Закрыть itemscope itemtype="" > Валентин Курбатов: «Мы предали русское слово и русскую мысль» 06.09.2013 570 Время на чтение 10 минут В гостях у редакции побывал наш старый друг, писатель Валентин Курбатов. Разговаривали мы часа два, поскольку Валентин Яковлевич собеседник прекрасный, к тому же необыкновенно образованный, кажется, нет ничего такого, чего бы он не знал. Но самое главное - это человек духа, патриот земли русской, особенно той, что несказанно ему дорога, - древнего псковского княжества с пушкинс кими местами. - Совсем недавно отметили 1025-летие Крещения Руси и три славянских государства: Россия, Украина и Белоруссия, несмотря на политические разногласия, в эти дни объединились. Возили по столицам священный крест Андрея Первозванного, и Владимир Путин даже принял участие в киевских торжествах. Итак, историческое событие состоялось. Для одних оно было знаковым, для других очередным мероприятием, данью высокой дате. Что было особенно заметно в телевизионных репортажах. На ваш взгляд, как человеку воцерковленному, это событие объединило россиян, и чем оно «грозит» нашим современникам в будущем? - Боюсь, русскому народу это ничем «не грозит». Вот тысячелетие - «грозило». Мы словно изголодались и разом бросились выпрашивать храмы, создавая общины к изумлению бедных уполномоченных, дивившихся, откуда взялось столько верующих при их как будто такой активной «работе». Одним из первых взял храм Жен Мироносиц отец Павел Адельгейм, чье имя сейчас болью отзывается в каждом православном сердце... Кажется, в нас все летело. Сами службы в поруганных еще храмах, в едва начинающих жить монастырях в первоначальной их бедности, были высоки и крепили ослабленное за годы атеизма русское сердце. Потом пришли богатые люди, поняли, куда удобнее и безопаснее вкладывать деньги, и внешне способствовали процветанию церкви, при этом не заботясь о перемене своего духовного устроения. Батюшки пошли освящать «Мерседесы» («освящается колесница сия»), а там и банки, и даже ракетные комплексы (кто-то шутил, что формула, очевидно, звучала: освящаются ракеты класса «Земля - Царствие небесное»).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

протоиерей Владимир Рожков Библиография 367 Абрамов Иван. Неплюевская школа (письмо из Глуховского уезда)//Русское богатство. 1899. Кн. 7(10). Отд. 2. С. 177–194. О сельскохозяйственной школе и «Крестовоздвиженском трудовом братстве» Черниговской губернии, организованных Н. Н. Неплюевым в конце 1890-х гт. Абрамов Иван. Похвальное слово церковным школам//Русское богатство. 1904. 9. Отд. 2. С. 183–184. Абрамов П. Средневековая история с детьми-штундистами//Русская школа. 1905. 1. С. 41–44. Исключение из школы учащихся штундистов. Абрамов Я. Земство и города//Новое слово. 1896. 7. Апрель. С. 174–184. Борьба между противниками и сторонниками светской школы в Брянском и Саратовском земствах на земских собраниях в 1896 г. (земская или церковноприходская школа?). Абрамов Я. В. К вопросу о веротерпимости//Отечественные записки. 1882. . А. В. Из Петербурга. Старокатоличество для Западной России//Русское обозрение. 1893. Кн. 1. С. 429–431. Аврех А. Я. Столыпин и Третья Дума. М., 1968. Айвазов Иван II Полоцкие епархиальные ведомости. 1908. 19. По поводу свободы религиозной пропаганды. Айвазов Иван. Несколько критических замечаний на речь г. Стаховича о «свободе совести»//Миссионерское обозрение. 1901. С. 722–745. Айвазов Иван. Православная Церковь и высшие государственные учреждения в России. М., 1912. Акаемов Н. Ф. Монахи в старой Варшаве//Русский архив. 1915. Кн. 2. Вып. 7. С. 302–322. Монахи разных конгрегации в XIV–XIX вв. Акимов В. В. Книга в деревне//Журнал Министерства народного просвещения. Нов. сер. Ч. 5. 1906. Сентябрь. С. 11–61. В связи с вопросом о внешкольном образовании. Акимов В. В. Постановка учебного дела в земских школах//Журнал Министерства народного просвещения. Нов. сер. Ч. 62. 1916. Март. Отд. 3. С. 33–90. Ч. 63. Май. С. 1–60. С таблицами в тексте. В март. кн. (примеч. на с. 33–34) указаны источники и литература. Алексеенко М. М., профессор. Пятилетие бюджета в III Государственной Думе. СПб., 1912. Анастасиев А. И. Новая начальная школа//Журнал Министерства народного просвещения. Нов. сер. Ч. 7. 1907. Февраль. Отд. З.С. 129–181. Состояние школы в связи с министерским проектом всеобщего обучения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

I. В поисках пути Христова. (Из истории детства и юности Молдавского старца архимандрита Паисия Величковского) . Русское монастырское старчество в нашем дореволюционном прошлом мало было изучено и недостаточно оценено русским обществом. В последние же годы, благодаря ряду проходимцев, ложно именовавшихся старцами, понятие о старчестве особенно затуманилось, стало сбивчивым и противоречивым. На старчество взвалили столько лжи и грязи, что даже самое слово «старчество» многими стало произноситься со смущением и неловкостью, а иными даже и с презрением и отвращением, как нечто далеко нечистоплотное. Такое затемнение понятия «старчества», впрочем, неудивительно – кто знаком с подвижническою литературою, тот знает, как трудно бывает отличить неопытному мнимого старца от истинного. Нужно близко подойти и внимательно приглядеться к монастырской жизни, нужно хорошо ознакомиться со святоотеческой подвижнической литературой, нужно узнать историю старчества, узнать жизнь и деятельность его истинных представителей, чтобы правильно судить о старчества. Русское старчество, как и русское монашество, есть в высшей степени самобытное и своеобразное явление русской церковно-народной жизни, тесно спаянное с духом и преданиями древнего Православия. Оно вышло из самых недр народной жизни, из самых сокровенных и самых святых стремлений русской души. В нашем старчестве с особенною яркостью отобразился дух нашего русского православного благочестия. Было бы ошибочно видеть существо нашего благочестия, как некоторые полагают, в изуверном самоистязании, или в формальном обрядоверии. Тяготясь греховною грязью и суетою мира, русская душа жаждет окружить себя такою обстановкою, дать себе такие впечатления, которые с особенною силою и наглядностью напечатлевали бы в ней святой лик Христов и соединяли бы ее со Христом, подводили бы ее ко Христу. Идеалом русского православного благочестия всегда было «сидение у ног Христовых», благоговейное слушание Евангельского повествования о Его делах и страданиях, созерцание Его Пречистого Лика.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

Закрыть itemscope itemtype="" > Сквозь хаос обезумевшего времени Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн обращается к нам 02.03.2020 2332 Время на чтение 18 минут Русское служение. В одном из своих трудов Владыка Иоанн говорит: «Родиться русским есть дар определенного служения... Русское служение - одновременно жертвенное и героическое, высокое и скорбное, общечеловеческое и вселенское - заключается в том, чтобы до конца времён стоять преградой на пути зла, рвущегося к всемирной власти. Стоять насмерть, защищая собой Божественные истины и спасительные святыни Веры. Доколе мы помним об этом - жива Святая Русь, неодолима и страшна врагам - нашим и Божиим!» Примером, высоким образцом такого самоотверженного, героического русского служения являются жизнь, слова, многообразные деяния и труды самого Владыки Иоанна. Воистину пастырь добрый, молитвенник, духовник, обладающий даром старческого рассуждения и провидения; богослов, черпающий мудрость не только в Писаниях, но и в своем личном молитвенном и духовном опыте; духовный писатель, раскрывающий с точки зрения Божественной истины суть самых сложных, спорных событий многовековой русской истории и насущных вопросов нашего противоречивого времени; церковный историк и литератор; общественный деятель, обращавшийся ко всем слоям общества честно и прямо, не взирая на лица; истинный, верный сын нашего земного Отечества, мужественный, безкомпромиссный и стойкий воин Христов. Все свои дары и таланты, полученные от Господа - Владыка Иоанн принес на алтарь Православной веры и Отечества. Более всего многим нашим соотечественникам - верующим и неверующим - приснопамятный митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) запомнился как просветитель и общественный деятель - борец за истину, за правду, за интересы русского народа, за наши многовековые отеческие традиции, за нашу соборную державность, за Русь Святую. Владыка говорил слово истины, увещевания, предупреждения и кроткого пастырского назидания везде, где это было возможно. Его статьи печатали не только православно-патриотические периодические издания, но и такие газеты как «Советская Россия», «Народная правда», «День», «Завтра» и другие. Он обращался к интеллигенции, к правителям, чиновникам и представителям власти всех рангов, к воинам армии и флота, к казакам, к деятелям искусства, к врачам, к деятелям патриотической печати, к мирянам и монашествующим - ко всему русскому народу. Воистину Господь поставил митрополита Иоанна на стезю Своего особого, редкого избранничества - на стезю духовного водительства, соделав его всенародным проповедником, духовным вождём. Все, кому дороги судьбы Православия и России, воспринимали и воспринимают его слово как чистый, неподкупный, истинный голос русского Православия, как колокол, как набат.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/03/02/sk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Похвальное слово многотысячной очереди к святыне 23.11.2011 1650 Время на чтение 3 минуты Впервые в Россию с Афона привезена великая святыня Христианского мира - Пояс Пресвятой Богородицы. Многотысячные очереди жаждущих прикоснуться к святыне поражают людей светских. В районе Храма Христа Спасителя я видела таких остолбеневших. Несомненно, эти очереди к святыням - наше, русское явление, не искорененное даже диктатом советского времени. В 2007 г. в Храме Христа Спасителя, на Вознесение (за этой службой происходило воссоединение Русской Православной Церкви Заграницей с Церковью на Родине) я познакомилась с русской эмигранткой из США. Она поразилась переполненности Храма, считая, что по-настоящему важным это событие является только для Зарубежной Церкви. Вы-то, мол, в России, чему так радуетесь? Но потом, подавив свое удивление, сказала слегка даже пренебрежительно: «Это - русское...». - «А как же у Гроба Господня в Иерусалиме? Я только что оттуда» - «Да и там ведь - одни русские!» Только что недосказано: невежественные, непросвещенные, вечно толпящиеся, не умеющие себя вести даже в храме... Помнится, как умилялись до слез греки, сопровождавшие в Россию мощи Спиридона Тримифунтского, видя очереди на поклонение к святыне. Как поражаются итальянцы, видя русских паломников, крестным ходом шествующих с теплохода к «их» Николаю Чудотворцу. Во время принесения мощей Спиридона Тримифунтского у Данилова монастыря мне пришлось быть свидетельницей такой сцены. При самом входе в монастырь к очереди стремилась примкнуть провинциальная девушка. Она упрашивала охранника, что ей очень, ну просто очень надо, что сама она с Дальнего Востока, что через 3 часа у нее поезд, и у нее никогда уже не будет возможности... Молодого парня-охранника, постоянно пребывавшего в удивлении от лицезрения этой очереди, (это было написано у него на лбу) девушка уже и уговорила, но он, указывая на очередь, сказал: «Я-то что... но кто же вас пропустит?» К удивлению он услышал: «Пропустите, пропустите ее, ей надо!». Охранник, снова удивившись, раздвинул ограду, и девушку пропустили.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/1...

71. Наши духовные нужды Вместо обычного дневника сегодня я даю своим читателям свое «доброе слово», обращенное мною к членам «Русского Собрания» чрез печатный орган этого «Собрания». Вот что писал я там: «Старейшая из патриотических организаций, образовавшихся в период духовного брожения на Руси, с целью укрепить устои духовной и государственной жизни на началах, завещанных историей, «Русское Собрание» полагает начало доброму делу – открытию духовных бесед сначала для своих сочленов, а потом Бог поможет, и для всех желающих, в дни праздничные. «Русское Собрание» имеет своею задачею раскрытие, выяснение и, так сказать, углубление в сознании русских людей тех дорогих начал, на коих зиждется вся духовная мощь нашего великого народа, и, наконец, проведение в жизнь этих великих и святых начал. История свидетельствует, что в основе всей духовной жизни Русского народа лежит наше Святое Православие. Православная Церковь , как поистине нежная мать, восприняла наш народ с самой колыбели его исторического бытия, просветила сего младенца-богатыря святым крещением, воспитала в нем тот мощный дух, который создал великую державу, занимающую шестую часть света, заложила в его душе все то, что мы называем свойствами именно нашего народного духа, или народностью, и дала ему светлый идеал Самодержавия, тот идеальнейший образ правления, в котором все стоит на вечных началах нравственных, на отношениях Верховной Власти к поданным, как отца к детям и обратно, вопреки юридическим идеалам других народов, строящих свое благо государственное на конституции, на взаимном недоверии и договоре. Православное миропонимание и миросозерцание есть то заветное сокровище, та святыня, дороже которой нет и не может быть для русского православного человека. Православная Русь знает, что ей вверено это сокровище, чтоб хранить его для блага всего человечества, и что с утратою или искажением его она сама будет недостойна милости Божией и потеряет смысл своего исторического бытия в среде других народов. Вот почему и все наши патриотические организации должны во главе всего отстаивать это священное сокровище, все усилия направляя к тому, чтобы просвещать умы и освящать сердца, укреплять и воспитывать волю в духе Святого Православия, под сенью и руководством матери-Церкви Православной.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Закрыть itemscope itemtype="" > Опубликована программа конференции «500-летие кончины преподобного Иосифа Волоцкого. Наследие и заветы преподобного» 17.09.2015 805 Время на чтение 3 минуты 19 сентября 2015 года Санкт-Петербургская общественная организация «Собор православной интеллигенции», «Императорский Александровский лицей», информационно-аналитическая служба «Русская народная линия», «Русское собрание» проводят Межрегиональную научно-практическую конференцию на тему: « 500-летие кончины преподобного Иосифа Волоцкого. Наследие и заветы преподобного ». Программа конференции Колледж «Императорский Александровский лицей». Адрес: Каменноостровский проспект, 21, ауд. 213. Начало регистрации в 10:30. Молебен преп. Иосифу Волоцкому. 10:30. Часть первая (11:00 – 14:00). Приветственное слово участникам конференции. Председатель совета СПИ свящ. Алексий Мороз, директор колледжа «Императорский Александровский лицей» В.И.Кочетков, руководитель РНЛ А.Д.Степанов. 1. «Русское время преподобного Иосифа». Коняев Н.М. (писатель, секретарь СПР). 2. «Ересь жидовствующих в современном мире». Свящ. Алексий Мороз (гранд доктор психологии, профессор богословия, к.п.н.). 3. «Обезличивание как проявление ереси жидовствующих и способ построения глобальной антицеркви». Филимонов В.П. (писатель-агиограф, публицист). 4. «Влияние ереси жидовствующих на искажение православного богословия в богослужебной практике и текстах РПЦ на примере чина Крещения и Миропомазания». Иеромонах Рафаил (Мишин) (магистр богословия). 5. «Православие как основа образования». Кочетков В.И. (директор Александровского лицея, к.п.н.). 6. «Начало дальнейшего». Митрополит Константин (Горянов) (профессор богословия, митрополит Петрозаводский и Карельский). 7. «Митрополит Иоанн и российская идеология: " белые " , " красные " и " голубые " ». Семёнов В.Е. (д.пс.н., профессор, заслуженный деятель науки России). 8. «Об исторических корнях ереси жидовствующих». Козлов А.Ю. (член правления СПб отделения Союза писателей России).

http://ruskline.ru/news_rl/2015/09/17/op...

«Источник языка нашего богат коренными словами, изобилен ветвями от них, и нам для украшения нынешнего нашего наречия остается только черпать из него. Но вредные толки о мнимой разности словенского языка с русским не только не дают словесности процветать, но даже пребывать твердою и постоянною». Так писал о соотношении церковнославянского и русского языков патриарх русской словесности Александр Семенович Шишков. Говоря о неотделимости этих двух языков, а точнее о том, что это - единый русский язык, употребляющийся в двух разных областях жизни, в двух своих стилях, - высоком и обыденном, - он утверждал, что русский язык без церковнославянского - это «мечта, загадка». «Мы доказали, что славенский и русский язык есть одно и то же. В чем же состоит разность между этими двумя наречиями? В некотором только изменении слов, а не в разделении на славенские и русские. Если скажем, что « лéпота » есть славенское, а « красота » русское слово, то к какому же языку причислить « великолепие »? Если скажем, что глагол « делаю » русский, а « дéю » славенский, то зачем же говорим « злодеяние, злодей »? Таких затруднений мог бы я представить множество. Каким же образом в составе языка разберем мы, что славенское и что русское? Обычно возражают против славенского люди, не читавшие ничего твердого, созидающего в нас зрелость ума и рассудка». Прошло более полутора веков с тех пор, как прозвучали эти и многие другие слова Александра Семеновича Шишкова в защиту церковнославянского языка. Но и по сей день они не утратили своей значимости. Заметим, что Шишков боролся за сохранение не богослужебного языка (такой угрозы тогда и быть не могло!), - он доказывал, что русский литературный язык должен быть свободен от западного влияния и питаться, как от живого источника, своими древними славянскими корнями. Что бы он сказал сейчас радетелям «понятности» богослужебного языка нашей Церкви, предлагающим в бóльшей или в меньшей степени его русифицировать, т. е. из высокого стиля перевести в разговорно-бытовой?!

http://pravoslavie.ru/38227.html

Русское песнотворчество в честь Богоматери Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 41, 42; 2004, 2005 25 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 41, 42; 2004, 2005 Крещение русского народа святым равноапостольным князем Владимиром принесло на Русь вместе с основными догматами Православия усердное почитание Святой Девы Марии. В условиях жизни русского государства, в условиях формирования его истории это почитание приобрело особое, насколько широко распространенное, настолько и глубокое значение. “Душой православного благочестия и его согревающим сердцем служит почитание Богоматери”, — пишет современный канонист. “Призывая сладчайшее имя Иисуса, — продолжает тот же исследователь, — Православная Церковь одним дыханием призывает и святейшее имя Богородицы — честнейшей херувимов и славнейшей серафимов” 1 . Сказанное наиболее характерно для Русской Православной Церкви, которая на протяжении своей многовековой истории обогатилась изображениями зрака преблагословенной Богоматери по слову творца канона русским святым — “О, Дево благодатная, грады и веси наша честнаго зрака Твоего изображении, яко благоволения знамении обогатившая” 2 . Еще более полно о почитании русским человеком Божией Матери повествует слово Пролога XII века, посвященное установлению на Руси праздника Покрова Божией Матери. “Се убо, егда слышах — помышлях, — пишется в этом слове, — како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего, бысть без праздненства восхотех, да не без праздника останет святый Покров Твой, Преблагая” 3 . Так видение святого Андрея в византийском храме стало русским праздником. Веками формировался русский человек, веками он усваивал великие истины Православия, а в нем Православием воспитывалось то почитание Богоматери, о котором мы писали выше. Поэтому представляет определенное значение изучение тех литургических трудов, в которых русский песнописец выражал свое поклонение Деве Марии, воспевая догмат воплощения Сына Ее и рождения Богочеловека. Обращаясь к высоким догматам своей веры, русский гимнограф всегда болел о судьбе своей родины и всегда искал прежде всего помощи Приснодевы. Это заступление, это избавление от реальных и грозных опасностей он изображал в своих строках во все периоды истории государства.

http://pravmir.ru/russkoe-pesnotvorchest...

«Уберите чучело» «Вам монумент — Руси святой существованье» Памятник Минину и Пожарскому Эта строка из первоначально предполагавшейся надписи к московскому монументу Минину и Пожарскому лучше всего выражает сущность традиции дореволюционных памятников — все они были посвящены героям России в духе православной национальной идеи. До XIX века единственной формой русского исторического мемориала был храм — благодарственный, памятный, основанный по обету в честь победы или знаменательного события. По мере развития гражданского самосознания, которое особенно пробудила Отечественная война, к благодарственным храмам, восславляющим Бога, присоединяются скульптурные памятники, прославляющие национальных героев и их подвиг на благо России, которые не раз спасали Отечество на грани гибели, не щадя живота своего, или своими трудами приумножали его славу. Русское слово «памятник» — калька с «монумента» от латинского moneo — «напоминать». Самый первый гражданский памятник России появился в Санкт-Петербурге. Это был «Медный Всадник», — памятник Петру I , возведенный по приказу Екатерины II , осмыслявшей себя преемницей великого императора. Москва осталась верна своим традициям: ее первым памятником стал монумент Минину и Пожарскому, по проекту скульптора И.Мартоса, воздвигнутый в 1818 году на Красной площади. Символично, что установить этот памятник намеревались еще к 1812 году, когда собирались отмечать двухсотлетие национальной победы в Смутное время. И именно на этот год выпала новая война, когда враг снова дошел до Москвы и занял ее, и вновь обрел в ней свою гибель, как некогда поляки, запертые в Кремле. Так что установка памятника православным воинам, ратникам за Отечество, оказалась празднованием новой великой победы над мировым завоевателем, а сам памятник стал символом победившей Москвы. Только Москва уже не была столицей России, но оставалась ее душой. И потому Мартос убедил государя Александра I поставить его не в Нижнем Новгороде, родном городе Минина, где создавалось второе русское ополчение, а в Москве, которую отстояли и спасли русские герои. И именно Мартос настоял, чтобы памятник поставили на Красной площади лицом к Кремлю вопреки желанию императора разместить спиной к Кремлю. В принципе здесь преследовалась одна и та же цель. Император хотел, чтобы герои как бы заслоняли собой сердце России, а по замыслу скульптора Минин указывал Пожарскому на занятый врагами Кремль, призывая к его освобождению. На постаменте, символизировавшем жертвенный алтарь, поместили лаконичную, но символическую надпись «Гражданину Минину и князю Пожарскому — благодарная Россия». Памятник открывали 10 февраля 1818 года торжественно, с гвардейским парадом, при неимоверном стечении жителей — крыши, деревья и даже башни Кремля были усыпаны народом. С тех пор по традиции открытие нового памятника являлось всенародным торжеством, хотя по сравнению с советской эпохой их было совсем немного.

http://pravoslavie.ru/314.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010