«Он пошел за Ним, славя Бога». Такая же хвала, такая же глубокая благодарность за прозревшие очи должна наполнять и нашу душу. Прозрев к истине, мы пойдем за Христом, не смущаясь испытаниями, затруднениями, соблазнами. Для прозревших, взирающих на Него, путь всегда будет светел и ясен и приведет к тихому пристанищу, к царству вечной любви. Чаша Христова 29 марта. «Неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?» ( Ин. 18:11 ) О двух чашах говорится нам в Евангелии. Одну подал Спаситель Своим ученикам за Тайною Вечерею, говоря: «Сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» ( Лк. 22:20 ). Эта чаша предвозвещала Его крестную смерть, пролитие Пречистой Крови Его за наши грехи и Новый Завет любви, которую эта кровь запечатлела. Она была уже полна грядущего страдания. Вторая чаша была подана Ему Отцом и означала наступившее страдание. «Отче... пронеси чашу сию мимо Меня» ( Мк. 14:36 ), – было сказано в ту минуту, когда весь грех человеческий был возложен на безгрешного Искупителя и священная глава Его склонилась до земли под этим гнетом. Но вскоре последовал другой возглас: «Не Моя воля, но Твоя да будет» ( Лк. 22:42 ). И эта воля совершилась. Чаша искупительного страдания была испита до дна, и от чаши, поданной на Тайной Вечери, вновь и вновь через все века вкушают христиане, «возвещая этим смерть Господню, доколе Он придет» ( 1Кор. 11:26 ). К участию в Его страданиях призываются все верующие. Пречистой Кровию омываются грехи, и, приобщаясь Его страданию, душа соединяется со Христом и хочет жить с Ним и для Него. Жизнь для Него включает в себя и долю страдания, но этого страдания, названного апостолом даже огненным испытанием, душа не чуждается ( 1Пет. 4:12 ), потому что оно посылается рукой любви и сострадает ему Сам Христос. Воззови ко Господу 30 марта. «Близок Господь ко всем призывающим Его» ( Пс. 144:18 ) Когда ты, погруженный в бездну сомнения и греха, тщетно ищешь проблеска света – воззови к Самому Господу Иисусу, Он услышит тебя! Иди к нему Самому, к Источнику воды живой. Зачем искать утешения и поддержки у земных созданий, когда мы можем искать их у Самого Создателя? Пойдем же к Нему и воззовем к Нему из самой глубины нашего отчаяния; будем взывать день и ночь, неотступно, неустанно, из бездны нашего бессилия, нашей немощи – к Его всемогуществу.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/den-za...

«И в третий день воскреснет». Этими словами завершается предыдущая речь Иисуса Христа. Эта перспектива, открывающая взгляд на радостное будущее, дает честолюбивым братьям Иакову и Иоанну повод заранее позаботиться и об их собственном будущем. Ведь Иисус в качестве Сына Человеческого после Своего воскресения станет судить Израиль и все народы. В этом не было сомнений, ибо о Сыне Человеческом в книге пророка Даниила сказано, что «Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» ( Дан 7,14 ). Поэтому стоило уже ныне обеспечить себе лучшие позиции в грядущем Царстве. После победы Иисуса и после полного триумфа сыновья Зеведеевы хотели быть Его главными министрами 41 . Оттого они «и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим. Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам? Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей». Иисус ответил им отрезвляющими словами: «Не знаете, чего просите!». – Незнание и слепота! Своей просьбой сыновья Зеведея показали, что они до сих пор не поняли, что путь их Учителя уже сейчас, сейчас ведет в страдания! – «Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?» Иисус употребляет здесь два образа, символизирующие страдания. Чаша в античности могла означать как благую, так и злую участь. По иудейскому обычаю царь подавал на пирах чаши своим гостям. И чаша стала в Ветхом Завете метафорой для жизни, которую Бог ниспосылает людям. «Чаша моя преисполнена», – сказал псалмопевец ( Пс 22,5 ), когда он говорил о счастливой жизни и о счастливых переживаниях, ниспосланных ему Богом. Но чаще в Библии чаша означает несчастье и погибель, Суд Бога над беззаконниками. Так в Псалме 74-м: «Ибо чаша в руке Господа, вино кипит в ней, полное смешения, и Он наливает из нее. Даже дрожжи ее будут выжимать и пить все нечестивые земли» ( Пс 74,9 ). Так и пророк Исаия, размышляя о бедах и несчастьях, постигших Израиль, пишет, что Иерусалим «выпил чашу ярости Господа» ( Ис 51,17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

«Апостольское предание» § 38A.1 Латинская версия Саидская версия Арабская версия Эфиопская версия Ибо благословляя [Чашу] во имя Божие, ты принимаешь [ее] как вместообраз Крови Христа. Ибо когда ты благословляешь Чашу во имя Божие и принимаешь от нее, как от Крови Христа, будь весьма осторожен. Если Чаша благословлена во имя Господа и от нее преподано Причащение, это есть Кровь Христа. Ибо ничто не должно пролиться из Чаши, так как Чаша благословлена во имя Господа нашего Иисуса Христа, потому вы должны принимать от нее, поскольку это есть Кровь Христа. Согласно латинской и саидской версиям, Чаша благословляется во имя Божие; арабской – во имя Господа; эфиопской – во имя Иисуса Христа. После благословения содержимое Чаши считается Кровью Христа. Важно отметить, что если в латинской версии о содержимом Чаши говорится как о «вместообразном Крови Христа», то по другим версиям «это есть Кровь Христа», – прекрасный пример изменения литургической терминологии в отношении веществ Евхаристии 645 . Свидетельства о домашнем хранении Св. Даров в практике ранней Церкви позволяют сделать вывод, что Дары чаще всего хранились только под одним видом – Св. Хлеба – и при причащении Чаша (при ее наличии) была освящаема посредством Св. Хлеба. Не существует, насколько нам известно, ни одного источника, который можно было бы понять в смысле существования в древней Церкви практики хранения Агнца, напоенного Св. Кровью, или в смысле того, что Чаша, в которую был погружен Агнец или его часть, не считалась освященной. Имплицитные свидетельства о Преждеосвященной литургии Самое раннее упоминание о литургии Преждеосвященных Даров на территории Палестины содержится в памятнике под названием «Чудеса Святой Девы Марии в Хозиве», написанном Антонием Хозевитом († после 630) 646 , учеником преподобного Георгия Хозевита († 625) 647 . Памятник представляет собой краткий сборник рассказов о чудесах, связанных с Хузивским монастырем в Палестине. Чудо, которое нас интересует, монах Антоний, автор сборника, относит ко времени основания монастыря – V веку. Герой рассказа – молодой монах Зенон, который запомнил анафору наизусть:

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Традиционным, поскольку для абсолютного большинства священнослужителей Русской Православной Церкви это так (данный взгляд распространен и в других православных странах). А одна только Русская Православная Церковь - это уже большинство всего мирового Православия (65-70%, по данным разных справочных изданий). Симеон Солунский, свт. Там же. Ответ 57. PG 155, 909. Там же. Там же. Петр (Могила), митр . Требник. Киев, 1646. Репринт. Киев, 1996. Т. 1. С. 253. Служебник. Изъявление о некиих исправлениих в служении Преждеосвященныя литургии. М., 1995. С. 262. Служебник. Известие учительное. М., 1995. С. 436-437. Вениамин, архиеп . Новая Скрижаль. Репринт. М., 1992. Ч. 2. Гл. 10. § 16, 22. Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковно-служителя. М., 1892. Репринт. М., 1993. Т. 1. С. 926. Настольная книга священнослужителя. М., 1992. Т. 1. С. 288. Карабинов И.А. Св. Чаша на литургии Преждеосвященных Даров//Христианское чтение. Петроград, 1915. 6. С. 737-753; 7/8. С. 953-964; Успенский Н.Д. К вопросу о происхождении литургии Преждеосвященных Даров//Журнал Московской Патриархии. М., 1976. Стефан Алексопулос, свящ. Чин литургии Преждеосвященных Даров: Богосл. аспекты//Правосл. учение о церк. таинствах: V Междунар. богосл. конф. РПЦ (М., 13-15 нояб. 2007 г.). М., 2009. Т. 1. С. 461-478. Михаил Желтов, свящ. Литургия Преждеосвященных Даров/Православная энциклопедия. М., 2016. Т. 41. С. 276-277. Цит. по: Карабинов И.А. Св. Чаша на литургии Преждеосвященных Даров//Христианское чтение. Петроград, 1915. 6. С. 742. Цит по: Карабинов И.А. Св. Чаша на литургии Преждеосвященных Даров//Христианское чтение. Петроград, 1915. 6. С. 740. Карабинов И.А. Св. Чаша на литургии Преждеосвященных Даров//Христианское чтение. Петроград, 1915. 6. С. 751-752. Михаил Желтов, свящ . Литургия Преждеосвященных Даров/Православная энциклопедия. М., 2016. Т. 41. С. 268. См.: Карабинов И.А. Св. Чаша на литургии Преждеосвященных Даров//Христианское чтение. Петроград, 1915. 6. С. 742. Симеон Солунский, свт . Там же. Ответ 57.

http://ruskline.ru/opp/2018/mart/21/sode...

Не только красоте, но и хождению служат бедра. Потому бл. Феодорит толкует: «Понеже бедрами иносказательно нарицает нравственныя добродетели, посредством коих мы, странствуя в жизни сей, творим то, что нам угодно». То есть – практические добродетели, творя которые, человек шествует по этой жизни к жизни вечной. 7:2 Пуп твой чаша источена, не лишаемая мста. 7:3 Живот твой – круглая чаша, (в которой) не истощается ароматное вино. Господь через пророка Иезекииля обличает неверный Ему Израиль: «Так говорит Господь Бог дщери Иерусалима: твой корень и твоя родина в земле Ханаанской; отец твой Аморрей, и мать твоя Хеттеянка; при рождении твоем, в день, когда ты родилась, пупа твоего не отрезали» ( Иез. 16:3–4 ). Бл. Феодорит толкует: «И так к синагоге говорит: «Не обрезаша ти пуп»; к церкви же: Пуп твой чаша источена, не лишаемая мста. Ибо та, вышед из Египта, не обрезала своего пупа, но яко по наследию некоему с собою из Египта привнесла нечестие языческого учения; сия же не токмо извне отрезала себе пуп, но так глубоко его вырвала, что весь корень идолослужения вместе с ним истребила, и подобною чаше выточенной, вино веселия в себе содержащею, учинилась, и сея радости, от веры происходящия, никогда не лишалась». Пуп живота ее – круглая источенная чаша, в которой никогда не истощается ароматное вино. Церковь с корнем обрезала идолопоклонческое нечестие (пуп обрезан и углублением своим уподобился чаше). Чаша сия прекрасна и кругла . Церковь – прекрасный сосуд, вместивший в себя неоскудеваемое ароматное вино , то есть неоскудеваемую радость, которая происходит от истинной веры. Ибо сказано, что «вино веселит сердце человека» ( Пс. 103:15 ). Сие вино ароматно – от радости, которою исполнена Церковь , никому не бывает горя. Радость церковная ароматна , приятна для всех. От внешнего описания живота переходит к похвалению и внутреннего – чрева. 7:2 Чрево твое яко стог пшеницы, огражден в кринах. 7:3 Чрево твое – ворох пшеницы, обставленный лилиями. Чрево Невесты, как стог пшеницы. Церковь напитана таинствами – хлебом небесным. Святая Земля даже именовалась «землею пшеницы», так много произрастало ее там. Святая Земля – Невеста- Церковь Христова. Блудный сын мечтал наполнить чрево свое рожками, пищею свиней – жалкая пища мира сего. Господь же питает Церковь Свою иною пищей: 1. Словом Своим, ведь «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» ( Мф. 4:4 ); 2. Благостью Своею. «Вкусите и увидите, как благ Господь!» ( Пс. 33:9 ); 3. «Хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» ( Ин. 6:51 ) – святая евхаристия.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Чаша бо есть Господь наш Иисус Христос, свершенный человек; вино сухо есть слово Божие; двегубе бо беяше Бог и человек Господь Иисус; чаша есть человечество его; вино сухо есть божество его без лести. И без сосуда бо несть льзе вина держати, тако и без плоти Божия мудрость невидима сущи, не хотяше примеситися. Да в руце Отца есть сын человечь; той бо рече: в руце Твои предаю дух мой» и т. д. (по изд. Археограф. Комм., столб. 192). Итак, по толкованию текста, крылатая чаша в руке Бога Отца, это –человечество Иисуса Христа, а вино сухо – Его божество, которое в миниатюре изображено в виде шестикрылого младенца, в надписи означенного святою душою Христовою. Так как по древнехристианской символике, и особенно по византийско-русской, душа изображается в виде младенца; то изображение Иисуса Христа в чаше, в виде младенца, должно означать не Христа, уже воплотившегося, а только Его божество, то есть Его душу, как и значится в надписи над нашей миниатюрой. Исходя от разбираемого мной иконографического сюжета, мы должны видеть и в других изображениях чаши с младенцем-Христом ту же символику, то есть сочетание человечества с божеством: чаша – человечество, младенец – божество, душа Христова. А именно: 1) Чаша с младенцем-Христом в руке Иоанна Предтечи крылатого. В этом виде Предтеча как бы вековечно проповедует об Агнце, вземльшем на себя грехи мира. Это и есть собственно византийское изображение Агнца, так как по византийскому догмату в этом случае возбранялось представлять Христа в виде ягненка. Отсюда: 2) Когда нужно было символически изобразить Агнца, как знак евхаристии, – то с точки зрения той же византийской символики следовало принять те же самые символы, которые мы видели на миниатюре жития Андрея Юродивого, то есть, чашу (человечество) и в ней младенца – Христа (божество ил душу Его), как это действительно мы и встречаем на древнерусских дискосах, например – на деревянном, приписываемом св. Сергию Радонежскому. Вероятно, остаток той же символики сохранился на Западе в изображениях Благовещения. В тот же момент, как архангел благовестил Деве Марии, с неба ниспосылается младенец-Христос, или в руках Бога Отца, или окруженный ангелами. С точки зрения разбираемой рами византийско-русской миниатюры, этот младенец есть только божество Иисуса Христа, его душа, низводимая с неба во чрево Девы Марии; потому что в Деве Марии, как в символической чаше, Христос воплотился. Согласно с этим именуется Богородица Чашей спасения, как поется в богородичные праздники: «Чашу спасения прииму, имя Господне призову» и пр. 125

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

«Сия чаша есть Новый Завет », т.е. эта чаша есть Новый Завет через Мою Кровь, которая содержится в чаше и которая проливается для спасения вас. И здесь западные толкователи видят только символ Крови Христовой, а не действительную Кровь, но против такого понимания говорит то же Послание к Коринфянам (см. выше) и предание Православной Церкви, всегда утверждавшее, что в Таинстве Евхаристии преподаются истинное Тело и истинная Кровь Христа. «Новый Завет», т.е. противоположный Ветхому, Моисееву, Завет благодати и прощения ( Рим.11:27 ), которые приобретены для людей через смерть Христа. «Которая за вас проливается». По-гречески это выражено в форме причастия ( τ πρ μν κχυμενον) и должно быть переведено: «за вас проливаемая». Но к чему относится это определение? К слову «чаша» или к слову «в Крови» («кровь» по-гречески αμα – существительное среднего рода, как и слово «чаша» – ποτριον)? Одни толкователи понимают так, что здесь дано определение к слову «чаша» (например, Евфимий Зигавин). Подобно тому как во время принесения жертвы в ветхозаветном богослужении из чаши возливалось на жертву вино, так и здесь Христос говорит о Своей Крови, которую Он под видом вина выливает на жертвенник. Но такое толкование представляется слишком искусственным и умаляет достоинство «чаши»: ведь вино возливалось на алтарь уже в качестве дополнения к жертве, а Господь здесь очевидно придает вину или, иначе, Своей Крови такое же значение, как и Телу Своему, предполагаемому под видом хлеба. Поэтому более правильным представляется толкование, соединяющее это определение с выражением «в Моей Крови». Если это определение грамматически и не согласовано с определяемым (нужно бы сказать: «в Крови Моей, проливаемой» – дательный, а не именительный падеж), но такое несогласование иногда встречается в новозаветных книгах (ср. Иак.3:8 ; Откр.3:12, 8:8 ; Мк.12:40 ) и допущено евангелистом Лукой может быть не случайно, а для того, чтобы выдвинуть на вид этот момент – «пролияние (Крови) за вас». Конечно, Кровь пролита не за одних апостолов, а за всех людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В день празднования иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша» Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Высоцком монастыре г. Серпухова и возглавил хиротонию архимандрита Пармена (Щипелева) во епископа Чистопольского и Нижнекамского 18 мая 2015 г. 16:33 18 мая 2015 года, в день празднования иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша», Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил подмосковный город Серпухов. Утром Предстоятель Русской Православной Церкви прибыл в Высоцкий мужской монастырь г. Серпухова, где находится чудотворный образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша». У святых врат обители Святейшего Патриарха встречали Патриарший наместник  Московской епархии   митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий , настоятель Высоцкого монастыря  епископ Серпуховской Роман  и архиереи, прибывшие на торжества в Серпухов. Святейший Владыка посетил церковь Покрова Пресвятой Богородицы, где поклонился чудотворному образу Божией Матери «Неупиваемая Чаша» и мощам преподобного Афанасия Высоцкого. На монастырской площади, где под сенью между Никольским собором и настоятельским корпусом с церковью в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» был установлен престол, Предстоятель Русской Церкви совершил Божественную литургию и возглавил хиротонию  архимандрита Пармена (Щипелева)  во епископа Чистопольского и Нижнекамского ( Татарстанская митрополия ). Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий;  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии;  митрополит Казанский и Татарстанский Анастасий ;  митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий , председатель  Синодального отдела религиозного образования и катехизации ;  епископ Илиан (Востряков) ;  епископ Видновский Тихон ; епископ Серпуховской Роман;  епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии;  епископ Балашихинский Николай ;  епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий ;  епископ Зарайский Константин ;  протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Алексий Михаленя, временно исполняющий обязанности секретаря Московского областного епархиального управления; протоиерей Иоанн Антипов, секретарь  Альметьевской епархии  Татарстанской митрополии; духовенство Московской епархии.

http://patriarchia.ru/db/text/4087728.ht...

Эти Иерусалимы, как бы модели православной церкви, ставились при соборном служении на престол и выносились на малом выходе; их носили также в крестных ходах; п) Водосвятная серебряная чаша, сделанная по повелению великого князя Иоанна Васильевича; р) Другая Водосвятная чаша, или кадь с крышкою, весом более 2 пудов, вклад царя Алексея Михайловича 1653 года; с) Небольшая чаша, украшенная эмалью, из которой помазуются святым миром благочестивешие государи и государыни, при восшествии их на Всероссийский престол; т) Золотая чаша для святой воды, с коей всегда встречаемы бывают государи Всероссийские, при вступлении их в Успенский собор. Эта чаша была сделана императрицею Екатериной II в память присоединения к России Херсона Таврического; у) Блюдо золотое, гладкое, дар князя Потемкина–Таврического 1791 года; ф) Четыре патриаршие кадила серебряные, имеющие форму одноглавой церкви; х) Дарохранительница серебряная, древнейшей формы, в виде фонарика; на ней вычеканены изображения: святого великомученика Димитрия, царя Ромейскаго, Константина Дукаса Комнина и царицы Евдокии, живших в XI веке; около лиц надпись: «Комнин Христу верный царь Ромейский Дукас самодержец, Евдокия во Христе Боге, великая царица Ромейская». Надпись сделана на греческом языке; ц) Три воздуха, шитые золотом и украшенные жемчугом; на одном из них изображено положение во гроб Иисуса Христа, на другом – Агнец Божий, на третьем – Знамение Божией Матери, сделанные по повелению царя Феодора Иоанновича; ч) Три воздуха, шитые золотом и низанные жемчугом, собственных трудов императрицы Екатерины II; ш) Пять богатых покровов на раки святителей Петра, Ионы и Филиппа, украшенные жемчугом и драгоценными каменьями; они устроены были в XVII столетии; ш) Из священнических риз замечательно по богатству украшений облачение, сделанное царём Алексеем Михайловичем в 1652 году. Библиотека Успенского собора Эта библиотека заключает в себе несколько сот рукописей и старопечатных книг; они содержания большей частью библейского, церковно-служебного, исторического и канонического.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

— Празднование дня «Неупиваемой Чаши» всегда в Серпухове было особым — много паломников, два крестных хода из монастырей с чтимыми списками этой чудотворной иконы. В прошлом году формат праздника был изменен — теперь это праздник всего Серпухова. Расскажите подробнее. — Первый большой крестный ход был в 2003 году в честь 125-летия явления иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». В тот день крестный ход направился из Высоцкого монастыря во Владычний, объединив тем самым два монастыря — Высоцкий, в котором было восстановлено почитание чудотворного образа, и Владычний, в котором икона «Неупиваемая Чаша» была явлена. На протяжении многих лет торжества так и проходили: верующие служили молебен в Высоцком монастыре, затем шли крестным ходом через город во Владычний, и здесь молебен заканчивался. Так праздник захватывал часть города, в нем принимали участие только верующие. В прошлом году формат праздника изменили: празднование вывели за пределы церковной ограды в город. Теперь молебны начинаются в двух монастырях одновременно, затем два крестных хода встречаются на центральной городской площади, и там служится завершение молебна, после чего горожане и паломники прикладываются к иконе «Неупиваемая Чаша». Завершение молебна на центральной площади города сделано для широкого привлечения серпуховичей, которые, быть может, еще не воцерковлены, но уже хотят поучаствовать в церковной молитве. Закончивается праздник концертом духовной музыки. В этом году празднование пройдет по такой же схеме. — Что готовит ваш монастырь для паломников и горожан, которые приедут на торжества? — Наш монастырь подготавливает листки с историей явления и почитания чудотворного образа «Неупиваемой Чаши» и преподобного Варлаама Серпуховского. В газетах Серпухова заранее печатаются тематические статьи, на телевидении записывают передачи, посвященные событию. Но главным для нашего монастыря станет закладка памятника преподобному Варлааму на площади перед монастырскими воротами. Первый игумен и строитель монастыря будет встречать верующих образом Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша».

http://e-vestnik.ru/interviews/igumeniya...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010