Вегшейдер в своей догматике решил: omnis de gratia disputatio ad doctrinam de providen. tia rectius refertur. Instit. theol. Chr. § 157. Тоже Эбергард (Apologie d. Socrates, 790. 2, 387), Генке (Lineaë fidei Christ. p. 280), Каннабих (Kritik d. alter u. neuer Lehron s. 95 f) и другие. 227 См. простран. христианский катихизис православной кафолической восточной церкви. С. Петсрбург. 1839 г. стр. 129. 130. 65. Ответ п.Иеремии лютеранам о свободном произволении. (Христ. чт. 1842 г. 3. 63 и сл.); посл. вост. патр. о прав. вере, чт. 13. 9. 16. Стефан Яворский в камне веры, о благих делах. Ч. 111, стр. 451–474. Спб. 1840. 229 De peccato Origin. XL. у Тертуллиана sacramentum aquae, Bapt. c. 40. sacramentum evcharistiae, coron. milit. 3. adv. Marc. 4. 34. у Киприана sacramentum calicis, epist. 63.; у Августина, sacramentum altaris. De civit. Dei X, 6.; у Златоуста (iu Actus Apost. Hom. 1. § 7); у Исидора Пелус. (lib. 3. epist. 340.) μυςηρια; У Ареопагита εραρχιχι τελετι. (Свящ. цер. иер. гл. 3. § 1). 230 Что касается до выражений materia et forma, которые в первый раз употребил бл. Августин для обозначения видимой стороны одного только крещения, и которые потом схоластики, а вслед за ними Триентский собор, признали необходимыми принадлежностями всех таинств: то эти выражения слишком не точны и могут только вредить точному изложению учения о таинствах. Мальдонат справедливо заметил: in rebus id, quod videtur, est materia; significatio formä In verbis id, quod avditur materia, significatio forma. Ergo in toto sacramento id, quod videtur et avditur simul, res et verba, materia; significatio, quae neque videtur, neque auditur, forma. De nat. sacram. P. 3. 241 Оглаш. 17. § 16. сл. оглаш. 3. § 3. 4. Также ясно о благодатной силе крещения говорили Варнава в посл. § 2.. Ириней Adv. наег. lib. 3. с. 19. Киприан ер. 2, Василий в. прот. Евном. кн. 3. § 5. кн, 5. прав. исп. вопр. 102. 103. 242 Что касается до того, что по словам кн. Деяний крещались во имя Иисуса, или Христа ( Деян. 2, 38. 10, 48 ): то тем книга Деян.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В сие время тело Его находилось во гробе, а духом Он сходил в преисподние места земли, т. е. в ад, и здесь пленил плен, т. е. взял в плен содержавшихся в нем узников, и с ними восшел на небеса ( Еф.4:8–10 ). Он «пленил ад, сам не искусився от него», т. е. не потерпев вреда от него. Кого же именно Он пленил, и следственно освободил от адского плена? Не только ветхозаветных праведников, с верой ожидавших пришествия Его (Правосл. исп. ч. I, вопр. 46), но и великих грешников, положивших начало покаяния при смерти. Ибо сказано в послании апостола Петра, что Христос, сошедши в адскую темницу, проповедал Евангелие даже тем душам, которые некогда были не покорны ожидавшему их Божию долготерпению во дни Ноя ( 1Петр.3:18–20 ), но узрев в аде Спасителя, с радостью приняли Его проповедь . Противление их долготерпению Божию продолжалось до наступления потопа; когда же пришел потоп, они убедились, что напрасно не верили Ною, угрожавшему им потопом, и раскаялись в своем неверии. За свое неверие они пострадали в аде, но за раскаяние удостоились услышать проповедь Спасителя в аде. Церковь так воспевает плоды сошествия Христова в ад в отношении к страдавшим здесь грешникам: «днесь Владыка плени ада, воздвигнувый узники, яже от века имяше, люте одержимыя» (припев к 9-й песни канона Пасхи). Но и до сих пор, как и всегда будет, Христос Спаситель, яко имеющий ключи ада и смерти ( Откр.1:18 ), и обладающий живыми и мертвыми ( Рим.14:9 ), отверзает адовы затворы и по молитвам Церкви, освобождает оттуда грешников, положивших при жизни начало покаяния, но не успевших принести плодов покаяния, и отшедших в другой мир с верой в бесценные заслуги Искупителя. Адам воззвася. Адам за преступление воли Божией был изгнан из рая, для того чтобы вне рая, вдали от древа жизни проводить жизнь в трудах о пропитании и в подвигах покаяния. В лице Адама этот приговор правосудия Божия пал на всех его потомков: осужден на изгнание из рая Адам всеродный (со всем родом). Но вот явился на землю второй Адам, Господь с небесе ( 1Кор.15:47 ), который Своим послушанием воле Божией и всецелой безгрешностью загладил вину Адама первого и открыл ему с его потомками дорогу в рай, не тот земной рай, который насажден был Богом в Едеме для первых людей, а в рай небесный, тот самый, куда Христос на кресте обещал ввести покаявшегося разбойника, – Царство Небесное.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

342 Свящ. П. Флоренский, – Пределы гносеологии (Основная антиномия теории знания) («Богосл. Вест.». 1913, янв.) 343 «Mensch, wo du deinen Geist schwingst über Ort und Zeit – So kannst du jeden Blick sein in der Ewigkeit» ( Angelus Silesius , – Che rubinischen Waudersmann, I, 12. – Angelus Si lesius in seinem Cherubinischen Wandersmann. Eine Auswahl – zusammengestellt von Herm. Brunnhofer. Bern, 1910. S. 6.) – Эту же мысль высказывают едва ли не поголовно все мистики. См. след. прим. 344 О соотношении времени и Вечности глубокомысленнейшие рассуждения см. у Плотина , у бл. Августина («Исп.» и «Толк. на Кн. Быт.»); у Вас. Вел., обоих Григориев, Климента Александрийского , Оригена и. т. д. – Лапшин , – Мистическое познание, II стр. 557–570. – А-ей [И.] Введенский , – Время и вечность. Акт. речь. Свято-Троицк. Серг. Лавра, 1900 (=«Богосл. Вест.», 1900 г. Т. 3, X, стр. 244–273) С.[С.] Глаголев , – Бессмертие прошедшего. Серг. Пос., 1903 (=«Бог В.», 1903 г, 2). – Р. Эйкен , – Основные проблемы современного положения философии и религии. – Η. Η. Страхов , – О времени, числе и пространстве («Рус. Вестн.», 1897, янв.). – Челпанов , – («Вопр. филос. и психолог.», кн. XIX). – Н. Я. Грот , – О времени (id., кн. XXIII-XXV) – Л. M. Лопатин . Положительные задачи философии. М., 1891, Ч. 2-ая, стр. 308, 305–306 и др. Есть нов. изд. – А. А. Козлов , – «Свое Слово», вып. 3 (тут собраны и сгруппированы диалектические аргументы против реальности времени). – Г. Тейхмюллер , – Действительный и кажущийся мир, Казань, 1913 г., кн. 2-я. – О. Вейнингер . – Его же, – Последние слова. М., изд. «Сфинкс». – Вл. [С.] Соловьев , – Первое начало теоретической философии. («Собр. соч.», Т. 8). – Гюйо , – Происхождение идеи времени. Смоленск, 1891 и «Собр. соч.», (рец. А. А. Козлова , – «Вопр. филос. и псих.», кн. IX, стр. 88–99). – Его же, – Искусство с социологической точки зрения. – М. [С]. Аксенов , – Трансцендентально-кинетическая теория времени. Харьков 1896. – П. Д. Успенский – Его же. Четвертое измерение.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Антв. 1700. 703 «Внушайте христианину, что он спасается верою, как делом самого Бога: он всегда будет наслаждаться глубоким миром; но если станете внушать, что он спасается верою, проявляемою в делах, в любви и исполнении заповедей Божиих, то повергнете его в состояние самого мучительного беспокойства, самой ужасной безнадежности относительно спасения своего: ибо ничем не можете уверить его, что он имеет истинную любовь, что его мысли, чувства и желания вполне совершенны и потому благоугодны Богу. С другой стороны, когда вы скажете верующему, что он спасается одною верою, как делом самого Бога; то дадите чувствовать, что его спасение зависит единственно от милосердия Божия, которому одному подобает слава спасения людей; но если вы скажете, что он спасается верою чрез добрые дела: то оскорбите Бога, разделите славу ту между Богом и человеком, или – лучше – похитите ее у Бога. Наконец, если христианин будет убежден, что спасается одною верою, как делом самого Бога; то всегда будет проникнут чувством смирения пред Ним: между тем мысль о спасении верою, поспешествуемою любовию, ведет к гордости». Лютер. О плен. вавил. и Прот. Еразм. ротерд.: соч. т. 2 с. 284. т. 3, с. 176. Апол. ауг. исп. гл. 3 чл. 6. Квеншт. Богосл. дид.-полем. т. 3 с. 1408. Лейпц. 1715. Голлац. Богосл. акроам. с. 1198–1199. Ульм. и Лейпц. 1714. 708 Прав. исп. ч. 1 с. 1. Спб. 1840. Посл. вост. патр. л. 21. 26–27. М. 1848. Мак. Догм. бог. т. 4 с. 90. Спб. 1852. 710 Ориг. Толк. на п. к рим. кн. 3: тв. т. 4, с. 952. 954. Пар. 1857. Илар. поат. Толк. на св. Матф.: тв. с. 157. Кельн, 1717. Св. Вас. в. Бес. на пс. 114: тв. ч. 1, с. 403. М. 1853. Бес. 20: тв. ч. 4 с. 313. М. 1846. Св. Злат. Слов. о вере: тв. т. 1 с. 1082. Пар. 1859. Бес. на кн. быт. и Прот. иуд. слов. 2: т. 2 с. 448–449. т. 3 с. 485. Спб. 1850. Бес. на п. к кол. 5 с. 77–78. Спб. 1858. Бес. на п. к Тит. 3 с. 39. Спб. 1859. Пр. Иерон. Разг. прот. пелаг. кн. 1: тв. т. 4 ч. 2 с. 490. Пар. 1706. Бл. Авг. Пис. 194, Изясн. пс. 70, Слов. 2. 100. 169 и О благод. и своб. воле гл. 6: тв. т. 2 с. 548. т. 4 с. 551. т. 5 с. 7. 369. 563. т. 10 с. 479. Антв. 1700. Разл. вопр. в. 76: тв. т. 6 с. 48–49. Антв. 1701 г. Исих. иер. Толк. на Левит. кн. 4 гл. 14: Лам. Полн. курс. патр. т. 93 с. 956. Пар. 1860.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

1248 Васил. Кил. ap, Phot. Biblioth. cod. CVII, p. 281; Евагр. Η . E. IV, c. 36. 1249 Геннад. de dogm. eccles. c. 52; Concil. Toled. II, c. XI. 1250 Так в книге: Ordo Romanus, составленной в IX веке, дается наставление: de parvulis providendum, ne postquam baptisati fuerint, ullum cibum accipiaut, neque lactentur sine summa necessitate, antequam communicent sacramento corporis Christi (in Biblioth. PP. T. X, p. 84. Paris. 1654). 1251 Bona, Rer. liturg. II, c. 19, § 2. 1252 Прав. исп. ч. 1, otb. на вопр. 107; снес. св. Дионис. алекс. прав. 2. 4; св. Тимоф. алекс. прав. 5. 7. 12. 1253 См. «чин погребен. младенческ. в Требнике. 1254 Concil. Trident. Sess. XXI, can. 1. 2. 1255 Perrone, Praelect. Theolog. Tract. de Eucharistia, P. 1, c. III, propos. IV. 1256 Ibid. n. 224. 1257 Ibid. n. 197. 199. 1258 «После того, как предстоятель совершит благодарение и весь народ возгласит: аминь, так называемые у нас диаконы каждому из присутствующих дают приобщаться хлеба, над которым совершено благодарение, и вина и воды да и к небывшим относят» (Apolog. 1, 85, в Хр. Чт. 1825, Χ VII, 98—99). 1259 Contra haeres. XV, 18, n. 4. 5; V, 2. 1260 De resurrect. carn. c. 8, 1261 Quos excitamus et hortamur ad proelium, non inermes et nudos relinquamus, sed protectione corporis et sanguinis Christi muniamus… Nam quomodo docemus aut provocamus eos in confessione nominis sanguinem suum fundere, si eis militaturis Christi sanguinem denegamus? (Epist. LIV). 1262 Кирилл. иерус. поуч. тайновод. IV, n. 3. 6; Златоуст. на Матф. бесед. LXXXII, п. 5; Амврос. de myster. c. VIII, n. 48. 1263 Serm. IV de Quadrages., in Bibl. P. P. max. t. VII, p. 1015, Lugd. 1677. 1264 Apud Gratianum. Decr. III de consecr. dist. 11, c. 12. 1265 Bona, Rer. liturg. IX, c. 18, § 1; c. 19, § 3; cfr. Buttenstock., Hist. eccles. N. T. III, p. 252. 1266 Concil. Trident. Sess. XXI, can. II; cfr. Perrone, Praelect. Theolog. Tract. de Euchar. P. 1, c. III, prop. V. 1267 Вот главнейшие из этих причин: а) опасность пролития крови; б) трудность сохранять вид вина для больных, особенно в странах жарких и холодных; в) недостаток такого вина во многих местах отдаленных; г) естественное отвращение от вина многих и под. (Pernone, loc. citat. n. 214).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

450 Григ. Б. Сл. 42 (IV ч. 38 стр.). Сл 20 (II ч. 168 стр.). Сн. Епифан., Ер. LXXVI, опров. 35 гл. соч. Аэтия. Позднее мысль о „единоначалии“ раскрывал с особенною раздельностью И. Дамаскин в „Точн. изл. пр. в.“ I, 8 и 12 (сн. ниже, § 43, кон.). 451 Подобно этому значение и термина „отчество“ в приложении к Богу Отцу. Усвояемым Ему наименованием „ Отец“ Сына единородного показывается, что Он есть божественная причина бытия Сына, но без обозначения непостижимого образа её причинного действия (см. Григор. нисск. Пр. Евном., 1 кн. 39 гл. –V ч. 237–238 стр.). То же приложимо и к термину „ исхождение“ Св. Духа. По мысли Василия В., слова: Сын, рождение, Дух, исхождение выражают не собственное что-либо Божеству, но присвоенное Ему чрез уподобление человеку, который рождает или рождается и из уст которого исходит дыхание. Прот. Евном. V кн. (III ч. 162 стр.). 452 В „ Прав. Катих.“ (2 чл.) это сравнение поясняется так: „смотря на солнце, мы видим свет; от сего света рождается свет, видимый во всей подсолнечной; но тот и другой есть свет нераздельной, одной природы. Подобно сему Бог Отец есть вечный Свет ( 1Иоан. 1, 5 ). От Него рождается Сын Божий, Который также есть вечный Свет: но Бог Отец и Сын Божий есть единый вечный Свет, нераздельный, единого божеского естества“. Сн. Прав. Исп. 1 ч. 36 вопр. 457 Св. Афанасий говорит: Дух „от Отца исходит, и будучи собствен Сыну, от Него подается ученикам и всем верующим в Него“ (К Серап. I, 2). И еще: „Он (Дух) исходит от Отца, от Сына приемлет и подается“. Там же, (11 гл.) Св. Иларий пишет: „Дух истины от Отца исходит, от Сына посылается и от Сына принимает“ (De Trinit. VII, 26); „от Отца исходит Дух истины, но Сыном Он посылается от Отца“ (ibid n. 20). Св. Амвросий также пишет: „говорит (Христос), от Отца исходит, – это по началу бытия; говорит: Его же Аз послю, – это по общению и единству природы“ (Tract, in symbol с. X р. 91 сн. Сильвестра еп. Оп. Догм. Бог. II т. § 123). По словам блаж. Иеронима, „Дух Св. исходит от Отца и, вследствие общности природы, посылается Сыном“ (На Uc. LVII, 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

На чтецов возлагалось также возжение светильников в алтаре и преднесение их во время совершения Богослужения пред священнодействующими в указанных случаях. 3) Должность же параномаря, иначе пономаря, состоит в охранении священных мест и в наблюдении за удобством приходящих. Эта должность, явившаяся с 5-го века, в древности состояла в сохранении и священных вещей. На него как на сторожа, или смотрителя возлагалась обязанность смотреть за местами, прославленными самим Спасителем, как-то: за Вифлеемом – местом Его рождения, за Голгофою – местом Его распятия, за Гробом – местом его Воскресения и за Горой масличной – местом Его Вознесения на небо. Эти места, как места священные и уважаемые христианскими поклонниками, требовали особенного надзора и стражи. Поэтому и параномари выделялись из народа, причислялись 1) к низшему клиру и посвящались в стихари, как лица прислуживающие церкви. Параномари были также сторожами священных сосудов и церковных архивов. В нашей отечественной церкви на параномарей возлагались самые низшие служительские должности: вносить просфоры в алтарь, вино и воду, фимиам и огонь, приготовлять и подавать священнослужащим кадило и теплоту, отпирать и запирать храм, наблюдать за чистотой в нем, особенно в алтаре, звонить к Богослужению в колокола. Для входа в алтарь и отправления в нем служебных обязанностей, параномарь, как и чтец и свещеносец, посвящается в стихарь. 872 Тертул. de praescrip. haer. с. 32. Епиф. кн. 3 прот. ересей; Феодорит com. in phil. 1, 1. Клим. Рим. ва 1 глав. к Кор. 890 Дион. Ареоп. о неб. Иер. т. II. ст. 221. in.Math. bibl. patrum. Сим. Солун. т. 22 стр. 759; св. Дам. в Богос. стр. 160; Пр. исп., ч. I. вопр. 109. Карф. соб. быв. 419–426 г. 902 Слово Архимандрит происходит от греческого ρχ начало и μνδρα ограда, пещера, стадо, и значить оградник, начальник стада. В Восточ. церкви это имя становится известным с 4-го в. в значении начальника над живущими в пещерах иноками; с 5-го века, как синоним игумена или настоятеля монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

Отв. Этот закон указывает Апостол; в Церкви «все должно быть благопристойно и чинно» ( 1Кор.14:40 ). Все должно назидать верующих ( 1Кор.10:23 ). Вопр. Что особенно побуждает Церковь вводить в употребление новые, по сравнению с буквой Евангельской, чины и обряды? Отв. То, что в Евангелиях или совсем не сказано, или очень кратко упомянуто о различных сторонах христианской жизни ( Ин.20:30 ). Напр., не известно по Евангелию, как совершать крещение, брак и другия таинства. Глава четвертая § 1. О связи Церкви земной с небесной Вопр. Земная Церковь , основанная Господом, одиноко-ли существует среди людей? Отв. Нет. Она богатно окормляется Святым Духом ( Ин.14:16 ; Мф.28:20 ) и находится в теснейшем общении с Церковью небесной. Вопр. Из кого состоит Церковь небесная? Отв. Ее составляют под главою Самого Господа чины ангельские и души праведников, достигших совершенства. Так сказано в Апостольском послании христианам: «вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога Живого, к небесному Иерусалиму и тьмам ангелов, к торжествующему Собору и Церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, – и к духам праведников, достигших совершенства» ( Евр.12:22, 23 ). Вопр. Какою связью соединены земная Церковь с небесной? Отв. Связь, соединяющая их, есть молитва веры, проистекающая из чувства взаимной любви. Эта любовь, по учению Апостола, «никогда не прекращается» ( 1Кор.13:8 ). Вопр. Как именно обнаруживается любовь Церкви земной к небесной и обратно? Отв. С нашей стороны любовь проявляется в прославлении и молитвах, которые мы возносим к святым. – Со стороны Церкви небесной любовь к нам сказывается в помощи и ходатайстве за нас пред Богом. Вопр. Откуда это усматриваем? Отв. Это следует из Священной Библии. В кн. Сираха сказано, что Церковь земная воздает хвалу небесным праведникам ( Сир.44:14 ). Такую хвалу воздал Иисус Навин ангелу у стен Иерихонских; а сыны пророческие прославили святого пр. Елисея своим поклонением ( 4Цар.2:15 ) еще во время его земной жизни. В Новом Завете Господь сказал об Апостолах: «и славу, которую (Отец) дал Мне, Я дал им» ( Ин.17:22 ). Поэтому Павел и Сила не осудили темничного стража, когда тот, в трепете, припал к ногам их ( Деян.16:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Размышляя о таких свойствах креста Христова, мы его почитаем: как жертвенник христианский, который но Слову Божию, есть «святыня великая» ( Исх.29:37 ); как «дерево благословенное», чрез которое явилась в мир правда Божия, и как знамя нашего спасения во Христе. Вопр. Согласно-ли с Апостольским учением почитание деревянного креста Христова? Отв. Согласно. Ап. Павел пишет: «я не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, Которым для меня мир распят и я для мира» ( Гал.6:14 ). Вопр. Почему необходимо думать, что именно видимым крестом хвалится Апостол? Отв. Так надобно думать потому, что «крестом Христовым» в Слове Божием называется деревянный крест. Например: «при Кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его» ( Ин.19:25 ). Вопр. На каком основании поклоняемся мы вещественному кресту Христову? Отв. Кланяясь кресту, православные поклоняются страданиям Христовым, претерпенным на кресте. Подобно этому в древности благочестивые люди говорили: «пойдем к жилищу» Божию «поклонимся подножию ног Его» ( Пс.131:7 ). Эти люди веровали и почитали Единого Бога; однако они «кланялись» Его подножию – Ковчегу Завета ( 1Пар.28:2 ). Так и православные лобызают язвы гвоздинные у нашего Спасителя, но почитают крест, на котором Он претерпел вольные страсти. Вопр. Для чего православные носят крест на шее? Отв. Чтобы постоянно помнить о поруганиях Христовых ( Евр.13:13 ). В знак этих поруганий, которые мы должны нести, по учению Евангелия ( Мф.10:38 ), – мы «обвязываем шею свою» ( Притч.6:21 ) крестом. Глава седьмая. О церковно-религиозных уставах православных Вопр. При соблюдении прямых заповедей Евангельских, обязаны-ли мы еще хранить «уставы» церковные? Отв. Безусловно обязаны. Уставы церковные оберегают нас от распущенности жизненной; они и наружному поведению нашему придают облик православно-христианский. Вопр. Святые мужи хранили-ли «уставы» церковные? Отв. Строго хранили. О благочестивом священнике Захарии и жене его Елизавете Евангелист Лука одобрительно написал: «оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно» ( Лк.1:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

в) Идеальная, опять или идеально–добрая или идеально зла 8 . Ангелы утвердились в благодати Божией навсегда; поскольку не согласились с денницею восстать против Бога, то и получили сию благодать, так что не могут уже грешить; впрочем, не по естеству своему, по благодати Божией... Испов., I., отв. на вопр.20). См. выше, Испов., I., отв. на вопр.18. Злые ангелы сотворены от Бога добрыми; ибо что Бог сотворил, то сотворил Он добрым; но они сделались злыми по собственной воле, как свидетельствует Господь наш о начальнике их: Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи ( Ин.8:44 ). ...Поскольку же они осуждены на век, то никогда не могут получить благодати Божией, как сказано: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелом его ( Мф.25:41 ). Испов., I, отв. на вопр.21. ...В будущем веке снидет благословение Божие на избранных Его (Бога) и наступит для них вечная жизнь, полная радостей и веселий духовных, конца не имеющих, как свидетельствует писание: Не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его ( 1Кор.2:9 ср. Ис.64:4 ); также н в другом месте: царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе ( Рим.14:17 ). Испов., I, отв. на вопр.125. А что будет с неверующими и беззаконниками? Они будут преданы вечной смерти или, иначе сказать, вечному огню, вечному мучению, вместе с диаволами... Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелом его ( Мф.25:41 ). Почему так строго поступлено будет с грешниками? Не потому, чтобы Бог хотел их погибели, но они сами погибают за то, что они не приняли любви истины для своего спасения ( 2Фес.2:10 ). Катих.73. III. Сверхъестественный деятель в нравственной жизни человека Для истинно-нравственной жизни человека (кроме естественных сил самого человека) необходима еще божественная благодать 9 . Рай , в котором пребывали первые человеки, вещественный был или духовный? Для тела вещественный, как видимое блаженное жилище; а для души духовный, как состояние благодатного общения с Богом и духовного созерцания тварей (См. Гр.Богосл. 38, 42; Иоан Дамаск. Богосл. кн. II, гл. XII, ст.3). Катих., с.23.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010