С 1 июля 1860 г. митрополит Киевский и Галицкий, архимандрит Киево-Печерской лавры и член Святейшего Синода. В период реформ в РПЦ в 60-70-х гг. XIX в . развернул в Киевской епархии обширную деятельность по устройству церковноприходских школ. В марте 1866 г. назначен председателем Комиссии по реформе духовных школ, отверг предложенный обер-прокурором гр. Д. А. Толстым вариант устава ДА и ДС (см. Уставы духовных школ ). Особое возражение со стороны А. вызвало предложение сторонников обер-прокурора включить в проект устава принцип всесословности духовной школы при ограничении численности учащихся, поскольку архиерей полагал, что это закроет путь к образованию мн. малоимущим детям духовного сословия. А. также критиковал ориентацию устава на университетские порядки, что, по его мнению, ставило под угрозу существование духовных учебных заведений. Позиция митрополита вызвала недовольство обер-прокурора, А. был вынужден уехать в Киев, и утверждение устава в мае 1869 г. состоялось без него. А. являлся членом большого числа церковных и общественных орг-ций и учреждений: президентом Киевского комитета Православного миссионерского об-ва , почетным членом СПбДА, МДА, КДА, Киевского, Московского, Петербургского ун-тов, Медико-хирургической академии, Имп. публичной б-ки в С.-Петербурге, Общества любителей духовного просвещения , Об-ва древнерусского искусства при Московском публичном музее, Об-ва попечения о раненых и больных воинах, Киевского об-ва любителей садоводства, Об-ва вспомоществования недостаточным студентам Киевского ун-та, действительным членом Об-ва восстановления правосл. христианства на Кавказе и Об-ва подаяния помощи при кораблекрушениях. За церковное и общественное служение А. был награжден орденом св. Анны 2-й (25 апр. 1831) и 1-й степени (25 апр. 1835), орденом св. равноап. кн. Владимира 2-й степени большого креста (14 апр. 1845) и 1-й степени (31 марта 1863), орденом Александра Невского (20 мая 1850), орденом Андрея Первозванного (27 марта 1866) и алмазными знаками Андреевского ордена (16 апр. 1872). В авг. 1873 г., когда праздновалось 50-летие служения А. в священном сане, ему была пожалована панагия с бриллиантами при именном рескрипте императора. А. скончался от инсульта, погребен в Крестовоздвиженской ц. Ближних пещер Киево-Печерской лавры.

http://pravenc.ru/text/76242.html

8 июня 1891 г. В. был назначен епископом Острогожским, викарием Воронежской епархии. Епископ много сделал для устроения Акатова во имя свт. Алексия мон-ря , учредил при нем в 1896 г. регентскую церковноприходскую школу, устроил прекрасный хор. Способствовал открытию церковноприходских школ в епархии. Состоял председателем Воронежского епархиального училищного совета, совета братства святителей Митрофана и Тихона, Воронежского комитета Православного миссионерского об-ва. 22 дек. 1896 г. В. был переведен на Оренбургскую и Уральскую кафедру. В Оренбурге и др. городах епархии В. много проповедовал, часто обращаясь к своему миссионерскому опыту; его беседы в записи оренбургских семинаристов публиковались в «Оренбургских ЕВ». В июле 1897 г. В. участвовал в работе 3-го миссионерского съезда в Казани. К празднованию 100-летнего юбилея епархии в 1899 г. под непосредственным наблюдением епископа был расписан кафедральный Казанский собор, заново отстроен архиерейский дом, приведен в порядок Богодуховский мон-рь. В. являлся председателем Оренбургского отдела Палестинского православного об-ва , совета оренбургского Михаило-Архангельского братства. 29 нояб. 1903 г. В. был переведен на Екатеринбургскую и Ирбитскую кафедру. В 1904 г. возглавил юбилейные торжества по случаю 300-летия основания верхотурского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря и 200-летия со времени перенесения в монастырь мощей прав. Симеона Верхотурского . Под непосредственным наблюдением епископа и при его содействии был возведен Крестовоздвиженский собор Верхотурского мон-ря. Во время революции 1905-1907 гг. во многом благодаря активной проповеднической деятельности В., обращавшегося к пастве с церковного амвона, в общественных собраниях, на встречах с рабочими, в Екатеринбургской губ. удалось избежать открытого столкновения с властями. Архиерей занимал резко неприязненную позицию в отношении революционных партий, выступал с критикой либеральных настроений интеллигенции. В 1906 г. стал почетным председателем Екатеринбургского об-ва Союза русского народа , в к-рый в 1905 г. записал все духовенство епархии. В. не был сторонником проведения епархиальных съездов и участия духовенства в гражданских представительных учреждениях. В марте 1906 г. принимал участие в деятельности Предсоборного присутствия . В качестве товарища председателя участвовал в работе IV Всероссийского миссионерского съезда в Киеве (1908). Состоял председателем Екатеринбургского отдела Православного Палестинского об-ва, Екатеринбургского комитета Православного миссионерского об-ва, мн. общественных, просветительских и благотворительных орг-ций и правосл. братств. Во время своего посещения Екатеринбурга в июне 1905 г. прав. Иоанн Кронштадтский после совместного служения с В. записал в дневнике: «Божий он человек: умный, наблюдательный, твердый в правде, скромный, кроткий, благолепный» (Неизданный дневник. М., 1992. С. 44). В. был награжден орденами равноап. кн. Владимира 3-й степени (1895), св. Анны 1-й степени (1899).

http://pravenc.ru/text/159076.html

В кон. 50-х - 1-й пол. 80-х гг. XIX в. Дмитровские епископы Леонид (Краснопевков) и Амвросий (Ключарёв) , жившие в Москве, активно способствовали развитию церковной науки и духовно-нравственному просвещению. Еп. Леонид являлся членом мн. образовательных и научных учреждений и об-в: в 1865-1874 гг. он состоял председателем Московского губ. училищного совета, в 1869 г. был избран почетным членом Московского об-ва любителей духовного просвещения, с 1870 г. являлся помощником председателя совета Православного миссионерского общества , с 1874 г.- почетным членом Московского ун-та, с 1875 г.- почетным членом Об-ва древнерус. искусства при Московском публичном музее. Еп. Амвросий был известен в Москве как проповедник, выступал с публичными лекциями на духовно-нравственные темы, основал ж. «Душеполезное чтение» и заведовал его редакцией в 1860-1866 гг., был инициатором создания Об-ва любителей церковного пения (см. ст. Общества церковнопевческие ) и стал его 1-м председателем, принимал активное участие в деятельности Православного миссионерского об-ва. В нач. XX в. Дмитровским епископам были подведомственны церкви в Москве Китайского и Ивановского сороков, в т. ч. соборы Казанский и Покрова Пресв. Богородицы , а также мон-ри: московский во имя Алексия, человека Божия , Андроников в честь Нерукотворного образа Спасителя , Богоявленский (резиденция Дмитровских викариев), московский в честь Вознесения Господня в Кремле , московский греческий во имя свт. Николая Чудотворца , московский в честь Зачатия св. Анной Пресв. Богородицы , московский в честь иконы Божией Матери «Знамение» и Покровская община сестер милосердия. Дмитровские архиереи наблюдали за приходами Бронницкого, Дмитровского, Коломенского и Московского уездов Московской губ. В обязанности архиереев входила выдача св. антиминсов и мира для подчиненных храмов, предварительное рассмотрение дел о строительстве, ремонте и освящении храмов, надзор за организацией крестных ходов и сборов пожертвований для церковных нужд, за выдачей пособий беднейшим семьям духовного звания, назначение в приходы псаломщиков, а в монастыри послушников и послушниц, учреждение духовных хоров, об-в хоругвеносцев, утверждение журналов собраний МДС и духовных уч-щ епархии, наблюдение за преподаванием Закона Божия в светских учебных заведениях Москвы и губернии.

http://pravenc.ru/text/178617.html

С 7 янв. по 28 марта 1915 г. Н. занимал должность псаломщика в домовом Владимирском храме Московского епархиального дома. В марте 1911 г. утвержден в чине коллежского секретаря, в марте 1914 г.- титулярного советника. Был награжден орденами св. Станислава 3-й степени (1912) и св. Анны 3-й степени (1914). После Февральской революции 1917 г. Н. стал подвергаться нападкам и преследованиям за свою просветительскую деятельность. Районный совет рабочих и солдатских депутатов требовал закрытия Варнавинского об-ва - якобы оттуда «исходит открытая погромная пропаганда». Когда 24 апр. в помещении Варнавинского об-ва трезвости проходила лекция проф. МДА Н. Д. Кузнецова о текущем положении в стране и необходимости правосл. людей объединяться вокруг Церкви, находившийся в зале председатель местного совета Степанов под предлогом того, что на чтениях, по его мнению, проводилась агитация за возвращение старого строя, послал за нарядом милиции. Вооруженные милиционеры ворвались в зал и разогнали слушателей лекции, затем Степанов объявил, что помещение общества реквизировано для «культурно-просветительских целей». Председательствовавший во время лекции Н. и проф. Кузнецов были задержаны, но вскоре освобождены. В июне того же года вопрос о Варнавинском об-ве рассматривался реквизиционной комиссией при Исполнительном комитете московских общественных орг-ций, на к-рой Н. удалось добиться отмены решения о реквизиции помещения об-ва. Н. был делегатом V Всероссийского миссионерского съезда, проходившего 25 июля - 5 авг. 1917 г. в Бизюковом Пропасном монастыре Херсонской епархии, участвовал в обсуждении вопроса о современных сектах. В связи с ситуацией на Украине он выступил против приспособляемости к национальным особенностям в религиозных вопросах: «Нельзя обосновывать православную веру на национальных особенностях и на влияниях момента… Латинство бессильно, когда мы сильны». На заседании съезда был избран в числе 10 делегатов на Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. , однако в ходе работы Собора предложение о расширении его состава за счет делегатов миссионерского съезда было отклонено ввиду многочисленности участников. Н. присутствовал на Поместном Соборе в качестве делопроизводителя Отдела о внутренней и внешней миссии и о церковной дисциплине.

http://pravenc.ru/text/2565878.html

С 90-х гг. состоял членом, в 1904-1917 гг.- казначеем Уфимского епархиального комитета Православного миссионерского об-ва. в 1896-1904 гг. член совета и миссионерского отдела епархиального братства Воскресения Христова. С 1905 г. начальник противораскольнической миссии. Член-соревнователь Попечительства о народной трезвости (с 1898), член Комитета по устройству народных чтений, член-учредитель Восточно-русского культурно-просветительного об-ва в г. Уфе (1916). Принимал участие в работе мн. благотворительных комитетов и об-в: являлся членом Уфимского отд-ния Попечительства имп. Марии Феодоровны о глухонемых и Попечительства при уч-ще глухонемых (основано на церковные средства в 1902); членом Уфимского отд-ния Комитета вел. кнг. Елизаветы Феодоровны по оказанию благотворительной помощи семьям лиц, призванных на войну (с 1915); членом совета Попечительства при Иоанно-Златоустовской ц. Уфимской ДС для вспомоществования бедным воспитанникам (почетный благотворитель); членом Об-ва вспомоществования нуждающимся учащимся землемерного училища. В 1907-1909 гг. и в 1911 г. состоял депутатом Уфимской городской думы от духовного ведомства. Автор более 40 церковно-исторических работ, статей, проповедей и поучений. Один из наиболее значительных трудов Е.- «Сказание о святой чудотворной иконе Божией Матери, по изображению именуемой Казанскою, а по месту явления Богородскою, ныне находящейся в Уфимском Воскресенском Кафедральном соборе» (в 90-х гг. XX в. труд Е. помог узнать историю и восстановить почитание чудотворной святыни Уфимской епархии, утраченной после 1917). Как церковный историк Е. с 1900 по 1917 г. избирался действительным членом губ. статистического комитета, в 1916 г. вошел в состав только что учрежденной губ. ученой архивной комиссии. Награждался набедренником (1888), скуфьей (1889), камилавкой (1892), наперсным крестом (1895), палицей (1911); орденами св. Анны 3-й (1901) и 2-й (1903) степени, св. Владимира 4-й (1906) и 3-й (1914) степени. Во время гражданской войны участвовал в устройстве при кафедральном соборе лазарета, в организации сбора одежды, белья и денежных средств для воевавшей с большевиками Народной Армии, созданной Сибирской директорией.

http://pravenc.ru/text/187035.html

13 окт. 1851 г. Г. был определен на Калужскую и Боровскую кафедру, хиротония во епископа состоялась 9 дек. в Казанском соборе в С.-Петербурге . 20 апр. 1869 г. возведен в сан архиепископа. Объехал все храмы епархии по неск. раз, пожертвовал личные средства на обновление Троицкого собора в Калуге. Проявил себя как ревностный администратор. Преобразовал духовно-учебные заведения по уставу 1867 г., улучшил их материальное обеспечение. В частности, в 1869 г. нашел средства для реставрации здания Калужской ДС, улучшения содержания преподавателей и учеников. Заботился и об осиротевших членах семей преподавателей, а также о вдовах и сиротах священнослужителей, о бедных. Учредил при семинарии педагогический совет. Проводил аттестацию духовенства на знание христ. вероучения, богослужебного устава. При Г. были открыты мн. церковноприходские школы, жен. епархиальное уч-ще в Калуге (1879). 11 июля 1852 г. стал вице-президентом Калужского попечительного комитета о тюрьмах. В 1870 г. было учреждено Калужское отд-ние Православного миссионерского общества , Г. призвал духовенство епархии оказать ему помощь. В 1862 г. началось издание «Калужских епархиальных ведомостей» . Г. был знатоком духовной и светской лит-ры, талантливым проповедником. Мн. его проповеди опубликованы в «Калужских ЕВ», «Воскресном чтении» , «Христианском чтении» и др. Покровительствовал старчеству, особенно ценил монахов Оптиной пуст. , назначал их настоятелями, казначеями др. мон-рей. В 1862 г. приехал в Оптину пуст. на погребение настоятеля схиархим. прп. Моисея (Путилова) , к к-рому относился с большим уважением и любовью, руководил выборами нового настоятеля. Большинство голосов набрал иером. Пафнутий (Осмоловский) , однако Г., опираясь на мнение старцев, утвердил настоятелем иером. прп. Исаакия I (Антимонова) . В 1868 г. по благословению Г. в с. Петропавловском Мосальского у. была основана Боголюбивая в честь Казанской иконы Божией Матери жен. община (с 1892 мон-рь). Неоднократно отказывался от предложений возглавить др. епархии. С 7 июня 1860 по 3 мая 1862 г. присутствовал в Святейшем Синоде. Был избран почетным членом Рус. археологического об-ва (1856), КазДА (1871), Об-ва попечения о раненых и больных воинах (1871) и др. 9 дек. 1876 г. в Калуге торжественно отмечалось 25-летие управления Г. Калужской епархией. Награжден орденами св. Анны 1-й степени (1853), 1-й степени с имп. короной (1857), св. Владимира 2-й степени (1862), св. Александра Невского (1867) и алмазными знаками к нему (1874) и др.

http://pravenc.ru/text/166670.html

1896 г. назначен настоятелем монастыря Кватахеви с возведением в сан игумена (ДВГЭ. 1897. 2. С. 2). 22 дек. награжден набедренником «по вниманию к высшему академическому образованию и 16-летней духовно-учебной службе» (Там же. С. 4). 31 дек. получил должность благочинного мон-рей Карталино-Кахетинской епархии Грузинского Экзархата и инспектора школ (позже - председателя) Общества восстановления православного христианства на Кавказе . По его инициативе в ведении об-ва было учреждено 19 школ в горной части Картли. К. обратил внимание на отсутствие миссионерской литературы, адресованной горцам, перешедшим в мусульманство в годы тур. владычества, в 1907 г. совет об-ва на свои средства (в т. ч. и на средства К.) издал брошюры и книги, содержащие проповедь Православия. Г. И. Садзаглишвили, преподаватель Тифлисского ДУ. Фотография. 1892 г. Г. И. Садзаглишвили, преподаватель Тифлисского ДУ. Фотография. 1892 г. К. занимался поиском груз. церковных святынь, находившихся в заброшенных храмах и в частной собственности семей, исследовал и описал памятники груз. зодчества, рукописи, записал мн. церковно-народные обычаи, жертвовал средства на восстановление церквей, исследовал разрушавшиеся памятники церковной архитектуры Грузии. Недолгое время он руководил работой Церковного музея, созданного при его участии в 1888 г. Д. З. Бакрадзе , пополнял фонды приобретенными за свой счет экспонатами. В 1891 г. опубликовал в ж. «Мцкемси» (Пастырь) обращение к соотечественникам, в котором указывал на причины «пренебрежительного отношения к памятникам древней культуры»: «Мы так и не осознали их великую важность... не в силах создать новые, с поразительной беспечностью не желаем заботиться о старых памятниках и сложа руки спокойно наблюдаем за их гибелью, как будто мы - гости в этой стране... бросив на произвол судьбы, способствуем их дальнейшему разграблению, осквернению и уничтожению!» По мнению К., святыни «играют роль зеркала, в котором четко отображено все наше прошлое» (Древнегруз. храмы и их историческое значение//Мцкемси.

http://pravenc.ru/text/1840501.html

в здании Нарышкинской читальни в честь увековечения памяти духовных композиторов Д. С. Бортнянского , прот. Петра Турчанинова и А. Ф. Львова (в ходе концерта было собрано 300 р. на памятник), в литургии 16 апр. того же года, в день празднования в честь Тамбовской иконы Божией Матери в Богородицкой ц., в торжественной литургии 12 июня в Казанском мон-ре с прославлением блгв. кнг. Анны Кашинской, в литургии 27 июня в кафедральном соборе по случаю 200-летия Полтавской битвы, во всенощном бдении и в литургии 28 окт. в Богородицкой ц. по случаю 200-летия кончины свт. Димитрия Ростовского; в Тифлисе - в молебне 2 февр. 1912 г. в экзаршей церкви в честь 25-летнего юбилея старейшего певца экзаршего хора А. В. Сивухина, в литургии с благодарственным молебном 16 нояб. того же года в кафедральном соборе Сиони (хор Тифлисского церковнопевч. об-ва). Е. с хором приглашали выступать 22 марта и 6 апр. 1908 г. на ежегодные собрания Тамбовского отдела ИППО, 29 апр. 1909 г. и 2 мая 1910 г. на собрания Тамбовского комитета Православного миссионерского об-ва. На заседании местной ученой архивной комиссии 13 апр. 1909 г. благодаря Е. удалось установить, что автором ирмосов и задостойников Успения Пресв. Богородицы, Сретения Господня и Великого четверга был Турчанинов. Становлению авторитета Е. способствовал еп. Иннокентий (Беляев) , управлявший Тамбовской епархией в 1903-1909 гг. и в отличие от своего предшественника еп. Иеронима (Экземплярского) глубоко ценивший церковное пение. Стремясь возродить традицию раннехрист. церковного пения, он поручил Е. организовать в тамбовском кафедральном соборе всеобщее пение прихожан. В 1909 г. еп. Иннокентий был переведен на Тифлисскую кафедру и пригласил Е. переехать вместе с ним. При временном расформировании экзаршего хора (1-25 февр. 1915), когда из-за военных событий деньги на содержание хора передавались тур. и персид. беженцам, еп. Иннокентий оставил Е. регентом небольшого хора из служащих. Регентская деятельность Е. на Тамбовской земле была необычайно интенсивной: только за 1907-1909 гг.

http://pravenc.ru/text/189921.html

Прот. И. Смирнов был неустанным тружеником на ниве народного образования, много общался с учителями церковных школ, к-рые находили у него живой отклик на свои проблемы, сочувствие, получали мудрые советы и указания, а иногда и материальную помощь. Почти ежегодно организовывались курсы для молодых учителей; учащиеся ДС и воспитанницы Рязанского епархиального уч-ща охотно шли преподавать в церковноприходские школы, имея опыт работы в школе при ДС, где они проходили практику в качестве учителей. Прот. И. Смирнов принимал активное участие в работе братства свт. Василия Рязанского, миссионерского об-ва, епархиального училищного совета, редакции «Рязанских ЕВ», местного отд-ния Императорского Православного Палестинского об-ва, приобщая к активной деятельности преподавателей ДС. С 1884 г. являлся действительным членом Рязанской ученой архивной комиссии. После смерти супруги остался с 4 взрослыми детьми. 28 июля 1901 г., согласно прошению, был уволен от должности ректора Рязанской ДС. 13 сент. того же года пострижен в монашество с именем Иоанн, 14 сент. возведен в сан архимандрита с причислением к братии Троицкого муж. монастыря г. Рязани. В том же году был вызван в С.-Петербург, в Александро-Невскую лавру, для чреды священнослужения. 9 апр. 1902 г. наречен епископом Чебоксарским, 2-м викарием Казанской епархии. 28 апр. хиротонисан в Исаакиевском соборе С.-Петербурга. В качестве викария Казанской епархии являлся председателем епархиального училищного совета, заведовал избранием и назначением на приходы псаломщиков. Имея многолетний опыт просветительской работы, взял на себя заботы по улучшению церковно-школьного дела в епархии, часто объезжал с инспекцией школы. 4 февр. 1904 г. назначен епископом Полтавским и Переяславским. По-прежнему уделял большое внимание делу духовного просвещения, совершенствованию учебного процесса в духовных и светских учебных заведениях. В 1906 г. стараниями И. при ЕУ был организован археологический комитет, создано Полтавское древлехранилище. С 13 авг. 1910 г. епископ Рижский и Митавский, почетный настоятель рижского Алексиевского муж. монастыря. 6 мая 1912 г. возведен в сан архиепископа. Занимаясь делами приходов, несмотря на преклонный возраст, много ездил по епархии. Брал на себя защиту правосл. латыш. и эст. населения, права которого часто ущемлялись помещиками-немцами, старался выдвигать из числа латышей и эстонцев священников и учителей приходских школ. С началом первой мировой войны организовал в епархии уход за ранеными, окормлял семьи погибших и помогал беженцам. В 1915 г. в связи с приближением фронта по требованию военных властей был эвакуирован с епархиальными учреждениями из Риги в Юрьев (ныне Тарту, Эстония), продолжал оттуда руководить частью епархии, к-рая осталась не занятой нем. войсками. В Юрьеве И. освятил здание Исидоровского правосл. уч-ща, совершил чин закладки нового храма. Часто посещал лазареты, утешая и ободряя раненых.

http://pravenc.ru/text/469544.html

Георгия (Орлова) и астраханского губернатора Д. подготовил речь перед выборами членов II Гос. думы. В ней Д. осудил левые политические силы, разрушавшие гос-во, уничтожавшие традиции и веру через распространение в обществе ложных понятий о свободе. Призвал избрать в члены Гос. думы таких людей, «которые в случае необходимости не побоялись бы мученичества за веру, Царя и Отечество» (при советской власти эта речь послужила основанием для обвинений Д. в «борьбе против революционного движения»). В то же время вопреки требованиям губернатора Д. отказался от участия в монархических орг-циях. По настоянию обер-прокурора Синода в сер. 1907 г. назначен ректором Якутской ДС. Служил в суровых условиях, отличался редкой щепетильностью в отношении казенного имущества, заботился об учащихся. За общение с политическими ссыльными и «неугождение» к местным властям попал у них в немилость и в 1911 г. по ходатайству митр. Антония (Вадковского) переведен, хотя и с понижением в должности, инспектором Архангельской ДС . 6 авг. 1912 г. хиротонисан во епископа Петровского. Хиротонию, состоявшуюся в саратовском Спасо-Преображенском мон-ре, возглавил Саратовский и Царицынский еп. Алексий (Дородницын) . Д. был назначен 2-м викарием Саратовской епархии и настоятелем Спасо-Преображенского мон-ря. Поддерживал отношения с представителями левых партий (А. Ф. Керенским, В. М. Черновым и др.), покровительствовал уволенным семинаристам, принимал многочисленных просителей из простого народа, чем вызвал недовольство у губ. властей и крайне правых организаций. 16 дек. 1916 г. переведен епископом Кустанайским, 1-м викарием Оренбургской епархии. Проживал в Оренбурге, исполнял церковно-адм. обязанности по отношению к вверенным ему приходам Оренбургского и Орского уездов и Тургайской обл. Под попечением Д. находилась миссионерская деятельность в епархии, включая окормление всех единоверческих приходов. Являлся руководителем оренбургской пастырско-миссионерской школы, председателем Оренбургского епархиального комитета Православного миссионерского об-ва и Миссионерского совета.

http://pravenc.ru/text/178402.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010