Правление бывшего герцога Курляндского с 17-го октября по 9-е ноября 1740 года 92 3593 . – 18 октября. О рассылке новой формы возношения на богослужении имён Высочайшей фамилии По указу Его Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод приказали : из напечатанных в С.-Петербурге при Троицком Александро-Невском монастыре форм, каким образом отныне Его Императорское Величество и Высочайшую Его Императорского Величества фамилию и Его Высочества регента Российской Империи Иоанна герцога Курляндского во всех церковных священнослужениях на ектениях и прочих, где надлежит, местах воспоминать, для надлежащего исполнения к синодальным членам и в прочие подчинённые Святейшему Синоду места разослать при указах, сколько куда надлежит (Д. 482 – 1740 года). Форма возношения на богослужении имён Высочайшей фамилии Во-первых, на великих ектениях на вечерне, утрене и литургии. О Благочестивейшем, Самодержавнейшем Великом Государе нашем Императоре Иоанне Антоновиче всея России, о благоверной Государыне Принцессе Анне и о супруге Её; о Благоверной Государыне Цесаревне Елисавете Петровне; о Его Высочестве регенте Российской империи Иоанне Герцоге Курляндском; о всей Палате и воинстве их – Господу помолимся. В сугубых ектениях на вечерне, на литии, на утрене и литургии. Ещё молимся о Благочестивейшем, Самодержавнейшем Великом Государе нашем Императоре Иоанне Антоновиче всея России, о державе, победе и прочая. Ещё молимся о Святейшем Правительствующем Синоде и прочая. Ещё молимся о Благоверной Государыне Принцессе Анне и о супруге Её, о Благоверной Государыне Цесаревне Елисавете Петровне. Ещё молимся о Его Высочестве регенте Российской Империи Иоанне Герцоге Курляндском. На великом выходе в литургии. Благочестивейшего, Самодержавнейшего Великого Государя нашего Императора Иоанна Антоновича всея России, да помянет Господь и прочая. Благоверную Государыню Принцессу Анну и супруга Её; Благоверную Государыню Цесаревну Елисавету Петровну, да помянет Господь Бог и прочая. Его Высочество регента Российской Империи Иоанна Герцога Курляндского, да помянет Господь Бог и прочая.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разделы портала «Азбука веры» Хлеб в Церкви – символ Христа . Об этом сказал Он Сам: « Я есть Хлеб жизни » ( Ин.6:48 ). Если земной хлеб питает человеческую жизнь, то Христос, Хлеб небесный, приобщает человеческую жизнь к полноте Божественной жизни в вечности. И ещё хлеб – символ самой Церкви. Вот как об этом говорится в древней евхаристической молитве: « Как этот хлеб был рассеян по холмам и, будучи собран, стал единым, так будет собрана Церковь Твоя от концов земли в Твое Царствие » ( Дидахе , гл. 9). Просфора своим происхождением уходит в первые века христианства, когда верующие сами приносили хлеб, вино, елей (то есть оливковое масло), воск для свечей – все, что нужно для совершения богослужения. Это приношение (по-гречески просфора ), или пожертвование, принимали диаконы; имена принесших вносили в особый список, который с молитвой провозглашали во время освящения Даров. Из этих добровольных приношений (просфор) отделялась часть хлеба и вина для преложения в Тело и Кровь Христову , из воска изготовлялись свечи, а прочие дары, над которыми также произносились молитвы, раздавались верующим. Впоследствии просфорой стали называть только хлеб, употребляемый для совершения Литургии. Со временем в храмах стали вместо обыкновенного хлеба специально выпекать просфоры, принимая в качестве пожертвования кроме обычных приношений и деньги. Просфору можно получить за свечным ящиком после Литургии, подав до начала богослужения записку «О здравии» или «О упокоении». Имена, указанные в записках, прочитываются в алтаре, и за каждое имя из просфоры вынимается частица, почему такая просфора называется еще «вынутая». В конце Литургии молящимся раздается антидор –  части просфоры, из которой на проскомидии был извлечён  Святой Агнец . Греческое слово антидор происходит от слов анти – вместо и дорон – дар, то есть точный перевод этого слова – вместодарие . « Антидор , – говорит святой Симеон Солунский , – есть священный хлеб, который был принесен в предложение и которого середина была вынута и употреблена для священнодействия; этот хлеб как запечатленный копием и принявший Божественные слова преподается вместо Страшных Даров , то есть Таин, тем, которые не причащались их ».

http://azbyka.ru/xleb-osvyashhennyj-pros...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Благодарение Беседы о литургии. Часть 5 7 мин., 29.06.2015 Христиане всегда с благоговением хранили тайну Евхаристии от непосвященных. Считалось, что никто из некрещенных или отступивших от веры в гонения не может не только причащаться или присутствовать на таинстве, но даже и видеть его. Текст Божественной Литургии Со временем стремление максимально сберечь святыню от глаз недостойных (а таковыми стали считать себя все большее и большее количество христиан) привело к тому, что самая главная, самая глубокая смыслами и насыщенная возвышенными поэтическими и богословскими образами часть литургии совершается практически незаметно для молящихся в храме людей. Лишь только те, кто знает это, те понимают, что в этот момент происходит. Закрытые царские врата, погашенное паникадило и редкие возгласы священника, произносящего отдельные фразы из молитв, должны напоминать нам о великой тайне воплощения Бога и преложении хлеба и вина в Тело и Кровь Христову. Этот момент богослужения требует напряжения сознания от собравшихся в храме людей: за невзрачным и простым, в отличие от торжественного Великого входа, например, надо увидеть возвышенное и святое. «Возлюбим друг друга, чтобы в единомыслии исповедать Отца и Сына, и Святого Духа — Троицу единосущную и нераздельную» — призывает нас диакон с хором (Для удобства понимания все тексты молитв приводятся в этой статье в переводе на русский язык). Затем он произносит «Двери, двери! Будем внимать премудрости», а священник отдергивает алтарную завесу. Зачем диакон обращается к дверям? А это остаток древней практики выводить в этот момент из храма оглашенных и кающихся. За ними запирались двери, и таинство совершалось в отсутствии посторонних. Единомыслие как единство в вере — это главное и неизменяемое правило достойного причащения. Именно поэтому с VI века в этот момент богослужения всеми верными читается или поётся Символ веры. После единодушного исповедания веры диакон приглашает всех к началу совершения анАфоры — возношения даров, святой жертвы: «Встанем благоговейно, встанем со страхом, будем внимательны, чтобы святое Возношение приносить в мире!»

http://foma.ru/blagodarenie.html

Скачать epub pdf БОГОСЛУЖЕНИЕ В ЦЕРКВАХ КЛАДБИЩЕНСКИХ Церковный Устав неоднократно упоминает о «гробнице», об «усыпальнице», куда в некоторых случаях переносится то или иное последование, которое в данный день по известным причинам не может быть совершено на «соборе», в храме. У нас почти нет таких гробниц, какие были в древности, на востоке, и какие имеет в виду Типикон. Те усыпальницы были местом погребения, но не были храмом, в них не было святого престола, в них не совершалась божественная литургия. Поэтому в отношении строя богослужения, иногда совершавшегося в них, они приближались к келии, к дому, куда ведь тоже переносятся иногда из храма некоторые службы. У нас на кладбищах святые храмы, освященные по особому чину, имеющие святые престолы, на которых совершается Божественная литургия, самым своим названием показывающая, что она есть служба по преимуществу общественная. А там, где храм, где Литургия, – там должны быть и все остальные общественные службы, как находящиеся в неразрывной связи с ней и в качестве ее необходимого предварения, причем они должны совершаться точно по руководству Церковного Устава. Поэтому не все то, что возможно в усыпальнице, допустимо в храме, хотя бы и кладбищенском 751 . Так, например 2-го февраля, если случится в субботу мясопустную, в усыпальнице, на могилах может быть совершена заупокойная служба, разумеется, без всяких праздничных добавлений. В храме, даже кладбищенском, должна быть служба праздника Сретения точно по Уставу, обязательному для всех православных храмов, значит, без внесения в нее каких-либо и самых малейших заупокойных добавлений. Но так как наши кладбищенские храмы имеют все же особое, специальное назначение, то и строй службы в них может иметь некоторые особенности. Только эти особенности не должны быть в противоречии с основными положениями Церковного Устава. Ради специального характера кладбищенских храмов может быть допущено лишь некоторое применение Церковного Устава, но не игнорирование, не искажение его:

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Вопросы и замечания, относящиеся к божественной литургии и ее чину в нашей православной церкви Источник 1) Что такое божественная литургия? На этот вопрос наши духовные писатели отвечают различно. Одни определяют литургию богослужением, в котором совершается таинство причащения 1 , или – священнодействием божественной и тайной вечер 2 , или – священнодействием евхаристии 3 ; другие богослужением, соединенным с приношением тела и крови Господней 4 , или – частью общественного богослужения, при котором священнодействуется бескровная жертва 5 ; иные – богослужением, в котором совершается таинство евхаристии или приношением бескровной жертвы Богу со благодарением, и причащение тела и крови Христовой 6 . Чтобы обстоятельно определить божественную литургию, для этого, по нашему мнению, не должно выпускать из виду, что св. евхаристия, по учению православной церкви 7 , есть таинство причащения и бескровная жертва Богу за живых и умерших. Как таинство, св. евхаристия, есть такое священнодействие в котором, под видом хлеба и вина, христиане причащаются истинного тела и истинной крови Христовой в оставление грехов и в жизнь вечную. Как жертва, св. евхаристия есть такое священнодействие, в котором, под видом хлеба и вина, приносится в жертву Богу Отцу за живых и умерших тело и кровь Сына Божия. Следовательно, божественная литургия есть общественное богослужение, на котором совершается таинство причащения и приносится бескровная жертва Богу за живых и умерших. При таком определении литургии понятно, почему она совершается в православной церкви и тогда, когда нет причастников: для присутствующих, но не причащающихся, она имеет значение умилостивительной и очистительной жертвы; понятно также, почему на литургии поминаются живые и усопшие: опять она есть жертва за живых и усопших; понятно, наконец, и то, почему протестанты совершают евхаристии только тогда, когда есть причастники, и почему, при совершении её, не поминают живых и усопших: они не признают её за жертву, а только за таинство причащения.

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

Закрыть itemscope itemtype="" > И Вы, Судия Вселенной? Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II признал т. н. «ПЦУ» 08.11.2019 2662 Время на чтение 3 минуты Сегодня Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II во время Литургии в храме Святых Архангелов в районе Эз-Захир в столице Египта помянул имя Думенко в диптихе Предстоятелей Поместных Православных Церквей. По окончании Литургии Патриарх Феодор II разъяснил присутствующим в храме о своем решении, в связи с чем митрополитом Гвинейским Георгием было официально зачитано решение Александрийского Патриархата о признании автокефалии «ПЦУ», сообщает Orthodoxia.info . На странице «ПЦУ» в Фейсбуке говорится следующее: «С радостью сообщаем хорошую новость: блаженнейший папа и Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II в пятницу, 8 ноября, во время божественной литургии в храме Архангелов в столице Египта впервые помянул имя блаженнейшего митрополита Киевского и всей Украины Епифания как предстоятеля автокефальной Православной церкви Украины». В сети появилось видео Литургии , где Патриарх Феодор в числе других Предстоятелей зачитывает имя Сергея Думенко, называющего себя «митрополитом Епифанием» (после 45-й минуты). Стоит уточнить полный статус Патриарха Феодора: Его Блаженство Папа и Патриарх Великого Града Александрии, Ливии, Пентаполя, Эфиопии, всего Египта и всей Африки, Отец Отцов, Пастырь Пастырей, Архиерей Архиереев, Тринадцатый Апостол и Судия Вселенной. После подобного поступка так и хочется воскликнуть в сердцах: И Вы, Судия Вселенной? Напомним , что 27 сентября 2018 года, во время последнего визита на Украину и совместного Богослужения с Предстоятелем и иерархами УПЦ МП, Патриарх Феодор заявил, что именно УПЦ МП является единственной канонической Церковью на Украине. Предстоятель Александрийской Православной Церкви призвал верующих УПЦ МП «оставаться верными Православной вере, оставаться в канонической Церкви». Александрийский Патриарх подчеркнул, что Предстоятель канонической Украинской Православной Церкви — Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий. «Глава канонической Церкви в Украине — это наш Блаженнейший Митрополит Онуфрий, благословенный человек от Бога и настоящий монах», — отметил Владыка.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/11/08/i_...

В день 18-й годовщины интронизации Святейший Патриарх Алексий совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя Код плеера Livejournal Liveinternet 10 июня 2008 г. 15:37 В день 18-й годовщины интронизации Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя . Его Святейшеству сослужили члены Священного Синода, правящие архиереи Русской, Белорусской и Украинской Православных Церквей, представители Поместных Православных Церквей при Патриаршем престоле, викарные архиереи Московской епархии . После богослужения с поздравительным словом к Предстоятелю Русской Церкви обратился митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир : Поздравительный адрес от членов Священного Синода Русской Православной Церкви по случаю 18-й годовщины интронизации Святейшего Патриарха Алексия Его Святейшеству, Святейшему Алексию II, Патриарху Московскому и всея Руси Ваше Святейшество, Святейший Владыка и милостивый наш Отец! Ныне, когда вся Полнота Русской Православной Церкви молитвенно отмечает 18-летие Вашего восшествия на престол Первосвятителей Московских и всея Руси, и мы имели духовную радость вместе с Вами совершить Божественную литургию в Кафедральном соборном Храме Христа Спасителя, позвольте мне от лица архипастырей, пастырей, монашествующих и всей Вашей многомиллионной паствы, в Отечестве нашем и за его пределами пребывающей, сердечно поздравить Вас, Ваше Святейшество, с этой знаменательной датой. Произошедшее в 1990 году событие положило начало новому периоду в церковной и общественной жизни нашей страны — после десятилетий безбожного пленения в России началось духовное возрождение. Господь, возводя Вас от силы в силу, изволением Духа Святого и избранием Поместного Собора возложил на Вас нелегкий крест Патриаршего служения. Сколько за минувшие годы довелось сделать и пережить Вам, Предстоятелю нашей Церкви, то в полной мере ведомо лишь Ему — Пастыреначальнику и Совершителю нашего спасение. Мы же, являясь Вашими современниками и сослужителями, с благодарностью Богу свидетельствуем: все в Вашей жизни подчинено двуединой цели — служению Богу и людям, стремлению живо откликнуться на вопросы современников, обращенные к Церкви, и дать на них исчерпывающие ответы, дабы познали они Того, Кто есть Путь, и Истина, и Жизнь (Ин. 14:6). На Вас сбываются слова святого Апостола Павла: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Фил. 4:13).

http://patriarchia.ru/db/text/420854.htm...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Божественной литургии в Киево-Печерской лавре 28 июля 2009 г. 16:08 После Божественной литургии в Киево-Печерской лавре Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился ко всем присутствующим с Первосвятительским словом. Ваше Блаженство, возлюбленные досточтимые Владыки, пастыри, братья и сестры! С великой радостью совершил я Божественную литургию в нашем первом на Руси монастыре — Киево-Печерской лавре, рядом со святыми многоцелебными мощами Киево-Печерских преподобных угодников. Радуется мое сердце и тому, что эта Литургия была совершена в день памяти святого благоверного великого князя Владимира, Крестителя Руси. Когда в 2008 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, размышляя о сем событии, постановил, чтобы память святого равноапостольного и великого князя Владимира была литургически присоединена к чину и порядку богослужений, совершаемых в связи с великими праздниками, то тем самым через архиереев Божиих вся полнота Русской Православной Церкви выразила свою любовь к Крестителю Руси и признание его великих равноапостольных трудов. Я благодарен Богу за то, что Он сподобил меня вместе с Вами, Ваше Блаженство, в День Вашего Ангела, вместе с досточтимыми братьями архиереями торжественно отметить этот праздник в стенах Киево-Печерской Лавры. Когда Божественным Промыслом Господь избрал через решение Поместного Собора мое недостоинство на Патриаршее служение, то в конце Литургии, во время которой произошла моя интронизация на престол Патриарха, я принял из рук Вашего Блаженства знак духовной власти — посох. Но это был не простой посох. Это был посох святого митрополита Киевского и всея Руси Петра, и передо мной открылся глубинный смысл преемственности моего служения от Киевских Первосвятителей. Тогда же я ощутил горячее желание прибыть сюда, в Киево-Печерскую Лавру, к месту Крещения Руси. Отсюда, с киевских холмов, воссияла благодать Божия над всей Русью. Отсюда, от Киево-Печерской Лавры началось великое шествие монашеского идеала и монашеского образа жизни по всей Руси великой. Здесь, в этих стенах, был источник просвещения, мудрости, и пример нравственной чистоты христианской жизни. Здесь подвизался митрополит Иларион, первый из русских, ставший Митрополитом Киевским; здесь он написал свое «Слово о законе и благодати»; здесь преподобные Антоний и Феодосий составили правила иноческого жития; здесь Нестор Летописец положил начало русскому летописанию и формированию национального самосознания нашего народа — он писал о том, откуда пошла русская земля.

http://patriarchia.ru/db/text/703832.htm...

Доклад архимандрита Алексия (Поликарпова), настоятеля Данилова ставропигиального мужского монастыря Москвы, на Собрании игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви (Свято-Троицкая Сергиева лавра, 8–9 октября 2014 года). Благословите, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, Ваши Высокопреподобия, досточтимые отцы и братия, сказать несколько слов. Сейчас мы здесь много говорим о самом главном и важном для нас, монашествующих, – о молитве. Молитве, которая наполняет наши сердца и души, молитве, которая выражается в богослужении. В «Проекте Положении о монастырях и монашествующих» сказано: «Богослужение есть средоточие монашеской жизни. Оно питает душу, взращивает дух, дает силы для глубокого внутреннего делания и наполняет смыслом все повседневные монастырские занятия. Поэтому посещение монастырских богослужений является обязательным для всех насельников. Уклоняющиеся от участия в богослужениях окрадывают сами себя, отвергая важное средство монашеского преуспеяния». Мы об этом знаем, и что же? Есть усердные, есть примерные, есть и немощные. Значит, приносим покаяние и надеемся на исправление. Мы знаем, что Господь принимает сердце сокрушенное и смиренное. Не только Древние Патерики, но и наши современники, предупреждают, что может произойти, когда человек встает на молитву или приступает к Божественной литургии, не подготовившись должным образом, не примирившись с окружающими. Так, старец Паисий Святогорец рассказывает, что у одного Афонского старца были два ученика. Один из них был пресвитер, а другой диакон. Послушники эти не имели любви между собой, не имели согласия. Священник очень завидовал диакону, поскольку тот был и умнее, и способнее его во всем. Надо сказать, что и сам диакон содействовал этой зависти своим эгоизмом. Как-то раз они пошли совершать Литургию в одну из церковок. Здесь их нелюбовь и немирие проявились тем, что внешне священник приготовился к служению Божественной литургии – прочитал все что положено; однако, к несчастью, он не сделал самого главного – не подготовился к Литургии внутренне. То есть ему надо было смиренно поисповедоваться, чтобы изгнать из своего сердца зависть и ревность. Но он не сделал этого. Иеромонах вошел в алтарь, где приносится Страшная Жертва, и как только он начал Проскомидию, внезапно раздался страшный гром, и он увидел, как Святой Дискос поднялся с Жертвенника и исчез. Следствием этого было то, что они не смогли служить Литургию. Старец Паисий полагал, что если бы Благий Бог не помешал им таким образом и священник, находясь в неподобающем духовном состоянии, приступил бы к служению Божественной литургии, то с ним бы случилась страшная беда. Необходимы и любовь к Богу, и любовь к ближнему. Не любя ближнего, мы не сможем иметь благодати Духа Святого.

http://pravoslavie.ru/74653.html

Закрыть itemscope itemtype="" > «Духовное единство прихода разрушено» Прихожане храма Св. Александра Невского в Красном Селе просят Святейшего Патриарха пресечь антиканоническую деятельность протоиерея Александра Дягилева 04.01.2013 6386 Время на чтение 5 минут В нашу редакцию поступило обращение прихожан храма Святого благоверного Князя Александра Невского в Красном Селе (Санкт-Петербург) Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу в связи с тем, что настоятель храма протоиерей Александр Дягилев проводит совместные экуменические богослужения с инославными . «Ваше Святейшество, Святейший Владыко! Обращаются к Вам прихожане храма во имя Святого благоверного Князя Александра Невского в Красном Селе, Красносельского благочиния Санкт-Петербургской Епархии. Обратиться к Вам нас заставило глубокое духовное смущение, вызванное действиями настоятеля протоиерея Александра Дягилева, назначенного на эту должность в январе 2011 года. 30 сентября 2012 года прот. Александр Дягилев, устно сославшись на благословение священноначалия РПЦ МП, позволил клирику церкви Англии участвовать в православном воскресном богослужении в храме Св. Александра Невского. Во время воскресной Литургии, после чтения Апостольских посланий на церковно-славянском языке, с благословения прот. Александра, англиканский диакон читал Апостольские послания на английском языке для 12-и граждан Великобритании англиканского вероисповедания, присутствовавших в храме во время Литургии, за которой также молились и православные христиане. Англиканский пастор и диакон с благословения клирика Дягилева присутствовали в алтаре храма до окончания Евхаристического канона и далее – в храме, до окончания Литургии. Некоторые ектении и молитвы Литургии, а точнее – Трисвятое, по благословению настоятеля специально были произнесены хором на английском языке. Англикане крестились и целовали иконы на аналое», - говорится в обращении, текст которого поступил в нашу редакцию. Подобные действия прихожане храма расценивают как сослужение и совместное моление православных христиан и англикан. «Поскольку Англиканская церковь не является православной и не состоит в евхаристическом и молитвенном общении с РПЦ МП, и ее члены не признают Вас, Святейшего Патриарха Кирилла своим Господином и Отцом – своими действиями прот. Александр Дягилев нарушил 45-е правило Свв. Апостол, которое гласит: " Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся только, да будет отлучен. Если же позволит им действовать как-либо, яко служителям Церкви: да будет извержен " . Информация об этом была выложена в сети Интернет и вызвала широкую дискуссию, в которой приняли участие представители духовенства и миряне из разных регионов России и зарубежья», - отмечается в документе.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/01/04/du...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010