6). Здесь по-русски говорится о душе, а в греческом варианте — о сердце: «Что смущаешься, сердце мое?» — то есть употреблено то же слово, что и в Евангелии от Иоанна: «Да не смущается сердце ваше». «Душа» и «сердце» — это почти синонимы. Далее в псалме сказано: «Уповай на Бога», в Евангелии же употреблен глагол-синоним: «Веруйте в Бога». Таким образом, начало 14-й главы представляет собой достаточно прозрачную цитату из 41-го псалма. «Веруйте в Бога», — говорит Иисус. И здесь возникает вопрос: а что такое вера? Что значит верить с точки зрения Евангелия и с точки зрения Священного Писания вообще? Глагол эмин, от которого образовано слово амен (русское «аминь»), означает прежде всего состояние. Верить — значит «стоять, быть устойчивым, держаться за скалу, чувствовать себя уверенным». Вера понимается здесь как устойчивость, доверие, реализованная надежда на Бога. Такое понимание веры присутствует еще в Ветхом Завете, но там оно дополняется понятием о пути: «Ибо знает Господь путь праведных» (Пс. 1:6). Два пути намечаются в Нагорной проповеди: один ведет в жизнь, другой к погибели, один трудный, другой легкий. О дороге, о пути, который ведет в жизнь или, наоборот, к погибели, говорится в Ветхом Завете много. В частности, во Второзаконии есть несколько широко известных мест на эту тему. Например: «Ходите по тому пути, по которому повелел вам Господь, Бог ваш, дабы вы были живы, и хорошо было вам, и прожили много времени на этой земле, которую получите во владение» (5:33). Как понятие о пути связано с представлением о жизни — той, которая будет не утеряна, а, наоборот, приобретена? Путь, который открывается верующему человеку и ведет к Богу. Сам Иисус говорит о том, что Он есть путь — «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6). Здесь не случайно дважды повторяется союз «и». Нам, не всегда внимательным читателям Слова Божия, хотелось бы (что находит отражение во многих переводах), чтобы эта фраза звучала чуть проще: «Я есть путь, истина и жизнь». Тогда бы мы имели три однородных члена предложения, каждый из которых можно вынести на первое место.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

777 «Образ освящения внутреннего нам представлен в обрядах освящения внешнего… при содействии молитвы, храм очищается… уготовляется облачением и украшением престол таинственного присутствия Божия, и Царь славы, сокрывающий неприступное величие свое в осязаемых изображениях и знамениях (курсив мой. – Свящ. П. Х.)… отверзает, проникает и наполняет свое жилище» (Слова и речи. Т. 1. С. 176). 782 Между прочим, не только это, но и ни одно другое свое петербургское Слово на освящение храма святитель не счел возможным напечатать в прижизненных собраниях своих сочинений (1822, 1835, 1844, 1848, 1861 гг.). 783 Сушков Н.В. Записки о жизни и времени святителя Филарета, митрополита Московского. М., 1868. С. 72–73. 784 Можно сказать, что Слово 1812 года – «голицынское» – наиболее полно вместило в себя все предшествующие тенденции развития. 786 Нет нужды доказывать, что Псалтырь составляет «уток» всего православного богослужения. Ср. написанное святителем обращение «К христолюбивому читателю», предваряющее русское издание Псалтыри: «По приведении к окончанию преложения Священных книг Нового Завета на русский язык предложена из книг Ветхого Завета и книга псалмов. Она избрана потому, что издревле в Православной Церкви есть обыкновение издавать ее часто отдельно от прочих священных книг, и также потому, что книга сия обращается у православных христиан в особенном употреблении молитвенном, церковном и домашнем, и, следственно, есть ближайшая потребность сделать ее по возможности для всякого вразумительною (К христолюбивому читателю//Книга хвалений, или Псалтирь на российском языке. М., 1823. С. I). Или: «Каков бы, впрочем, ни был сокровенный порядок Псалтири: дух ее познается в разнообразии ее членов. Она есть сокращение всех священных книг, полная совокупность истин Богопознания и Богопочтения…» (Руководство к познанию книги псалмов//ЧОЛДПр. 1872. Кн. 1. С. 10). 791 И сказал ему Господь: Я услышал молитву твою и прошение твое, о чем ты просил Меня; [сделал все по молитве твоей.] Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Будем же твердо держаться св. Церкви и своей православной веры. Только православная Церковь есть столп и утверждение истины, ибо в ней почивает вечно дух истины, свидетельствующий непрестанно и громко всему миру об истине ее». Однако русское общество плохо внимало наставлениям Кронштадтского светильника, ибо оно было омрачено тьмою неверия и ложного либерализма. Справедливо сказано, что если захочет Бог наказать человека, то, прежде всего, отнимет у него разум, так что человек, видя не видит и, слыша не слышит; окруженный великою опасностью, не сознает ее. Так было и с русским обществом. Вместо того чтобы каяться в грехах своих, осудить свое неверие и укрепляться в вере, начали говорить суетная и ложная. Начали говорить о необходимости переменить форму государственного правления, о необходимости отмены самодержавия и прочие «странные» глаголы. Это дало повод Кронштадтскому светильнику в двух своих проповедях, произнесенных им почти одновременно, (в Мае 1905 года), выяснить слушателям все огромное значение и крайнюю необходимость для России царского самодержавия. Проповеди эти настолько важны, что мы их здесь приводим полностью одна за другою. СЛОВО на день рождения Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича, 6-го мая 1905 года Приложи (Господи) дни ко дням царя, лета Его продли в род и род. Да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его. ( Пс.60:7–8 ). Необходимость царского самодержавия для государства, как необходим самодержец ум для души Празднуем День рождения августейшего Государя, Самодержца всей России, – и молим Господа, по наставлению царя и пророка Давида, чтобы Царь царей умножил дни его в благополучии и здравии на многие годы: приложи дни ко дням Его, и продли лета Его в род и род. Не напрасно возносит Богом вдохновенный царь – пророк усиленную молитву к Вседержителю о продолжении жизни царской на многие годы, и именно возносил он ее в сознании величайшей важности и необходимости царской самодержавной власти для государства. Давид, как Богоизбранный и Богом помазанный на царство царь, сам испытал на себе самом пользу и необходимость царской власти для благосостояния и преуспеяния всех подданных, объединенных мудрым отеческим управлением его; ибо царь есть Богом поставленный и Богом умудренный и уполномоченный пастырь, каковым и был Давид, а подданные – его овцы, обязанные повиноваться ему, по заповеди и завету Самого Бога, Коему повинуются беспрекословно бесчисленные сонмы Ангелов, Коему повинуются небо и земля, и вся тварь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Внешне они выделялись из толпы простых жителей Израиля своими одеж­дами, про которые здесь следует упомянуть особо. Во время очередного обличения фарисеев за показное благочестие, Иисус говорил про них народу: ...все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих... (Мф 23:5). О каких хранилищах и воскрилиях одежд здесь идет речь, из текста Евангелия совсем непонятно. А это как раз и были те самые фарисейские знаки отличия.  Как «хранилище» в русском тексте Евангелия переведено греческое слово, которое имеет несколько значений: защита, укрепление, крепость, сторожевая башня, а также то, что защищает: амулет, талисман. В данном случае хранилище — это то, что охраняет своего владельца. Так назывались квад­ратные коробочки из кожи, на которых были написаны слова пророков, возглашавших народу Израиля волю Божью. Фарисеи привязывали их ко лбу и к левой руке в качестве буквального исполнения Божьей заповеди: … Итак положите сии слова Мои в сердце ваше и в душу вашу, и навяжите их в знак на руку свою, и да будут они повязкою над глазами вашими (Втор 11:18). Назывались такие коробочки — тфилин. Фарисеи прикрепляли их к кожаным лентам и надевали на руку и на лоб. Видимо, чтобы нанести на тфилин побольше священных текстов, некоторые из фарисеев делали эти коробочки-талисманы несуразно больших размеров, о чем и упомянул Христос.  Русское выражение «воскрилия одежд» тоже может ввести неискушённого читателя в заблуждение. Использованное евангелистом греческое слово в данном случае означает вовсе не полы плаща. Здесь говорится о цицит — кисточках, которые необходимо было пришивать по краю одежд, чтобы они постоянно напоминали о заповедях Божьих и необходимости вести праведную жизнь: …И сказал Господь Моисею, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им, чтоб они делали себе кисти на краях одежд своих в роды их, и в кисти, которые на краях, вставляли нити из голубой шерсти; и будут они в кистях у вас для того, чтобы вы, смотря на них, вспоминали все заповеди Господни, и исполняли их, и не ходили вслед сердца вашего и очей ваших, которые влекут вас к блудодейству, чтобы вы помнили и исполняли все заповеди Мои и были святы пред Богом вашим (Числ 15:37–40).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Как правило, люди, получившие гуманитарное образование, несут на себе своего рода «печать» их учителя или профессиональной школы. Они воспитаны в определенных традициях и действуют в рамках заданного направления, как сказано об этом в Евангелии: Ученик не бывает выше своего учителя; но, и, усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его ( Лк.6:40 ). Уровень подготовленности выпускника гуманитарной сферы (в отличие от специалиста технической сферы) гораздо сложнее определить на основании формальных процедур и критериев компетентностного подхода. Для этого требуется прежде всего общение с другой личностью-профессионалом или коллективом профессионалов, которые сквозь призму своего экзистенциального опыта смогут увидеть уровень мастерства выпускника гуманитарной школы. Духовное преображение человека Русское слово «образование» происходит от слова «образ» и подразумевает православную идею воссоздания образа Божьего в человеке. Это предельный уровень образования – духовное преображение человека, происходящее под воздействием благодати Божией, и никто из людей своими силами осуществить его не в состоянии. Здесь сфера особого духовно-педагогического понимания, согласно которому учителем для человека в его духовном возрастании является Сам Бог , по слову Спасителя: Вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья ( Мф.23:8 ). Преображение человека совершается при добровольном содействии воли человеческой и воли Божией. Этот духовный принцип называется в богословии принципом синергии, или соработничества. Слово «синергия» (συνεργα) встречается в Священном Писании и обозначает сознательное соработничество, сотрудничество личностей в достижении общей цели: мы соработники у Бога, – говорит апостол Павел ( 1Кор.3:9 ). В духовном плане словом «синергия» обозначается важнейший принцип духовного взаимодействия Бога и разумных тварей. Суть его в том, что Бог при всем Своем всемогуществе, премудрости и силе, управляя миром посредством Своей благодати, совершает преображение людей только при их свободном и сознательном обращении к Нему. То есть когда воля Божия и воля человеческая совпадают в направлении своего движения и действия. «Воля человеческая, – говорит прп. Макарий Великий , – есть как бы существенное условие. Если нет воли, то Сам Бог ничего не делает, хотя и может по свободе Своей. Посему совершение дела Духом зависит от воли человека» 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/a...

князем Владимиром пожертвованный Холму. Много веков прошло с тех дней, в которые Русь просвещена была светом учения Христова. Много житейских напастей и гонений за веру православную претерпел и перенес русский народ и до сего дня не ослабел верою, пребыл преданным сыном святой православной Церкви. «Кто слушает слова мои и исполняет их, – говорил Христос Спаситель наш, – того уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры и устремились на дом тот; и он не упал, потому что основан был на камне» ( Мф.7:24, 25 ). Господь утвердил на святой Руси дом Свой – Свою святую православную Церковь , и силы ада не одолели ее, хотя много бед и гонений за веру перенес русский православный народ. Подобно бурной широкой реке и опустошительному ветру устремляются на Русь святую древние враги веры православной – татары. Русские воины погибли в бою, весь народ был разорен; многие города и селения вместе с храмами были разрушены и сожжены. Всюду лилась кровь православных защитников отечества и веры христианской. Более двух веков страдала Русь от татар, но верою народ не ослабел, православие не погибло; Церковь русская православная, этот дом, построенный на камне, не упал, но пребыл невредимым. Но еще большим испытанием посетил Господь нашу западную половину России, где Холм, Львов, Галич, Вильна, Брест, Почаев. Здесь все затоплено было врагами православной веры, не татарами, но братьями нашими по крови поляками. И здесь много веков лились реки, которые хотели потопить в своих водах все русское, православное; дули ветры, силившиеся поколебать и разрушить все дорогое нам. И многое погибло безвозвратно в это скорбное время. Русские князья, бояре, даже духовные лица, даже некоторые архиереи боролись, боролись и, наконец, пали в тяжкой борьбе, потонули в водах римско-католичества. «Настала скорбь гонения за слово, и они соблазнились; забота века сего и обольщение богатства заглушили в них слово» истины (Мф.13:21– 22). Но ныне нет уже гонений за веру православную.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Ekzemp...

Мозаика «Нагорная проповедь» на южном своде Воскресенского собора в Санкт-Петербурге. Фота: Сергей Гасников «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф. 5, 6) – говорит Господь в четвёртой заповеди блаженств. Естественным следствием смирения, покаянного плача и кротости является бесконечная любовь к правде Божией, которая выражается в жертвенном, деятельном стремлении к её приобретению. Жажда и алчба, то есть голод, указывают на состояние крайней необходимости чего-то жизненно важного, на радикальную потребность в чем-то насущном, на принципиальную невозможность обойтись без чего-то безусловно ценного. Этим чрезвычайно важным, насущным и ценным для христианина является евангельская правда. Алкать и жаждать её значит не просто пассивно ощущать потребность в ней, но деятельно творить правду с усердием и сильным желанием. О центральном месте понятия правды в нравственном учении Христа говорит и то, что Он употребляет его ещё раз в заповедях блаженств: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5, 10). И потом еще дважды возвращается к нему в последующей Нагорной проповеди: «Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф. 5, 20); «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33). Как видим, правда является тем ключевым понятием, без которого невозможно понимание Царства Небесного. Правда является тем ключевым понятием, без которого невозможно понимание Царства Небесного Русское слово «правда» является переводом греческого « δικαιοσνη». Если в дрневнегреческих текстах оно понималось главным образом юридически, и его основными значениями выступали «справедливость», «законность», «правосудие» и «судопроизводство», то в Новом Завете это слово обретает принципиально новые смыслы, которые можно обозначить как духовно-нравственный и промыслительный. В свете первого, евангельская δικαιοσνη переводится как «праведность» или «святость», обозначая всю духовно-нравственную жизнь человека, согласную с заповедями Христа, все христианские добродетели. То же переосмысление произошло и с прилагательным δκαιος, которое изначально переводилось как «справедливый» или «законный», в Евангелиях же стало употребляться в значении «праведный» или «праведник». Святитель Григорий Нисский, рассуждая о правде в своём знаменитом трактате «О Блаженствах», подчеркивает, что «именем правды… означается здесь всякая добродетель».

http://pravoslavie.ru/150844.html

Об антихристе сказано, что будет «дана ему власть действовать сорок два месяца» ( Откр. 13:5 ). Христос проповедовал три с половиной года, и антихристу дан тот же срок. Бог дал возможность править ему в силу того, что люди отступили от своего Творца, не приняли путь истины. Поэтому Господь послал им духа лжи, чтобы верили лжи и были обличены в Судный День за то, что служили диаволу, а не Богу. «И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе» ( Откр. 13:6 ). Антихрист будет хулить Господа, Церковь – жилище Его, Ангелов и святых. Если кто-то хулит Церковь, то тем самым хулит и Бога. Когда мусульмане или иудеи хулят апостола Павла, то они делают это для того, чтобы хулить потом Христа: сначала богохульник атакует верного слугу, чтобы потом перейти на господина. «И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем» ( Откр. 13:7 ). Антихрист будет воевать с православными, и они проиграют 96 – мы знаем об этом из Писания совершенно точно. Если вы услышите рассказы о том, что где-то параллельно будет существовать великое русское православное царство, 97 помните, что это коварная и страшная ложь. Слово Божие прямо говорит: антихрист будет воевать с православными и одолеет их. Никакой православный русский царь не победит зверя; все земные православные власти будут разрушены, а значит, православных людей во власти не останется перед концом мира, следовательно, у христиан не будет и защиты. Однако все Таинства Церкви сохранятся до конца мира, останутся в живых епископы, хотя они вынуждены будут уйти в подполье. Как Церковь начинала с катакомб, так в катакомбах и закончит свое земное существование. «И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира» ( Откр. 13:8 ). Слово Божие ясно говорит, что власть антихриста охватит всю планету, овладеет всеми народами, племенами и расами. Кланяться зверю будут все люди, чье имя не записано в Книге Жизни у Агнца, закланного прежде создания мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Р въезд на Афон был фактически запрещен. В 70-х гг. русское присутствие стало постепенно восстанавливаться, при Пантелеймоновом монастыре открылось издательство, а в 1972 г. впервые за всю историю святую гору посетил русский патриарх Пимен. Афон – место особенное. Каждый открывает его для себя по-своему. Там есть тихие уединенные монастыри, которые покидать совсем не хочется, так был жил и жил в них, так там хорошо и спокойно. Конечно, сама духовная жизнь на горе настолько высока, что от одного соприкосновения с ней внутреннее состояние неизбежно возвышается. Но, возможно, самое сильное ощущение присутствия Божия в своей жизни я переживаю в священнической практике, во время служения литургии. Для меня более высокого проявления благодати просто не существует. С этим ничто не может сравниться. Литургия вообще является основой и центром происходящего в Церкви. Вся православная богослужебная традиция готовит человека лишь к одному – к евхаристии. В христианской традиции это освящение хлеба и вина и последующее их вкушение. Впервые евхаристия была совершена на Тайной Вечере Спасителем перед Своими крестными муками. «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: примите, ядите: сие есть Тело Мое. И взял чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов». Мф. 26:26–2 Господь заповедал апостолам, а вместе с ними и всем нам: «Сие творите в Мое воспоминание» ( Лук. 22:19 ). Каждая литургия символизирует воспоминание о той самой Тайной Вечере, которую мы проживаем, мистическим образом входя в вечность и являясь реальными участниками тех событий. Само слово «литургия» означает в переводе с греческого «общее дело». В древности, когда люди собирались вместе для постройки дома или корабля, это и была литургия. Кстати, и слово «мирянин» происходит от того же понятия – «всем миром», «всем вместе». В церкви во время богослужения все связаны между собой и все едины. Нет стены, разделяющей священника и прихожан. Все сослужители, все единый народ Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Притча о добром самарянине, Россанский кодекс, VI век «Люби ближнего твоего...» А кто он — мой ближний? 3 мин., 11.03.2022 «От ближнего зависят наша жизнь и смерть» (преподобный Антоний Великий). Но кто этот ближний? Да любой человек, не только наши близкие. Не надо, кстати, путать значения этих слов и смешивать их. Близкие — это семья, родственники, друзья, единомышленники. Ближние — это вообще все люди, как близкие, так и даже враги, как это ни странно. То есть, это все те, кто неслучайно или случайно оказался рядом с нами, особенно те, кто нуждаются в нашей помощи. Как сказал духовный писатель второй половины XIX века, протоиерей Иоанн Толмачев, «кто не помогает другому, потому что он иудей, турок или лютеранин, тот не христианин». В Евангелии заповедь о любви к врагам тесно связана с заповедью о любви к ближнему: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф 5:43-45). Все тексты проекта «Толковый словарь» читайте здесь . То есть, с евангельской точки зрения невозможно любить ближнего, если ты ненавидишь своих врагов, потому что враги — тоже ближние. Это, конечно, может показаться очень странным, с точки зрения так называемого здравого смысла, или так называемой естественной жизни, но тем не менее, это так. Почему? Понять это поможет апелляция на этот раз к церковнославянскому языку. Интересно, что в нем русскому слову «ближний» соответствует вроде всем знакомое тоже русское, но непривычное в этом контексте слово «искренний». «Возлюбиши искреннего твоего» — вот как в церковнославянском, например, произносится заповедь «возлюби ближнего твоего». Какой смысл в этом заключен? О чем говорит мудрость языка? Как сказано в знаменитом этимологическом словаре русского языка Фасмера, слово «искренний» произошло от слова корень: искренние, близкие — это те, кто произошли из одного корня, «кто одной крови». А ведь все люди с точки зрения Библии — действительно однокоренные друг другу, произошли от Адама и Евы. Поэтому даже смертельные враги — это ближние, которые, не сознавая этого, вцепились друг другу в горло и не понимают, что они на самом деле братья и сестры друг другу, напрасно терзающие друг друга словно звери.

http://foma.ru/blizhnie-odnogo-kornya.ht...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010