Видите ли, сколько вам добра от ваших работ земледельческих? Исполняйте же их с любовью и кротостью; работайте с благоговением и страхом Божиим, всегда благодаряще Бога; работайте со всяким усердием и радением, сколько у кого есть силы и времени. Работая так, вы будете работать во славу Божию, для пользы ближних и во спасение души своей. Истинно, други и братия, во спасение души своей! Знаю, что работы ваши тяжелы, жизнь ваша не роскошна, доля не красна; но по этому-то самому вам легче, не в пример легче, спасать свои души, достигать Царства Небесного, нежели кому-нибудь другому. Святое слово Господне учит нас, что многими скорбями, многими трудами и потом подобает внити в Царствие Божие. Трудов вам не искать; потом можете обливаться от утра – до вечера и до глубокой ночи; бывают у вас и скорби, случается горе великое, например, работаешь целое лето, а придет пора для жатвы, – жать нечего; либо непогода мешает уборке хлеба, либо попущением Божиим град опустошает поля. Жаль труда кровного; но не сетуйте много, не ропщите, а все переносите с терпением, и если беда настигла, вздохните и скажите: «Согрешили мы пред Господом Богом; да будет воля Твоя святая», – и снова продолжайте работать неусыпно. Работа безропотная, перенесение скорби, предание себя воле Божией, все это само собой приведет вас в Царство Небесное; и чем больше будете трудиться, чем крепче терпеть, тем ближе станете к Царствию Божию. Не говорите: «Мы задавлены работой; ни днем, ни ночью нет ни отдыха, ни покоя». Святые угодники Божии еще не так трудились, как вы трудитесь и работаете. Мученики Христовы не то терпели, что мы терпим, грешные. Почитайте их жития и страдания, и тогда сами увидите, велики ли наши труды и работы, крепко ли наше терпение? И говорить-то не стоило бы о них. Но хотя они и невелики, и недороги, однако, могут довести вас до Царства Небесного, если совершаются во славу Божию. Поэтому еще раз повторяю вам: работайте, трудитесь, делайте всякое дело деревенское с благоговением и страхом Божиим, с усердием и без лености, с кротостью и любовью, без гнева и роптания, без досады и брани, а с охотой, с терпением и благодарением Богу. Тогда Бог благословит все ваши работы, а в свое время дарует вам за них и Царство Небесное, молитвами Пречистыя Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии и всех святых Своих. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Внимай прилежно и сему: если приидет брат, или кто-либо из странных посетити тебя любви ради Божия, или по какому делу пред Литургиею, то не дерзай разрешити с ним что-либо ясти или пити. Тако же твори, если и после обеда кто приидет: насыщай тело брашнами, а душу питай молитвою и рассуждениями, или чтением от жития Святых отец. Также непрестанно укоряй себя и недостойна оных служб, или сидения с братиею представляй. По трапезе иди с молчанием в свою келлию, затвори дверь, и, аще сможеши, то с молитвою и благодарением положи несколько поклонов, посем возьми книгу, почитай мало, и размышляй о прочитанном. Если дни летние и по трапезе имеешь нужду в отдохновении от предшествовавшего труда: то на уготованное возляги место и поспи не много, только старайся, как можно, удалить от себя многий сон. Примечай, что если ты на трапезе по вышеписанному все сотворил, ел и пил с молитвою, вкушал умеренно и без пресыщения возстал, то сладко во здравие поспиши и скоро возстанеши, ибо Ангел приставник твой возбудит тебя скоро. Если же дни зимние и сон не нужен: то по малом молении и чтении, как сказано, примися за рукоделие, и старайся руками делать, во устех же и во уме молитву неотлучно имети. Блюдися, чтоб не допустить отнюдь празднословити своему уму и тако провождай время. Приспевшу же вечернему пению, поспешай к началу, как о сем выше объяснено; вшед в Собор, стани со страхом, внимай себе, и исповедуйся пред Богом усердно и по всему делай так, как выше указано в Церкви стояти. Смотри прилежно и за сим, чтобы ты пришел просить пищи не с такими мыслями, как заслуживший оную трудом и постом; нет, думай, что ты недостоин, но что, может быть, Бог оному отцу известит, чтобы дал тебе ясти. Для сего должен ты смириться от души твоей, и укорять себя, как нетрепливого и немощного. С таким расположением пришедшему, если дадут укрух хлеба и воды: то благодари Бога и укрепи немощь свою. Наблюдай и то, чтобы, если бывает в Монастыре, после вечерни, или после ужина, особливое церковное правило, не оставлять без крайней нужды и сего церковного собрания, но участвовать в оном с благоговением и усердием, подобно как и в других частях Церковной службы, по предписанному чину.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Вопреки ожиданиям, в приюте их встретили хорошо. Воспитатели относились к детям, как к родным. Директор — Елена Николаевна была строгая, но добрая. Она вырастила трех дочерей, поэтому обращаться с детишками умела. Зря не ругала, но за проступки наказывала. Дети ее любили, звали мамой Леной и старались не огорчать. Тепло и уютно было в этом приюте, поэтому и назвали его «Теплый дом». Однажды к Елене Николаевне зашел местный священник, отец Андрей. Поговорил с ней в кабинете, прошелся по спальням, зашел в игровую, заглянул в столовую. В библиотеке батюшка задержался подольше, и, ласково попрощавшись с детьми, ходившими за ним по пятам, ушел. В ближайшее воскресенье «Теплый дом» во главе с мамой Леной отправился в церковь, к отцу Андрею. На свой страх и риск Елена Николаевна повела детишек креститься. Батюшка крестил ребятишек только по согласию. Отказалась одна Гуля, — ее мама когда-то водила в мечеть. После крещения довольная ребятня, с крестиками на груди, уплетала в трапезной вкусный праздничный обед, приготовленный заботливыми руками матушки. Отец Андрей, пока дети ели, рассказывал им о святом благоверном князе Александре Невском, покровителе Петербурга. На прощание батюшка подарил каждому по иконке, а маме Лене отдал большую коробку. «Здесь иконы в каждую комнату, жития святых, православные рассказы и детские молитвословы. Вы уж почитайте их вместе с детишками», — попросил он, смущаясь. - А на моей иконе кто? — Сашка подбежал к батюшке. - Это твой небесный покровитель, благоверный князь Александр Невский. Великий защитник земли Русской. Ты ему молись. Он наш народ спас от беды бедовой. Был воин, а закончил жизнь монахом. Сашке Александр Невский очень понравился. Он даже житие князя наизусть выучил. «Вот бы нам такого батю, как князь Александр, он бы меня всему научил – и верхом скакать и на мечах биться. И Ксюху бы замуж выдал за воеводу», — мечтал Сашка. Еще он мечтал, как и все приютские дети, о своем родном гнезде. Мать так и не объявлялась. То ли пропала, то ли забыла про сына с дочкой. Родительских прав ее лишили заочно. Ксюша часто мать вспоминала, скучала по ней, плакала. Фотографию ее хранила под подушкой, а когда показывала воспитателям, то всегда спрашивала: «Правда, наша мама красавица?». «Правда, правда», соглашались они, потихоньку утирая слезы, – женщина на фотографии выглядела ужасно. Сашка виду не показывал, что тоскует по матери. Еще чего! Больно надо скучать по этой предательнице. Променяла нас на мужиков! Наверное, и папка ее за измену бросил. Ни один настоящий мужик измену не простит. Сашка был в этом уверен.

http://azbyka.ru/fiction/teplyj-dom-svya...

Воскресный день, или, как называют его греки, Господень день, посвящается Богу. Уже накануне вечером Вы можете всей семьей почитать Жития святых ближайшего дня, спеть несколько песнопений из всенощной службы. Утром, кроме обычных молитв, неплохо прочесть Акафист Воскресению Христову, либо празднуемой иконе Божией Матери, либо празднику, либо святому дня. Может быть, пропеть некоторые молитвословия службы. Прочтите вслух воскресное Евангелие, а потом, если есть подходящая книга, его объяснение. Днем почитайте вслух детям, посидите все вместе за столом, порассуждайте. Таким образом, Вы почтите праздник, и Господь будет с Вами. Если тебя обидели... Батюшка, скажите, есть ли какой-нибудь практический способ побороть обиду? Обидчивость возникает в нас от неверной самооценки. Но что делать, если, как сказал поэт: «Мы почитаем всех нулями, а единицами — себя». И все-то нам кажется, что люди по злобе бесчестят и обижают нас. Если мы думаем, что терпим несправедливо или что обидчик превысил свои полномочия, то по совету святителя Иоанна Златоуста нужно вспомнить, не случалось ли и нам прежде быть виноватыми перед кем-то другим. Может быть, Господь через обижающих наказывает нас за прежний грех. В таком случае наше терпение будет принято как уплата долга. Одна молодая матушка, жена священника, когда впервые приехала на приход, столкнулась с неприязнью некоторых приходских активисток. К сожалению, так нередко случается. Но матушка была молодой и совсем не готовой к ситуации. Она слишком близко к сердцу принимала сплетни, наветы, упреки и жалобы на нее, которыми засыпали батюшку. Со слезами рассказала она о своих обидах старице монахине, которую знала с детства. «Помню, плачу я: «Крестная, на меня напрасно наговорили». А она засмеялась, голову мне наклонила, постучала по ней: «Глупая, чем больше ты напраслины вынесешь, тем меньше на тебе греха останется». Так просто сказала она, и сразу мне сделалось легче». Кроме того, святитель Иоанн предлагает вспомнить обещание Спасителя: Прощайте, и прощены будете ( Лк. 6:37 ).

http://azbyka.ru/fiction/na-vsyo-volya-b...

Впрочем, по силам занимайся дома по Латыни и Гречески. Больше всего молись Богу о своём здоровье и о том, чтобы Он дал тебе успехи в учении. Да молись Богу и храни сердце своё от всего худого. Избави Бог , чтобы я когда-нибудь услышал, что брат мой Сережа, делает шалости, какие свойственны негодным ученикам! Не знайся с дурными товарищами и не перенимай у них ничего. Будь послушлив всякому старшему тебя; особенно маменьку не только бойся огорчать чем-нибудь, но напротив всеми силами старайся утешать её добрым поведением. Читай с Сашенькой 59 жития Святых: лучше чтения в твои лета быть не может. Я и сам читал их в такое же время и теперь вижу, что хорошо делал. Проси вселюбезнейших Василия Макаровича и Дмитрия Михайловича, чтобы они не оставили тебя, учили тебя не столько грамматикам, сколько добрым расположениям и благочестивым чувствованиям. В твои лета это не только не рано, как обыкновенно думают, но напротив очень пора. Почитай и люби всех домашних твоих. Угождай и заслуживай всячески хорошее одобрение от благодетеля твоего и нашего – Петра Степановича, приобретая и от него к себе отеческую любовь. Продлил бы я ещё с тобой мою беседу, но пора кончить. Пиши ко мне о себе подробно, о своём здоровье, занятиях и успехах. Ты видишь, что я от всей братски любящей тебя души занимаюсь тобою. Прощай! Твой усерднейший брат студ. Яков Амфитеатров». Про смерть этого любимого брата Сергия преосв. Антоний передавал тоже очень подробные трогательные сведения и с самою глубокою скорбью. Чувства этой скорби, впрочем, были тем более естественны, что с воспоминанием об этом брате неразрывны были воспоминания ещё и о сестре и о брате старшем Павле, которые все скончались на одном году. К этим, действительно поразительным, обстоятельствам в семействе покойного своего брата не замедлил отнестись тогда же с самым живым участием и сам высокопр. Филарет. Он писал к опекуну: «Утешайте, утешайте Татиану Григорьевну, воистину крестоносицу! Да укрепит сам Господь веру и надежду матери, в столь короткое время разлучившейся с тремя своими чадами.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Где искать описание процесса, а не результата? Жития святых – это поддержка, надежда и утешение для нас, ныне живущих христиан, пытающихся тоже построить свою жизнь на христианском учении, построить свою семью как малую Церковь. Но за кадром остаются все подробности. Ведь агиографии часто описывают не столько процесс, сколько прекрасный результат; показывают не жизнь, а судьбу, иногда – просто схему. Воспитывали детей в благочестии? Отлично. Но как они это делали?! А ведь в их жизни точно хватало каких-то проблем, трудностей, и, возможно, бывали даже серьезные падения. Вот с этим – как они, эти замечательные люди, справлялись? Так что вопрос остается: если положить в основание христианские заповеди, если руководствоваться православными идеалами – как это все может быть устроено в повседневной реальности? Как с этим справлялись те живые православные семьи, про которых мы точно знаем – они справились? Мне кажется, ответы почти невозможно найти в тексте, написанном неизвестно кем через несколько десятков, а то и сотен лет после смерти членов такой «образцовой» семьи. Важные и «непричесанные» подробности можно узнать, наверное, только из первых рук, когда о своей жизни будут рассказывать сами члены каких-то заведомо прекрасных семей, или, хотя бы, люди, лично знавшие их. И вот – та самая новость, которой я пытаюсь поделиться с помощью этой череды статей: я нашла такие истории. Расскажу об этих находках в следующий раз, так что снова продолжение следует . Рейтинг: 9.8 Голосов: 264 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Ольга 4 апреля 2022, 09:35 Почитайте о семье Соколовых-Пестовых.Живой пример благочестивой православной семьи. Евгения 3 апреля 2022, 17:30 Так в конце статьи и сказано, что всё это про результат, а не про процесс. А про процесс будет ближе сказано в историях других людей в следующей статье. И вообще о процессе. Почти все статьи Анны как раз о процессе. Она смогла создать счастливую семью и делится советами практически в каждой из них. Остаётся только взять оттуда ,,каждому по способностям,,. У меня пока с трудом получается, к сожалению. Но , говоря словами автора : " Мне кажется, очень важно иметь перед глазами такие вдохновляющие надежды. " Спасибо за информативную статью, Анна.

http://pravoslavie.ru/145443.html

Горе миру от таких слуг сатаны. Они сеют зло вокруг себя, и, вероятно, мало кто знает, как много и теперь таких людей, как сильно вредят они людям и как многие гибнут от них и душой и телом. Почитайте жития святых и подвижников благочестия, и вы найдете для этого массу примеров. Да и всякий христианин, посещающий литургии, может сам наблюдать, как безобразно ведут себя «порченые» и «одержимые» в храмах, особенно во время чтения Евангелия и пения Херувимской (лай, мяуканье, крики и т. п.). Совокупность приемов для того, чтобы общаться с потусторонним миром непросветленных духов, — спиритизм — также таит в себе для занимающихся этим много опасностей. Через спиритизм можно соприкоснуться только с темными силами. Последние и здесь будут стараться всячески вредить людям, о чем имеется также много достоверных свидетельств (см. книгу Быкова «Спиритизм перед судом науки, общества и религии» и воспоминания протоиерея о. Константина Равинского). Как Церковь Христова, так и закон Моисея категорически запрещают заниматься спиритизмом, «вызывать духов» и гадать (Втор. 18, 11). Как пишет архимандрит Иоанн: «С древних времен Откровение Божие говорит о недозволенности гаданий, гороскопов, узнаваний по рукам, картам или каким-либо другим образом своей судьбы. " Судьба " человека должна утонуть в послушании воле Божией, умереть целиком в ней, не вводить рядом с волей Отчей каких-либо созвездий, планет, линий рук или карточных мастей… Все это последнее есть непросветленное язычество, от которого должен совершенно отречься христианин. Если не отречется — окажется вероотступником, отступившим от своей святой, мудрой, чистой, единой спасающей евангельской веры. Демоны же улавливают через своих слуг — хиромантов и гадальщиков — людей (даже верующих) в непослушании воле Божией, в порабощении стихиям мира сего. Как духи демоны знают более того, что знает человек, и хотят этими знаниями купить любопытную человеческую душу. Как нужно быть осторожным верующему человеку. Не продать свою святую Христову веру, веру преданности воле Божией, веру " незнания " ничего, кроме Христа Распятого и Его закона спасения (1 Кор. 2, 2)».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Другим средством к поддержанию в себе духовной жизни служит ежедневное чтение или слушание слова Божия. У всех ли православных есть в доме Священное Писание ? Мне как-то стыдно и больно ставить даже этот вопрос: ведь у протестантов и других инославных христиан Библия – настольная книга. Ее читают там каждый день. А у нас – увы – во многих домах не только Библии, но и Евангелия и Нового Завета не найдешь! Горькую правду говорю! Между тем в слове Божием – великая благодатная, животворящая сила обитает! Ведь словом Божиим мир сотворен, словом Господа мертвые вставали из гробов; ведь это всемогущее слово заключено в книгах священных, оно – пред нами, стоит только взять священную книгу в руки, с благоговением и молитвою, оградив себя крестным знамением, раскрыть ее, и Дух Божий, вещавший чрез пророков и апостолов, заговорит с тобою, и душа почувствует Его веяние, и в сердце западет благодатное семя. Кто знает? Быть может, та святая мысль, которая упадет добрым семенем в твое сердце, охранит тебя в наступивший новый день твоей жизни не только от греха, но и от великой опасности, тебе угрожающей, но тобою непредвидимой. Быть может, это слово благодатное принесет и плод по роду своему и послужит началом доброго, дела, доброго настроения, началом новой благодатной жизни. Не напрасно св. Отцы советуют каждый день полагать начало благое. Не напрасно об этом учит молиться и св. Церковь в вечерних молитвах. Почитайте жития святых и вы увидите, какие чудеса в нравственной жизни совершались словом Божиим, его чтением или слушанием. Господи! А нам, грешным, все некогда и с тобою-то, нашим Творцом и Спасителем, побеседовать! Вот газеты, издаваемые врагами Твоей Церкви, другое дело: мы хватаемся за них еще в постели... А для того, чтобы внять сердцем глаголу Твоему, у нас и минутки в день не найдется... Изнывает душа-христианка от тоски по Господу, это мы если не сознаем, то ощущаем – в той пустоте духовной, в холодности ко всему, что чувствуется сердцем, – а мы не хотим уделить минут пять-шесть утра, чтоб освятить свой ум, согреть свое сердце, укрепить свою волю – чтением слова Божия! Ну какие же мы христиане?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Знаете ли в чем главная сила молитвы об усопших отцах и братиях? – В совершении святой и Божественной литургии, которой у вас нет. Хорошо молиться за усопших, хорошо творить милостыню по душе их, но все это приемлет силу от той Богу драгоценнейшей жертвы, какая приносится во святой евхаристии. Она есть истинно-умилостивительная жертва о гресех наших, ради которой получают значение пред Богом и молитвы наши, и милостыни. Здесь частицы, взимаемые за упокой усопшего, погружаются в спасительную кровь Христову, и эта кровь Христова очищает нас от всякого греха. Здесь Сам Господь таинственно сходит с неба, закалается на св. жертвеннике и тем ходатайствует пред Своим Отцем о прощении грехов усопшему. Что же может быть сильнее этого ходатайства? Почитайте творения святых отцов и жития угодников Божиих: вы увидите, что главную силу поминовения они полагают в совершении за них святой евхаристии. Св. Кирилл Иерусалимский пишет: превеликая будет польза душам, о которых моление возносится в то время, как святая предлежит и страшная жертва. Если бы какой царь послал досадивших ему в ссылку, говорит тот же святой отец, а их ближние потом, сплетши венец, принесли бы ему оный за терпящих наказание: то не сделал ли бы он им облегчение наказания? Таким образом и мы за усопших, если они и грешники, принося Богу молитвы, не венец сплетаем, а Христа, закланнаго за наши согрешения, приносим, умилостивляя за них и за нас Человеколюбца Бога. (Таин. поучение 5-е). Не напрасно узаконено апостолами, говорит св. Иоанн Златоуст , творить пред страшными Тайнами поминовение об усопших: они знали, что великая польза бывает от сего для усопших, великое благодеяние. Когда весь народ и священный собор стоят с простертыми к небу руками, и когда предлежит страшная жертва, то, как не умилостивим мы Бога? (Беседа 3-я на послание к Филипписеям.) Святой Григорий Двоеслов представляет следующий достопримечательный опыт действия церковной молитвы. Один инок, за нарушение обета нестяжания, в страх другим, был лишен по смерти церковного погребения и молитвы в продолжении тридцати дней, а потом, из сострадания к его душе, тридцать дней была приносима бескровная жертва с молитвой за него.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obrashhe...

К таким гибельным и печальным результатам приводит нас леность. Она приводит человека, к разорению домашнего хозяйства. «Проходил я, – пишет премудрый писатель, – мимо поля ленивого и мимо виноградника человека скудоумного, – и вот все это заросло тернием, поверхность его покрылась крапивою, и каменная ограда его обрушилась. ( Притч.24:30–31 ). От лености обвиснет потолок, и когда опустятся руки, то протечет вода ( Еккл.10:18 )». Эти слова – сущая правда. Посмотрите на лентяя: он, хотя ничего не делает, а ходит как бы измученный, всем и всеми недовольный. От чего это? От лености. Пришла, напр., пора заготовлять дрова, соседи ушли в лес заготовлять дрова на зиму, а он сидит дома, – «успею, говорит, сделать это и после»... Пришла весна, лето... Соседи давно пашут, и косят, и жнут, а он все еще собирается, да жалуется на разные боли. А наступит базар, и боли все прошли. Но вместо того, чтобы на базаре промыслить что-нибудь, продать или купить, он только разыскивает своих приятелей, чтобы с ними пображничать. А там, смотришь, и покос у него хуже всех, да и в дом-то к нему придешь, так сердце заболит, глядя на его голодных, оборванных ребятишек и на забитую, больную от холода и голода жену его. Не увидишь у него на дворе ни лошадки, ни коровушки, ни овечек, – все продано или за недоимки, или за долги. Вот до какого разорения доводит человека леность! Но особенно часто проявляется наша леность или, лучше сказать, беспечность в заботе о вечном спасении. «Где нам спастись, – обыкновенно говорят, – мы – люди простые, занятые своим делом, нам некогда и подумать. о своей душе»... Неосновательны эти отговорки: это говорит леность, праздность, беспечность. Почитайте жития святых, и вы увидите, что ни бедность, ни богатство, ни знатная и ни уничиженная доля не мешают человеку служить Богу. Не беден ли был, напр., преподобный Павел Фивейский? Он не имел даже одежды, а покрывался древесными листьями; он жил в пустыне без всякого пособия со стороны людей, а получал пищу от ворона (Чет.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010