2. Низвращение свободной воли и преклонность ее более ко злу, нежели к добру. Подробно изображает это горестное состояние нашей деятельной способности св. Апостол, когда говорит: вем, яко не живет во мне, сиречь в плоти моей доброе: еже бо хотети прилежит ми, а еже содеяти доброе, не обретаю. Не еже бо хощу доброе, творю: но еже не хощу злое, сие содеваю. Аще ли еже не хощу аз, сие творю, уже не аз сие творю, но живый во мне грех . Обретаю убо закон, хотящу ми творити доброе, яко мне злое прилежит. Соуслаждаюся бо закону Божию по внутреннему человеку.; вижду же ин закон во удех моих противу воюющ закону ума моего, и пленяющ мя законом греховным, сущим во удех моих ( Рим. 7:18–23 ). Но несправедливо утверждать, будто грех прародителей совершенно истребил в нас свободу, так что мы не можем и пожелать ничего доброго и всё наше естество соделалось злым (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 27; посл. вост. Патриарх. о пр. вере чл. 14). Мысль эта противна: а) Только что приведенным словам св. Апостола, где говорится, что, по крайней мере, хотети доброе прилежит нам, что мы, по природе, зла не хотим, даже ненавидим его ( Рим. 7:19 ) и что в нас есть еще остаток добра во внутреннем человеке, который соуслаждается закону Божию. б) Всем тем, весьма многим, местам, в которых человеку падшему изрекаются заповеди, советы, убеждения, обетования, угрозы, и которые не имели бы никакого значения, если бы в человеке не предполагалось остатка свободы. в) Столько же многочисленным местам Писания, где не предполагается только, но прямо говорится, что человек падший имеет свободную волю и именно по отношению к духовной жизни. Например – аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет ( Мф. 16:24 ); аще хощеши внити в живот, соблюди заповеди ( Мф. 19:17 ); аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое, и даждь нищим... и гряди в след Мене (- 21 ). 3. Помрачение, но не уничтожение образа Божия. Помрачение допустить неизбежно уже вследствие помрачения разума и низвращения свободы в человеке. Но уничтожение допустить невозможно; потому что ни разум, ни свобода, с их естественными стремлениями к истинному и доброму, не уничтожились в человеке от прародительского греха. И Св. Писание, действительно, свидетельствует, что образ Божий остается в нас даже по падении. Так, Сам Бог, после потопа, запрещая проливать кровь человеческую, – выражает Свою волю в следующих словах: проливаяй кровь человечу, в ея место его прольется: яко во образ Божий сотворих человека ( Быт. 9:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Испов., III, вопр., и отв. 5. От сих добродетелей какие еще рождаются другие? Четыре главные добродетели: мудрость, справедливость, мужество и воздержание. – Испов., III, отв. и вопр.10. VIII. О грехе Понятие о грехе; его происхождение; корень греха – самолюбие. Что есть грех? Грех сам по себе не существует, поскольку он не сотворен Богом. Посему невозможно определить, в чем он состоит. При всем том можем сказать, что грех есть необузданная воля человека и диавола или, как говорит Св. Писание, грех есть беззаконие ( 1Ин.3:4 ), т.е., грех есть преступление закона Божия и сие преступление, собственно, есть противление воле Божией, происходящее от разума и воли преступника. От сего противления рождается смерть и возгорается всякий гнев Божий, как говорит Писание: похоть, зачавши, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть ( Иак.1:15 ). Испов., III, отв. на вопр.16. Злом надобно почитать один грех; ибо в мире собственно нет никакого зла, кроме греха, который есть преступление Божественного закона и воли Божией (Дамаск. в тракт. о двух волях во Христе). Испов., I, отв. на вопр.26. Аще кто лишен ока или в ногах поврежден, но достоин быти епископ, да будет. Ибо телесный недостаток его не оскверняет, но душевная скверна. прав. Св. Апост., 77. Тогда токмо мы оскверняемся, когда грех , всякого смрада худший, соделываем... Афан. Великий, из Послания κ Аммуну монаху. О происхождении греха. См. ниже отд.2, XI гл. Корень греха – самолюбие. См. там же. Виды грехов: а) грехи смертные и не смертные; б) грехи вольные и невольные; в) грехи мысли и дела. По свидетельству Свящ. Писания, есть грех к смерти и есть к не смерти ( 1Ин.5:16–17 ). Посему грехи одни суть смертные, а другие не смертные. Испов., III, отв. на вопр.17. Смертный грех человек делает тогда, когда движимый беспорядочным пожеланием производит какое-нибудь дело, запрещенное ясною заповедью Божиею, или когда не исполняет самоохотно и самопроизвольно повелений Божиих, отчего хладеет любовь к Богу и ближнему. Такое пожелание отчуждает от благодати Божией и умерщвляет того, кем приводится оно в действие, потому мы и называем таковой грех смертным, согласно с словом Апостола: возмездие за грех – смерть ( Рим.6:23 ). Впрочем, одно намерение человека совершить грех , хотя наносит рану душе, но совершенно ее не умерщвляет. Испов., III, отв. на вопр.18.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

VI. Если хлеб и вино в св. и животворящих Тайнах суть истинное тело и истинная кровь Господа Иисуса: то сим Тайнам надлежит воздавать ту же честь и Боголепное поклонение, какими мы обязаны Самому Господу Иисусу (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 56. 107). Ибо человеческое естество всецело воспринято Им в единство Его Божеской Ипостаси, нераздельно соединено с Его Божеским естеством, и есть собственное человечество Бога Слова, – так что в лице Богочеловека обоим естествам Его и человечеству, и Божеству, подобает единое, нераздельное Божеское поклонение (см. § 86). § 151. Кто может совершать таинство Евхаристии; кто – причащаться сему таинству и в чем должно состоять приготовление к нему? 1. Власть совершать таинство Евхаристии, по учению православной Церкви, принадлежит только епископам, как преемникам Апостолов, а через епископов сообщается и пресвитерам (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 107; Посл. вост. патр. о правосл. вере чл. 17). Ибо – а) только Апостолам и, следовательно, в лице их только преемникам их Христос преподал эту власть, когда, установив святейшее таинство, заповедал им: сие творите в Мое воспоминание ( Лк. 22:19 ; 1Кор. 11:24, 25 ); и б) только епископы и пресвитеры от дней самих Апостолов постоянно пользовались этой властью в Церкви. Свидетели тому не только частные учителя, но и целые Соборы: никейский 1 (Прав. 18), анкирский (прав. 1), неокесарийский (прав. 9), гангрский (прав. 4) и лаодикийский (прав. 58). 2. Приступать к трапезе Господней и причащаться телу и крови Христовой могут все православные христиане, и только они одни, как лица, которые вступили уже через дверь крещения в Церковь , соделались и остаются ее чадами, и след. наследниками всех благ, предлагаемых Господом в Церкви. Един хлеб, едино тело есмы мнози, – писал св. Апостол Павел коринфским христианам, – вси бо от единаго хлеба причащаемся ( 1Кор. 10:17 ; снес. 11:20, 33 ). А потому никогда не допускались и не допускаются к таинству Евхаристии – а) все те лица, которые еще не вступили через дверь крещения в Церковь , не соделались ее чадами, именно: язычники, иудеи, магометане и оглашенные; б) лица, которые хотя вступили в Церковь через крещение, но отпали от нее через отречение от веры, через ересь и раскол, или за какие-либо другие тяжкие грехи подверглись церковному запрещению. Кроме многочисленных правил соборных и отеческих, доказательством этой мысли служит сам состав Литургии, во время которой совершается таинство Евхаристии. Известно, что все древние литургии, после проскомидии, состоят из двух частей: из литургии оглашенных, на которой позволялось присутствовать для слушания церковных чтений и поучений не только оглашенным и кающимся, находившимся под запрещением или епитимией, но и раскольникам, и еретикам, и даже неверным; и из литургии верных, на которой могли присутствовать только одни православные христиане, и на которой собственно и совершается, и преподается таинство Евхаристии.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Во-первых, по учению православной церкви, по смерти нет среднего разряда людей: есть только или спасаемые, отходящие на небо, или погибающие, отходящие во ад; нет особого среднего места, где находилпсь бы души людей, покаявшихся пред кончиною, за которых молится церковь : все они также отходят во ад, откуда могут освобождаться только по молитвам церкви (Прав. Испов. ч. I, отв. на вопр. 64. Посл. вост. Патриархов о прав. вере, чл. 18). Между тем большинство римских богословов принимают чистилище за особое – среднее место, которое помещают то в соседстве ада – во внутренности земли, то в соседстве неба, то на воздухе, – хотя другие признают чистилище только за особое состояние душ, а не за особое место. В последнем случаи души могут нести свое временное наказание и очищаться в том же самом месте, где находятся и осужденные на вечные муки, (то есть во аде). Это можно уподобить тому, как в одной и тойже темнице могут быть заключены люди двоякого рода – и осужденные на заключение только до известного времени, и осужденные навсегда. Во–вторых, учение православной церкви решительно отвергает чистилищный огонь, огонь в собственном смысле, будто бы очищающий души (Прав. Испов. ч. I, отв. на вопр. 66). Между тем очень многие римские богословы принимают этот огонь за действительный и вещественный (в самой массе народа римского исповедания это верование можно считать общепринятым) и в доказательство своего учения стараются собирать из Св. Писания и из писаний древних учителей церкви места, в которых, повидимому, упоминается о таком огне. Другие же римские богословы напротив того понимают чистилищный огонь в смысле не собственном, принимая его за духовные мучения и присовокупляя, что сами древние учители имели об этом огне только мнения и притом мнения различные. Наконец, третьи богословы римские вообще замечают, что церковь их не определила, в чем состоит чистилищный огонь – вещественный ли он или не вещественный, и потому понимать его так или иначе – не относится к вере. Допущение чистилища вызывает еще много других вопросов, каковы напр.: долго ли находятся в нем души и все ли одинаковое время; наказания, испытываемые ими там, сильнее ли наказаний настоящей жизни и слабее ли адских; молятся ли там души за самих себя и за нас, еще живущих; упражняются ли они там в добрых делах и т. п. Мнения по этим вопросам весьма различны, и сами римские богословы не придают им почти никакой цены.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

Сам себе скопивший да не будет принят в клир. Самоубийца бо есть и враг Божия создания. Аще кто от клира скопит себе самого, да будет извержен. Ибо убийца есть самого себе. Мирянин, себе самого скопивший, на три года отлучен да будет от таинств. Прав. свят. Ап. 22 – 24. Срав. также 1 Всел. соб. прав. 1 и Прав. св. Anocm 21 90 . γ) Богатство; бедствия и несчастия. Богатство и христианское употребление его; предосудительность любостяжания, расточительности и скупости. – См. выше (об обетах) Гангр. соб. пр. 21. Если они (богатство и вещи мирские) приходят к кому обильно по благодати Божией, тот должен ими пользоваться не так, как полный господин их, но как управитель и не должен желать их с чрезмерною жадностью сердца, по словам свящ. Псалмопевца: богатство аще течет, не прилагайте сердца ( Пс.61:11 ). Испов., II, отв. на вопр. 31. Любостяжание есть неумеренное желание богатства и имущества. О сем грехе Писание говорит: ненавидящий корысть продолжит дни ( Притч.18:16 ). И Апостол: сердце их приучено к любостяжанию: это сыны проклятия ( 2Пет.2:14 ). Противоположная сему пороку добродетель есть щедрость, как сказано: он 91 расточил, раздал нищим; правда его пребывает вовеки ( Пс.111:9 ). От любостяжания рождаются следующие грехи: грабительство, убийство, коварство, обман, мятеж, насилие и жестокость, немилосердие, бесчеловечие, огрубение сердца, зависть, вероломство, притеснение бедных и других людей, мелкая расчетливость, кража и другие подобные. Посему кто хочет избежать сего греха, должен памятовать произвольную нищету Христа Господа нашего, как Он сам говорит о Себе: лисицы имеют норы и птицы небесные гнезда, а Сын человеческий не имеет, где приклонить голову. Притом должен помышлять, что он приставник богатства, а не господин и что в день суда должен отдать отчет Богу в своем управлении. Испов., III, отв. на вопр. 26 и 27. Почему любостяжание относится к идолопоклонству? Ап. Павел именно говорит: любостяжание есть идолослужение ( Кол.3:5 ). потому что любостяжательный человек более работает богатству, чем Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

1916 Non ergo mortuis nova merita comparantur, cum pro eis bulli aliquid operantur sui, sed eorum praecedentibus consequentia ista redduntur (Serm. CLXXII, n. 2). 1919 «Изречения: яко ты воздаси комуждо по делом его, и – всяк пожнет, что посеял, и сим подобные, без сомнения, относятся к пришествию Творца, к имеющему быть тогда страшному суду, и скончанию мира сего; ибо тогда не будет места никакой помощи, и всякое моление будет недействительно. Ибо когда кончится торг, тогда уже поздно заниматься торговлею. Ибо тогда где будут бедные? Где священнослужители? Где псалмопения? Где милостыни? Где благотворения? Итак, прежде наступления оного часа будем помогать друг другу, и любящему братство, человеколюбивому и милосердующему о душах Богу приносить жертвы братолюбия» (Иоан. Дамаск. Слов. об усопш. в вере, Хр. Чт. 1827, XXV, 513). 1920 Прав. испов. ч. I, отв. на вопр. 64–66; посл. восточн. патриарх. о прав. вере чл. 18. Так же учили Марк ефесский , Гавриил филадельфийский и другие православные учителя востока (см. apud Le-Quien, Dissert. Damascen. V, p. LXV-LXVIII). Посему нельзя согласиться ни с теми, которые говорят, будто души, по молитвам Церкви, освобождаются не из ада, а от мытарств, составляющих, таким образом, как бы особое среднее или третье место между небом и адом (см. Камень веры, кн. II, стр. 440 о благотвор. престав. ч. II, гл. 3); ни с теми, которые хотя допускают, что души освобождаются из ада, но признают ад за одно с мытарствами, как особое, среднее место между небом и геенною (Прот. Никольск. О молитве за умерших, стр. 62–94, Спб. 1847). Нельзя согласиться: потому что среднего состояния душ по смерти, третьего места между небом и адом, или геенною, православная Церковь не допускает (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 64. 67. 68). 1922 Ефрем. cup. завещан. в Xp. Чт. 1828, XXVII, 292; Макар. алекс. слов. об исходе души, в Хр. Чт. 1831, XLIII, 126–131; Амврос. Orat. de obitu Theodosii; Паллад. Lavsaic. c. 26; Исид. пелус. Epist. lib. 1, epist. 114. 1923 Иустин. Novell. 133; Евстрат. apud Phot. Bibliotb. cod. CLXXl; Дамаск. слов. об усоши. в вере, Хр. Чт. 1827, XXVI, 322; Филып. пустын., apud Coteler. Patr. Apost. T. 1, p. 424, not. 5.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

  31. Бог всемогущ    „Веруй твердо и несомненно, что Бог есть... всемогущ» (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 17). „Он называется всемогущим или Вседержителем потому, что все состоит в Его власти, и что Он сотворил мир без всякого препятствия и без всякого труда, но единым хотением Своим» (там же, отв. на вопр. 14, чит. весь).    Св. отцы и учители церкви находили истину всемогущества Божия столь общеизвестною, что считали излишним ее доказывать. „Укажите мне, – писал блаж. Августин, – не говорю, христианина или иудея, но укажите мне язычника, покланяющегося идолам и служащего демонам, который бы не исповедал, что Бог всемогущ. Отрицать Христа может, но отрицать Бога всемогущего не может“. На возражения же некоторых, что для Бога невозможно то и другое, замечали: Бог, точно, не может умереть, не может вредить другому, не может ни отречься Себя или лгать (2 Tuм:II, 13; Евр. VI:18), ни вообще грешить и быть злым; но потому-то Он и всемогущ, что ничего подобного не может. Ибо если бы Он мог умереть, или мог вредить другому, лгать и вообще грешить и быть злым: это было бы признаком не могущества в Боге, а слабости и бессилия, физического или нравственного. Бог все может, чего только хочет, и что непротивно Его природе. Но умереть или перестать существовать совершенно противно Его природе, и Он хочет, по Своей природе, одного только добра, и зла не желает никакого.    Очевидное доказательство всемогущества Божия представляется в сотворении мира единым словом из ничего. Он сказал – и сделалось говорит Давид о сотворении мира, Он повелел – и явилось) (Пс. XXXII:9).   32. Как понимать всемогущество Божие?    „Не только богохульна, но и нелепа мысль, что Бог есть сила всемогущая, неограниченная, не признающая никаких законов, и что вся тварь так ничтожна пред Ним, что Он не имеет никакого обязательного побуждения соблюдать в отношении к ней законы справедливости. Это, очевидно, самое грубое понимание всемогущества. Бог и всемогущ, и свят, и обязан праведностию Самому Себе, Своему собственному существу: праведен и преподобен Господь (Второз, XXXII, 4). Праведен Господь во всех путех Своих, и преподобен во всех делех Своих (Псал. CXLIV, 17). От такого дикого понятия о Божием всемогуществе отрекались и враги славы Божией» („Премудрость и благость Божия в судьбах мира и человека» изд. 3, стр. 84 – 85).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

II. О МЗДОВОЗДАЯНИИ ПОСЛЕ ЧАСТНОГО СУДА § 251. Учение православной Церкви и состав этого учения О мздовоздаянии людям, которое бывает следствием частного суда над ними, православная Церковь учит: «хотя прежде последнего суда ни праведные, ни грешные не получают совершенного воздаяния за дела свои; но при всем том не все души находятся в одинаковом состоянии, и не в одно и тоже место посылаются» (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 61). «Веруем, что души умерших блаженствуют или мучатся, смотря по делам своим. Разлучившись с телами, они тотчас переходят или к радости, или к печали и скорби: впрочем не чувствуют ни совершенного блаженства, ни совершенного мучения. Ибо совершенное блаженство или совершенное мучение каждый получит по общем воскресении, когда душа соединится с телом, в котором жила добродетельно или порочно» (Посл. восточ. патриарх. о прав. вере чл. 18). Таким образом, православная Церковь различает двоякое мздовоздаяние после частного суда: одно для праведников, другое для грешников, хотя то и другое называет еще несовершенным, неокончательным. § 252. Мздовоздаяние праведникам: а) прославление их на небеси – в Церкви торжествующей Мздовоздаяние праведникам, по воле небесного Судии, имеет также свои два вида: это – а) прославление их, хотя еще несовершенное, на небеси – в Церкви торжествующей, и – б) прославление их на земле – в Церкви воинствующей. I. Действительность прославления праведников на небеси (еще неполного), вдруг по окончании частного суда над ними, и прежде последнего всеобщего суда (Прав. Исп. ч. 1, отв. на вопр. 67), несомненна: 1) Из св. Писания, которое представляет нам: а) Ясное обетование Господа касательно этой истины. Христос-Спаситель, до пришествия которого сами праведники ветхозаветные находились душами своими во аде, и который имел крестом своим отверсть для людей вход в царство небесное, говорит в утешение Апостолам пред отшествием своим ко Отцу: в дому Отца моего обители многи суть; аще ли же ни, рекл бых вам: иду уготовати место вам. И аще уготовлю место вам, паки прииду и поиму вы к себе: да, идеже есмь аз, и вы будете ( Иоан. 14, 2. 3 ). Вместе с тем Он молился ко Отцу: Отче! ихже дал еси мне, хощу, да, идеже есмь аз, и тии будут со мною: да видят славу мою, юже дал еси мне (17, 24). И, вися на древе крестном, сказал разбойнику покаявшемуся: аминь глаголю тебе, днесь со мною будеши в раи ( Лук. 23, 43 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

31. Бог Всемогущ «Веруй твердо и несомненно, что Бог есть... Всемогущ» (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 17). «Он называется Всемогущим или Вседержителем потому, что все состоит в Его власти, и что Он сотворил мир без всякого препятствия и без всякого труда, но единым хотением Своим» (там же, отв. на вопр. 14, чит. весь). Св. отцы и учители церкви находили истину всемогущества Божия столь общеизвестною, что считали излишним ее доказывать. «Укажите мне, – писал блаж. Августин, – не говорю, христианина или иудея, но укажите мне язычника, покланяющегося идолам и служащего демонам, который бы не исповедал, что Бог Всемогущ. Отрицать Христа может, но отрицать Бога Всемогущего не может». На возражения же некоторых, что для Бога невозможно то и другое, замечали: Бог, точно, не может умереть, не может вредить другому, не может ни отречься Себя или лгать ( 2Тим. 2:13 ; Евр. 6:18 ), ни вообще грешить и быть злым; но потому-то Он и Всемогущ, что ничего подобного не может. Ибо если бы Он мог умереть, или мог вредить другому, лгать и вообще грешить и быть злым: это было бы признаком не могущества в Боге, а слабости и бессилия, физического или нравственного. Бог все может, чего только хочет, и что непротивно Его природе. Но умереть или перестать существовать совершенно противно Его природе, и Он хочет, по Своей природе, одного только добра, и зла не желает никакого. Очевидное доказательство всемогущества Божия представляется в сотворении мира единым словом из ничего. «Он сказал, – и сделалось» говорит Давид о сотворении мира, «Он повелел, – и явилось» 39 ) ( Пс. 32:9 ).   39 Примеч. Вот несколько примеров всемогущества Божия: I. По велению всемогущего Бога угашалась сила огня, устремленная на св. мучеников. Св. Ирина постепенно ввергаема была в три медных быка, раскаленных, как горящий уголь, и каждый раз выходила из них целою и невредимою (Ч.-М. мая 5 д.). Св. мученик Платон положен был на медный одр и опаляем был снизу огнем, усиливаемым маслом, воском и смолою, а сверхом биен был жезлом.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   Чин Православия, лист. 16, Москв. 1820.    Церковь, будучи видима, поколику она есть на земли и к ней принадлежат все православные Христиане, живущие на земли, в тоже время есть невидима, поколику она есть и на небеси, и к ней принадлежат все, скончавшиеся в истинной вере и святости» (Простран. Хр. Катих. о чл. IX, стр. 67, М. 1840; снес. стр. 70). Neque enim piorum animae mortuorum separantur ab Ecclesia, quae nunc etiam est regnum Christi. Alioquin ad altare Dei fieret eorum memoria in communicatione corporis Christi… Cur enim fiunt ista, nisi quia fideles, etiam defuncti, membra ejus sunt (Augustin. de civit. Dei XX, 9, n. 2).    Посл. восточн. Патриар. o прав вере чл. 18. Cfr. Chrysostom. In Acta Apostol. homil. XXI, n. 4; Augustin. Confess. IX, 13, n. 34. 37; Serm. CLXXH, n. 2: hoc enim a patribus traditum universa observat ecclesia, ut pro eis, qui in corporis et sanguinis Christi communione defuncti sunt, cum ad ipsum sacrificium loco suo commemorantur, oretur ac pro illis quoque id offeri commemoretur.    Послан. восточн. Патриарх. o прав. вере чл. 11 и 18. Cfr. Augustin. Serm. CLXXII, n. 2.    Послан. восточ. Патриарх. о прав. вере чл. 10. Cfr. Augustin. Enchirid. n. 15: (Ecclesia coelestis) suae parti peregrinonti, sicut oportet, opitulatur, quia utraque una est consertio aeternitatis, et nunc una est vinculo caritatis, quae tota instituta est ad colendum Deum.    Всех же остальных, еще частнейших смыслов, в каких употребляется это слово, как в св. Писании, так и в творениях св. Отцев, будем иметь случай коснуться уже при самом изложении учения о Церкви. I. О ПРОИСХОЖДЕНИИ, ПРОСТРАНСТВЕ И ЦЕЛИ ЦЕРКВИ... § 167. Основание Церкви Господом Иисусом Христом    Пришедши на землю для спасения людей, и принесши с Собою для них спасительное учение, Господь Иисус желал, чтобы люди, приняв новую веру, содержали ее не в отдельности друг от друга, а составили для сего определенное, религиозное общество; сам непосредственно положил начало этому обществу, и потом, посредством учеников и апостолов, распространил и утвердил его во всех пределах земли. Почему мы веруем и исповедуем, что «нет другого основания Церкви, кроме единого Христа, по слову Апостола: основания бо инаго никтоже может положити, паче лежащаго, еже есть Иисус Христос (1 Кор. 3:11)» (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 85).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010