Сокращение всенощного бдения достигалось также за счет уменьшения количества положенных для пения псалмов, стихир, канонов и других песнопений, указываемых Типиконом. Из упомянутых выше крупнейших русских обителей и кафедральных соборов положенные на «Господи воззвах» псалмы 140, 141, 129-й полностью пели в Соловецком, Валаамском, Ново-Афонском мон-рях, в Троице-Сергиевой, Киево-Печерской и Почаевской лаврах, в Оптиной и Глинской пустынях. В важнейших храмах Петербурга и Москвы пели из трех псалмов лишь два стиха: «Господи воззвах» и «Да исправится». Положенные на воскресной утрене непорочны из вышеуказанных богослужебных центров России сохранялись лишь в двух – в Глинской пустыни и Киево-Печерской лавре. В других обителях и соборах в течение всего года пелся полиелей, причем полностью оба псалма – 134-й и 135-й – пели только в Валаамском и Ново-Афонском мон-рях, в Почаевской лавре пели восемь стихов, а в других крупнейших храмах и мон-рях – всего четыре стиха, по два стиха из каждого псалма. То же можно сказать о хвалитных псалмах (148, 149, 150-й), которые полностью пелись в Соловецком, Валаамском, Ново-Афонском мон-рях, в Троице-Сергиевой, Киево-Печерской и Почаевской лаврах, в Оптиной и Глинской пустынях, в Петербурге и Москве пели всего два первых стиха. Значительно сократила чин бдения замена пения кафизм и канонов чтением. Предельно сокращенный чин всенощного бдения с 1-й пол. XIX столетия в городских храмах стали совершать накануне воскресных и праздничных дней с вечера, а в сельских – даже утром. В обоих случаях название чина становилось условным, песнопения и молитвы, входящие в его состав, оказались не соответствующими действительному времени суток. Русские мон-ри, вернувшиеся к студийской практике отдельного совершения вечерни и утрени в положенное для этих служб время, остались более верными смыслу церковного устава. Чинопоследования вечерни и утрени сокращались так же, как и вечерня и утреня в составе бдения. В силу утраты понимания Типикона и интереса к нему за уставностью службы нередко следил только псаломщик, который в небольших храмах выполнял обязанности и чтеца, и единственного певца.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

с. Юридика доставляла монастырю годового дохода 576 р. 8 ¼ к. с. Заставное от графа Тарковского имение, состоявшее из м. Нового Почаева, села Старого Почаева и деревень Березины, Будок и Левковец и состоявшее 1253 ревизских души обоев пола и 3614 российских десятин 1508 саженей земли, приносило дохода в год 6414 р. 3¼ к. с. Инвентарный годичный доход с имения Корамовецкого простирался до 716 р. с. Что касается имения Красной Луки, то доход с него состоял из съестных продуктов, доставлявшихся в обитель, и потому не был приводим в определенную известность на деньги, – и это имение вскоре в 1834 году помещик Држевецкий выкупил, уплатив монастырю долг 15225 р. с. Именным высочайшим указом в 25 день декабря 1841 года велено, чтобы все недвижимые в западных губерниях имения, кои по фундушевым записям и другим актам были назначены на содержание православного и Иноверного духовенства, были переданы в ведение Министерства государственных имуществ. Вместе с тем последовала Высочайшая воля, чтобы в вознаграждение за передаваемые в ведение казны имения, назначены были лаврам суммы равные тому доходу, который они с имений получали. Вследствие такового Высочайшего повеления фундушевое Почаевской лавры имение, называемое юридикой, в 1842 году и передано в ведение палаты государственных имуществ, и правительство действительно распорядилось, чтобы лавра получала из казначейства ежегодно по 576 рублей 8¼ коп. сереб. в соответствие тому доходу, который сказанное имение ей приносило. О заставном имении от графа Тарновского и о традиционном от графа Ледуховского преосвященный Никанор, имея в виду, что оба эти имения не принадлежат собственно лавре, и не назначены на содержание обители, а только состоят во временном ее владении, до уплаты капиталов, спрашивал обер–прокурора Святейшего Синода, – следует ли передавать их в ведение казны, – причем присовокупил, что вотчинники Тарновский и Ледуховской изъявили готовность выкупить оные, и уплатить лавре долг. На этот вопрос обер– прокурор ответил, что и эти имения, равно как и юридика, должны быть переданы в ведение Министерства государственных имуществ, – с точным определением истинного количества, получаемого, с оных, дохода, чтобы по высочайшей воле, на содержание лавры были отпущаемы из казны доходы с тех имений в том самом количестве, в каком она доселе пользовалась.

http://azbyka.ru/otechnik/Agafangel_Solo...

18. Назначение нового постоянного архитектора В конце апреля 1833 г. архитектор Руско из Почаева выехал в С.–Петербург. Одних прогонов выдано ему от лавры в оба пути 1776 р. 56 к. ассигнациями. Вскоре, в октябре месяце, по распоряжению Святейшего Синода, прибыл из С.–Петербурга же постоянный епархиальный архитектор Михаловский, и, по предстоявшим ему особенным занятиям постройкам в лавре, назначено ему жить в Почаеве. Немедленно поручено ему Михаловскому, применительно к общей смете, учиненной архитектором Руско, сделать частную смету на покрытие братского корпуса железом, и на починку галереи, с подробным исчислением количества и качества материалов. Архитектор Михаловский к 7–му декабря представил требуемую смету. На покрытие корпуса железом требовалось по ней 42734 р. 48 к. ассигнациями, а на починку галереи 29769 р. 50 к. Для произведения торгов чрез полиции вызваны к 15 января на эти операции контрагенты. Работы предположено производить весной 1834 г., а зимой приготовить нужные материалы. 19. Что лаврой сделано в 1833 г. или предположено сделать? Так как указом Святейшего Синода от 1–го июня 1833 г. за дозволено Почаевской лавре в своей типографии печатать церковные до богослужения относящиеся книги, как то: псалтыри, часословы, общие минеи, служебники, требники, апостолы и триоди – постную и цветную, – также катехизисы – пространный и сокращенный, краткую Священную историю и буквари, по образцам Московской синодальной типографии: то на этот предмет, по распоряжению преосвященного Иннокентия, немедленно озаботились о заготовлении типографской бумаги, и куплено оной в Славуте и Бердичеве 800 стоп на сумму 5147 р. 25 к. ассигнациями, и в том же 1833 г. на первый раз напечатано: псалтыри 1000 экземпляров, пространного катехизиса 2000 экземпляров, – букварей, сокращенного катехизиса и краткой Священной истории по 3 т. экземпляров. Впрочем, пространный катехизис напечатан неудачно: допущены многие ошибки и опечатки. Большое количество экземпляров этой книги доселе остается не проданным.

http://azbyka.ru/otechnik/Agafangel_Solo...

Американец принял православие и готов служить в Российской армии Когда у американца закончился срок действия российской визы, он перебрался на Украину. Спал на Крещатике прямо под открытым небом, подбирал картофель фри, оставленный на столах в «Макдоналдсе». Джордж наконец решился попросить помощи в церкви и в итоге оказался в Почаевской лавре Московского патриархата — главной православной обители на Западной Украине. 29 ноября, 2012 Когда у американца закончился срок действия российской визы, он перебрался на Украину. Спал на Крещатике прямо под открытым небом, подбирал картофель фри, оставленный на столах в «Макдоналдсе». Джордж наконец решился попросить помощи в церкви и в итоге оказался в Почаевской лавре Московского патриархата — главной православной обители на Западной Украине. Как программист из Нью-Йорка чуть не стал монахом в Почаевской обители — Во дурачина! Из Америки сюда удрал! — Эти слова 34-летний Джордж Грин из Нью-Йорка слышит второй год то в Москве, то в Киеве, то в западноукраинской глубинке… А он лишь добродушно улыбается и на смеси английского, русского и украинского терпеливо объясняет, почему променял нью-йоркский комфорт на такую авантюру. А началось все с православия… ПЛАТОК И ЮБКА В ХРАМЕ — НЕ СЕКСИЗМ — Мои родители-протестанты были против крещения во младенчестве, поэтому крестился я уже сам в православном храме незадолго до того, как четко решил: все, уезжаю в Россию! Как-то я случайно зашел на службу в православный храм. И был очарован, понял, что хочу здесь остаться… Батюшка готовил меня к крещению 8 недель! Сидел на религиозных форумах, пытался учить русский, посещал храм по всем праздникам, хотя он в часе езды от моего дома, — рассказывает мне мистер Грин. — Впервые я побывал в России в возрасте 22 лет, с тех пор подумывал у вас осесть. А после того как меня уволили (банк предпочитал нанимать программистов, работающих подешевле, на удаленке), загорелся еще сильнее. Стал присматривать работу в Москве. А друзьям и родне сказал прямо в день отъезда, 1 декабря 2010 года, чтобы не пытались в последний момент меня переубедить.

http://pravmir.ru/amerikanec-prinyal-pra...

до продажи оного, по закону не может быть устранен. Впоследствии само правительство передачу имения в административное управление Штурму признало действием палаты неправильным, и, по определению губернского правления, постановлено с членом ее и с управляющего оной Шванебаха взыскать в пользу лавры 1085 рублей 85 ¼ конек серебром. В таком положении было дело о заставном лаврском имении по 1856 год; в этом же году постановлено было продать это имение, по новой его оценке и новому инвентарному исчислению его доходов. Имение оценено в 100 тысяч рублей серебром. Вотчиник граф Тарновский хотел было выкупить оное, и возвратить деньги лавре; но правительство, на том основании, что срок выкупа уже прошел, оказало ему в этом, и доплатило ему 17 тысяч руб. сер., а имение в 1858 году присоединено на всегда к массе казенных имуществ; лавре же предоставлено пользоваться поземельными с него доходами и от корчемной аренды: но мы увидим после, что эти доходы постепенно были уменьшаемы и наконец доведены до ничтожества, в сравнении с теми выгодами, какие доставляло лавре это заставное имение, когда им сама она владела 195 . 16. О замене лаврской паханной земли в урочище Будках По присоединении заставного лаврского имения в массе казенных имуществ, лавре выделено известное количество пахатной земли и леса с сенокосом, по примеру, как наделяются ими прочие православные обители. Часть этой земли, составляющая 35 десятин, находилась в 7–ми верстах от Почаева в урочище при деревне Будках. По причине этой земле отдаленности, лавра не могла удобрять этой земли, посевы были потравляемы, и самый сбор хлеба был затруднителен. В 1858 году, по желанию, с согласия и преосвященного Арсения, земля эта заменена на землю при местечке, Почаеве, лежащую при дороге в Тараж 196 . 17. О замене лаврской паханной земли в урочище Будках По разрешению Святейшего Синода в 1854 г. печатались, при типографе иеромонахе Дорофее, молитвословы – большие и меньшие, – каноники, месяцесловы, часословы, буквари и акафистники; а также священные изображения на бумаге.

http://azbyka.ru/otechnik/Agafangel_Solo...

Общество Почаевских базилиан, как всякое человеческое общество, не могло не иметь добрых и худых людей. В книге «Szkola Bazyliaska» в главе XXVI говорится, что каждый проступок кого бы то ни было из новициушов или монашествующих замечается супериором на бумаге, и о том в то же время сообщается к сведению всей братии. По прошествии четверти года обыкновенно собирается Духовный капитул для рассмотрения проступков и для подвержения виновных соответствующему наказанию. Каждый из обвиняемых наперед знает б этом, и потому сам просит начальствующих и всю братию в капитульное заседание. Когда все соберутся, поется с коленопреклонением Царю Небесный, и потом все садятся на своих местах. Обвиненный, испросив благословение у супериора, сам молится, чтобы Господь дал ему терпение к выслушанию напоминания и желание исправиться. Затем поклонившись всем, выносит на средину стул, и закрывши лице каптуром (клобуком) сам садиться на стул и слушает приговор. Ему кратко приводятся на память обязанности, которые он должен был исполнять и против которых провинился. Если проступок не слишком важен, то наказание ограничивается выговором и напоминанием, чтоб впредь вел себя лучше: но если преступление велико, то употребляется в дело и дисциплина (треххвостка). Магистр капитула это действие каждый раз записывает в капитульную о наказаниях книгу (стр. 231). Из дел архива не видно, чтобы кто из Почаевских базилиан был судим за преступления очень важные. Если они и были, то базилиане умели скрыть их пред миром. Хотя же провинциалы всякий раз, после обозрения монастыря, заметив беспорядки, давали супериорам предписание, чтобы усугублять наблюдение за нравственностью иноков, и тем самым намекали, что поведение их не было безукоризненное, но это делали в общих чертах и ни о ком, ни о чем гласно не выставляли. Главнейшим пороком считалось пьянство, и потому замеченных в сем пороке предавали беспримерно жестокому истязанию. Провинившийся, не смотря на то, будет ли новициуш, или монах, имеющий даже степень священства, наказывался телесно дисциплиной (ременной треххвосткой) и при том публично пред братией в трапезе, во время обеда. В первый раз, сняв с него habit (обыкновенную иноческую одежду), велели ему стать на средине трапезной залы, и медленно читать первый псалом: Блажен муж, иже не иде на совете нечестивых и пр., в продолжение этого чтения один из братии задает ему удары по плечам сказанной дисциплиной. Попавшегося второй раз наказывали таким же образом, только вдвое больше, т. е. он читает 1-й и 2-й псалом, и в продолжении этого чтения получал удары. За третьим разом велено ему кроме 1 и 2-го псалма читать 3-й псалом, и в продолжение этого чтения наказывали его таким же образом. Потом наказываемому не давали есть – за первым разом один день, за вторым – два, за третьим – три, и так постепенно поступали с ним, покуда страсть к пьянству не угаснет. 143 16. Поведение Почаевских базилиан в последнее время

http://azbyka.ru/otechnik/Agafangel_Solo...

Новости Полиция Украины завела уголовное дело из-за нарушения карантина в Почаевской лавре 20.04.2020 10:55 Почаевская Успенская лавра. Фото: РИА Новости/М. Юрченко Киев, 20 апреля. Полицейские завели уголовное дело из-за нарушения карантина в Свято-Успенской Почаевской лавре на Пасху, сообщает РИА Новости со ссылкой на пресс-службу Национальной полиции Украины. Накануне Нацполиция Украины зафиксировала нарушение карантина во время службы в Почаевской лавре в Тернопольской области: священники пускали в храм людей вопреки предварительным договоренностям. «Начато уголовное производство по статье 325 ( " нарушение санитарных правил и норм по предотвращению инфекционных заболеваний и массовых отравлений " ) Уголовного кодекса Украины, которая предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от пяти до восьми лет», – говорится в релизе. На прошлой неделе сообщалось, что коронавирус обнаружен у трех священников и пяти хористов Свято-Успенской Почаевской лавры в Тернопольской области. Правительство Украины с 12 марта из-за вспышки коронавируса COVID-19 ввело общенациональный карантин. С 6 апреля карантинные меры в стране были ужесточены, в частности, правительство запретило собираться на улице в группы более двух человек, за исключением случаев сопровождения детей. Также запрещается гулять в парках, лесопарковых зонах и набережных, посещать спортивные и детские площадки. Украинцев обязали носить средства индивидуальной защиты и при выходе из дома иметь при себе документы, подтверждающие личность. Также ограничено количество работающих пунктов пропуска на госгранице Украины. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

«Правмир» продолжает следить за ситуацией. 25 февраля. ПРАВМИР. По состоянию на 14.00 обстановка в Свято-Успенской Почаевской лавре спокойная, попыток захвата обители не предпринимается. Об этом корреспонденту «Правмира» сообщил по телефону привратник монастыря. По его словам, почти все автобусы с людьми, приехавшие к Лавре утром, уже уехали. На подъезде к обители осталось незначительное количество неизвестных людей, примерно полтора-два десятка. «Правмир» продолжает следить за ситуацией. Напомним, утром 25 февраля шесть или семь автобусов с людьми приехали в Почаев. Братия закрыла ворота Лавры на въезд. К воротам с молитвой вышли братия, семинаристы и все паломники, которые сейчас находятся в Лавре. Наместник Лавры митрополит Почаевский Владимир попросил молитв всех православных для предотвращения каких-либо конфликтов вокруг святыни. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 сентября, 2022 19 июня, 2022 23 мая, 2022 17 мая, 2022 28 апреля, 2022 15 апреля, 2022 13 апреля, 2022 16 марта, 2022 16 марта, 2022 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/obstanovka-v-pochaevsk...

Дело было так. «Батюшка Палладий — старый насельник, давно живет в Лавре, и служил, и трудился, хоть и строптивый имеет нрав, но всё-таки свой, лаврский, — так, сидя у себя в покоях, думает наместник Почаевской Лавры архимандрит Иаков, — почему бы ему к Пасхе не сделать приятное, не наградить его митрой?!» Сказано-подумано-сделано. И вот наместник едет во Львов к митрополиту Николаю и просит, упрашивает его наградить отца Палладия, мол, долго служит, живет в Лавре, хоть и строптивый, но всё же свой, что ж не сделать приятное старцу к празднику… Тот, зная его, не очень-то соглашается, но под конец разговора, уступив длинным просьбам, говорит: «Ладно, ладно, на входе вынесите митру, я его награжу». И вот нарочитый день, нарочитый праздник, владыка Николай приезжает в Лавру. Служит литургию. Подходит время Малого Входа, выводят на средину церкви отца Палладия, выносят митру на подносе. Владыка Николай зачитывает Указ о награждении насельника Почаевской Лавры игумена Палладия митрой. И здесь! Ну, с кем не бывает, митрополит то ли недосмотрел, то ли было неразборчиво или неправильно напечатано, то ли очки были слабые, неправильно прочитал фамилию, вместо Березовского провозгласил Березняковского. Отец Палладий и тут не вытерпел: — Владыко, что вы там это начитали, моя фамилия не Березняковский, а Березовский, смотреть надо лучше! Или если не видите в эти очки, подберите и наденьте другие, посильней! Владыка обиделся, замахал руками: — Ой, не буду его награждать. И здесь не смолчал. Несите митру назад в алтарь. Не буду! Не хочу! Митра на подносе была благополучно и торжественно ретирована в алтарь вместе с ненаграждённым отцом Палладием. Литургия пошла служиться далее своим чередом, в мирном великолепии, без митры на подносе. Проходит не одна весна, а с нею не одна Пасха. Опять едет архимандрит Яков к митрополиту во Львов и опять, между прочими делами, просит за отца Палладия, мол, старый насельник, давно живет в Лавре, давайте всё–таки его наградим, уж про то, Бог с ним, какой там он есть, больше терпели и на дальше стерпится. Владыка: «Не хочу, он строптивый». «Та давайте…», — упрашивает наместник. «Ну ладно! Выносите митру. Наградим». Как всегда уступил усиленным просьбам отца Якова владыка Николай.

http://pravmir.ru/ispoved-iscelyayushhay...

— Осуждали? — Немножко. С неполным таким пониманием относились. — В чем была опасность экуменизма? — Опасались расцерковления, какого-то светского уклона, может быть, даже какого-то отступления от православия, ослабления его позиций. — Какое у вас отношение к самому сейчас востребуемому в Лавре человеку — архимандриту Науму? — У меня к нему отношение посредственное. Я не очень был с ним близок. Хотя я с ним постоянно общался и даже советовался … Я считаю, что нельзя все духовничество сводить к мнению одного лица. Советоваться надо братии и по этому поводу тоже. Почему бы не сделать так: братия в Лавре — 56 человек, есть грамотные иеромонахи, окончили Академию. Давайте кому-нибудь поручим написать доклад об исповеди или о таинстве покаяния. Пусть он после обеда на 15 минут выступит и его нам прочтет. Хотя мы можем по этому поводу немного поспорить, но это будет какая-то жизнь, какой-то рост. Пусть наместник наставление братии скажет по этому поводу, это необходимо. — Вас кто-то учил жизни в монастыре? — Меня учила сама жизнь, а начатки я получил у своего старшего брата Венедикта. Он мне всегда говорил: «Смотри, так может быть, и так может быть». Очень четко ставил вопрос. Сам он прошел суровую школу. Потом это скитание по приходам, друзья и недруги, все это сложилось в какой-то жизненный опыт. На основе его добрых подсказок, на основе своей такой ненужной, плохой монашеской жизни и каких-то наблюдений, переживаний приходишь к каким-то выводам. — А он был такой «тертый» монах? — Партизан — можете себе представить. Всю войну под кустами. У него были какие-то государственные награды. Они окончили войну эту в Молдавии, из Молдавии приходили награды, мы их… — …Складывали в коробочку? — Не нужны эти награды, нас Господь наградит. — То есть, Вы монах Почаевской школы? — Нет, я бы не отнес себя к почаевским. Я сравниваю общее настроение Почаевской Лавры и нашей — есть какая-то разница. Почаевские монахи чаще видят недостатки своих братьев, как-то болезненно на это реагируют. А в Загорске — там помягше. Почаевские могут покритиковать наместника — и за дело, и без дела. Богослужение у них немножко построже, потруднее. В Загорске чуть помягче устав, не так требовательны. Поэтому мне почаевский стиль не подходит. Ты монах, должен в себя смотреть.

http://pravmir.ru/arxiepiskop-gomelskij-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010