Негативные впечатления паломников в основном вызывает плохая организация поездок со стороны паломнических служб. Людям не нравится, когда организаторы паломничеств " свои ошибки и недоработки объясняют искушениями, которых может и не быть, если немного лучше и ответственней относиться к тому, чем занимаешься "  (16), отталкивает то, что " за смирение и послушание паломников ими пренебрегают " , " общий настрой таков, что верующему можно ничего из комфортных условий не предлагать " , а ведут себя сотрудники паломнических служб порой так, " будто они, а не Бог нам даёт благодать "  (17). Как, на мой взгляд, совершенно справедливо заметил один из паломников: " с одной стороны подвижничество – хорошо, но с другой – это чьё-то нерадение о тебе, за твои же деньги... Не должно быть слишком комфортных условий, но минимум должен быть. Ведь не война же сейчас. Главное, чтобы ты почувствовал минимальную заботу о себе "  (17). Обобщая сказанное выше, можно констатировать, что отношение к паломничеству наших современников находится в прямой зависимости от уровня их духовного просвещения. Встречающееся искажённое восприятие православного паломничества является рецидивом неофитства и врачуется только терпеливой и грамотной разъяснительной работой. В этой связи на организаторах паломничеств лежит особая ответственность: сегодня мало быть только хорошим организатором, нужно быть и миссионером. К этому и призываю всех участников нашей конференции. 1. Трифонов-Печенегский монастырь. Как мы совершали паломничество. Православный форум " Доброе слово " , dobroeslovo.ru 2. С ангелом к преподобному Серафиму. Православный форум " Доброе слово " , www.dobroeslovo.ru 3. sobor-spb.narod.ru 4. Кто ездил на соборование в Лукино к о. Петру? Православный форум " Доброе слово " , www.dobroeslovo.ru 5. Схиархимандрит Иоанникий. Православный форум " Доброе слово " , www.dobroeslovo.ru 6. Православный форум " Доброе слово " , www.dobroeslovo.ru 7. Об архимандрите Петре из Боголюбовского монастыря. Православный форум " Доброе слово " ,

http://religare.ru/2_54841.html

Чаша временной земной жизни Господа Иисуса не сладка, но исполнена горечи, не с медом, а с полынью, не с сахаром, а с уксусом и желчью. Чаша Его не чаша царского престола, но креста; не славы, но бесчестия; не наслаждения, но страдания. Об этой-то чаше говорится в сегодняшнем Евангелии: «Се восходим во Иерусалим, и Сын человеческий предан будет архиереем и книжником, и осудят Его на смерть, и предадут Его языком. И поругаются Ему и уязвят Его, и убьют Его. 101 Такова чаша Господня! Сегодняшнее слово обращено будет к тем, кто удаляется от чаши Христовой, т. е. от святого причащения, от тела и крови Христовой. Многие не только в год, в два, но и в десять лет не приступают ни разу к тайнам Христовым, а иные и всю жизнь не ведают, что такое причащение. О, нерадение души человеческой, о, холод застывшего сердца! Расскажу же вам, что мы приобретаем, удостаиваясь святого причащения, и чего мы лишаемся, удаляясь от него. Прежде всего узнайте, что чаша Господня двоякая: чаша самых страданий и смерти Господней и чаша воспоминания о них. Чаша первая, как известно, была на Голгофе, на кресте, чаша же вторая – воспоминание о страданиях и смерти совершается на престоле, во святом потире, под видом хлеба и вина. Что это истина, Сам Господь сказал: «Сие творите в Мое воспоминание». 102 Обе эти чаши – причастия тела, и крови Христовой и пострадать за Христа, – повелено испить апостолам и они действительно испили. Нас же не принуждает Господь испить чашу страданий, претерпеть муки и гонения и умереть за Него; знает Господь нашу немощь и слабость, знает, что мы не перенесем всего этого. Но за то мы должны причащаться чаши воспоминания о крестных страданиях, причащаться тела и крови Христовой. Нет в этой чаше ни страданий, ни горечи, ни какой-либо другой тяготы. Но что же даст нам эта чаша? Иисус Христос Сам сказал: «Ядущий Мою плоть и пьющий Мою кровь имеет жизнь вечную»; и наоборот: если не будете есть плоти Сына человеческого и пить крови его, то не будете иметь в себе жизни. 103 Таким образом, чаша Господня есть жизнь и жизнь вечная, а отрешение от Него – смерть вечная. Чаша Господня есть царство небесное, как сказал Христос: «Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, царство, да ядите и пиете за трапезою Моею», 104 удаление же от нее есть геенна, предназначенная для изгнанных из царства; чаша Господня, наконец, есть сообщество с ангелами, а лишение ее сообщество со служителями тьмы.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В описи монастырской за 1642 год она значится: «чаша водосвящённая, серебряная большая на поддоне на тощем на круглом; поддон спущен с чашей вместе; под чашей на поддоне и около поддона верёвочка серебряная, поперёк резная, золочена; а на тое чаши подпись: „лта 7145 (1637) въ 9 день; данье та чаша, боярина князя Ивана Ивановича Шуйского“, а подпись тайничная около всей чаши резана по краю – слова золочены; „да у тое же чаши четыре плащи выбиваны серебреные позолочены; а у тех плащев два конца серебреных белых“» 451 . В Михайло-Архангельской церкви на Софийской стороне чаша водосвятная медная с надписью кругом: «7145 (1637) году сдлана чаша водосвященная во храмъ къ Христа Бога нашего въ монастырь Гаряйского (Горончанского) конца при строительниц стариц Александр». В Вяжицком монастыре водосвятная среброполащенная чаша с надписью по краям с лицевой стороны: «лта 7167 (1639) году августа въ 1 день при держав в. государя царя и в. князя Алекся Михаиловича всея и малыя и блыя самодержца и при его благоврной цариц и в. княгин Ильиничн и при его благоврномъ царевич в. княз Алекс Алексевич, устроена бысть чаша смиреннаго тверского, казанского и митрополита своею келейной казной въ В. Новградъ въ монастырь великихъ чудотворцевъ Николы и новгородского чудотворца на Вяжища въ свое о Господ по своихъ родителехъ и по своей убогой души въ вчной поминокъ». Внутри чаши чеканное изображение Богоявления с надписью тропаря: «во крещающуся...». В Успенской церкви на Торговой стороне медная водосвятная лужёная чаша с изображением внутри Богоявления Господня и с надписью кругом: «лта 7167 (1639) году въ 20 день сдлана бысть чаша въ церковь во храмъ Пресвятй Богородицы къ завтному храму, а сдлана чаша избы пятиконечнаго старосты Васильева съ товарищи и всхъ новгородцовъ посадскихъ людей на ихъ деньги». Во Власиевской церкви медная лужёная чаша с надписью: «лта 7169 (1660) декабря въ 20 день, чашу водосвященную въ домъ священномученику дали прихожане пушкари Пахомъ и съ товарищи по себ и по своихъ родителехъ».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

548. Успенский – Николаевский – Мороцкий , мужской, ныне приходская церковь в селе Морочи, Минской губ., Мозырского у., в 124 вер. к сев.-зап. от Мозыря, при впадении рч. Морочи в р. Случ, с правой ее стороны. Вероятно, уже существовал в XV ст., так как в 1508 году упоминается игум. Феодосий. В грамоте 1558 кн. Юрию Слуцкому о подсудности православн. духовенства Киев. митрополиту упоминается и Николаевский Мороцкий игумен. В 1589 г. отдан в управление архим. Слуцкого Троицкого м-ря Михаилу Рагозе. В 1824 г. он упразднен и церковь его обращена в приход. “Ист. Росс. Иер.”, V, 107; Ратшин, 175; “Матер. для стат. Росс.”, 1841 г., I, 202; “Опис. монаст.”, 1817 г., 121; “Поли. собр. Закон.”, 1824 г., XXXIX, 30010; “Акты Зап. Р.”, III, 22 (грам. 1558 г.); IV, 15 (грам. 1589 г.); Архим. Николай, “Ист. стат. оп. Минск. еп.”, 161; “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, III, прилож., XXIX (в реестре м-рей Киев. епархии показан в числе благочестивых княж. Литовского и приписных к Духову Вилен. м-рю); “Архив юго-зап. России”, ч.1, т. IV, 403, CLXXXII (грам. короля Августа 1720 г., подтвержд. права православн. м-рей). 549. Успенский – Новодворский , мужской, ныне село Новый Двор, Минской губ., Пинского у., Логишинской волости, в 25 вер. к сев.-вост. от Пинска и в 15 вер. к юго-вост. от местечка Логишина, при оз. Постском. Основан в 1618 г. Григор. Володкевичем для укрепления православия против унии. В 1743 г. подвергался притеснениям униатов, которые разогнали монахов и овладели м-рем и его имуществом, но в 1747 г. возвращен православным и приписан к Виленскому Духову монастырю. Закрыт в 1817 и обращен в приход. “Ист. Росс. Иер.”, V, 340; “Минск. губ. в.”, 1847 г., 26 (стат. опис. Пинск. у.); 1864 г., 50 (год основания); Архим. Николай, “Ист. стат. опис. Минск. епар.” 68, 152; “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, II, ч. 1, 598 (просьба православных о возвращении иконы Новодвор. Божией Матери, которая игуменом этого м-ря завезена в Киев); III, прилож., CXII, XXIX (в реестре м-рей Киев. епархии 1723 г. показан в числе благочестивых княж. Литовского и приписных к Духову Вилен. м-рю); “Архив юго-зап. России”, ч. 1, т. IV, 53, XXVIII (постановления 1681 г. о мерах для защиты православия; подписался игум. Грозовский и Новодворский Платон Лукианский), 403, CLXXXII (грам. короля Августа 1720 г., подтвержд. права православн. м-рей), 448, (обращен в унию 1743 г. 22 марта).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Вспомним, что произнес Иисус Христос на Тайной Вечери: «Сие есть Тело Мое за вас ломимое»; третья чаша с вином – чаша Искупления и т.п.; На Пасху евреи пьют из чаш четыре раза. Каждая чаша имеет свое особое название. Первая чаша называется Киддуш или чаша Освящения. Вторая чаша – Казней. Третий раз пьют из чаши Искупления (на Тайной Вечери Иисус Христос сказал: «Это есть Кровь Моя»). И в конце – чаша Халлель или чаша Хвалы. Веками иудеи едят Афикоман вместе с третьей чашей Искупления (опять – указание на Иисуса Христа). Последнюю – пятую чашу не пьет никто. Эта чаша – для Илии Пророка. Согласно иудейскому преданию, Господь открыл себя Аврааму, как Бог Всемогущий (Эль Шаддай). В том числе Всемогущий и внутри Своего сверх-бытия. Первая буква (Шин) в слове «Всемогущий». Эта буква издавна ставится иудеями на талисманы и почтовые ящики. Евреи считают ее божественным символом, потому что она состоит из трех элементов, соединенных в одно, чтобы символизировать единство. Действительно, как видно на рисунке, канонически начертанная буква имеет три элемента одинаковой высоты и со сходными головками, связанные внизу одним горизонтальным основанием воедино. Верхние части всех трех головок одинаковы. Два правых элемента вместе параллельны и одинаково наклонены своими шейками. Левый имеет свой, почти вертикальный наклон, в верхней части шейки начинающий приближаться к двум правым. Изгиб шеек у каждого элемента свой, индивидуальный. Средний элемент явно начинается (рождается!) из основания левого. При этом левый и правый элементы объемлют всю букву, в том числе и средний элемент, напоминая стенки чаши. Низ шеек левого и правого элементов утолщаются и одинаково переходят в основание. Поэтому, если левый элемент считать основным (в соответствии с обычным порядком написания он изображается первым из основания при движении пера справа налево и снизу вверх), то правый исходит из него (!), а не из среднего. Головка среднего элемента находится в центре условной чаши. Следует отметить, что начертание букв священного алфавита издавна канонизировано и имеет для иудеев глубокое мистическое значение.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Наши старцы буквальную, видимую, пасхальную чащу евреев и происходящую от нее чашу обрядовых христиан называют еще «чашей блудодеяния» или «чашей, наполненной вином блудодеяния», основываясь на Откр.17:4 и понимая под блудодеянием идолопоклонство, язычество, служение языческими богам, или бесам. Откр. гл. 17 и 18: «я покажу тебе суд над великою блудницею (идолопоклонницею)..., и я увидел жену… жена держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями (мерзость есть идол) и нечистотою блудодеяния (идолопоклонства) ея… пал, пап Вавилон, великая блудница (идолопоклонница)... ибо яростным вином блудодеяния (идолопоклонства) своего она напоила все народы, и цари земные любодействовали (идолопоклонничали) с нею». На этот текст любили беседовать незабвенный наши старцы с баптистами, при появлении их на Кавказе, например, воронцовский старец Антон Иванович Метелкин. Итак, чаша баптистская и чаша еврейская, от которой она происходит, суть ничто иное, как чаши, наполненные яростным вином блудодеяния, иначе говоря, суть чаши бесовские, чаша языческие, то есть происходят не от Иеговы, а от языческих богов, ибо под блудодеянием нужно разуметь служение языческим богам или бесам (Иер.3:6–): Слушание языческим богам называется в Писании блудодеянием; пить вино блудодеяния из золотей чаши значит служить языческим богам; баптисты пьют вино блудодеяния из чаши своей, значит, этим они служат языческим богам; но свою чашу баптисты переняли от еврейской пасхальной чаши: значит еврейская пасхальная чащи есть чаша блудодеяния, то есть она есть идолопоклонство, служение языческим богам; значит, еврейские пасхальные жертвы, крещения и другие обряды и законы находящиеся в теперешнем Пятикнижии, все это происходит не от Иеговы, а от языческих богов. Итак, заметьте еще раз, какая громадная разница между обрядовыми христианами и нашими старцами: Обрядовые христиане «говорят: чаша бесовская и чаша блудодеяния это есть языческие жертвы и обряды, а чаша Господня это есть еврейская чаша, еврейской пасхальной Жертвы, или чаша теперешних обрядовых христиан, ибо она происходит от еврейской древней чаши.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

За десять лет своей работы Ставропольский форум ВРНС приобрел статус одной из крупнейших региональных экспертных площадок, на которых обсуждаются вопросы цивилизационного развития российского общества, сохранения русской культуры и духовности, расширения межнационального диалога и взаимодействия.  Открывая форум, митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл приветствовал гостей и участников форума и благословил начало мероприятия.  «Ставропольский форум Всемирного русского народного собора стал доброй традицией Кавказа. Мы уже привыкли, что форум собирает в наш Град Креста самых разных экспертов для серьезного, глубокого размышления о судьбе страны, о судьбе нашего народа, о самых животрепещущих проблемах современности. Многие предложенные здесь решения способствовали консолидации общества на основе традиционных духовно-нравственных ценностей, — отметил архипастырь. — Ровно 10 лет назад в этом же зале Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл открыл первый Ставропольский форум ВРНС с темой " За мир на Кавказе " . Как неожиданно звучат эти слова сегодня! Какой путь мы прошли в этой 10-летней битве за мир? Насколько изменилась Россия за последние годы, и сколько ей еще предстоит преодолеть на пути к своему преображению? Все темы, которые звучали на нашем форуме за прошедшие 10 лет, получили отражение в принятых поправках в Конституцию: внесение духовно-нравственного воспитания детей в число приоритетов государственной политики, защита русского языка как языка государствообразующего народа, защита исторической правды от попыток переписать историю, защита института брака как союза мужчины и женщины». После исполнения молитвы «Царю Небесный» и гимна Российской Федерации участникам форума был показан видеоролик, посвященный 10-летию Ставропольского форума ВРНС. Далее помощник полномочного представителя Президента РФ в СКФО Айдамир Валиев огласил приветствие полпреда Юрия Чайки. В адрес участников форума также прозвучали приветственные слова заместителя главы ВРНС Константина Малофеева, заместителя председателя Государственной Думы ФС РФ Петра Толстого и уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка Марии Львовой-Беловой.

http://patriarchia.ru/db/text/5984535.ht...

Обычай пить за здравие царя в конце обеда существовал на Руси с первых времен в ней христианства. В XI столетии преподобный Феодосий Печерский указал на трапезе три чаши: в славу Господа, в честь Богоматери и за здравие князя, и пред ними пение тропарей. Во время пира, сказал он, тропарей за чашами не петь, разве только три: один – во славу Христа Бога, вначале обеда, другой – во славу Пресвятой Девы Марии, в конце обеда, третий – за здравие государя, а более не позволяема (Слово писан. св. Феодосием Мнихом. «Прав. Собес.», 1858 г., III, 255). Преподобный Феодосий ограничил пение тремя тропарями для ограничения чаш за обедом, так как было в обычае после пения тропаря пить чашу. Ограничение, сдеданное преподобным Феодосием, показывает, что пение за столом тропарей и употребление чаши – Богородичной и за царя введены в обычай не Феодосием, а были ранее его. Впоследствии, к послеобеденным чашам присоединились еще другии: после чаши Богородицы следовала чаша святому, например святителю Петру, за чашею царевою была чаша царицы, иногда царевен, затем митрополита или патриарха. У преподобного Феодосия в немногих вышеизложенных словах изложен вкратце весь чин за приливок о здравии царя, именно – сперва после обеда было пение тропарей, потом следовали одна за другою две чаши – Богородичная и за здравие государя. Более подробное указание на этот чин находим в сказании о поставлении патриарха Иова (1589 года). Чин был совершен на обеде, бывшем у патриарха, и состоял из трех частей: во-1-х, из пения тропарей; во-2-х, из чаши Богородицы; в 3-х, из чаши за царя, и при этом – чтения молитвы и возглашения многолетия о нем. «После стола была чаша Пречистыя Богородицы столовая, да после Петру чюдотворцу, а стих велели пети славник первого гласа: «Божественнага свыше явления»; а потом чаша государя царя и великого князя Феодора Ивановича, всеа Русии самодержца, а стих велели патриархи пети: «Пособивый Господи кроткому Давиду». А молитву говорил за государево здоровье отец и богомолец новопоставленный Иев патриарх. А после молитвы дьяки певчие государю царю пели многолетие болшое; да чаша государыни царицы и великие княгини Ирины, а стих пели славник шестого гласа: «Одесную Спаса предста Царица» и потом молитва, и по молитве пели многолетие. И после тое чаши, Иева патриарха Московского и всеа Русии чаша, да чаша Иремея, патриарха вселенского» (Русс. Истор. Библ. Т. 2, 103, стр. 323). Здесь не сказано, какая именно молитва и какое многолетие были произнесены пред чашею царя. Но, весьма вероятно, они были подобны тем, какия и в царствование Иоанна Васильевича произносились. От этого времени сохранились следующие молитвы за чашею царя и за чашею митрополита: Чаша царя Иоанна Васильевича 93

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Игумения Владычнего монастыря г.Серпухова Алексия (Петрова) ЖМП 5 май 2014 /  15 мая 2014 г. Игумения Алексия (Петрова): Чаша не страдания, но благодати Владычний Введенский монастырь подмосковного Серпухова известен прежде всего почитанием чудотворного образа «Неупиваемая Чаша», празднование которого совершается 18 мая. Сюда ежедневно со всей России приезжают автобусы паломников — ­помолиться об исцелении страждущих от алкоголизма. Здесь помогают вернуться к здоровому образу жизни наркозависимым женщинам. Игумения Алексия (Петрова) руководит этим древним монастырем с момента его возрождения в 1995 году. — Чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша» даже у верующих людей в первую очередь ассоциируется с лечением от алкоголизма и наркомании. Только ли за этим едут молиться перед образом? — Конечно, нет. Богородица помогает всем, кто к ней обращается с разными просьбами. У нас даже были случаи помощи в разрешении квартирных вопросов. Но все-таки главная просьба всех паломников — это исцеление от пьянства, а также от наркомании, табакокурения и игромании. — Не умаляет ли такое отношение к иконе почитания изображенной на ней Чаши причастия, основы ­образа? — Очень интересно, что листовка 1912 года «Сказание о явлении иконы Божией Матери “Неупиваемая Чаша”» начинается не с самого сказания, а с объяснения иконографии этого образа. Это было сделано потому, что и до революции в народе ходило неправильное толкование. Говорили, к примеру, о «Чаше страдания». Однако Чаша, изображенная пред Богородицей, — это не «чаша страдания», а Чаша Божией благодати, Чаша причастия. Лично меня коробит нынешнее утилитарное отношение к иконам как к таблеткам — эта икона «от пьянства», та — «от желудка», третья — «от ног», «от головы». Некоторые паломники считают, что поставил свечку, приложился к иконе, заказал поминовение и этого достаточно. Этакое обрядоверие или даже «шаманство» в православии. Мы наблюдаем развитие духовной лености, нежелание молиться и прикладывать духовные усилия самостоятельно.

http://e-vestnik.ru/interviews/igumeniya...

Наши старцы, наоборот, говорят: чаша Господня не есть буквальная еврейская и баптистская чаша, нет, это есть иносказательная духовная чаша, то есть страдание за веру, за истину. А чаша бесовская, или чаша с вином блудодеяния – это есть буквальная баптистская чаша и еврейская пасхальная чаша, ибо баптистская происходит от еврейской. Еврейская пасхальная чаша и жертвы, следовательно, установлены не Иеговой, а бесами, то есть языческими богами. Но если еврейская пасха, еврейские пасхальные жертвы установлены не Иеговой, а языческими богами, то, следовательно, и все другие законы и обряды, омовения, крещения и прочее, содержащиеся в теперешнем Пятикнижии, также установлены и изданы не Иеговой, а языческими богами, и кто исполняет эти обряды, тот служит не Иегове, а языческим богам, то есть идолопоклонствует. Кто исполняет обряд омовения, крещения, тот, следовательно, идолопоклонствует, служит не Иегове, а Молоху, Ваалу и Ремфану. Такого, именно, взгляда на крещение, как на идолопоклонство, держались наши лучшие древние старцы, в том числе и упомянутый Метелкин. В самом деле: не то же ли самое говорят нам древние пророки про Пятикнижие и про законы и обряды, содержащиеся в них? Иерем.7:21–23: «Отцам вашим я (Бог Иегова) не говорил и не давал им заповеди в тот день, в который вывел их из земли египетской, о всесожжении и жертве». Амос. 5:21–27 : «Приносили ли вы мне жертвы и хлебные дары в пустыне в течение 40 лет, дом Израилев? Вы носили скинию Молохову и звезду Бога вашего Ремфана... Ненавижу, отвергаю праздники ваши н не обоняю жертв» … Михей.6:6–8 : «Можно ли угодить Господу тысячами овнов и несчетными потоками елея?» ... Истинный Бог заявляет, следовательно, устами древних пророков, что евреи при Моисее не знали Его, что Он не давал евреям законов про жертвы, но что эти законы о жертвах и о жертвенной чаше суть законы бесовские, ибо они даны, очевидно, евреям Молохом, так как они носили в пустыне в течение сорока лет скинию не Бога, а Молоха. Но вопрос не исчерпывается этим. Евреи при древних пророках думали, следовательно, что они поклоняются Богу, пророки старались их разубедить в том. Во времена Христа евреи тоже думали, что они поклоняются своими обрядами истинному Богу (Иегове), знают Бога, но Христос старался, как и древние пророки, разубедить их, говоря им, что они не знают Иегову (Бога), что Он пришел открыть им Иегову, что Бог , которому поклоняются евреи, не есть истинный Бог, а какой-то другой, что евреи не имеют истинного слова Божия у себя. Так, напр., Христос говорит евреям: «Вы ни гласа Бога никогда не слышали, ни лица Его не видели и не имеете слова Его» ( Ин.5:37–38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010