Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ДАМАСКИН (МАЛЮТА) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Еп. Дамаскин (Малюта). Фото 194? г. Архим. Дамаскин (Малюта). Фото из студенческого билета Варшавского университета (1920-1928 гг.) В 1920 году поступил на православный богословский факультет Варшавского университета , который успешно окончил в 1928 году. В совершенстве владел несколькими (по некоторым данным - восьмью) иностранными языками. Был членом Митрополичьего Совета при предстоятеле Православной Церкви Польши. Вместе с митрополитом Варшавским Дионисием участвовал в 1925 году в интронизации первого патриарха Румынской Православной Церкви Мирона . Время настоятельства архимандрита Дамаскина в Почаевской лавре пришлось на трагический период гонений на православие в Польше , в связи с чем ему как наместнику лавры довелось включиться в активную борьбу за права Православной Церкви. После того как в 1927 году польским правительством и Ватиканом был подписан конкордат, признававший в Польше католичество господствующей религией, римо-католики в 1930 году выступили с судебным иском о " ревиндикации " православных храмов, святынь и имущества, в прошлом какое-то время принадлежавших Римо-католической церкви. Был предъявлен иск в отношении 700 церковных объектов, среди которых была и Почаевская лавра. Наместнику лавры пришлось организовать юридическую защиту от бесконечных исковых заявлений католиков в польские суды, доказывая исконную исторически-правовую принадлежность Почаевской лавры Православной Церкви. По благословению архимандрита Дамаскина на защиту Почаевской лавры была мобилизована вся православная паства. Свидетель событий, протоиерей Владимир Ковальский, писал о тех днях: Никогда так много богомольцев не приходило в Почаевскую Лавру, как в 1930 - 1931 гг.. На Вознесение в 1930 г. прибыло в Лавру 48 крестных ходов с общим количеством молящихся до 40 тысяч. Никогда так ярко не горели свечи перед иконами в Лавре, как в это время, как бы свидетельствуя о горении веры в сердцах людей. Изготовляемые в лаврской мастерской иконы, хоругви, утварь, облачения, кресты, лампады, паникадила и крестики полностью раскупались приходившими богомольцами. Щедрость на украшения храмов была большая. В Лавру на богомолье приходило из Галиции много униатов и принявших Православие в Лемковщине , их не страшил далёкий путь пешком 250-300 километров.

http://drevo-info.ru/articles/18102.html

К сему г. Нейдгарт присовокупляет, что по направлению делопроизводства Синодальной Конторы, весьма часто встречается надобность в справках с делами прежних лет; посему он просит, не признано ли будет возможным возвращать вышеозначенные дела постепенно и без задержек, дабы не замедлялось текущее делопроизводство Конторы. Долгом поставляю сообщить о вышеизложенном Вашему Высокопреосвященству, и препроводить первую серию самых дел Конторы в том виде, как оные получены из Москвы». 17-го ч. получил я записку от Помпея Николаевича Батюшкова следующего содержания: «В Почаевской Лавре находится портрет Епископа Гедеона 382 Болабана, без подписи его имени. Святитель представлен в белом клобуке и потому некоторые думают, что это портрет не Гедеона, а Митрополита Дионисия 383 Болабана. Но, во-первых, нет никакого сходства с изображениями Дионисия, находящимися в Киево-Печерской Лавре и др. местностях и, во-вторых, по преданию это портрет Гедеона б.м. единственный, который не уничтожен униатами, а замаскирован ими белым клобуком. Весьма было бы желательно поместить изображение этого Святителя, как ревностного поборника и защитника православия, во времена насильственного введения унии в западной окраине России, в альбом издания «Памятники русской старины в Холмской Руси», которое выйдет в свете в начале 1885 года, по Высочайшему повелению. В этих видах писано в Житомир Волынскому Высокопреосвященному Тихону. Расходы на снятие фотографии редакция «Памятников» примет с благодарностью на счет суммы отпускаемой на издание. Желательно только, чтобы фотографический снимок был получен здесь не позднее первой половины ноября. П. Н. Батюшков покорнейше просит Высокопреосвященного Савву помочь ему в этом деле, написав, со своей стороны, Волынскому Преосвященному.16 октября 84 г.». 20-го ч. получил я письмо из Сергиева Посада от Ректора Моск. ак., протоиерея С. К. Смирнова. Он писал от 18-го числа: «Праздник 1 октября в настоящем году прошли в Академии весьма оживленно, благодаря благодушному настроению духа Митрополита. Я напомнил ему и о дне Вашего Ангела, и он с любовью побеседовал о Вас. Посещение Митрополитом академических лекций оставило в нем доброе впечатление.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

В Киеве состоялся круглый стол на тему «Сотрудничество Православной Церкви и казачества: русский и украинский опыт» 22 августа 2012 г. 19:18 По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством Русской Православной Церкви митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл посещает Украину. 20 августа 2012 года в Святогорской лавре , которая в эти дни отмечает 20-летие своего возрождения, состоялась встреча митрополита Кирилла с казаками восточной Украины. 21 августа в Центральном Доме офицеров в Киеве, по благословению Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира состоялся круглый стол на тему «Сотрудничество Православной Церкви и казачества: русский и украинский опыт». В работе круглого стола, который прошел под руководством митрополита Кирилла, приняли участие председатель Синодального отдела Украинской Православной Церкви по вопросам пастырского окормления казачества Украины и духовно-физического воспитания молодежи епископ Ямпольский Иосиф , сотрудники Синодального комитета по взаимодействию с казачеством Русской Православной Церкви, а также 30 казачьих атаманов из центральных, северо-восточных и южных областей Украины. Митрополит Кирилл рассказал о государственной политике в России в отношении казачества, об опыте воцерковления казаков и казачьей жизни в проблемных регионах, в частности, на Северном Кавказе. Владыка Кирилл в своем выступлении подчеркнул, что казаки России, Украины, Белоруссии и других стран, куда бы ни занесла их судьба, всегда должны помнить, что вера, на страже которой они стоят, и есть основа, которая наполняет смыслом жизнь человека, укрепляет семьи и объединяет народы. Епископ Иосиф поделился опытом деятельности, направленной на сплочения казачества Украины. Казаки горячо выразили желание участвовать в мероприятиях, направленных на объединение казачества. По итогам круглого стола принят меморандум. В программе поездки председателя Синодального комитета Русской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством запланированы встречи с управляющим делами Украинской Православной Церкви архиепископом Бориспольским Антонием , наместником Киево-Печерской лавры митрополитом Вышгородским и Чернобыльским Павлом , участие в семинаре с духовенством Украинской Православной Церкви, окормляющим казачьи общества Украины, встреча с казаками западных областей Украины в Почаевской лавре , а также южных и восточных регионов Украины в Запорожье на легендарном острове Хортица. По материалам Синодального комитета Русской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством и официального сайта УПЦ Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/2422809.ht...

Хотя полный хор архиерейских певчих, составленный из лучших голосов, был сам по себе хорош: но для приучения его к пению в возможно лучшем вкусе, в первых числах февраля 1832 года, по Высочайшему повелению, прибыл в Почаев из Санкт – Петербурга придворный протодиакон Павел Дашковский с псаломщиком Никитиным, который, пробыв в лавре известное время, ввел по церковному чтению, пению, и вообще по богослужению, порядок лавры Александровской. Утварных и ризничных вещей, с передачей базилианами монастыря в ведение православных, принято не мало; но в числе их почти не было таких, которые соответствовали бы торжественности священнослужения православного, а тем более архиерейского. Преосвященный Амвросий, по принятии в свое управление обители, немедленно озаботился о восполнении недостающего. По его распоряжению привезено из Москвы купцом Хаботиным лучшей утвари и ризницы на 1308 рублей сер. И 805 р. ассигнациями. 163 Богослужебное вино базилиане употребляли для священнодействий литургии без разбора то самое, которым были наполнены их погреба. Большей частью они служили на венгерском вине не красном, а белом, и не обращали внимания, было ли оно с примесью, крепкое или хмельное. Эта неуважительность к таинству показалась весьма противной православному архипастырю. По его повелению принято правилом приобретать богослужебное вино чистое – виноградное, без примеси и притом всегда цвета красного. 164 Приход и расход денег, по всем монастырским статьям, сперва записывался в тетрадях частных; но вскоре велено завести шнуровую книгу, назначен казначей, которому вменено в обязанность исключительно этим заниматься. В первые четыре месяца поверки сумм и приходо-расходных записей, приметно, не было делано. Уже 9–го марта, по предложению преосвященного Амвросия, вследствие полученного указа о переводе его из Волынской в епархию Нижегородскую, представлена ему Духовным собором отчетность за четыре с половиной месяца вместе. Из этой отчетности видно, что с 24-го октября по 9 марта прихода было 305 червонцев, 2574 рубля сер. ассигнациями 1628 рублей и медью 4 р. 83 к., а в расход поступило 300 червонцев, 5571 рубль сер. и ассигнациями 1290 р.

http://azbyka.ru/otechnik/Agafangel_Solo...

3. Назначение смотрителя гроба Нетленные и цельбоносные мощи преподобного Иова, игумена Почаевского, как благодатная святыня привлекавшая благочестивых богомольцев, требовали постоянного нахождения при них достойного и благоговейного иеромонаха. Таковым иеромонахом избран Зиновий, и преосвященным Никанором в 1841 году назначен в смотрителя гроба преподобного 185 . 4. Предложение о записывании чудес в особую книгу Как при преосвященном Иннокентии, так и при приемнике его Матерь Божия, по временам и по потребности христианского мира, продолжала являть чудеса от Почаевской своей иконы. Преосвященный Никанор 26 января 1841 года дал предложение Духовному собору, чтобы сведения о сих чудесах записывались в книгу, особо для сего заведенную. Исполнение архипастырской воли возложено на ризничего иеромонаха Анатолия. Ризничий собрал более достоверные о сем предмете сказания с поступления лавры в православие по 1841 год. Оказалось, что в продолжении этого времени от 1831 по 1841 год совершилось чудесных исцелений числом одиннадцать 186 . 5. Перенесение епархиального управления из Почаева в Житомир Пребывание преосвященного Никанора в Почаевской лавре, как ее священноархимандрита, продолжалось не более года. По высочайшему повелению в 1841 году епархиальное управление перемещено из Почаева в губернский город Житомир. На покупку дома в этом городе для архиерея отпущено заимообразно из духовно-учебных капиталов без процента 11,428 р. 58 к. сер. Уплата этой суммы возложена на лавру в шестилетний срок. За эту сумму, для архиерейского в Житомире помещения, приобретен покупкой каменный дом у некоего оператора В… Умеблирование этого дома и устроение в нем крестовой церкви отнесены тоже на счет лавры. Для консистории, попечительства и архива и для помещения штатных при архиерейском доме лиц, наняты квартиры. На подъем при перемещении из Почаева в Житомир консистории, членов ее, секретаря и канцелярских чиновников выдано в пособие из экстраординарных сумм, по духовному ведомству, 1500 р. сер. членам кафедрального собора, как членам консистории назначено жалование. Приобретенный покупкой для архиерейского помещения сказанный дом и теперь считается лаврским подворьем. Впоследствии пристроен к этому подворью каменный дом для консистории.

http://azbyka.ru/otechnik/Agafangel_Solo...

Закрыть itemscope itemtype="" > Проект «Паломница». Первая серия расскажет о Киево-Печерской лавре. 10.03.2021 1083 Проект «Паломница» - это паломничество в древнейшие православные монастыри: Киево-Печерскую, Святогорскую и Почаевскую Лавры – туда, откуда «есть пошла Русская земля» и где находятся ответы на самые непростые вопросы. Первая серия расскажет о Киево-Печерской лавре. Новый проект - это цикл из 12 фильмов, снятых в жанре авторского кино. Каждый эпизод раскрывает определенную тему – покаяния, прощения, милосердия, любви. И каждая серия – это новое паломничество, в котором автор знакомит зрителей с православными святынями и героями с честными историями о том, как вера помогла им выжить в непростых обстоятельствах. Смотрите все серии проекта «Паломница» по субботам после 21 часа на телеканале «СПАС». Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/video/2021/03/10/proe...

Вот такая была у Владыки Виталия «житийная» жизнь. Всеми своими качествами он был образцом монашества. Отдельный интерес представляет участие отца Виталия в монашеском съезде, проходившем в 1909 г. в Троице-Сергиевой Лавре, издание им журнала Русский инок, участие во Всероссийском поместном соборе 1917–18 гг. К сожалению историческое исследование не возможно без критического осмысления прошлого. В данном случае я бы хотел отметить два проблемных аспекта: контрпродуктивный эффект деятельности Союза Русского Народа на Волыни противопоставлявшей православных граждан – гражданам иудейского вероисповедания, и тем самым способствуя обособлению последних; оторванность от реальной жизни российского народа выразившаяся в обращении к президенту Рузвельту с призывом не допустить открытия «Второго фронта». Отношение Владыки Виталия к Московской Патриархии содержит в себе т.с. блаженную непоследовательность и не дает возможности заключить, что Владыка считал Московскую Патриархию лже-церковью со всеми вытекающими из этого суждения выводами. Тяжело представить, чтобы в наше время Владыка Виталий выразил бы свое непослушание Архиерейскому Собору РПЦЗ, возглавил бы одну из отделившихся от нее групп и отказался бы от священнослужения в Почаевской Лавре. Вся жизнь Владыки Виталия была подвигом послушания Церкви Христовой, которой он посвятил всю свою жизнь без остатка. Плод его служения это почаевские типографские братства в Германии, Бразилии, Канаде и США. Православная Русь, Свято-Троицкая семинария – вот, то наследие Владыки которым мы все до сих пор пользуемся. И особо дорогой нам все подарок от Владыки Виталия – используя выражение протоиерея Андрея Папкова 67 – это приснопамятный Владыка Митрополит Лавр, для которого Архиепископ Виталий (Максименко) служил путеводным маяком всю его жизнь. Заканчиваю этот портрет штрихом рисующим Владыку таким каким бы я хотел чтобы он остался в нашей памяти. Когда Владыка Виталий прибыл в Америку, то узнал, что в Нью-Йорке уже около тридцати лет «подвизается» Иван Кузьмич Окунцов, который вместе с Владыкой учился в Казанской Духовной Академии. Когда тот заболел Владыка Виталий посетил Окунцова в больнице и они принялись вспоминать события сорокалетней давности. Казалось бы это событие никак не должно было бы заслуживать нашего внимание, если бы не тот факт, что в США Окунцев являлся одним из крупных деятелей партии социалистов революционеров. Через несколько дней Иван Кузьмич решил пригласить священника, говорить он уже не мог и слеза скатившаяся из его глаз явилась его исповедью... 68

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Maksim...

Что же это за «Союз»? Читающее общество, и печать, и вы, многоуважаемый Николай Александрович, ничего об этом не знаете, хотя, простите, изощряетесь в грозных прощениях. Я вам отвечу. Это есть первое и единственное пока во всей России чисто народное, мужицкое, демократическое учреждение. Ведь все толки в печати, и в Думе, и в Государственном Совете, и на митингах, все сентименты и ламентации о народе ведь это сплошное лицемерие. До народа у нас нет никому дела. Вся наша революция, и конституция, и четыреххвостка, и все свободы — все это дело господское, господский спор, господская забава. «Оставьте этот спор славян между собою, домашний старый спор», замените слово «славян» словом «господ» или «интеллигентов» — и двустишие Пушкина найдет себе полное применение ко всей нашей и политической, и литературной жизни. Помните еще четверостишие в «Дневнике писателя» Достоевского: Конституцию мы эту Из Европы переймем, Поведем Царя к ответу, А народ опять скуем. Не могу припомнить еще одной чрезвычайно искренней оговорки другого либерального поэта, за которую он впоследствии, вероятно, терпел укоры как за бестактное нарушение партийной дисциплины: он смотрит на крестьян в церкви. О чем воздыхают те жалкие люди? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Покорностью дышат их впалые груди. О, как ненавистны вы мне! Вот тут без лицемерия просказался русский либерал, и, конечно, все левые писатели и ораторы на думской или университетских трибунах в душе смакуют это четверостишие, да вслух-то сказать его неудобно в виду черносотенцев. Но к делу. «Почаевский союз» это, собственно, архимандрит Виталий. Кто он? Он кандидат богословия 37 лет, бывший преподаватель духовной семинарии, принявший монашество еще студентом, а теперь уже седьмой год трудящийся в Почаевской лавре в скромном звании заведующего типографией при 600 руб. доходу в год, в маленькой комнате без мебели; прошлым летом он прошел пешком около 900 верст с проповедью, да и дома в лавре всегда беседует с приходящими крестьянами либо пишет статьи для «Листка», худой, почти чахоточный, никогда не смеющийся, но часто плачущий.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2711...

Хорошо, для вас они не представляют никакого духовно-сакрального наследия. Вы их видите, как источник материального блага и наживы. Но для чего вы это вывозите за свои сегодняшние территориальные пределы? Вы считаете, что в Европе они будут сохраннее? Мы видим, что происходит в Европе, в той же Франции, которая несколько недель полыхала. Кучу всего сожгли. Общественные здания и библиотеки в том числе! Это то, что мы знаем из СМИ, а сколько мы еще не знаем? Сокровища Лавры - это сакральные ценности для православного человека, а православие вне границ. Нельзя сказать, что отдельно само по себе существует украинское или русское православие. В Православии нет ни эллина, ни иудея. Это прежде всего, сакральность и духовность, спасение для людей. Считаю, что ни под каким предлогом со своими духовными ценностями расставаться нельзя. Тем более, если уж мы затронули вопрос о русскости или иной национальной составляющей, то она тут не присутствует. Еще раз говорю, это святыни для всего православного мира общечтимые. Я думаю, люди об этом должны знать. - На Украине есть не только Киево-Печерская Лавра, но и Почаевская, и Святогорская Лавра. Их тоже, по вашему мнению, ожидает судьба Киево-Печерской лавры? - К сожалению, да. Не хочу быть посланником, который приносит плохие вести, либо пророком, но, тем не менее, я вижу, что это звенья одной цепи. На Киево-Печерской Лавре не остановятся. При безмолвном попустительстве со стороны УПЦ, при том, что никак они не выступили практически никак, не защитили ничего. Мы видим разрозненные группки немногочисленных прихожан, которые запуганы донельзя. И то люди, переступая через испуг, через боязнь репрессий укронацистского руководства, выходят к Лавре и пытаются защитить святыни. Я там не видел ни митрополита Онуфрия, ни других высших иерархов УПЦ, которые вышли бы, стали бы со своим народом и попытались бы защитить святыни. Я не видел никого. И это очень плохо, потому что бросить на поругание свои святыни, бросить на поругание свой верующий народ, своих верных – это недостойно.

http://ruskline.ru/opp/2023/07/13/upc_na...

„Вследствие письма Вашего от 15-го минувшего октября об истребовании из архива Московской Святейшего Синода Конторы подлинных бумаг, в коих заключаются резолюции и предложения блаженной памяти Московского Митрополита Филарета, сделано было, согласно приказанию Г. Синодального Обер-Прокурора, сношение по сему предмету с Прокурором означенной Конторы. Ныне действительный Статский Советник Нейдгарт, препроводив 18-ть дел Конторы за 1821–1826 г. г., сообщает мне, что другие дела синодальной Конторы, в коих заключаются резолюции и предложения приснопамятного Московского Святителя, будут высылаться постепенно и в последовательном порядке, так что к 1-му января будущего года все требуемые дела могут быть в С.-Петербурге. К сему г. Нейдгарт присовокупляет, что, по направлению делопроизводства Синодальной Конторы, весьма часто встречается надобность в справках с делами прежних лет; посему он просить, не признано ли будет возможным возвращать вышеозначенные дела постепенно и без задержек, дабы не замедлялось текущее делопроизводство Конторы. Долгом поставляю сообщить о вышеизложенном Вашему Высокопреосвященству, и препроводить первую серию самых дел Конторы в том виде, как оные получены из Москвы“. 17-го ч. получил я записку от Помпея Николаевича Батюшкова следующего содержания: „В Почаевской Лавре находится портрет Епископа Гедеона 2995 Болабана, без подписи его имени. Святитель представлен в белом клобуке и потому некоторые думают, что это портрет не Гедеона, а Митрополита Дионисия 2996 Болабана. Но, во-первых, нет никакого сходства с изображениями Дионисия, находящимися в Киево-Печерской Лавре и др. местностях и, во-вторых, по преданию, это портрет Гедеона б. м. единственный, который не уничтожен униатами, —330— 1884 г. а замаскирован ими белым клобуком. Весьма было бы желательно поместить изображение этого Святителя, как ревностного поборника и защитника православия, во времена насильственного введения унии в западной окраине России, в альбом издания „Памятники русской старины в Холмской Руси“, которое выйдет в свет в начале 1885 года по Высочайшему повелению. В этих видах писано в Житомир Волынскому Высокопреосвященному Тихону.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010