Игумения Георгия (Щукина) принимает гостей в монастыре. Фото из архива Русской духовной миссии ЖМП 12 декабрь 2011 /  9 января 2012 г. 01:00 Игумения Георгия (Щукина): Смирение – самая большая духовная радость Все, кто бывал в Горненском монастыре, знают рассудительность и радушие его настоятельницы игумении Георгии (Щукиной) и идут к ней за благословением. Вот уже более 60 лет матушка подвизается в ангельском чине. 14 ноября 2011 года ей исполнилось 80 лет, однако она по-прежнему неутомима в трудах и с юношеской радостью несет свое послушание. О своем удивительном пути в Иерусалимский монастырь и современной жизни его насельниц мать Георгия рассказывает " Журналу Московской Патриархии " . - Мать Георгия, вы приняли монашество в очень юном возрасте, но уже успев пережить тяжелые военные годы. Как Господь привел вас к этому? - Монашеский путь спасения я избрала еще в подростковом возрасте, мне шел пятнадцатый год. Конечно, все мы жили в непростое время: за веру в Бога власти преследовали. В 14 лет, сразу после войны, я пошла работать в столовую, это помогало нам выжить, но мне было там очень тяжело, морально трудно. Ведь после всего, что пережили в войну, тут постоянно я сталкивалась с воровством – люди жили тяжело, им приходилось обманывать, продукты таскали постоянно, разворовывали, и меня заставляли класть меньшую порцию людям в тарелки. Наша большая семья вся была верующей. Некоторые из моих тетушек тоже имели желание стать монахинями, но в монастырь им мешали уйти, то революция, то война. У моей тетушки Матрены были дома Евангелие, Псалтирь и другие книги. К ней по воскресным дням после литургии приходили ее подружки, попить чаю. Взрослые собирались и просили меня: " Валя, почитай, почитай нам. Сегодня, такой-то праздник " …Тетушка имела и несколько томов " Жития святых " святителя Димитрия Ростовского. Вот я потихонечку их читала вслух. Тетушка была очень осторожной, поэтому старалась все делать так, чтобы никто из соседей и посторонних не видел и не знал, что у нее имеются церковные книги.

http://e-vestnik.ru/interviews/igumeniya...

Разделы портала «Азбука веры» Я не знала ничего о Боге и дьяволе, думала дьявол сильнее, связалась с ним, считала себя его дочерью, а теперь не знаю, как от него избавиться. Открывала портал, общалась с демонами, как сродными. Недавно узнала, что Бог все создал, но что бы я не читала против бесов, они не бояться, и в церковь ходят со мной и учат вдумываться в текст молитвы и в Священное писание, и мне еще страшнее становится, как от них избавится, если они сами все знают? Как найти истинного Бога, если дьявол за него себя выдает и все молитвы к нему идут? Вопрос закрыт для новых ответов. 4 Ответа Татьяна, из вопроса не видно, крещены ли Вы и имели ли раньше какой-то опыт церковной жизни. Во всяком случае, всякий человек может покаяться, пока жив, и обратиться за помощью к Богу. Господь человеколюбив и заботится о людях. Не бойтесь, но возможно скорее постарайтесь креститься, а если крещена, то исповедоваться и исполнить наложенную епитимью (церковное наказание), чтобы потом причаститься. Почитайте беседу прп. Серафима Саровского о цели христианской жизни , чтобы Вам стало яснее, что от Нас хочет Бог и какова должна быть цель нашей жизни. На будущее, по мере своего воцерковления, старайтесь меньше доверять роликам и цитатам из Интернета и больше читать тексты святых отцов Православной Церкви, опытно узнавших путь к Богу и ставших  друзьями Бога. Обязательно почитайте также житие свв. Киприана и Иустины и начните им молиться. Св. Киприан был в свое время знаменитым колдуном и приближенным слугой сатаны, но отрекся от него, стал христианином и даже святым. Из этого жития Вы узнаете, как обратиться к Богу, как будет мстить диавол и насколько он сможет или не сможет навредить верующему. Ежедневно читайте Евангелие и молитесь Богу о помощи, Он слышит всякого человека. Чаще ходите в храм на богослужение, как минимум каждое воскресенье на литургию. Помоги Господь! Нужно начать заново все. Если вы крещены, то необходимо прийти на исповедь в храм и принести покаяние за всю жизнь с твердым намерением больше не возвращаться к прежним грехам. Без этого никак.

http://azbyka.ru/vopros/kak-najti-istinn...

Смешанный хор (детско-родительский) Духовно-просветительского центра образования «Истоки» ЖМП 1 январь 2022 /  28 декабря 2021 г. 16:30 Если Господь дал талант ТРИ ИСТОРИИ О ТОМ, КАК ЖЕНЫ СВЯЩЕННИКОВ НАШЛИ СЕБЯ В НОВОЙ СФЕРЕ СЛУЖЕНИЯ ЦЕРКВИ У супруги священника особая жизненная стезя, так как ее муж целиком посвящает себя Церкви. Поэтому ответственность за сохранение домашнего очага, мира в семье и воспитание детей нередко почти полностью ложатся на ее хрупкие плечи. Кроме того, она первая помощница мужа на приходе. Но есть примеры, когда матушки находят в себе силы и желание заниматься еще каким-то делом, важным для Церкви. «Журнал Московской Патриархии» поговорил с женами священников и узнал, удается ли им совмещать эту многотрудную деятельность с заботами о семье, и как поддержка и молитва супруга помогают справляться с самыми трудоемкими задачами.   PDF-bepcuя. «Истоки» любви и веры Духовно-просветительский центр образования «Истоки» известен не только в Рыбинске. Его воспитанники не раз занимали призовые места на международных, межрегиональных и епархиальных творческих конкурсах. Рассказать детям о Боге и взрастить в их душах любовь к православной вере — так формулирует главную задачу центра его директор Тамара Денисова, супруга настоятеля храма Успения Пресвятой Богородицы в с. Балобаново Рыбинской епархии протоиерея Василия Денисова. Все началось с создания воскресной школы при храме Успения Пресвятой Богородицы в с. Балобаново Рыбинского района Ярославской области, куда матушка Тамара вместе со своим супругом приехала в 1988 году. — Когда отца Василия назначили на приход, многие родители просили его организовать занятия с детьми по основам православной веры, — вспоминает Тамара Дмитриевна. — А у него несколько крещений в день, богослужебная жизнь, общественная нагрузка. Бывало, даже пообедать не успевал. И тогда муж сказал: мне нужна помощь! Почитай с детьми хотя бы Жития святых. Но на первом уроке выяснилось, что Жития святых читать пока рано, — дети даже не умели правильно креститься. И она начала с азов. Скоро ей в руки попался «Закон Божий» С. Слободского, по которому матушка Тамара составила свою учебную программу. Параллельно ее пригласили вести на кабельном телевидении Рыбинска две передачи — «Православие детям» и «Православие взрослым», которые пользовались большой популярностью. А вскоре среди прихожан нашлись педагоги, готовые помогать матушке в воскресной школе.

http://e-vestnik.ru/society/esli_gospod_...

Скачать epub pdf Верующему православному человеку важно задаваться вопросом: все, что мы делаем: походы в храм, возжжение свечей, молитвы, посты, милостыня – для чего они? Почему мы их совершаем? От того, каким будет ответ на этот вопрос, зависит правильность или неправильность нашей духовной жизни. Бывало, я спрашивал детей в православных летних лагерях: «Какая Божия заповедь самая главная?» И все дети вспоминали: не укради… не лги… не суди… почитай отца и мать… возлюби ближнего своего… Никто из них и не подозревал, что ни одна из перечисленных заповедей не является первой. Первая и единственная заповедь, данная Богом, от которой пошли уже все остальные, – «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею» ( Мк. 12: 30 ). А вторая заповедь – похожая на первую, вытекающая из нее – это та, в которой говорится: «Возлюби ближнего своего». Все остальные являются продолжением этих двух. Если вы любите своего ближнего, то не будете красть у него, лгать ему, не будете несправедливы к нему, ничего не будете желать из его имущества, ни жену его, ни дом его, не будете осуждать его… Вот что подразумевается под словами «продолжение первой заповеди». «Возлюби ближнего своего» как раз является ее продолжением. Человек, который любит Бога, будет – естественно, в продолжение своей любви к Богу – испытывать любовь и к своим братьям и сестрам. Итак, первая и единственная заповедь Бога – любить Самого Господа Бога всем сердцем. Благодаря ей все, что бы мы ни делали в Церкви, обретает четкую цель. Именно поэтому мы ходим в храм, постимся, молимся, исповедуемся, зажигаем свечи, читаем жития святых, делаем все остальное – это наш способ любить Христа. Ошибка же возникает тогда, когда мы говорим, что делаем все это, чтобы просто стать хорошими людьми, чтобы стать лучше. И именно тут самая большая ложь. Это шаг, делая который, все спотыкаются. Потому что, если бы целью Церкви было только стремление сделать нас лучше, то не было бы никакой причины для прихода Христа в этот мир.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Nikol...

Глава VIII. Вера и нравственность I Русские XV – XVI в. были необычайно привержены к своей вере, по свидетельству иностранцев, и считали ее только одну истинно христианскою и лучшею из всех вер. Но русские тогда почти не знали своей веры, по крайней мере отчетливо и основательно. Невежество не только не уменьшалось в России, а еще увеличивалось: школы если и существовали кое-где, то самые жалкие, и не было между ними даже таких, какие бывали прежде в Москве и других городах. Сами пастыри Церкви в большинстве едва умели читать и писать, и в кругу архипастырей встречались лица, которые не в состоянии были отвечать, сколько было евангелистов, и подобное. Такие пастыри не могли сами проповедовать веры и действительно не проповедовали ее, справедливо опасаясь, чтобы при своем невежестве не впасть в какую-либо ересь, а обязывались только читать в церквах на поучение православным христианам готовые книги: толковое Евангелие – в древнем славянском переводе, едва понятном для народа; Златоуст – сборник из сочинений Златоуста и других святых отцов, в том числе и из подложных; Пролог и вообще Жития святых. Но если вредными могли быть подложные сочинения, которым нередко следовали по незнанию даже образованные наши пастыри, то несравненно вреднее были сочинения заведомо ложные, отреченные, апокрифические, против которых всегда вооружались наши духовные власти и образованные писатели. Эти лживые книги или, вернее, тетрадки, обыкновенно небольшие по объему, но наполненные всякого рода баснями и бреднями, историческими, мифологическими, астрологическими, и самыми детскими, нередко крайне дикими понятиями о разных предметах веры, приходились как раз по вкусу нашему невежественному духовенству и народу и служили для них любимым чтением. Напрасно наши архипастыри повторяли в своем святительском поучении священникам вдруг по рукоположении их: «Лживых книг не почитайте» – и в руководство издавали индекс, или перечень, их, равно как и «книг истинных», которые рекомендовали для чтения; напрасно так много и сильно громил апокрифические писания Максим Грек – число их не только не уменьшалось, но еще увеличилось в настоящий период, и влияние их более и более распространялось и усиливалось.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Делатель неукоризненный. Жизнеописание схиигумена Оптиной Пустыни Гавриила (Виноградова, 1958–2005) Источник Содержание Жизнеописание Рождение свыше (Ин.3:3) Тесные врата (Лк.13:24) В духе кротости (Гал.6:1) Стойте в свободе (Гал.5:1) Горнило искушений (Ис.48:10) Воспоминания об отце Гавриле Из записной книжки Выдержки из писем Из бесед     Опыт жизнеописания недавно почившего подвижника, составленный его духовными чадами при участии братии Оптиной Пустыни. Духовник, пользовавшийся всеобщим уважением и любовью, явил безценный для наших времен пример жизни в Боге. Стараясь раскрыть некоторые черты его сокровенной жизни в традиции Отцов, составители снабдили жизнеописание изречениями Святых, а также известных подвижников и мыслителей. Жизнь дарует нам многочисленные встречи – радостные и скорбные, приятные и печальные, но лишь некоторые мы пронесем в сокровищнице своего сердца до конца, – встречи, открывающие нам Путь Жизни... Один оптинский послушник вспоминал об о. Гаврииле: «Бывало, подойдет в храме один из благочинных и строго скажет: «Ну, давай иди читать часы!» – и словно тягота навалится на душу, и идешь с какой-то скорбью. А подойдет Батюшка: «Брате, сотвори любовь, почитай часы,» – и хочется на крыльях лететь и исполнять». Тут надо еще учесть особую интонацию, исполненную внутренней тихости, кроткий взгляд всегда опущенных долу очей, иногда с ободряющей улыбкой, иногда без нее, но всегда с глубоким внутренним миром, без капли раздражения и властолюбивого насилия над душой. «Ну, давай, надо делать дело Божие», – словно взывала эта мужественная душа, здесь находясь телом, умом вникая в книги и порядок богослужения, вся же пребывая в духе своей незримой для других молитвы, во внутреннем отречении от видимого, но со смирением принимая все. Это был удивительно цельный человек, верный своим внутренним выборам, «муж желаний духовных», но крепость эта была особо пленительного свойства – в ней не было жесткости, уязвляющей немощь ближнего, и при всей твердости и безкомпромиссности его слова, при всей строгости его жития, некая внутренняя поэтичность и милосердность души вдохновляла, покоряла соприкасающихся с ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Священное писание. Книги Больше читай Священное писание «Чтобы право шествовать путем истинным, – говорил мне Старец, – следует постоянно читать Священное Писание , жития святых, другие церковные книги. Если во время чтения какое-либо слово или мысль из прочитанного поразит тебя, то прерви чтение и задержись на ней подольше, хорошенько ее обдумай. Скоро ты увидишь, какую великую пользу это приносит». «Читай больше, – говорил он мне в другой раз, – чтобы просветился твой ум. Знаешь, я сам читал очень много. Чтобы меня никто не беспокоил, я забирался на одно дерево по лесенке, которую я сам смастерил. Поднявшись наверх, я затаскивал ее за собой, чтобы никто ничего не заметил и чтобы меня не побеспокоили. Так я мог на протяжении многих часов внимательно читать и размышлять над прочитанным». Я не помню ничего из прочитанного В ответ на мою скорбь о том, что я помню далеко не все из прочитанного, отец Порфирий сказал: «Знай, дитя мое, что все сохраняется в кладовой нашей памяти, и когда Христос видит, что пришло время, он открывает ее, и мы вспоминаем прочитанное». Как-то раз в прессе появились новые материалы о событиях пятидесятилетней давности, и Старец заметил: «Всегда помни о том, что Бог все видит и за всем наблюдает. Ни одна «пленка» Его «фотокамеры» никогда не повреждается». Читай правильно «Когда ты читаешь, – сказал мне однажды отец Порфирий, – старайся читать четко, ясно, не проглатывай окончания слов. Это касается также и молитвы и пения на клиросе. Так ты приобретаешь правильные навыки. И во всем будь смиренен: и в помыслах, и в словах, и в поведении». Однажды в исихастирионе Старец говорит мне: – Возьми эту книгу и почитай мне. Это была книга бесед на Рождество Христово. Открываю и начинаю читать. Не успел я прочесть и четырех-пяти предложений, как отец Порфирий воскликнул: – Стоп. Я замолчал. – Ну как ты читаешь? – спрашивает он. – А как я читаю? – Ну, вот смотри. Ты должен читать с интонацией, чтобы было отчетливо слышно каждую буковку. Не проглатывай окончания и не торопись. Начни читать сначала.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Kavso...

Разделы портала «Азбука веры» Добрый день, друзья! Все мы знаем, что в восточной православной аскетике воображение при молитве мягко сказать не приветствуется. Но вопрос: в какой мере? Постараюсь пояснить. Церковь учит, что перед молитвой надо поставить себя как бы перед Богом. Понятно, что когда мы поставляем себя перед Богом Отцом, то тут вопросов быть не может, представлять здесь нечего, никакого образа здесь быть не может. Но Господь Иисус Христос пребывает с Отцом в человеческом образе, в теле. Так неужели неправильно будет хотя бы на мгновение представить себе Христа, хоты бы в виде иконы? То же можно сказать и о молитве Богородице. Пожалуйста, выскажете ваше мнение. 6 Ответов Здравствуйте!  Нивкоем случае нельзя на молитве представлять в мыслях образы, вспоминать изображения с икон святых, Богородицы, Спасителя, так как это будут только ваши фантазии. Нельзя всать вашим фантазиям между вами и Богом,  Богородицей, святыми. Иначе молитва будет идти вашим фантазиям, тоесть ИДОЛУ, которого вы у себя в голове придумали, а этого только и нужно врагам рода человеческого. Так же эти самые враги могут, воспользоваться вашими вымышленными идолами и прийти к вам в реальности в их облике и тем самым заставить вас поклониться им вобще обычно после такого люди сходят с ума, либо впадают в бесовскую прелесть.  Почитайте “Записки баламута”, там об этом хорошо и доходчиво написано, либо почитайте жития святых, там тоже много информации по этой теме. Молитвы перед образом на иконе есть молитва первообразу, на ней изображенной. Это установление VII Вселенского собора. Поскольку Иисус Христос есть Богочеловек, у Него есть Тело, то в молитве мы обращаемся к Нему, обозначенного телесно. Можно и Его, и Богородицу и святых представлять, подобно тому, как мы представляем свою маму, когда общаемся с ней по телефону, или пишем ей письмо. Ничего не будет зазорного в том, чтоб задействовать воображение, в свете иконного письма. Иоанн Дамаскин в борьбе с иконоборцами так разъяснял: так как все говори­мое о них [персонажах и предметах Писания] – истинно и целью имеет славу Бога и прославляемых Им святых, также спасение на­ше и низложение и посрамление диавола и его демонов, то мы поклоняемся, и обнимаем, и це­луем, и приветствуем глазами, и устами, и серд­цем; равным образом [воздаем честь] и всему Ветхому и Новому Завету и словам святых и пре­восходных Отцов… то должно принимать их с радостью и почитать, как образы, и подражания, и подобия, и книги для неграмотных, и поклоняться, и целовать, и при­ветствовать глазами, и устами, и сердцем, как подобие воплотившегося Бога, или Его Матери, или святых, соучастников страданий и славы Христа, и победителей, и истребителей диавола

http://azbyka.ru/vopros/v-kakoj-mere-moz...

XVII. Сборники. а. Бумажные. 62. Сборник, в лист, писанный полууставом 15–16 столетия, скреплен рукою Патриарха Никона . В нем заключаются краткие (Проложные) Жития Святых с Апреля по Август, и пространные Русских Святых, с похвальными им словами (панегирики), по чему и самой Сборник называется в надписи на оном «Панегирик.» Русские статьи: а. Мая 24 Житие Никиты Столпника, Переяславского Чудотворца; б. Сказание о перенесении мощей Св. Николая в Бар град в 1019 году и два его чуда; в. Мая 2 Перенесение Св. мощей мучеников Бориса и Глеба; г. Мая 3 Успение Преподобного отца нашего Феодосия Печерского , и слово от жития Преподобного отца нашего Феодосия; д. Мая 14 Житие и подвизание и от части чудес блаженного Исидора, юрода Христа ради, нарицаемого Твердислова, Ростовского Чудотворца; е. Мая 15 Житие иже во Святых отца нашего Исаии Епископа, Ростовского Чудотворца; ж. 23 Житие Леонтия епископа, Ростовского Чудотворца; з. поучение на память его и чудеса его; и. Мая 28 Житие Игнатия Епископа, Ростовского Чудотворца; i. Июля 12 Блаженных мучеников Варяга и сына его, убиенного в Киеве; к. Июля 15 Успение блаженного и Великого Князя Володимера, хрестившаго Русскую землю; л. Июля 24 убиение Св. мучеников Бориса и Глеба.» Надпись в конце книги: «Книга, глаголемая Соборник четеи, Пречистыя Богородица Зосимины пустыньки (в Клинском Уезде, бывшей приписной к Воскресенскому монастырю, но упраздненной в 1764 году). А купил сия две книги Соборники четьи годовые в дом Пречистыя Игумен Иев Рукин у Москвитина у Порфирия у Чюпронника. И вы, отцы, почитайте и пользуйтесь Божественным Писанием, и меня грешного, Бога ради, поминайте во св. своих молитвах.» 63. Сборник поучений, в лист, в большую четверть, писан полууставом 15 столетия Болгарского письма, без начала и конца, заключает в себе Слова Св. Отцов: Иоанна Златоустог о, Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Дамаскина , Пр. Ефрема Сирина , Каллиста и Прокла, Архиепископов Цареградских, Мефодия Епископа Патарского, Кирилла Архиепископа Александрийского, Ипполита папы Римского и других, на праздничные и недельные дни.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Разделы портала «Азбука веры» Добрый день, можете пожалуйста ответить на вопрос, является ли школа и учение грехом? Пастырь в моей старой церкви говорил что любые мирские вещи по типу спорт, учёба и т.д. является грехом, хоть я в той церкви уже не нахожусь но мне эти слова очень вьелись в голову из-за чего мне очень тяжело учится. Похожие вопросы 5 Ответов Нет, учеба грехом не является. Изучайте то, что предлагается в школе, не забывая о Священном Писании и творениях святых отцов. Здравствуйте! Грех — это нарушение заповедей Божьих . Сверяясь с библейскими заповедями, Вы сможете без особого труда определить что является грехом. Обучение мирским наукам не является грехом, многие отцы Церкви получили образование в нехристианских школах. См. Светские наука, культура, образование Обучение в школе грехом не является. Но ему могут сопутствовать грехи с нашей стороны: лень, обманы, списывание, ропот, зависть, ссоры и прочее. С этими грехами надо бороться. Многие школьные знания, конечно, никогда не пригодятся в жизни. Однако сейчас Вы не можете знать, что конкретно пригодится или нет, поэтому надо стараться усваивать все понемногу, в силу своих способностей, чтобы потом при необходимости воспользоваться. Так же будет происходить и потом, при обучении в вузе. Это нормально, не надо из-за этого избегать всякой учебы. Свое свободное время старайтесь не тратить впустую, но посвящать самообразованию, особенно духовному. Почитайте закон Божий , катехизис , жития святых , их рассказы и беседы. Например, эти интереснейшие беседы прп. Варсонофия Оптинского . Регулярно ходите в храм на богослужение, приступайте к таинствам исповеди и причастия. Тогда Вы начнете формировать не только сумму знаний, но и внутреннего человека — свою душу. Помоги Господь! Доля истины в словах о школе имеется. Но во всём нужно рассуждение: если это современная школа, где профессионально насаждают ЛГБТ-повестку, то очевидно, что она вредна. Но при прочих условиях, следует трудиться, набирая навыки, знания, и участвуя в социализации

http://azbyka.ru/vopros/javljaetsja-li-s...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010