Похвала Богоматери



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012

Благоверный князь Александр Невский в памятниках ...Искать в Источникеazbyka.ru
... благоверному князю Димитрию Донскому в Куликовской битве) и «Чудо в битве на Молодех» (Александр Невский, святые князья Борис и Глеб, князья Андрей, Всеволод, Георгий и Ярослав принимают участие в сражении русского войска с крымским ханом Девлет-Гиреем в 1572 г.) . В некоторых клеймах над гробницей Александра Невского на высокой подставке помещена аналойная икона с поясным изображением князя (в схиме) , что, возможно, воспроизводит конкретные реалии Рождественского собора, где пребывали мощи святого. В монашеском облачении он представлен на иконе «Древо Московского государства» («Похвала Богоматери Владимирской») , написанной Симоном Ушаковым в 1668 г. (ГТГ) . Образ его размещен справа, у основания Древа государства. Обе ветви, символизирующие две составные части государства – власть светскую и духовную, произрастают из Успенского собора Кремля и окаймляют чудотворный образ Богоматери Владимирской. В живописи XVII в. известно немало примеров иконографии монашеского варианта, как на иконе из церкви Успения на Апухтинке в Москве (ГТГ) . Во Владимире, в связи с особым почитанием Александра Невского как местного святого, была написана икона «Христос Вседержитель ... текст полностью ...
Вятская и Слободская Епархия — Статьи — ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... «Прп. Трифон и блж. Прокопий перед иконой Божией Матери «Знамение»» (КОХМ) , первоначально находившаяся в Богоявленском верхочепецком мон-ре. В 1775 г. икона была принесена в слободской Крестовоздвиженский мон-рь и поставлена в ц. во имя арх. Михаила. В XIX - нач. XX в. были распространены иконы обоих изводов, а также появились единоличные изображения блж. Прокопия на фоне храма. Иконы местночтимых святых создавались в это время в мастерских вятских иконописцев либо были привозными (собрание КОХМ) . С именем прп. Трифона предание связывает принесение в вятские мон-ри таких икон, как «Похвала Богоматери с Акафистом» (КОХМ) в первый деревянный Успенский собор Трифонова мон-ря - рус. список сер. XVI в. с иконы греч. мастера посл. трети XIV в. из Успенского собора Московского Кремля (ГММК) . По документам слободского Крестовоздвиженского мон-ря, как дар Н. Г. Строганова прп. Трифону в нач. XVII в. указан малый деисусный чин с центральной иконой «Спас в силах» (КОХМ) , установленный в надвратной монастырской ц. во имя арх. Михаила. Он отличается изысканностью цветовой гаммы с преобладанием различных оттенков красного, нарядностью декора, мягкой манерой письма и ... текст полностью ...
КАЛУЖСКАЯ И БОРОВСКАЯ ЕПАРХИЯИскать в Источникеpravenc.ru
... Владимирская, Вологодская, Костромская, Тверская и Ярославская области. Как и в большинстве регионов России, монументальная живопись остается здесь наименее изученной, особенно это касается произведений XVIII - нач. XX в. Древнейшей является стенопись в трапезной (1511) храма в честь Рождества Христова Пафнутиева Боровского мон-ря. Мастерам школы Дионисия приписывают изображение Нерукотворного образа Спасителя над сев. входом в подклете сев. паперти храма ( 1-я четв. XVI в. ) , где находился в заточении протопоп Аввакум. В сев. паперти сохранился образ прп. Пафнутия, на своде - «Похвала Богоматери», в люнетах - «Рождество Христово» и «Благовещение», на стенах - ростовые фигуры святых; В. Д. Сарабьянов датирует росписи 40-ми гг. XVI в., среди них - древнейшие в русском искусстве изображения «Неопалимой Купины» и сивилл. До наст. времени уцелели графьи и следы красочного слоя наружных фресок XVI в. на сев. и вост. фасадах («Рождество Христово», «Избиение младенцев», «Бегство в Египет») . Крупнейший сохранившийся памятник древнерус. монументальной живописи на территории К. и Б. е. - росписи собора в честь Рождества Пресв. Богородицы Пафнутиева Боровского мон-ря ... текст полностью ...
Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах -Искать в Источникеprihod.ru
... жезл, скрижаль, кивот, свещник, трапезу, гору несекомую, златую кадильницу и скинию, дверь непроходимую, палату, и лествицу, и престол Царев ». На основе этой песни на иконах изображают следующих ветхозаветных пророков, держащих в руках определённые предметы: Иакова с лестницей, Моисея с Неопалимой Купиной, Валаама со звездой, Гедеона с руном, Иезекииля с вратами, Иеремию со скрижалью, Исаию с клещами и углём, Иессея и Аарона с процветшими жезлами, Давида и Соломона с макетами Иерусалимского Храма, Даниила и Аввакума с горами. Древнейшей иконой Похвалы Богоматери в России является икона «Похвала Богоматери с Акафистом» из московского Успенского собора, созданная греческим мастером во второй половине XIV века. Икона «Похвала Богоматери с Акафистом», XIV век В день Похвалы в похвальскую субботу Святой князь Александр Невский одержал победу над немецкими рыцарями на льду Чудского озера. Об этом сообщается в летописях, в том году 5 апреля - совпало с днем субботы Похвалы Божией Матери. Храм Христа Спасителя и церковь Похвалы Пресвятой Богородицы ( 1912-1915гг. ) В Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы стало благочестивой традицией ежегодно на Похвалу Божией ... текст полностью ...
В Саратове откроется выставка икон из собрания ...Искать в Источникеpatriarchia.ru
... Богородица заняла особое место в русской культуре, в духовной жизни православного человека. Деве Марии посвящены многочисленные храмы, иконы, песнопения, молитвы. Выставку, которая включает важнейшие иконописные образы Богородицы и дает возможность почувствовать особенности ее почитания в православной традиции, сопровождает иллюстрированный и аннотированный каталог, подготовленный сотрудниками Ярославского художественного музея А. В. Федорчуком и О. Б. Кузнецовой. В экспозиции представлено 29 икон XV — начала XX столетий, исполненных в разных художественных центрах. В центре иконы «Похвала Богоматери» (XVII век) , давшей название выставке, — восседающая на престоле Дева Мария, окруженная пророками. Символические атрибуты и тексты свитков передают ветхозаветные пророчества о Богородице и приходе на землю Спасителя. Самая ранняя из икон — «Распятие Христово» — создана в XV веке и принадлежит прославленной новгородской школе. Наиболее значительная группа икон представляет образы Пресвятой Богородицы с Младенцем. XVI веком датируется изображение Одигитрии Смоленской. Одигитрия (греч. «Путеводительница») — наиболее торжественный тип богородичных образов. Композиция с ... текст полностью ...
Выставка «Иконы Ярославля XV-XX вв. из собрания ...Искать в Источникеpatriarchia.ru
... Богородица заняла особое место в русской культуре, в духовной жизни православного человека. Деве Марии посвящены многочисленные храмы, иконы, песнопения, молитвы. Выставку, которая включает важнейшие иконописные образы Богородицы и дает возможность почувствовать особенности ее почитания в православной традиции, сопровождает иллюстрированный и аннотированный каталог, подготовленный сотрудниками Ярославского художественного музея А. В. Федорчуком и О. Б. Кузнецовой. В экспозиции представлено 29 икон XV - начала XX столетий, исполненных в разных художественных центрах. В центре иконы «Похвала Богоматери» (XVII век) , давшей название выставке, восседающая на престоле Дева Мария, окруженная пророками. Символические атрибуты и тексты свитков передают ветхозаветные пророчества о Богородице и приходе на землю Спасителя. А самая ранняя из икон — «Распятие Христово» — создана в XV веке и принадлежит прославленной новгородской школе. «Распятие» — важнейшее событие земной жизни Сына Божия, символ победы жизни над смертью. Кресту, утвержденному на Голгофе с черепом Адама, предстоят скорбящие Богородица и апостол Иоанн Богослов, любимый ученик Христа, которому Он поручает ... текст полностью ...
В Саратове открылась выставка икон Божией Матери ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... левой рукой, правой указывает на Него как на истинный путь спасения. Икону не случайно называют богословием в красках. Часто она повествует о евангельских событиях, в символических образах раскрывает понятия христианства. Древнейшая икона, представленная на выставке – " Распятие Христово " – написана в XV веке. Центральную сцену замечательного образа " Рождество Христово " XVIII века сопровождают изображения ангельского благовествования пастухам о приходе Спасителя, путешествие и поклонение волхвов, бегство Святого Семейства в Египет. А название выставке дала икона XVII столетия " Похвала Богоматери " . Эту " похвалу " принесли Отроковице ветхозаветные пророки, единодушно склонившиеся перед Ее престолом, в благодарность об исполнении чаяний исстрадавшегося народа Божия, об избавлении от рабства греху. Открывая выставку, искусствовед Ксения Федорова отметила особый интерес к иконографии Божией Матери. За последние годы выставки богородичных икон прошли в ведущих российских музеях, в том числе в Русском музее и в Третьяковке. Они вызывают огромный интерес и неизменное теплое чувство; они в высшей степени поэтичны, ведь названия многих образов – это слова молитв и ... текст полностью ...
Храмы в честь праздника Похвалы Богородицы в ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... в честь праздника Похвалы Богородицы в Московском Кремле Похвала Богоматери с Акафистом. Середина XVI в. Фрагмент В 625 году от Рождества Христова в субботу 5-й недели Великого поста Константинополь осадили иноверцы персияне. Император с войском вышел врагам навстречу, но те коварно напали на беззащитную столицу с моря. Весь город пал в слезной молитве пред образом Пресвятой Богородицы. И после того, как патриарх опустил в море край иконы, поднялся шторм и потопил вражеские корабли. Так в чудесно спасенном Константинополе утвердился новый церковный праздник во славу Божией Матери, именуемый «Похвалой Богородицы». Именно с этого праздника в далеком XII веке началась история Москвы и самого Кремля. «Похвалився, на Русь пошли…» Праздник Похвалы Богородицы стал историческим днем рождения Москвы. В канун этого церковного праздника, в пятницу 4 апреля 1147 года, суздальский князь Юрий Долгорукий (сын Владимира Мономаха, правнук Ярослава Мудрого и византийского императора Константина Мономаха) принимал у себя в гостях князя новгород-северского Святослава Ольговича – отца того самого князя Игоря, который потом был воспет в «Слове о полку Игореве». В те годы Русь раздирали ... текст полностью ...
Дневник. Том VI. 1864 г., Декабрь - читать, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... враже мой, да как я доселе следую тебе, повинуюсь тебе? Ты вооружаешь меня злобою на других за то, что они стоят всякого почтения, любви и ласки; ты производишь во мне ложный стыд того, что есть добро и что составляет истинную славу мою. Господи Иисусе, подвигоположниче наш! Сотвори, да Твой немощный сосуд благодатию Твоею всегда посрамляет и посрамит лживого, нелепого, мечтательного сопротивника Твоего и нашего, – буди, Творче и Владыко наш Господи! Да будет существом сердец наших любовь и никогда – это чудовище злобы, грызущее нас! Благословена Ты в женах [ Лк. 1, 28 ]. Это великая похвала Богоматери от Самого Бога. Ева навлекла на себя и на весь род человеческий проклятие своим непослушанием, а Пресвятая Дева Мария привлекла на Себя и на род человеческий благословение Своим послушанием. Благословена Ты в женах – то есть Отец Небесный Сам восхваляет Тебя за Твою святыню, чистоту, послушание. Что такое благословение священника? – Благословение Иисуса Христа и вместе Отца нашего Небесного. Адам навлек проклятие на себя и на род человеческий, а Господь Иисус Христос, новый Адам, заслужил нам благословение, и это благословение чрез священников преподает всем ... текст полностью ...
Богословие иконыИскать в Источникеpravmir.ru
... в виде Оранты, а над ней - ангелы, как бы приподнимающие завесу, - очевидно, наряду с видением Андрея Юродивого, здесь используется описание еженедельного чуда, совершавшегося во Влахернском храме: каждую пятницу на всенощной чудесно (ангельской силой) приподнималась завеса над изображением Богоматери в алтаре и опускалась в субботу утром. В обоих вариантах иконы " Покрова " изображается также Роман Сладкопевец (в нижнем ряду, в центре) , память которого также приходится на 1 (14) октября. Потир - сосуд в форме кубка для евхаристического вина, используемый при богослужении. Похвала Богоматери - Особый праздник, установленный в честь Богоматери и отмечаемый в субботу пятой недели Великого поста. Икона, представляющая Богоматерь на троне в окружении пророков с символическими атрибутами их пророчеств о воплощении Христа, о чудесном рождении Бога от Девы. На иконе изображается, как правило, не более тринадцати пророков (со свитками или символами) : Иаков с лествицей, Моисей с Купиной, Валаам со звездой, Гедон с руном, Иезекииль с вратами, Иеремия со скрижалью, Исайя с клещами и углем, Иессей и Аарон с процветшими жезлами, Давид и Соломон с моделями ... текст полностью ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012

Постоянная ссылка на эту страницу: Похвала Богоматери
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"