6 Смирнов С. А., Педагогика : педагогические теории, системы, технологии…, сс. 30–33. 7 Поскольку качество – это «объективная и всеобщая характеристика объектов, обнаруживающаяся в совокупности их свойств» (Советский энциклопедический словарь. М., 1988. С. 561). 8 Психология: словарь/Под ред. Петровского А. В., Ярошевского М. Г. М., 1990. С. 21. 9 Осипов А. И. Путь разума в поисках истины. (Основное богословие). – М.: Братство во имя св. блгв. Князя Александра Невского, 1999. С. 60. 10 Осипов А. И. Путь разума в поисках истины. (Основное богословие). – М.: Братство во имя св. блгв. Князя Александра Невского, 1999. С. 58. 11 То есть, относительно заповедей 5–10, 12 Архимандрит Платон (Игумнов) . Православно-нравственное богословие. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994. Сс. 32, 38. 13 Психология и педагогика: учебное пособие для вузов/Составитель и ответственный редактор А. А. Радугин; научный редактор Е. А. Коротков. – М. Центр, 2002. Сс. 194–195 14 Платон (Игумнов), архимандрит. Православно-нравственное богословие. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994. С. 35. 15 Платон (Игумнов), архимандрит. Православно-нравственное богословие. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994. С. 78. 16 Платон (Игумнов) , архимандрит. Православно-нравственное богословие. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994. С. 80. 17 «Не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение» ( 1Пет. 3:9 ) и «Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта» ( Мф. 5:25-27 ). 18 Смирнов С. А., Педагогика : педагогические теории, системы, технологии… С. 24 и далее. 19 Там же, с. 47. 20 То есть, различные народы. 21 Стефановская Т. А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций. Учебное пособие для студентов, преподавателей, аспирантов. – М.: Издательство «Совершенство», 1988. С. 122

http://azbyka.ru/pedagogicheskoe-dokazat...

Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1956. С. 408. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 130. Смирнов С. А., Педагогика : педагогические теории, системы, технологии…, сс. 30–33. Поскольку качество – это «объективная и всеобщая характеристика объектов, обнаруживающаяся в совокупности их свойств» (Советский энциклопедический словарь. М., 1988. С. 561). Психология: словарь/Под ред. Петровского А. В., Ярошевского М. Г. М., 1990. С. 21. Осипов А. И. Путь разума в поисках истины. (Основное богословие). – М.: Братство во имя св. блгв. Князя Александра Невского, 1999. С.60. Осипов А. И. Путь разума в поисках истины. (Основное богословие). – М.: Братство во имя св. блгв. Князя Александра Невского, 1999. С.58. То есть, относительно заповедей 5 – 10, Архимандрит Платон (Игумнов). Православно-нравственное богословие. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994. Сс. 32, 38.   Психология и педагогика: учебное пособие для вузов/Составитель и ответственный редактор А. А. Радугин; научный редактор Е. А. Коротков. – М. Центр, 2002.  Сс. 194–195 Платон (Игумнов), архимандрит. Православно-нравственное богословие. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994. С. 35. Платон (Игумнов), архимандрит. Православно-нравственное богословие. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994. С. 78. Платон (Игумнов), архимандрит. Православно-нравственное богословие. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994. С.80. «Не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение» ( 1Пет. 3:9 ) и «Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта» ( Матф. 5:25-27 ). Смирнов С. А., Педагогика : педагогические теории, системы, технологии… С. 24 и далее. Там же., с. 47. То есть, различные народы. Стефановская Т. А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций. Учебное пособие для студентов, преподавателей, аспирантов. – М.: Издательство «Совершенство», 1988. С. 122

http://azbyka.ru/deti/pedagogicheskoe-do...

Когда вся вселенная была помрачена тьмою языческого многобожия и люди покланялись твари, а не Творцу, — в то время в Иераполе язычники почитали громадную и страшную ехидну 4 ], и вся страна, ослепленная бесовским прельщением, поклонялась ей. Нечестивые построили в честь этой ехидны храм, где и содержали ее и, принося ей многие и различные жертвы, кормили эту ядовитую и вредившую многим ехидну. Единый истинный бог, желая просветить мир светом Своего познания и наставить заблудших людей на истинный путь, послал во все земли святых Своих учеников и Апостолов проповедовать Евангелие всем людям. Двое из Апостолов — святой Иоанн Богослов и св. Филипп, — придя один в Ефес 5 ], а другой в Иераполь, трудились там в благовествовании Христовом. В это время в Ефесе находился чудный храм и идол известной языческой богини Артемиды 6 ]. Вооружившись духовным мечом, — словом Божиим, на служителей и поклонников сей богини, св. Иоанн Богослов победил их: силою имени Христова он разрушил храм и превратил в прах идола, и чрез сие привел весь город ко святой вере. После разрушения идола Артемиды, св. Иоанн Богослов пошел из Ефеса в Иераполь на помощь к сотруднику своему, св. Апостолу Филиппу; там же находились в то время св. Апостол Варфоломей и сестра Филиппа Мариамия. Вместе с ними св. Иоанн Богослов и послужил делу спасения людей. Сначала они вооружились против ехидны, коей безумные люди приносили жертвы, почитая сию тварь за Бога. Своими молитвами они убили эту ехидну, а поклоняющихся ей обратили к Единому Истинному Богу, сотворившему небо и землю. Ставши на некотором месте, называемом «Херотопа», они пророчествовали, что на нем воссияет благодать Божия, что сие место будет посещать Воевода небесных сил, св. архистратиг Михаил, и что здесь будут совершаться чудеса. Всё сие вскоре и сбылось. Когда св. Иоанн Богослов отправился на проповедь Евангелия в другие города, а св. Апостол Филипп пострадал от нечестивых, Варфоломей же и Мариамия также разошлись в другие страны, — тогда на том месте, по пророчеству святого Апостола, появилась чудотворная вода. Так исполнились слова Писания: «Пробьются воды в пустыне, и в степи — потоки. И превратится призрак вод в озеро, и жаждущая земля — в источники вод; в жилище шакалов, где они покоятся, будет место для тростника и камыша. И будет там большая дорога, и путь по ней назовется путем святым» 7 ] (Ис.35:6-8.). К сему источнику стали приходить не только верующие, но и неверующие, ибо совершавшиеся там чудеса, как громогласная труба, призывали сюда всех; и все пившие и умывавшиеся из сего источника исцелялись от своих недугов и многие, получив здравие, крестились во имя Св. Троицы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Православная Восточная Церковь под первородным грехом всегда понимала то «семя тли», ту наследственную порчу природы и склонность ко греху, которую все люди получают от Адама посредством рождения. Зачатие и рождение – канал, по которому передается прародительская порча. «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» ( Пс.50:7 ), – восклицает Давид, а Апостол Павел прямо связывает греховную порчу человеческой природы с грехом прародителей: «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, [потому что] в нем все согрешили» ( Рим.5:12 ). Таким образом, первородный грех – наследственная поврежденность человеческой душевно-телесной природы, общая склонность людей к греховным поступкам. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ. Сформулируйте причину и цель сотворения мира. Составьте схему трехсоставной природы человека. Объясните разницу между «образом Божьим» и «подобием Божьим» в человеке. Разъясните, в чем разница назначения человека по отношению к Богу и по отношению к самому себе. Составьте таблицу из пяти граф, где перечислите главные задачи человека по отношению к безличному творению. Назовите главную причину появления зла. Объясните учение Церкви по вопросу существования зла в этом мире. В чем сущность зла? В чем сущность грехопадения? Что означает понятие «духовная смерть»? Что означает понятие «физическая смерть»? Дайте определение первородного греха. 6 Написана по книге: Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит. Догматическое богословие. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ. 1997. с.170. 8 Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит. Догматическое богословие. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ. 1997. с.171. 9 Написана по книге: Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит. Догматическое богословие. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ. 1997. с.207. 22 Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит. Догматическое богословие. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ. 1997. с.237. 24 Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит. Догматическое богословие. Сергиев Посад: Изд. С-ТСЛ. 1997. с.237.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Dergale...

Далее в 14-й главе говорится о встрече Авраама с двумя царями – Мелхесидеком, который выносит ему хлеб и вино – прообраз Евхаристии, а Авраам, в свою очередь, принес ему десятину от имущества своего ( об этом событии более подробно мы поговорим в следующей беседе) . Но у содомского царя, который предлагает ему свое богатство, Авраам ничего не берет. Он не хочет иметь ничего общего с этим человеком, даже в мелочах, зная его развращенность. Но Аврам сказал царю Содомскому: поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли, что даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: я обогатил Аврама … (Быт. 14, 21–23). Православное богословие не выдвигает никаких предположений, оно свидетельствует Архимандрит Василий, игумен Иверского монастыря Святой Горы Афон, пишет в одном из своих писем, пожалуй, о самой главной ошибке, которая проникает в наши духовные школы, следующее: «Нельзя одновременно сохранять мирское управление в Церкви и возвещать устно и письменно – духовное учение, потому что в таком случае вся наша проповедь лишится силы, теряя свои духовные качества и саму сущность. Церковь это не организация благочестивых людей”, располагающая литургическими средствами для душевных нужд верующих или богословием для решения метафизических проблем и загадок. Церковь это скиния Бога с человеками (Откр. 21, 3). Она малое стадо, и в то же самое время ширшая небес ” ; она ничем не объемлется, но сама объемлет историю и творение». В этом смысле богословские школы это не софистские ареопаги, а богословие не область философии, где имеют место гипотезы, системы и теории, и любой может говорить всё, что ему вздумается, защищать любую точку зрения. Православное богословие не выдвигает никаких предположений, оно свидетельствует. Богословие это не противостояние доводов и аргументов в поисках истины, но исповедание. Авраам был настоящим исповедником и мужем веры. Вера – не абстрактное личное понимание Бога, она имеет свое содержание и полноту в учении Церкви.

http://pravoslavie.ru/109893.html

Что характерно, в другом месте своей работе Мецгер приводит толкование свт. Андреем Кесарийским проклятия в конце книги Откровения (“И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде, и в том, что написано в книге сей”). Свт. Андрей говорит так: “Страшное проклятие на извратителей Божественного Писания; дерзкое безрассудство их, злонравие и самолюбие лишат их благ будущего века. И он предостерегает нас, чтобы мы не претерпели того же и для этого не прибавляли и не убавляли, но слова Писания почитали достовернейшими и славнейшими аттических сочинений и диалектических силлогизмов”. Приводит Мецгер и историю из жития свт. Спиридона Тримифунтского, который в ответ на изменение одного слова Писания в устах своего ученика свт. Трифиллия прервал его и сказал перед собором: “Уж не лучше ли ты Того (Иисуса), Кто произнес слово κρββατος, раз стесняешься сказать его?”. Конечно, после этого у непредвзятого человека не должен был бы стоять вопрос о степени и гарантиях достоверности и сохранности новозаветного текста. Но не таковы современные библеисты. Поэтому, когда говорят, что православная библеистика застряла в XIX веке, это лишь означает, что она является конфессиональной вспомогательной историко-филологической наукой, опирающейся на Предание и веру Церкви. А современная библеистика принципиально отвергает то и другое. Поскольку же библеистика является одним из фундаментов для богословия, то параллельно на западе идет процесс формирования и внеконфессионального богословия. С чем же связаны эти процессы отрыва библеистики и богословия от Предания и традиций? С тем, что родоначальники школы отрицательной критики не имели ни благоговения, ни веры в Промысл Божий, ни живого ощущения благодати, ни реального причастия Христу Спасителю. Зато им удалось построить увлекательные и яркие новые библейские и текстологические концепции. В условиях все большего обмирщения западного христианства и глубокой рационализации веры и богословия многим действительно казалось, что христианство — не более чем интеллектуальные упражнения, некая игра ума. Конечно, отрицательная критика выглядела в этих условиях очень выигрышно. Несмотря на то, что основные ее постулаты впоследствии были отвергнуты наукой, главный свой яд она оставила: сделала общепринятым представление, что библеистика должна быть выше, чем вера.

http://azbyka.ru/bibleistika

   20     2-е посл Тимофею     67 г    21     2-е посл Ап. Петра     67 г    22     Посл Ап. Иуды     80 г    23     1-е посл Ап. Иоанна Богослова     90 г    24     2-е посл Ап. Иоанна Богослова     90 г    25     Апокалипсис (откровение) Ап. Иоанна     95 г    26     Евангелие Ап. Иоанна Богослова     98 г    27     3-е посл Ап. Иоанна Богослова     98 г Неужели же Новозаветное св. Писание не может быть основанием для утроения Церкви   Нет, оно не может быть таким основанием. Писание есть только документ, принадлежащий Церкви.    Церковь основана на Самом Христе, а не на Писании (ред.)    По Писанию можно только проверять устроение Церкви, но устроить все в Церкви по одному Св.Писанию нельзя. Поему же нельзя?   Потому что Новозаветное св. Писание не заключает в себе всего научения, которое дал Своей Церкви Христос Господь. В чем же заключается научение Христа и Церкви?   Оно заключается в св. Писании и св. Предании. Так и Ап. Павел научает нас, говоря: «братья, стойте и держите предания, которыми вы научены или словом, или посланием нашим» (2 Фессал. 2:15), то есть значит, устно и письменно. Нужно ли нам св. Предание, если теперь у нас есть уже Новозаветное св. Писание?   Конечно, нужно. Иначе Апостол не приказывал бы хранить переданное словесно (2 Фессал. 2:15).    Апостолы научали христиан Вере Божией преимущественно словесно, устно. Ап. Павел говорил Ефесским пресвитерам: «я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас» (Деян. 20:31). Этого, переданного устно, научения Апостолы и требуют держаться: «Держись, — говорит Ап. Павел, — образца здравого учения, которое ты слышал от меня, верою и любовию во Христе Иисусе» (2 Тим. 1:13). «О Тимофей, — просит Апостол, — храни переданное тебе» (1 Тим 6:20). Хвалят ли Апостолы христиан за сохранение предания?   Да. Вот слова Ап. Павла: «хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» (1Кор.11:2). Итак, что же должно считать св. Преданием?   Все те истины Божии, которые не записаны в Писании, но сохранены Церковью от Христа и Апостолов и, под руководством Св. Духа (Ин.14:26, 16:13—14), изложены в определениях и указаны в правилах Святыми Отцами на Святых Соборах Церкви Божией.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

А. Понятие лица (πρσωπον) в православной триадологии XX века// Церковь и время. – 2008. – 2 (43) . – С. 21–44. Чурсанов С. А. Понятие лица (πρσωπον) в Священном Писании и в философско-терминологическом контексте начала эпохи Вселенских Соборов// Церковь и время. – 2007. – 2 (39) . – С. 92–112. Чурсанов С. А. Понятие лица (πρσωπον) в сотериологической перспективе триадологии Великих Каппадокийцев// Церковь и время. – 2007. – 4 (41). – С. 46–73. Чурсанов С. А. Христианский образ человека: основные линии православного вероучения// Церковь и время. – 2009. – 4 (49). – С.165–204. Шёнборн К. Бог послал Сына Своего: Христология/пер. с нем. Е. Верещагина; под ред. Е. Гейнрихса. – М.: Христианская Россия, 2003. Шмеман А. , прот. Евхаристия: Таинство Царства. – М.: Паломник, 2001. Яннарас Х. Вера Церкви: Введение в православное богословие. – М.: Центр по изучению религий, 1992. 1 У самого Аристотеля богословие – это раздел его философии, «первая философия», в которой излагалось «учение о божественном» (Метафизика, кн. XI, гл. 7) 19 Точное значение этого имени неизвестно. Его переводят как «князь Ваал», «высокий господин», «господин небесного жилища», «господин мух» или даже как «бог нечистот, навоза». 27 Греч. γνμη – «мысль, суждение, изречение», в переносном смысле – выбор, предпочтение. Гномическая воля по-другому – «избирающая» воля, воля суждений, колеблющегося выбора. 28 Например, в Кн. Даниила ( Дан.7:13–14 ) это выражение относится к Мессии: «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится». 31 Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991. С. 107–108. 41 В современной экзегетике три направления толкования тысячелетнего царства 20-й главы Апокалипсиса принято обозначать следующим образом: постмиллениализм – означает Второе пришествие после тысячелетнего царства, – такое понимание отвергнуто большинством богословов; амиллениализм – отрицает тысячелетнее царство, а точнее, считает его уже начавшимся, – это можно назвать церковным пониманием миллениума; премиллениализм – означает Второе пришествие перед тысячелетним царством, – это и есть хилиазм.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Да, конечно, он использует их терминологию, поскольку для них это было понятно, но он говорит, что Логос, или Слово, это не безличный принцип, это не закон природы, а Логос – это Личность, это Бог, Который был всегда, Который сотворил мир. И более того – Который Сам стал человеком. «И Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины, и мы видели славу Его». Иоанн Богослов пишет не о творении мира, которое уже до него было описано в книге Бытия, а о вечном Боге, который через Свое воплощение воссоздает падший мир. Когда книга Бытия говорит «в начале», то имеется в виду начало творения видимого мира. А когда евангелист Иоанн пишет «В начале было Слово», то он говорит о Том, Кто был всегда и еще до творения мира. Ведь неслучайно Иоанн Богослов еще именуется «тайнозрителем» и на иконе всегда изображается с орлом. Орел обладает тонким, острым зрением, которого более ни у кого нет. Орел видит то, чего другие не видят. И так же Иоанн Богослов – ему было открыто то, что Господь более не открывал никому. Он пишет о том, что было до творения мира – «В начале было Слово», а в книге Апокалипсис Иоанн Богослов описывает то, что будет уже после конца мира. Он пишет: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святой город Иерусалим». И далее следует описание этого Небесного Иерусалима. А сегодня мы с вами только начинаем это великопостное странствование по книгам Ветхого завета. И надо к этим книгам отнестись серьезно. Да, мы люди Нового завета. Но только очень часто мы люди Нового завета просто по времени, по факту своего рождения после Воскресения Христова. Но не по духу и не по образу жизни. Разве можем мы сказать о себе, что хотя бы исполняем Декалог Моисея, десять ветхозаветных заповедей? Тот минимум, который позволяет человеку оставаться человеком? Да нет, далеко не всегда. Поэтому и ветхозаветная история, и обличительные речи пророков, и закон – все это напрямую относится и к нам, к нашему ветхому состоянию.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-pro...

Из сказанного понятно, почему христианское богословие в важном смысле — «медицинское» богословие, а наша современная медицина — во многом богословский феномен. Ибо именно в христианском мире развивается медицина, создаются системы здравоохранения, побеждаются болезни — торжествует действенная любовь к ближним. Поэтому между наукой (медициной, в частности) и верой (понятой в подлинно христианском смысле) нет конфликта, они всегда были и остаются единым феноменом, одной реальностью на разных её уровнях (и именно уравнивание, отождествление этих уровней, то есть сведение истин веры к форме «научных фактов», приводит к псевдоконфликту веры и науки). Как сказано в Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова: «почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего — врачевание. Для того Он и дал людям знание, чтобы прославляли Его в чудных делах Его: ими он врачует человека и уничтожает болезнь его». Сама вакцинация есть нечто обратное принятию антихристовой печати — она есть богословский феномен, где исполняются критерии спасения, заданные в притче о Страшном суде: «Скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо Я был болен, и вы посетили Меня; так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо Я был болен и не посетили Меня; так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф 25:34–46). Вакцинация — медицинская помощь не отдельным людям даже, но всем нам, от нее зависит здоровье всех; а значит, те кто участвует в ней, — по правую руку от Спасителя, а те, кто противодействуют, — по левую. Или: разве ситуация с вакцинацией, с неким «православным» её неприятием не напоминает притчу о добром самарянине? Священник и левит проходят мимо человека, нуждающегося в помощи, в силу своей такой «сильной, правильной, традиционной» религиозности. А вот добрый самарянин, человек с проблематической религиозностью помогает (скажем, в нашей ситуации — врач-атеист, например, или в целом — такая «недуховная» медицина) . И Христос отвергает священника и левита, восславляет самарянина. Ибо религия по Христу выглядит так: «наследование вечной жизни» есть результат любви к ближнему. И вот добрый самарянин чисто «медицински» помог ближнему, а священник и левит «религиозно» не помогли. Так и в других случаях («человек и суббота» и пр.) Христос противопоставляет «правильной религиозности» действенную любовь к ближнему — и именно последняя есть проявление истинной религиозности. Так учит Христос.

http://blog.predanie.ru/article/bogoslov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010