Конечно понимание XI главы Судей представляет затруднения и сомнения. Мы не знаем должны ли мы принимать буквально и в каком смысле стих 39. Вот он в нашем русском переводе Синодального издания: Ст. 39: «По прошествии двух месяцев она возвратилась к отцу своему и он совершил над нею обет свой, который дал 132 , и она не познала мужа». Прибавка слов «и она не познала мужа», как бы изменяет страшный смысл предыдущих слов и талмудическое предание утверждало, что исполнение обета в том и заключалось что, дочь Иеффая «не познала мужа», и таким образом не имея детей умерла для потомства 133 . Едва-ли однако это толкование правильно; слова «Иеффай совершим над нею обет свой», в совокупности с словами обета «вознести во всесожжение», по нашему мнению указывают на заклание девицы и сожжение тела ее на костре; а прибавленные слова, что она не познала мужа, разъясняют только по-видимому, что и она и отец ее Иеффай не оставили никого по себе для продолжения рода своего во Израиле. Стих 40 этой главы косвенно подтверждает этот взгляд, указывая, что в Израиле установился обычай девицам каждый год оплакивать дочь Иеффая, ибо у нее не было родственников, которые бы могли чтить ее память из рода в род. Это повествование книги Судей совершенно поясняет заключительное выражение этой книги: «В те дни каждый делал то, что ему казалось справедливым» ( Cyд. XXI, 25 ). Книга Судей (ХП, 8– 15) упоминает, как мы говорили выше, еще имена трех Судей в Палестине: одного из колена Иудина, одного из колена Завулона, и одного из колена Ефремова: Есевона, Елона и Авдона; никаких замечательных деяний их она не сообщает; но сообщает весьма интересное сказание о жизни и деяниях Самсона. В городе Цора, в уделе колена Дана, жил Израильтянин Маной, жене которого явился посланный Господень или Ангел Господень, который обещает ей рождение сына и приказывает ей принять на себя обязанности, возлагаемый на назореев по уставу VI главы книги Числ, и приготовить к тому же сына, который родится от нее. Мать будущего судьи не должна была вкушать ни вина, ни сикера 134 , а ребенок, как назорей, должен был подчиниться правилу, по которому никакое острое орудие не могло касаться волос головы его. «Младенец сей будет назорей Божий, и он начнет спасать Израиль от руки Филистимлян», говорил посланный ( Cyд. XIII, 2–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Кротостью человек украшается паче всякого наряда. Апостол Петр говорит девицам и женам: " Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом " (1 Петр. 3,3-4). Достигшим высоты и глубины кротости и смирения легко жить, но труден путь к достижению этих добродетелей. Кто еще на пути, для тех тяжела борьба с собой. Трудно, очень трудно терпеть чужие грехи, но зато это верный и надежный путь в Царствие Небесное. Ты в жизни скорби и мучений Не избалован был судьбой. И много бед и огорчений Уже испытано тобой. Душою кроткой и смиренной В надежде, вере и любви Переносил ты неизменно Все-все страдания свои. Своим безропотным терпеньем Умел ты скорби побороть, Приемля все с благоговеньем, Что посылал тебе Господь. О, верь! Сторицею с годами Вознаградится этот труд... Не все ль, кто сеяли слезами, Святою радостью пожнут?! Примеры кротости и смирения святых Иисус Христос, Царь и Бог вселенной, является символом кротости и смирения. Он повелевает нам учиться у Него этим добродетелям (Мф. II, 28-29). Как Христос, так и Пречистая Его Матерь и все святые кротко обращались с людьми и не проявляли своей властности даже тогда, когда это было на пользу человека. Они ждали, когда человек без принуждения, по доброй воле обратится к добру, потому что именно это ценно и дорого для Господа. Христос сказал: " Милости хочу, а не жертвы " (Мф. 9, 13). Господь наделил человека свободной волей и не хочет ущемлять этой свободы ни в чем. Он терпеливо ждет, когда человек сам откликнется ответной любовью на Его любовь и когда добровольно подчинит свою волю Его Божественной воле. Спаситель мой! Твои веленья Так легки для меня, Когда пример смиренья В Тебе вдруг вспомню я! С любовию священной Своим ученикам Ты, Царь и Бог вселенной, Омыл стопы их Сам, Не ноги мне водою Всего меня омыл Ты Кровию святою И вечность подарил. И впредь с меня, как прежде, Смывай всю грязь, любя,

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Может быть, многие из вас знают это происшествие. Сын убитого убил прелюбодея, заколол и изменницу; потом пришел в бешенство, как бы преследуе­мый фуриями; а впоследствии сам, воспламенившись страстью, убил другого и взял себе жену его. Что может быть хуже таких зол? Привожу эти примеры из внешних (языческих писателей) для того, чтобы показать язычникам, какое зло господствовало тогда во вселенной. Но, если угодно, приведем примеры и из наших (Писаний). " И приносили " , – говорит (Псалмопевец), – " сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам " (Пс.105:37). Также и жители Содома погибли не за что иное, как за блудодеяние с мальчиками. И в начале земной жизни Христовой дочь царя, проплясав на пиршестве среди упившихся, не потребовала ли убийства, не потребовала ли в награду за пляску головы про­рока? " Кто изречет могущество Господа " (Пс.105:2)? " Были гнусны " , – говорит (апостол), – " ненавидели друг друга " , так как неиз­бежно должна произойти великая ненависть, когда мы допустим к душе все наслаждения. Почему? Потому, что только там никто не обижает другого, где любовь соединена с доброде­телью. Смотри, что говорит Павел: " Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас " (1 Кор.6: 9-11). Видишь, как господствовали тогда все виды зла, как велик был мрак, как нарушалась справедливость? Если имевшие у себя пророчества и видевшие столько зол, как у себя, так и у врагов своих не воздерживались, однако, но совершали множество новых злодеяний, то, что сказать о других? У них некто повелел бороться нагим девицам перед глазами мужчин. Да подаст вам Бог великие блага за то, что вы не хотите даже слышать об этом; а у них этого дела не стыдились даже философы. Другой философ, главный между ними (Платон), повелевает женщинам ходить на войну и быть общими, словно какой сводник и развратитель. " Жили в злобе и зависти " , – говорит (апостол).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1100...

Может быть, многие из вас знают это происшествие. Сын убитого убил прелюбодея, заколол и изменницу; потом пришел в бешенство, как бы преследуемый фуриями; а впоследствии сам, воспламенившись страстью, убил другого и взял себе жену его. Что может быть хуже таких зол? Привожу эти примеры из внешних (языческих писателей) для того, чтобы показать язычникам, какое зло господствовало тогда во вселенной. Но, если угодно, приведем примеры и из наших (Писаний). « И приносили », — говорит (Псалмопевец), — « сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам » (Пс. 105:37). Также и жители Содома погибли не за что иное, как за блудодеяние с мальчиками. И в начале земной жизни Христовой дочь царя, проплясав на пиршестве среди упившихся, не потребовала ли убийства, не потребовала ли в награду за пляску головы пророка? « Кто изречет могущество Господа » (Пс. 105:2)? « Были гнусны », — говорит (апостол), — « ненавидели друг друга », так как неизбежно должна произойти великая ненависть, когда мы допустим к душе все наслаждения. Почему? Потому, что только там никто не обижает другого, где любовь соединена с добродетелью. Смотри, что говорит Павел: « Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас » (1 Кор. 6:9–11). Видишь, как господствовали тогда все виды зла, как велик был мрак, как нарушалась справедливость? Если имевшие у себя пророчества и видевшие столько зол, как у себя, так и у врагов своих не воздерживались, однако, но совершали множество новых злодеяний, то, что сказать о других? У них некто повелел бороться нагим девицам перед глазами мужчин. Да подаст вам Бог великие блага за то, что вы не хотите даже слышать об этом; а у них этого дела не стыдились даже философы. Другой философ, главный между ними (Платон), повелевает женщинам ходить на войну и быть общими, словно какой сводник и развратитель. « Жили в злобе и зависти », — говорит (апостол).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Ответ на возражение 1. Хотя девица и свободна от обязательств брака, тем не менее, она не свободна от власти своего отца. Кроме того, печать девства является особым препятствием к общению в блуде, и она может быть нарушена только в [законном] браке. Следовательно, совращение – это не простой блуд, поскольку последний является общением с блудницами, которые не являются более девами и которые, как замечает глосса на [слова Писания] ( 2Кор. 12:21 ), «не покаялись в нечистоте, блудодеянии...» и т. д. Ответ на возражение 2. Амвросий в данном случае говорит о совращении в ином смысле, [а именно] в общем, который может быть отнесён к любому греху похоти. Поэтому эти слова о совращении указывают на общение между женатым мужем и всякой, кто не является его женой, что явствует из сказанного им ниже: «Муж также не вправе делать то, чего не может жена». В таком же смысле нам следует понимать и слова [Писания]: «Если... она осквернится тайно, и не будет на неё свидетеля, и не будет уличена» ( Чис. 5:13 ). Ответ на возражение 3. Ничто не препятствует усугублению изъяна греха по причине присоединения к нему другого греха. Затем, грех неправосудности усугубляет изъян греха похоти потому, что вожделение представляется наиболее неупорядоченным тогда, когда оно не желает воздерживаться от объекта удовольствия ради избежания неправосудности. Фактически, здесь имеет место двоякая неправосудность. Во-первых, в отношении девицы, которая хотя и не осквернена насильно, однако совращена, и потому совратитель обязан ей это возместить, в связи с чем читаем: «Если обольстит кто девицу необручённую и переспит с нею, пусть даст ей вено и возьмёт её себе в жены; а если отец не согласится и не захочет выдать её за него, пусть заплатит отцу столько серебра, сколько полагается на вено девицам» ( Исх. 22:16–17 ). Другой ущерб причиняется отцу девицы, и потому Закон обязывает совратителя возместить и ему, в связи с чем читаем: «Если кто-нибудь встретится с девицею необручённою, и схватит её, и ляжет с нею, и застанут их, то лежавший с нею должен дать отцу отроковицы пятьдесят сиклей серебра, а она пусть будет его женою, потому что он опорочил её; во всю жизнь свою он не может развестись с нею» (Вт. 22:28–29), чтобы эта его женитьба, как замечает Августин, не оказалась насмешкой. Раздел 7. Является ли насилие видом похоти, отличным от совращения?

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Пс.77:58 .  Огорчали Его высотами своими и истуканами своими возбуждали ревность Его. «И прогневаша Его в холмех своих, и во истуканных своих раздражиша Его». Прияв блага от Бога всяческих, послужили бездушным идолам. Пс.77:59 .  Услышал Бог и воспламенился гневом и сильно вознегодовал на Израиля; «Слыша Бог и презре». То есть, молящихся не удостоил Своего промышления. Но яснее показывает это история Судей, потому что Бог предавал их, то Амоннитянам, то Моавитянам, иногда же Мадианитянам и Филистимлянам, наказывая за нечестие. «И уничижи зело Исраиля». Так пресловутый народ, чудесно освобожденный от египетскаго рабства, который «море виде и побеже, и Иордан возвратися вспять» ( Пс. 113:3 ), – сей самый народ легко преодолевали соседи. Пс.77:60 .  Отринул жилище в Силоме, скинию, в которой обитал Он между человеками. «И отрину скинию Силомскую, селение Свое, идеже вселися в человецех». О сем повествуется уже в начале Царств, где упоминается о первосвященнике Илии и о беззаконии сынов его. Пс.77:61 .  И отдал в плен крепость Свою и славу Свою в руки врага. «И предаде в плен крепость их, и доброту их в руки врагов». Крепостию и добротою их Пророк называет кивот. Офни и Финеес, вынесши его на помощь единоплеменникам своим, понесли наказание за свои преступления. Кивот же, взяв иноплеменники, как лучшую некую часть добычи, принесли в дар Дагону. А это был идол, которому они служили. Пс.77:62 .  И предал мечу народ Свой и прогневался на наследие Свое. «И затвори во оружии люди Своя и достояние свое презре». Предал их в руки врагов, по причине чрезмернаго беззакония. А достоянием наименовал их Пророк, потому что всегда пользовались великим попечением Божиим. Так назвал их и великий Моисей; ибо говорит: «и бысть часть Господня, людие Его Иаков: уже наследия Его Исраиль» ( Втор.32:9 ). Потом Пророк исчисляет виды наказания. Пс.77:63 .  Юношей его поедал огонь, и девицам его не пели брачных песен. Пс.77:64 .  Священники его падали от меча, и вдовы его не плакали. «Юношы их пояде огнь, и девы их не осетованы Быша»:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Св. Кирилл Иерусалимский , видя в Песни Песней пророческое изображение евангельских событий, усматривает указание на то страшное вино со смирною, которым хотели упоить распинаемого Христа, чтобы Он не чувствовал всю тяжесть мук распятия. Господь отказался тогда, ибо пришел, чтобы испить всю чашу гнева Божия. О страшное вино, приготовленное Христу-Жениху, когда Он пришел к нам в дом этого мира! Так, св. Кирилл пишет: «И о вине есмирнисмене упомянули также Песни: напою Тя от вина с вонями строенаго». Далее, обращаясь к девицам Иерусалимским, Невеста говорит: 8:3–4 Шуйца его под главою моею, и десница его обимет мя. Заклях вас, дщери Иерусалимския в силах и в крепостех сельных: аще подвижете и воздвижете любовь, Дóндеже восхощет. 8:3–4 Левая рука его у меня под головою, а правая обнимает меня. Заклинаю вас, дщери Иерусалимские, – не будите и не тревожьте возлюбленной, доколе ей угодно. Невеста упоена любовью Жениха. Толкование этих слов см 2:6–7. Трижды в Песни Песней звучит апокалиптический вопрос: «Сии облеченные в белые одежды кто, и откуда пришли?..» ( Откр. 7:13 ). 1 . Кто сия восходящая от пустыни, яко стебло дыма кадящее смирну и ливан, от всех благовоний мироварца? (3:6). 2 . Кто сия проницающая аки утро, добра яко луна, избранна яко солнце, ужас вчиненны? (6:10). 3 . И третий раз: 8:5 Кто сия восходящая убелена и утверждаема о брате своем? 8:5 Кто это восходит от пустыни, опираясь на своего возлюбленного? Троекратный вопрос, заданный в начале, средине и конце, связывает Песнь Песней Соломона воедино. Троекратность вопроса означает восхождение Церкви и души праведника ко Святой Живоначальной Троице. Троекратность вопроса означает восхождение к Богу от пустыни этого мира Церкви и народа Бога Отца времен ветхозаветных и Церкви первенцев ( Евр. 12:23 ) при явлении в мир Сына Божия Иисуса Христа, а также и Церкви, питаемой и одухотворяемой Духом Святым во времена благодати Святого Духа. Троекратность вопроса означает восхождение к Богу всех трех сил души человеческой: ума, сердца и духа, или: разума, чувства и воли. Троекратность вопроса означает три духовных возраста (Церкви вообще и души в частности): младенчество, зрелость и старчество. В эти времена и совершается восхождение от пустыни к Богу – Создателю и Искупителю.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Что любопытно, на службе звучит надежда на прощение даже тех, у кого елея недостаточно – от лица молящегося грешника произносятся слова: От душевного нерадения задремав, о Христос Жених, не приобрел я светильника, горящего добродетелями, и уподобился девицам неразумным, во время работы мечтая. Сострадательного сердца Твоего не затвори от меня, Владыка, но стряхнув с меня мрачный сон, воздвигни и с разумными девами введи в Твой брачный чертог… Здесь стоит задуматься об историческом контексте евангельского повествования. Пять девиц, которым не хватило масла, не зря названы неразумными. Для человека того времени притча звучит как анекдот: ночных супермаркетов тогда не было, так что девушки с горящими лампадками могли предложить подружкам пойти купить масла в полночь только в шутку. Что на самом деле надо было сделать? Ничего особенного. Встать рядом с мудрыми девами и пойти с ними, попросив прощения у жениха. Понятно, что перед Богом покаяние – это не извинения за неподобающий вид на застолье. Но суть примерно одна: кайся – и у тебя немалые шансы быть прощенным; держись хороших людей – и, освещенный светом их добродетели, увидишь дорогу к Богу. Вообще образ брачного пира – один из ключевых не только в богослужениях Страстной недели, но и во всей церковной жизни. Само Таинство Евхаристии указывает на брак Христа с Церковью и души с Богом. «Се, Жених…» – песнопение полунощницы в течение всего года. С брачного пира начинаются чудеса Христа – в Кане Он превращает воду в вино. Про брачный пир Он рассказывает множество притч. Понедельник, вторник и среда Страстной недели отсылают к притче, которая в эти дни не читается – о брачном пире, «званых и избранных», из 22-й главы Евангелия от Матфея: «Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их.

http://pravmir.ru/velikij-vtornik-chto-p...

Песн.1:15 . Вот ты прекрасна, ближняя моя; вот ты прекрасна! Очи у тебя голубиныя. Невеста жениху. Песн.1:16 . И ты прекрасен, брат мой, и ты прекрасен. Ложе наше осенено. Песн.1:17 . Домы у нас из кедровых бревен, потолки у нас кипарисные. Жених говорит себе самому. Глава 2 Песн.2:1 . Я цветок полевый, лилия долин. И невесте. Песн.2:2 . Что лилия между тернами, то ближняя моя между дщерями. Невеста жениху. Песн.2:3 . Что яблонь между лесными деревами, то брат мой между сынами. Под тень ея захотела я и села, и плод ея сладок гортани моей. Невеста говорит девицам: Песн.2:4 . Введите меня в дом вина. Означьте надо мною: Любовь . Песн.2:5 . Подкрепите меня пряниками, освежите меня яблоками. Ибо я уязвлена любовию. Невеста жениху: Песн.2:6 . Левая рука его – под голову мою, а его правая обнимет меня. Невеста девицам: Песн.2:7 . Заклинаю вас, дочери Иерусалима, силами и крепостями полевыми [[В евр. тексте: сернами и ланями полевыми.]]: не будите и не тревожьте Любовь . пока захочет встать. Почуяла невеста жениха. Песн.2:8 . Голос брата моего! Вот он идет, скакая по горам, прыгая по холмам. Песн.2:9 . Брат мой подобен серне, или молодому оленю на горах вефильских [[нет в евр.]] Невеста девицам указывает жениха. Вот он стоит позади стены нашей, посматривает чрез окна, и высматривает чрез сеточные ставни. 10. Отвечает брат мой и говорит мне: «встань, приди ближняя моя, прекрасная моя, голубица моя [[В евр. нет.]]. Песн.2:11 . Ибо, вот зима прошла, дождь миновал, пронесся. «На земле явились цветы; время пасынкования виноградника [[Пасынковать виноградник значит отрезывать на нем лишния леторасли, как бы пасынков, и оставлять две плодородные лозы.]] наступило; голос горлицы слышен на земле нашей. Песн.2:13 . Смоковница распустила почки свои; виноградники цветут, издают благоухание. Встань, приди ближняя моя, прекрасная моя, голубица моя. Песн.2:14 . Приди же ты, голубица моя, под кров скалы, что близ передового укрепления. Покажи мне лице твое, и дай мне услышать голос твой. Ибо голос твой приятен, и лице твое прекрасно». Жених девицам:

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Белокр. 142. Сборник старообрядческий исповедный. Середина XIX в. 8° 46 л. Филигрань: два вида: «Гончаров=А/18=44» и А Гончаров=1844», 1316 вид: Клепиков. Филиграни, 34 (1844 г.). Содержание: л. 5–38 – чин исповеди (без начала); л. 6 – вопросник мужчинам и вдовцам (А/Печ. тр., конец); л. 614 об. – поновление мужчинам; л. 15–16 об. – поновление детям; л. 16 об.–21 об. вопросник девицам, женщинам и вдовицам (Ж-Печ. тр.); л. 22–23 об. – поновление женщинам (без начала); л. 24–25 об. вопросник инокам (Основная редакция); л. 25 об.–30 об. – поновление инокам; л. 30 об.–33 – вопросник инокиням (ЧЖ-Печ. тр.); л. 33–36 – поновление инокиням. Белокр. 209. Сборник старообрядческий исповедный. Начало XX в. 4°. 56 л. Филигрань: «Добружская фабрика 5/1882 [Орёл двуглавый] 1896/ПП [вензель под короной]», 1317 вид: Клепиков. Филиграни, 260 (1902–1904 гг.); Штемпель: «5 [Орёл двуглавый] Ц/князя Паскевича» (?), тип: Клепиков. Филиграни и штемпели, 139 (1900–1905 гг.). Записи: оборот верхней крышки переплёта «Сия святая и богодохновенная нарицаемая тетрадь отца Киприяна»; оборот нижней крышки переплёта – «Синю книгу подарил товарищ Куприян Фадеив», «1926 года». Содержание: л. 1–49 об. – чин исповеди; л. 11 об.–13 вопросник о вере (ВВ-Печ. тр.); л. 14 об.–20 об. – вопросник мужчинам и вдовцам (М-Печ. тр.); л. 20 об.–21об. – вопросник вельможам (В-Печ. тр.); л. 22–31 об. – поновление мирянам; л. 31 об.–33 об. – поновление вельможам; л. 33 об.–35 – поновление детям; л. 35–41 – вопросник девицам, женщинам и вдовицам (Ж-Печ. тр.); л. 41–49 об. – поновление женщинам; л. 49 об.–56 об. – чин причащения больного (без конца); л. 54 об.–56 об. – поновление вкратце. Белокр. 218. Требник и месяцеслов старообрядческий. 1830-е гг. 4°. 78 + II л. Филиграни: 1) «ГГ. X=1830 Г», вид: Клепиков Филиграни, 187 (1830 г.); 2) ЕБ=1831, вид: Клепиков. Филиграни, 264 (1831 г.); На многих листах прямоугольная печать: «Печать Литии. Старообряд. Безпоп. Часовни». Содержание: л. 1–1 об. – вопросник мужчинам и вдовцам (М-Печ. тр., конец); л. 1 об.–3 – вопросник вельможам (В-Печ. тр.); л. 4–11 – вопросник девицам, женщинам и вдовицам (Ж-Печ. тр.); л. 12–15 об. – вопросник инокам (Основная редакция); л. 16–18 об. – вопросник инокиням (ЧЖ-Печ. тр.); л. 19–23 об. – вопросник священникам (Основная редакция).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010