И причина здесь – бесспорно – не в личных только качествах тех или иных учёных, – напротив, многих из них нельзя не уважать за их необычайное трудолюбие, научную добросовестность и бесспорную талантливость. Причина – в том, что протестанты потеряли надлежащий компас в своих богословских исследованиях, что они рассматривают новозаветные памятники, как обычные литературные тексты – только с религиозным содержанием 382 … Новозаветные священные памятники оказываются удалёнными от своей природной стихии, оторванными от связи с живым общецерковным преданием и, таким образом, из живого и действенного слова Божия обращаются в собрание текстов и изречений, критерий и объяснение которых начинают искать в современной и предшествовавшей литературе, в сближениях с одинаково звучащими фразами и отдельными словами языческого мира... Конечно, крайности и данного течения впоследствии – и б. м. очень скоро – будут познаны и устранены, но, несомненно, лишь затем, чтобы уступить своё место крайностям и увлечением в каком-либо другом направлении… Во всяком случае, для филологического и исторического изучения Нового Завета западной наукой привлечено много ценного материала, в котором православный богослов обязан разобраться и извлечь заботливо всё, чтò в том или ином отношении (преимущественно в филологическом) может быть полезным при исагогических и экзегетических работах и что требует апологетического разъяснения и полемического применения… Православный богослов имеет все данные и полную возможность построить здание своего научного сооружения «на камне»; и хотя бы «пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот; он не упадет, потому что основан был на камне» (Мф. 7:24–25) истинного исповедания веры во Христа, как сына Бога Живого, – неотторжимого от того великого камня, о котором Сам Господь сказал: «на сем камне Я создам Церковь мою и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). Именно православный богослов имеет надёжный критерий, чтобы отделить зерно от шелухи и в новых открытиях, и действительно ценными из них в надлежащей мере благоразумно воспользоваться для торжества христианской истины и для её вразумительного раскрытия на пользу требующих отчёта в его уповании ( 1Пет. 3:15 ), чтобы он мог, как книжник, наученный Царству Небесному, уподобиться хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое (Мф.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/s...

Правила профессиональной этики православного журналиста Православный журналист основывает свою профессиональную деятельность на Священном Писании, соблюдает канонические правила, вероучительные догматы, богословские традиции Русской Православной Церкви. Он должен помнить слова Спасителя: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда. Ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» 5 сентября, 2009 Православный журналист основывает свою профессиональную деятельность на Священном Писании, соблюдает канонические правила, вероучительные догматы, богословские традиции Русской Православной Церкви. Он должен помнить слова Спасителя: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда. Ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» 1. Православный журналист основывает свою профессиональную деятельность на Священном Писании, соблюдает канонические правила, вероучительные догматы, богословские традиции Русской Православной Церкви. Он должен помнить слова Спасителя: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда. Ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф.12,36-37). 2. Православный журналист распространяет и комментирует только ту информацию, которая либо не вызывает сомнения, либо имеет надежный источник. Он прилагает все силы к тому, чтобы избежать нанесение ущерба кому бы то ни было неполнотой или неточностью информации, а также намеренным сокрытием общественно значимых фактов. 3. Православный журналист обязан в своих сообщениях проводить различие между фактами и тем, что составляет мнения, версии или предположения. 4. Православный журналист не прибегает к недостойным способам получения информации. 5. Православный журналист рассматривает как тяжкие профессиональные преступления: а) плагиат, б) злонамеренное искажение фактов, в) клевету, г) получение платы за распространение ложной или сокрытие истинной информации.

http://pravmir.ru/pravila-professionalno...

Скачать epub pdf Декабрь Ефрем Сирин, св. Толкование на Четвероевангелие гл.]/Пер. А. А. Спасского; под ред. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1896. Т. 4. 12. С. 177–192 (1-я пагин.). (Продолжение.) —177— лал Он, и говорили так, как будто слухи и молва о Нём никогда не достигали до ушей их. Что же было то, чего они хотели? Об этом ясными словами сказали Ему: «отцы наши ели манну в пустыне, как и написано: хлеб с неба дал им в пищу ( Ин.6:31 ; ср. Пс.77:21 )». Как бы так говорили: если сделаешь таковое знамение, то хорошо, если – меньшее, то не хочем более видеть Тебя, потому что Моисей сказал нам: «пророка, как я, воздвигнет вам (Господь) ( Втор.18:12 )». Поскольку Господь видел, что они хвалятся Моисеем, а Им гнушаются, то отказался сделать то, чего они хотели, не потому чтобы не мог исполнить его, но потому что это будет для них бесполезно. Ведь, Моисей сделал им это, и пользы не получилось, так что, напротив, они отвратились от союза с ним и развратили нравы свои. Господь же, не гнушаясь даров пославшего Его, но порицая принимающих дары, (и) зная, к какой цели стремится их жестокая душа, сказал им: «вот хлеб, который сходит с небес; если кто будет вкушать от него, тот разве умрет?» Ни коим образом, – говорит, – потому что это есть хлеб, который дан всему миру ( Ин.6:33 ). Моисею дана была несовершенная манна; посему манна его давалась только израильтянам. А чтобы показать, что дары Моисея превосходятся Его дарами, как и призвание жестоковыйного народа превосходится призванием язычников, говорит: «всякий, кто вкушает от этого хлеба, будет жить во век ( Ин. 6:51 )». Потому что хлеб Божий сошел с неба и к тому же дан всему миру. «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его к Себе Отец, пославший Меня ( Ин. 6:44 )». Сие сказал для того, —178— чтобы учение, данное им от Бога, вызвать в них к действию. Но где же то, что (сказано Им): «Я есмь путь и дверь овцам ( Ин.10:7 )»? 2264 Далее, сказал сие для того, чтобы каждый из них делался совершенным, как привлеченный Богом, и таким образом становился бы надежною Его собственностью.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Чудовищный маховик преступлений и ответных преступлений, ненависти и мести раскручивается все быстрее и быстрее, убивая, калеча, обездоливая в абсолютном большинстве случайных и невинных людей. Так происходит тысячи раз в долгой и кровавой истории падшего человечества. Некоторые люди не верят в существование ада. Увы, ад реален, и это очевидно. Как вулканы выбрасывают раскаленные камни, дым и лаву, так и ад вырывается на поверхность темным пламенем ненависти и мести, чтобы навсегда затянуть в себя тех, кто поддастся этому пламени. Как этого избежать? Богословие иногда считают чем-то непрактичным, интеллектуальной игрой для специалистов, однако это не так. Самая практичная наука на свете — это богословие. И православное богословие говорит о первородном грехе — о том, что наша природа повреждена грехом и мы чрезвычайно склонны (есть хорошее слово «удобопоползновенны») ко всякому злу и безумию. В популярных песенках поется: «Слушайся своего сердца». Истина состоит в обратном: сердца не надо слушаться. Как говорит пророк, «лукаво сердце [человеческое] более всего и крайне испорчено; кто узнает его?» (Иер.17:9). Господь Иисус говорит: «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, — все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» (Мк.7:21–23). Со дна человеческого сердца — в том числе моего сердца — может подняться такое, что унесет меня прямиком в ад, если я не осознаю этого достаточно быстро, не ужаснусь, не отвергну — и мне следует иметь в виду, что этот греховный помысел может прийти со множеством оправданий. Талибы, устроившие взрывы в Пешаваре, вовсе не считают себя безумными и кровожадными дикарями. Они «ведут войну», они «мстят за свои тяжкие обиды», за кровь своих людей... Как говорил террорист в каким-то фильме, «я никогда не убивал ни ради денег, ни ради удовольствия... У меня всегда были серьезные причины».

http://pravoslavie.ru/68787.html

Но все равно в каждом человеке есть совесть - голос Божий, который призывает человека к Богу. И люди, утрачивая союз с Богом, все равно как-то пытались найти к Нему пути, и пути эти были самыми разнообразными. Именно поэтому и произошло разделение людей - каждый, по-своему понимая, говорил, что только его путь праведный. В богословии существуют такие понятия, как богооткровенная религия и естественные религии. Богооткровенная - это, конечно, наша Православная Церковь, православное учение, которое основывается на Божественном Откровении. Ведь о Боге мы можем узнать только из Божественного Откровения; никаким другим путем мы это не можем понять. В Ветхом Завете Господь особым образом открывал Себя праведникам, праотцам нашим, пророкам. А спустя определенное время Господь Бог Отец послал Своего Сына Единородного Иисуса Христа в мир, чтобы Он открыл людям Бога и восстановил утраченный союз человека с Богом. Придя на землю, Христос Спаситель основал Свою Церковь, и врата адовы ее никогда не одолеют. Все мы - члены Православной Церкви. Наша религия - богооткровенная. Есть другие, естественные религии. Например, буддизм. Язычество - тоже естественная религия, хотя в нем нет Бога, его нельзя даже назвать религией. Потому что, говоря о религии, мы сразу подразумеваем, что Бог - это Высший интеллект, это Сущность, Творец, Промыслитель, Спаситель мира. Вот так мы Его понимаем. И к Нему стремимся. В Ветхом Завете Господь открывал людям Свое имя. Да, было имя Иегова. Сегодня часто это имя Божие употребляют сектанты, иеговисты, признавая только себя праведниками, а на самом деле они являются сектантами, потому что все остальное из богооткровенной религии отвергают. Как можно отвергнуть то, что дал Господь через Свое Откровение? Я специально дословно зачитаю (думаю, что своими словами я лучше не скажу), что сказал святой апостол, евангелист Иоанн Богослов в своем Послании в 5-й главе, 20-м стихе. Откровение о Пресвятой Троице нам дано в Новом Завете (в Евангелии от Матфея сказано, как Господь, посылая учеников, говорит им: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28, 19). Разве это не Откровение Божие? Господь говорил: «Невозможно познать Отца, не веря в Божество Сына»). «Знаем также, - говорит апостол, евангелист Иоанн Богослов, - что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1 Ин. 5, 20). Иоанн Богослов открывает нам то, что принес на землю Сын Божий. Так что о Боге мы узнаем из Священного Писания, из Божественного Откровения. Поэтому мы и рекомендуем: читайте Евангелие, там есть все ответы на наши вопросы.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/a...

Будем хранить нашу православную веру, которую исповедовали все воеводы наши, и все отцы наши, и все настоящие румыны. Если хочешь быть истинным сыном Христа и Румынии, храни веру правую, православную, которую мы храним две тысячи лет. А если нет, то ты не сын Христа и Церкви, ты чужд румынскому роду. Ты не можешь быть христианином и румыном, если у тебя нет правой веры во Христа. Ты чужой. Ты не сын страны. Ибо истинный сын Румынии – православный, потому что Православная Церковь преобладает в нашей стране две тысячи лет. А сектантов не станем принимать в своих домах. Наша Румынская земля всегда была православной, и она должна хранить путь Православия. Православными мы родились по происхождению, от колонизации Дакии, православными мы жили две тысячи лет и в Православии мы должны стоять до смерти. Это истинная вера Румынии – Православие. Ничего не принимайте извне, потому что все хотят разрушить единство народа, веры и Церкви. Все таковые – враги Креста Христова». Отец Клеопа, богослов и мирянин В нашем распоряжении оказалась очень интересная беседа о молитве, записанная на магнитную ленту в 1987 году, произошедшая между отцом Клеопой, богословом и мирянином, в которой богослов старался получить точный ответ на свои мысли, а отец Клеопа словно не давал ему ответа. Богослов: Итак, отец Клеопа, когда молишься и на тебя находят искушения и помысл говорит тебе: «Иди туда-то, сделай то-то», то нужно тотчас же сотворить молитву (Иисусову) против этого помысла? Отец Клеопа: Да. Призови Господа Иисуса Христа в сердце. И даже если ты в это время читаешь Псалтирь, или акафист, или другую какую длинную молитву, прекрати ее! Так учат нас святые отцы. Тогда прекрати длинную молитву и углубься в молитву Иисусову. Когда ты возопил умом в сердце к Иисусу, ты сжег всех бесов. Потому что ему [диаволу] в длинной молитве есть куда спрятаться. Ибо ум рассеивается, и [диавол] находит, куда спрятаться. А в краткой молитве, когда у тебя одна только мысль – только имя Иисуса, – некуда [ему спрятаться]. Ибо апостол сказал: не дано нам другого оружия под небом более сильного, чем имя Иисуса (ср.: Деян. 4, 12 ). Ты слышал, как апостол Павел говорит в Послании к Филиппийцам: Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних ( Флп. 2, 9–10 ). Потому что имя Господа нашего Иисуса Христа, по Божеству Его, получило такую силу, когда его призывают в сердечном вопле…

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/ve...

Алексей Родионов поверил этому объяснению и осенью 1744 года отправился в Оштинский погост к своему отцу. Там он в Олонецкой воеводской канцелярии записался в раскол под двойной оклад. Отец снова всячески убеждал его оставить раскол и соединиться с православной церковью. Но он не только оставался глух к увещаниям отца, но ещё продолжал с необыкновенным успехом действовать в пользу беспоповщины. Живя в —620— доме отца, он окончательно совратил в раскол свою мать и родного брата. Странствуя по разным местам и домам, он многих сделал последователями мнимо-древнего благочестия и убеждал их пребывать в старожитности святоотеческого содержания 3327 . Целый год прожил Алексей Родионов в доме своего отца. Н. Сахаров (Продолжение следует). Голубцов А.П. Литургия в первые века христианства//Богословский вестник 1913. Т. 2. 7/8. С. 621–643 (3-я пагин.). (Начало.) —621— (Из лекций † проф. А. И. Голубцова). I. Установление таинства евхаристии. Литургия времён апостольских: её общая схема; её постоянные и переменные части. Отношение предстоятеля к совершению литургии. Свидетельство Плиния о богослужебных собраниях христиан. Как совершалась литургия или, лучше сказать, евхаристия во времена апостолов? Исходным началом и зерном литургийной практики послужило учреждение Христом новозаветной вечери. Как установил и совершил евхаристию Сам Господь, – общий ответ на это дают нам три первые евангелиста. Из них мы узнаём, что „в первый день опресноков, в который надлежало закалять пасхального агнца, приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где хочешь есть пасху? мы пойдём и приготовим. И послал Иисус Петра и Иоанна и сказал им: пойдите в город, и встретится вам человек с кувшином воды; последуйте за ним и скажите хозяину дома, в который войдёт он: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? И он покажет вам горницу (νγεον) большую, устланную, готовую: там приготовьте. Они пошли в город и нашли, как сказал им, и приготовили пасху. Когда настал вечер, Он пришёл и возлёг с двенадцатью апостолами. И когда они возлежали, Иисус сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания. Ибо сказываю вам, что уже не буду есть её, пока она не совершится в царствии Божием. И, взяв чашу и благодарив, сказал: примите

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Примером может служить Даниилово пророчество о седьминах, гл. 9, ст. 24, которое в сем сочинении приводится иначе, нежели в славянском, и иначе, нежели в двух русских сочинениях, уже напечатанных, т.-е. догматическом богословии Терновского (стр. 124) и в книге: первые четыре века христианства (стр. 48), которые впрочем и между собою несогласны; именно: Даниила, гл. 9, ст. 26 в славянском читается: и потребится помазание (Евр. Мессия) и суд не будет в нем; в Алфавите Библии под числом 2162: – истреблен будет помазанник и не станет его у них; в догматическом богословии Терновского: истребится помазанник и не будет у него (власти над народом); в книге: первые четыре века христианства: убиен будет Христос и не за себя. Той же главы 27 ст. читается на славянском: и во святилище мерзость запустения будет, и повторяется в св. евангелии, где сам Господь говорит: егда узрите мерзость запустения, реченную Даниилом пророком, и проч. Между тем в Алфавите Библии под числом 2163 сие место переведено так: и на крыле оскверненном опустошитель, в догматическом богословии Терновского: и близ крыльев (Серафимов осеняющих престол) будут поставлены мерзости; в книге: Первые четыре века христианства: и за птицею мерзости придет опустошение. 3) Некоторые из приведенных в сочинении мест священного писания, будучи предложены без изъяснения, могут читающего ввести в заблуждение; например под числом 99: Бог не живет в созданных руками храмах; под числом 472: вы имеете помазание от святаго и знаете все: самое сие помазание учит вас всему (Срав. послание восточных патриарх. о православной вере, чл. 12); под числом 695 а неделающему, но верующему в того, кто оправдывает нечестивого, вменяется вера его в праведность (Срав. Того же послания, чл. 13, где сказано: признаем совершенно нечестивою мысль, будто вера, заменяя дела, приобретает оправдание о Христе); под числом 876: Бог производит в нас и хотение и действие по своему благоволению (Срав. того же послан, чл. 3); под числом 1191: Я знаю и уверен Христом Иисусом, что нет ничего в самом себе нечистого, но нечистым бывает что-либо только для того, кто почитает нечистым.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

    «Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них; ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных» (Рим. 16:17—18).     «Посему увещевайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете» (1 Фес. 5:11). I БОЖЕСТВЕННОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ, ИЛИ БОГОСЛОВИЕ ДЕЯТЕЛЬНОЕ... Определение    Божественное практическое правоведение, или богословие деятельное, есть знание о том, как сообразовать свои действия с божественным законом. Совокупность же божественных законов, разнообразно явленных миру и составляющих вместе один закон Божий, можно назвать божественным правом. Предмет    Итак, предметом божественного правоведения являются действия людей, которые должны сообразовываться с законами божественными, или иначе — обязанности людей, и не каких-либо людей, но возрожденных. Ибо только таковые через веру в Иисуса Христа могут угождать Богу и любить Его и ближнего, что составляет исполнение всего закона, и могут испрашивать и получать божественные силы для совершения добрых деяний. Цель    Цель божественного закона, а, следовательно, и божественного правоведения рассматривается с двух сторон, а именно: по отношению к людям возрожденным и невозрожденным.    1. По отношению к возрожденным цель сего закона состоит в том, чтобы они проявляли постоянное усердие следовать во всем воле Божией. Хотя они освобождены от осуждения закона и оправдываются через заслуги Христа, усвоенные верой, однако же обязываются и к совершению добрых дел с готовностью души и с сыновним расположением. Следовательно, обязываются без принуждения исполнять волю Божию в полной надежде, что через веру получат прощение грехов. 2. По отношению к невозрожденным цель божественного закона состоит в том, чтобы показать им их грехи, а равно и то, что за эти грехи следует осуждение на вечную смерть, и таким образом возбудить их к снисканию отпущения грехов во Иисусе Христе.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Бэр Иоанн, свящ. Дева Матерь – Дева Церковь 410 /Пер. с англ. Н.И. Колотовкина под ред. В.Л. Шленова//Богословский вестник 2004 В православном богослужебном почитании Девы Марии, Божией Матери, обращает на себя внимание то, что на трех из четырех двунадесятых Богородичных праздников: Рождества Ее, Введения во храм и Успения (за исключением праздника Благовещения, в отличие от указанных выше, посвященного событию, описанному в канонических Евангелиях), – на Литургии предписывается читать то место из Евангелия от Луки (10:3842), где деятельное служение Марфы противопоставляется созерцательному сидению у ног Иисуса Марии, внимавшей слову Его. Евангельское чтение заканчивается стихом, взятым из середины следующей главы, где Иисус обращается к народу со знаменательными словами: «Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: „Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!“ А Он сказал: „Блаженны слышавшие слово Божие и соблюдающие его“» ( Лк.11:2728 ). Слова Христа поражают тем, что отводят наше внимание от Матери Его по плоти: чрева, носившего Его, и сосцов, питавших Его, и сосредоточивают наш духовный взор на самом состоянии веры, на соблюдении услышанного нами слова. Напомним, что и —124— ранее в том же Евангелии от Луки Христос, Которому сказали, что Матерь и братья Его, стоящие вне, желают видеть Его, отвечает: «Матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» ( Лк.8:21 ). Те, кто слышат слово Божие, принимают и исполняют его, по словам Самого Христа, суть Его мать и братья. Однако в то же самое время в Новом Завете не встречаем никого, кому вполне удалось бы соблюсти слово Божие в чистоте сердца, за исключением одной только Марии, Матери Иисуса. Напомним о том, что торжественно и благоговейно празднуется в день Благовещения: Пречистая Дева, услышав слово Бога, возвещенное Ангелом, принимает его и зачинает во чреве Христа. Поскольку Сама Она являет доподлинное усвоение того слова, о Котором говорит Христос, совсем не случайно в праздничном богослужении Благовещения опущено высказывание Христа, всегда читаемое на богослужениях других Богородичных праздников: «Блаженны слышавшие слово Божие и соблюдающие его» ( Лк.11:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010