6. Что соделывает надежду несомненной и твердой в человеке? На этот вопрос в «Правосл. исповедании веры» дается следующий ответ: «Вся надежда наша есть Господь наш Иисус Христос », – как говорит апостол: «по повелению Бога Спаса нашего и Господа Иисуса Христа, упования нашего» ( 1Тим.1:1 ), ибо через Него мы все получаем, как учит Сам Христос: «еже аще что просите во имя Мое, то сотворю, да прославится Отец и Сын» ( Ин.14:13 ). В том и познается Божественная благость, что через Иисуса Христа дана нам и благодать, и истина, по словам Священного Писания : «яко закон Моисеем дан бысть, благодать [же] и истина Иисусом Христом бысть» ( Ин.1:17 ). На сей-то благодати основывается вся надежда наша; также и на соблюдение заповедей Божиих мы утверждаем великую надежду; поскольку Христос сказал: «Имеяй заповеди Моя и соблюдай их, той есть любяй Мя: а любяй Мя, возлюблен будет Отцем Моим: и Аз возлюблю его, и явлюся ему Сам» ( Ин.14:21 ); еще надежда наша утверждается через Причащение Страшным и Пречистым Таинам, т. е. Телу и Крови Христовой, что вселяет в нас Господа нашего, ибо Сам Он говорит: «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз в нем» ( Ин.6:56 ); наконец, через непрестанную молитву, как учит апостол: «Злостраждет ли кто в вас? Да молитву деет» ( Иак.5:13 ). И другой апостол говорит: «Вы все возлюбленные, святою вашею верою назидающе себе, Духом Святым молящеся, сами себе в любви Божией соблюдайте, ждуще милости Господа нашего Иисуса Христа, в жизнь вечную» ( Иуд.1:20, 21 ). («Прав. исп.» отв. на вопр. 2, ч.II). Читать далее Источник: Уроки и примеры христианской надежды : опыт катехиз. хрестоматии/сост. протоиерей Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XXVIII, 626 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В вероизложениях церкви всех времен первое определение о Боге в Самом Себе есть такое: „Бог есть един в Св. Троице“; частнее то же выражается так: „Бог един по естеству и существу, а по лицам Он троичен“ (Прав. исп. ч. 1. отв. на вопр. 8 и 9). Все учение о Боге в Самом Себе, таким образом, разделяется на два главных отдела: I отд. – учение о Боге едином в существе; II отд. – учение о Боге троичном в лицах. В таком порядке и изложим это учение. 151 Превосходное философско-богословское разъяснение и обоснование учения о происхождении и содержании идеи о Боге, её значение для веры в Бога и богопознания, дано покойным профессором В. Д. Кудрявцевым в его трудах, особенно: „Религия, её сущность и происхождение“, „Источники идеи Божества“ и „Метафизический анализ идеального познания“ (Собр. сочин. I и II т.). Здесь разъясняются относящиеся сюда вопросы и отрицательно, путем разбора и опровержения ложных и односторонних теорий, и положительно, чрез раскрытие и твердое обоснование правильного воззрения. Это признается, и справедливо, особенною ученою заслугою покойного православного высокого философа. Основные положения кратко по тому же вопросу изложены в его труде: „Начальные основания философии“. 152 „Душе благочестивой, – свидетельствует блаженной памяти И. Я. Сергиев (Кронштадтский), – бытие Божие так же очевидно, как собственное бытие, потому что с каждою мыслью доброю или недоброю, желанием, намерением, словом или делом происходят соответствующие перемены в сердце – спокойствие или беспокойство, радости или скорби, – и это вследствие действия на нее Бога духов и всякой плоти, Который отражается в благочестивой душе, как солнце в капле воды; чем чище эта капля, тем лучше, яснее отражение и наоборот. Еще: Господь Бог в отношении к нашей душе – то же, что внешний воздух в отношении к ртути термометра, с тем различием, что расширение и стояние, повышение и понижение ртути бывает вследствие перемены в состоянии атмосферы, а наш Бог остается неизменным; душа же, изменяющаяся в отношениях своих к Богу, терпит перемены в себе, именно, она неизбежно расширяется, покоится в сердце, вследствие приближения к Богу верою и добрыми делами, и неизбежно сжимается, беспокоится, томится вследствие удаления своего от Бога“. Сергиева И. И. прот. Моя жизнь во Христе. Москва. 1894 г. I т. 15–16 стр. Сн. Евдокима еп. Речь при хиротонии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

1279 Cirill. Alex. Advers. Nestor. Lib. 1 τκτεται μν π σαρκς σρξ μολογουμνος, δ γε τν λων δημιουργς καθ’ ν οδε τρπον τε κα λγον ποιειτν ψχωσιν. Gennad. de eccles. dogmat. cap. XIV: dicimus, creationem animae solum Creatorem omnium nosse; Hilar. in Psalm. CXÏ3: quotidie animarum origines occulta et incognita nobis divine virtutis molitione procedunt. 1280 Мнения этого держались еретики Люцифериане (Augustin. haeres. LXXXI; Gennad. de dogm. eccles. c. XVI.) “Если бы и душа, говорится в прав. исп. Каф. и Апост. Церкви восточной, происходила от того же семени, от коего происходит и тело, то они вместе бы умирали,” ч. 1, отв. на вопр. 28. 1283 Cyrill. Alex. Epist. 1 ad monach. Aegypt.; Theodoret. in Exod. quaest. XLVIII; Augustin. En Exod. qu. 80: Lex ideo noluit ad homicidium pertinere, quia nondum dici potest anima viva in corpore, quod sensu caret, si talis est in carne nondum formata et ideo nondum sensibus praedita; Jon. Philopon. de mundi creat. VI, 25; Gennad. de dogm. eccles. cap. XIV: dicimus…, formato jam corpore animam creari et infundi, ut vivat in utero homo ex anima constans et corpore, et eggrediatur vivus ex utero plenus humana substantia. Cf. cap. XVIII. 1285 Tertius, qui ab Apostolo (1 Thess. 1:23) cum anima et corpore inducitur spiritus, gratiam Spiritus S. intelligamus, quam orat. Apostolus, ut integra perseveret in nobis, ne nostro vitio aut minuatur, aut fugetur a nobis (Gennad. de dogm. Eccles., cap XX.) 1292 Iren. Adv. haeres, V, 8, n. 2; substantia nostra, id est, animae et carnis adunatio; Clem. Alex. Strom. VII, 12; θνατος χωρισμς ψυχς π σματος; Origen. in Rom. lib. VI, n. 6; Tit. Bostr. adv. Manich. II, 12. 1295 Adv. Marcion. V, cap. 15: etenim aliam in homine non video post spiritum et animam, cui vocabulum corporis accomodetur, praeter carnem. 1296 Hic (homo) cum ex duabus substantilis constet, ex corpore et anima... (adv. Marcion. IV, 37, cf. de resurr. carn. XXXIV; adv. Gnost. Scorp. 9; de poenit. cap. III) Quidam volunt, aliam illi (homini) substantiam naturalem inesse, spiritum; quasi allud sit vivere, quod venit ab anima; aliud spirare, quod fiat a spiritu... Atenim vivere spirare est, et spirare vivere est. Ergo totum hoc, et spirare et vivere..., est animae.... Si duo sunt, anima et spiritus, dividi possunt... Sed nullo modo eveniet... Ita cum de anima et spiritu agitar, ipsa erit anima spiritus (lib. de anima cap. X.)

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

80 Бл. Августин (О гр. Бож. XI кн. 7 и 9 гл.) слова Творца: да будет свет относил именно к творению ангелов, как сынов света. 81 Св. Епифаний так выражал свое мнение: «Слово Божие ясно дает знать, что и не после звезд произошли ангелы ( Иов.38:7 ) и не прежде неба и земли, так как очевидно непреложно сказанное, что прежде неба и земли не было ничего сотворенного; что в начали сотвори Бог небо и землю ( Быт.1:1 ), когда было начало творения и прежде того не было ничего сотворенного (Ер. 65, 4 и 5 гл.). 83 Прав. Исп. Отв. на вопр. 42. В правосл. Катехизисе; учение о достоинстве Богоматери по сравнению с ангелами выражено так: «по качеству Матери Господа Она превосходит благодатью и приближением к Богу, а следственно и достоинством, всякое сотворенное существо, а потому православная церковь чтит ее превыше херувимов и серафимов» (О 3 гл.). 84 Излож. веры, II кн. 3 гл. По мысли Златоуста, когда видят ангела зрят только присутствие ангела, воспринимаемый ими образ, а не само естество, которого, как бестелесного, видеть нельзя. По снисхождению Божии к людям они принимают этот образ, так что бывают видимы, как все другие видимые предметы (На кн. Быт. Бес. XXII, 2; Прот. аном. VII сл.). Блаж. Феодорит говорит: «знаем, что природа ангелов бестелесна, а принимают они образ на пользу видящим, и являются чаще кроткими по снисхождению, а иногда и строгими для вразумления (На Дан.12:7 ). 85 Объясняя Быт.18:8 , блаж. Феодорит говорит: «если брать Писание голословно, то ядоша мужи, а не ангелы; а если вникнем в смысл, то представлялись только ядущими. Как сами они (т. е. ангелы) и Владыка их, имея бесплотное естество, казались имеющими тела (потому что чрез Сие стали видимы), так представлялись ядущими, не в уста и чрево внося пищу (потому что и тел не имели), но истребляя ее, как им было угодно. Ибо крайнего неразумия дело любопытствовать, как совершилось неизреченное» (На Быт. вопр. 70). 86 «Хлебом ангельским» манна названа, по словам блаж. Феодорита, потому, «что при служении ангелов дарована.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

а) О преподобной Марии Египетской пишется в житии ее, что она была великой грешницей, что благодать Божия возбраняла ей даже войти в церковь Божию, о чем она потом сама рассказывала преподобному Зосиме. Но когда эта недостойная грешница положила в своем сердце, перед иконою Пречистой Девы Богородицы, твердое намерение и обещание – не возвращаться больше ко греху, – тотчас же не только могла войти свободно в церковь , но и в тот же день сподобилась причащения Св. Таин Христовых. Вот видите: она еще ничего доброго за грехи свои не успела сделать, еще не вступила в скорбный путь подвигов пустынных, – едва прошли одни сутки, как она оставила свою греховную жизнь, а Чаши Господней и она не лишается, ибо покаяние ее было истинно, а не ложно. б) Подобный рассказ есть в «Прологе». Одному епископу донесли, что две женщины впали в грех против 7-й заповеди закона Божия. Он помолился Богу, чтобы открыл ему истину, и велел всем приготовиться наутро к причащению Св. Таин. И вот, когда он причащал народ, то лица причащающихся казались ему – у одних темными, а у других – светлыми. Подходят к причащению и те две женщины, и он видит, что у них лица светлые, а когда они причастились, то их лица просияли, как солнце. Когда епископ удивлялся сему, явился ему Ангел и сказал: «Тебе правду сказали о грехе сих женщин; но они покаялись, исповедали свой грех и дали твердое обещание более не впадать в него, и вот Бог простил им грехи их и сподобил их таковой благодати, какую ты видел». Итак, никто не лишай себя Чаши Господней: только истинно покайся и положи в своем сердце завет – не возвращаться на прежние грехи! Тогда, хотя бы ты и недостоин был, – уповай на милосердие Божие, грехами всего рода человеческого непреодолимое, и приступай к Чаше Христовой, – приступай со страхом, но и с надеждой на человеколюбие Божие, и будет тебе Св. Причащение во оставление грехов! 56 (Извлеч. в сокр. из 308 «Тр.лист.»). 51 «Слово “днесь”, – говорится в «Прав. исп.», – означает настоящий век, доколе, т. е., мы живем в сем мире; ибо в будущем веке будем наслаждаться самим присутствием, или видением Бога, и радостью, отселе происходящей» («Правосл. испов.» отв. на вопр. 19, ч. II).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Прибавл. о прав. прич. цер., 14 п.): «в древнем обычае бывшую епитимию, еже на долгое время лишати причастия Таин святых, понеже она древле была во врачевство, яко показующая грехов мерзость, и востягающая злые похоти, ныне же не токмо не страшна многим, но и желаемая ленивым стала, тайным же раскольникам и весьма любимая, и притворных грехов Исповеданием нарочно поискуема, – отселе отставити, и оной к тому не употребляти помянутых ради вин, и по силе… учительских наставлений, подобает» (Служ. священ., 113–114 стр.; Паст. Богосл., 146 §; Ц.В. 1894, 9; Ц.Вед. 1896, 16). Вследствие этого, даже и в том случае, когда сам кающийся признаёт себя недостойным причащения св. Таин и добровольно соглашается отложить на время оное причащение, священник должен наблюдать, чтобы удаление кающегося от трапезы Господней не было продолжительным, – напр., на год и более (см. Вопр. на испов. детей, свящ. о. Г.Дьяченко , 93 стр.; сн. 2 прим. к 1107 стр.). Что же касается возбуждаемого некоторыми (см. Ц.В. 1897, 15) вопроса о том, могут ли в настоящее время исповедники вообще быть отлучаемы от св. причастия на несколько лет, то вопрос этот разрешается: для священников тем руководственным указанием Архиерея, за которым в этих случаях они должны обращаться. 671 Корыстолюбцу с несомненной пользой можно предписать, помимо возвращения по принадлежности несправедливо отнятого от других, раздачу милостыни нищим (см. Кн. о должн., 106 §; Прав. исп., отв. на вопр. 26); для него и то уже важная победа над собой и своей страстью, если хотя с усилием, хотя не охотно на первый раз, будет он принуждать себя к подаянию хотя не богатой милостыни; с течением же времени, при помощи часто повторяемых дел милосердия, он может узнать на опыте, что «блаженнее есть паче даяти, нежели приимати» ( Деян.20:35 ), и исцелится от своего несмысленного пристрастия к тленным сокровищам. Страдающему гордостью весьма уместно предписать каждый день непременно уделять известное время чтению слова Божия (см. подр. Паст. Богосл., 115–150 §).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Таинство елеосвящения положено совершать собором семи священников 1030 (отчего оно и называется у нас также – «соборованием», «маслособорованием»), но в крайней нужде таинство может быть совершено и одним священником 1031 (Требн.; Нов. Скр.). Ни под каким условием священник не может совершить сам над собою таинство елеосвящения 1032 (Рук. д.с.п. 1886, 7). Больной, принимающий таинство, должен быть приготовлен к принятию его исповедью 1033 и затем, по совершении уже елеосвящения, он обыкновенно причащается св. Таин 1034 ; в случае же слишком явной смертной опасности, больной должен быть, прежде совершения над ним елеопомазания, причащен св. Таин, но, конечно, не иначе как после исповеди 1035 (Прав. Исповед., 118 вопр.; Кн. о должн., 127 §; Требн. П.Могилы). О лицах, над которыми оное таинство совершается и не совершается Таинства елеосвящения удостаиваются больные. 1036 Над здоровым же совершение таинства воспрещается 1037 , почему лишаются этого таинства осуждённые на смерть 1038 , отправляющиеся в морское плавание или вообще в какое бы то ни было опасное путешествие, словом, все те, которых нельзя отнести к числу болящих 1039 (см. Треб. митр. П. Могилы). Кроме того, не должно быть преподаваемо таинство елеосвящения не принадлежащим к Православной Церкви 1040 , нераскаянным грешникам, больным, которые в умопомешательстве неистовствуют или беснуются и могут нанести какое-либо оскорбление или бесчестие святости таинства, доколе не минет опасность подобной беды 1041 , младенцам, не достигшим семилетнего возраста (Прав. Исп., отв. на вопр. 118; Номок., 163; Ставл. иер. грам.; Требн. П.Могилы; Догм. Богосл., Преосвящ. Филарета, Архиеп. Черниговского). 1042 Таинство елеосвящения может быть совершаемо над одним и тем же лицом в продолжение его жизни несколько раз . 1043 Место и время совершения таинства Елеосвящение совершается обязательно в присутствии больного, причем сообразно с состоянием больного, оно может быть совершено или в храме, или в доме 1044 , где находится больной (Последов. св. елеа).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

«Перестанем доискиваться того, что было бы лучше Им сотворенного, говорит св. Василий В. Хотя сокрыты от нас причины частных Его распоряжений, однако же утвердим в душах своих следующее положение: от Благого не бывает никакого зла». 350 Бог наш есть любовь ( 1Ин.4:8 ). По благости и для блаженства Он создал человека; предвидев падение человека, Он от вечности же предопределил и искупление ( Откр.13:8 ). «Бог знал, говорит св. И. Златоуст, что Адам падет, но видел, что от него произойдут – Авель, Енос, Енох, Ной, Илия, произойдут пророки, дивные апостолы – украшение естества, и богоносимые облака мучеников, источающие благочестие.» 351 Он дал падшему человечеству средства возвратиться в прежнее блаженное состояние; если же не все ими пользуются и погибают, то это их собственная вина и, если бы ради этих Бог лишил радости блаженного бытия миллионы разумных существ, то не значило ли бы это, что Он из-за зла отказал в бытии и добру. Тогда зло победило бы добро». 352 И по человеческим соображениям не благо и не праведно из-за погибели немногих, которые при том же сами виновны в ней, лишать блаженства неисчислимое множество разумно-свободных существ. § 57. Следствия грехопадения Сущность учения о следствиях грехопадения Грех, совершенный прародителями в раю, сопровождался разнообразными гибельными последствиями для человечества, т. е. как для самих прародителей, так и для всего происшедшего от согрешивших потомства. Церковью еще в древности (в V в.) было отвергнуто, как ложное, учение, будто нарушение прародителями райской заповеди не имело никаких особых последствий ни для самих прародителей, ни для их потомства, что все рождаются такими же чистыми и с такою же природою, каким создан был Адам, что болезни и смерть тела составляли бы удел человечества, если бы прародители и не согрешили (мнение полагиан, в новейшее время повторяемое социнианами и радикалистами). Следствиями грехопадения, по учению православной церкви (см. Посл. вост. патр. 6 и 14 чл. Прав. Исп. Отв. на вопр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

о долж., 106 §). Общие правила, какие можно установить в отношении к употреблению епитимий, суть следующие: 1) Кто не понимает своей болезни, открываемой только духовником (случается, иногда и о важнейших грехах не знают, что это грехи), на того нужно налагать епитимии для того, чтобы недугующий понял свой недуг и, по возможности уврачевался. 2) Кто по привычке к своей болезни душевной не чувствует ее силы и опасности, не выказывает в покаянии надлежащего сокрушения, на того нужно налагать епитимию. 3) Кто, понимая свой недуг и стараясь освободиться от него, употребляет с своей стороны некоторые усилия к искоренению его в себе, но бесполезно, на того нужно налагать епитимию и продолжать ее, доколе грешник исправится. 4) На людей с живой совестью, смущаемым воспоминанием своих грехов и после покаяния, нужно налагать епитимии, хотя бы грехи их не были тяжки, – для успокоения совести. 5) На людей, впадших в тяжкие, хотя и тайные грехи (напр. грехи плотские), надобно налагать епитимию и при искреннем, со стороны грешников, раскаянии, чтобы пресечь возможность возвращения ко греху, даже случайного (Паст. Богосл., 152 §). Так как епитимий имеют целью искоренение в нас греховных привычек и засвидетельствование с нашей стороны искренности покаяния, то, сообразно с этой целью, назначаются в епитимий подвиги таких добродетелей, которые бы прямо противоположны были тому греху, за который назначаются, так, например, сребролюбивому назначается милостыня, блуднику – пост, ослабевающему в вере и уповании – молитва и т. п. Корыстолюбцу с несомненною пользою можно предписать, помимо возвращения по принадлежности несправедливо отнятого от других, раздачу милостыни нищим (см. Кн. о долж., 106 §; Прав, исп., отв. на вопр. 26); для него и то уже важная победа над собою и своею страстью, если хотя с усилием, хотя не охотно на первый раз, будет он принуждать себя к подаянию хотя небогатой милостыни; с течением же времени, при помощи часто повторяемых дел милосердия, он может узнать на опыте, что «блаженнее есть паче даяти, нежели приимати» (Дьян.

http://azbyka.ru/cerkovnye-kanony-o-epit...

3. В частности о классах или степенях небесной иерархии православная Церковь учит: Ангелы разделяются на девять ликов, а сии девять – на три чина. В первом чине находятся те, кто ближе к Богу, как-то: Престолы, Херувимы и Серафимы. Во втором чине: Власти, Господства и Силы. В третьем: Ангелы, Архангелы, Начала» (Прав. исп. ч.1, отв. на вопр. 20). Такое разделение – а) Отчасти основывается на Св. Писании, по крайней мере, в том отношении, что в Свящ. книгах встречаются имена всех, исчисленных здесь, Чинов Ангельских, как-то: Херувимов ( Быт. 3:24 ), Серафимов ( Ис. 6:1–8 ), Сил ( Еф. 1:21 ; Рим. 8:38 ), Престолов, Начал, Господств, Властей ( Кол. 1:16 ; Еф . 1:21; 3:10 ), Архангелов ( 1Сол. 4:16 ; Иуд. 9 ) и Ангелов ( 1Пет. 3:22 ; Рим. 8:38 ), и более этих девяти имен Чинов Ангельских не упоминается. б) Но главным образом основывается на свящ. предании. И св. Дионисий Ареопагит производит это предание прямо из уст своего наставника, св. Апостола Павла, говоря: «всех Сил (Чинов) небесных Слово Божие нарекло раздельными именами девять, а наш Божественный священнонаставник разделил их на три тройственныя степени». Потом, такое же разделение Ангелов на девять Чинов, или, по крайней мере, исчисление именно девяти Чинов Ангельских, встречаем – в Постановлениях Апостольских, у св. Игнатия Богоносца , у св. Григория Богослова , у св. Иоанна Златоуста , еще яснее у св. Григория Двоеслова и св. Иоанна Дамаскина . § 46. Бог содействует Ангелам добрым Учение Церкви о содействии Божием Ангелам добрым можно видеть в следующих словах: «они (Чины Ангельские) поставлены в таком порядке, что низшие Ангелы получают просвещение и благодеяния Божия чрез высших. Сии Ангелы утвердились в благодати Божией навсегда так, что не могут уже грешить; впрочем, не по естеству своему, но по благодати Божией» (Прав. исповед. ч. I отв. на вопр. 20). То есть – I. Бог содействует уму Ангелов в его стремлениях к истине, сообщая ему просвещение и откровения от Себя. Эта мысль имеет для себя основания в тех местах Св. Писания, где говорится: а) что Ангелы обитают на небеси ( Мф. 22:30 ; Мк. 13:32 ), окружают престол Божий ( Ис. 6:2 ), и выну видят лице Отца небеснаго ( Мф. 18:10 ); след. непосредственно познают Бога, а в Нем и все вещи; б) что Бог есть свет духовный ( 1Ин. 1:5 ), свет вечный ( Ис. 60:19, 20 ); след. прежде и более всего освещают премирных духов, окружающих престол Его; наконец, в) что Бог нередко открывает Ангелам волю Свою и особенным образом или по особенным случаям, для сообщения ее людям ( Дан. 9:21, 26 ; Лк. 1:26–38 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010