зб, 6), родом из Вифании. Господь часто во время своей земной жизни заходил в дом Лазаря, которого с сестрами его Он любил и называл другом Своим (Ин. 11:3, 5, 11). Лазарь умер, но Господь воскресил его, придя на четвертый день после его смерти. Услышав о воскресении Лазаря, иудейские первосвященники говорили об Иисусе Христе: что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом (Ин. 11:47—48). Архиерей Каиафа дал синедриону совет, послуживший пророчеством о спасительной силе крестной смерти Иисуса Христа: вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб (Ин. 11:49—50). С того дня они решили непременно убить Иисуса Христа, обнародовав повеление взять Его, где только увидят (Ин. 11:53, 57). Воскрешение Лазаря так озлобило книжников и первосвященников, что они решили убить не только Воскресителя, но и воскрешенного (Ин. 12:10). Лазарь удалился на остров Кипр, где впоследствии он поставлен был от апостолов епископом. Богоматерь даровала ему омофор, сделанный Ее руками. Жил Лазарь после воскрешения 30 лет и хранил строгое воздержание. Вторично преставился он на Кипре. В IX веке Византийский император Лев Философ перенес мощи праведного Лазаря с Кипра в Константинополь.     Протоиерей Григорий Дебольский.    «Дни богослужения Православной Церкви» ПЕСНОПЕНИЯ ПРАЗДНИКА         Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носящее, Тебе, Победителю смерти, вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне.    «Прежде Твоих страданий, желая убедить всех в общем воскресении, Ты из мертвых воздвиг Лазаря, Христе Боже. Потому и мы, как дети, держа в руках своих символы победы, вопием Тебе, Победителю смерти: осанна в вышних, благословен Грядущий во имя Господне».     Тропарь праздника, глас 1 Неделя шестая Великого поста. Вход господень в Иерусалим...

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

И далее мы находим этому подтверждение: И если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их (Мф. 21, 3). Слова: и если кто скажет — тут имеется в виду кто-то, кто не знает об отношении хозяина к Иисусу из Назарета, кто-то посторонний. Если рассматривать данный текст с исторической точки зрения, то можно предположить, что хозяин ослицы и осленка проявлял обычное по отношению к паломникам гостеприимство, тем более — накануне праздника еврейской пасхи. А помочь такому известному равви, как Иешуа (Иисус), да и в преддверии праздника, считал бы за честь каждый благочестивый иудей. Далее мы читаем: Все же сие было, да сбудется реченное через пророка, который говорит: Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной (Мф. 21, 4–5). Здесь евангелист Матфей указывает на то, что буквально исполнилось пророчество, изреченное пророками Исаией и Захарией. У Исаии сказано: Вот, Господь объявляет до конца земли: скажите дщери Сиона: грядет Спаситель твой; награда Его с Ним и воздаяние Его пред Ним (Ис. 62, 11). А у Захарии мы находим следующие слова: Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной (Зах. 9, 9). Такое совмещение двух стихов в один было обычным явлением для мишнианской текстологии того времени, когда контекст никогда не учитывался или даже изымался при совмещении пасухов — отдельно взятых стихов. Придерживаясь практики вычитывания из текста по возможности всей информации, Матфей истолковал Захарию (9, 9), как пасух (стих) о двух животных. Все это свидетельствует именно о еврейском адресате данного Евангелия. То есть Матфей предполагал своими читателями именно евреев, говорящих на арамейском языке. Кстати, в Септуагинте, в переводе 70-ти, мы видим тоже слово полос при переводе еврейского слова осёл — у пророка Захарии, как и в греческом списке Евангелия от Матфея, которое первоначально было написано на арамейском или даже на еврейском языке.

http://pravoslavie.ru/102519.html

На следующий день Христос вошел в храм Божий, и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей: в те времена в храме можно было купить жертвенных животных, поэтому в храме стоял сильный шум, производимый животными. Христос говорил меновщикам: написано: «дом Мой домом молитвы наречется», а вы сделали его вертепом разбойников». Весь народ с восхищением слушал учение Господне. После чего к Иисусу приступили слепые и хромые, которых Он исцелил. Затем, покинув Иерусалим, Он вернулся в Вифанию. В этот день совершается освящение ваий (пальмовых ветвей), в память того, что встречали Господа с пальмовыми ветвями в руках. От обычая употреблять в этот день вайи (ветви финиковой пальмы) День Входа Господня в Иерусали называется Неделею «Ваий» или «Цветоносною». На Руси он получил название «Вербного воскресенья», потому что на севере верба ранее других древесных ветвей дает почку. Молящиеся приходят в храм с вербами, вспоминая как галилейские паломники встретили Христа цветущими пальмовыми ветвями, так и они встречают невидимо грядущего Господа букетиками вербы с зажженными свечами. Освящение верб совершается на праздничном Всенощном бдении. После чтения Евангелия священники совершают каждение верб, читают молитву и окропляют ветви святой водой. Обычно окропление повторяется в сам день праздника, после литургии. При освящении верб читается молитва: «Освящаются вербы сии, Благодатию Всесвятаго Духа и окроплением воды сия священныя, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь!» Часто прихожане волнуются, попала ли святая вода на принесенные ими веточки, настойчиво требуют окропить снова и снова. Но мы должны помнить, что освящается верба благодатью Духа Святаго, поэтому неважно – попала ли на веточку капелька святой воды или литр – верба освящена. Важно помнить: освящение вербы совершает на всенощном бдении, то есть на вечерней службе накануне праздника , а не на Литургии. В день Входа Господня в Иерусалим — 28 апреля в 2024 году разрешается рыба ( Рецепты постных рыбных блюд ).

http://pravmir.ru/prazdnik-vxoda-gospodn...

Призвал Иаков сыновей своих и сказал им: “Соберитесь, чтобы я возвестил вам, что случится с вами в последние дни. Соберитесь и послушайте меня, сыны Иакова, послушайте Израиля, (послушайте) отца вашего. Иуда! Тебя восхвалят братья твои. Руки твои на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего. Детеныш льва Иуда, от ростка, сын мой, ты взошел. Возлег, уснул он, как лев и как львенок: кто пробудит его? Не прекратится князь от Иуды и предводитель от чресл его, доколе не придет Тот, Кому назначено, и Он – ожидание народов. Привязывая к винограду осленка своего и к лозе – сына ослицы своей, Он вымоет в вине одежду свою и в крови грозда одеяние своё. Радостны очи его от вина, и зубы его белее молока!” Быт 49:1–2, 8–12 Пророчества Софониева чтение: [Глава 3, ст. 14 – 19.] 2. Пророчества Софонии чтение Тако глаголет Господь: радуйся дщи Сионова зело, проповедуй дщи Иерусалимова, веселися и преукрашайся от всего сердца твоего, дщи Иерусалимля. Отъят Господь неправды твоя, и избавил тя есть из руки враг твоих: воцарится Господь посреде тебе, и не узриши зла ктому. Во время оно речет Господь Иерусалиму: дерзай Сионе, да не ослабеют руце твои. Господь Бог твой в тебе, Сильный спасет тя: наведет на тя веселие, и обновит тя в любви Своей, и возвеселится о тебе во украшении, яко в день праздника. И соберу сотреныя твоя: горе, кто приимет нань поношение? Се Аз сотворю в тебе, тебе ради, глаголет Господь, во время оно, и спасу утисненную, и отриновенную прииму, и положу я в похваление, и имениты по всей земли. Так говорит Господь: Радуйся безмерно, дочь Сиона! Провозглашай, дочь Иерусалима! Веселись и наслаждайся от всего сердца своего, дочь Иерусалима! Устранил Господь преступления твои, искупил тебя из руки врагов твоих! Господь, Царь Израилев – посреди тебя: (и) больше ты не увидишь зла. В то время скажет Господь Иерусалиму: “Дерзай, Сион, да не ослабеют руки твои: Господь Бог твой среди тебя, Сильный спасет тебя; привлечет на тебя радость, обновит тебя в любви Своей, и возрадуется о тебе с наслаждением, как в день праздника. И соберу Я сокрушенных твоих. Увы! Кто принял на нее поношение? Вот, Я действую в тебе ради тебя в то время – говорит Господь; и спасу угнетенную, и отвергнутую приму, и сделаю их похвалою и знаменитыми на всей земле. Соф 3:14–19

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-s...

Hj Иисус ответил: « Эта болезнь не к смерти, а к славе Божией ». Когда Спаситель пришел в Вифанию. Марфа встретила Его словами: « Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю: чего Ты ни попросишь у Бога, даст Тебе », на что Христос ответил: « Воскреснет брат твой ». Вскоре пришла Мария и другие родственники. Видя, как они скорбят, Христос заплакал. Собравшиеся подошли к пещере, где был погребен Лазарь, и Христос велел отвалить закрывающий ее камень. Марфа напомнила, что Лазаря погребли уже четыре дня назад, и он смердит. А Христос помолился и возгласил: « Лазарь, выйди вон! ». Умерший Лазарь вышел из гробницы, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами. В Писании говорится, что многие, видевшие это чудо, уверовали во Исуса Христа, а фарисеи « c этого дня положили убить Его » (Ин. 11:53). Спаситель сотворил чудо, разозлившее фарисеев, не только из-за любви к своему усопшему другу и его сестрам, но и чтобы показать людям, что всеобщее воскресение в день Страшного Суда — реальность. По преданию, после Воскресения Христа Лазарь из-за гонений покинул Иудею. Он поселился на Кипре и впоследствии стал епископом. После своего воскресения Лазарь прожил еще около 30 лет. Неделя 6я. Неделя ваий («пальмовых ветвей»), иначе — Неделя цветоносная, Вербное воскресенье, Вход Господень в Иерусалим — 28 апреля В этот праздник мы вспоминаем, как вскоре после воскрешения Лазаря Христос торжественно въехал в Иерусалим. Зная о совершённом чуде, горожане встречали Его как царя Иудеи и освободителя от римского владычества, кричали «Осанна сыну Давидову!» и бросали под ноги одежды и срезанные пальмовые ветви. Фарисеи призывали Иисуса запретить это делать, но Он отвечал: «Сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют» (Лк. 19, 40). В то же время Христос подчёркивает, что царство Его — не от мира сего. Он входит в Иерусалим не на коне, как все правители и полководцы, а на осле, символизирующем мир. Тем не менее, народ приветствовал Христа как царя. Много веков иудеи ждали Мессию, о котором говорили пророки Ветхого завета.

http://foma.ru/prazdniki-velikogo-posta-...

   Когда Иисус Христос вошел в Иерусалим, весь город пришел в движение, и спрашивали не знавшие Его: «Кто это?»    Народ отвечал: «это — Иисус, пророк из Назарета Галилейского», и рассказывали при этом, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых.    Войдя в храм, Христос снова, как и в первый год Своего учения, выгнал из него всех продающих и покупающих, говоря им: «написано: — Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов — а вы сделали его вертепом разбойников».    Слепые и хромые обступили Его в храме, и Он их всех исцелил. Народ, видя чудеса Иисуса Христа, еще больше стал прославлять Его. Даже малые дети, бывшие в храме, восклицали: «осанна Сыну Давидову!»    Первосвященники же и книжники негодовали на это и сказали Ему: «слышишь ли, что они говорят?»    Иисус Христос ответил им: «да разве вы никогда не читали: — из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?» (Пс.8:3).    В следующие затем дни Иисус Христос учил в храме, а ночи проводил вне города. Первосвященники, книжники и старейшины народа искали случая погубить Его, но не находили, потому что весь народ неотступно слушал Его.    ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Матфея (Мф.21:1-17); от Марка (Мк.11:1-19); от Луки (Лк.19:29-48), от Иоанна (Ин.12:12-19).    Торжественный вход Господень в Иерусалим празднуется св. Православною Церковью в последнее воскресенье перед светлым праздником Пасхи. Это — один из великих праздников и называется он еще Вербным Воскресеньем, потому что в этот день за всенощною службою Божию (или за утренею) раздаются молящимся освященные ветви вербы или других растений. В старину с зелеными ветвями встречали царей, возвращавшихся с торжеством после победы над врагами. И мы, держа в руках первые распускающиеся весною ветви прославляем Спасителя, как Победителя смерти; потому что Он воскрешал умерших и в этот самый день входил в Иерусалим для того, чтобы умереть за наши грехи и воскреснуть и тем спасти нас от вечной смерти и вечных мук. Ветка служит у нас тогда знаком победы Христа над смертью и должна напоминать нам о будущем воскресении всех нас из мертвых.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

Вход Господень в Иерусалим После воскрешения Лазаря его сестры Марфа и Мария пригласили Иисуса Христа к себе на ужин. Мария в порыве благодарности за воскрешение брата купила фунт драгоценного мира, которым помазала ноги Спасителя, вытерев их потом своими волосами. В числе приглашенных на ужин находились также апостолы Христовы, а с ними Иуда Искариотский – будущий предатель. Огорченный напрасной, как ему казалось, тратой драгоценного масла, он запротестовал: «К чему такая трата мира? Лучше было бы продать его за 300 динариев и деньги раздать нищим.» Как поясняет евангелист Иоанн, он сказал это не потому, что заботился о нищих, а потому, что был вор. Нося при себе денежный ящик с пожертвованиями, он надеялся, очевидно, поживиться от продажи дорогого мира. Видя смущенную Марию, Иисус Христос поспешил успокоить смущение её, сказав: «Оставьте её, она сберегла это на день погребения Моего. Нищих всегда имеете с собой, а Меня не всегда» (Ин. 12:7). Как в доме Лазаря, так и вокруг него в это время собралось много народа, пришедшего не только ради Иисуса, но чтобы увидеть и воскрешенного Им Лазаря, которого недавно похоронили, а теперь – он жив. Огорченные все возрастающей популярностью Иисуса Христа, в особенности, после чуда воскрешения четырехдневного мертвеца, первосвященники вместе со старейшинами собрались и порешили убить не только Иисуса, но и Лазаря, как явного для всех доказательства духовной мощи и Божественной власти Иисуса Христа. На другой день после вечери и за шесть дней до еврейской пасхи Христос с учениками отправился в Иерусалим, куда на этот праздник прибывало много богомольцев. Поравнявшись с небольшим селением Виффагией, Спаситель послал туда двух Своих учеников, сказав им: «Пойдите в это селение и найдите привязанную ослицу и молодого осла, на которого никто из людей никогда не садился, отвязав его приведите. А если кто спросит вас, то скажите: он надобен Господу» (Мк. 11:2—3). Посланные пошли и исполнили все, как им было велено. Тогда Спаситель воссел на покрытого одеждами осленка и, сопровождаемый Своими учениками и большим количеством народа, продолжил Свой путь в Иерусалим. Тут исполнилось предсказанное пророком Захарией: «Не бойся дочь Сиона! Твой Царь грядет, сидя на осляти» (Ин.12:15).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2611...

– Если Лазарь заснул, значит он поправляется. Но Спаситель ответил: – Он умер. Я рад за вас, что Меня не было там. После того, что вы увидите, будете веровать в Меня крепче. Когда подходили они к Вифании, прошло уже четыре дня, как умер и похоронен был Лазарь. Сестра Лазаря, Марфа, которую провожали соседи, вышла навстречу Спасителю и сказала: – Господи! Если бы Ты был с нами, Лазарь не умер бы. Но и теперь я знаю, что Бог даст Тебе все, что Ты попросишь у Него. Иисус сказал: – Воскреснет брат твой. – Конечно воскреснет, – ответила Марфа, – когда воскреснут все умершие. Спаситель ответил: – Я даю воскресение и жизнь. Кто верует в Меня, никогда не умрет. Веруешь ли ты в это? Марфа ответила: – Верую, что Ты Сын Божий, пришедший в мир. Пришла и Мария и, плача, сказала: – Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Видя ее плачущей, Спаситель прослезился. – Где вы похоронили его? Иудеи, видев слезы Господа, говорили: – Смотрите, как Он любил Лазаря. Он открыл глаза рожденному слепым. Не мог ли Он сделать так, чтобы Лазарь не умер? Подойдя к могиле, Господь приказал отвалить камень, закрывавший ее. Марфа сказала: – Господи! Четыре дня, как он похоронен, и от него уже идет дурной запах. Но Спаситель сказал: – Откройте могилу. Вы увидите славу Божию. И когда открыли могилу, Спаситель сказал: – Благодарю Тебя, Отец, что Ты услышал Меня: не для Меня нужно это, а для людей, которые здесь. Они увидят и будут верить, что Ты Меня послал в мир. И Он громко сказал умершему: – Лазарь, выйди из могилы. Умерший, покрытый погребальными пеленами, вышел. Его развязали, и он пошел в свой дом. Многие из бывших при этом поверили в Господа. Когда же начальники Иудейские узнали об этом, они стали искать удобное время, когда при Господе не будет народа, чтобы убить Его. Заодно решили убить и воскресшего Лазаря, потому что народ сходился видеть и его. Вход Господень в Иерусалим Приближался праздник еврейской Пасхи, когда в Иерусалим собиралось много народу помолиться в храме. Спаситель тоже пошел после воскрешения Лазаря с учениками в Иерусалим. Подходя к городу, Он подозвал двух учеников и сказал им:

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Когда Иисус Христос вошел в Иерусалим, весь город пришел в движение, и спрашивали не знавшие Его: " Кто это? " Народ отвечал: " это - Иисус, пророк из Назарета Галилейского " , и рассказывали при этом, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Войдя в храм, Христос снова, как и в первый год Своего учения, выгнал из него всех продающих и покупающих, говоря им: " написано: - Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов - а вы сделали его вертепом разбойников " . Слепые и хромые обступили Его в храме, и Он их всех исцелил. Народ, видя чудеса Иисуса Христа, еще больше стал прославлять Его. Даже малые дети, бывшие в храме, восклицали: " осанна Сыну Давидову! " Первосвященники же и книжники негодовали на это и сказали Ему: " слышишь ли, что они говорят? " Иисус Христос ответил им: " да разве вы никогда не читали: - из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу? " (Псал. 8, 3). В следующие затем дни Иисус Христос учил в храме, а ночи проводил вне города. Первосвященники, книжники и старейшины народа искали случая погубить Его, но не находили, потому что весь народ неотступно слушал Его. ПРИМЕЧАНИЕ: см. в Евангелии от Матфея, гл. 21, 1-17; от Марка, гл. 11, 1-19; от Луки, гл. 19, 29-48; от Иоанна, гл. 12, 12-19. Торжественный вход Господень в Иерусалим празднуется св. Православною Церковью в последнее воскресенье перед светлым праздником Пасхи. Это - один из великих праздников и называется он еще Вербным Воскресеньем, потому что в этот день за всенощною службою Божию (или за утренею) раздаются молящимся освященный ветви вербы или других растений. В старину с зелеными ветвями встречали царей, возвращавшихся с торжеством после победы над врагами. И мы, держа в руках первые распускающиеся весною ветви прославляем Спасителя, как Победителя смерти; потому что Он воскрешал умерших и в этот самый день входил в Иерусалим для того, чтобы умереть за наши грехи и воскреснуть и тем спасти нас от вечной смерти и вечных мук. Ветка служит у нас тогда знаком победы Христа над смертью и должна напоминать нам о будущем воскресении всех нас из мертвых.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1984...

Пространство перед городскими стенами оглашают громкие крики: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних! ( Мф. 21: 9 ). Благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних! ( Лк. 19: 38 ). Громче всего выкрикивают эти радостные слова маленькие дети, которые также прославляют Его как грядущего Мессию и Спасителя. Люди – и старые и молодые – срывают с себя одежды и в благоговейном восторге бросают их под копыта осленка. Эти многоцветные одеяния – по всему пути торжественного шествования удивительного Всадника – постепенно образовывают на земле яркий и многоцветный праздничный ковер. Но наряду с людьми радующимися, ликующими, кричащими, прославляющими Его здесь находится и множество недовольных происходящим, прежде всего – фарисеи. До сего дня они неустанно боролись против Назарянина, всячески противодействуя известиям о Его чудесах и учении, выставляя Его в глазах общества как опасного бунтовщика, обманщика и нарушителя Закона. Теперь они чувствуют, что не достигли ни малейшего успеха, потерпели сокрушительное поражение в своей непримиримой борьбе. Обращаясь друг к другу, Его противники-фарисеи недовольно ворчат: видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идет за Ним ( Ин. 12: 19 ). Некоторые из них, не выдержав, прямо обращаются с требованием к Иисусу: Учитель! запрети ученикам Твоим ( Лк. 19: 39 ) устраивать Тебе столь помпезную встречу и громкие овации. Но Он строго отвечает им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют ( Лк. 19: 40 ). И вот Он въезжает через ворота в город, встречаемый и здесь толпами жителей. Все радуются и ликуют, Иерусалим тонет в буре восторженных криков. Весь город пришел в движение ( Мф. 21: 10 ): его улицы заполнились бушующим людским водоворотом – теми, кто стремились поскорее увидеть Назарянина, получше разглядеть Его… А Он вдруг начал плакать, глядя на высокие стены Иерусалима, на вереницы зданий и царивший над святым городом величественный храм. Люди недоумевали: что с Ним? И мало кто услышал, что Он – сквозь слезы – пророчествовал о скором разорении и гибели Иерусалима, который ныне так торжественно встречает Его приветственными возгласами, а через несколько дней будет – еще громче, чем сегодня – кричать: распни, распни Его! ( Лк. 23: 21 )… Святитель Лука Крымский , говоря о событии Входа Господня во Иерусалим, подчеркивает, что до этого дня и на всем протяжении земного служения Спаситель сознательно скрывал от толпы Свое Мессианское достоинство.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010