Наконец, после крещения мы соделываемся членами тела Христова и облекаемся в Господа нашего; ибо Апостол говорит: все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись ( Гал.3:27 ). – Испов., I, отв. на вопр. 103. (Миропомазание) получило начало свое с того времени, как Дух Святой сошел на Апостолов ( Деян.2 ), запечатлев их Божественною Своею благодатию, дабы они постоянно и неослабно проповедовали веру Христову. В таковой помощи имеют нужду и крещаемые. И как тогда Дух Святой сошел на Апостолов в виде огня и излил на них дары Свои; так и ныне, когда священник помазывает святым миром крещаемого, изливаются на него свыше дары Св. Духа, что видно из слов, которые должен говорить священник при совершении сего таинства: печать дара Духа Святаго. Аминь. Он как бы так говорит: чрез помазание сим святым миром на тебе запечатлеваются и утверждаются дары Св. Духа, которые ты получаешь в укрепление христианской веры твоей. Сие согласно и со словами Апостола: утверждающий нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог , Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши ( 2Кор.1:21–22 ). Испов., I, отв. на вопр. 104. От сего таинства происходят таковые плоды: во 1-х, как чрез крещение мы возрождаемся, так чрез помазание св. миром делаемся причастниками Св. Духа, утверждаемся в вере Господней и возрастаем в Божественной благодати, по словам Апостола: Он спас нас... по Своей милости банею возрождения и обновления Св. Духом, Которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа Спасителя нашего ( Тит.3:5, 6 ). Во 2-х, силою Св. Духа мы столько делаемся твердыми и крепкими, что духовный враг не может нанести никакого вреда душе нашей... Испов. I, отв. на вопр. 105. ...Крещаемые должны быть памазуемы небесным помазанием и быть причастниками царствия Божия. Лаод. Соб. прав. 48. Также если кто скажет, что благодатию Божиею, яже о Христе Иисусе, Господе нашем, подается нам только помощь к тому, чтобы не грешить так как ею открывается нам познание грехов, чтобы мы знали, чего следует домогаться и от чего уклоняться, но что ею не даруется нам силы и любви к совершению того, что сделать мы сознаем нужным; таковый да будет анафема; потому что когда Апостол говорит: знание надмевает, а любовь назидает ( 1Кор.8:1 ), то весьма нечестиво было бы верить, что благодать Божия даруется нам к надмеванию нашему, а не к созиданию; тогда как и то и другое есть дар Божий – и знание, что следует творить, и любовь к добру, которое следует творить, так чтобы, при созидающей любви, не мог надмеваться разум.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

(Работать в праздничные дни запрещается для того), чтобы беспрепятственно употреблять их на святые и богоугодные дела. Катих. 105. Во весь оный (воскресный) день мы должны оставить свои дела и труды, дабы, имея свободу во все продолжение дня, за оказанные нам Богом благодеяния упражняться в молитвах и священных занятиях; также и слуги и рабы всякого рода не должны в сей день заниматься работою, но должны делать богоугодные дела и молитвами прославлять Бога. По силе сей заповеди (4-й десятословия) мы обязываемся сохранять и все другие дни, которые повелела Церковь святить… Испов., III, отв. на вопр. 60. (В праздничные дни прилично именно) 1) приходить в церковь для общественного богослужения и поучения в слове Божием; 2) также и дома заниматься молитвою и чтением или разговорами душеспасительными; 3) посвящать Богу часть из своего имения, и употреблять то на нужды Церкви и служащих ей и на благотворение неимущим, посещать больных и заключенных в темницах и другие делать дела любви христианской. Катих. стр. 105. См. также (ниже, о зрелищах) Карф. соб. прав. 72 и VI Всел. соб. прав. 66. Что должно думать о тех, которые в праздники позволяют себе нескромные игры и зрелища, светские песни, невоздержность в пище и питии? Такие люди весьма оскорбляют святость праздников. Ибо если невинные и для временной жизни полезные работы не приличны дням святым, то кольми паче бесполезные, плотские и порочные. Катих. стр. 106. . б) Постов. Пост – тот именно, который принадлежит к числу христианских добродетелей, есть воздержание от всех или по причине какой-либо немощи от некоторых яств, равно и от пития; также от всех мирских предметов и от всех худых пожеланий с той целью, чтобы христианин удобнее мог совершать молитву свою и умилостивлять Бога, также чтобы мог умертвить плотские вожделения и получать благодать Божию. О таком посте Свящ. Писание говорит так: во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах ( 2Кор.6:4–5 ). И в другом месте: вострубите трубою на Сионе назначьте пост и объявите торжественное собрание. Соберите народ; и ниже: пощади, Господи, народ Твой, не предай наследия Твоего на поругание ( Иоил.2:15, 16–17 ). Таковый пост, когда совершается надлежащим образом, много способствует к умилостивлению Бога за грехи наши, чему примером служит Ниневия... Испов., III, отв. на вопр. 7.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Испов. ч. 1, отв. на вопр. 105). Так было издревле. 1. Издревле право освящать миро для таинства принадлежало одним епископам. Это видно из правил собора Карфагенского (318 г.), где читаем: «совершения мира да не творит пресвитер» (Пр. 6). 2. Равным образом издревле власть совершать самое таинство миропомазания была усвояема и епископам, как преемникам Апостолов, которые непосредственно совершали это таинство ( Деян. 8:14–17; 19:6 ), и пресвитерам, как приемлющим ее, через рукоположение от епископа, вместе с властью вообще совершать все таинства, кроме одного священства. Например: в Постановлениях Апостольских говорится: «о крещении, епископ или пресвитер, мы уже прежде сказали и теперь скажем, – сперва ты помажешь святым елеем, потом крестишь водою, наконец запечатлеешь миром» (кн. VII. гл. 22).… Кроме того известно, что во всех обществах христианских – неправославных, издревле существующих на востоке, миропомазание преподается и епископами и пресвитерами. II. Православная Церковь совершает таинство миропомазания над всеми вообще крестившимися во имя Пресв. Троицы, и притом непосредственно после их крещения (Прав. Испов. ч.1, отв. на вопр. 105). И это совершенно согласно с примером св. Апостолов. Так, св. Павел, крестив некоторых в Ефесе, тотчас же преподал им Св. Духа через таинственное возложение на них рук ( Деян. 19:5, 6 ), и в послании к Ефесеям заповедует им не оскорблять Св. Духа, Которым они знаменались в день избавления, т.е. в самый день крещения ( Еф . 4:30 ). Равно и другие Апостолы, как только услышали, что св. диакон Филипп крестил Самарян, которым по сану своему не мог преподать Св. Духа через возложение рук, немедленно послали в Самарию Петра и Иоанна для совершения над крестившимися этого таинства ( Деян. 8:14–17 ). III. О таинстве Евхаристии или причащении § 146. Связь с предыдущим, понятие о таинстве Евхаристии и его превосходство I. Через таинство крещения мы вступаем в благодатное царство Христово чистыми, оправданными, возрожденными для жизни духовной.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Отцы не говорят: мы определяем или повелеваем произносить при миропомазании слова: печать дара Духа Святаго, а только приводят их, как общеизвестные и давно уже употреблявшиеся при совершении этого таинства, по чиноположению и обычаю. § 144. Невидимые действия таинства миропомазания и его неповторимость I. Главное невидимое действие таинства миропомазания состоит в том, что оно сообщает верующим Св. Духа. В крещении мы только очищаемся от грехов и возрождаемся силою Св. Духа: через миропомазание преподается нам Дух Святый со всеми Его благодатными дарами, необходимыми для жизни духовной (Прав. Испов, ч. 1, отв. на вопр. 105). Это совершенно ясно из повествования св. Луки: слышавше, иже во Иерусалиме Апостолы, яко прият Самария слово Божие, послаша к ним Петра и Иоанна. Иже сошедше помолишася о них, яко да приимут Духа Святаго. Еще бо ни на единаго их бе пришел, точию крещени бяху во имя Господа Иисуса. Тогда возложиша руце на ня, и прияша Духа Святаго ( Деян. 8:14–17 ; снес. 19:6 ). Но так как даров Св. Духа, в каких Он сообщается верующим через таинство миропомазания, по исчислению пророка Исаии, семь: Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия и, наконец, Дух страха Божия ( Ис. 11:2, 3 ), из которых три преимущественно относятся к просвещению разума, а четыре – к наставлению и утверждению воли в добре (Прав. Испов. ч. 1. отв. на вопр. 73–80): то, в частности, говорится, что таинство миропомазания – Примеч. Что же касается до священнодействия, когда православная Церковь помазует св. миром благочестивейших Государей при венчании их на царство, соответственно тому, как помазываемы были цари елеем святым в Церкви ветхозаветной, по повелению Самого Бога ( Пс. 88 : 21; 1Цар. 10 : 1; 15 : 1; 16 : 13 ), – от чего и назывались христами Его или помазанниками ( 1Цар. 12 : 3, 5; 24 : 7 и др.): то это не есть повторение миропомазания в смысле таинства, через которое сообщаются всем верующим благодатные силы, необходимые, собственно, в жизни духовной.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

244. Епископ в своей частной Церкви или епархии есть местоблюститель Христов („Правосл. исповедание” чл. 1, отв. на вопр. 85), и след. главный начальник как над всею подведомственною ему иерархиею, так и над паствою (Посл. Восточ. патриарх. о Прав. вере чл. 10). В частности: 1) „Епископ есть главный учитель в своей Церкви и для простых верующих и для самых пастырей. Это показывают послания св. Апостола Павла к Тимофею епископу, которому Апостол с особенною силою заповедовал: внимай себе и учению ( 1Тимоф. 4:16 ; сл. 6:12); проповедуй слово, настой благовременне и безвременне, обличи, запрети, умоли со всяким долготерпением и учением ( 2Тим. 4:2–5 ); заповедовал вместе, чтобы он приготовлял и научал вере и будущих учителей ( 2Тим. 2:2 ); чтобы он наблюдал за пресвитерами, как проходят они свое учительское служение и с ревностью подвизающихся в слове сподоблял сугубой чести ( 1Тим. 5:17 ). – Пресвитеры, получая от епископа всю свою власть чрез таинственное рукоположение, от епископа же приемлют и власть учительства по отношению к своим пасомым, которую и обязываются употреблять со всем тщанием и усердием ( 1Тим. 5:17 ; Прав. св. Апост. 58). Впрочем, и после сего, как показывают те же слова св. Апостола ( 1Тим. 5:17 ) и 39-е правило Апостольское, пресвитеры, как во всем, так и в преподавании учения постоянно подлежат надзору и суду своего архипастыря. 2) „Епископ есть первый священнодействователь и совершитель св. таинств в своей частной Церкви. Некоторые священнодействия, как в древности, так и ныне исключительно предоставлены ему. Так он один имеет право рукополагать во священника и в прочие чины церковные на основании слова Божия ( Тит. 1:5 ; 1Тим. 5:22 ), правил св. Апостолов (Прав. 2) и св. Соборов (Антиох. 9). Он один только имеет право освящать миро и жертвенник, или антиминс, чтó также видно из правил соборных (Карф. прав. 6) и вообще учения Прав. церкви („Прав. испов.” ч. 1. отв. на вопр. 105). Священник имеет власть совершать таинства и вообще священнодействия, кроме исключительно принадлежащих епископу ( Иак. 5:14 ; снес.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

1. Епископ есть главный учитель в своей Церкви и для простых верующих и для самых пастырей. Это показывают послания св. Апостола Павла к Тимофею епископу, которому Апостол с особенною силою заповедовал: внимай себе и учению ( 1Тим. 4:16 ; сн. 6:12 ); проповедуй слово, настой благовременне и безвременне, обличи, запрети, умоли, со всяким долготерпением и учением ( 2Тим. 4:2–5 ); заповедовал вместе, чтобы он приготовлял и научал вере и будущих учителей ( 2Тим. 2:2 ); чтобы он наблюдал за пресвитерами, как проходят они свое учительское служение, и с ревностью подвизающихся в слове сподоблял сугубой чести ( 1Тим. 5:17 ). – Пресвитеры, получая от епископа всю свою власть, через таинственное рукоположение, от епископа же приемлют и власть учительства по отношению к своим пасомым, которую и обязываются употреблять со всем тщанием и усердием ( 1Тим. 5:17 ; Прав. св. Апост. 58). Впрочем, и после сего, как показывают те же слова св. Апостола ( 1Тим. 5:17 ) и 39-е правило апостольское, пресвитеры, как во всём, так и в преподавании учения, постоянно подлежат надзору и суду своего архипастыря. – И диаконы могут, по воле епископа, быть допускаемы к проповеданию, как и допускались в первенствующей Церкви, по примеру св. перводиаконов Стефана ( Деян. 6:8 ), и Филиппа ( Деян. 8:35 ), особенно для поучения оглашенных. Впрочем, эта обязанность, как тогда не считалась существенною и постоянною обязанностью диаконов, так и ныне не считается. 2. Епископ есть первый священнодействователь и совершитель св. таинств в своей частной церкви. Некоторые священнодействия, как в древности, так и ныне исключительно предоставлены ему. Так, он один имеет право – рукополагать во священника и в прочие чины церковные, на основании слова Божия ( Тит. 1:5 ; 1Тим. 5:22 ), правил св. Апостолов (Прав. 2) и св. Соборов (Антох. 9). Он один только имеет право освящать миро и жертвенник или антиминс, что также видно из правил соборных (Карф. прав. 6), и вообще учения Православной Церкви (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 105). – Священник имеет власть совершать таинства и вообще священнодействия, кроме исключительно принадлежащих епископу ( Иак. 5:14 ; снес. апост. правил. 31, 47, 49; соб. никейск. 18); но получает эту власть от своего архипастыря при своем рукоположении. Затем и в прохождении этой своей обязанности подлежат непрестанному надзору, власти и суду своего архипастыря (апост. прав. 39 и др.). В частности, при самом совершении некоторых таинств, вполне зависит от него; не может, например, совершать таинства миропомазания без св. мира, которое освящается только архиереем; не может тайнодействовать евхаристию без жертвенника или антиминса, который также освящается только епископом. – Диакону не дано права совершать св. таинства и вообще священнодействия. След. и здесь служение его, по выражению Дионисия Ареопагита , есть только вспомогательное, а не совершительное самым делом. Диаконы суть только способники и сослужители пресвитерам и епископам.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

I. По учению православной Церкви, власть совершать таинство Миропомазания принадлежит не только епископам, но и пресвитерам, с тем только различием, что первые имеют право освящать самое миро для таинства, а последние могут миропомазывать только миром, освященным от епископа (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 105) 1082 . Так было издревле. 1) Издревле право освящать миро для таинства принадлежало одним епископам. Это видно из правил Собора карфагенского (318 г,), где читаем: «совершения мира да не творит пресвитер» (прав. 6), и из правил других последующих Соборов и учителей Церкви 1083 . 2) Равным образом издревле власть совершать самое таинство Миропомазания была усвояема и епископам, как преемникам Апостолов, которые непосредственно совершали это таинство ( Деян. 8, 14–17; 18, 6 ), и пресвитерам, как приемлющим ее, чрез рукоположение от епископа, вместе с властию вообще совершать все таинства, кроме одного священства. Например, в Постановлениях апостольских говорится: «о крещении, епископ или пресвитер, мы уже прежде сказали и теперь скажем…, – сперва ты помажешь святым елеем, потом крестишь водою, наконец запечатлеешь миром» 1084 . Св. Амвросий неоднократно свидетельствует что помазание миром совершается священником, и по молитве священника изливается Дух Святый 1085 . А св. Иоанн Златоуст и блаж. Иероним единогласно выражаются, что епископ (по отношению к священнодействиям) ничем другим не отличается от пресвитера, как только одною хиротониею, т. е. властию совершать таинство священства 1086 . Кроме того известно, что во всех обществах христианских-неправославных издревле существующих на востоке, Миропомазание преподается и епископами и пресвитерами 1087 . Несправедливо потому учение римской Церкви, будто право совершать таинство Миропомазания принадлежит одним епископам, и не принадлежит пресвитерам 1088 . В подтверждение этого учения ссылаются 1089 : а) На тот случай, упоминаемый в Писании, что хотя св. Филипп крестил Самарян, однакож для преподания им Св. Духа чрез возложение рук приходили нарочито сами св. апостолы Петр и Иоанн ( Деян. 8. 14–16 ). Но надобно помнить, что св. Филипп был не пресвитер, а диакон, и след., если он не совершал таинственного рукоположения на крестившихся, это не значит, будто не совершали того и не имели права совершать и пресвитеры 1090 ; равным образом и из того, что Апостолы раз и два, как упоминается в Писании ( Деян. 8, 14–16; 19. 4. 7 ), совершали сами непосредственно таинство Миропомазания, не следует, будто они только одни совершали его и всегда, будто не совершали и не могли совершать его тогда же в других местах как епископы, так и пресвитеры.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

д) Сама римская Церковь , усвояя власть конфирмации одним епископам, не раз однакож находила нужным разрешать совершение этого таинства и простым священникам 1096 . И ныне все разногласие состоит в том, что православная Церковь предоставляет право совершать Миропомазание, как и другие таинства, кроме священства, всем вообще пресвитерам раз навсегда при самом рукоположении их в священный сан 1097 ; а римская разрешает миропомазывать только некоторым пресвитерам, и то не при рукоположении их, но уже впоследствии времени, по требованию обстоятельств, и называет епископов постоянными совершителями (ministri ordinarii) этого таинства, а пресвитеров – чрезвычайными (extraordinarii) 1098 . е) Самые римские богословы несогласны между собою в том, по праву ли Божественному, или только по праву церковному, принадлежит одним епископам власть совершать Миропомазание, и лучшие из этих богословов следуют последнему мнению 1099 . А таким образом сами же показывают непрочность установления своей Церкви, усвоившей означенную власть одним епископам. II. Православная Церковь совершает таинство Миропомазания над всеми вообще крестившимися во имя Пресв. Троицы, и притом непосредственно после их Крещения (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 105). И это совершенно согласно: 1) С примером св. Апостолов. Так, св. Павел, крестив некоторых во Ефесе, тотчас же преподал им Св. Духа чрез таинственное возложение на них рук ( Деян. 19, 5. 6 ), и в послании к Ефесеям заповедует им не оскорблять Св. Духа, которым они знаменались в день избавления, т. е. в самый день Крещения ( Еф. 4, 30 ). Равно и другие Апостолы, как только услышали, что св. диакон Филипп крестил Самарян, которым по сану своему не мог преподать Св. Духа чрез возложение рук, немедленно послали в Самарию Петра и Иоанна для совершения над крестившимися этого таинства ( Деян. 8, 14–17 ). 2) С примером всей древней Церкви. Об этом свидетельствуют: а) Тертуллиан: «вышед из купели, мы помазываемся благословенным помазанием…» 1100 ; б) Собор лаодикийский: «подобает просвещаемым по крещении быть помазанным помазанием небесным, и причастниками быти царствия Божия» (прав. 48); в) св. Кирилл иерусалимский : «вам, когда вы вышли из купели священных вод, преподано помазание, сообразное тому, которым Христос помазался» 1101 , и многие другие учители Церкви 1102 . Сами римские писатели сознаются, что, в продолжение двенадцати веков, Миропомазание преподаваемо было крестившимся непосредственно после Крещения даже в римской Церкви, – не только на всем востоке 1103 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Святой Кирилл Иерусалимский : «Ты видел Его (Духа Святого) силу, действующую во всем мире; не останавливайся на земле, но возносись на высоту; вознесись умом на первое небо, и посмотри там на многие мириады ангелов. Вознесись мыслями, если можешь, и выше. Посмотри на архангелов, посмотри на сих духов, посмотри на силы, посмотри на начала, посмотри на власти, посмотри на престолы, посмотри на господствия. Утешитель для всех их — Правитель от Бога и учитель и Освятитель.» «Он имеет жизнь, самобытие; говорить, действует, и всех разумных существ, от Бога чрез Христа сотворенных, т.е. ангелов и человеков, есть Освятитель.» Амвросий : «Как освящая Апостолов, Дух Святой не сделался причастником человеческого вещества, так и освящая ангелов, начальства и власти, не приобщается твари. А кто подумал бы, что ангелы имеют святость не от Святого Духа, но какую-то другую благодать по свойству своей природы, тот по истине признал бы ангелов низшими людей. Ибо если нельзя, как всяк согласится, сравнивать ангелов с Духом Святым и отвергнуть того, что Дух Святой изливается в сердца людей, и что освящение от Духа есть дар Божий, то, конечно, найдутся люди, имеющие наибольшее освящение, которых надобно будет поставить выше ангелов. Но так как ангелы посылаются на помощь людям (Евр. 1:14): то должно разуметь, что природа ангелов выше человеческой, и более приемлет в себя духовной благодати.» Святой Иоанн Дамаскин : «Ангелы не удобопреклонны ко злу, но не совсем непреклонны А ныне и вовсе непреклонны, но не по естеству своему, а по благодати и по всегдашней близости к единому благу.» § 105. Бог управляет ангелами добрыми в служение их Богу Когда говорится, что Бог управляет ангелами, как и вообще своими тварями: этим выражается, что он направляет их к цели их бытия, или употребляет сообразно с их назначением. Но «ангелы, по учению православной Церкви, приведены от Бога из небытия в бытие для того, чтобы они прославляли Его, и служили Ему, и кроме того служили в сем мире людям, путеводя их в царствие Божие» (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 19). Значит, управление Вседержителя ангелами состоит в том, что Он, соответственно с их назначением, употребляет их:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

миропомазания и наконец достижения в мужа совершенна. Самое помазание совершается крестообразно на челе, очах, ноздрях, устах, ушах, персях, руках и ногах, с произношением при помазании каждой из показанных частей тела слов: «печать дара Духа Святого.» Помазание сих частей тела, по их отношению к действиям души, в духовном смысле может означать действие Св. Духа на три главные силы души человеческой и на внешние поступки человеческие. Чело обыкновенно представляется седалищем мысли, перси – хранилищем желаний, а прочие чувственные органы – проводниками ко внутреннему чувству и орудиями деятельности душевной: посему помазание чела может означать очищение мыслей, помазание персей освящение желаний, помазание прочих частей тела – освящение чувств и всего поведения Христианина. Точно таким же образом совершается миропомазание и над обращающимися к Православной Церкви. Здесь только миропомазанию предшествует отречение обращающегося к православию от прежних его заблуждений, и исповедание православный веры, согласно определениям второго 110 и шестого 111 Вселенских Соборов. Подробное изложение отрицания можно читать в Требнике, где представлены со всеми видами чины присоединения обращающихся к Православной Церкви, составленные (в 843–847 годах) Св. Мефодием, Патриархом Константинопольским, ревностным защитником иконопочитания 112 . Таким образом таинство миропомазания в Церкви Православной совершалось и совершается не одними Епископами, но по их благословению и Пресвитерами, чрез по мазание миром, освященными от Епископов, преподается только принявшим Св. крещение, и притом непосредственно в след за крещением, и совершается по древнему чину. 1 Прав. Испов. Отв. на вопр. 104. 105. Катихизис Преосв. Митроп. Филарета о миропомазании. 2 Concil Trident. Sess. 7. can. 3. Si quis dixerit, sanctae confirmation is ordinarium Ministrum non esse solum Episcopum, sed quemvis simplicem Presbyterum, anathema sit. V. id. can. 1. item sess. 23. can. 7. Catech. Rom. 2, 3. 2 . Confirmationem ab ecclesia sacramentum ideirco vocari docendum esm, quoniam, qui baptizatus est, cum ab Episcopo s. chrismate ungitur, – novae virtutis robore firmior esse incipit. 13 Корнелий о Новате: «не получивший сего (помазания) каким образом он мог получить Духа Святого?» apud. Euseb. Η.Е. 6. 43. Кирилл Александрийский , объясняя слова Исаии (25, 6): помажутся миром на горе сей, говорит: «миро означает для нас помазание Духа Святаго... ибо помазуемся миром во время Св. крещения, совершая знамение того, что получаем помазание Духа Святаго!» Lib. III. Тот. 1. р. 353. 14 Кирилл Александрийский , после того, как сказал о таинственном действии крещения, продолжает: «для оправдываемых во Христе чрез Св. крещение присовокупляется еще и действие мира, доводящее их до совершенства (συνυ λξσα προς τελωσιν). На Иоиля 2, 23. Пост. Апост. 3, 7.·Лев epist ad Nicet. cap. 7.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ras...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010