603 13. молитвах за умерших Со смертью христианина, связь его с членами земной церкви не прекращается, так как, умирая плотью, он остается жив духом, составляет вместе с ними единое тело – Церковь Христову ( Еф. 1:23 ; Кол. 1:18 , Евр. 12:22–23 ) и ждет от Господа последнего суда. Внешним выражением этой связи служат молитвы живых членов за умерших. Эти молитвы, по учению православной Церкви, «исхищают из уз ада души» усопших братий наших, находящихся там (Прав. испов. отв. на вопр. 64), и «вспомоществуют им к достижению блаженного воскресения» (Прост. катих. 11 чл.), т. е. помогают очищаться от грехов, получать от Бога прощение их и переходить в лучшее состояние. Придавая такое значение молитвам за умерших, православная Церковь следует, с одной стороны, слову Божию, а с другой – указаниям св. отцов и учителей. Слово Божие, заповедуя христианам «молиться друг за друга» ( Иак. 5:16 ), «за брата своего, согрешающего грехом не к смерти» ( 1Ин. 5:16 ), «о всех святых» ( Еф. 6:18 ), т. е. о христианах и «за всех человеков» ( 1Тим. 2:1 ), не делает исключения для умерших, потому что у Господа «все живы» ( Лк. 20:38 ) и «живем ли или умираем, всегда Господни» ( Рим. 14:8 ). Побуждением к этой молитве должна служить взаимная любовь христиан друг к другу, как членам одного тела Христова, а любовь, по слову ап. Павла, «никогда не перестает» ( 1Кор. 13:8 ); истинной любовью члены Церкви все возвращают в Того, Который есть глава Христос» ( Еф. 4:15 ), т. е. содействуют духовному возрастанию друг друга, очищению и прощению грехов. 604 Возможность такого возрастания, а отсюда и прощения грехов по смерти, ясно видна из слов Господа: «всякий грех и хула простятся человекам... если же кто скажет на Духа Св., не простится ему ни в сем веке, ни в будущем (Мф. 12:31,32). Если бы по смерти невозможно было прощение грехов, то Господь не сказал бы, что в будущем веке не простятся только смертные грехи. Далее, Ап. Пет, говоря о проповеди Господа «находящимся в темнице духам, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению», замечает, что и «мертвым было благовествуемо» Им ( 1Пет. 3:19,20; 4:6 ); если бы в загробной жизни не было прощения, то не было бы и благовествования. 605 Наконец, слово Божие указывает немало и случаев молитвенного поминовения умерших и благотворительности в память их, с целью испрошения им прощения грехов. Так, в ветхозаветной церкви во все времена существовал обычай преломлять по умершим хлебы и при гробах раздавать их неимущим ( Втор. 26:14 ; Иер. 16:7 ; Тов. 4:17 ), налагать на себя пост по случаю кончины ближних ( 1Цар. 31:13 ; 2Цар. 1:12 ), соединяя все это с соответственными молитвами, и таким образом оказывать милость умершим.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Вопрос. Что должно заключить из приведенных слов? Ответ. То, что Церковь не считает икон за богов, как то утверждают штундисты: она заповедует чадам своим чествовать священные изображения не Богопоклонением или служением, которое подобает единому Божеству, а только почитательным поклонением и вместе выражать это чествование каждением перед святыми иконами фимиама, поставлением свеч, поклоном, лобызанием и т.п., чествовать не самые иконы безотносительно, не дерево и краски, а так, чтобы честь, воздаваемая образу, переходила к первообразному и поклоняющийся иконе поклонялся существу изображеннаго на ней (Прав. Испов. ч. 3-я, отв. на вопр. 55). Вопрос. Не говорят ли штундисты, что Бога изображать невозможно, так как никто из людей не видел Его и видеть не может? Ответ. Да, они говорят это, неправильно понимая следующие слова Св. Писания: «Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на (горе) Хориве из среды огня» ( Втор.4:15 ). «Бога никто никогда не видел» ( 1Ин.4:12 ). «Единый имеющий безсмертие, Который обитает в неприступном свете, Котораго никто из человеков не видел и видеть не может» ( 1Тим.6:16 ). Вопрос. Что должно заметить по поводу приведенных слов Св. Писания? Ответ. Они говорят только о том, что существо Бога для нас непостижимо, и его никто из людей не видел и видеть не может. Если для нас составляет тайну духовная природа человека, то тем более непостижимо для нас существо Бога. «Кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческаго, живущаго в нем? Так и Божьяго никто не знает, кроме Духа Божия» ( 1Кор.2:11 ). На св. иконах же изображается не самое невидимое существо Бога, а бывшие в действительности и виденные человеческими глазами явления Бога людям. Вопрос. Приведите примеры явлений Бога в В.Завете? Ответ. Господь являлся Аврааму под образом трех странников ( Быт.18:1–10 ); патриарх Иаков говорит о себе, что он «видел Бога лицем к лицу» ( Быт.32:25–30 ); о Моисее Сам Бог сказал евреям: «Устами к устам говорю Я с ним и явно, а не в гаданиях; и образ Господа он видит» ( Чис.12:8 ); пророк Исаия видел Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном и, объятый благочестивым трепетом, воскликнул: «Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами и глаза мои видели Царя Господа Саваофа» ( Ис.6:5 ); пророк Даниил видел «на престоле Ветхаго деньми и Сына человеческаго, подошедшаго к нему» ( Дан.7:9–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

а) Мнение, будто мир существует от вечности, — замечая: «если Бог не один вечен и все прочее не от Него произошло, в таком случае Он и не Бог; и если мир совечен Богу, следовательно равен Ему по бытию, то он равен Богу и по неизменяемости, и по бесконечности, и по всему, и значит, есть другой Бог. Но два вечные и совместные начала не могут быть допущены по представлениям здравого разума.» б) Мнение, будто мир сотворен ангелами, или другой какой либо низшей силой. «Если ангелы, или кто другой, сотворили мир против воли Божией, то следует, что они могущественнее Бога; а если — по воле Его, это значило бы, что Он имел нужду в их содействии. Но Бог ни в ком и ни в чем не имеет нужды. Притом создать мир так же никакой ангел не в силах, как и создать самого себя. Ангелы, будучи сотворенными сущностями, не могут быть творцами.» в) Мнение, будто мир произошел по случаю. «Если бы все произошло по случаю, без разумной причины, то все и образовалось бы, как попало, без плана, без порядка. Но на деле мы видим иное: в мире повсюду замечается удивительный порядок и самое мудрое устройство. А это необходимо заставляет предположить, что мир устроен Существом высочайше-разумным, т.е. Богом». § 55. Бог сотворил мир из ничего «Бог сотворил мир из ничего,» учит православная Церковь (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 8. 18), — и эта истина видна: 1) Из слов священного Бытописателя: в начале сотворил Бог небо и землю (Быт. 1:1). Хотя еврейский глагол бара () — сотворил имеет двоякое значение, выражая как произведение чего либо из ничего, так и образование из готовой материи (Быт. 1:27); но здесь он употреблен именно в первом смысле: потому что Моисей непосредственно продолжает, что созданная Земля же была безвидна и пуста (ст. 2), и что из этой-то неустроенной земли уже потом Бог образовал постепенно все видимое (ст. 6 и след.). Да и самое выражение: в начале сотвори - невольно пробуждает мысль: сотворил тогда, когда не было еще ничего. 2) Из того, что в Церкви ветхозаветной, действительно, существовало верование в происхождение мира из ничего. Так одна благочестивая Иудеянка, во время гонения Антиохова. убеждая сына своего вкусить смерть за веру Отцов, сказала ему между прочим: умоляю тебя, дитя мое, посмотри на небо и землю и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего и что так произошел и род человеческий (2 Мак. 7:28), — от несущих , т.е., из ничего.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

1. Епископ есть главный учитель в своей Церкви и для простых верующих и для самых пастырей. Это показывают послания св. Апостола Павла к Тимофею епископу, которому Апостол с особенною силою заповедовал: внимай себе и учению ( 1Тим. 4:16 ; сн. 6:12 ); проповедуй слово, настой благовременне и безвременне, обличи, запрети, умоли, со всяким долготерпением и учением ( 2Тим. 4:2–5 ); заповедовал вместе, чтобы он приготовлял и научал вере и будущих учителей ( 2Тим. 2:2 ); чтобы он наблюдал за пресвитерами, как проходят они свое учительское служение, и с ревностью подвизающихся в слове сподоблял сугубой чести ( 1Тим. 5:17 ). – Пресвитеры, получая от епископа всю свою власть, через таинственное рукоположение, от епископа же приемлют и власть учительства по отношению к своим пасомым, которую и обязываются употреблять со всем тщанием и усердием ( 1Тим. 5:17 ; Прав. св. Апост. 58). Впрочем, и после сего, как показывают те же слова св. Апостола ( 1Тим. 5:17 ) и 39-е правило апостольское, пресвитеры, как во всём, так и в преподавании учения, постоянно подлежат надзору и суду своего архипастыря. – И диаконы могут, по воле епископа, быть допускаемы к проповеданию, как и допускались в первенствующей Церкви, по примеру св. перводиаконов Стефана ( Деян. 6:8 ), и Филиппа ( Деян. 8:35 ), особенно для поучения оглашенных. Впрочем, эта обязанность, как тогда не считалась существенною и постоянною обязанностью диаконов, так и ныне не считается. 2. Епископ есть первый священнодействователь и совершитель св. таинств в своей частной церкви. Некоторые священнодействия, как в древности, так и ныне исключительно предоставлены ему. Так, он один имеет право – рукополагать во священника и в прочие чины церковные, на основании слова Божия ( Тит. 1:5 ; 1Тим. 5:22 ), правил св. Апостолов (Прав. 2) и св. Соборов (Антох. 9). Он один только имеет право освящать миро и жертвенник или антиминс, что также видно из правил соборных (Карф. прав. 6), и вообще учения Православной Церкви (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 105). – Священник имеет власть совершать таинства и вообще священнодействия, кроме исключительно принадлежащих епископу ( Иак. 5:14 ; снес. апост. правил. 31, 47, 49; соб. никейск. 18); но получает эту власть от своего архипастыря при своем рукоположении. Затем и в прохождении этой своей обязанности подлежат непрестанному надзору, власти и суду своего архипастыря (апост. прав. 39 и др.). В частности, при самом совершении некоторых таинств, вполне зависит от него; не может, например, совершать таинства миропомазания без св. мира, которое освящается только архиереем; не может тайнодействовать евхаристию без жертвенника или антиминса, который также освящается только епископом. – Диакону не дано права совершать св. таинства и вообще священнодействия. След. и здесь служение его, по выражению Дионисия Ареопагита , есть только вспомогательное, а не совершительное самым делом. Диаконы суть только способники и сослужители пресвитерам и епископам.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

§ 211. Кому принадлежит право совершать таинство Миропомазания, над кем и когда оно должно быть совершаемо?    I. По учению православной Церкви, власть совершать таинство Миропомазания принадлежит не только епископам, но и пресвитерам, с тем только различием, что первые имеют право освящать самое миро для таинства, а последние могут миропомазывать только миром, освященным от епископа (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 105). Так было издревле.    1) Издревле право освящать миро для таинства принадлежало одним епископам. Это видно из правил Собора карфагенского (318 г,), где читаем: «совершения мира да не творит пресвитер» (прав. 6), и из правил других последующих Соборов и учителей Церкви.    2) Равным образом издревле власть совершать самое таинство Миропомазания была усвояема и епископам, как преемникам Апостолов, которые непосредственно совершали это таинство (Деян. 8:14—17; 18, 6), и пресвитерам, как приемлющим ее, чрез рукоположение от епископа, вместе с властию вообще совершать все таинства, кроме одного священства. Например, в Постановлениях апостольских говорится: «о крещении, епископ или пресвитер, мы уже прежде сказали и теперь скажем…, — сперва ты помажешь святым елеем, потом крестишь водою, наконец запечатлеешь миром». Св. Амвросий неоднократно свидетельствует что помазание миром совершается священником, и по молитве священника изливается Дух Святый. А св. Иоанн Златоуст и блаж. Иероним единогласно выражаются, что епископ (по отношению к священнодействиям) ничем другим не отличается от пресвитера, как только одною хиротониею, т. е. властию совершать таинство священства. Кроме того известно, что во всех обществах христианских-неправославных издревле существующих на востоке, Миропомазание преподается и епископами и пресвитерами.    Несправедливо потому учение римской Церкви, будто право совершать таинство Миропомазания принадлежит одним епископам, и не принадлежит пресвитерам. В подтверждение этого учения ссылаются:    а) На тот случай, упоминаемый в Писании, что хотя св. Филипп крестил Самарян, однакож для преподания им Св. Духа чрез возложение рук приходили нарочито сами св. апостолы Петр и Иоанн (Деян. 8. 14—16). Но надобно помнить, что св. Филипп был не пресвитер, а диакон, и след., если он не совершал таинственного рукоположения на крестившихся, это не значит, будто не совершали того и не имели права совершать и пресвитеры; равным образом и из того, что Апостолы раз и два, как упоминается в Писании (Деян. 8:14—16; 19. 4. 7), совершали сами непосредственно таинство Миропомазания, не следует, будто они только одни совершали его и всегда, будто не совершали и не могли совершать его тогда же в других местах как епископы, так и пресвитеры.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

2. Потеря или уменьшение власти над животными (Прав. Исп. ч. 1, ответ на вопрос 22). Власть эта основывалась на том, что человек был создан по образу Божию (Быт. 1:26); следовательно, как скоро чрез грех образ Божий помрачился в человеке, неизбежно должна была ослабеть и власть его над животными. «Смотри, говорит святой Иоанн Златоуст, пока Адам еще не согрешил, звери были рабами ему и покорными, и он, как рабам, нарек им имена; но когда он осквернил свой вид грехом, тогда звери не узнали его, и рабы сделались его врагами... Пока Адам сохранял свой вид чистым, созданным по образу Божию, звери повиновались ему, как слуги; но когда он помрачил этот вид непослушанием, они, не узнавая своего господина, возненавидели его, как чужого.» «Впрочем, прибавляет он, хотя Адам нарушил всю заповедь и преступил весь закон, Бог лишил его не всей чести и отнял у него не всю власть, но изъял из подначальства его только тех животных, которые не очень пригодны ему для потребностей жизни; а которые необходимы и полезны и много могут служить нам в жизни, тех всех оставил в услужении нам.» 3. Проклятие земли в делах человека: проклята земля за тебя... терние и волчцы произрастит она тебе (Быт. 2:17—18). «И справедливо это проклятие (Иоанн Златоуст), ибо как для человека земля создана, чтобы он мог наслаждаться всем, происходящим из нее, так теперь ради человека согрешившего она предается проклятию, чтобы проклятие ее послужило во вред благоденствию и спокойствию человека.» Из слов Бытописателя можно заключить, что это проклятие прежде всего касается плодоносности земли: терния и волчцы произрастит она тебе ; но Апостол простирает свое проклятие гораздо далее: тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, знаем, вся тварь совокупно стенает и мучится доныне (Рим. 8:20—22). В чем собственно состоит суета, которой тварь повиновалась вследствие падения человека, с точностью определять не можем. §91. Переход греха прародителей на род человеческий: предварительные замечания Грех, совершенный нашими прародителями в раю, со всеми своими последствиями перешел от них на все их потомство, и известен на языке Церкви под именем греха первородного или прародительского (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 24).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

   Диаконам дозволялось иногда крестить, по примеру св. Филиппа-диакона (Деян. 6:5; 8, 12. 13. 38); но дозволялось только в случаях крайней нужды, за отсутствием епископа и пресвитера. А самим диаконам право крестить никогда не принадлежало — «диакон… не совершает Крещения», — говорится в постановлениях апостольских. «Диаконам, по чиноположению церковному, не предоставлено совершать какого-либо таинства, а только служить при совершении», — замечает так же св. Епифаний.    Равным образом, в случаях крайней нужды, дозволялось крестить и мирянам, как и ныне дозволяется (Прав. испов. ч. 1, отв. на вопр. 102; Посл. восточн. патр. о прав. вере чл. 16), не только мужчинам, но и женщинам. Но во всяком другом случае это строго запрещалось, особенно женщинам. Если бы женщинам можно было крестить, говорили некоторые учители Церкви, то И. Христос принял бы Крещение от пресв. Матери своей, а не от Иоанна Предтечи. И обычай дозволять женщинам крестить, даже не в случаях нужды, существующий доныне у некоторых из наших раскольников, называли злоупотреблением, явившимся первоначально у еретиков маркионитов.    II. От тех, которые приступают к таинству Крещения, если они взрослые, требуются:    1) Вера. Это можно видеть из самой заповеди Спасителя Апостолам: шедше научите вся языки, крестяще их… (Матф. 28:19); шедше в мip весь, проповедите евангелие всей твари. Иже веру имет и крестится, спасен будет (Марк. 16:16). Посему Апостолы прежде всего старались везде научить людей вере, и потом одним только уверовавшим преподавали Крещение. Так, по сошествии Св. Духа на Апостолов, св. Петр сперва предложил поучение собравшимся людям, и те, иже любезно прияша слово его, крестишася (Деян. 2, 11). Так и в Самарии, егда вероваша Филиппу благовествующу, яже о царствии Божии о имени Иисус Христове, крещахуся мужи же и жены (8, 12). Так и при обращении каженика св. Филипп сперва отверз уста своя и благовестил ему Иисуса, а потом сказал: аще веруеши от всего сердца твоего, мощно ти есть креститися, и, по исповедании кажеником веры, действительно, крестил его (8, 35—38). То же случилось при обращении Корнилия сотника (10, 34—48), при обращении Лидии со всем домом (30—34), Криспа (18, 8) и других. Посему и пастыри Церкви, с самого начала ее, от всякого, приступающего к Крещению, прежде всего требовали веры, и с этою целию старались предварительно огласить его евангельскою проповедию, наставить в истинах веры, испытать в них, и тогда-то уже преподавали Крещение. Посему же и доселе в Церкви, по древнему чиноположению, всякий приступающий к этому таинству, должен произнесть вслух исповедание или символ веры.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

I. Под именем епитимии (πιτιμα) разумеются запрещения или наказания ( 2Кор. 2:6 ), которые, по правилам церковным, священнослужитель, как духовный врач, определяет некоторым из кающихся христиан для уврачевания их нравственных болезней (Всел. Соб. VI прав. 102). Таковы, например, известнейшие роды епитимий: пост особенный сверх положенного для всех, ежедневное хождение во храм на все службы церковные, молитва домашняя, соединенная с известным числом поклонов, раздаяние милостыни, путешествие ко св. местам, отлучение от причастия св. Таин на большее или меньшее время (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 113). II. Власть налагать епитимии на некоторых кающихся и как бы связывать их на время своими запрещениями Церковь получила от Самого Господа вместе с тем, как получила от Него власть и отпущать грехи. Ибо Господь сказал св. Апостолам, а след. и их преемникам, не только: елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех, но и: елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси ( Мф. 18:18 ), не только: имже отпустите грехи, отпустятся им, но вместе: и имже держите, держатся ( Ин. 20:23 ). Св. Апостолы, действительно, и пользовались этой властью. Так, св. Павел, услышав о появившемся между коринфскими христианами кровосмеснике, и желая его уврачевать, подвергнул беззаконника самой строгой епитимии, повелел отлучить его от Церкви, предати таковаго сатане во измождение плоти, да дух спасется ( 1Кор. 5:1–5 ), – и потом, когда епитимия произвела спасительное действие и виновный покаялся, простил его и заповедал Коринфянам снова принять покаявшегося в церковное общение ( 2Кор. 2:6–8 ). III. Епитимии, хотя, по существу своему, суть наказания, но, по значению, наказания только исправительные, врачебные, отеческие (παιδεα), точно такие, о каких говорит Апостол: егоже любит Господь наказует (παιδεει) ( Евр. 12:6 ), и в другом месте: от Господа наказуемся (παιδευμεθα), да не с миром осудимся ( 1Кор. 11:32 ). А отнюдь не наказания в собственном смысле (τιμορα), как учит Римская церковь , которое будто бы должен временно понести кающийся грешник, чтобы удовлетворить за грехи свои оскорбленной правде Божией. Иначе: епитимии суть врачевства от грехов, а не вознаграждения, не удовлетворения за грехи вечной правде. Это подтверждают:

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   Св. Иакова низибийского: «Вера наша учит, что, когда умирают люди, души праведных отходят к Богу, а души грешных — в геенну».    Св. Василия великого: «Смерть не зло: разве кто назовет злом смерть грешника; потому что для него перехождение отсюда бывает началом мучений во аде». «Никтоже да льстит себе суетными словесы (Еф. 5:6). Ибо внезапу нападет на тебя всегубительство (1 Сол. 5:3), и постигнет переворот, подобно буре. Прийдет грозный ангел, насильно поведет я повлечет душу твою, связанную грехами, часто обращающуюся к тому, что оставляет здесь, и рыдающую безгласно, потому что уже сомкнулось орудие плача. — О, сколько ты будешь терзать сам себя! Как восстанешь, без пользы раскаиваясь в своих начинаниях, когда увидишь светлость праведников при торжественном раздаянии даров и унылость грешных в самой глубокой тме? Что скажешь тогда — в сердечной твоей муке? Увы мне, что не сверг я с себя тяжкого бремени греха, когда так легко было сложить его, но привлек кучу этих зол! Увы мне, что не омыл я своей скверны, но заклеймен грехами! Теперь был бы я с ангелами, теперь наслаждался бы я небесными благами. О, лукавые мои рассуждения! За временное наслаждение греха бессмертно мучусь, за удовольствие плоти предан теперь огню».    Так же учили: Тертуллиан, Климент александрийский, св. Григорий нисский, Иероним, Августин и другие ).    II. О месте, куда отходят души грешников после частного суда, равно как о самых их страданиях там, можно сказать весьма немного.    Место это называется в св. Писании и в писаниях древних учителей Церкви: адом (Лук. 16:23; Деян. 2:51), тьмою кромешною (Матф. 22:13; 25, 30. 46), темницею духов (1 Петр. 3:18), бездною (Лук. 8:31), преисподнею (Филип. 2:11), геенною (Матф. 5:22; 10, 28), пещию огненною (Матф. 13:50; Лук. 12:2) и другими именами, которые, впрочем, все выражают одну мысль, что место для душ, отшедших отсюда во грехах, есть место осуждения и гнева Божия (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 68). Где именно находится ад, или геенна, об этом были только мнения. Одни, на основании слов Писания (Числ. 16:30—34; Иезек. 26:20; 31, 18 и др.), представляли себе ад во внутренности или чрезвычайной глубине земли, в преисподней. Другие, как, например, св. Иоанн Златоуст, полагали, что геенна находится вне мира. Но всего лучше помнить здесь слова того же Златоуста: «спрашиваешь, где и в каком месте будет геенна? Но что тебе до этого за дело? Нужно знать, что она есть, а не то, где и в каком месте скрывается… Итак, будем доискиваться не о том, где она, но как избежать ее».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

И ввергнут их в пещь огненну ( Мф. 13:41, 42 ). И учителя Церкви так же говорили: а) св. Иустин – «души благочестивых находятся в лучшем месте, а нечестивых и злых в худшем, ожидая дня суднаго»; б) св. Амвросий – «пока ожидается исполнение времени, души (умерших) ожидают себе должного воздаяния. Одних ждет наказание, других награда, – и, однако же ни те не остаются без страдания, ни эти без наслаждения». § 182. б) Возможность для некоторых грешников получать облегчение и даже освобождение от наказаний адских, по молитвам Церкви Впрочем, преподавая учение, что все грешники, после смерти своей и частного суда над ними, равно отходят во ад – место печали и скорби, православная Церковь в то же время исповедует, что для тех из них, которые до разлучения с настоящей жизнью покаялись, только не успели принести плодов, достойных покаяния, (каковы: молитва , сокрушение, утешение бедных и выражение в поступках любви к Богу и ближним) остается еще возможность получать облегчение в страданиях и даже вовсе освобождение от уз ада. Такое облегчение и освобождение могут получать грешники не по собственным каким-либо заслугам или через раскаяние (ибо после смерти и частного суда нет места ни для покаяния, ни для заслуг), но только, по бесконечной благости Божией, через молитвы Церкви и благотворения, совершаемые живыми за умерших, а особенно силой бескровной Жертвы, которую в частности может приносить священнослужитель по просьбе каждого христианина о его присных, вообще же за всех, повседневно, приносит кафолическая и апостольская Церковь (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 64. 65; Посл. восточн. патриарх. о прав. вере чл. 18). I. Это учение Церкви имеет основание в Св. Писании. Там – 1. Заповедуется нам вообще молиться друг за друга ( Иак. 5:16 ), молиться за вся человеки ( 1Тим. 2:1 ; снес. Еф. 6:18, 19 ), без означения места, времени и других обстоятельств. След. мы должны молиться за ближних наших и тогда, когда они находятся вместе с нами, и тогда, когда бывают в отсутствии; и тогда, когда они живут еще на земле, и тогда, когда через смерть переселяются в мир другой: ибо аще живем, аще умираем, Господни есмы ( Рим. 14:8 ), и умершие, как и живущие, равно для Бога живи суть ( Лк. 20:38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010