Но при этом мы должны иметь в виду, братие, что Милосердный Господь нередко исправляет случающееся с нами зло и обращает к добрым последствиям. Так напр., мы знаем, что когда дети Иакова задумали погубить своего брата Иосифа из ненависти и с этою целью продать его в Египет, в чужую землю, к чужим людям, Господь попустил эту продажу. Но праведный Иосиф не погиб в Египте. Здесь он явился спасителем египтян от голодной смерти, и не только их, но и всей семьи своего отца. Когда случился голод в земле Ханаанской, где жил его отец Иаков, последний, по предложению Иосифа, переселился в Египет и с радостью был принят царем египетским. Таким образом, Господь обратил зло, которое нанесли Иосифу братья, к добру. Это заметил братьям и сам Иосиф по смерти отца своего Иакова. «Вот», говорил он им, «вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей» ( Быт.50:20 ). Так Бог направляет зло к добрым последствиям. Это замечено и народом и выражено в известной поговорке: «нет худа без добра». Наконец, рассуждая о постигающих нас несчастьях, мы должны верить, братие, что Милосердный Господь подаст нам помощь к перенесению их и не попустит нам несчастий более, чем мы перенести можем. «Верен Бог», писал Коринфянам апостол Павел, «Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении дает и облегчение, так чтобы вы могли перенести» ( 1Кор.10:13 ). Таким образом Сам Господь подаст нам помощь в несчастье, подаст силу к перенесению его. Будем поэтому, братие, верить в Промысл Божий, не будем роптать на Бога, если какое-либо бедствие постигает нас, но будем твердо верить, что Господь направляет все к вашему благу и спасению. Во всех трудных обстоятельствах жизни будем следовать совету св. Давида: Открый ко Господу путь твой, и уповай на Него, и Той сотворит ( Пс.36:5 ). Аминь. 1 Предлагаемые беседы составлены по плану Православного Христианского Катихизиса Филарета митрополита Московского и представляют собою объяснение этого Катихизиса. Главным руководством при их составлении служило православно-догматическое богословие Макария м. м. Беседы предназначаются преимущественно для простого народа

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

В житиях святых и в творениях Отцов Церкви описано множество случаев, когда во время молитвы ум человека бывал «восхищен» в иной мир, где он созерцал Бога, ангелов, Царство Небесное. Апостол Павел пишет: «Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним. Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет, (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» ( 2Кор. 12:1–4 ). Преподобный Исаак Сирин пишет о созерцаниях и откровениях, которые случались со святыми во время молитвы: «Когда священник приготовится, станет на молитву, умилостивляя Бога, молясь и собирая свой ум воедино, тогда Дух Святой нисходит на хлеб и вино, предложенные на жертвеннике. И Захарии во время молитвы явился ангел и предвозвестил рождение Иоанна. И Петру, когда во время шестого часа молился в горнице, явилось видение... И... архиерей однажды в год, в страшное время молитвы... входил во Святое святых и повергался на лицо свое, и слышал Божьи глаголы в страшном и неизреченном видении. О, как страшно сие таинство, которому служил при этом архиерей! Так и все видения святым бывают во время молитвы. Ибо какое другое время так свято и по святыне своей столь прилично принятию дарований, как время молитвы, в которое человек собеседует с Богом? В это время... человек... погружается мыслью в единого Бога, и сердце его наполнено бывает Богом, и оттого уразумевает он непостижимое... и ум поражается и поглощается изумлением... и бывает он вне мира сего... И не молитвою тогда молится ум, но бывает в восхищении, при созерцании непостижимого – того, что за пределами мира смертных, и умолкает в незнании всего здешнего. Сие-то незнание называется лучшим знанием. О сем-то незнании говорится: блажен постигший незнание, неразлучное с молитвой». 296 Опыт боговидения для человека является столь личным и сокровенным, что редко кто из святых говорил о нем подробно. Апостол Павел ограничился несколькими фразами о неизреченных глаголах, которые «человеку нельзя пересказать». В этом смысле исключительным и единственным во всей святоотеческой литературе представляется преподобный Симеон Новый Богослов (XI в.), который в своих произведениях с невиданной дотоле откровенностью рассказал о встречах с Богом, о тайнах созерцания, о многочисленных видениях и откровениях, которые он имел. Преподобный Симеон часто во время молитвы созерцал Бога как свет:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

в) Усвоение человеку дела искупления совершается не по заслугам человека и не по делам его, а по благодати, то есть туне, или даром, иначе благодать не была бы уже благодатью ( Рим. 11:6 ). Действие благодати Божией сопоставляется Ап. Павлом с действием греха. Как непослушанием одного человека люди сделались грешными, так и послушанием одного они сделаются праведниками ( Рим. 5:19 ); как преступлением одного – всем человекам осуждение, так правдою одного всем – оправдание (ст. 18); как преступлением одного царствовала смерть, так через праведность одного благодать воцарилась к жизни вечной (17:21); как через первого Адама вошел в мир грех и действовал во всех потомках его, так через второго Адама Господа Иисуса Христа, все могут принимать обилие благодати и дар праведности ( Рим. 5:17 ) по единству природы человеческой в Богочеловеке Искупителе и в нас, людях. г) Вменение дела искупления каждому человеку совершается благодатью Божьей, свободно принимаемой человеком. Как первородный грех вменяется каждому человеку, когда человек свободно соглашается на грех, так и благодать Божия вменяет каждому искупление, когда человек свободно покоряется ей. Для принятия благодати Божьей со стороны человека необходимы вера и добрые дела. Ибо сказано: благодатью вы спасены через веру ( Еф. 2:8 ), но вера необходима живая и деятельная, потому необходимы и добрые дела, как выражение и плод веры, потому что «вера без дел мертва есть» ( Иак. 2:20 ); уже сама по себе вера есть дело свободного желания человека, выражает его решимость отстать от греха и обратиться к Богу, эта решимость выражается самим делом. Благодать Божия не стесняет человеческой свободы, напротив, предполагает ее, как при обращении человека к Богу, так и при всех действиях освящения в продолжение всей его жизни. Неправильно учат об отношении благодати Божией к свободе человека: α) – рационалисты, которые все дело спасения человека приписывают его свободе, разумея под именем благодати вообще творческие и промыслительные действия Божьи, как то: естественные силы и дарования, нравственный закон и пример Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

О благодати Божией а) Под именем благодати Божией вообще разумеется дар благости и любви Божией к человеку, каковы все творческие и промыслительные действия Божии по отношению к человеку, словом, всё получаемое им от Бога без всяких заслуг со своей стороны. Но все дело искупления человека, усвоение искупления каждому человеку и освящение его, есть дело благодати Божией в собственном и частнейшем смысле. В этом смысле Ап. Павел говорит: «благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас; Божий дар, не от дел, чтобы никто не хвалился» ( Еф. 2:8–9 ). Искупительное действие благодати Божией принадлежит всем Лицам Пресв. Троицы, но в собственном смысле, как действие усвоения искупления и освящения, благодать Божия есть действие Св. Духа. В Ветхом Завете Бог обещал послать в мир Св. Духа: «излию от Духа Моего на всякую плоть и будет всякий, кто призовет имя Господне, спасется» ( Ин. 2:28, 32 ). Иисус Христос сказал о том же обетовании: «Я умолю Отца и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во век» ( Ин. 14:16–17 ). Это обетование исполнилось в день пятидесятницы. б) Благодать Божия необходима как для искупления человека, так и для усвоения дела искупления или для освящения его. Многие видели Иисуса Христа во время Его земной жизни, слышали Его учение, были свидетелями Его дел, но не уверовали в Него, не усвоили себе виденного и слышанного, даже Его ученики, пока не получили Св. Духа. Для усвоения искупления необходимо новое чрезвычайное действие Божие, именно освящающее действие благодати Духа Святого. Слово о кресте и о всем деле искупления, совершенного Иисусом Христом, для одних людей соблазн, для других безумие ( 1Кор. 1:23 ), потому никто не может назвать Иисуса Христа Господом, как только Духом Святым ( 1Кор. 12:3 ), и без благодати Божией невозможно ни начало, ни продолжение, а тем более усовершенствование в духовной жизни. – Освящение человека состоит в полном и совершенном обновлении его, или в претворении ветхого, греховного человека в нового, созданного по Богу в праведности и святости истины ( Еф. 4:24 ), имеет целью, чтобы человек достиг в меру полного возраста Христова и исполнился всею полнотою Божией ( Еф. 3:19 ). Как грех , вошедши в мир, царствовал к смерти, выражаясь во всех видах преступлений и беззаконий, так и благодать воцарилась к жизни вечной, внося в мир начало новой жизни, открывающееся во всех видах и плодах духовного совершенства. Потому всякое духовное добро в человеке есть действие благодати Божией. Бог производит в нас и хотение и действие по своему благоволению ( Фил. 2:13 ), в противоположность тому, как грех, живущий в человеке, направляет все помышления сердца его на зло. Об этом действии благодати Божией выразительно говорит Ап. Павел: «Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во Мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со Мною» ( 1Кор. 15:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Далее, предыдущие твари являлись как нечто совершенно отличное от Творца своего, и хотя на них отражались бесконечные совершенства Создателя, но ни одно из них не получило такого свойства, чтобы выражать саму природу Божию. В лице же человека, по определению Творца, должно было явиться на земле существо богообразное и богоподобное, т. е. в самой природе своей имеющее некоторое сходство со своим Создателем: Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему (26 ст.). Наконец, по совету Своему Бог творит человека не так, как прочие твари, единым словом и единократным действием Своего всемогущества, а некоторым особенным действием, именно: Сам вземлет персть земную и из нее образует тело человека: И создал Господь Бог человека из праха земного; потом в приуготовленное таким образом тело вводит душу, и не просто творческим – да будет, или повелением земле извести душу живую, но Сам вдыхает ее дуновением уст Своих: и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою ( Быт.2:7 ). Спустя некоторое время по сотворении Адама, Бог, также по особому определению «совета» во Св. Троице, и особым творческим действием создал жену, образовав ее тело, в знамение единства ее с мужем, из ребра его. Бытописатель о создании жены повествует так: и сказал Господь Бог (Elohim): не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему... И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку ( Быт.2:18, 21–22 ). Такова богооткровенная история сотворения человека. При возвышенной простоте и краткости изложения, рассказ богопросвещенного историка отличается глубиною и обширностью своего содержания. Сопоставляя эту историю со всеми древними и новыми учениями о происхождении человека, нельзя не видеть великого превосходства содержащегося в оной учения пред измышленными самим человеком гаданиями о своем первоначальном происхождении и достоинстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Древнее предание говорит о том, что евреи в эпоху после вавилонского плена не произносили имя Яхве – Сущий из благоговейного трепета перед этим именем. Только первосвященник один раз в год, когда входил для каждения во Святое святых, мог там внутри произнести это имя. Если же простой человек или даже священник в храме хотел сказать что-либо о Боге, он заменял имя Сущий другими именами или говорил «небо». Была и такая традиция: когда требовалось сказать «Бог», человек замолкал и прикладывал руку к сердцу или показывал рукой на небо, и все понимали, что речь идет о Боге, но само священное Имя не произносилось. На письме евреи обозначали Бога священной тетраграммой (YHWH). Древние евреи прекрасно сознавали, что на человеческом языке нет такого имени, слова или термина, которым можно было бы поведать о сущности Бога. «Божество неименуемо, – говорит святитель Григорий Богослов . – Не один разум показывает это, но и... мудрейшие и древнейшие из евреев. Ибо те, которые почтили Божество особенными начертаниями и не потерпели, чтобы одними и теми же буквами были записаны и имя Божие, и имена тварей... могли ли когда-нибудь решиться рассеянным голосом произнести Имя естества неразрушаемого и единственного? Как никто и никогда не вдыхал в себя всего воздуха, так ни ум совершенно не вмещал, ни голос не обнимал Божьей сущности». 17 Воздерживаясь от произнесения имени Бога, евреи показывали, что к Богу можно приобщиться не столько через слова и описания, сколько через благоговейное и трепетное молчание... Божественные имена В Священном Писании встречается множество имен Бога, каждое из которых, не будучи в силах описать Его по существу, указывает на те или иные Его свойства. Знаменитый трактат V века «О Божественных именах», приписываемый Дионисию Ареопагиту , является первым христианским систематическим изложением этой темы, хотя до того она развивалась и другими писателями, в частности святителем Григорием Богословом . Некоторые имена, усвоенные Богу, подчеркивают Его превосходство над видимым миром, Его власть, господство, царское достоинство. Имя Господь (греч. Kyrios) обозначает верховное господство Бога не только над избранным народом, но и над всей Вселенной. Сюда же относятся имена Господь Саваоф, то есть Господь воинств (небесных), Господь сил, Господь веков, Владыка, Царь славы, Царь царствующих и Господь господствующих: «Твое, Господи, величие, и могущество, и слава, и победа, и великолепие, и все, что на небе и на земле – Твое; Твое, Господи, царство, и Ты превыше всего как Владычествующий. И богатство, и слава от лица Твоего, и Ты владычествуешь над всем; и в руке Твоей сила и могущество, и во власти Твоей укрепить все» ( 1Пар. 29:11–12 ). Имя Вседержитель (греч. Pantokrator) означает, что Бог все держит в Своей руке, поддерживает Вселенную и порядок в ней: «Моя рука основала землю, и Моя десница распростерла небеса» ( Ис. 48:13 ); Бог «держит все словом силы Своей» ( Евр. 1:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Знают ли христиане, что Неизобразимый неизобразим? Так вот, мы православные, солидарны с мусульманами в отвержении язычества. Точно так же, по мысли протодиакона Андрея Кураева, мы согласимся с ними в том, что они говорят о Боге – о Его непостижимости, о том, что Он не имеет видимого образа и что поэтому любой образ станет идолом, картинкой, заслоняющей нас от Бога. Именно поэтому догматические определения Седьмого Вселенского собора гласят, что Бог-Отец неизобразим, и дедушка с бородой в наших храмах – это полное каноническое безобразие. «Бога не видел никто никогда» — этой еще ветхозаветной истины, к которой обращается в своем благовестии Иоанн Богослов, никто не отменял… Кроме Самого Бога… Потому что продолжение этой евангельской строки от Иоанна Богослова звучит так: «Единородный Сын, Сущий в недре Отчем, Он явил». И вот здесь мы не согласимся с мусульманами. С одной стороны, Бог невидим, неизобразим, непостижим, сокровенен, трансцендентен, говоря философским языком. Но, с другой стороны, – а можем ли мы с вами налагать на Бога ограничения в рамках своего разума, своих гипотез, концепций и построений? Можем ли мы Ему диктовать, каким быть Ему, Богу? Задавать границы Его непостижимости, беспредельности, и главное — сокровенности, сокрытости от человека? Наша надежда, наше провозвестие, наш месседж, наше христианское послание — в том, что Бог выходит навстречу человеку из этой сокровенности, непостижимости и открывает Себя как Бога Единого, но в Трёх Лицах – Отца, Сына и Духа Святого. Суть Евангелия не в морали, но в Мессии: приходит Некто в этот мир и говорит о Себе: «Я и Отец – одно», «в Бога веруйте, и в Меня веруйте»; — говорит расслабленному: «Прощаются тебе грехи твои». Именно это вызывает резкий отпор фарисеев и книжников, которые говорят, что только Бог может прощать грехи, что это Его власть, Его право, Его прерогатива, и кто же этот, кто присваивает себе божественность, статус Творца мироздания? На что Христос неожиданно отвечает: «Что легче сказать: прощаются тебе грехи или возьми постель твою и ходи? Так вот Я говорю: возьми постель твою и ходи». Расслабленный берёт постель и уходит, исцелённый.

http://pravmir.ru/musulmanam-o-pravoslav...

« Церковь , – говорит митрополит Макарий (Булгаков) , – прияв эту истину от Бога и желая напечатлеть ее в своих чадах, с самого начала постоянно преподавала ее в общественных образцах веры…» 6 Творение – дело Пресвятой Троицы. Некоторые, недостаточно ясные, или, как обычно выражаются православные экзегеты, прикровенные указания на участие всех Лиц Святой Троицы в деле творения находятся в Ветхом Завете, но совершенно ясно эта истина выражена только в откровении Нового Завета. Из ветхозаветных текстов внимание святителя Василия Великого привлек к себе в этом отношении следующий: «Словом Господним небеса утвердишася и Духом уст Его вся сила их» ( Пс. 32, 6 ). Объясняя эти слова Псалмопевца, святитель Василий говорит об участии в творении Святого Духа, Которого наравне с Сыном уподобляет руке, чрез которую Бог производил Свое творение 7 .   Сходную с этим мысль высказывает святой Ириней, епископ Лионский: «Бог ни в чем не имел нужды для создания того, чему быть Он предопределил у Себя, как будто бы Он не имел Своих рук. С Ним всегда присутствует Слово и Премудрость, Сын и Дух, чрез Которых Он свободно и по доброй воле Своей все сотворил» 8 . В Новом Завете имеется много мест, говорящих о творческой деятельности всех Лиц Святой Троицы. В частности: а) О Боге Отце апостол Павел пишет коринфянам: «У нас один Бог Отец, из Которого все» ( 1Кор. 8, 6 ). А в 4-й главе книги Деяний апостольских приведены слова молитвы первохристианской общины в связи с запрещением синедрионом проповеди о Христе. В этой молитве начальные слова: «Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и все, что в них…» обращены к Богу Отцу, что видно из дальнейшего текста этой молитвы: «ибо поистине собрались в городе сем на Святого Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским» (см. Деян. 4, 24, 27 ).   б) Об участии в миротворении Сына Божия говорится в следующих текстах: «Все чрез Него (то есть чрез Слово) начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» ( Ин. 1, 3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

«Один путник остался беседовать с Авраамом, а два других отправились в город Содом, где подверглись, ну... харассменту. А чего еще было ждать от содомитов?» Как известно, слово «харассмент» чаще всего означает преступное и настойчивое сексуальное домогательство, приставание с попыткой изнасилования. При этом анимационная картинка изображает толпу серых фигур — жителей города Содома, устремляющихся к дому, в который только что вошли два ангела. Затем (в изначальной версии ролика) мы могли видеть двух ангелов выходящими из дома — с покрасневшими щеками и печальными лицами, держащими в руках плакаты с надписью «# me too». Поясню: «me too» — так называемый «хештег», ныне весьма популярный, постулирующий осуждение любых сексуальных домогательств и насилия; в последнее время он распространился в современном информационном поле — после целого ряда сексуальных скандалов в Голливуде. Именно эти кадры с плакатиком и охваченными чувством стыда ангелами из новой версии ролика исчезли, однако тема «харассмента» здесь по-прежнему осталась. Авторы ролика так и не поясняют, были ли изнасилованы содомитами эти два ангела, но будем надеяться на то, что верное православное догматическое сознание, отрицающее у ангелов материальную телесность, все же в конечном итоге помогло сценаристу клипа отринуть эту смелую мысль. Сразу замечу, что, в соответствии с библейским рассказом, те совершившиеся в Содоме события, участниками которых оказались посетившие Авраама Путники, происходили совсем не так, как это представляется авторам ролика: «Тогда мужи те простерли руки свои и ввели Лота к себе в дом, и дверь заперли; а людей, бывших при входе в дом, поразили слепотою, от малого до большого, так что они измучились, искав входа» (Быт. 19: 10-11). Как бы то ни было, ход клипового изложения учения о Троице движется дальше. Диктор сообщает: «Но дело здесь даже не в пикантности самой ситуации, а в том, что мы называем Святую Троицу Единосущной, Единой и Нераздельной». Так и не пояснив нам смысл этих сложных богословских формулировок, авторы тотчас же решительно рушат ошибочный рублевский «миф» о Троице.

http://ruskline.ru/analitika/2019/11/06/...

Таинство Крещения является дверью в Церковь как Царство благодати – с него начинается христианская жизнь. Крещение – грань, отделяющая членов тела Христова от прочих людей, находящихся вне этого тела. В Крещении человек облекается во Христа, по словам апостола Павла, которые поются во время обхождения крещаемых вокруг купели: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» ( Гал. 3:27 : «все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись»). В Крещении человек умирает для греховной жизни и воскресает в новую духовную жизнь, о чем говорится в апостольском чтении, содержащемся в чинопоследовании таинства: «Все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились. Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни... Если мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскресши из мертвых, уже не умирает, смерть уже не имеет над Ним власти... Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога» ( Рим. 6:3–11 ). Прообразом новозаветного Крещения было Иоанново «крещение покаяния для оставления грехов» ( Мк. 1:4 ), совершенное им в водах Иордана. Вода – один из древнейших религиозных символов. В Библии вода символизирует жизнь ( Ис. 35:6–7; 58:11 ), благодать Божью ( Ин. 4:10–14 ), духовную и нравственную чистоту человека ( Ис. 1:16 ). У древних евреев в обычае были частые омовения, которые, однако, так же как и жертвенная кровь, не могли смыть первородного греха и освободить человека от власти диавола. Крещение Иоанново по форме было похоже на эти ритуальные омовения, по смыслу же было приготовительным к встрече Христа: «приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» ( Мк. 1:3 ). Христос пришел к Иоанну креститься не для того, чтобы омыться, так как был безгрешен и чист, но чтобы Своим погружением в Иордан освятить воды реки, наделить их Своей энергией и силой, сделать их животворными и живоносными. В таинстве Крещения тоже освящается вода, для чего читаются молитвы с призыванием Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010