Найдется ли причина раскаиваться мне в изъявленном мною мнении, сие может открыться из спокойного рассуждения об оном. Теперь я прошу от Вас прощения в чувстве огорчения, которое возбуждалось во мне от заключений, которые слишком неожиданно выводимы были из моих слов. Как притом Евангелие велит мне заботиться не о том только, чтобы я не имел ничего на брата, но когда, говорит, помянеши, яко брат твой имать нечто на тя… то шед… смирися с братом твоим 141 . Надеюсь, что по сей заповеди буду принят, когда иду к Вам по сей заповеди. 5 февраля 1834 года Письмо к С. Н. Озерову 142 Не могу […] умолчать, что искренним сердцем разделяю с Вами и супругою Вашею чувство лишения. Вы лишились многолюбящей матери, а я духовной сестры, которой чистые намерения, послушания и доверенность облегчали и приятным делали мне исполнение моих обязанностей в отношении к ней и обители. Посему что себе, то и Вам советую: воспоминать о ней кроткими воспоминаниями любви и молитвы и чувство лишения умягчать памятью добра, которое не умирает. […] 27 февраля 1837 года Письмо к А. Н. Оленину 143 Ваше Высокоблагородие, Милостивый государь! 144 Прилагаемую при сем выписку из Платона 145 покорнейше прошу доставить Алексею Николаевичу вместе с полученною прежде от него выпискою из Феллерова словаря. Кажется, что я попал на то самое место, которого искали. Что принадлежит до перевода моего, я не старался сделать его красивым, но только близким к подлиннику, дабы яснее и несумнительнее можно было видеть, как г[осподин] француз подстриг старого грека. В случае же поверки прошу сличить перевод мой с подлинником, а не с латинским переводом, ибо переводчик (немного счастливее г[осподина] Феллера) запутывается иногда в греческой бороде. Вашего Высокоблагородия покорнейший слуга а[рхиепископ] Филарет 14 августа 1812 года Мы справедливо можем судить об обоих, о коих беседуем (то есть о праведнике и беззаконнике), ежели противопоставим человека самого праведного самому неправедному: а иначе право судить о сем не можно.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

После этого, сказав еще каждому из внуков несколько поучительных и пророчественных об их судьбе слов и помолившись о всех своих и о всем мире, он с просиявшим лицом запел псалом: Милость и суд воспою Тебе, Господи ( Пс. 100, 1 ), потом стал читать молитву Господню и при словах: да будет воля Твоя! – предал душу Богу. Лицо его и по смерти сохранило выражение радостного спокойствия, которое до глубокой старости придавало ему необычайную красоту. Когда весть о кончине его разнеслась по стране той, она возбудила всеобщее горе; царь, и вельможи, и великое множество нищих с плачем сопровождали до могилы тело милостивого Филарета. Один сродник блаженного Филарета через день по его кончине видел дивный сон. «Я видел, – рассказывал он, – будто я перенесен в неведомое место, и муж светлый указывает мне реку огненную, которая шумом своим устрашает меня. А за огненной рекой видится мне рай светлый и радостный. Там сладкое благоухание наполняет воздух, тихий ветер колеблет прекрасные деревья, покрытые плодами и цветами. Нет слов, чтобы описать все блага, которые Господь там приготовил для любящих Его. Там увидел я праведных, облеченных в белые одежды и наслаждающихся благами небесными. Между ними был один старец, которого я не узнал. Он сидел на престоле золотом: с одной стороны окружали его дети новопросвещенные, держа в руках свечи, с другой – множество нищих толпилось, чтобы подойти к нему поближе. И я спросил у одного юноши: «Кто сей старец, сидящий на престоле посреди этих пресветлых мужей? Не Авраам ли?» А он мне в ответ: «Это Филарет Амниатский, который за любовь свою к нищим и убогим и за чистое и праведное житие, как второй Авраам, водворяется здесь». Филарет, тут увидев меня, начал звать к себе. «Прииди сюда, – говорил он, – да и ты те же блага получишь». А я ему: «Не могу, о преблаженный, река огненная мешает мне, через нее путь узок и мост неудобен». Он же говорит мне: «Дерзай и безбоязненно иди; ибо все, кто здесь, тем же путем шли, и нет пути другого». С этими словами он протянул мне руку, и я безопасно прошел через реку. Но едва коснулся руки его, как чудный сон исчез, и я, проснувшись, опечалился, думая, как же я перейду реку огненную и достигну райских селений». О подвигах святых, узким путем достигших Царства Небесного

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Высокопоставленный чиновник, изумленный словами святого, передал их императору, и тот запретил впредь тревожить святителя. Профессия: фермер Этого святого можно назвать настоящим «олигархом» своего времени. Он был настолько богат, что сегодня наверняка попал бы в один из рейтингов журнала Forbes. В собственности праведного Филарета Милостивого были обширные плодородные поля, виноградники, большие стада скота. В этом огромном хозяйстве было занято множество работников и слуг. А многодетная семья хозяина жила в достатке, счастье и согласии. Но была у этого богача одна «слабость» — никак он не мог удержаться от того, чтобы не дать кому-нибудь денег. Он был совершенно безотказным, помогал каждому, кто обращался к нему за помощью. Но разразилась арабо-византийская война, и финансовому благополучию Филарета пришел конец. Армия неприятеля опустошила его земли, увела почти весь скот и всех рабов. Праведник перенес это испытание стоически и, несмотря ни на что, продолжал, чем мог, помогать страждущим. Из сострадания он отдал разоренным соседям, также пострадавшим от нашествия, двух оставшихся у него волов, коня и корову с теленком. Конечно, домочадцы воспринимали все эти поступки святого без энтузиазма: жена постоянно бранила его за то, что он милостив к чужим, а о своих не печется. Но муж призывал ее набраться терпения, уверяя, что они не погибнут, что в тайнике у него зарыты сокровища, которые в случае крайней нужды можно будет откопать. И хотя он все это явно сочинил, «сокровища» действительно вскоре нашлись. Когда наставник юного императора разослал по всей стране гонцов, чтобы те отыскали правителю достойную невесту, Филарет с великим радушием и гостеприимством принял одного из них у себя. Тот, видя, что хозяйский дом хоть и находится в запустении, был когда-то роскошным, а сам хозяин, хоть и беден, но ведет себя с тактом и благородством, выдающими аристократа, попросил показать ему своих внучек. Вскоре старшая, Мария, стала женой императора. Сам Филарет был приглашен во дворец и принят там с почестями. Однако и вновь став богатым, он остался верен себе: немедленно велел приготовить роскошный пир, на который созвал нищих и калек со всей столицы. А перед самой своей кончиной повелел раздать все свое состояние бедным. Профессия: бизнесмен

http://foma.ru/kak-svyatyie-zarabatyival...

Правда, жизнь Св. Праведного Филарета была не иноческая, и самые подвиги его благочестия и добродетелей совершались в среде мирской, житейской, и потому избрание имени этого Угодника с одной стороны как бы не соответствовало тому званию, на которое решился юный Феодор – т. е. званию иноческому. Но зато здесь имела место и значение другая сторона. Читавшие житие Св. Праведного Филарета Милостивого (память его 1 Декабря) несомненно знают, что он отличался особенными свойствами души – кротостью и довольством малым для себя и безграничной щедродательностию для других. А эти-то самые свойства и были замечены в Феодоре ещё от младенчества матерью его и развивались в нём явственно для всех в семье, и особливо для отца его, во все дальнейшее время. Эти же свойства и в иноческом состоянии составляют одно из совершенств. Таким образом, сколь ни рановременна была по возрасту и потому могла бы казаться нерассудительной самая решимость отрока Феодора обречь себя на иноческое состояние, столько же наоборот, она является самой естественной и по человеческим здравым истинным суждениям, и по тем естественным физическим и психическим требованиям и условиям, какими только может определяться истинное призвание к иночеству. Следующее подробное изложение того самого (прежде упомянутого) факта, что у мальчика Феодора особенно усладилось и восхитилось сердце во время чтения им на пчельнике жития Св. Праведного Филарета Милостивого, как нельзя более доказывает сейчас указываемую истину. Дело было так: 17 " О. Георгий, имея надобность сам проведать пчельник, застал приставленного караульщика роёв так, что хоть самого унеси... Читавши Четью Минею сидя на земле, Феодор склонился лицом на самую книгу и спал прекрепко... Остановившись над спящим, о. Георгий заметил, что из глаз ребёнка перед его засыпанием изливались обильные слёзы, сильно измочившие даже самую страницу в книге, на которой он остановился чтением и заснул: а с тем вместе, из самого положения лица спавшего видно было, что он не столько склонился от одолевшего его сна, сколько припал сам прямо своими губами к странице, как бы целуя её на известных строках...

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

18 . О. Георгий присмотрелся к книге и увидел, что Федей читано было житие Св. Праведного Филарета Милостивого. Не трогая сына и осмотревши пчельник, о. Георгий заметил, что из одного улья только что вылетел рой... но где был последний, – он долго искал, но понапрасну. В чувстве досады, он готов был наброситься на спящего караульщика... как в эту минуту очнулся и сам Федя. Отец к нему... и начал журить его…, что он-де прозевал рой... который или вовсе пропал, залетевши не весть куда, или быть может, был уже перехвачен кем-либо из соседних пасечников... Тогда Федя, нисколько не смутившись недовольством и журением отца, вдруг взглянувши в книгу, сказал: а что же батюшка за беда, если бы рой этот достался кому-либо из соседей... Вот на ко посмотри, что я сейчас только читал в Божьей-то книге... вот в житии Св. Угодника Филарета Милостивого, – которое я сегодня начал читать уже во второй раз... Тут Федя, водя вместо обычной указки пальцем по тем самым строкам, которые были омочены слезами, стал читать: «Таковая у себе премногая богатства блаженый имея, а иных во мнозей скудости и в последней нищете бедствующих видя, подвижеся на благоутробие и умилився душею, глаголаше к себе: – еда ли того ради таковая от руки Господни приях благая, да сам един ими питаюся и в наслаждении иждиву оная, угождая чреву... Не имам ли тех великих от Бога данных мне благ разделити не имущим, вдовам, сиротам, странным, убогим...». «Так-то так, мой родимый, – сказал о. Георгий, – и слава Богу, что ты так вникаешь в Божественное-то чтение; но всё-таки не ладно, что ты прокараулил рой то... Впрочем, может статься, ты и заснул-то недавно, – так не припомнишь ли, куда мог пролететь рой-то?! Тут Федя, оглянувшись на ближайший куст и в нём находившийся пенёк, вдруг сказал отцу: «да вот рой-то, батюшка, здесь как есть... и я помню сквозь дремоту, что он кружился и жужжал прямо надо мной, да я то больно задумался и задремал так, что не мог и отмахнуть его, не то – чтобы встать...» Тут-то о. Георгий понял всё… и значение чтения своего сына и знаменательность самого роя, который кружился над самым лицом ребёнка, но не коснулся его, тогда как мог бы изжалить его насмерть, – и вместе с тем так спокойно уселся вблизи прозевавшего его караульщика.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Своим сыновьям он приказал прислуживать им за столами. Четыре последних года своей земной жизни Филарет Милостивый прожил в столице, после чего с миром отошел ко Господу. Перед кончиной он, извещенный о ее приближении свыше, собрал свою большую семью у одра, попросил все оставшееся у него имущество раздать обездоленным и обратился к близким со словами наставления: «Дети мои, не забывайте гостеприимства, навещайте больных и заключенных в тюрьмах, призирайте на вдов и сирот, давайте погребение умершим в нищете, не пренебрегайте частым посещением церкви, не желайте чужого имущества, никого не хулите и не радуйтесь несчастью ваших врагов, поступайте со всеми так, как я сам поступал во все время моей жизни, и Бог не оставит вас Своим заступлением». Удивительные перемены в обстоятельствах жизни Филарета дают повод сравнивать его с праведным Иовом Автор жития уподобляет своего деда библейскому Аврааму не только по его щедрости и гостеприимству, но и по его облику. Удивительные перемены в обстоятельствах жизни Филарета дают повод сравнивать его с праведным Иовом. Исследователи текста жития как литературного памятника находят в этих параллелях своего рода литературный прием агиографа, сравнивают участь Марии с фольклорным образом Золушки, которая выходит замуж за принца. Текст жития дает поводы для таких и, может быть, иных литературных ассоциаций, но мастерство агиографа заключалось в концентрации внимания на определенных моментах в житии святого, на ярком их выделении, а писал он все-таки не роман и не сказку, в которых позволителен и уместен вымысел, но достоверное жизнеописание человека, которого он хорошо знал, и элемента произвольного сочинительства в этом выдающемся литературном памятнике просто не могло быть. Присутствие общих мест в житиях – это черта позднейшей агиографии, когда авторы, подобно одному из самых выдающихся среди них – Симеону Метафрасту, по большей части занимались литературной переработкой житий святых, живших задолго до них, по выработанным к тому времени стилистическим и отчасти сюжетным приемам агиографического жанра.

http://pravoslavie.ru/144078.html

Веруем, что эти же слова имеют значение и для его загробной жизни. – «Блажени милостивии, яко тии помиловани будут. Сбысться то, – сказано в житии св. праведного Филарета Милостивого, – на блаженном Милостивом Филарете, иже за свою многую к нищим милость получи от Господа премногое помилование и богатое воздаяние в нынешнем и в будущем веце». То же самое в известной мере можно сказать и о святителе Московском Филарете митрополите, оказавшем так много милости к нищим телом и духом. «Каким образом к твоему помилованию, или освобождению от греха, – скажем опять словами самого святителя Филарета, – может послужить твое милосердие к другому? – Познай себя несколько глубже. Свойство греха есть уклонять душу от Бога, как истинного всеобщего средоточия и полноты, образовать для нее ложное средоточие в ее самости, заключать ее во тьме чувственности, в грубости вещества, и все влещи к ней посредством самолюбия, самочестия, своекорыстия, самоугодия и самоуслаждения. В сем положении душа не приемлет света милующей благодати, подобно как света солнечного не приемлет заключенная отовсюду храмина. Если отворишь дверь или окно, хотя бы то было не ради солнца, а по другой причине: ты откроешь тем не менее вход солнечному свету. Так, если движением противоположным самолюбию, самочестию, своекорыстию, самоугодию, самоуслаждению, снисхождением к уничиженному, состраданием к бедствующему, желанием утешить его и помочь ему, отверзем свою душу: то хотя ты отверзаешь ее человеку, тем не менее она отверзается неприметно и для Бога, источника любви и милосердия. Свет милующей благодати входит и помилование начинается». И так как не любяй брата пребывает в смерти ( 1Иоан. 3:14 ), то «поспешай, пока есть время милости или милования, пока не настало время неумытного суда; будь милостив; твори дела человеколюбия, какие можешь: и помилован будешь, и блажен будешь. Блажени милостивии, яко тии помиловани будут. Аминь» 159 . Так учил святитель Московский Филарет: так и поступал; и за свою премногую милость еще на земле удостоился получить помилование и состояние, которого сподобляются только блаженные и между прочим, – которого сподобился св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Преподобне отче наш Сергие! Преподобне отче наш Дионисие! Не от дела рук наших плода надеемся: но к вам взираем; вашу благодать исповедуем; вашу духовную силу призываем; вашему благословению веруем. Приимите нашу веру, и продлите ваше благословение на смиренной обители сей и на смиренно подвизающихся в ней. Мы были бы слепы, если бы не усматривали, были бы неблагодарны, если бы не признавали, что, по предстательству преподобных отец наших, есть милостивое призрение Господне на место сие. Наши желания и надежды ограничивались малыми жилищами, не многими братиями: но видно, «рече... Господь: разшири место кущи твоея и покров твоих» (Иса. LIV. 2). Сверх ожидания, братство возрасло; жилища разширились; даже храмы умножились, не потому, чтобы мы сего домогались, но потому, что Бог посылал боголюбивых, которые, увидев подвизающихся в молитве, желали созданием храма споспешествовать молитве их, и себя сделать причастниками плодов молитвы их. И вот в течении шестнадцати лет бытия сей обители, уже девятый таинственный престол Царю Христу ныне мы здесь посвятили. Не скажет ли кто, для чего так много? Не скрою, что и я признавал силу сего вопроса при начале сего предприятия. Но надобно ли упорно стоять против намерения благочестивого? Надобно ли останавливать души, чистым усердием стремящияся к Богу и святым Его? Надобно ли не допускать до Него добровольную жертву, которую желают принести Ему? Некто «возвеселился о рекших: ...в дом Господень пойдем» ( Ncaл. CXXI. 1 ). Коликократно более должно радоваться о рекших: созиждем дом Господу? Искренно радуюсь о вас, христолюбивые создатели святого храма сего. Не сомневаюсь, что сия жертва ваша, сколько добровольна, столько же чиста, и потому Богу приятна. Святый праведный Филарет, которого покровительству вручили вы храм сей, да представит сию жертву вашу пред очи всемилостивого Бога, и да излиются на вас милости небесные. Наконец, не должен ли я особенно взять во внимание то, что покровителем храма сего избрали вы праведного Филарета, моего покровителя? Без сомнения, должен. Усвояя ему сей храм, и его сему храму, конечно, любовь ваша желала, чтобы он умножил о мне свои молитвы, много мне благопотребные: благодарю любовь вашу. Вновь представляя общему благоговению Образ его во храме, вновь указуете вы мне на образ его добродетелей, чтобы доброе имя носил я не слишком праздно. Приемлю напоминание и наставление. Так и должно нам, по Апостолу, «разумевать друг друга в поощрении любве и добрых дел» ( Евр. Х. 24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

И, действительно, Господь возвратил угоднику Своему богатство. Его внучка Мария, за красоту лица и чистоту сердца понравилась молодому царю Константину и была выбрана им в супруги. Обогатившийся через это праведный Филарет не изменился в своём богоугождении: он по-прежнему продолжал быть смиренным и милосердным, часто приглашая бедных и голодных за свой трапезный стол. Когда умер он, много было пролито слёз на его могиле: рыдали все бедняки, теряя отца-кормильца и благодетеля, отца-утешителя и надежду на будущее. Братия и сестры! В неделю 26-ю мы слышали притчу Спасителя о безумном богаче ( Лк. 12:16–21 ), который, имея богатый урожай, размечтался было о жизни в своё полное личное удовольствие. Мы знаем и другую притчу: о богатом и Лазаре ( Лк. 16:19–31 ), где изображён богач, который пиршествовал ежедневно и не хотел поделиться от своего стола с нищим Лазарем, лежавшим и струпьях у ворот его дома. Мы знаем, какая ужасная участь постигла обоих богачей, не желавших никому помочь от своих сокровищ. Жизнь праведного Филарета являет собой пример того, как следует использовать избытки от своих материальных средств и как следует помогать людям даже при отсутствии этих избытков. Богатство не удалило праведного Филарета от Бога, а, наоборот, помогло утвердиться в нём, выполнить завет Христа: в Бога богатеть ( Лк. 12:20 ). Сколько Лазарей прошло через его любящие и милосердные руки! Сколько возгласов благодарения и молитв к Отцу Небесному вознесли эти Лазари, когда уводили со двора этого обедневшего привередника и волов и корову с телёнком, когда уносили хлеб и одежду, или когда садилась за стол трапезы, уготованный для многих. В сердцах этих обездоленных людей творилось дело Божие: они получали от угодника Божия не только телесную, но и духовную пищу, ибо они видели пример того, как надо по-Божьему жить и в Бога богатеть, даже и тогда, когда не имеешь избытков в материальных средствах. Братия и сестры! Будем и мы милосердствовать чем можем, а больше всего дарами своего сердца: вниманием и состраданием ко всем страждущим, посещением больных и забытых и молитвой за всех ближних; если наше сердце будет с ними, то Господь будет с нами.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

13-е Свв. мучч. Евстратия, Аввсентия, Евгения, Мардария и Ореста Сии мученики пострадали за исповедание Христа во время гонения при Диоклитиане. Евстратий, один из знатнейших сановников в г. Саталионе, образованный и всеми уважаемый христианин, видя, с какой твёрдостью идут на мучение за веру многочисленные исповедники Христа, и сам не захотел скрываться от преследования гонителей. Узнав, что и праведный пресвитер Авксентий вместе с другими, после истязаний был заключён в темницу, Евстратий пришёл к ним туда и сказал: – «прошу вас Христа ради помолитесь обо мне, потому что я хочу быть участником вашего подвига», – и вместе с осуждёнными усердно помолясь, сам объявил себя христианином. После жестоких истязаний он был препровождён в Севастью Армянскую (нын. Сиваш), и там, после новых испытаний, среди которых чудным образом он долго оставался невредимым, осуждён на сожжение. Готовясь к казни, Евстратий в молитвенном воодушевлении произнёс: – «Величая величаю Тя, Господи, яко призрел еси на смирение мое, и неси мене затворил в руках вражиих; но спасл еси от нужд душу мою! И ныне, Владыко, да покроет мя рука Твоя, и да приидет на мя милость Твоя, яко смятеся душа моя, и болезненна есть во исхождении своем, от окаяннаго моего и сквернаго телесе сего: да не когда лукавый супостата совет срящет и препнет ю во тме, за неведомыя и ведомыя в житии сем бывшия мя грехи. Милостив буди ми, Владыко, и да не узрит душа моя мрачнаго взора лукавых демонов, но да приимут ю ангели Твои светлии и пресветлии. Даждь славу имени Твоему Святому, и Твоею силою возведи мя на Божественное Твое судище: внегда судитися ми, да не приимет мя рука князя мира сего, еже исторгнути мя грешника во глубину адову, но предстани ми и буди ми Спас и заступник: телесная бо сия мучения – веселия суть рабом Твоим. Помилуй, Господи, осквернившуюся страстьми жития сего душу мою, и чистую покаянием и исповеданием приими, яко благословен еси во веки веков, аминь» 177 . – И перекрестясь вошёл в разожжённую печь, в которой, предав свою душу Богу, скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010