«Все это – правда, друзья мои, отвечал Моисей; праведники спаслись и в брачной жизни: но я грешный не могу спастись с женою. Надобно быть верным слову своему. Если и возвращусь я живым в Россию: не вступлю ни с кем в брак, хочу быть черноризцем. Христос сказал в евангелии: «всяк, иже оставит отца или матерь, или жену или чада, или села имени Моего ради; сторицею приимет и живот вечный наследит» (Мат.19:29). Кого слушать мне, Христа ли, или вас? И Павел говорит: «не оженивыйся печется о Господних, како угодити Господеви, а оженивыйся печется о мирских, како угодити жене» ( 1Кор.7:32–33 ). Спрашиваю вас, – кому выгоднее угождать: жене ли или Господу? Умные люди пишут: слуги, слушайте господ своих, но в добром, а не в худом. Будьте же уверены, что земные удовольствия не разлучат меня со Христом. Выслушав осуждения Моисея о брачной жизни, панна не отстала от своего намерения. Она приказала подать Моисею прекрасного коня и показать ему все обширные ее имения. Крестьянам дано знать, чтобы принимали его как своего господина и ее супруга. «Напрасно беспокоишься, милостивая госпожа: ни богатства, ни почести не обольстят меня», сказал Моисей. – А ты не помнишь, что куплен мною за деньги? сказала вспыхнувшая панна; живым не выпущу тебя из рук моих. «Бог – моя защита, ничего не боюсь», отвечал Моисей. Вслед за тем Господь послал ему возможность выполнить давний обет души: к нему пришел афонский черноризец, саном иерей, и постриг его в монашество. Узнав о том, что пленник уже инок, искусительница запылала злобою. Не могши отыскать афонца, она при казала бить Моисея палками, пока не сбросит с себя черной одежды. Его били немилосердно; бейте, говорил Моисей, но не требуйте от меня невозможного. Панна пожаловалась королю. Болеслав дозволил ей делать с Моисеем, что хочет и в ее угоду приказал выгнать всех черноризцев из своих владений. Полька доходила до крайнего бесстыдства с Моисеем; когда же и меры бесстыдства оказались безуспешными, велела сделать его евнухом, но так, чтобы не забыл он о том до гроба.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

На яркий пример этого, мы уже указывали раньше. Вот вспомните, например, великого праведника, который мертвого воскрешал, — преподобного Сысоя Великого. Человек, который в молодые годы ушел в пустыню. Там прожил до глубокой старости, достиг, действительно, наивысших степеней христианского совершенства, настолько, что и мертвых воскрешал, и когда он умирал, то лицо его просияло как солнце, помещение, где он умирал, наполнилось благоуханием и все затрепетали. Такой же кончиной умирал другой великий праведникправедный Филарет Милостивый. Он не был никаким аскетом и в пустыне не жил. Он был муж своей жены и отец своих детей, т.е. жил обычным образом. Однако же, он достиг такой высоты духовного совершенства, что смерть его была такова, как преподобного Сысоя Великого, лицо его просияло, как солнце, и помещение исполнилось благоуханием. Святитель Феофан Затворник указывал на то, что Господь каждого человека ставит в наилучшие условия для спасения его души. Конечно, тут не говорится о том, что иногда бывает, что человек жил, как обычно, а потом вдруг Божественный глагол какой-то достиг до его сердечного слуха и меняется его жизнь, его настроение. Но и вообще, когда живет человек, идя обычным житейским путем, и он, как говорил святитель Феофан, вполне может достичь спасения. Только нужно ему жизнь свою обратить в сплошное служение Богу, эту самую жизнь, которою он живет. Святитель удивительно просто это объяснял: «Нужно только смотреть на каждое дело, которое ты делаешь, как на дело, которое ты делаешь, прежде всего, для Бога, пред Божьими всевидящими очами. И так смотри на каждое дело! Человек ли к тебе пришел, встреча ли какая, помни, что это Бог тебе послал этого человека. На твоей совести теперь лежит обязанность, к этому человеку отнестись так, как от тебя требует закон христианской любви. И так на каждое дело, на мелочь какую-нибудь житейскую — смотри, как на случай сделать дело, как следует, чтобы оно было угодно Богу». И такими делами, угодными Богу, постепенно все больше и больше будет наполняться жизнь человека и, в конце концов, как будто бы особенно не выделяясь из других, он все время будет предстоять пред Лицом Божиим и служить Господу Богу. И тогда и очи его начнут открываться, и он начнет убеждаться на опыте в том, что, действительно, Господь все посылает для нашего спасения и никакие его встречи не бывают случайны.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3262...

Ни из актов о пострижении В. М. Дроздова в монашество 6 , ни из других данных не видно прямо, почему дано ему было при сем имя Филарета. При этом имелось в виду, быть может, соответствие постригаемого лица его новому имени уже по тогдашней его жизни, исполненной любви к добродетели 7 и святости, а может быть и желание, чтобы новопостриженный инок и в дальнейшей своей жизни стремился подражать святому праведному Филарету Милостивому. Что Филарет Дроздов и до пострижения в монашество уже в течение многих лет искренно стремился к добродетели, на это мы имеем ясные доказательства. – Будучи рожден (26 декабря 1782 года) и воспитан в благочестивом семействе, он еще с детства усвоил себе правила религиозной и нравственной жизни; а когда в 1800 году, для довершения своего образования, поступил в Троицкую Лаврскую семинарию, под сень обители великого подвижника иноческих и общехристианских добродетелей Преподобного Сергия, то стал чувствовать в себе признаки стремления и к иноческой жизни. Уже в 1800 году, не будучи еще и 18-ти лет от роду, в размышлениях о мирском, он приходил к признанию, что все мирское – суета сует 8 , а пред окончанием курса учения в 1802–1803 учебном году обнаруживал явную наклонность к удалению от света 9 и к безбрачной жизни 10 . Когда же в ноябре 1803 года, по окончании курса, был определен, как отличнейший из студентов по учению, на должность учителя в той же Лаврской семинарии, то еще ближе стал к принятию монашества. В октябре 1804 года близко и хорошо знавший его ректор семинарии архимандрит Евграф (Музалевский- Платонов) писал о нем к его родителю в Коломну из Лавры: «Вы подлинно имеете драгоценный залог и свидетельство Божьего к Вам благоволения в талантах, а паче в честном поведении сына Вашего. Да возрастит и усугубит Промысл сие на Вас благословение» 11 . В начале 1806 года учитель Дроздов получил прямое предложение митрополита Платона принять монашество, с соизволения родителя дал свое согласие на это предложение, а в 1808 году, когда ему еще не было 26-ти лет от роду, и принял монашество.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Нередко в святителе возникало стремление к совершеннейшему отшельничеству, к «пустынножительству». Даже с церковной кафедры взывал он, беседуя о пустынножительстве: «мне же, который не долго беседую с пустынею и о пустыне, и потом долго пребываю в молве и попечениях города и дел человеческих, – кто даст ми криле яко голубине? и полещу и почию! Могу ли сказать себе, – или когда наконец возмогу сказать: се удалихся бегая, и водворихся в пустыни! Когда облегчуся от бремен чужих, чтобы обратить все попечение к облегчению собственного, да не како, иным проповедуя, сам неключим буду ( 1Кор. 9:27 )?» 109 В связи с тем святитель Филарет, если, по высокому званию архипастыря и по долгу учительства, не мог часто «упражняться в молчании» или, точнее, упражнялся в молчании только тогда, когда это было нужно, а когда требовалось слово, то изливал его в сильных потоках высокого красноречия во спасение душ и на пользу церкви и отечества: то остальные благочестивые упражнения наблюдал и исполнял в высшей степени. Разумеем, говоря его же словами: «пост, сухоядение, простоту и суровость в одежде, одре, жилище, порабощение и умерщвление тела трудом, молитвенными бдениями, коленопреклонениями»; – вообще искренно стремясь иметь в себе, корень и достигнуть плода девства, всю, можно сказать, долгую жизнь свою провел сраспинаясь Христу, распиная плоть свою со страстями и похотями. Пища и питие его и в обыкновенное время, в ежедневной жизни была самая простая и не изысканная, употребляемая к тому же в весьма не значительном количестве; в посты же, и особенно в великую четыредесятницу, постничество святителя достигало необыкновенной строгости. Во всю страстную седмицу он питался одною просфорою. «Трудно было найти человека скуднее и слабее его по плоти, – говорил один из витий церковных под живым впечатлением оконченного пути его долгой жизни, – и что же? Покоил он ее, берег, много заботился о ней? Вечно занятый делом, и преимущественно умственным, постоянно заботясь о том, как бы на все достало у него времени, он вкушал свою крайне умеренную трапезу тогда, когда ему о ней напоминали, отходил ко сну, когда этого требовали поздний час ночи и совершенное изнеможение от трудов дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Надобно все принимать не от людей, а от Бога, и все сделается хорошим» 63 . Или, с другой стороны, когда в 1812 году внимание к нему не только со стороны высших лиц церковного управления, но и со стороны Высочайших особ Императорской фамилии было весьма велико и милостиво, он тому же лицу от 2 декабря означенного года писал: «не знаю, что хочет Бог сделать со мною моим излишним счастьем. Чувствую только, что вместе с ним более и более тяготеет на мне бремя обязанностей. Но да будет не по моей воле!» 64 . В числе духовных наставников, руководителей для себя святитель Филарет, даже в то время, когда сам был мудрым учителем и советником не только обыкновенных людей, но и царей и святителей, имел известного своей духовной мудростью и опытностью наместника Сергиевой Лавры, раньше упомянутого архимандрита Антония, бывшего долгое время духовником его. И вот, например, как он писал ему во время тяжких скорбей, испытанных в 1842 году: «9 и 10 марта получить утешение не был я достоин, но верую, что Господь облегчил мне искушение. Записку о пособиях к разумению Священного писания усильно выманили у меня 65 под тем предлогом, чтобы лучше понять мысль, поданную в начале не мною 66 ; это было приватно; я думал, что если найдут это возможным, то будут рассуждать о сем в Св. Синоде; вместо того записка еще не утвердительная, представлена в виде моего личного мнения, без объявления мне, что есть противное мнение; написано опровержение в преувеличенных выражениях, которыми всякое толкование Св. Писания признано излишним и опасным; сие подписано владыкою Новгородским 67 и его мнение Высочайше утверждено. Сие совершилось 7 марта; 9 был я в Св. Синоде, не зная сего, и в сей день не объявлено; 10 приехал я в Св. Синод, также не зная, что мне готовится; но в половине заседания, почувствовав себя нездоровым, отправился домой, и приготовленное мне внезапное объявление, которое в состоянии нездоровья особенно было бы трудно выслушать, последовало без меня, не без удивления других, что я так внезапно удалился пред самым объявлением.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Это было в 96-м году, в царствование императора Римского Траяна. Сделавшись монахиней, Евдокия ревностно занялась чтением св. Писания и изучением псалтири, посвятила себя вполне трудам и подвигам иноческой жизни и до такой степени превзошла всех монахинь в трудах поста и молитвы, что когда, на втором году её поступления в обитель, умерла здешняя настоятельница, то, согласно общему желанию, Евдокия была избрана игуменьей обители. Между тем, в Илиополе вспоминали весёлую и богатую Евдокию, многие сожалели об удалении её и желали бы склонить её к прежней жизни... В особенности один юноша Филострат, любивший Евдокию, тяготился разлукой с ней и наконец решился идти к ней, чтобы уговорить её возвратиться в город и жить по-прежнему. Посредством обмана он успел достигнуть свидания с Евдокией, но в бледной, изнурённой подвижнице он едва мог узнать знаменитую в Илиополе, пленявшую· всех своей красотой молодую женщину... Он не понимал, что могло заставить её променять свою прежнюю блестящую жизнь на такую убогую обстановку... С увлечением начал он воспоминать о минувшем веселии и убеждать её возвратиться в город, где все так жалели об её отсутствии, где бывшие друзья её были готовы снова окружить её роскошью, осыпать богатейшими дарами, только бы она возвратилась к ним... С негодованием слушала Евдокия пылкого юношу... «Бог да накажет тебя, пришедшего меня искушать!» воскликнула она, и внезапно Филострат упал замертво и лежал в таком положении, пока Евдокия не спасла его своей молитвой. «Помолись, и Я воздвигну юношу, и он обратится ко Мне», – услышала она во время сна ночного и, когда, проснувшись, стала молиться над тем, кого уже все считали умершим, то он встал, как бы пробудившись от сна, и воскликнул: – молю тебя, блаженная Евдокия, раба Бога истинного, прими меня кающегося и прости меня, потому что я теперь знаю, какому милостивому и сильному Богу служишь ты» ... Этот случай обратил к Богу юношу, и был первым свидетельством дара чудес, который Господь ниспослал Евдокии в знамение того, что строгая, праведная жизнь её угодна Ему, – и после того не раз проявляла она этот Божественный дар и молитвой своей творила великие чудеса.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Каждый в состоянии разглядеть в себе влияние греховной страсти. Проходящий путь внутреннего внимания к своим помыслам, намерениям и поступкам, знает, как важен этот самоконтроль в деле спасения. Его можно уподобить прополке огорода, когда мы находим и удаляем сорняки и оставляем нужные культуры. Так же, как при прополке огорода надо видеть сорную траву и отличать её от культуры, так и при прохождении пути внутреннего внимания надо различать греховные наклонности и пристрастия, которые часто маскируются под ростки добродетели. Не зная отличий можно принять “сорняк” греховный за “культуру” добродетели и не удалить его. Тогда он сильнее укоренится, вырастит и принесёт больший вред. Где проходит невидимая граница между добрым и злым, хорошим и плохим? Например: где заканчивается настойчивость и начинается упрямство? Где заканчивается рачительность и бережливость и начинается жадность? Где заканчивается щедрость и начинается расточительность? Как отследить эту метаморфозу духов? С помощью Божьей, попробуем вместе разобраться и найти спасительные ответы на эти вопросы. 1. Щедрость или расточительность? Жития Святых дают нам яркий пример человека, чьё душевное пространство полностью было освобождено от жадности и было заполнено только щедростью. Речь идёт о житие Святого праведного Филарета Милостивого. Кто внимательно читал его житие, тот помнит, что милость и щедрость Св. Филарета были столь велики, что превзошли границы понимания со стороны его близких, и прежде всего жены. После того, как он отдал, буквально, последнее своё имение, она обвинила его в расточительности и нерадении о собственной семье, в нарушении семейного долга. Мог бы Филарет, прислушавшись к словам жены своей и требованиям её, перестать оказывать милость и, сославшись на собственную нужду, отказать просящим у него? Конечно, мог. Совершил бы он при этом грех? Нет, не совершил бы он при этом греха. Но, сделав так, он не стал бы Святым. Он не внимал словам жены, но слушал Бога и верил ему! Было ли поведение святого расточительностью? Нет.

http://zavet.ru/plhor.htm

Нет наказания, которое бы не постигло нас. И доселе непрестанно терпим наказания, но не обратились ко Господу, не покаялись в своих беззакониях, не отступили от худых обычаев, не очистились от скверны греховной. Мы забыли страшные наказания, постигшие всю землю нашу. Умаленные, мы все еще величаемся. А потому бедствия не престают мучить нас. Зависть умножилась, злоба возобладала нами, гордость надмила ум наш, ненависть к ближним вселилась в сердца наши, ненасытимая любостяжательность поработила нас; не дает нам быть милостивыми к сиротам, не дает сознавать естество человеческое. И как звери алчут насытиться плотью, так и мы алчем и не престаем желать, как бы всех погубить, а горькое и кровью облитое их имущество захватить. Звери едят и насыщаются, а мы не можем насытиться. Получив одно, желаем другого. Бог гневается на нас не за праведное богатство, но за то, о котором Он говорит через Пророка: с небеси приниче Господь видети, аще есть кто разумевай, или взыскал Бога: вси уклонишася, вкупе и пр. ( Пс.13:9.3 ). Ни ли уразумеют вси делающие беззаконие, снедающии люди Моя в снедь хлеба (59:5)? А Апостол Павел непрестанно взывает, говоря: брате, не прикасайтесь делам злым и темным; ибо лихоимцы и грабители осуждены будут с идолослужителями ( Еф.54 .2 1Кор.69:10 ) Что сказал Бог Моисею? Аше злобою озлобите вдову и сироту, и возопиют ко Мне, слухом услышу глас их, прогневаюся яростию и побью вы мечем ( Исх.22:23, 24 ). И сказанное ныне исполнилось над нами. Не падали ли мы от меча, и не однажды и не дважды? Что же нам должно делать, чтобы престали бедствия томить нас? Вспомните с благоговением: в Божественных книгах написано, что большая заповедь самого Владыки нашего – любить друг друга, любить миловать каждого человека, любить ближнего, как себя самого, соблюдать в чистоте свое тело, а не осквернять его блудом; а если осквернишь, очисти оное покаянием; не высоко думать о себе, не воздавать злом за зло. Господь Бог наш ничего так не ненавидит, как человека злопамятного. Как скажем: Отче наш , оставь нам грехи наши, когда сами не оставляем? Ибо Господь сказал: в нюже мерою мерите‚ возмерится вам ( Мф.7:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

– Представляя вам готовую трапезу, обитель освобождает вас от необходимости иметь собственное стяжание для пищи. Дополняйте ваше непритяжание тем, чтобы всегда безропотно довольствоваться предлагаемым, и не требовать ничего изысканного. – Обычай многих обителей предоставляет каждому брату самому пещись об одежде и некоторых других потребностях данными способами. Как тут соблюсти нестяжание? Можно соблюсти, если данное тебе будешь почитать не собственностью, а благодеянием и даром, если будешь иметь одежду и прочее только необходимое и простое, не будешь иметь излишнего, не позволишь себе желать изящного, если избыток вверенного тебе не удержишь и не умножишь, а употребишь на пользу души и на благотворение ближнему» 90 . И сам митрополит Филарет верно служил начертанному им здесь идеалу нестяжательного инока. Вся обстановка его покоев, его жилища и в Москве, и в Лавре, и на Петербургском подворье и в Гефсиманском скиту отличалась величайшею простотою, отсутствием всякой роскоши. Такою же простотою, отсутствием роскоши и изысканности отличалась и его ежедневная трапеза, одежда и прочее. Он всегда стеснялся принимать разного рода подарки, особенно же изысканные, из области предметов роскоши. Еще в бытность свою на службе в Петербургской духовной академии он чрезвычайно смущался обычаем, уже давно там водворившимся, чтобы монахи, и особенно стоящие на виду, ученые, носили одежду более роскошную, чем следовало бы иноку и тем побуждали товарищей даже и не желавших такой роскоши, не отставать от них, и это еще при общей дороговизне всего в Петербурге. «Роскошь здешняя, – пишет он родителю своему от 6 ноября 1810 года, – превышает и дороговизну. Платье, которое в С. Л. 91 носил бы в праздник, здесь не без стыда можно носить в простые дни. Если честной инок несет на грешном теле своем, особливо в зимнее время, около 600 рублей: то, конечно, он не из последних!!» 92 . Так он рассуждал всегда и после. «Известно вам, – писал он, например, еще в 1828 году викарию своему епископу Дмитровскому Иннокентию (Сельно-Кринову), – молвами сопровождавшееся дело об одежде духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Вообще в отношении к добродетели смирения, как противоположности пороку гордости, святитель Филарет всегда мыслил и искренно стремился действовать (и действовал) в своей жизни так, как о том учил в одной из относящихся к 1848 году проповедей своих: «Если нет ничего противнее Богу, как гордость, потому что в ней скрывается обоготворение себя: то, по противоположности, всего паче должно быть приятно Богу смирение, которое, вменяя себя за ничто, всякое благо, честь и славу восписует Богу. Гордость не приемлет благодати, потому что наполнена собою: смирение удобно приемлет благодать, потому что упразднено как от себя, так и от всякой твари. Если гордость Ангелов с неба низринула во ад: то, по противоположности, надлежит заключить, что смирение от самого ада, то есть от самой глубины греха, может возвести на небо. Если высшая из добродетелей, любовь, по слову Апостола, долготерпит, не завидит, не превозносится, не раздражается, николиже отпадает ( 1Кор. 13:4–8 ): то это потому, что ее поддерживает и ей споспешествует смирение. Смирение есть соль добродетелей. Как соль придает пищам вкус: так смирение сообщает добродетелям совершенство. Без соли пища удобно повреждается: без смирения добродетель удобно растлевается гордостью, тщеславием, нетерпеливостью, и погибает. – Есть смирение, которое человек стяжавает своим подвигом, познавая свою немощь, недостоинство, ничтожество, тайно укоряя себя за свои погрешности и недостатки, не позволяя себе судить ближних, укрощая себя трудом и послушанием, избирая во всем простое и неизысканное. И есть смирение, в которое вводит человека Бог судьбами своими, попуская ему испытывать оскорбления, укорения, уничижения, лишения. С надеждой подвизайтесь деятельно смирять сами себя, возбуждая себя словами Апостола Иакова: смиритеся пред Господем, и вознесет вы ( Иак. 3:10 ). С доверием предавайте себя смиряющему Богу, внимая увещанию Апостола Петра: смиришеся под крепкую руку Божию, да вы вознесет во время ( 1Петр. 5:6 ). Господь да презрит благодатно на всякую душу смиряющуюся, и да дарует нам опытно познать, что близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет ( Пс. 33:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010