Более подробные разъяснения по практике ветхозаветного воспитания мы встречаем в книгах притчей Соломоновых и Премудрости Иисуса, сына Сирахова. Первая из этих книг содержит в себе собрание нравственных советов и наставлений, имеющих практическую направленность. Эти советы являются плодом пережитого личного духовного опыта автора и многовековых традиций народа. Они имеют большое воспитательное значение не только для детей, но и для взрослого человека. Даются эти уроки от лица Премудрости, которая готова везде встретить человека если он имеет желание внимать ей. Она «возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой, в главных местах собраний проповедует, при входах в городские ворота говорит речь свою» ( Притч. 1, 20-21 ). Содержание этих наставлений охватывает достаточно большой круг нравственных задач стоящих перед человеком. В них подчеркивается великое значение мудрости, знания и гибельность невежества и глупости, спасительность правой жизни и опасность жизни греховной. Правда и ложь, щедрость и скупость, смирение и гордость, трудолюбие и лень, бедность и богатство, мир и раздор, доброта и жестокость, молчание и многоглаголание – вот достаточно не полный перечень нравственных проблем, ответы на которые мы находим в данной книге. Принцип, на котором основано нравственное мировоззрение человека того времени выражается следующими словами книги: «Блажен человек, который снискал мудрость, и человек который приобрел разум, – потому что приобретение ее лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше, нежели от золота: она дороже драгоценных камней; (никакое зло не может противиться ей; она хорошо известна всем, приближающимся к ней,) и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею… Она – древо жизни для тех, которые приобретают ее, – и блаженны, которые сохраняют ее!» ( Притч. 3, 13-15, 18 ). Человек, согласно Божественному Писанию, не должен считать разум с его природными познавательными и творческими силами основным руководящим началом жизни. Для премудрости есть другое высшее начало – «страх Господень».

http://azbyka.ru/deti/pravoslavnye-tradi...

В библейские времена люди помнили и старались исполнить заповедь о воспитании: «Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем; и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая» ( Втор.6:5-9 ). По причине нашей духовной нечуткости наши дома сильно засорены книгами и предметами, которые как символически, так и реально чужды нашей вере.  Особенно разрушительными для наших воспитательных трудов являются телевизор, радио и светская пресса. Сами православные родители сознают, что это вносит в их жилище нравственную грязь и яд, но поделать ничего не могут, потому что не победили в себе эгоизм и сами не хотят от этого отказаться. С помощью телевизора, радио, Интернета, прессы мир, кипящий страстями, ворвался в дом. Все, что происходит в разных странах (конфликты, насилия, аморальные скандальные истории и прочее), наполнило наши жилища. Люди оказались духовно незащищенными. Особенно пагубно это действует на детей, нежные души которых, как губки, впитывают этот сильнейший нравственный яд. Неокрепшая психика детей и подростков постоянно травмируется ежедневным потоком негативной информации. Рождается нервозность, страх и неуверенность в себе. Болезни психики порождают болезни тела. Савельева Ф.: Чем же этому противостоять? Выбросить телевизор? Но ведь и тут возможно возникновение протеста? Иеромонах Иов: Дело не в вещи. Самый главный метод воспитания – пример родителей. Если мать и отец живут так, что для них благочестие – естественный образ жизни, то дети обязательно этому научатся. Дети хорошо чувствуют искренность и правду.  Родители никогда не должны ссориться в присутствии детей, обижать и оскорблять друг друга. Это, как кислота, разъедает авторитет родителей в глазах детей, а если нет авторитета родителей, то духовно-нравственное воспитание становится недостижимым. Детей легко увлекает тот мир, в котором бездна соблазнов.

http://azbyka.ru/deti/vospitanie-i-perva...

В естественном порядке вещей мужеский возраст есть предпочтительно время жизни семейной и общественной. Супружеская жизнь, связи родства, служебные отношения в одно и то же время доставляют человеку множество самых чистых радостей, охраняют и укрепляют чистоту нравственности и открывают поприще для дел благочестия. Добрая и богобоязненная жена приносит с собою в семейство мир, довольство и согласие, – неоцененные сокровища: «И такая – дороже камней многоценных. Ибо она действует во благо мужу своему всю жизнь» (Притч. 31, 11. 12). «Если есть на языке ее приветливость и кротость, то муж ее выходит из ряда сынов человеческих» (Сир. 36, 25). Посему-то Премудрый научает смотреть на благонравную жену, как на дар Божий (17), ниспосылаемый человеку за его добрую жизнь или благословения его родителей. Вера одного из супругов укрепляет и утверждает веру другого. Они с тайным стыдом чувствуют свои сокровенные пороки и стараются изгладить их. Самые скорби и печаля, с которыми неразрывно соединена супружеская жизнь, услаждаются и с избытком вознаграждаются взаимною любовью супругов, нежною предупредительностью и заботливостью их друг о друге: а заботы и лишения делаются упражнением в вере и благочестии. Но если Бог благословил супружескую чету счастьем иметь детей: то радость о их рождении, успехи их воспитания, любовь и привязанность их, надежда иметь в них опору, защиту и утешение старости, сохранить в них свое имя, память семейства, рода, предков – заставляют с приятностью переносить болезни их детства и труды их воспитания. «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир» (Ин. 16, 21). При этом отцы и матери семейства, насаждая в юных сердцах страх Божий, соблюдают и самих себя от всякой безрассудности, наблюдают за каждым своим словом, движением, действием, чтобы не заронить тли в юное сердце. Доброе семейство есть жилище мира, согласия, счастья, есть училище благочестия не только для детей, но и для самых родителей.

http://predanie.ru/book/221327-minuty-ue...

В Православной Церкви нет демократии – есть иерархия. Иерархия существует и в православном мире – в обществе и в семье. Господь возложил на мужчину роль главы семьи. Господь возвысил женщину, определив ей свое место в семье и заповедав мужчине быть не собственником, не «пользователем» женщины, а ее добрым защитником. «Так же и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах» (1е послание Петра, глава 3, стих 7). «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя» (послание к Ефесянам, глава 5, стихи 25, 28). В таком духе и должен воспитываться будущий мужчина. С ранних лет мальчик, еще только начинающий что-то чувствовать и понимать, должен видеть отца, ласково и заботливо относящегося к жене, вежливого с другими женщинами, – и тогда авторитет отца станет мощнейшим средством воспитания. Можно привести пример из детства святого мученика Алексея Николаевича – последнего русского царевича. Рассказ о святом мученике царевиче Алексее Николаевиче Во время одной прогулки по берегу Днепра, при посещении Императорской Ставки Верховного Главнокомандующего, – вспоминала баронесса С. К. Бухсгевден, – цесаревич, будучи в шаловливом настроении, вытащил у меня зонтик и бросил его в реку. Великая Княжна Ольга и я старались зацепить его палками и ветками, но так как он был раскрыт, то течением и ветром его подхватило, и не было под рукой ни лодки, ни плота, с которого можно было бы его поймать. Неожиданно появился Государь. «Что это за представление?» – спросил он, удивленный нашими упражнениями около воды. «Алексей бросил ее зонтик в реку, и это такой стыд, так как это ее самый лучший», – ответила Великая Княжна, стараясь безнадежно зацепить ручку большой корявой веткой. Улыбка исчезла с лица Государя. Он повернулся к своему сыну: «Так в отношении дамы не поступают, – сказал он сухо. – Мне стыдно за тебя, Алексей. Я прошу извинения за него, – добавил он, обращаясь ко мне, – и я попробую исправить дело и спасти этот злополучный зонтик».

http://azbyka.ru/deti/pravoslavnaya-mama...

Воля раскрывается и выражается в намерениях, в предприятиях, поступках. Это то же, что ветви на дереве. Каким соком напоено дерево, такой же сок наполняет ветви и производит на них свойственные себе плоды. Если сок хороший, то и плоды бывают хорошие; если же сок худой, то и плоды худые. Каким соком или духом наполните волю детей ваших, такие на этих молодых деревцах будут и ветви и плоды, то есть намерения, предприятия, поступки и дела. Если будет в ней дух добрый, то все в ней будет доброе; если же худой, то и все будет худое. Если же будет в детях ваших дух добрый, то есть евангельский, то уже не будет в них духа злого, то есть греховного; а оттого дети ваши будут произращать плоды одной добродетели, не будут производить терния пороков и грехов, и Дух Божий будет обитать в детях ваших, а диа- вол не посмеет даже приблизиться к ним, ибо в таком случае буквально исполнится над ними слово апостола Иакова: “Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас. Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные” (4, 7—8). Итак, родители, чтобы прогнать от детей ваших диавола, а с ним и всякие искушения его ко греху и всякий вид грехов, позаботьтесь приблизить детей ваших к Богу и Бога к детям вашим. Как же поступить? Напояйте молодые души детей ваших заповедями Божиими и правилами евангельскими. Внушайте детям своим эти заповеди и правила хотя такими словами: Любезный сын, любезная дочь! Знайте, что вся ваша жизнь разграничена тремя главными отношениями — к Богу, ближним и к самим себе. Для всех этих отношений нам даны заповеди евангельские, исполняя которые, вы будете не только счастливы в этой жизни, но и блаженны в жизни будущей; а не исполняя, вы не только в будущей жизни подвергнетесь вечным мучениям, но и в этой жизни не будете иметь счастия. Бог Единый да будет первым и последним предметом вашего сердца; любите Его всею мыслею; бойтесь предпочитать Ему какую бы то ни было тварь; самое имя Его, имя страшное и великое, произносите всегда с благоговейным страхом и любовию; не оставляйте ни одного праздничного дня, чтобы не придти в церковь и не воздать Богу вместе с другими поклонения, прославления, молитвословия; и Бог, когда вы будете любить Его, Сам возлюбит вас всею Своею любовию.

http://azbyka.ru/deti/shkola-pravoslavno...

Воспитание любви и легко, — ибо душа человека, как отметил Тертуллиан, по природе своей христианка, — и трудно, ибо в мире " по причине умножения беззакония " во многих охладела любовь (см. Мф 24:12). Очень полезно прикреплять подростков, юношей и девушек к одиноким престарелым людям для той или иной помощи. Это часто оказывается не только помощью тем, кто в ней нуждается, но и позволяет молодым знакомиться с интересными людьми, которым есть что рассказать о прошлом, которые могут поделиться своим духовным опытом. Иногда между молодежью и такими одинокими стариками возникают нежные, родственные отношения. Церкви и монастыри всегда имели богадельни, странноприимные и сиротские дома. Апостол Иаков в своем Соборном послании пишет: " Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? " (Иак 2:19–20). " Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: " идите с миром, грейтесь и питайтесь " , но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе " (Иак 2:15–17). В 1917 г. в связи с гонениями на христианскую веру и в первую очередь на православие всякая церковная благотворительность была запрещена, соответствующие учреждения и средства были национализированы. Да и любое сострадание, милосердие и благотворительность стали считаться оскорблением и унижением личности. Была отвергнута даже попытка святителя Тихона оказания церковной помощи голодающим; члены общественного независимого от церкви " Комитета помощи голодающим " были арестованы. Во время Ашхабадского землетрясения 1947 г. епископу Ташкентскому и Среднеазиатскому Гурию категорически запретили оказывать помощь пострадавшим в Туркмении, когда он проявил такую инициативу в своей епархии. Разрешались и делались обязательными сборы на строительство гигантских по тем временам самолетов типа " Максим Горький " , в фонд МОПР; позже обязательным для Церкви был сбор в " Фонд мира " , но никаких сборов для конкретных организаций, больных и т. д. делать не дозволялось.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Господь нам говорит, с чего начинается святость: «Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным». «Исповедать» – значит из себя поведать о том, что я есть христианин. Но понятно, что если мы химическим карандашом на лбу или на майке напишем: «Я православный христианин» – и будем ходить по улице, то ничего, кроме смеха, у людей это не вызовет. Потому что слов все слышали достаточно, надо показать дела. Мы должны, живя в этом мире, жить по-христиански. Несмотря на то что все блудят, все воруют, все ругаются, все завидуют, все ненавидят, никто не молится, мы должны поступать наоборот. Исповедание – это не значит, что мы должны каждого уговаривать, чтобы он крестился, стал бы православным христианином, курить бы бросил. Пусть делает все, что угодно, но мы своей жизнью должны являть жизнь иную. Если же мы смешиваемся с толпой, если мы живем так, как все, то мы не христиане. Наша жизнь должна быть принципиально иной, принципиально. Мы должны даже и одеваться иначе, чем одевается современный человек. Все должно быть у нас обязательно иное, жизнь инаковая. Так и иночество возникло – в противовес мирскому обычаю. Именно это значит исповедание себя перед людьми. А тогда и Господь исповедает нас перед Отцом Своим Небесным. Он скажет: эти люди – вот этот, вот этот, вот этот – жили не по стихиям этого мира, а так, как Я их научил. То есть Господь будет Сам за нас ходатайствовать. «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня». Какие странные слова. Мать, отец, дитя – это те, кого мы любим бесконечно, даже часто излишне, а Господь требует, чтобы мы Его любили больше. И если мы это пожелание Спасителя не исполняем, то мы не достигнем богоугодной жизни. А как его исполнить? Если человек любит Бога – значит, он захочет свое дитя посвятить Богу. Это естественно, потому что все самое дорогое человек должен посвящать Богу. Поэтому воспитание детей должно заключаться в том, чтобы дитя, данное от Бога, мы посвятили Богу – ведь не мы же сами производим на свет дитя, мы даже не знаем, кто будет, мальчик или девочка, живой или нет, здоровый или больной, это Господь нам дает в дар. И если общение наше с детьми не направлено на воспитание их в православной вере, в молитве, в заповедях Божиих и в благодати, то значит, мы не любим Бога, значит, мы привязаны к земному, к телесному проявлению наших детей больше, чем к духовному. И это очень заметно: если у ребеночка насморк, в семье паника; если ребенок год не причащался, родители спокойны; для некоторых это вообще не представляет беды: крестили, причастили разок после крещения и этим ограничились.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Дети по природе в силу кровной связи и зависимости их от родителей расположены к чувству любви и благодарности по отношению к родителям. Но поврежденность человеческой природы первородным грехом порождают и чувства противоположные. Чтобы смирить строптивость и непокорную волю, на место любви и ласки тогда является страх наказания. Крайняя требовательность и даже суровость воспитательных воздействий вызвана с одной стороны необходимостью безусловного почитания родителей и повиновения им, а с другой стороны – той чрезмерной любовью, которую питали евреи к своим детям. Последняя, в силу особых причин слишком глубоко укоренялась в душе еврея и могла переходить всякие границы педагогического благоразумия, за которыми начинается потеря родителями уважения и покорности со стороны детей. У евреев дитя почиталось священным даром Божиим, благословением Господним. В Библии можно встретить множество примеров того, как родители горячо и неустанно просили у Бога детей и как они радовались детям, видя в них полноту Божественного благословения. Когда посредством откровения от Господа стало известно, что от колена Иудина произойдет Спаситель, каждый отец семейства желал иметь своего потомка пред лицом этого Избавителя. Псалмопевец восклицает: «Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его! Ты будешь есть от трудов рук твоих; блажен ты, и благо тебе! Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей. Так благословится человек, боящийся Господа!» ( Пс. 127, 1-4 ). Так вдохновенно псалмопевец выразил мысль о том, что дети являются наследниками родительских наклонностей. Господь творит милость Свою в тысячах родов, но не оставляет без наказания грехи отцов и наказывает детей за грехи отцов до третьего и четвертого рода ( Исх. 34, 7 ). Воспитание у евреев было исключительно семейным. Вся жизнь, в том числе и воспитание, была пронизана религиозными началами и строилась по Божественным заповедям. Закон, данный Богом своему народу, определял весь его быт, и вне этого закона не могло быть других воспитательных требований. Как Бог воспитывал в законе свой избранный народ, так и отец воспитывал свое дитя, стараясь запечатлеть в его душе дарованный свыше закон, а вместе с ним безусловное повиновение, страх и полную преданность Богу. Ребенку постоянно напоминалось об этих обязанностях, а пример соблюдения закона он видел в собственной семье.

http://azbyka.ru/deti/pravoslavnye-tradi...

Еще более пагубное действие оказывает на молодое поколение общество, где молодым людям приходится вращаться. Если школа сеет в сердцах учащихся добрые семена зернами, то общество, товарищество, артель сеют злые семена полными горстями. После этого можно ли удивляться тому, что школа не может дать молодому поколению того доброго воспитания, какое было бы желательно. Так как одна школа лишена возможности противопоставить достаточно сильный оплот против напора волн нечестия, начинающего проникать и в нижние слои нашего православного общества, то на дело воспитания должно быть обращено особенное внимание. Нельзя возлагать этого дела на одну школу – в нем должно принять самое близкое участие все христианское общество. А прежде всего на помощь школе должна прийти семья, родители. Школа может воспитывать только тех детей, которые вверены ее попечению. А сколько детей остается не поступившими и не могущими поступить в школу! Кто позаботится о воспитании их? Семья должна дать им воспитание. Нет сомнения в том, что все родители более или менее желают добра своим детям и желали бы видеть детей своих благовоспитанными. Но не все они знают, как этого достигнуть. Они, очевидно, сами нуждаются в советах, как должно воспитывать детей. Об этом христианском воспитании детей мы, с помощью Божией, намерены побеседовать с вами, возлюбленные братья, в благоприятное время. А теперь кратко повторим сказанное, чтобы вы могли удержать это в памяти и извлечь для себя от слышанного пользу. Ныне много знания, но мало воспитания. Воспитание, даваемое школой, не принесет ожидаемой от него пользы, если родители и семейные не будут поддерживать в детях те добрые правила жизни и благочестия, какие им преподают в школе. Поэтому на родителях лежит обязанность заботиться не только об образовании детей науками, но и о добром их воспитании. А для этого они должны учиться умению воспитывать детей. Умножение беззакония от оскудения любви. Беседа в Неделю 13-ю по Пятидесятнице Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды. Все у вас да будет с любовью. Прошу вас, братия (вы знаете семейство Стефаново, что оно есть начаток Ахаии и что они посвятили себя на служение святым), будьте и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся. Я рад прибытию Стефана, Фортуната и Ахаика: они восполнили для меня отсутствие ваше, ибо они мой и ваш дух успокоили. Почитайте таковых. Приветствуют вас церкви Асийские; приветствуют вас усердно в Господе Акила и Прискилла с домашнею их церковью. Приветствуют вас все братия. Приветствуйте друг друга святым целованием. Мое, Павлово, приветствие собственноручно. Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран-афа. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами, и любовь моя со всеми вами во Христе Иисусе. Аминь. ( 1Кор.16:13–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Знакомые картины, не правда ли? В чём же причины этого? Ведь мы исполнены самых благих намерений: изо всех сил воцерковляем своих детей, учим их… а они, вырастая, отвергают Церковь. Почему наши усилия дают обратный результат? — Давайте попробуем разобраться в этом. В деле церковного воспитания детей имеются две основные ошибки. Первая — подмена внутреннего религиозного развития внешним. Вторая — перекладывание религиозного воспитания с семьи на Церковь. Да, Христос сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное (Мф. 19, 14). Но что значат эти слова Христа? Ведь, наверно, нельзя их осмыслять исключительно в том смысле, чтобы не препятствовать детям посещать Богослужения (и бесчинствовать на них). — Здесь нужно сказать, что очень многие из православных христиан делают ошибку, когда отождествляют христианскую жизнь исключительно с участием в храмовом Богослужении. Так было в Ветхом Завете: на земле существовал единственный Храм, и непременной религиозной обязанностью членов Ветхозаветной Церкви было ежегодное его посещение. Новый же Завет провозгласил нечто совершенно иное. Наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу;.. но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны покланяться в духе и истине (Ин, 4, 21–24). Совместная церковная молитва, безусловно, очень важна в духовной жизни; но она вовсе не покрывает весь объём её, а является лишь одним из элементов её, частью, — необходимой, но не главной. Самое главное совершается в сердце человека — поклонение Богу в духе и истине. Для этого христианин и должен стяжевать Духа Истины, это — цель духовной жизни; всё же внешнее является средством для этого. Такова иерархия христианских ценностей; если она покривляется, если, например, посещение Богослужений из средства становится целью, главным — тогда мы неизбежно впадаем в заблуждение и не получаем духовного плода.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=824...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010