Христианство чуждо, между тем, не только каждому из этих идеалов в отдельности, по даже всем им вместе взятым. Оно чуждо преклонения пред силой физической, ибо все, что есть слабого и немощного, как-то: детство, старость, болезненность, бедность, и берет оно под особенную защиту свою, а силе физической противопоставляет другую силу, силу нравственную, которая, проявляя себя в смирении, терпении и незлобии, может, при помощи благодати Божией, даже торжествовать над той. Посмотрите, братия, кто вы, призванные, говорит апостол Павел, не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, – для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом ( 1Кор.1:26–29 ). Оно чуждо преклонения и пред силой умственной: ибо сила умственная, чтобы быть плодотворною, должна стоять по нему под руководством силы нравственной ( Иак.3:13–18 ), да и в этом случае она должна быть совершенно чужда всякого самовозношения, всякого стремления к подчинению себе других. Кто хочет между вами быть большим, говорит Христос Спаситель, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом ( Мф.20:26–27 ). Не преклоняется христианство и пред эстетическим идеалом. У него есть другая красота, другая гармония, несравненно высшая той, какая проявляется в природе и искусстве, красота духа, куда и внесло оно много нового, гармоничного. Мог ли думать, например, древний мир, что страдание соединимо со славой, а христианство указало, что сочетание такое возможно и представило величественный образ его в лице Самого Иисуса Христа, путем страданий вошедшего в славу Свою ( Лк.24:26 ). И сколько таких новых идеалов красоты духовной внесено было им! Недаром апостол Петр со следующим примечательным внушением обращается к женам, этим представительницам прекрасного. Да будет, говорит он, украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом ( 1Пет.3:3–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Что в христианстве одинаково возможны и брак, и безбрачие, на это ясно указывает Сам И. Христос, когда в ответ на слова апостолов, «лучше не жениться», говорит: не все вмещают слово сие, но кому дано, и далее: кто может вместить, да вме- стит ( Мф.19:10–12 ). Смысл слов Спасителя очевидно такой: кому дано, кто может вместить, тот пусть избирает для себя безбрачное состояние, кто же не может вместить, кому этого не дано, – пусть вступает в брак. Совершенно то же учение излагает и ап. Павел, когда говорит: безбрачным и вдовам говорю: хорошо им оставаться как я (апостол проводил безбрачную жизнь). Но если не могут воздержаться, пусть вступят в брак ( 1Кор.7:7–9 ). Несколько далее, похваляя безбрачие апостол считает необходимым оговориться: впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит (25–28). Трудно с большей ясностью выразить ту мысль, что в христианстве считаются одинаково допустимыми и брак, и безбрачие. И церковь , вопреки утверждению гр. Толстого, очевидно ничуть не изменила основам христианского вероучения, когда изрекла словами отцов Гангрского собора: «мы и девство, со смирением соединенное, чтим и брачное честное сожительство почитаем» 1330 . Сказанное, однако, не исключает того, что при сравнении достоинства безбрачия с брачным состоянием, наряду с допущением того и другого, первому все же отдается в христианстве предпочтение, и именно – как состоянию более благоприятному для достижения высших степеней нравственного совершенства. Отчасти это можно видеть уже из слов Спасителя о том, что некоторые избирают себе безбрачие для царства небесного, и из тона речи в выражении: «кто может вместить, да вместит». Заключающуюся здесь мысль яснее раскрывает ап. Павел, когда в 7 гл. 1 посл. к Коринфянам говорит: хорошо человеку не касаться женщины (1 ст.), желаю, чтобы все люди были как и я (т. е. в безбрачии), или еще: выдающий замуж свою девицу поступает хорошо, а не выдающий поступает лучше (8 ст. ср. 25–26. 38). Но он не оставляет без разъяснения того, в каком смысле или отношении безбрачие поставляется им выше брака. Именно, брачная жизнь связывает человека многими заботами, которых не знают безбрачные: неженатый – как равно и незамужняя – заботятся об угождении Богу, а же-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Что же касается иудеев, то римская казнь на кресте должна была напоминать ветхозаветному сознанию повешение – также казнь весьма позорную: Если в ком найдется преступление, достойное смерти, и он будет умерщвлен, и ты повесишь его на дереве, то тело его не должно ночевать на дереве, но погреби его в тот же день, ибо проклят пред Богом (всякий) повешенный (на дереве), и не оскверняй земли твоей, которую Господь Бог твой дает тебе в удел ( Втор.21:22–23 ). Итак, согласно человеческой логике, прославиться через крест было никак невозможно. И все же это произошло! Разве не удивительно, что именно «парадоксальное», непонятное древнему средиземноморцу любого происхождения христианство в конце концов победило в этих краях? Ведь все популярные и общепринятые языческие культы «страдающих божеств», гораздо более понятные и удобные, отцвели достаточно быстро, а «непонятное» христианство процвело, несмотря на все гонения. Может быть, дело именно в том, что христианство вовсе не очередной «культ страдающего божества», как неоднократно пыталась нас убедить советская атеистическая пропаганда (в основном, надо сказать, крайне невежественная и некомпетентная даже с чисто светской – религиоведческой точки зрения), а подлинное Божие дело, исполнение обещаний, данных некогда Богом ветхозаветным пророкам? Да, иногда Божественные обещания исполняются подчас совсем не так, как мы себе это можем представлять. Потому что Божественная логика и Божии законы – неизмеримо выше и разумнее наших. Для нас, спасаемых, [распятый Христос] – сила Божия, – продолжает свои слова о Кресте апостол Павел. – Ибо когда мир мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу безумием проповеди спасти верующих ( 1Кор.1:18, 21 ). Распятие Спасителя – далеко не первый пример, когда Божественная логика и спасение казались человечеству странными, парадоксальными. Вспомним, например, каким образом пророк Моисей спас свой народ в пустыне от укусов ядовитых змей: И сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя, и ужаленный, взглянув на него, останется жив. И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив ( Числ.21:8–9 ).

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

Это народ, созданный для слышания, для отклика на Слово Божие. Народ, который своим возникновением обязан Завету. Однако то, что он расслышит, он должен будет рассказать остальным. Израиль создан для того, чтобы то, чем он живет, постепенно смогло наполнить собою весь мир, очистив его от язычества. Но сначала он сам не должен превратиться в очередного поставщика языческих мифов. Что такое язычество? Языческий – значит народный. Язычество – религия «языков», народов. Это плод человеческого религиозного творчества. Христианское богословие не отрицает существования тех механизмов мифотворчества, которые описываются современным научным религиоведением, философией и психологией религии. Мы только считаем, что эти человеческие механизмы действуют вполне и исчерпывающе в языческих религиях, но они недостаточны для объяснения христианства. Помимо механизмов «архетипа», «проекции», «сублимации», «вытеснения» и т. п., для объяснения христианства нужен еще Сам Христос. Может быть, поражение Спартака и в самом деле облегчило победу христианства. Но для этой победы все-таки необходим был Сам Христос. С точки зрения библейского богословия язычество – это плод религиозных исканий людей, а Завет – это результат того, что Бог Сам открыл Себя людям. Библейская религия не есть религия Израиля. Это не есть некая система верований, выработанная еврейским народом в древности. Библия дана Израилю, а не создана им. Моисей силой уводит свой народ из Египта ( Моисей сказал Господу… Ты силою Твоею вывел народ сей [Чис. 14, 13]), и цель его сорокалетнего странствия… смерть его же собственного народа: Все, которые видели славу Мою и знамения Мои, сделанные Мною в Египте и в пустыне, и искушали Меня уже десять раз, и не слушали гласа Моего, не увидят земли, которую Я с клятвою обещал отцам их; [только детям их, которые здесь со Мною, которые не знают, что добро, что зло, всем малолетним, ничего не смыслящим, им дам землю, а] все, раздражавшие Меня, не увидят ее (Чис. 14, 22–23). Те, кто родились в рабстве, те, кто слишком пропитан египетским магизмом и язычеством [ 16 ], не могут войти в Святую Землю. Эти сорок лет – непрестанная чреда бунтов Израиля против Моисея и его Бога.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Я задумался над тем, как бы на этот вопрос ответили мои друзья из евангелических церквей. «Почему вы теологически ближе к евреям, чем к мусульманам?» 11. Возможно, то, что я сейчас скажу, христианам понять очень трудно, но именно это чувствуют мусульмане. Пожалуйста, не делайте общих суждений и не записывайте всех мусульман в злодеи. Зло коренится не в исламе и не в христианстве как в религии. Зло в фанатизме. Фанатиков достаточно и в мусульманстве, и в христианстве. Лично мне стыдно за исламских фанатиков. А что вы, христиане, чувствуете по поводу высказываний христианских фундаменталистских лидеров, которые назвали всемогущего Бога, Бога, которому мы поклоняемся, демоном, а пророка Мухаммеда террористом и одержимым педофилом. Антиисламская пропаганда, стоящая за публикацией датских карикатур в феврале 2006 года, и реакция мусульман для меня позор и шок. Но, пожалуйста, не забывайте, что для мусульман публикация этих карикатур стала последней каплей, переполнившей чашу терпения. Думаю, что мусульмане хотели сказать христианским странам: «Всему есть предел». Теперь вы понимаете, почему мусульманским фанатикам так просто возбудить толпы мусульман к ответным действиям? Все это было прочитано с неподдельной печалью в голосе. Ахмад пытался сказать, что именно фанатики стоят за безрассудными действиями, какой бы стороной они ни совершались. 12. Как мусульманин, я не отделяю церкви от государства. В исламе такого разделения не существует. Когда вы говорите мне о христианстве, я чувствую, что вы хотите «продать» мне весь пакет: религию, политику, капитализм и демократию. Иногда мы чувствуем в вас триумфаторство, превосходство, желание возвыситься над нами своим могуществом. Где же то смирение и чувство справедливости, которому учит Библия? Мне очень нравится библейский отрывок, который кто-то из вас мне показал: «С чем предстать мне пред Господом, преклониться пред Богом небесным? Предстать ли пред Ним со всесожжениями, с тельцами однолетними? Но можно ли угодить Господу тысячами овнов или неисчетными потоками елея? Разве дам Ему первенца моего за преступление мое и плод чрева моего – за грех души моей? О, человек! сказано тебе, что – добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим». Меня, как и Ганди, привлекает Христос, но не ваше христианство .

http://azbyka.ru/islam-cherez-prizmu-kre...

Подвижничество, аскетизм, как труд духовный, неотъемлемо не только от всех известных истории великих и невеликих религий, но и вообще от всякой человеческой культуры, даже и безрелигиозной. Все религии: язычество, буддизм, иудейство, магометанство, все современные нам формы пантеизма, теософии, эзотеризма, антропософии и подобных им мистических течений, и наконец – наше христианство , имеют свою аскетическую культуру, отличную в той или иной мере от других, в силу различия догматического сознания, лежащего в основе всякой религии вообще и аскетики в частности. Эту интересную саму по себе тему сравнения аскетических культур и их зависимости от догматического сознания сегодня мы оставим в стороне. Моя задача – нарисовать возможно короче и в то же время яснее общую картину православного подвижничества, и говорить я собираюсь, как православный христианин. Для нас – христианин лишь тот, кто принимает Христа, как абсолютную Истину и Правду, как единственного Бога-Творца и Бога-Спасителя. Мы решительно отвергаем всякую попытку поставить Христа хотя бы и на почетное место, но все же в ряду других «основателей религии» или «великих Учителей человечества», и христианство предстает нам во всей своей исключительности, и ни в каком случае не рассматривается нами лишь как одна из «традиций», в ряду других аскетических культур и традиций, как это делают некоторые. Мы исходим из слов Христа: «Никто не знает Отца, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» ( Мф.11:27 ), или: «Никто не приходит к Отцу, как только через Меня» ( Ин.14:6 ), или «если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах своих» ( Ин.8:24 ) и другие Заповеди Христа суть отражения в нашем мире вечной Божественной жизни, и вместе путь к ней. Всякое созерцание, как бы ни казалось оно высоким и даже божественным, вне Христа для нас не есть Свет Божества. Исходя из этого положения, мы и определяем как смысл и цель православного подвижничества – хранение заповедей Христа, стремление к тому, чтобы заповеди эти стали единственным вечным законом всего нашего бытия. И если вы спросите, какие именно заповеди, то ответ следующий: первая заповедь – «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостью твоею». «Вторая, подобная ей, – Возлюби ближнего, как самого себя». Ибо, по слову Христа, «на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» ( Мк.12:30–31 ; Мф.22:40 ). Итак, определив цель и смысл христианского подвижничества, перейдем к рассмотрению тех форм, в которые облекается эта жизнь в Боге, когда она претворяется в наше человеческое действование.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

IV. Восточная медитация наступает на Христианство   IV Восточная медитация наступает на Христианство      В ответ на вопрос о возможности " диалога " православного христианства с различными нехристианскими религиями читателю были представлены свидетельства трех православных христиан, которые подтверждают, опираясь на православное учение и на то, чему всегда учила Православная Церковь: что у православных христиан отнюдь не один и тот же Бог с так называемыми " монотеистами " , которые отрицают Святую Троицу; что боги язычников фактически - демоны, и что переживания и силы, которые могут дать языческие " боги " , по природе своей - сатанизм. Все это ни в коей мере не противоречит словам ап. Петра, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему (Деян. 10, 34-35); или словам ап. Павла, что Бог в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями, хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши (Деян. 14, 16-17). Те, которые живут в рабстве у сатаны, князя мира сего (Ин. 12, 31), во тьме, не озаренной христианским заветом, будут судимы в свете того естественного свидетельства о Боге, которое может иметь любой человек, несмотря на это рабство.      Однако для христианина, которому дано Божие Откровение, невозможен никакой " диалог " с теми, кто вне веры. Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?.. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь (2Кор. 6, 14-17). Долг христианина скорее в том, чтобы принести им свет православного христианства, как св. ап. Петр принес его боящимся Бога домочадцам Корнилия сотника (Деян. 10, 34-48), чтобы просветить их темноту и присоединить к избранному стаду Церкви Христовой.      Все это в достаточной мере очевидно для православных христиан, которые знают истину Божия Откровения и Церкви Христовой и верны ей. Но многие, считающие себя христианами, совершенно не сознают коренной разницы между христианством и другими религиями; а некоторые, хотя и понимают это, очень плохо разбираются в области " духовного опыта " - а это умение разбираться практиковалось и передано нам в святоотеческих писаниях и в житиях святых уже почти две тысячи лет назад.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

Без принятия благодати Божией в церковных таинствах  нечего и думать  быть истинным христианином. Благодать Божия, по неизреченной милости Божией, в силу искупительной Жертвы Христовой, принесенной за наши грехи на кресте, дается нам  туне – даром,  без каких бы то ни было заслуг с нашей стороны... но... для привлечения этой благодати Божией необходима, с нашей стороны,  добрая воля, стремление к получению ее и наши собственные труды и усилия к получению и сохранению ее. Никто не может стать христианином и спастись так сказать автоматически, как какая-то бездушная пешка, без проявления своей доброй воли и собственных трудов и усилий. Таково, вопреки извращенному лжеучению разных сектантов, ясное учение Слова Божия о спасении – таково учение нашей Св. Православной Церкви, ни в чем не отступающей от учения Слова Божия. Отсюда и явствует безусловная необходимость тех трудов и подвигов – того « аскетизма», который так характерен для истинного христианства – Святой Православной Веры. Так ясно и убедительно говорит о необходимости этого аскетизма св. Апостол Павел в своем 1-ом послании к Коринфянам, употребляя хорошо знакомое им образное сравнение христианского аскетизма с тренировкой тех, которые участвуют в спортивных состязаниях (Коринф славился своими «истмийскими играми»):  «не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленнаго, а мы – нетленнаго. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух, но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным»  ( I Kop. 9, 24–27 ). Вот ясное законоположение христианского аскетизма, который состоит в упражнении в подвиге воздержания! Зачем нужен этот подвиг воздержания? И это разъясняет нам тот же. св. ап. Павел в другом своем послании:  «ибо плоть желает противнаго духу, а дух – противнаго плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы»   ( Галат. 5, 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас. (1Ин.4:12) Что делать: — Посетить выставку-пристройство приютских животных «Домой!» 11 или 12 марта и забрать к себе кошку или собаку. Организатор: Международный благотворительный фонд помощи животным Трогательные, немного робкие, но ласковые животные больше всего на свете хотят стать домашними! И они сделали для этого все, что было в их силах — выжили на улице, не умерли от болезней и травм, не озлобились от жестокости человека. А волонтеры им в этом немного помогли. Все участники выставки здоровы, привиты, стерилизованы. Отдаются бесплатно, но по договору! Поэтому при себе необходимо иметь паспорт. Адрес: ЦТИ «Фабрика», Переведеновский пер, д 18   . ..любовь покрывает все грехи (Прит. 10:12) Что делать: — Стать координатором акции на приходе или распространителем книги «Азы православного христианства» в Великую Субботу 15 апреля 2017 года . Организаторы: 15 апреля 2017 года в день Великой субботы в седьмой раз пройдет благотворительная просветительская акция «Пасхальная весть».  В этом году издательство «Никея» подготовило для бесплатного распространения книгу «Азы православного христианства» .  В ней собрана необходимая информация о храме и богослужении, о таинствах и постах, о роли священника в жизни верующих. Акция проводится на территории храмов и монастырей Русской Православной Церкви. Ежегодно часть тиража книг направляется для передачи в тюрьмы, больницы и распространяется среди военнослужащих. Как принять участие: необходимо заполнить заявку и направить ее по электронной почте  pashvest@yandex.ru Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/10-del-lyubvi-velikogo...

Владыка Афанасий был истинным воплощением смирения В православной аскетической традиции смирение называется матерью всех добродетелей. В то время как мы в большинстве своем не воспитываем в себе смирение и даже порой не можем дать ему точное определение, владыка Афанасий был его истинным воплощением. Каждый, кто хоть раз видел Его Преосвященство, может засвидетельствовать, что он всегда ставил других выше себя (иногда к моему сожалению). При первой нашей встрече с ним епископ Афанасий повез меня, чтобы показать одну из своих миссий. Владыка посадил меня на переднее сиденье своей машины, а сам, сильно сгорбившись, еле-еле втиснулся с тремя другими людьми и козой на заднее сиденье. Кем бы вы ни были, вы точно знали, что владыка Афанасий в прямом смысле положил свою жизнь за свою любимую паству. Фото: Orthodox Africa Истина православного христианства распространяется через любовь и жертву – так было и так будет всегда. И каждый раз, когда вспоминаю жизнь преосвященного Афанасия, я вспоминаю любовь и жертву, изливавшиеся из поистине смиренного сердца. Недавно вышел документальный фильм о Православной Церкви в Конго, в котором были приведены последние слова одного из выдающихся православных миссионеров на африканском континенте недавнего времени, отца Харитона (очевидно, имеется в виду архимандрит Харитон (Пневматикакис). – Д.Л. ): «Непрестанно “звоните” в “колокола” православного христианства в каждом уголке Африки» . Епископ Афанасий, как истинный миссионер, внял этому завещанию и громко «звонил в колокола» Православия во многих местах по всей территории «Черного континента», а особенно в епархии, в создании которой Господь призвал его принять участие. Он громко «звонил в колокола» Православия по всей территории «Черного континента» Благодаря его трудам и усилиям тех, кто трудились до него, сегодня безмерное число тронутых его любовью и жертвенностью людей по-новому «зазвонят в колокола Православия» на африканской земле. Что касается меня, я не сомневаюсь, что Его Преосвященство сможет сказать вместе с апостолом Павлом: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2 Тим. 4: 7–8).

http://pravoslavie.ru/118648.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010