Том 2 → Аудио «Быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем.» Еф. 2:20 . «Чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины.» 1Тим. 3:15 . «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они.» 1Иоан. 4:1 . Содержание Введение. § 1. Долг православно-догматического Богословия. § 2. Понятие о христианских догматах, как предмете пра­вославно-догматического Богословия. § 3. Происхождение и раскрытие догматов в Церкви: источ­ники и образцы православно-догматического Богословия. § 4. Разные деления догматов и значение этих делений в православно-догматическом Богословии. § 5. Характер, план и метод православно-догматического Богословия. § 6. Первый период православно-догматического Богословия. § 7. Второй период православно-догматического Богословия. § 8. Третий период православно-догматического Богословия. Часть 1. О Боге в самом себе и общем отношении его к миру и человеку. 1. О Боге в самом себе. § 9. Степень нашего познания о Боге, по учению Православной Церкви. § 10. Сущность и разделение православного учения о Боге в самом Себе. Глава 1. О Боге, едином в существе. § 11. Состав и порядок исследования. 1. О единстве Божием. § 12. Учение церкви и краткая история догмата. § 13. Доказательства единства Божия из Священного Писания. § 14. Доказательства единства Божия логические, какие употребляли святые Отцы и учители Церкви. § 15. Нравственное приложение догмата. 2. О существе Божием. § 16. Краткая история догмата, учение о нем Церкви и состав этого учения. § 17. Понятие о существе Божием: Бог есть Дух. § 18. Понятие о существенных свойствах Божиих, их число и разделение. § 19. Свойства существа Божия вообще. 1. Беспредельность. 2. Самобытность ( αυτοσια, aseitas). 3. Независимость. 4. Неизмеримость и вездесущие. 5. Вечность. 6. Неизменяемость. 7. Всемогущество. § 20. Свойства ума Божия. 1. Всеведение. 2. Высочайшая премудрость.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Православная Восточная Церковь под первородным грехом всегда понимала то «семя тли», ту наследственную порчу природы и склонность ко греху, которую все люди получают от Адама посредством рождения. Зачатие и рождение – канал, по которому передается прародительская порча. «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» ( Пс.50:7 ), – восклицает Давид, а Апостол Павел прямо связывает греховную порчу человеческой природы с грехом прародителей: «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, [потому что] в нем все согрешили» ( Рим.5:12 ). Таким образом, первородный грех – наследственная поврежденность человеческой душевно-телесной природы, общая склонность людей к греховным поступкам. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ. Сформулируйте причину и цель сотворения мира. Составьте схему трехсоставной природы человека. Объясните разницу между «образом Божьим» и «подобием Божьим» в человеке. Разъясните, в чем разница назначения человека по отношению к Богу и по отношению к самому себе. Составьте таблицу из пяти граф, где перечислите главные задачи человека по отношению к безличному творению. Назовите главную причину появления зла. Объясните учение Церкви по вопросу существования зла в этом мире. В чем сущность зла? В чем сущность грехопадения? Что означает понятие «духовная смерть»? Что означает понятие «физическая смерть»? Дайте определение первородного греха. 6 Написана по книге: Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит. Догматическое богословие. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ. 1997. с.170. 8 Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит. Догматическое богословие. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ. 1997. с.171. 9 Написана по книге: Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит. Догматическое богословие. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ. 1997. с.207. 22 Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит. Догматическое богословие. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ. 1997. с.237. 24 Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит. Догматическое богословие. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ. 1997. с.237.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Dergale...

Александр Мень, прот. Исагогика. Загорск: Московская Духовная Академия, 1982. 1 локоть=48 см. Когда Ковчег был перенесен туда, Соломон изрек: «Господь сказал, что Он благоволит обитать во мгле» ( 3Цар.8:12 ). http://kazan.eparhia.ru. Александр Мень, прот. Исагогика. Загорск: Московская Духовная Академия, 1982. Сикомор (Fícus sycómorus) – один из видов рода фикус семейства Тутовых. Лосский В. Н. Догматическое богословие. М., 1991. Лосский В. Н. Догматическое богословие. М., 1991. Лосский В. Н. Догматическое богословие. М., 1991. Иоанн Златоуст . Беседы на книгу Бытия. Александр Мень, прот. Исагогика. Опыт курса по изучению Священного Писания. Загорск, 1982. Александр Мень, прот. Исагогика. Опыт курса по изучению Священного Писания. Загорск, 1982. Свт. Иоанн Златоуст. Полное собрание творений: В 12 т. Т. 6. СПб., 1900. С. 91. Свт. Филарет (Дроздов). Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. «Апокриф», — означает тайный, сокровенный. Впервые его употребил Климент Александрийский (Строматы, III, 4). Апокрифическими книги назывались по двум причинам: 1) они содержали тайное учение, 2) они не были общеприняты в Церкви и сохранялись в кругах сектантов и еретиков. Свт. Филарет (Дроздов). Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. В 1908 г. в руинах древнего Гэзера была обнаружена глиняная табличка размером 11,1 на 7,2 см с самой древней известной на сегодняшний день еврейской надписью, приблизительно датируемой 925 г. до н.э. Дощечки кидара: «На кидаре его – золотой венец, знамение святыни, слава достоинства: величественное украшение, дело искусства, вожделенное для глаз» ( Сир.45:14 ). «И напишет священник заклинания сии на свитке, и смоет их в горькую воду» ( Чис.5:23 ). «Когда Иегудий прочитывал три или четыре столбца, царь отрезывал их писцовым ножичком и бросал на огонь в жаровне, доколе не уничтожен был весь свиток на огне, который был в жаровне» ( Иер.36:23 ). Мир Библии. 1993. Соферим – книжник, ученый.

http://azbyka.ru/katehizacija/ispolnenie...

Литература . Алипий (Кастальский-Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим. Догматическое богословие. С. 39–41, 272–274; Василий (Кривошеин) , архиеп. Символические тексты в Православной Церкви. Калуга, 2003.С.63–64; Давыденков О. , прот. Догматическое богословие.Ч.1,2.С.50–53, 62–64; Давыденков О., прот. Катихизис. С.11–13. Вопрос 9. Естественное и сверхъестественное богопознание (Пс.18:2–4; Рим. 1:20; 1Тим.2:4). Нравственные условия богопознания (Прем.1:4; Мф.5:8; Ин.3:20; 4:7–8; 1Кор.2:14) Ответ. Человек сотворен для богообщения и богопознания. Апостол возвещает, что Бог «от одной крови... произвел весь род человеческий... дабы они (люди) искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем, и движемся, и существуем» ( Деян.17:26–28 ). В контексте Библии познать нечто – значит изведать на опыте. Так познаются страдания ( Ис.53:3 ) и грех ( Прем.3:13 ), война ( Суд.3:1 ) и мир ( Ис.59:8 ), добро и зло ( Быт.2:9,17 ). Познание в этом смысле всегда сопровождается некими глубокими изменениями в личности познающего. Познать кого-нибудь – значит вступить с ним в личные отношения, в той или иной мере приобщиться к жизни другой личности. Познать Бога – Божественный призыв, обращенный к человеку, откликнуться на него – значит приобщиться к жизни Самого Бога: «Сия есть жизнь вечная, да знают Тебя, Единого Истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» ( Ин.17:3 ). Богопознание не является каким-то единичным актом, а есть бесконечный процесс возрастания человека в благодати и истине. Каким образом люди получили знания о Боге? Естественнонаучные знания человек получает через исследование природы путем наблюдения и эксперимента, исторические знания приобретаются посредством изучения исторических памятников и документов. Однако объектом познавательной деятельности человека может быть только тот мир, в котором он существует, Бог же, будучи Творцом этого мира, Сам не является его частью, но пребывает «над всеми» ( Еф.4:6 ). Говоря философским языком, Бог трансцендентен миру. Конечно, человек может составить некоторое представление о Боге и через исследование тварного мира, ибо через рассмотрение произведений всегда возможно нечто узнать и о самом художнике. Следовательно, возможно познание Бога через красоту, гармонию, целесообразность, растворенные в мире. В сущности, это есть не что иное, как естественная реакция человеческой души, которая, по словам христианского апологета Тертуллиана (II–III вв.), по природе является христианкой. Такое, опосредованное творением, познание Бога, называется естественным богопознанием.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Примером может служить Даниилово пророчество о седьминах, гл. 9, ст. 24, которое в сем сочинении приводится иначе, нежели в славянском, и иначе, нежели в двух русских сочинениях, уже напечатанных, т.-е. догматическом богословии Терновского (стр. 124) и в книге: первые четыре века христианства (стр. 48), которые впрочем и между собою несогласны; именно: Даниила, гл. 9, ст. 26 в славянском читается: и потребится помазание (Евр. Мессия) и суд не будет в нем; в Алфавите Библии под числом 2162: – истреблен будет помазанник и не станет его у них; в догматическом богословии Терновского: истребится помазанник и не будет у него (власти над народом); в книге: первые четыре века христианства: убиен будет Христос и не за себя. Той же главы 27 ст. читается на славянском: и во святилище мерзость запустения будет, и повторяется в св. евангелии, где сам Господь говорит: егда узрите мерзость запустения, реченную Даниилом пророком, и проч. Между тем в Алфавите Библии под числом 2163 сие место переведено так: и на крыле оскверненном опустошитель, в догматическом богословии Терновского: и близ крыльев (Серафимов осеняющих престол) будут поставлены мерзости; в книге: Первые четыре века христианства: и за птицею мерзости придет опустошение. 3) Некоторые из приведенных в сочинении мест священного писания, будучи предложены без изъяснения, могут читающего ввести в заблуждение; например под числом 99: Бог не живет в созданных руками храмах; под числом 472: вы имеете помазание от святаго и знаете все: самое сие помазание учит вас всему (Срав. послание восточных патриарх. о православной вере, чл. 12); под числом 695 а неделающему, но верующему в того, кто оправдывает нечестивого, вменяется вера его в праведность (Срав. Того же послания, чл. 13, где сказано: признаем совершенно нечестивою мысль, будто вера, заменяя дела, приобретает оправдание о Христе); под числом 876: Бог производит в нас и хотение и действие по своему благоволению (Срав. того же послан, чл. 3); под числом 1191: Я знаю и уверен Христом Иисусом, что нет ничего в самом себе нечистого, но нечистым бывает что-либо только для того, кто почитает нечистым.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

А. Понятие лица (πρσωπον) в православной триадологии XX века// Церковь и время. – 2008. – 2 (43) . – С. 21–44. Чурсанов С. А. Понятие лица (πρσωπον) в Священном Писании и в философско-терминологическом контексте начала эпохи Вселенских Соборов// Церковь и время. – 2007. – 2 (39) . – С. 92–112. Чурсанов С. А. Понятие лица (πρσωπον) в сотериологической перспективе триадологии Великих Каппадокийцев// Церковь и время. – 2007. – 4 (41). – С. 46–73. Чурсанов С. А. Христианский образ человека: основные линии православного вероучения// Церковь и время. – 2009. – 4 (49). – С.165–204. Шёнборн К. Бог послал Сына Своего: Христология/пер. с нем. Е. Верещагина; под ред. Е. Гейнрихса. – М.: Христианская Россия, 2003. Шмеман А. , прот. Евхаристия: Таинство Царства. – М.: Паломник, 2001. Яннарас Х. Вера Церкви: Введение в православное богословие. – М.: Центр по изучению религий, 1992. 1 У самого Аристотеля богословие – это раздел его философии, «первая философия», в которой излагалось «учение о божественном» (Метафизика, кн. XI, гл. 7) 19 Точное значение этого имени неизвестно. Его переводят как «князь Ваал», «высокий господин», «господин небесного жилища», «господин мух» или даже как «бог нечистот, навоза». 27 Греч. γνμη – «мысль, суждение, изречение», в переносном смысле – выбор, предпочтение. Гномическая воля по-другому – «избирающая» воля, воля суждений, колеблющегося выбора. 28 Например, в Кн. Даниила ( Дан.7:13–14 ) это выражение относится к Мессии: «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится». 31 Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991. С. 107–108. 41 В современной экзегетике три направления толкования тысячелетнего царства 20-й главы Апокалипсиса принято обозначать следующим образом: постмиллениализм – означает Второе пришествие после тысячелетнего царства, – такое понимание отвергнуто большинством богословов; амиллениализм – отрицает тысячелетнее царство, а точнее, считает его уже начавшимся, – это можно назвать церковным пониманием миллениума; премиллениализм – означает Второе пришествие перед тысячелетним царством, – это и есть хилиазм.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

, прот. Догматическое богословие. Ч. 3. С. 153–160; Давыденков О., прот. Катихизис. С. 120; Конспект по догматическому богословию. С. 60–62; Макарий (Булгаков) , митр. Руководство к изучению христианского, православно-догматического богословия. С. 162–171; Малиновский Н. , прот. Очерк православного догматического богословия. С. 431–441; Шмеман Александр , протопресв. Введение в богословие. С. 14. Вопрос 42. Понятие о первосвященническом служении Господа Иисуса Христа (Пс.109:4; Евр.3:1, 4:14,16, 5:5–6). Божественный кеносис (Ис.53:4–6; Евр.10:5–7; Флп.2:6–8; Гал.3:13) Ответ. Как Пророк, Христос Спаситель только возвестил нам о спасении, но еще не совершил самого спасения. Но самым делом Он спас нас от греха и от всех следствий греха, самым делом заслужил для нас жизнь вечную, через Свое первосвященническое служение. Это служение состояло в том, что Он, соответственно служению ветхозаветных первосвященников, принес Самого Себя в умилостивительную жертву за грехи мира и, таким образом, примирил нас с Богом, избавил нас от греха и его следствий, приобрел нам вечные блага. Истину первосвященнического служения нашего Спасителя произнес еще в Ветхом Завете Сам Господь устами пророка Давида: «Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека» ( Пс.109:4 ). Ап. Павел подробно раскрывает эту идею в Послании к Евреям, где многократно называет Христа Святителем, Первосвященником: «Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя; как и в другом [месте] говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека» ( Евр.5:5–6 ); «Итак, братия святые, участники в небесном звании, уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа» ( Евр 3. 1 ); «Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания [нашего]. Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно [нам], искушен во всем, кроме греха» ( Евр.4:14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

—92— всю церковную жизнь к косности и застою. Причем такие обвинения иногда исходили и от христиан – в основном инославных – имевших иное понимание полноты христианского вероучения. Так, Католическая церковь , признающая догматическое развитие, критически относится к позиции Православной Церкви, исповедующей принцип догматического предания, а не догматического развития. Вся эта критика рождается на почве непонимания не только полноты церковной веры, но и природы самой Церкви. Церковь как Тело Христово «есть... полнота Наполняющего все во всем» ( Еф.1:23 ), «поскольку Дух Святой ее животворит и наполняет Божеством, ибо Божество обитает в ней телесно» 124 . Церковь не ищет истину и не призывает к этому своих членов. Обладая ею, она предлагает всем и каждому приобщиться к ней и войти «в разум истины». Более того, Сама Истина, т.е. Христос, стучится в двери каждого сердца, желая войти в него и обитать в нем (Ап.3:20). Внецерковное же сознание это преимущество Церкви, обладающей истиной, пытается выдавать за ее недостаток, усматривая здесь сползание Церкви к застою и консерватизму. Для него более предпочтительной была бы Церковь , которая искала бы истину, как ищут ее на различных путях человеческого познания (в науке, философии и т.п.). Такой поиск истины нецерковное сознание ассоциирует с совершенствованием человека, не учитывая при этом, сколько заблуждений и ошибок он порождает и сколько душ человеческих безвозвратно теряют себя на этих путях. Церковное обладание полнотой истины не может препятствовать познанию человека и его совершенствованию, хотя и понимаемым в христианстве иначе, чем в секулярных гносеологиях. Как уже было отмечено, процесс христианского познания и совершенствования есть процесс соединения со Христом, что как раз и выражено в евангельских словах: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» ( Ин.17:3 ), а также: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» ( Ин.8:32 ). —93— Здесь следует оговориться относительно глаголов «да знают» и «познаете».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1 Прп. Иоанн Дамаскин. Источник знания. Диалектика. (Ioann Damasc. Fons scientiae. Dialectica, с. 3//PG. T. 94. Col. 533BC.) 2 Ср. ... «доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф.4:13). — Примеч. ред. 3 Ср. «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр.13:8). — Примеч. ред. 4 В русском синод. переводе: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, через Которого и веки сотворил» . — Примеч. ред. 5 Ин.6 6 Ср. 1Кор.13— Примеч. ред. 7 Ср.Мф.28— Примеч. ред. 8 Орос (букв. с греч. «граница», «предел», «рубеж») — точное изложение веры. — Примеч. ред. 9 Исагогика ( от греч. εσαγωγ — введение) — дисциплина, вводящая в библеистику (иначе «введение в Священное Писание»). Исагогика занимается вопросами Боговдохновенности, каноничности Библии и ее отдельных книг, времени и места происхождения, авторства, истории передачи текста, переводов. Герменевтика (от греч. ρμηνεω — толкую) — искусство изъяснения, техника толкования древних текстов. Герменевтика является частной областью экзегетики, которая рассматривает метод толкования, но и само толкование, осуществляемое с помощью данного метода. — Примеч. ред. 10 Макарий (Булгаков; 1816—1882) — знаменитый русский богослов и церковный историк. О высокопреосвященном Макарии как догматисте см.: Сидоров А.И . Классический труд по православному догматическому богословию.//Макарий (Булгаков), митрополит. Православно-догматическое богословие. М., 1999. Ч. 1. С. III. — Примеч. ред . 11 Филарет (Гумилевский; 1805—1866) — известный богослов и историк Церкви. В сферу научных интересов владыки Филарета входили догматическое богословие, патрология, история Русской Церкви, агиография. Обладая обширными знаниями, архиепископ Филарет всем предметам, которые читал с академической кафедры, давал совершенно новую постановку сильной, остроумной, подчас даже резкой критикой противоположных взглядов. В своем «Православном догматическом богословии» преосвященный Филарет первый из русских богословов внес в разработку догматики запросы современной мысли. Общее число трудов преосвященного Филарета достигает 159. См.: Христианство. Энциклопедический словарь. М., 1995. Т. 3. С. 111—112; Листовский И.С. Филарет, архиепископ Черниговский. Чернигов, 1895. — Примеч. ред .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3465...

   (1 Ин. 1:7). 6. По свидетельству Священного Писания как Ветхого (Ис. 53:5), так и Нового (Ин. 1:29) Завета, Христос явил Себя Агнцем Божиим, берущим грех мира.   Агнцем Божиим, берущим грех мира.    Но Сам Он был безгрешен   Сам Он был безгрешен    (Ис. 53:9; 1 Пет. 2:22; Ин. 3:5). 7. В искупительной жертве, совершенной Христом, от крылось миру и Божественное правосудие, и Божественное милосердие. Правда Божия открылась в том, что Бог примирился с человеком, лишь очистив его Кровию Иисуса Христа и открыв ему путь к праведности. Любовь и милосердие явились в том, что «Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками»   «Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками»    (Рим. 5:8) и «не мы возлюби ли Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши»   «не мы возлюби ли Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши»    (1 Ин. 4:10). 8. В искупительном подвиге Своем Христос стал Возглавителем великой вселенской борьбы с мировым злом. Искупленные Им призваны также к борьбе со злом и грехом. Но — в отличие от Безгрешного Господа – борьба эта начинается у человека в его собственном сердце, из которого должны быть удалены наполняющие его греховные чувства, настроения и устремления. 9. Совершенный Христом искупительный подвиг – это не столько предмет богословского умозрения, сколько наглядный пример Божественной любви, пробуждающий в наших сердцах чувство глубокой благодарности к Искупителю, напоминающий нам о нашем недостоинстве, призывающий нас к нравственному исправлению, к смиренному несению своего жизненного креста и к последованию Христу (Мф. 16:24).   Архиепископ Филарет (Гумилевский). Православное догматическое богословие. Ч. 1 – СПб., 1882. С. 76.    Архиепископ Филарет (Гумилевский). Беседы о страданиях Господа нашего Иисуса Христа. – 3-е изд. – СПб., 1884. — С. 58 и С. 417—418.    Архиепископ Филарет (Гумилевский). Письма к графине Шереметьевой. – СПб., 1900. – С. 18.    Пространный христианский Катихизис Православной кафолической Восточной Церкви (митрополита Филарета (Дроздова). О третьем члене Символа веры.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3586...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010