1.12. Считает ли религия, что Бог порождает зло? Да Аллах является источником зла. «И добро и зло от Аллаха» . Аллах приносит пользу и вред , Аллах есть приносящий зло и дарующий блага” . Аллах усиливает порок в сердцах неверующих (2:10), «Если же Аллах пожелает людям зла, то ничто не предотвратит этого. Нет у них властелина, кроме Него» (13:11). 1.13. Считает ли религия, что Бог изначально желает мучений в аду для определенной части людей? Нет Бог не желает погибели людей. «Живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы обратился он от пути своего и жив был» ( Иез. 33:11 ). «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих» ( Прем. 1:13 ), Бог воплотился, стал Спасителем мира (само имя Иисус означает «Господь – спасение»), чтобы спасти от погибели и ада все человечество. Через Боговоплощение раскрылось совершенное человеколюбие Божие. Да Аллах не желает спасения всем людям, «Если бы Нам было угодно, то мы наставили бы на прямой путь каждого человека, однако стало истиной Мое слово: «непременно Я наполню ад джиннами и людьми – всеми вместе!»  (32:13). Часть живых существ Аллах создал для ада, наделив их свойствами худшими, чем у скотов (7.179). Аллах «издевается» над неверующими усиливая их заблуждения (2.14), сбивая их с прямого пути (7.178, 186). Он «запечатывает» человеческие сердца, чтобы люди не слышали истины (16:108, 17:46). II. БОГ И МИР (ТВОРЕНИЕ) ХРИСТИАНСТВО 2.1. Создан ли невидимый ангельский мир Богом? 2.2. Какова природа ангелов? Ангелы не созданы из грубого материального вещества, обладают тонкой телесностью, не подобной людям. 2.3. Создан ли видимый мир Богом? Да Бог создал материальный (пространственно-временной) мир вместе с присущим ему временем. Бог есть «Творец не только вещей, но и самого времени и века, в который вещи получали бытие» (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 33). Да Вначале, за пятьдесят тысяч лет до творения всего материального мира Аллах сотворил перо (аль-калам), которым записал в книгу все сотворенное, а затем сотворил материальный мир .

http://azbyka.ru/islam-i-xristianstvo-sr...

Как же объяснить возникновение мира? Неужели для подобного объяснения необходимо обращаться к биологической жизни? Нет! Становление мира есть совершенно сверхприродный акт, есть действие, превосходящее все природные процессы. Это действие не имеет никаких аналогов в сотворенном природном бытии, поскольку осуществляет его не сотворенное существо, а Сам Сверхтварный Абсолют, в своем беспредельном совершенстве бесконечно превосходящий созданный Им мир: «Познай, что все сотворил Бог из ничего» ( 2Мак.7:28 ). Словам «из ничего» в греческом тексте соответствует «ex ouk onton», в латинском переводе – «ex nihilo», в славянском – «из несущих». Бог для того «привел все из небытия в бытие (ποησεν εξ ουκ ντων εις το εναι), дабы через дела Его познавалось и постигалось величие Его», говорит св. Феофил Антиохийский 15 . Бог вечно Сущий и Неизменный «один созидает все из совершенного небытия, обладая всемогущей энергией», – учит св. Григорий Палама 16 . «Единый Триипостасный Бог, обладая всеми высочайшими совершенствами, и следовательно наслаждаясь совершеннейшею славою и блаженством, хотя не нуждался ни в ком и ни в чем, но, будучи бесконечно благ, восхотел, чтобы явились и другие существа и соделались причастниками Его благости: Он воззвал из небытия вселенную, и с тех пор непрестанно промышляет о ней» 17 . Сверхтварный Абсолют создает мир из небытия, не нуждаясь в каком – либо предварительном материале. При этом мир возникает не «до» или «после» Всесовершенного Божественного Бытия. Мир возникает вместе с сотворенным Им временем, поэтому вопрос о времени творения лишен всякого смысла. Бог есть «Творец не только вещей, но и самого времени и века, в который вещи получали бытие» (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 33) . Ригведийская космогония не может определить Первопричину бытия. Вводя учение о половом процессе, она вводит представление о золотом зародыше (хираньягарбх – золотое яйцо, плавающее на водах), из которого происходит мир. Но и эти представления не дают удовлетворения человеческому уму. Возникает версия о гигантском человеке (пуруша – первочеловек), принесенном в жертву, из частей тела которого происходит мир. В дальнейшем версии продолжают множиться, а вопрос о происхождении мира так и остается нерешенным. Но если Первопричина бытия неизвестна, то что же становится основанием индуизма? Таким основанием становится учение о богах. Уже в ведийский период индийская религия заявляет о себе как религия многобожия, религия, не знающая Всесовершенное Бытие Единого Нетварного Абсолюта.

http://azbyka.ru/misticheskoe-bogoslovie...

3) Отвергали мысль, будто Бог произвел мир из самого себя. “Творит Бог не телесными руками, пишет святой Василий Великий , но творит, не из Себя производя создания, а своею деятельностью приводя их в бытие, подобно тому, как человек, делающий что-нибудь руками, не из себя производит свое дело”. 1052 Равным образом блаж. Августин замечает: “из ничего Бог сотворил все; а из самого Себя Он не сотворил, но родил равного Себе, которого мы именуем Сыном Божиим, и часто Божией силой и Божией премудростью – через нее-то Он и создал все, что создано из ничего”. 1053 И в другом месте: “вселенная сотворена, а не родил ее Бог из самого Себя, чтобы быть ей тем же, чем сам Он есть. Напротив, Он создал ее из ничего, чтобы не была равной ни Тому, кем создана, ни Сыну Его, через которого создана”. 1054 Что же касается до изречения древних, которое так часто повторяли они: “из ничего не бывает ничего,” то изречение это в известном смысле совершенно справедливо: т.е. само собой из ничего никогда не может произойти что-либо. Но мы и не говорим, чтобы вселенная возникла из ничтожества сама собой, а веруем, что бесконечное всемогущество Божие произвело ее из небытия в бытие, и следовательно, указываем силу, которая была в состоянии сделать это, хотя и непостижимым для нас образом. 1055 § 56. Бог сотворил мир не от вечности, а во времени, или вместе со временем. Если мир создан из ничего, значит, он никогда не существовал; значит, он имел начало, и создан не от веч­ности, но во времени, или точнее, вместе со временем. Ибо время есть не что иное, как преемственность вещей, как необходимая форма бытия существ и предметов ограниченных, подлежащих переменам. Потому оно не могло иметь места прежде этих су­ществ, а могло явиться только вместе с ними, – так что начало мира есть вместе начало времени, и когда сотворен первый, тогда же сотворено и последнее. 1056 Православная Церковь дей­ствительно и учит, что Бог есть “Творец не только вещей, но и самого времени и века, в который вещи получали бытие” (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 33), что “предведение и предопределение были в Боге прежде бытия всех вещей” (там же отв. на вопр. 30), и Он “знал все прежде сотворения мира” (там же отв. на вопр. 26). Священное Писание также подтверждает:

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Разделы портала «Азбука веры» Время – одно из условий существования сотворенного Богом мира; течение, длительность, сопровождающая развитие событий. Время есть неотъемлемое условие существования конечных вещей и творится Богом вместе с миром. Бог есть «Творец не только вещей, но и самого времени и века, в который вещи получали бытие» ( Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 33 ). Время как часть творения упразднится в конце мира. митрополит Макарий (Булгаков) Бог сотворил мир не от вечности, а во времени, или вместе со временем. Если мир создан из ничего, значит, он когда-то не существовал; значит, он имел начало, и создан не от вечности, но во времени, или точнее, вместе со временем. Ибо время есть не что иное, как преемственность вещей, как необходимая форма бытия существ и предметов ограниченных, подлежащих переменам. Потому оно не могло иметь места прежде этих существ, а могло явиться только вместе с ними, – так что начало мира есть вместе начало времени, и когда сотворен первый, тогда же сотворено и последнее. Православная Церковь действительно и учит, что Бог есть «Творец не только вещей, но и самого времени и века, в который вещи получали бытие» (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 33), что «предведение и предопределение были в Боге прежде бытия всех вещей» (там же отв. на вопр. 30), и Он «знал все прежде сотворения мира» (там же отв. на вопр. 26). Священное Писание также подтверждает: а) что некогда мир не существовал. Мысль эта выражается в словах Псалмопевца, обращенных к Богу: прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты – Бог ( Пс.89:3 ); в словах самого Бога: и ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира ( Ин.17:5 ), и в словах апостола Павла: Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа…, так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви ( Еф.1:3-4 . См. также Кол.1:17 ; Сир.23:29 ; Притч.8:23 ). б) что мир имел свое начало. В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их ( Мк.10:6 ). Тоже самое можно видеть в текстах: в начале сотворил Бог небо и землю ( Быт.1:1 ); в начале Ты, [Господи,] основал землю, и небеса – дело Твоих рук ( Пс.101:26 ), хотя иногда выражение: в начале имеет в Священном Писании и другой смысл, и именно значит: прежде всего, прежде бытия мира, от вечности ( Ин.1:1 ; Притч.8:23 ).

http://azbyka.ru/vremya

VI. Если хлеб и вино в св. и животворящих Тайнах суть истинное тело и истинная кровь Господа Иисуса: то сим Тайнам надлежит воздавать ту же честь и Боголепное поклонение, какими мы обязаны Самому Господу Иисусу (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 56. 107). Ибо человеческое естество всецело воспринято Им в единство Его Божеской Ипостаси, нераздельно соединено с Его Божеским естеством, и есть собственное человечество Бога Слова, – так что в лице Богочеловека обоим естествам Его и человечеству, и Божеству, подобает единое, нераздельное Божеское поклонение (см. § 86). § 151. Кто может совершать таинство Евхаристии; кто – причащаться сему таинству и в чем должно состоять приготовление к нему? 1. Власть совершать таинство Евхаристии, по учению православной Церкви, принадлежит только епископам, как преемникам Апостолов, а через епископов сообщается и пресвитерам (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 107; Посл. вост. патр. о правосл. вере чл. 17). Ибо – а) только Апостолам и, следовательно, в лице их только преемникам их Христос преподал эту власть, когда, установив святейшее таинство, заповедал им: сие творите в Мое воспоминание ( Лк. 22:19 ; 1Кор. 11:24, 25 ); и б) только епископы и пресвитеры от дней самих Апостолов постоянно пользовались этой властью в Церкви. Свидетели тому не только частные учителя, но и целые Соборы: никейский 1 (Прав. 18), анкирский (прав. 1), неокесарийский (прав. 9), гангрский (прав. 4) и лаодикийский (прав. 58). 2. Приступать к трапезе Господней и причащаться телу и крови Христовой могут все православные христиане, и только они одни, как лица, которые вступили уже через дверь крещения в Церковь , соделались и остаются ее чадами, и след. наследниками всех благ, предлагаемых Господом в Церкви. Един хлеб, едино тело есмы мнози, – писал св. Апостол Павел коринфским христианам, – вси бо от единаго хлеба причащаемся ( 1Кор. 10:17 ; снес. 11:20, 33 ). А потому никогда не допускались и не допускаются к таинству Евхаристии – а) все те лица, которые еще не вступили через дверь крещения в Церковь , не соделались ее чадами, именно: язычники, иудеи, магометане и оглашенные; б) лица, которые хотя вступили в Церковь через крещение, но отпали от нее через отречение от веры, через ересь и раскол, или за какие-либо другие тяжкие грехи подверглись церковному запрещению. Кроме многочисленных правил соборных и отеческих, доказательством этой мысли служит сам состав Литургии, во время которой совершается таинство Евхаристии. Известно, что все древние литургии, после проскомидии, состоят из двух частей: из литургии оглашенных, на которой позволялось присутствовать для слушания церковных чтений и поучений не только оглашенным и кающимся, находившимся под запрещением или епитимией, но и раскольникам, и еретикам, и даже неверным; и из литургии верных, на которой могли присутствовать только одни православные христиане, и на которой собственно и совершается, и преподается таинство Евхаристии.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

3) Отвергали мысль, будто Бог произвел мир из самого себя. «Творит Бог не телесными руками, пишет святой Василий Великий, но творит, не из Себя производя создания, а своею деятельностью приводя их в бытие, подобно тому, как человек, делающий что-нибудь руками, не из себя производит свое дело.» Равным образом блаж. Августин замечает: «из ничего Бог сотворил все; а из самого Себя Он не сотворил, но родил равного Себе, которого мы именуем Сыном Божиим, и часто Божией силой и Божией премудростью — через нее-то Он и создал все, что создано из ничего.» И в другом месте: «вселенная сотворена, а не родил ее Бог из самого Себя, чтобы быть ей тем же, чем сам Он есть. Напротив, Он создал ее из ничего, чтобы не была равной ни Тому, кем создана, ни Сыну Его, через которого создана.» Что же касается до изречения древних, которое так часто повторяли они: «из ничего не бывает ничего,» то изречение это в известном смысле совершенно справедливо: т.е. само собой из ничего никогда не может произойти что либо. Но мы и не говорим, чтобы вселенная возникла из ничтожества сама собой, а веруем, что бесконечное всемогущество Божие произвело ее из небытия в бытие, и следовательно, указываем силу, которая была в состоянии сделать это, хотя и непостижимым для нас образом. § 56. Бог сотворил мир не от вечности, а во времени, или вместе со временем Если мир создан из ничего, значит, он некогда не существовал; значит, он имел начало, и создан не от вечности, но во времени, или точнее, вместе со временем. Ибо время есть не что иное, как преемственность вещей, как необходимая форма бытия существ и предметов ограниченных, подлежащих переменам. Потому оно не могло иметь места прежде этих существ, а могло явиться только вместе с ними, — так что начало мира есть вместе начало времени, и когда сотворен первый, тогда же сотворено и последнее. Православная Церковь действительно и учит, что Бог есть «Творец не только вещей, но и самого времени и века, в который вещи получали бытие» (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 33), что «предведение и предопределение были в Боге прежде бытия всех вещей» (там же отв. на вопр. 30), и Он «знал все прежде сотворения мира» (там же отв. на вопр. 26). Священное Писание также подтверждает:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

32 Ср. “Под именем же псов Он здесь разумел тех, которые живут в неисцельном нечестии, без всякой надежды исправления, а под именем свиней – всегда живущих невоздержанно; все таковые, по слову Его, недостойны слушать высокое учение”. – Иже во святых отца нашего Иоанна Архиепископа Константина града Златоустого Избранные творения. Толкование на святого Матфея Евангелиста. Кн. 1. М., 1993. С. 263. 33 Святитель Афанасий замечает: “Ангелов тысячи тысящ и тьмы тем. Много светил; много Престолов, Господств, Небес, Херувимов, Серафимов, Архангелов”. – Святитель Афанасий Великий . Творения в четырех томах. Т. III. М., 1994. С. 41. Таким образом, представление о четкой небесной иерархии у святителя отсутствует, тогда как у автора “Слова”, судя по данному выражению (nt trtwtgmatitongglwn), существуют, по крайней мере, зародыши подобного рода представления. «Православная Церковь говорит, что “Ангелы разделяются на девять ликов, а сии девять на три чина. В первом чине находятся те, кои ближе к Богу, как то: престолы, херувимы, серафимы. Во втором чине: власти, господства и силы. В третьем: ангелы, архангелы, начала” (Прав. Испов. Ч. I. Отв. На вопр. 20)». – Митрополит Московский и Коломенский Макарий. Православно-догматическое богословие. Т. I. М., 1999. С. 398. Преподобный Феодор Студит дает разъяснения по поводу этой небесной иерархии. См.: Творения преподобного отца нашего и исповедника Феодора Студита в русском переводе. Т. II. СПб., 1908. С. 122–123. 34 Мысль об отсутствии различия между полами в будущей жизни характерна для многих отцов Церкви, например, преподобный Макарий говорит: “В воскресение же тел прославятся и тела сии Не будут взирать друг на друга лукавым оком, потому что отъято лукавство; несть там ни мужеский пол, ни женский, ни раб, ни свободь ( Гал 3:28 ); потому что все прелагаются в Божественное естество, соделавшись благими, богами и чадами Божиими. Там непостыдно брат сестре изречет тогда мир; потому что все едино о Христе, и все упокоеваются в одном свете”. – Преподобного отца нашего Макария Египетского Духовные Беседы, Послание и Слова. М., 1880. С. 327. Также “святитель Григорий Нисский решительно отвергает значение различия полов у воскресших людей. Через утрату полового различия человечество после всеобщего воскресения достигнет той совершеннейшей формы своего телесного состояния, в какой оно мыслилось и было создано Богом изначально”. – Митрополит Макарий (Оксиюк). Эсхатология св. Григория Нисского . М., 1999. С. 463. Автор “Слова” высказывает по сути дела ту же самую мысль, но в несколько иной форме: женский пол преобразится в Царстве будущего века в мужской пол (ndronmxinlambnousin).

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

II. В подтверждение же той мысли, что, вслед за кончиной царства благодати, откроется новое царствие Божие, царство славы, в котором Господь, купно со Отцом и Св. Духом, будет царствовать вечно, служат: 1. С одной стороны – а) слова Спасителя: тогда (т.е. непосредственно после всеобщего суда и след. кончины царства благодати) праведницы просветятся, яко солнце, в царствии Отца их ( Мф. 13:43 ); б) свидетельство св. Апостола Павла, что, по воскресении мертвых, плоть и кровь царствия Божия наслидити не могут ( 1Кор. 15:50 ), неправедницы царствия Божия не наследят ( 1Кор. 6:9 ). 2. С другой – слова: а) Ангела-благовестника Пресв. Деве о Христе Спасителе: царствию Его не будет конца ( Лк. 1:33 ); б) Апостола Петра: обильно приподастся вам вход в вечное царство Господа нашего и Спаса Иисуса Христа ( 2Пет. 1:11 ); в) Апостола Павла: верно слово: аще бо с Ним умрохом, то с Ним и оживем: аще терпим, с Ним и воцаримся ( 2Тим. 2:11, 12 ); г) наконец, Самого Спасителя в Апокалипсисе Иоанна Богослова: побеждающему дам сести со Мною на престоле Моем, якоже и Аз победих, и седох со Отцем Моим на престоле Его ( 3:21 ). II. О мздовоздаянии после всеобщего суда § 190. Связь с предыдущим и свойства этого мздовоздаяния В заключение всеобщего суда праведный Судья произнесет Свой окончательный приговор и праведникам и грешникам, – скажет первым: приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира ( Мф. 25:34 ); скажет последним: идите от Мене проклятии во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его (- 41 ). И тотчас идут сии в муку вечную: праведницы же в живот вечный (- 46 ). Это мздовоздаяние после всеобщего суда будет полное, совершенное, решительное. Полное: т.е. не для одной только души человека, как после частного суда, а для души вместе и для тела, – для полного человека. Совершенное: потому что будет состоять не в предначатии только блаженства для праведников и мучения для грешников, как после частного суда, а во всецелом блаженстве и мучении, соответственно заслугам каждого. Решительное: потому что для всех пребудет неизменным во веки, и ни для кого из грешников не останется никакой возможности освободиться когда-либо из ада, как остается она для некоторых после частного суда (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 60, 68). § 191. Мздовоздаяние грешникам: а) в чем будут состоять их муки?

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

С. Милл. 35 Таков дуализм в религии Зороастра (Ормузд и Ариман), в учениях гностиков (сирийских) и особенно в манихействе, в новейшее время – у Бэля (1705 г.). 36 Это общая всем пантеистическим учениям мысль, хотя иначе раскрывается в системах т. н. эманации (ex manare) или эволюции – в браминстве, у неоплатоников, гностиков, Плотина, Шеллинга, и Гегеля, иначе в системах имманенции (in manere) – у элеатов и Спинозы. 37 Такими противоречиями пантеистической космологи объясняется и то, почему пантеизм обычно разрешался и разрешается или т. н. панкосмизмом (все есть Бог) – переходною ступенью к материализму, ила акосмизмом (Бог есть все), принимающим внешний мер за нечто призрачное, как в браминстве и в учениях крайнего идеализма. 38 ) В древности в материалистическом смысле разрешали вопрос о происхождении мира первые греческие философы ионической школы – (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Диоген, Гераклит, Эмпедокл с их учением о четырех основных стихиях мира), особенно же Левкипп и Демокрит (V в. до Р. X.), основатели атомизма, воззрения которых разделял и Эпикур (III в.). В XVIII в. проповедовали материализм французские энциклопедисты: Дидро д " Алямбер, Ляметри, Гольбах и др. – В новейшее время защитниками материализма явились особенно Фейербах, Фохт, Малешотт, Бюхнер и др.; широко проник материализм и в область естественных наук – астрономию, геологию, биологию в зоологию, область истории, социологию и антропологию и др. 39 Это общее и основное положение материализма о происхождении мира вообще, хотя проводилось и излагалось не всегда одинаково в разный времена. Оно лежит в основе всех частных теорий, предлагавшихся и предлагаемых материализмом для объяснения происхождения разных видов конечного бытия, напр. для объяснения образования небесных тел, и в частности нашей планеты, жизни растительной и животной, человека. 41 Прав. Испов. 1 ч. отв. на вопр. 33. Ср. Бл. Августина, О граде Божием, XI кн. 6 гл. Исповедь, XI кн. 13–15 гл. Домаскина, Точное излож. прав. веры, II кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

281 “Божество все проникает, ни с чем не смешиваясь, а Его не проникает ничто ( Иоанн Дамаскин . Точн. Излож. прав. веры, кн. 1, гл. 14; срав. гл. 33), – “есть сила, которая проникает всякую сущность, сама оставаясь чистой” (там же гл. 8); Ambros. de fide lib. 1,cap. 4 et 8; Cyrill. thesaur. lib. VÏ μνει γρ ( οσα το Θεο) φ αυτς καθαρ τε, κα τς πρς τερον κοινωνας σμπλοκος φυσικς. Как Бог, веэде сущий, остается чистым, хотя в мире много греховного и нечистого, – это объясняли сравнением всеисполняющей силы Божией с лучами солнца, которые хотя пробегают и освещают и многие нечистые пространства, но сами остаются чистыми (Gregor. Nyss. Orat. advers. Ar. et Sabell. in Mai Collect. VIII, 11,p. 9; Augustin. de civit. Dei lib. VII, c. 3 et Epist. 57). 284 “Веруй твердо и несомненно, что Бог есть... вечен – “ ιδιος” (Прав. Испов. ч. I, отв. на вопр. 17). “Существенные свойства Божии суть: быть... вечным, безначальньгм, бесконечным – τ ναι διον, ναρχον, τελετητον” (там же отв. на вопр. 13). “Един еси превечный, яко Творец веков” (Мин. за Сентябрь лист 11 на обор. М. 1837). 286 Dionys. Areopag. de divin. nomin. cap. 5; Tertull. contra Marcion. lib. 1, c. 8; (Gregor. Nyss. contra Eunom. lib. 1, pag. 98; Isidor. Pelus. lib. III, epist. 149; Augustin. Confess. lib. IX, c. 10: Fuisse et futurum esse non est in vita divina, sed esse solum, quoniam aeternum est. Nam fuisse et futurum esse non est aeternum (Conf. Confess. lib. XI, c. 16); Gregor. Magn. Moral. lib. XVI, cap, 20 et lib. XX, cap. 23. 287 Plato – in Timaeo; Proclus in Comment. 11 ad Timaeum; Plotinus. – Enn. III, lib. 7, cap. 1 2. 4; Numenius – apud Euseb. Praeparat. Evangel, lib. XI, cap. 10; Plutarchus – ibidem cap. 11. 288 “Веруй твердо и несомненно, что Бог есть... неизменяем по существу – μετβλητος ς τν φσιν” (Правосл. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 17). “Имеем Бога..., который всегда подобен Себе и есть тот же – μοιον κα τοτν πντοτε μν τν αοτν” (там же отв. на вопр. 8). “Седяй на престоле славы, и призираяй бездны, безначальне, невидиме, непостижиме, неизменне” (Служебн. л. 128 на обор. М. 1817). “Предопределение Божие.... пребывает неизменным” (Простр. Хр. Катих. о чл. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010