Это правило делится на три части, из которых первая и третья составляют два правила в Книге правил (107 и 108), точно так же, как и в Пидалионе (105 и 106). 1) Первая часть этого правила, являющаяся как бы дополнением 95 правила, говорит о том, что все дела, не имеющие общего значения, должны решаться в соответствующих епархиях; и так как в предыдущем правиле не упоминалось о случае апелляции, то данное правило постановляет, что некоторые дела, решенные на епархиальных соборах, могут быть пересмотрены и решены вторично, причем после решения избранных по взаимному договору судей нельзя более обращаться к другому высшему суду. Значение такого приговора признано было 9 правилом IV вселенского собора, а также подтверждено 15 и 122 правилами карфагенского собора. 2) Во второй части правила упоминаются представители, посланные разными областями Африканской церкви и радостно принятые собором. 3) Третья часть правила говорит об исполнителях ( κβιβαστα, exactores seu executores), на обязанности которых лежало заботиться о церковных нуждах, особенно же о взыскании церковных доходов в тех случаях, когда некоторые лица отказывались давать их добровольно. Правило постановляет ходатайствовать перед государственной властью о назначении пяти таких исполнителей для распределения их по разным епархиям Африканской церкви. Правило 97 (109–110). 109 Еще заблагоразсуждено, чтобы отправляемые от имени всех епархий посланники, Викентий и Фуртунатиан, просили преславных царей, да будет позволено учредити ученых екдиков, которые имели бы своею обязанностью действование в защищении дел: и которые бы, яко священники епархий, приявшие на себя ходатайство по делам церквей, свободно могли, когда нужда потребует, входити в присутствие судилищ для опровержения возражений, и для представления того, что нужно.   110 Разсуждено, да имеют свободное местоблюстительство избранные местоблюстители, посланные к царской палате.   ( IV Всел. 2 , 23 ; Карф. 75 , 93 ).   Это правило также делится на три части, из которых две первые составляют в Книге Правил два особые правила (109–110), так же как и в Пидалионе (107 и 108).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

О правилах святых отцев. Во 2 правиле трулльского собора упомянуто двенадцать отцев, правила коих обязательны для всей церкви, те именно двенадцать отцев, которые упомянуты выше в начале нашего обзора (стр.8-9). Кроме этих двенадцати, имеет еще обязательную для всех силу послание константинопольского патриарха Тарасия о симонии. Как толкователями основных юридических начал, выраженных в Св. Писании и Предании, были соборы, так и толкователями соборных определений были отдельные отцы. Соборные правила представляли общие определения, которые пастыри той или другой поместной церкви должны были применять в отдельных случаях и сообразно с данными обстоятельствами, по своему усмотрению и под личною своею ответственностью. Это применение на практике соборных определений со стороны отдельных пастырей часто делалось явно в их окружных посланиях к пастве своей, в канонических посланиях одного пастыря к другому, в их канонических ответах на поставленные им вопросы и т. д. Глубокие знания канонов отдельными пастырями снискало им всеобщее уважение в церкви, и из их посланий или других сочинений заимствованы соответствующие места, которые представляют собою возвышенные правила пастырского управления и как таковые были приняты и одобрены для всей церкви и вместе с правилами соборов вошли в состав общих церковных канонических сборников Различие между правилами отцев и соборов вполне точно изображает один из наилучших канонистов нового времени следующим образом: " Различие это между правилами соборов и отцев заключается в том, что соборы простирали свою законодательную власть на высшие стороны в церкви, определяли порядок и законы самого управления ее, касались ее иерархии, произносили свой верховный суд на самые правительственные в ней лица; а отцы по частям излагали свои определения относительно разных частных предметов, более лиц управляемых в церкви, и суда, более духовного, нежели внешнего, официального; касались дел, более нравственных, нежели правительственных в церкви " Правила отцев первоначально не были изданы в виде отдельных законодательных постановлений, но они представляли или извлечения из различных сочинений отцев, или же, главным образом, отправленные ими к отдельным лицам послания, которые, в виду их содержания, были названы " каноническими посланиями " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1310...

К этим канонам, исчисленным во 2-м правиле трулльского собора, присоединились 102 правила самого трулльского собора, 22 канона VII вселенского собора, послание Тарасия к Адриану, папе римскому, и правила двух соборов IX в. – двукратного 861 г. и собора в церкви Св. Софии 879 г. Немаловажное также значение для исследователя имеют правила патриарха Никифора, хотя, к сожалению, очень трудно, если только возможно, отделить в них подлинное и первоначальное от неподлинного и позднейшего. На западе церковное правообразование шло своим особым ходом. Правда, восточные каноны постепенно 497 становились известными и на западе путем переводов, но, кроме восточных канонов, здесь возникла масса своих западных канонов, постановленных поместными соборами Италии, северной Африки, Галлии (позднее франкской монархии) и Испании, а также римскими епископами в их epistolae decretales, адресованных разным епископам Италии, Галлии и Испании. В начале правообразование церковное в каждой стране носило местный характер, нарушавшийся лишь тем, что постановления вселенских соборов, в особенности 1-го Никейского, приняты были везде, как общее достояние всего христианства. Так напр. северная Африка до VI столетия довольствовалась своим местным каноническим законодательством, которое, вместе с канонами никейскими, составляло полный codex can on um ecclesiae africanae. С течением времени последовал взаимный обмен между разными странами христианского запада: северо-африканские каноны заносятся в испанские сборники и в галльско-франкские, испанские в галльские и т. д., причем восточные каноны и epistolae decretales римских епископов являются необходимою составною частью всех местных западных канонических сборников. Из этого краткого обозрения хода церковного правообразования на западе можно видеть, насколько не сообразовалось с действительным положением дел начисление канонов, сделанное трулльским собором, если он имел в виду сказать этим начислением, что и для запада те же самые каноны должны иметь исключительную силу общецерковного законодательства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Они предписывают обязательные для всех её членов правила и утверждают в качестве таковых постановления многих поместных соборов 297 . При этом они нередко изменяют прежние правила 298 , а иногда и отменяют их 299 . Рассматривая вообще законодательную деятельность вселенских соборов, мы замечаем, что вселенские соборы определяют образ управления в Церкви, устанавливают органы церковно-правительственной власти в церквах с определением сферы их компетенции и отношений к другим центрам церковной власти 300 ; они, далее, постановляют правила суда над преступниками церковных догматов и канонов, предписывают обязательные правила нравственности для клириков и мирян и, вообще, дают для всей Церкви разнообразные нормы касательно христианского благочестия, благочиния и благоустройства 301 . Вселенские соборы являлись высшим административным органом во вселенской Церкви. Они имели право низлагать всех предстоятелей поместных церквей, не исключая и патриархов, возводить на их кафедры других и употреблять в отношении всей Церкви и отдельных её частей соответствующие меры для ограждения христианского учения и благоустройства. Вселенские соборы были и высшей в Церкви судебной инстанцией, где получали для себя окончательное решение разнообразные судебные дела; вселенские соборы имели право судить даже целые поместные церкви. Словом, полномочия вселенских соборов простирались на все внутренние дела Церкви. II Высшая власть в Церкви в промежутки между вселенскими соборами. Воззрение, что она принадлежала византийским императорам. Разбор его. Императорские вторжения в церковные дела. Отношение к этим вторжениям представителей Церкви. Суждение об императорских вторжениях. Воззрение, что высшая власть принадлежала папам; суждение о нём. Обстоятельства, способствовавшие возвышению пап, из эпохи IV–IX вв. Стремления римских епископов. Подлоги. Отношение церквей к папским стремлениям. Свидетельства церковно-литературных памятников. Действительное значение пап. Действительная высшая власть в Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

500). Эти документы, получившие название «Свод по делу Апиария», были призваны показать, что принятые в Африке каноны согласуются с канонами Никейского Собора (изд.: Concilia Africae. 1974. P. 79-172). Во 2-ю редакцию «Дионисиева собрания» был включен сборник правил, принятых африкан. правосл. Соборами 393-418 гг. Полагая, что эти правила, «Извлечения из регистра Карфагенской Церкви» (или «Карфагенский регистр»), были зачитаны на Соборе 419 г., Дионисий вставил их в текст протоколов Собора. Согласно Ф. Л. Кроссу, правила были заимствованы из регистра постановлений африканских правосл. Соборов, хранившихся в архиве Карфагенской Церкви. К тому времени, когда их текст поступил в распоряжение Дионисия, он подвергся значительному сокращению и был интерполирован ( Cross. 1961). Согласно Ш. Мюнье, текст правил сохранился в том виде, в каком он был подготовлен в Карфагене для отправки в Рим. В состав «Извлечений» вошли краткие сообщения о Соборах, состоявшихся в 393 г. в Гиппоне и в 394 и 397 гг. в Карфагене, «Гиппонский бревиарий» и 100 правил, принятых на различных Соборах (изд.: Concilia Africae. 1974. P. 173-247). В эпоху Каролингов благодаря распространению «Дионисиева собрания» в форме «Собрания Дионисия-Адриана» (Collectio Dionysio-Hadriana; K é ry. 1999. P. 13-20) правила африканских правосл. Соборов приобрели широкую известность и были включены во многие канонические сборники. Постановления ряда африканских правосл. Соборов сохранились в составе «Сокращения канонов» (Breviatio canonum) Фульгенция Ферранда (2-я четв. VI в.- Ibid. P. 23-24; изд.: Concilia Africae. 1974. 1974. P. 284-311), «Испанского собрания» (VII в.- K é ry. 1999. P. 61-67) и др. раннесредневековых канонических сборников (см.: Concilia Africae. 1974. P. IX-XII). Критическое издание африкан. правосл. канонов IV-VI вв. осуществил Мюнье (Concilia Africae. 1974). А. А. Королёв Правила Поместного Карфагенского Собора 419 г. вошли во все основные канонические сборники Восточной Церкви. «Свод правил Африканской Церкви» был переведен с латыни на греч.

http://pravenc.ru/text/1681209.html

I. Стр. 79–81. Под церковными правилами разумеются здесь правила апостольские, соборов вселенских и поместных и св. отцов, а под толкованиями – комментарии Зонары, Аристена (sic у автора программы) и Вальсамона. Необходимость толкований вызывается следующими обстоятельствами. Правила были издаваемы в разные времена и в разных местах, и уже одна эта разновременность и разноместность правил делала необходимыми толкования на оные. «Один дух чистого и святого православия одушевлял святых отцов в разные времена и в разных местах, заключавших изначальное апостольское предание в писанные правила» (Стр. 79) Что же касается языка, технических терминов и т. п., – то всё это в разные времена и в разных местах было различно. Далее, одни правила имели и имеют общеобязательный характер (ср. напр. неокесар. пр. 15 и VI всел. 16, карфаген. 81 и VI всел. 12 и 13), другие же были только «местными изъятиями из общего правила» (ср., например, Анкир. 10 и апост. 26 VI всел. 6) Наконец, со времён Константина Великого «рядом с церковным правилом стал государственный закон, который не всегда находился с ним в согласии» (стр. 80). Эти обстоятельства делали толкования необходимыми и для греческой церкви, именно нужно было 1) изъяснить технические термины, 2) указать, что в правилах имеет местное значение или есть изъятие из общего правила и 3) согласовать церковные правила с государственными законами касательно церкви. Само собой разумеется, что для церкви русской необходимость толкований ещё очевиднее. Для народов восточных правила церковные были несравненно более понятны, как возникшая среди самых этих народов, и написанные понятным для них языком. Если же, несмотря на это без толкований всё же невозможно было обойтись в практике, то ясное дело, что и для русской церкви толкования необходимы, в особенности в виду обнаруживавшегося в 1871–1873 г. стремления некоторых неблагонамеренных лиц по поводу возникших тогда споров о судебной власти епархиального архиерея давать совершенно произвольное и неправильное толкование церковным правилам, благодаря тому, что греческие толкования были очень мало известны тогда русскому обществу II.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/istori...

Правило 5 Избрание в церковные степени не должно быти в присутствии слушающих.   ( I Всел. 4 ; VII Всел. 3 ; Антиох. 19 , 23 ; Лаод. 12 , 13 ; Сердик. 6 ; Конст. 1 ; Карф. 13 , 49 , 50 ).   Под словом χειροτονα, употребленном в оригинальном тексте правила, следует, как говорит в толковании данного правила Зонара, подразумевать избрание ( φφος). о том, что в древнее время это слово часто употреблялось в смысле избрания, мы говорили, на основании слов того же Зонары, в толковании 1 Апостольского правила. Итак, согласно правилу, при избрании священных лиц, не должно позволять каждому слушать то, что говорится о различных кандидатах и вообще наблюдать за всем, что там совершается. Под словом κρομενοι, употребленном в правиле и переведенном на латинском языке словом audientes, a в Книге правил «слушающие», старые латинские канонисты подразумевали кающихся второй степени ( κρασις), о которых мы говорили в толковании 11 правила I вселенского собора, а некоторые (Исидор) даже оглашенных (14 правило I Всел. собора и толкование). Возможно, что это правило направлено к тому, чтобы выборы священных лиц совершались только полноправными членами церкви, а не такими, которые за свои грехи поставлены в ряды кающихся или которые, как оглашенные ( χατηχομενοι), также не были полноправными членами, особенно, если принять во внимание, что слово κρομενοι означало обычно кающихся или оглашенных первого разряда. Однако, если принять в расчет определения 12 и 13 правила этого собора, особенно же постановление 13 правила, запрещающего «сборищу народа» ( τοις δχλοις) участвовать в выборе священных лиц, то естественнее предположить, что данным (5) лаодикийским правилом отцы хотели воспретить вообще присутствовать всем без разбора ( επ κοιν κροσει) при совершении выборов и не имели в виду ни кающихся, ни тем менее оглашенных. Совершенно правильно излагает смысл данного правила Вальсамон, говоря: так как при избраниях часто говорится об избираемых и нечто недостойное, то не должно производить избраний при слушании всех желающих.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

– Не смотрела на каноны, как на неизменные и неотменяемые и современная соборам государственная власть, но точно также всегда отличала их от догматических определений тех же соборов. В кодексе и новеллах импер. Юстиниана каноны соборов уравниваются, по своему значению и силе, с государственными законами; следовательно им приписывается обязательность в том же смысле и в тех же условиях, как и всякому положительному закону. – Нельзя также рассматривать древний церковный канон в целом его составе, как свод действующего в настоящее время права церкви.... Значительная часть древних правил вселенских и поместных соборов и отцов не действует в современной нам церкви, или видоизменены до такой степени, что утратили свой первоначальный смысл и значение. (Ап. 37, 34; I, 5; VI, 8, 11; Ант. 9, 19 и др.). Произошло это не вследствие злоупотреблений или произвола исполнителей закона, а в большинстве случает потому, что сами правила, сделались фактически неприложимыми, так как церковные порядки жизни и отношения, из которых они возникли и которые устанавливали, не существуют более в действительности и заменились другими. Такова напр. древняя покаянная (пенитенциарная) дисциплина, таковы многие из правил о церковных наказаниях за различные преступления, о личных отношениях христиан к еретикам, раскольникам, иудеям или иноверцам... В содержании древнего канона необходимо различать общие основные правила, выражающие собою коренные начала церковного устройства и дух управления, от тех, которые относятся к внешним историческим его формам, к временным условиям и потребностям жизни, нужно отделять дух закона от формы, канонические идеи – от всех частных правил и учреждений. ... За внешними формами и учреждениями сокрыт дух древнего церковного законодательства, основные принципы, которые, меняя формы, не должны умирать и могут облекаться и воплощаться в новых, даже более широких и совершенных учреждениях. Эта важная работа принадлежит высшей церковной власти; почему за ней в каждое время сохраняется право вновь вызывать к жизни забытое, восстановлять искажённое временем, применять то, что может быть приспособлено, отменять то, что фактически не приспособило, и из древних начал развивать новые, соответственные времени учреждения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

II. Понятие об исторических источниках Александр Дворкин. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Литература: Болотов; Мейендорф, Введение; Флоровский, Положение христианского историка. При изучении церковной истории мы пользуемся источниками. Источники существуют немые (это прежде всего археологические данные, памятники архитектуры и изобразительного искусства) и письменные. Последние интересуют нас в первую очередь. По материалу, на котором сохранились письменные источники, они делятся на монументальные (т.е. надписи на камне и металле, на стенах зданий, на мраморных досках, на памятниках, монетах, печатях и т.п.) и книжные, т.е. на папирусе, пергамене и бумаге. Последние, в свою очередь, делятся на источники первичные, или первоисточники (т.е. свидетельства непосредственных очевидцев событий), и источники вторичные, представляющие из себя обработку исторического материала. Если первоисточники утеряны, то таковыми считаются ближайшие к ним по времени вторичные источники. В пределах этого курса нас интересуют прежде всего источники книжные. Среди книжных первоисточников можно выделить такие группы: писания отцов Церкви и еретиков, деяния соборов, многие агиографические памятники. Ко вторичным источникам можно отнести сочинения древних историков (хотя для нас многие из них сделались уже первоисточниками). Конечно, это деление условно, и многие сочинения принадлежат сразу обеим группам. Например, в писаниях отцов Церкви содержатся ссылки на сочинения ряда других людей (как сохранившиеся, так и не сохранившиеся) и на многие исторические события. В деяниях соборов содержится очень много указаний, прямых и косвенных, о жизни того времени, но и в них содержится множество как открытых, так и скрытых цитат и заимствований из решений предыдущих соборов и вероучительные формулы различных поместных Церквей. Особого отношения к себе требуют жития святых. Хотя многие из них, безусловно, являются подлинными свидетельствами современников, всегда следует помнить, что «жития» представляют собой особый литературный жанр, сложившийся в средние века и имеющий свои строгие каноны и правила. Многие древние «жития» дописывались средневековыми переписчиками и подгонялись под эти правила жанра. Поэтому, никак не ставя под сомнения душеполезность избранных Церковью «житий» для благочестивого чтения, следует помнить, что как к историческим источникам к ним следует относиться с определенной осторожностью.

http://sedmitza.ru/lib/text/434649/

с., S. 196). 2854 См. толкование Зонары на второе из приведённых в тексте правила (Σντ. III, 190; р. перев. в Правилах св. поместн. соборов с толков., изд. Моск. Общ. Л. Д. Пр., вып. 1, стр. 244). 2856 Толков. Вальсамона на 14 пр. IV всел. соб. «еретики разделяются на двое – на приемлющих наше таинство и Божественное пришествие на землю, но погрешающих в некоторых частях учения, каковых, при обращении их к нам, мы одним миром помазуем, и на совершенно не приемлющих сего, каковы неверные, то есть иудеи и еллины, которых мы крестим» (Σντ. II, 253; р. перев в Правилах св. всел. соб. с толков. изд. Общ. Л. Д. Пр., стр. 215). См. еще ответ того же Вальсамона на вопрос александрийского патриарха Марка относительно православных жен, вступающих в браки с сарацинами и еретиками (Σντ. IV, 476): здесь слово (αρετικς употреблено в применении и к сарацину (проф. М. Е. Красножен , Иноверцы на Руси, т. I, стр. 52, Юрьев 1900). 2857 Σντ. III, 198–199; р. перев. в цит. Изд. правил поместн. соборов с толков., стр. 243–245. Это же мнение разделяет Е. v. Моу, о. с., S. 197. 2859 Последние слова могут служить подтверждением высказанной нами выше догадки, что под «еретиками», которых имеют в виду лаодикийские правила, разумеются не одни только еретики в точном значении этого названия, но также и иноверцы – иудеи и язычники. Что обещания, о которых говорится в тексте, не имели юридической обязательности и потому de facto могли остаться и неисполненными, понятно само собою. Поэтому более ревностные охранители церковных интересов не довольствовались одним намерением иноверца или неправославного принять православную веру, а настаивали на необходимости откладывать брак до того времени, когда это намерение исполнено будет на деле. Позднее в Византии стало даже общим правилом, что «если еретик или неверный обещается принять православную веру, то сговор (συνλλαγμα) может состояться, но бракосочетание должно быть отложено до тех пор, доколе давший обещание не выполнит оного» (толков Зонары на 14 пр.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010