Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» протоиерей Константин Островский Православное обучение и воспитание детей в условиях современной приходской жизни " decoding="" title="" > протоиерей Константин Островский Православное обучение и воспитание детей в условиях современной приходской жизни В Избранное ( 4  голоса:  5.0 из  5) В интервью своим опытом решения методических и организационных проблем, стоящих перед современными воскресными школами, делится протоиерей Константин Островский, благочинный Красногорского округа Московской епархии, настоятель Успенского храма г. Красногорска. О. Константин, каково место воскресной школы в жизни Церкви?  Место воскресных школ в церковной жизни и их внутреннее устройство должны определяться той главной задачей, которая перед ними ставится. Это воцерковление и церковное воспитание детей. Разумеется, существующие воскресные школы часто решают и другие воспитательные и образовательные задачи, так что ученики этих школ, воцерковляясь, приобретают ещё и полезные знания и навыки, чему можно только радоваться. Но без воцерковления даже знание назубок Священной истории и литургики может быть бесполезным для спасения души и даже вредным. Поэтому задача воцерковления и церковного воспитания должна рассматриваться как главная, а все остальные — только в соотнесении с ней. Какими, на Ваш взгляд, должны быть программы обучения в воскресной школе?  На первый взгляд представляется несомненным, что вероучительные предметы, такие как православный катехизис, Священная история, литургика и другие, должны быть основой воскресной школы. Если наши дети будут знать заповеди Божии, хорошо ориентироваться в Библии, понимать смысл литургии и других богослужений и таинств, это сделает их церковными людьми. Но сделает ли? Во-первых, наличие знаний по Закону Божию у нецерковного человека может быть неполезно ему. Ведь, как любому из людей неприятно, если кто-то, не любя его, что-то разузнаёт о нем, так и Богу неугодно, чтобы кто-то разузнавал о Нём с холодным сердцем. Основные истины веры обязательно должны быть проповеданы детям, но это не то же самое, что обучение Закону Божию. Богословие должно постигаться, в первую очередь, не умом (хотя и это желательно по возможности), а сердцем. Но сердечное познание Бога, духовный опыт обретается не столько на уроках, сколько — при содействии благодати Божией — вообще в жизни: в семье, в храмовой общине, в богослужении, в личной молитве, в общении с духовником, ну и на уроках тоже.

http://azbyka.ru/deti/pravoslavnoe-obuch...

Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» Стрижев А.Н. Школа православного воспитания " decoding="" title="" ( 6  голосов:  5.0 из  5) Оглавление В удивительное время мы живем… Забыв обо всем на свете, и о Боге, о своих детях в том числе, мы думаем только о том, как бы реализоваться в этом мире. Стоит ли удивляться тому, что наши дети убивают, изгаляются над слабыми, ни во что не ставят родителей? В этой книге звучит уникальная православная педагогическая мысль, и не одна.. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Книга посвящена широкому кругу проблем православного воспитания, вопросам освоения накопленного педагогического опыта и просвещенного наставничества. Рассчитана на учителей воскресных школ и православных гимназий, на внимание родителей, стремящимся воспитать своих детей благоразумными и благочестивыми. Материалы сборника снабжены редкими иллюстрациями. Наш сборник по затрагиваемым темам не имеет себе подобных. Православная педагогика: страницы истории В младенческой чистоте и непосредственности восприняли русские люди истины христианской веры, не искаженные ересями и лжеучениями. И по мере усвоения этих истин возрастала и крепла великая нация, избрав водительницей совести Церковь, устроительницу жизни земной и вечной. Симфония церковной и светской власти в Святой Руси целиком отвечала народному идеалу. Впоследствии этот идеал был выражен в понятии триединства — Православие, Самодержавие, Народность. Соответственно идеалу и строилось обучение отроков, верноподданных Отечества. Сословные перегородки не умаляли света, изливаемого православным просвещением: Ломоносов был тому ярким примером. В народных школах, в городских училищах, в стенах семинарий шла подготовка новых поколений к вступлению в жизнь. Программы и уставы учебных заведений соответствовали своему времени. И если теперь кому-то видится в них перегруженность элементами схоластики и нормативной дидактики, то не ищет ли он в тех давних параграфах отображения своих педагогических исканий? Ищет, и зачастую не находит! А истина пребывает все там же, где и была,— в Священном Писании. И даруется она через новозаветное сознание.

http://azbyka.ru/deti/shkola-pravoslavno...

Вопросы религиозного воспитания в летних лагерях Протоиерей Георгий Бенигсен (1915–1993) Православная Церковь в Америке. Принимал деятельное участие в Национальной Организации Русских Скаутов в Калифорнии. Сущность религиозного воспитания настолько интимна и затрагивает такие глубокие и часто сокрытые стороны человеческой души, что может возникнуть вопрос о самой возможности построения какой-нибудь методики в этом направлении. Действительно, можно ли направлять религиозные переживания, тайными нитями связывающие человека с самим источником жизни и бытия? Трудно говорить о системе или методике религиозного воспитания в обычном понимании этих терминов в педагогической работе. Религиозная или, лучше сказать, духовная жизнь человека не подчинена ни механической, ни даже психологической причинности, а зарождается иногда, казалось бы, совершенно беспричинно. Тем не менее есть некоторые моменты и состояния в педагогической работе, которые определенно ведут к духовному оздоровлению и обогащению. Мы исходим из предпосылки, что человеческая душа «по природе христианка», что в ней изначала заложено стремление к Богу. Следовательно, нам не нужно «переделывать» человека, не влагать новое содержание в его духовную природу, а только содействовать ему на пути его приближения к Богу. Мы должны содействовать самораскрытию положительных и богоутвержденных начал духа. Нужно помочь растопить лед равнодушия, неверия, гордыни, самоутверждения, через который не проникает правда. Мы должны разбудить сон духовной лени, освободить дух от плена мирской суеты, от излишней привязанности к вещам. Мы должны пробудить духовное «я», живущее в глубине сердца, и дать возможность этому «я» встретиться с Богом. Это задача не самостоятельного архитектора (что было бы предельной гордостью), а творческого катализатора, соучастника. В этом задача руководительства, руководительское служение Богу. Искренне верующей молодежи на путях нашей педагогической работы встречается немного. В жизни много внешнего, «фарисейского», заученного, но не прочувствованного. Большинство молодежи думает больше о времяпрепровождении, нежели о положительных ценностях, о духовной жизни, о Боге. Как правило, молодежь или антицерковна, или внецерковна. Как это ни странно, думается, что работать с первой категорией легче, чем со второй, лишенной настоящего православного фундамента. Это заставляет быть особенно осторожным в выборе воспитательных путей, особенно чутким к душевному миру молодежи. Необходимо предельно терпеливо подчинять все принципу постепенности, всегда знать меру. Всякая «обязательность» при отсутствии внутренней убежденности становится лишением свободного, а вместе с этим и искреннего, подлинного духовного роста.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Закрыть itemscope itemtype="" > Религиозное воспитание в Вооруженных силах дореволюционной России 20.11.2016 978 Время на чтение 16 минут Вооруженные Силы, деятельность которых проходит на рубеже, разделяющем добро и зло, в силу своего специфического предназначения всегда были и будут чувствительными к любым социальным и политическим изменениям. Сейчас в условиях существующего нравственного кризиса особенно важно критически переосмыслить бесценный исторический опыт формирования духовно-нравственных качеств у российского воинства. Необходимо понять, как формировался образ защитника отечества во времена, когда слово честь было не простым звуком, когда военнослужащие гордились своей принадлежностью к вооруженным силам, когда воина почитало все население страны. Только изучив исторический опыт, можно избежать ошибок прошлого. Ряд современных авторов выделяет в качестве важного элемента духовно-нравственного развития личности - религиозное воспитание, которое является весьма значимым в наших традициях, и которое, по мнению М.В. Захарченко, «не может быть не духовным». Такие исследователи как A.M. Кузнецов, В.М. Котков, А.А. Плеханов ставят знак равенства между понятиями религиозное и духовно-нравственное воспитание. В дореволюционной России исключительное влияние на формирование духовно-нравственной атмосферы в стране в целом и в вооруженных силах в частности оказывала Православная Церковь, являвшаяся пожалуй единственным общественным институтом, который целенаправленно занимался воспитанием населения. Жизнь русского человека, от рождения до смерти, была пронизана православной идеологией и практикой. В основе представлений о таких нравственных категориях как добро и зло, честь и бесчестие, верность и предательство лежали библейские заповеди. Разногласия в вопросе духовно-нравственного воспитания военнослужащих на основе отечественных традиций в настоящее время между представителями религиозных конфессий России отсутствуют. Решение Президента РФ 21.07.2009г. о воссоздании в ВС РФ института военного духовенства было инициировано обращением членов Межрелигиозного совета России , которое подписали Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, верховный муфтий, председатель Центрального духовного управления мусульман России Талгат Таджуддин, муфтий, председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин, муфтий, председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаил Бердиев, главный раввин, председатель Федерации еврейских общин России Берл Лазар, пандито хамбо лама, глава Буддийской традиционной сангхи России Дамба Аюшеев.

http://ruskline.ru/analitika/2016/11/21/...

Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» ( 6  голосов:  5.0 из  5) На вопросы телезрителей отвечает священник Димитрий Беженарь, ответственный по Миссионерской работе Сергиево-Посадского благочиния. – Здравствуйте, уважаемые телезрители, в студии Александр Сергиенко. Сегодня у нас в гостях ответственный по миссионерской работе Сергиево-Посадского благочиния, клирик Ахтырской церкви села Ахтырка, кандидат богословия, священник Дмитрий Беженарь. Здравствуйте, батюшка. – Добрый вечер, Александр. – Благословите наших телезрителей. – Дорогие братья и сестры, Бог да благословит вас на все доброе! С праздниками Казанской Иконы Пресвятой Богородицы и Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих радость»! – Наша сегодняшняя тема – воспитание детей в современном мире, и о некоторых ошибках, которые мы совершаем. – Дорогие друзья, среди проблем, с которыми сталкиваются каждый современный христианин, и, в первую очередь, каждая православная семья, – одна из главных проблем, главных задач – это воспитание детей, воспитание нравственной личности в современном, очень непростом мире. И прежде, чем мы непосредственно перейдем к теме нашей сегодняшней беседы и приглашаем вас, дорогие друзья, к активному участию в беседе с нами, хочется рассказать один интересный случай, один интересный диалог, свидетелем которого я был совсем недавно. Один почтенный господин – весьма почтенного возраста – из тех, кто воцерковился в конце 80х начале 90х годов, естественно, читал много церковной православной литературы – читал, естественно, без системы, поэтому у него, мягко сказать, такой сумбур в голове – обвинял Православную Церковь в том, что сейчас в Церкви одна из главных проблем – это чрезмерное благочестие. Обвинял он, в первую очередь, духовенство. Что духовенство людей призывает людей поститься – но не объясняет, для чего нужен пост. Люди постятся, но, якобы – с точки зрения этого господина, – не знают, для чего постятся. Молятся – но не понимают, что такое молитва. И от молитвы, от поста, от благочестивой жизни у них возвышается гордыня, чувство высокого мнения о себе, теряется душевная нищета, смирение и так далее. И когда его собеседник спросил: а как вы можете определить, что именно вот это является действительно серьезной проблемой современного церковного общества, он, как и следовало ожидать, никакого здравого, членораздельного ответа на этот вопрос так и не дал.

http://azbyka.ru/deti/vospitanie-detej-v...

Содержание I.Peлuruoзho-bocnumameльhыe влияния на самых малых детей Иконы с лампадой. Среди средств, пригодных для религиозного воспитания детей самого малого возраста, можно указать: 1) на окружающую дитя внешнюю обстановку, 2) на образ жизни взрослых, поскольку они соприкасаются с детьми, 3) на частое благоговейное осенение детей крестным знамением, 4) на посещение с детьми храма и богуслужений 5) на причащение их Телом и Кровию Христовою. Из внешней обстановки, окружающей ребенка, останавливает на себе внимание, прежде всего, детская. Чтоб удовлетворить целям религиозного воспитания, от детской требуется не многое, а именно, чтоб в ней была икона, перед которой бы теплилась по временам лампадка. Какое изображение должна иметь эта единственная святыня детской, и как она может служить целям религиозного воспитания? По нашему мнению, уместней всего в детской комнате изображение Спасителя, благословляющего детей, или Божией Матери с Предвечным Младенцем на руках . Понятно само собой, изображение на иконе должно быть достаточной величины и хорошей работы, чтобы привлекать внимание детей и художественной своею стороной. Икону следует устанавливать, по возможности, в восточном углу (или стене) комнаты (а не над кроватью, как принято в учебных заведениях), на достаточной высоте, чтобы чрез то с самых ранних лет внедрить в детях этот обычай православной церкви, сделавшийся добрым преданием русской народности. Это маловажное, с виду, обстоятельство впоследствии даст повод к обстоятельной беседе о разумном почитании икон, об обычае строить храмы алтарем на восток и т. д. Для большего привлечения внимания ребенка к иконе, пред нею зажигают лампаду. Дети любят огонек и тянутся к блестящим вещам; пусть же такою вещью будет не скоро подвергающаяся ломке игрушка, а на недосягаемой для дитяти высоте, как-бы на небе, висящая с лампадою икона; пусть наши дети приучаются с первых дней не к капризу, непостоянству и своеволию, а к постоянству, благоговейной настроенности, к чистой и святой вере .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Закрыть «Получили помощь тысячи воспитанников и члены их семей» Центр помощи наркозависимым «Обитель исцеления» отмечает 28-ю годовщину 12.04.2024 45 12 апреля 1996 года при приходе храма Коневской иконы Божией Матери в п. Сапёрное Ленинградской области был организован первый в Русской Православной Церкви центр помощи наркозависимым «Сапёрное», на базе которого реабилитация была выстроена системным образом. «На первых порах шёл активный и непростой поиск решений подхода к проблеме помощи зависимым. Именно это и послужило основанием тому, что была создана специальная программа духовно-нравственного преображения личности, полностью базирующаяся на аскетической традиции Православия и святоотеческом учении», - говорится в пресс-релизе центра помощи наркозависимым, поступившем в редакцию «Русской народной линии». Центр «Сапёрное» с годами значительно расширился и впоследствии был преобразован в Сеть реабилитационных центров Выборгской епархии «Обитель исцеления» и на данный момент включает в себя два мужских центра, один женский центр и дневной стационар. Трудами протоиерея Сергия Белькова и его помощников был создан первый в Русской Православной Церкви специализированный Отдел по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской митрополии, правопреемником которого впоследствии стал аналогичный Отдел Выборгской епархии. При активном участии и содействии сотрудников «Обители исцеления» за эти годы было создано несколько центров помощи зависимым в самых разных частях России. Получили помощь тысячи воспитанников и члены их семей. Прошли обучение и стажировки десятки священников и психологов, рассказали в центре помощи. Сотрудники центра поздравляют основателя системной реабилитации, реализуемой на всей канонической территории Русской Православной Церкви, протоиерея Сергия Белькова с 28-й годовщиной «Обители исцеления»: «Дорогой отец Сергий, примите самые искренние поздравления с этим значимым днём в Вашей жизни и жизни тех многочисленных страждущих, кому Ваше самоотверженное служение и забота о духовном здравии и благополучии помогали найти верный путь, спастись.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/12/po...

Воспитание в школе через почитание новомучеников Российских Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 18, 1998 15 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 18, 1998 Прошло уже более пяти лет с тех пор, как начало формироваться такое понятие, как православная гимназия или православная школа. Одной из существенных проблем такой школы является воспитание наших православных детей в Православии. Основным в этой проблеме является то, что мы живем в таких условиях, в которых опыт дореволюционных школ в преподавании Закона Божия практически неприменим. Мы, конечно, можем и должны учить наших детей основам вероучения, Священной Истории, Истории Церкви, догматике и т. д., но мы также должны понимать, что не это формирует их как православных христиан в современном обществе. Почему? Дело в том, что современное церковное сознание да и церковное общество в целом находится в достаточно тяжелом состоянии. Создается такое впечатление, что образовалась какая-то брешь. В церковном поколении, в духовной традиции, словами Шекспира, порвалась связь времен между нами, живущими ныне, и нашими святыми предками. Советская эпоха совершила в сознании сильный переворот, и коммунистическая формулировка, согласно которой Церковь существует для “отправления религиозных потребностей”, проч­но вошла в сознание советского и постсоветского человека. Давайте посмотрим, проверим себя, зачем мы ходим в Церковь, зачем мы причащаемся, молимся, исповедуемся. В чем для нас заключается духовная жизнь? И если мы будем честны, то в большинстве случаев окажется, что ходим мы только для себя, то есть, чтобы у Церкви взять, получить, унести, устроить свою жизнь. И чаще всего нам нет серьезного дела до тех, кто молится рядом с нами, так как молитва — это тоже наше частное дело. Мы пришли в Церковь получить, Церковь должна нам дать. Все очень просто — для нас обычно так складывается духовная жизнь, все существует для нас: и община, которая должна нас окормлять, и гимназия, которая должна решать все наши семейные проблемы. А на самом деле, все наоборот. Это мы должны идти в Церковь, чтобы отдать себя Богу и ближним, это в нас нуждается приход, это мы “живые камни”, без которых не может строиться здание Церкви.

http://pravmir.ru/vospitanie-v-shkole-ch...

А. Н. Голицын во главе Министерства духовных дел и народного просвещения Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 18, 1998 12 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 18, 1998 Никто не сомневается, что для воспитания ребенка в духе Православия его с детства необходимо приобщать к церковной жизни и знакомить со Священным Писанием. Сейчас, когда взрослые люди приходят в Церковь, они остро чувствуют, сколь многого лишились в детстве. Известно, с другой стороны, что многие революционеры были воспитанниками православных духовных семинарий — дети нуждаются в религиозном образовании, но грубая настойчивость педагогов может отвратить ребенка от религии. Российское правительство неоднократно пыталось найти “царский путь” взаимодействия религии и образования. Один из таких экспериментов был проведен при императоре Александре I, когда возникло Министерство духовных дел и народного просвещения. Ученые отрицательно отзывались о результатах его работы. Например, М. И. Сухомлинов пишет, что у сотрудникоФв министерства “религия выставлена только началом воспитания, в действительности ими руководили другие начала”, а “призыв евангельской любви и правды заглушаем был криком фанатиков” 1 . Таким образом, действия министерства в области просвещения считаются чуть ли не инквизиционными. Однако существует иная оценка деятельности министерства. Одним из главных организаторов и вдохновителей министерства был князь Александр Николаевич Голицын. Он родился в 1773 г. и после кратковременного домашнего воспитания был представлен императрице, которая определила мальчика в Пажеский корпус. В это время маленький Голицын часто играл с великими князьями Александром и Константином, что в дальнейшем определило крепкую дружбу будущих императора и министра. Блестящей карьере князя немало способствовало и расположение Екатерины II — в 21 год Голицын стал поручиком Преображенского полка, тогда же — камер-юнкером, в 23 года — камергером, что уже соответствовало званию полковника. Тем не менее, после получения чина поручика светское и очень поверхностное образование молодого Голицына завершилось. Среда, в которой он пребывал с детства, не могла не приучить к рассеянной жизни; повлияла она и на религиозные взгляды юного Голицына: поскольку тогдашнее светское общество не отличалось благочестием, князь, как и многие другие, считал себя неверующим и вел ветреную жизнь, не слишком задумываясь о вечном.

http://pravmir.ru/an-golitsyn-headed-by-...

Александра Соколова - Две моих свечи. Дочь Иерусалима. Повесть о православном воспитании. [ главная каталог по темам каталог по авторам каталог по названиям хронология поступлений ] [ Опубликовано на сайте " Православное чтение " : Zavet.Ru ] ПОВЕСТЬ О ПРАВОСЛАВНОМ ВОСПИТАНИИ. ДВЕ МОИХ СВЕЧИ. Александра Соколова [ < < назад вперед > > к оглавлению ] Глава 3. Исповедь Вот пряду я ниточку воспитания деток-христиан в собственной семье и делаю это как будто бы внове. Все это в старой России православные родители знали и умели, и были они, без сомнения, половчее меня. Все было, да миновалось. Стараюсь я, тружусь, а все из-под неумелой руки моей обрывы да узелки... Сложности и недоумения мои еще более усилились с вхождением моего старшего сына в исповеднический возраст (7 лет). Готовила я Митю к первой исповеди, как Бог на душу положил. Что-то объясняла, что-то читала, что-то показывала на картинке в книжке ( " Закон Божий " о. Серафима Слободского). Всего помалу в течение примерно трех месяцев до дня рождения. Вот только показать на собственном примере я тогда не решалась, поскольку сама ходила причащаться одна, без детей. Причащалась я тогда редко — разочек постом (всего, значит, четыре раза в год), и жаль мне было тратить радостный день на укрощение моих непосед. В этом удовольствии отказать я себе не могу — побывать на литургии одной, без деток. Говорила я, говорила Мите об исповеди, и все как будто он что-то недопонимал, да и мне эти разговоры полного удовлетворения не приносили. В конце концов я сказала сама себе в сердцах, недовольная собственной бестолковостью: " Пусть будет что будет. На все воля Божия " . Я решила попросить поговорить с ним на исповеди того, кто, я уверена, более опытен в таких делах, нежели я. Но когда я увидела, к кому нас привел Господь в тот будний день, у меня язык прилип к гортани от робости. —Сколько лет мальчику? — спросил батюшка. —Две недели назад исполнилось семь, — ответила я с намеком, что, дескать, с мальчиком самое бы время поговорить об этом событии в его жизни — первой исповеди.

http://zavet.ru/book/sokolova03.htm

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010