Чрез прозрение же сподобился он получить дарование прозорливости и пророчества, чтобы видеть происходящее вдали, как находящееся вблизи, и будущее, как настоящее. Сие дарование в таком изобилии дано было преблаженному сему Старцу, что он за два года предузнал и предвозвестил прибытие в их общежитие Преподобного Иоанна, инока Св. Саввы обители (отв. 1). Предузнал и предсказал и то, что некоторые богатые люди придут в монастырь и останутся в нем на жительство (отв. 31). Он знал также по благодати и сердечные расположения людей и отвечал вопрошавшим его, не сообразуясь с словами их, но сообразно с направлением их ума и мысли (отв. 54 и 161). И предсказания его подтверждались самим делом. Так он предсказал о князе, посланном от царя поставить на Газский престол недостойного Епископа, " что хотя сей Епископ и достигнет городских ворот, но в город не войдет, ибо Бог не допустит его до этого " . И действительно так и случилось: внезапно получена была весть о смерти царя, и все надежды и замыслы Епископа разрушились (отв. 812). Кто же в состоянии изобразить преизбыточествующую любовь сего Блаженного к Богу? Ибо он носил в сердце своем любовь ко Христу, горящую подобно сильнейшему огненному пламени, как и сам он свидетельствует (отв. 109). Потому ничто и не могло привести ее к падению, ибо любовь, по изречению Апостола, николиже отпадает (1Кор.13:8), и по словам Божественного Варсануфия, совершенная любовь никогда не падает, и приобретший ее пребывает в горячности, возгораясь вместе любовью к Богу и ближнему. Кто же изъяснит и любовь к ближнему, горевшую в нем? Сердобольный Отец не переставал день и ночь умолять Бога о том, чтобы Он всех братии соделал Богоносными. Выслушаем собственные слова его о сем: " Я и прежде прошения вашего, ради горящей во мне (подобно сильнейшему огненному пламени) любви ко Христу, сказавшему: возлюбиши ближняго твоего яко самаго себя (Мф.22:39), от воспламенения оной и от того, что горю духом, не престаю день и ночь молить Бога, чтобы Он соделал вас Богоносными, чтобы вселился в вас и походил, и ниспослал вам Духа Святаго... Я был для вас как отец, который старается включить детей своих в светлые полки Царя, без их собственной заботы о сем " (отв. 109). И Старец не только молился о сем Богу, но и на деле совершал то, что братия делались поистине Богоносными и Духоносными. Так и Серида, игумена обители, Великий Старец просветил своею молитвою и отверз ему ум - постигать неудобопонятное (отв. 10). И на Преподобного Андрея молитвами своими низвел Духа Святаго, чтобы укрепить его в терпении и благодарении (отв. 211), ибо молитвы его восходили к Богу, как блистающая молния и как лучи солнечные, так что ими веселился Отец, радовался Сын и услаждался Дух Святый (отв. 110), и во всех полезных прошениях они бывали услышаны.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/69/f...

Если путь до храма очень далёкий, то поются псалмы степенные: Ad Dominum cum tribularer ( Пс. 119 ) и далее. В конце каждого псалма прибавляется: Requiem aeternam Da ei Domine… При входе в храм повторяется антифон: Exsultabunt Domino ossa humiliata. По входе во храм поются молитвословия, которые положено совершать по исходе души от тела: Subvenite, Sancti Dei, occurrite, Angeli Domini, suscipientes animam ejus. Offerentes eam in conspectus Altissimi. Ответ: Suscipiat te Christus, qui vocavit te, et in sinum Abranae Angeli deducant te. Стих: Suscipientes animam ejus, Offerentes eam in conspectus Altissimi. Ответ: Requiem aeternam dona ei Domine, et lux perpetua luceat ei. Offerentes eam in conspectus Altissimi. Отв. Христе, умилосердись над нами. Свящ. Господи, умилосердись над нами. Отче наш иже еси на небесех… (до конца). Отв. Аминь. Свящ. От вечной погибели. Отв. Сохрани, Господи, душу его. Свящ. Да покоится в мире. Отв. Аминь. Свящ. Господи, услышь молитву мою. Отв. И вопль мой к Тебе пусть приидет. Свящ. Господь с вами. Отв. И со духом твоим. Свящ. Помолимся! Тебе, о Господи, вручаем душу сего раба Твоего, чтобы она, отозванная из сей временной жизни обитала в Тебе и в силу бесконечных заслуг Господа нашего Иисуса Христа очищенная от всякой скверны греховной была причастницею блаженного созерцания Тебя и избранных Твоих. Чрез того же Христа Господа нашего. Отв. Аминь. Свящ. Господи, вечный покой подай ему. Отв. И да сияет ему непрестанный свет. Свящ. Да покоится он в мире. Отв. Аминь. (При последних словах священник окропляет гроб св. водою). Гроб в храме ставится ногами к алтарю, если усопший – мирянин, и головою, если – священник. После возжжения светильников начинается заупокойное богослужение (Officium defunctorum), состоящее из трёх частей – Nocturni, – и Laudes. Приветствие (invitatorium): Regem, cui omnia venite adoremus, со стихами 94 псалма и проч. 91 В конце служения, после песни пророка Захарии: Benedictus Dominus Deus Israel… читается Pater noster (тайно до слов): Et ne nos inducas in tentationem.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/star...

Отв. Сотворившего небо и землю. Свящ. Господи, услышь молитву мою. Отв. И вопль мой пусть дойдёт до Тебя. Свящ. Господь с вами. Отв. И со духом твоим. Свящ. Помолимся! О Господи, благослови кольца сии † и подай имеющим носить их благодать Твою, чтобы они сохранили ненарушимую верность друг другу, твёрдо пребывали в мире и благоугождении Тебе, и всегда жили во взаимной любви друг с другом. Чрез Христа Господа нашего. Отв. Аминь. (если благословляется только одно кольцо, даваемое женихом невесте, то молитва соответственно изменяется: «имеющей носить его», «чтобы она сохраняла» и т. д. – После молитвы кольца окропляются св. водою. Жениху кольцо надевает священник, а невесте – жених. При сём свящ. произносит): Приимите эти кольца и носите их, как знак супружеской верности, которую вы хотите взаимно соблюдать с помощию Божией. Да благословит ваше намерение Бог Отец † Сын и Святой Дух. Аминь. (Затем священник приглашает брачующихся соединить правые руки, возлагает на соединённые руки конец столы-епитрахили, а жених произносит, – обращаясь к невесте): N., я беру тебя пред Господом Богом и Его святою церковию, как свою христианскую супругу. Невеста: N., я беру тебя пред Господом Богом и Его святою церковию, как своего христианского супруга. (вместо этих слов священник может предложить вопросы): а) жениху: N. N. Берёте ли вы находящуюся здесь N. N. как свою христианскую супругу пред Господом Богом и Его святою церковию? Жених: Да. b) невесте): N. N. Берёте ли вы находящегося здесь N. N. как своего супруга пред Господом Богом и Его святою церковию? Невеста: Да 67 . Свящ. Как служитель Божий, я утверждаю заключённый брак и благословляю его во имя Отца † и Сына и Святого Духа. Отв. Аминь. Свящ. Господи, умилосердись над нами. Отв. Христе, умилосердись над нами. Свящ. Господи, умилосердись над нами. Отче наш… (до конца). Отв. Аминь. Свящ. Боже, спаси рабов Твоих. Отв. Ибо они полагаются на Тебя. Свящ. Пошли им помощь от святилища Твоего. Отв. И от (небесного) Сиона защити их. Свящ. Будь им твёрдым градом (для защиты).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/star...

9-й вопр. Как принимать, которые брачились у инославных? Отв. Принять в руководство поморский Епитимейник, в коем подробно объясняется. 10-й вопр. Можно ли принять в общение лиц, которые имеют отцов духовных другого по вере согласия? Отв. Бог вселяет единомысленные в дом (67-й псал. и 9-е прав. сардийск. собор.), неприобщенному приобщаяся сам не приобщен, желающие войти в общение непорочной Христовой Церкви и отрешиться от учения слеповодов и беспутников. Таковых христиан увещевать, чтобы имели отцов своих духовных своего согласия, а по триекратному увещеванию окажется ослушник, такового отлучить от сообщения. 11-й вопр. Можно ли допустить при крещении восприемником Федосеева и Филипова согласия? Отв. Кто порицает брак и обязывает девствовать (таковое девство свят. Златоуст сквернейши блуда сознал,– г. 9-я о девст.), с таковыми не повелевает ясти, пити и молитися, не точию духосовершительного таинства, и таковых допустить нельзя. 12-й вопр. Которые христиане не признают за грех сообщение с инославными в питии и ядении и исправиться не желают, т. е. (допускают) закореневшее бесстрашие и тяжкое преступление закона Божия? Отв. Такие вольномыслители, рабы страстей, ложно именуются христианами. Св. пр. Иоанн Лествичник заметил, что христианин есть тот, который подражает Христу, сколько силы человеческого естества подражать позволяют словами, делами и помышлениями (степен. 1-й стих 4-й); вышедшие из ограды спасительного ковчега блуждают, яко скот (свят. апост. зач. 68-е и 78-е), и свят. Иоанн Златоуст сознал врагами Божиими, повинными общему с зловерными гневу и мщению (маргар. о лжеучит.). Преподоб. Феодор Студит применил их траве, дровам, соломе (2-й части посл. 32-е). По свят. Евангелию считаются соблазнителями, т. е. соблазняют других в это сквернение. Посему без боязни себя пасущие обличаются не оправданными блазнителями и сквернящимися; и да возмется нечестивый и да не видит славы Господней. Совершенно таковых отлучить от сообщения христиан, и приноса не принимать, и в дома их не входить, как ослушников закона святоотеческого, которых проклятию предают.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Разделы портала «Азбука веры» Задайте вопрос о православном христианстве Здравствуйте, я просто не понимаю, зачем исповедь, если можно покаяться? Разницы ведь по сути нет, только на исповеди священник есть, зачем вообще священник, если есть Иисус? Он ведь единственный посредник. 7 Ответов Анастасия, это разные уровни, этапы покаяния. Мы внутренне каемся после осознания греха, в конце дня мы каемся во всех совершенных грехах, а в церковном Таинстве Покаяния , установленном Богом, мы не только каемся, но и получаем через священнослужителя разрешение от грехов. Анастасия,  попробую развернуть краткий ответ Кирилла. 1. Священник — свидетель необходимый на страшном суде, о чем говорит и его молитва перед исповедью. 2. Термином — “Покаяние” — переведено греческое слово означающее, в том числе — ” Изменение ума”, а это длительный процесс в котором церковные таинства — а исповедь- одно из них- абсолютно необходимы так как в них мы получаем силы для этого. 3. Где грех, там и бес. А избавиться от них мы своей силой не можем. Только Христом. Для этого Он и дал нам церковь с её священниками и таинствами. Христианин может и должен каяться перед Богом, испрашивать у Него прощение в своих грехах. На это указывают многие церковные молитвы, в частности, православные христиане во время вечерних молитв совершают такое покаяние перед Богом во время повседневного исповедания грехов. Однако, это не отменяет необходимости участия в таинстве исповеди, которое является завершением и исполнением первой части покаяния — желания оставить грех и решимости жить согласно Евангелию. Господь устроил так, чтобы мы получали прощение грехов через посредство священников, дав им “силу и власть отпускать грехи людей, потому как сказано об этом: «Что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» ( Мф. 18:18 ) (Прав. испов., Ч. 1, вопр. 109). Они наши ходатаи перед Богом, “с которыми мы должны советоваться о нашем спасении” (Прав. испов., Ч. 1, вопр. 89). Святая Церковь предписывает всякому верному исповедовать свои грехи перед священником не реже четырех раз в год (см. Прав. испов. Ч. 1, вопр. 90).

http://azbyka.ru/vopros/zachem-ispovedat...

Вопр. 2. Откуда узнает человек, что он всецело крещен, и получил Святого Духа, будучи младенцем, в святом крещении? Ответ. Пророк Исаия взывает к Богу: страха ради Твоего, Господи, во чреве прияхом и поболехом и родихом дух спасения. Таким образом, как чреватая жена из движений младенца, находящегося во утробе ея, безошибочно узнает, что она зачала плод: так и душа истинного Христианина не из слов родителей, но из дел и движений сердца, и особенно во время праздников, и просвещений, и причащения святого тела и крови Христовой, из радости, которую ощущает, узнает, что крещенный получил Святого Духа. Вопр. 3. Когда и откуда и каким образом произошли Ангелы? Отв. Естество человеческое не может сказать, ни откуда, ни как произошли Ангелы, разве то только, что они словом Божиим приведены из небытия в бытие. Что же касается до вопроса: когда, то одни говорят, что в первый день, а другие, что прежде первого дня. Святый же Отец наш и Чудотворец Епифаний, Архиепископ Кипрский, в своем слове против Павла Самосатского, в Понариях пространнее изложил, что Ангелы сотворены вместе с небом и землею, а не прежде, умозаключениями опровергая тех, которые утверждают сие последнее мнение. Тоже говорит он и в другом слове своем. Вопр. 4. Откуда видно, что Ангелы созданы: ибо в книге Бытия нет ничего такого? Ответ. Бог , зная склонность людей и особенно Иудеев к идолопоклонству и многобожию, с тем намерением в книге Бытия умолчал об Ангелах, чтобы не стали обоготворять их боготворившие тельца и другия вещи. А что Ангелы сотворены, слушай, что говорит Дух Святый устами Пророка: хвалите Господа вси Ангели Его, хвалите Его вся силы Его, яко Той рече, и быша, Той повеле, и создашася. Вопр. 5. Из существа ли света сего – они, или какого-нибудь другого вещества? Отв. Сколько солнце различается от звезды, столько же существо Ангелов различно от всякой видимой твари. Вопр. 6. Скольким же более число Ангелов числа человеков? Отв. Одни говорят, что Ангелы составляют 99 частей в сравнении с числом человеков, по смыслу притчи Господней о 100 овцах. Иные – 9, по смыслу притчи о 10 драхмах. Другие же говорят, что число Ангелов равно числу человеков, приводя в свидетельство следующее изречение: постави пределы языков по числу Ангел Божиих.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

Помни, что безчисленным смертным случаям подлежишь; а когда, и как и где умереть, суд Божий сие сокрыл. Церковь Христова почитает святых не как богов каких, а как верных слуг, угодников и друзей Божиих; восхваляет их подвиги и дела, совершенные ими при помощи благодати Божией, в славу Божию, так – что вся честь, воздаваемая святым, относится к величеству Бога, Которому они благоугождали на земле своею жизнию; чествуем святых ежегодными воспоминаниями об них, всенародными празднествами, созиданием во имя их храмов и пр... (Правосл. исповед. ч. III отв. на вопр. 52. Посл. Вост. Патриархов о прав. вере отв. на вопр. 3). Священное Писание решительно запрещает воздавать кому-либо Божеское поклонение и служение кроме единаго истиннаго Бога ( Втор. 6:13 ; Ис. 42:8 ; Мф. 4:10 ); но вовсе не запрещает воздавать надлежащее низшее почтение верным слугам Его, угодникам и друзьям. Мне же зело чести быша друзи Твои, Боже ( Пс. 138:17 )... Почитая святых, св. Церковь вместе с тем призывает их в молитвах, не как богов каких, могущих помогать нам своею собственною силою, а как предстателей наших пред Богом, единым источником и раздаятелем всех даров и милостей тварям ( Иак. 1:17 ); как предстателей и ходатаев наших, имеющих силу ходатайства от Христа, Который един есть в собственном смысле и самостоятельный ходатай Бога и, человеков, давый Себе избавление за всех (Прав. испов. ч. III. отв. на тот же вопр. Посл. Вост. Патриар. о Прав. вере гл. 8). В камне веры Православно – Кафолическия церкве догмат почитания и призывания святых так излагается: твердо и кроме всякаго сомнения веровати предлежит, яко Ангели Божии и прочии святии, из сея жизни изшедши, за нас ходатайствуют и нам помоществуют, ово – заслугами своими, яже зде на земли преизобильно имеша, ово – молитвами своими богоугодными, яко друзи Божии. Того ради призывание их благочестно есть, не точию же Ангелов Господних, но и прочих святых, от жизни сея изшедших... Тако вся Православно-Кафолическая Церковь , тако соборы вселенстии, поместнии, тако Отцы святии, светила и столпи церковнии вероваша, исповедаша и научиша (ч. 2, догмат о призывании святых).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Ок. 790.       Стефан Савваит, творец канонов. 28 окт. 796.             Иоанн, Сергий, Патрикий и др. препп. Савваиты, убиенные Сарацинами. 20 марта. 9 век Григорий, архиеп. Александрийский. 5 ноября. Анна, преп. Вифинская. 29 окт. Иоанн, еп. Готфский. 19 мая. Епископы Катанские: Савин преп. 15 окт. Лев. 20 февр. Феодора, Кесарийская дева, преп. 30 дек. Андрей, архиеп. Критский. 4 июля. Косма, еп. Маиумский. 12 окт. Иоанн Исихаит, исповедник. 26 мая. Иларион новый, игумен Пелекитский, исповедник. 28 марта. Стефан преп., основатель Хинолакковой обители. 11 янв. Каллиник, патриарх Цареградский. 23 авг. Филарет милостивый. 1 дек. 806.             Тарасий, патриарх Цареградский. 25 февр. Ок. 806.       Перенесение мощей Ферапонта, еп. и муч. Кипрского, в Царьград. 25 мая. 813.             Платон, игумен Студийский. 5 апр. 816.             Георгий, митрополит митилинский, исповедник. 7 апр. 811–817.       Мануил, еп. Адрианопол. Георгий, еп. Девольтский, п пр. более 377, мучч. Болгарские. 22 янв. 818.             Феофан исповедник, инок Сигрианский. 12 марта. 820.             Михаил, еп. Синадский, испов. 23 мая.       Иаков исповедник, преп. Студийский. 24 марта. Лука преп., из Тавромены. 6 ноября. 813–820.       Григорий, еп. Антиохии Писидийской, исповедник при Льве Армянине. 10 апр. Никита, архиеп. Аполлониадский, испов. 20 марта. Емилиан, еп. Кизический, испов. 8 авг. Афанасий, преп. Павлопетрийский. 22 февр. Стефан, игумен триглийский, испов. 28 марта. Халкидонские епп. и исповедники: Косма 18 апр. Никита. 28 мая. Феодосия девица, преподобномуч. Цареград. 20 мая. Прокопий Декаполит, инок и испов. 27 февр. Василий преп., спостник Прокопия и испов. 28 февр. 824.            Никита преп., игумен Мидикийской обители, исповедник. 3 апр. 825.            Иосиф, еп. Солунский, брат Феодора Студита . 26 янв. 826.             Феодор, преп. Студийский. 11 ноября. 829.            Никифор, патриарх Цареградский. 2 июня. 830.            Макарий, игумен Пеликитской обители. 1 апр. 840.             Евфимий, еп. Сардийский, исповедник. 26 дек.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

ЧЛЕН III. О ТАИНСТВАХ ЦЕРКВИ, КАК СРЕДСТВАХ, ЧРЕЗ КОТОРЫЕ СООБЩАЕТСЯ НАМ БЛАГОДАТЬ БОЖИЯ § 200. Учение православной Церкви о таинствах, краткий обзор ложных мнений о догмате, и состав члена I. Главные черты православного учения о таинствах суть следующие: 1) «Таинство есть священное действие, которое под видимым образом сообщает душе верующего невидимую благодать Божию, будучи установлено Господом нашим, чрез которого всякий из верующих получает Божественную благодать» (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 99) 839 . След., – существо таинств Церковь полагает в том, что это суть священнодействия, действительно сообщающие верующему благодать Божию, что они «не суть только знаки обетований Божиих, а суть орудия, которые необходимо действуют благодатию на приступающих к оным» (Посл. восточн. патриарх. о прав. вере, чл. 15). А существенными принадлежностями каждого из таинств – считает: а) Божественное установление таинства, б) какой-либо видимый или чувствам подлежащий образ, и – в) сообщение таинством невидимой благодати душе верующего. 2) «Таинств седмь: крещение, миропомазание, причащение, покаяние, священство, брак, елеосвящение. В крещении человек таинственно рождается в жизнь духовную; в миропомазании получает благодать, духовно взращающую и укрепляющую; в причащении питается духовно; в покаянии врачуется от болезней духовных, то есть, от грехов; в священстве получает благодать духовно возрождать и воспитывать других посредством учения и таинств; в браке получает благодать, освящающую супружество и естественное рождение и воспитание детей; в елеосвящении врачуется и от болезней телесных, посредством исцеления от духовных» (Простр. Хр. Катих. о чл. 10)». «Ни менее, ни более сего числа таинств в Церкви не имеем» (Посл. восточн. патриарх. о прав. вере чл. 15). 3) «Для совершения таинства требуются три вещи ( πργματα): приличное вещество, как то: вода для крещения, хлеб и вино для Евхаристии, елей и другие, сообразные с таинством; во-вторых, священник, законно рукоположенный, или епископ; в третьих, призвание Святого Духа и известная форма слов, посредством которых священник освящает таинство силою Святаго Духа, изъявляя намерение освятить оное» (Прав. испов. ч. I, отв. на вопр. 100). «Но отвергаем, как чуждое Христианского учения, то мнение, что совершенство таинства имеет место во время действительного употребления (напр. снедения и т. п.) земной вещи (т. е. освящаемой в таинстве): будто вне употребления, освящаемая в таинстве вещь, и по освящении остается простою вещию… Таким же образом мы считаем крайне ложным и нечистым то учение, будто несовершенством веры нарушается целость и совершенство таинства» (Посл. восточн. патр. о прав. вере чл. 15).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Отв. Под наказанием изгнания и претерпения всяких бедностей. Воп. Хорошо ли сей союз наблюдаем был? Отв. Хорошо со стороны Бога. Воп. Какие сделал Он чудеса, чтоб им достигнуть землю Ханаанскую? Отв. Иссушил Иордан, когда им нужно было перейти чрез него. Воп. А как сохранял народ завет тот? Отв. Весьма худо. Воп. Сколько раз нарушали они оный в пустыне? Отв. Более, нежели десять раз. Воп. Что они сделали по поселении своем в земли обещанной? Отв. Они часто поклонялись идолам вместо Бога. Глава 8. О идолопоклонстве Воп. Не было ли других народов, которые бы кланялись идолам? Отв. Многие, они их сами по своему произволению выдумывали и делали. Воп. Что представляли сии идолы? Отв. Мужчин, женщин и животных, которых они богами и богинями называли. Воп. Как они их почитали? Отв. Они им молились и приносили жертвы. Воп. Отчего произошло такое ослепление? Отв. Оттого, что они позабыли своего Создателя. Воп. Как они Его позабыли? Отв. Они, впадши во всякие беззакония и неистовства не могли, а потому и страшились, об истинном Боге и думать, диавол же имел тогда случай больше их к тому обольщать. Воп. Что произвело идолопоклонство? Отв. Оно ввело их во всякие беззакония. Воп. Как иначе называются идолопоклонники? Отв. Язычниками. Глава 9. О Давиде и Мессии Воп. Какое имели правление израильтяне по входе своем в землю обетованную? Отв. Они имели сперва судей, потом царей. Воп. Кто был первый царь? Отв. Саул. Воп. Кто второй. Отв. Давид. Воп. От которого был он колена? Отв. От колена Иудина. Воп. Где он жил? Отв. В Исрусалиме на горе Сионе. Воп. Куда он приказал принесть кивот завета? Отв. Туда же на гору Сион. Воп. Что обещал ему Бог? Отв. Что его потомки всегда над народом Божиим царствовать будут. Воп. Что еще? Отв. Что от него родится Спаситель Христос. Воп. Что значит сие слово Христос? Отв. Значит помазанный, или посвященный. Глава 10. О разделении самарийском Воп. Кто был наследник Давида? Отв. Сын его Соломон. Воп. Какое имел он правление? Отв. Благополучное и спокойное.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010