Но ведь заповеди Ветхого Завета кончились? Те заповеди, которые касались обрядов и таинств и прообразовали дела Христовы, все кончились. Как тень проходит при появлении истины, так равным образом и они прешли, и христиане не обязываются исполнять оных. Но те заповеди, которые предписывают сохранять любовь к Богу и ближнему, не только обязаны соблюдать христиане, но гораздо с большею точностью и с большею полнотою, нежели как соблюдали оные ветхозаветные израильтяне. Поскольку мы гораздо большие получили благодеяния от Бога и с несравненным преимуществом пред ними прияли благодать Св.Духа чрез Господа нашего Иисуса Христа, посему и добродетели наши должны превосходить дела иудеев, как сказано: если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство небесное ( Мф.5:20 ). Также: вы слышали, что сказано древним: не убивай; кто же убьет, подлежит суду ( Исх.20:13 ). А Я говорю вам, что всякий, гневающийся па брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: рака (пустой человек), подлежит синедриону 10 ; а кто скажет: безумный, подлежит геенне огненной ( Мф.5:21–22 ). То же самое и о других некоторых заповедях говорится в сем месте. Итак, все заповеди, относящиеся к любви к Богу и ближнему, должны быть соблюдаемы; поскольку на сей двоякой заповеди весь закон и пророки основаны, как говорит Господь: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. ( Мф.22:37–40 ). – Испов., III, отв. на вопр.47. Да, естественный закон 11 . Он не уничтожил, но утвердил. Ибо кто в законе сказал: Господь Бог твой Господь един есть ( Втор.6:4 ), Тот в Евангелии говорит: да знают Тебя, единого истинного Бога ( Ин.17:3 ). Кто сказал: возлюбиши ближнего своего яко сам себя ( Лев.10:18 ), Тот в Евангелии говорит, возобновляя то: заповедь новую даю вам, да любите друг друга ( Ин.13:34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Нравственная жизнь наших прародителей до падения была нормальною: первые люди имели свободу, разум, волю и чувство; им была присуща божественная благодать 26 ; они знали богооткровенный закон любви к Богу, ближнему и самому себе, в осуществлении которого и начала было проявляться их жизнь в раю до падения 27 . Состояние невинности или безгрешности (по свидетельству Свят. Василия в беседе на начало Притчей) двояко. Во-первых, оно есть добровольное удаление от грехов, т.е., когда человек по собственной решимости удаляется грехов, познав зло чрез опыт и долговременный к нему навык. Во-вторых, есть неведение зла или неопытность в нем, когда, т.е., человек не знает зла и совершенно не испытал его или по малолетству или по другим причинам. Невинность или безгрешность в Адаме прежде, нежели он согрешил, была сего второго рода и была соединена с полным совершенством, со врожденною правотою как со стороны ума, так и воли. В уме заключалось всякое ведение; в воле – всякая правота и доброта. Ибо Адам знал Бога совершеннейшим образом, сколько в то время ему даровано было и сколько нужно было; а потому самому, что он знал Бога, знал он и все вещи чрез Него. На сие, между прочим, мы имеем и такое доказательство: когда Бог привел к Адаму всех животных для того, чтобы он дал им имена, то он назвал каждое своим именем. И сие произошло потому, что он знал природу их не по какой-либо науке, но потому единственно, что мыслил и рассуждал о Боге и Его благодати. Что же касается до воли, то она всегда покорялась разуму, хотя всегда была свободна, и человек был властен грешить или не грешить, как говорится в Писании: не говори: “ради Господа я отступил“, ибо что Он ненавидит, того ты не должен делать. Не говори: “Он ввел меня в заблуждение; ибо Он не имеет надобности в муже грешном. Всякую мерзость Господь ненавидит и неприятна она боящимся Ею. Он от начала сотворил человека и оставил его в руке произволения его. Если хочешь, соблюдешь заповеди и сохранишь благоугодную верность. Он предложил тебе огонь и воду; на что хочешь, прострешь руку твою. Пред человеком жизнь и смерть и чего он пожелает, то и дается ему ( Сир.15:11–17 ). – См. выше, разд.2; Испов., 1, отв. на вопр.23; Кат. с.23 и далее; Кат. с.29, также во II-й полов. извлечения о любви к Богу. XI. Нравственная жизнь человека в падшем состоянии

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

О нем (кресте) таким образом беседует ап. Павел: я не желаю хвалиться разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят и я для мира ( Гал.6:14 ) и в другом месте: слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых сила Божия ( 1Кор.1:18 ). Итак по важным причинам мы должны почитать крест, именно как такое знамение Христово, которое потому самому, что Сын Божий пролил на нем Кровь Свою и на нем умер, имеет силу прогонять злых духов. Посему св. Кирилл Иерусалимский (Огл. 14) говорит: „когда мы изображаем на себе знамение честного креста, тогда диавол, помышляя в себе, что к нему пригвожден был Христос Господь для нашего спасения и для истребления демонской силы, не может более оставаться с нами и переносить силу креста, но бежит от нас и более не искушает, особливо потому, что мы в сем случае имеем обыкновение призывать имя Христово». Итак, мы должны, как можно чаще изображать на себе знамение крестное, поскольку часто испытываем и искушения бесовские, которые не иначе можем отогнать, как только животворящим крестом и призыванием имени Иисус – Христова. Чрез сие мы прогоняем их не только от нас самих, но и от всех наших вещей, как то: от пищи, пития, сосудов и пр. Посему тот же Кирилл (там же) учит: „твори знамение честнаго креста, когда принимаешь пищу и пятие; когда сидишь, стоишь, беседуешь, ходишь и не начинай никакого дела, не ознаменовав себя честным крестом ни в доме, ни на пути, ни днем. ни ночью и ни в каком месте. Испов., 7, отв. на вопр. 50. Поскольку животворящий крест показал нам спасение, то надлежит прилагать всякое попечение о том, чтобы отдать должное почтение тому, посредством чего мы спасены от древнего падения. Поэтому принося ему поклонение мыслью, словом и чувством, повелеваем совсем уничтожить изображение креста, устрояемого некоторыми на помосте, чтобы знамение нашей победы не оскорблялось попиранием ходящих. Тех, кто на будущее время будет устроять изображение креста на помосте, определяем отлучать. VI Всел. собор. 73. См. еще догмат VII Всел. соб. (тетрадь первая: вероучение, стр. 85).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Отче наш сущий на небесах. – Призывание молитвы Господней. (Сие вступление к молитве Господней), во-первых, научает нас, что тот, кто желает просить Бога, должен приступать к Нему не только как Его творение, но и как сын Его по благодати; поскольку если он не сын, то не может назвать Его Отцом. А сию благодать усыновления дал Иисус Христос верующим в Него, как говорит Писание: тем, которые приняли Его (Иисуса Христа), верующим во имя Его дал власть быть чадами Божиими ( Ин.1:12 ). И в другом месте: как вы сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: Авва, Отче ( Гал.4:6 ) ... В-третьих, он не должен иметь ни малейшего сомнения в получении просимого. Ибо просит у Отца чадолюбивого и милосердого, у Отца, общего всем. как говорит Писание: будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд ( Лк.6:36 ), – Который не только не отказывает в том, чего мы просим, но Сам дает нам и способы, как просить у Него, и с благоутробием приемлет молитвы наши, только бы они были чисты и происходили из глубины сердца. Ибо Он знает, о чем каждый из нас будет просить Его, как написано: знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду прежде вашего прошения у Него ( Мф.6:8 ) и в другом месте: если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим; тем более Отец небесный даст блага просящим у Него ( Мф.7:11 )... Испов., II, отв. на вопр. 9 и 10. В молитве своей не сомневайся, исполнится она или нет; ибо Господь сказал мне, Петру, при море: маловерный! зачем ты усомнился ( Мф.14:31 ). Апост. Постанов. кн. VΠ, гл. 17. В день злобы своей не приступай и молитве своей, пока не освободишься от горечи своей... Апост. Постанов. кн. VII, гл. 17. Молитва Господня; другие молитвы или заимствованы из Свящ. Писания или же вполне по крайней мере отвечают его смыслу. Нет ли такой молитвы, которая могла бы быть общею христианскою молитвою и образцом дая всех молитв? Такова есть молитва Господня. (Молитва Господня) – молитва, которой Господь наш Иисус Христос научил Апостолов и которую они предали всем верующим. Как она читается? Отче наш , сущий на небесах! 1) да святится имя Твое; 2) да приидет царствие Твое; 3) да будет воля Твоя и на земле, как на небе. 4) хлеб наш насущный дай нам на сей день; 5) и прости нам долги наши, как и мы прощаем должником нашим; 6) и не введи нас во искушение, 7) но избави нас от лукаваго. Ибо Твое есть царство и сила и слава во веки. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Посему против сей заповеди грешат те, которые покланяются идолам, как богам, и приносят им жертвы, и все свое упование и надежду на них возлагают, как свидетельствует Псалмописец говоря: идолы язычников – серебро и золото, дело рук человеческих. Есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят. Есть у них уши, но не слышат и нет дыхания в устах их. Подобны им будут делающие их и всякий, кто надеется на них ( Пс.134:15–18 )... Еще преступают сию заповедь те, которые прибегают к волхвованиям и чародействам, которые признают неизменными и верными счастье и судьбу, замечают полет птиц, гадают по рукам, вопрошают мертвых, волхвуют над чашею и пр.; также превращают людей в овец и других животных; которые носят на шее привески для отвращения зла; носят при себе записочки; верят или волшебным изречениям или знакам, изображенным на оных; и когда смотрят на них, или нашептывают над ними молитвы или окладывают себя таковыми записочками, думая, что с ними не могут ни сгореть, ни потонуть, ни быть раненными; которые употребляют привески и другие врачества, коих врачебная наука не одобряет, состоят ли они в очаровательных словах, или знаках, или в других каких-нибудь вещах, которые привешивают, надевают, снимают, каковы суть серьги в ушах или кольца на руках и тому подобное. Испов., III, отв. на вопр. 54. Если кто из клира, устрашась человека иудея, или еллина, или еретика, отречется от имени Христова, тот да извергнется из церкви. Если же отречется от имени служителя церкви, да будет извергнут из клира. Но если покается, да будет принят 49 мирянином. Прав. Св. Апост. 62. А совершенно отчаявшимся и нераскаянным и стяжавшим неприменяемую кожу Ефиоплянина и пестроту рыси, да изречется приговор о другой смоковнице: да не будет же впредь от тебя плода во век. И смоковница тотчас засохла ( Мф.21:19 ). Исполняется на них и реченное Екклисиастом: кривое не может сделаться прямым и чего нет, того нельзя считать ( Еккл.1:15 ). Ибо невозможно развращенному украситися (кривому сделаться прямым), аще не будет он прежде исправлен; и не возможно исчислять лишения (считать того, чего нет), аще не будет оно прежде восполнено.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Постанов. Апост. кн. VI, гл. II. Во-первых, чрез брак человек избегает всякой опасности впасть в блуд и невоздержание. Ибо честный брак для того установлен, чтобы укротить похоть плоти, как говорит Павел: во избежание блудодеяния кийждо свою жену да имать. Во-вторых, законное только рождение детей имеет свое уважение. В-третьих, в случаях болезни или другого какого-нибудь несчастья муж бывает верным питателем жены, а жена мужа, по великой любви и тесному дружеству, рождающемуся между ними, о чем свидетельствует Писание: сего ради оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей: и будет два в плоть едину ( Быт.2:24 ). Испов., I, отв. на вопр. 116. б) Как говорит св. Писание о должностях мужа и жены? Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее ( Еф.5:25 ). – Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу; потому что муж есть глава жены, как и Христос глава церкви и Он же спаситель тела ( Еф.5:22–23 ). – Катих . стр. 118. ...Един есть законный союз жены с мужем и мужа с женою. Итак, все незаконное есть уже противозаконное и вземлющий несобственное, очевидно, вземлет чужое. Ибо человеку дана от Бога единая помощница и над женою поставлена единая глава. Итак, аще кто стяжал себе, по выражению Божественного Павла, свой собственный сосуд ( 1Фес.4:4 ), тому закон естественный представляет праведное употребление онаго. Но аще кто обратится к несобственному, таковый без сомнения чуждый восхитит. Для всякого чужое есть то, что не есть его собственное, хотя бы и не было в виду владельца оное присвояющаго. Посему строжае изследовавшим сей предмет представлялся блуд далеко отстоящим от греха прелюбодеяния, ибо и Божественное Писание глаголет: немного буди к чуждей ( Притч.5:20 ) ... Григор. Нис. прав. 4 . Жена да повинуется мужу своему; потому что муж есть глава жены, а глава мужа, ходящего по пути правды, есть Христос, глава же Христа – Бог и Отец Его ( 1Кор.11:3 ). Итак после вседержителя Бога нашего и Отца, Господа настоящего и будущего века и Создателя всякого дыхания и силы, и после возлюбленного Сына Его, Господа нашего Иисуса Христа, чрез Которого слава Богу, бойся, жена, мужа своего и страшись его, старайся нравиться ему одному и быть благоугодною ему служениями своими, чтобы и ради тебя ублажен был муж премудростию, которая говорит чрез Соломона: Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов; уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка; она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Сколько плодов Духа Святого и какие они? плодов Духа Святого или знаков Божественной благодати девять, по исчислению Ап.Павла, который так говорит: плод духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона ( Гал.5:22–23 ). Но надобно верить, что и прочие добродетели должны именоваться плодами Св.Духа; поскольку они от Него происходят и при Его содействии человек исполняет оные. Посему Ап.Павел не говорит: для сих нет закона, но: для таковых ( Гал.5:23 ), ибо существуют и другие подобные сим добродетели. Испов., I, отв. на вопр.81. Определено также: если кто скажет, что благодать оправдания дана нам (только) для того, чтобы чрез нее нам легче было исполнять то, что возможно и для одного собственного нашего хотения, как будто, и не прияв благодати Божией, мы могли бы и без нее, хотя и с трудом, исполнить заповеди Божии; таковой да будет анафема; потому что о плодах заповедей не сказал Господь: “без Меня с трудом можете творити“, но сказал: “без Меня не можете делать ничего ( Ин.15:5 ). Если кто говорит, что как приращение веры, так и начало веры и самое расположение к ней, по которому мы веруем в оправдывающа нечестива и приступаем к возрождению в таинстве крещения, бывают в нас не по дару благодати, т.-е., чрез внушение от Духа Святого, направляющего волю нашу от неверия к вере, от нечестия к благочестию, а бывает естественно, – таковой показывает себя противником апостольских догматов II Аравсийского собора пр. 5. IV. О нравственном законе Божием Закон нравственный различается а) естественный, или внутренний, б) внешний или богооткровенный. Какие мы имеем средства распознавать добрые дела от худых? Закон Божий внутренний, или свидетельство совести, и закон Божий внешний, или заповеди Божии. Кат., 22с. а) О законе внутреннем. Говорит ли Священное Писание о внутреннем законе? Апостол Павел говорит о язычниках: Они показывают, что дело закона у них написано в сердцах: о чем свидетельствует совесть их и мысли их то обвиняющие, то оправдывающие одна другую ( Рим.2:15 ). Кат., 92с.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Так как Бог создал мир не в следствие необходимости, а совершенно свободно, то значит, создал по какому-либо по­буждение, – ибо мог и не создать. А так как создал премудростью и разумом, значит, создал для какой-либо цели, – по­тому что премудрость не может действовать без цели. Право­славная Церковь преподает нам об этом предмете следующее: “должно верить, что Бог..., будучи добрым и вседобрейшим, хотя сам в Себе пресовершен и преславен, сотворил из ничего мир с той целью, дабы и другие существа, прославляя Его, участвовали в Его блаженстве” (Правосл. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 8; срав. Простр. Катих. стр. 35, М. 1845). Следовательно, Церковь считает побуждением к творению единственно бесконечную доброту Творца, а целью творения, с одной стороны, славу Творца, а с другой – блаженство тварей., И углубляясь в Слово Божие, легко убеждаемся, что другого побуждения, которое могло бы расположить Всевышнего создать вселенную, представить нельзя, кроме одной его доброты. К этой мысли приводить нас Священное Писание – а) частью уже в тех местах своих, где учит, что Бог есть существо всесовершенное ( Псал. 114:3 ; Мат. 5:45), а следовательно, всеславное ( Пс. 23:10; 28:3 ) и вседобрейшее ( 1Тим. 1:11 ; Пс. 15:11 ), что Он не нуж­дается ни в ком и ни в чем ( Деян. 17:25,26 ), что Он от века существовал один без мира ( Пс. 89:3 ; Ефес. 1:3–4 ), и следовательно, мог бы так же существовать и во веки веков, если бы не благоволил произвести другие существа; но – б) еще более в тех местах, где, возводя взоры наши на сами творения Божии, восклицает: благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его ( Пс. 144:9 ; срав. Прем. 11:25–27 ); или призывает нас исповедовать Его милости, явленные в деле творения: Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его. Славьте Бога богов, ибо вовек милость Его. Славьте Господа господствующих, ибо вовек милость Его; Того, Который один творит чудеса великие, ибо вовек милость Его; Который сотворил небеса премудро, ибо вовек милость Его; утвердил землю на водах, ибо вовек милость Его; сотворил светила великие, ибо вовек милость Его; солнце – для управления днем, ибо вовек милость Его; луну и звезды – для управления ночью, ибо вовек милость Его ( Пс. 135:1–9 ). Отцы и учители Церкви единодушно называли доброту Творца причиной творения. Вот, например, слова –

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Грехом к смерти называется такой грех, когда совершающие его остаются неисправимыми. Но хуже этого то, когда гордо восстают против благочестия и истины, предпочитают мамону повиновению Богу и не держатся Его постановлений. В таковых нет Господа Бога, если они еще не смирились и не отрезвились от своего заблуждения... VII Всел. соб. пр.5. Грех смертный есть первородный и произвольный. – Испов., III, отв. на вопр.19 19 ). Грех смертный произвольный есть тот, который мы соделываем после крещения по собственному желанию, в совершенном возрасте, вопреки ясной заповеди, пренебрегши любовь к Богу и ближнему. Через таковой грех мы теряем благодать Божию, полученную во святом крещении, и Царство небесное и делаемся пленниками вечной смерти, как говорит Апостол: неужели вы не знаете, что кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти или послушания к праведности? ( Рим.6:16 ). Сей грех очищается покаянием, по милосердию Божию, через Иисуса Христа, Господа нашего, когда священник разрешает кающегося от грехов во время исповеди. Испов., III, отв. на вопр.21. Как можно разделить сей упомянутый произвольный грех ? На три рода. К первому роду можно отнести грехи смертные главнейшие, или такие, от которых рождаются другие; ко второму – грехи против Духа Святого; к третьему – те грехи, которые чаще других вопиют к Богу об отмщении в сем мире. Испов., III, вопр., и отв.22. Главнейшие грехи смертные, следующие: гордость, любостяжание, блуд, зависть. чревоугождение, злопамятование и беспечность. Испов., III, отв. на вопр.23. Грехи против Духа Святого – чрезмерное и безрассудное упование на благодать Божию; отчаяние, когда, т.е., кто не имеет надежды на милосердие Божие; также противоречие ясной и доказанной истине и отвержение Православной веры христианской. Испов. III, отв. на вопр.38. Грехи, которые чаще других вопиют к Богу об отмщении в сем мире: умышленное человекоубийство... притеснение бедных людей, вдов и сирот и удержание платы у работников... неуважение и неблагодарность к родителям. Испов., III, отв. на вопр.42.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Испов., II, отв. на вопр. 49. Блаженны изгнанные за правду; ибо их есть царство небесное. 8-е Блаженство. Блаженство сие принадлежит тем, которые возвещают истину, обличая пороки и беззаконие нечестивых. за что преследует их великая ненависть, так что часто они лишаются и жизни, как-то потерпел Иоан Креститель от Ирода и другие. Оно принадлежит всем учителем Церкви, проповедникам Евангелия, исповедникам, которые за учение свое и спасительное наставление часто получают в награду ненависть и неблагодарность от учеников и слушателей своих. – Испов., II, отв. на вопр. 60. Учитель, хотя бы и мирянин, если он искусен в слове Божием и чист по поведению, пусть учит 97 ибо все будут научены Богом ( Ин.6:54 ). – Апост. Постанов. кн. VIII, гл. 32. Аще кто подложные книги нечестивых, аки святыя, в церкви оглашает ко вреду народа и клира, да будет извержен. – Прав. св. Апост., 60. Обучающиеся гражданским законам не должны употреблять языческих обычаев, именно: ходить в театры, или совершать так называемые килистры, или одеваться в одежды, не находящиеся в общем употреблении, ни в то время, когда начинают учение, ни тогда, когда приходят к концу его, ни вообще в течение этого обучения. Если кто отныне осмелится делать так, да будет отлучен. – I Всел. соб. прав. 71. См. еще (выше об уважении к ближним) Катих. стр. 116. б) Обязанности распространения и утверждения доброй нравственности между людьми; соблазн и его вред. См. выше (о духовных делах милосердия) Испов., II, отв. на вопр. 48. См. ниже (о нехристианах) Катих. стр. 77; срав. (первая половина, о вменении) Испов., III, отв. на вопр. 44 и 45. Кроме телесного убийства нет ли убийства духовного? Родь духовного убийства есть соблазн, когда кто совращает ближнего в неверие или в беззакония и тем подвергает душу его смерти духовной. Спаситель говорит: Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его в глубине морской ( Мф.18:6 ). Катих. стр. 111. Сия заповедь (шестая) учит, чтобы ни один человек, боящийся Бога, не совершал убийства не только телесного, но и душевного.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010