С. 95-96). Хор КДА всегда ориентировался как на эталон на партесное пение кон. XVIII - нач. XIX в., поэтому в его репертуаре отсутствовали древние церковные распевы. Хор исполнял прежде всего авторские произведения совр. композиторов. Особой популярностью пользовалось творчество А. Л. Веделя и Д. С. Бортнянского . Усилия по возрождению в КДА творческого наследия Веделя предпринял А. А. Кошиц , являвшийся регентом хора в 1898-1901 гг. Привязанность хора КДА к партесному пению явно контрастировала с возросшим в России к кон. XIX в. интересом к древним церковным распевам. Поэтому сторонники возрождения уставного храмового пения порой высказывали довольно резкую критику в адрес певч. традиций КДА. Напр., 29 сент. 1882 г. П. И. Чайковский после посещения богослужения в Братском мон-ре написал гневное письмо ректору еп. Михаилу (Лузину), в к-ром требовал пересмотреть отношение к церковному пению в КДА. Однако это письмо не возымело действия. Репертуар академического хора и в дальнейшем формировался в русле сложившейся традиции.

http://pravenc.ru/text/1684525.html

Не стоит смущаться сидения во время службы. Суббота для человека, а не человек для субботы. Все-таки в какие-то моменты лучше присесть, особенно, если болят ноги, и сидя внимательно слушать богослужение, чем страдать, мучиться и смотреть на часы, когда же все это закончится. Кроме заботы о ногах, позаботьтесь заранее о пище для ума. Можно купить специальные книжки или в интернете найти и распечатать материалы о праздничном богослужении - толкование и тексты с переводами. Обязательно рекомендуем также найти Псалтырь в переводе на ваш родной язык. Чтение псалмов является неотъемлемой частью любого православного богослужения, а псалмы очень красивы как мелодически, так и стилистически. В храме они читаются на церковнославянском языке, но даже воцерковленному человеку сложно на слух воспринять всю их красоту. Поэтому чтобы понимать, о чем поется в данный момент, можно заранее, до службы, узнать, какие псалмы будут читаться во время этого богослужения. Это действительно нужно делать, чтобы «петь Богу разумно», чтобы почувствовать всю красоту псалмопения. Многие считают, что нельзя в храме следить за Литургией по книжке - нужно молиться вместе со всеми. Но одно не исключает другого: следить по книжке и молиться, на мой взгляд, это одно и то же. Поэтому не смущайтесь брать с собой литературу на службу. Можно заранее взять на это благословение у священника, чтобы отсечь ненужные вопросы и замечания. 7. В праздники храмы переполнены. Пожалейте ближнего - поставьте свечки или приложитесь к иконе в другой раз. Многие, приходя в храм, считают, что поставить свечу - это обязанность каждого христианина, та жертва Богу, которую обязательно нужно принести. Но поскольку Рождественское богослужение намного более многолюдно, чем обычная служба, то с постановкой свечей возникает некая трудность, в том числе потому, что подсвечники переполнены. Традиция принесения в храм свечей имеет древние корни. Раньше, как мы знаем, все необходимое для Литургии христиане брали из дому с собой: хлеб, вино, свечи для освещения храма. И это, действительно, являлось их посильной жертвой.Сейчас ситуация изменилась и постановка свечей утратила свое первоначальное значение. Для нас это больше напоминание о первых веках христианства.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/939...

На святках о. ректор повез меня в Москву для представления митрополиту Филарету. Условились встретиться у Преосв. Саввы (Тихомирова) 249 , – бывшего, перед А. В. Горским, ректором Московской академии, а в то время московского викария, жившего в одном из московских монастырей, – чтобы оттуда отправиться к митрополиту. Был какой-то праздничный день, Преосв. Савва служил, и после литургии я явился в его покои. Здесь меня, не привыкшего к церемониалу московских архиерейских приемов, поразила торжественность приема посетителей московским викарием. В Петербурге викарные епископы держали себя гораздо проще. От Преосв. Саввы мы с о. ректором отправились к митрополиту Филарету. Принял он меня благосклонно, задав обычные вопросы и выразив также обычные пожелания и надежду относительно успешности предстоявшей моей службы. Ничего особенного он не сказал, но таково было обаяние этой необыкновенной личности, что все сказанное им казалось очень умным. Как вначале, так и в заключение представления последовал наш общий с о. ректором земной поклон владыке. Так обычно кланялись ему тогда в Москве все, не только духовные, но и светские лица. Когда митрополит Филарет приезжал в Сергиев Посад и представлялась ему академическая корпорация, все поголовно падали пред ним ниц, в начале и в конце представления. Во время моего приезда в академию, 6 декабря, чтение лекций прекратилось, наступили рождественские экзамены. Лекции начались после святок. Когда наступило это время, А. В. Горский сам ввел меня в аудиторию старшего, XXIV, курса (1860–1864) и по этому случаю сказал небольшую речь. Помнится, он рекомендовал моим будущим слушателям быть внимательными к изучению православного богослужения, которое представляет «цвет и плод» древа жизни Церкви Христовой. Сказав эту речь, он оставил класс и на первой моей лекции не присутствовал. Начал я чтения по церковной археологии с общего обозрения истории развития христианского богослужения, затем перешел к краткому обозрению литературы предмета, оживляя свои чтения и восполняя естественную их сухость и отрывочность общими церковно-историческими обозрениями. Потом перешел к чтениям об обрядовой стороне важнейших церковных священнодействий, семи церковных таинств, согласно совету, данному мне моим бывшим профессором В. И. Долоцким. В этого рода чтениях я следовал, на первых порах, манере своего бывшего наставника, не задаваясь трудно исполнимой задачей (какой задался в следующие годы) – проследить историю постепенного образования чинопоследования таинств. Пришлось мне читать лекции оканчивающим XXIV курс (1860–1864) студентам в последнее полугодие их учения в академии 250 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Причем поход здесь дело условное. Все наши занятия должны быть многовариантными и давать возможность каждому ребенку совершить некое (и даже «сверх») усилие. В духовной жизни каждого отдельного следопыта, по замыслу, должна наблюдаться такая же картина. Некоторым ребятам Господь даровал силы и радость стоять и молиться на протяжении всего богослужения, другим дано меньше, и мы всегда должны об этом помнить. Праздники празднуем Праздники в жизни ребенка занимают особое место. Их ждут, к ним готовятся и, главное, напитываются в ходе празднования радостными, согревающими в будни эмоциями. Конечно, праздники бывают разными, но о светских мы говорить сейчас не будем. Нам важно обратить внимание на праздники церковные, которые определяют годовой круг богослужений, в ритм и смысл которого мы постепенно вводим наших ребят. Сегодня постепенно сложилась традиция проведения на приходах торжественных встреч, посвященных Рождеству Господа и Пасхе Христовой. Обыкновенно это концерт и праздничная трапеза. К концерту ребята готовятся заранее, иногда и весь пост (рождественский или Великий), что занимает у них подчас львиную долю времени, которое они проводят в воскресной школе при храме. Далее следует выступление, иногда сразу же после службы (ночной) перед прихожанами. Хорошо, если на Рождество ребята христославят (а не колядуют), к чему можно отдельно и со вкусом готовиться. Кроме этого, по обычаю весело проводится масленичная неделя с блинами, штурмом снежного городка и всяческими конкурсами. В некоторых местах привыкли и Масленицу сжигать, что может быть и эффектно, но странно, если посмотреть на истоки этой действительно древней традиции. Иногда с ребятами особо отмечают престольный праздник храма, а также окончание и начало учебного года. На большее сил не хватает: если к концерту готовиться несколько месяцев, то на что-либо другое энергии может просто не остаться. Почти все эти праздники (бывают, конечно, исключения) готовят либо сами ребята для остальных прихожан (выступления различные), либо прихожане для ребят — организация масленицы, например. Если воскресная школа имеет несколько ступеней, то старшие ребята охотно готовы помочь устроить всякие конкурсы для младших. На этом обыкновенно всё и кончается.

http://azbyka.ru/deti/11618-2

В связи с тем, что численность оканчивавших духовные семинарии стала превышать наличие вакантных священнических мест в приходах, в 1842 г. Николай I разрешил принимать выпускников семинарий на государственную службу, отменив существовавшие ограничения. А в 1850 г. по тем же мотивам распоряжением Св. Синода было отменено обязательное обучение сыновей духовенства в духовных школах. В 1851 г. последовало распоряжение Синода об ограничении контингента обучающихся в семинариях. Быт семинаристов оставался традиционно таковым же, как и в конце XVIII – начале XIX вв. Неимущие (казеннокоштные) семинаристы размещались в казенных общежитиях (бурсах). Распорядок дня в семинарии был таков. Семинаристов поднимали в 6 час. утра, в 7 час. молитва и затем завтрак, до 9 час. подготовка к урокам, с 9 до 12 час. уроки, с часу до двух пополудни – обед, после обеда отдых или прогулка, с 6 до 8 час. вечера «домашние упражнения», в 9 час. ужин и в 10 час. отход ко сну. В воскресные и праздничные дни все семинаристы непременно должны быть в церкви на богослужении. В свободное время семинаристы могли заниматься чтением книг, но лишь разрешенных начальством, которое строго следило за тем, что читают семинаристы. Рекомендовалось на досуге заниматься пением, но лишь духовного содержания. Отлучаться из общежития в свободное время можно было только с разрешения начальства, к которому каждый увольнявшийся непременно должен был являться. На время каникул – рождественских (с 24 декабря по 7 января), пасхальных (страстная неделя перед Пасхой и светлая после нее) и летних (с 15 июля до 1 сентября) своекоштных семинаристов отпускали к родителям. Надзор за соблюдением семинаристами предписанных правил возлагался на инспектора семинарии, в помощь которому назначались «благонамеренные» семинаристы из старших классов. Инспектор надзирал и за поведением своекоштных семинаристов, живущих на частных квартирах: регулярно посещал их, следил, не читают ли они запрещенные книги и не заняты ли «недозволенными развлечениями».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010