Похвала Богоматери



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013

Выставка "101 икона из Ярославля" : Портал ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... словам старшего научного сотрудника музея и куратора выставки Алексея Федорчука, только 10 икон представлены в действующей экспозиции Ярославского художественного музея, остальные хранятся в фондах музея и лишь изредка экспонировались на выставках. " В Третьяковской галерее посетители смогут увидеть иконы первой половины XVII столетия - " Богоматерь Корсунская " , " Вознесение " , " О тебе радуется " , " Похвала Богоматери с клеймами акафиста " , " Рождество Христово " . Особенно интересна представленная на выставке икона " Святитель Иоанн Златоуст с житием в 52 клеймах " , - рассказал А. Федорчук. Он отметил, что основную часть экспонатов составляют иконы второй половины XVII века. Это работы ярославских художников и мастеров, приглашавшихся в Ярославль: икона мастера Оружейной палаты Федора Евтихиева Зубова " Илья Пророк в пустыне " и праздничный чин из церкви Ильи Пророка, созданный мастерами костромской иконописной артели, во главе которой стоял знаменитый Гурий Никитин. Более половины из сорока произведений XVIII столетия никогда не демонстрировались в нашей стране, а шестнадцать икон были отреставрированы специально для этой выставки. Особый интерес ... текст полностью ...
Десять веков святого Владимира. Родъ правыхъ ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... Труды VII археологического съезда в Ярославле. 1887. Т. 3. М., 1892. С. 46. № 11; Силкин А. В. Строгановское лицевое шитье. М., 2002. Кат. 143. 7 Горстка А. Н. Об иконе «Древо Киево-Печерских святых» из Углича ПКНО. 1999. М., 2000. С. 301–314. 8 Флоря Б. Н. Шлевис Г. Антоний, Иоанн и Евстафий Православная энциклопедия. Т. 2. М., 2001. С. 666–668. 12 Щенникова Л. А. Икона «Древо государства Московского» Христианские реликвии в Московском Кремле. М., 2000. Кат. № 82. С. 252–253; Чубинская В. Г. Икона Симона Ушакова «Богоматерь Владимирская», «Древо Московского государства», «Похвала Богоматери Владимирской» ( Опыт историко-культурной интерпретации ) ТОДРЛ. Т. 38. Л., 1985. С. 290–308. 13 Лазарь Баранович, архиеп. Меч духовный… или книга проповеди слова Божьего. Киев, 1666. Л. 2 об. ; упом. : Преображенский А. С. Иконография Владимира Святославича Православная энциклопедия. Т. 8. М., 2004. С. 690–718. 14 Серебрянский Н. Древнерусские княжеские жития (обзор редакций и тексты) . М., 1915 ( Оттиск из ЧОИДР, 1915. Кн. 3 ) . Прилож. С. 16, 21. 16 Путеводитель по Ростовскому музею церковных древностей. М., 1911. Кат. 4621; Преображенский А. С. ... текст полностью ...
Благоверный князь Александр Невский в памятниках ...Искать в Источникеazbyka.ru
... благоверному князю Димитрию Донскому в Куликовской битве) и «Чудо в битве на Молодех» (Александр Невский, святые князья Борис и Глеб, князья Андрей, Всеволод, Георгий и Ярослав принимают участие в сражении русского войска с крымским ханом Девлет-Гиреем в 1572 г.) . В некоторых клеймах над гробницей Александра Невского на высокой подставке помещена аналойная икона с поясным изображением князя (в схиме) , что, возможно, воспроизводит конкретные реалии Рождественского собора, где пребывали мощи святого. В монашеском облачении он представлен на иконе «Древо Московского государства» («Похвала Богоматери Владимирской») , написанной Симоном Ушаковым в 1668 г. (ГТГ) . Образ его размещен справа, у основания Древа государства. Обе ветви, символизирующие две составные части государства – власть светскую и духовную, произрастают из Успенского собора Кремля и окаймляют чудотворный образ Богоматери Владимирской. В живописи XVII в. известно немало примеров иконографии монашеского варианта, как на иконе из церкви Успения на Апухтинке в Москве (ГТГ) . Во Владимире, в связи с особым почитанием Александра Невского как местного святого, была написана икона «Христос Вседержитель ... текст полностью ...
Владимирская | Православие и мирИскать в Источникеpravmir.ru
... русская иконография образа Владимирской именуется «Насаждение древа государства Российского». Первая такая икона написана была на исходе Древней Руси, в 1668 году, царским иконописцем Симоном (Пименом) Ушаковым для церкви Троицы в Никитниках в Китай-городе. Здесь, по мнению исследователей, Московский Кремль предстает аллегорией райского сада. Это икона – панегирик, торжественная похвала главной святыни Русского государства – образу Владимирской Богоматери, изображение которой расположено в центре. На иконе изображены Успенский собор, кремлевская Спасская башня с курантами, святители Петр и Алексий, поливающие произрастающее из-за кремлевской стены пышное древо; на ветвях — медальоны с сонмом русских святых, а в центре — овальный образ Владимирской. Как в иконе «Похвала Богоматери» библейские пророки пишутся с развернутыми свитками, на коих начертаны слова акафиста, так и на этом образе небесные покровители Руси славят и восхваляют Пречистую, моля Ее о заступничестве за государство Российское. Здесь есть и изображение Христа, подающего «покров свыше». Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения Редакции. ... текст полностью ...
"Святая Русь": памятник за памятником (+ фото) | ...Искать в Источникеpravmir.ru
... Реставрирована в 1964 году в ГРМ И. П. Ярославцевым КБИАХМЗ инв. КП-2084, ДЖ-847 слева: БОГОМАТЕРЬ НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА Середина – вторая половина XVI века. Оклад – 1630–1640-е годы Москва, Оружейная палата Дерево; темпера; оклад – серебро; чеканка, позолота 137 x 102, 5 x 4 Поступила в 1924 году Происходит из местного ряда иконостаса церкви преподобного Кирилла Белозерского. С 1668 года находилась в местном ряду иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря Реставрирована в 1975 году в ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря Г. З. Быковой КБИАХМЗ инв. ДЖ-312; КП-1958; ДМ-231 справа: ПОХВАЛА БОГОМАТЕРИ, С АКАФИСТОМ Середина XVI века Москва Дерево; темпера 146 x 112, 7 x 3, 5 Поступила в 1934 году из ЦГРМ Происходит из местного ряда иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря Раскрыта в 1961–1963 годах в ГРМ И. П. Ярославцевым ГРМ инв. ДРЖ-1834 Наплечник (Armilla) Воскресение Христово. Мозельская школа Золоченая медь; выемчатая эмаль, перегородчатая эмаль Находился в XVII веке в Успенском соборе во Владимире; с 1919 – во Владимирском музее, в 1933 – продан за границу и приобретен Обществом друзей Лувра в Париже у антиквара Н. Бримо. Подарен ... текст полностью ...
Реформатор иконописания. Симон Ушаков – через ...Искать в Источникеpravmir.ru
... 1652 года, эту тему отражают еще три произведения начала 1660-х годов, представленные на выставке. Икона Богоматери Владимирской с избранными святыми на полях 1660 года происходит из Успенского собора Флорищевой пустыни, и, судя по пространной надписи в ее нижней части, это вклад самого художника в Успенскую обитель – свидетельство того, что художник был, во-первых, достаточно состоятелен для того, чтобы делать собственные вклады, а во-вторых, весьма религиозен. Еще одна Владимирская икона написана по заказу игумена московского Сретенского монастыря Дионисия в 1662 году. Третий образ – знаменитая икона «Похвала иконе Богоматери Владимирской» или «Древо Государства Московского» 1663 года. Названия эти поздние и более или менее условные, поскольку оригинального ее названия мы не знаем, а в описях XIX века она называлась «Образ Владимирской с московскими чудотворцами». Вокруг медальона с иконой Богоматери располагаются изображения московских святых и некоторых знаменитых исторических деятелей. Галерея этих персонажей начинается с основателей Московского княжества – князя Ивана Калиты и митрополита Петра, который перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву и основал ... текст полностью ...
Память святой великомученицы Екатерины — Статьи — ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... в кремлевской ц. Рождества Богородицы, «что на сенях у царицы (упом. с 1613 - Павлович Г. А. Храмы средневек. Москвы по записям ладанных книг Сакральная топография средневек. города М., 1998. С. 154) . Е. была посвящена также походная церковь, сопровождавшая рус. войско во время победоносного похода на Казань в 1552 г. ( ПСРЛ. Т. 13. Ч. 1. С. 205; Ч. 2. С. 500 ) . В Твери ц. во имя Е. (каменная с 1781) находилась в Затверецком посаде (Комаров Б.) Чертеж города Твери до перепланировки XVIII в. Архит. наследство. М., 1956. Вып. 6. С. 153, 155 (.) Частицы мощей Е. содержались в 2 реликвариях из Благовещенского собора Московского Кремля - наперсном кресте-мощевике ( ГММК, инв. МР-3671 ) 1470-х (?) гг. (Царский храм: Святыни Благовещенского собора в Московском Кремле. М., 2003. С. 266-268; кат. 94) и в резной иконе-складне «Похвала Богоматери» с избранными святыми на обороте (ГОП. Инв. 236БЛ) 3-я четв. (?) XV в. (Николаева Т. В. Произведения русского прикладного искусства с надписями XV - 1-й четв. XVI в. М., 1971. С. 58-59, № 40) . Появление частиц мощей и распространение почитания Е. в Москве в это время исследователи связывают с приездом на Русь Софии Палеолог. ... текст полностью ...
Монументальная живопись Благовещенского собора — ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... введение дополнительных эпизодов и персонажей, стремление наиболее подробно иллюстрировать текст. Мн. композиции являются уникальными в рус. монументальной живописи. В скуфье центральной главы помещено погрудное изображение Господа Вседержителя, ниже - 8 архангелов, между окнами - праматерь Ева, праотцы Адам, Авель, Ной, Енох, Сиф, Мельхиседек и Иаков (все в рост) , в основании - 12 медальонов с изображением сыновей Иакова - «Колен Израиля». В сев. -вост. главе - «Богоматерь Знамение», ниже - полуфигуры пророков с развернутыми свитками. Основой для этой композиции, возможно, послужила «Похвала Богоматери». Скуфью юго-вост. главы занимает изображение Саваофа (одно из наиболее ранних в рус. живописи) в окружении херувимов. В парусах центральной главы написаны евангелисты, на подпружных арках - пророки в рост. Нетрадиционно изображение прор. Моисея с пышными волосами и короткой бородкой, облаченного в царские одежды, с чашей в руках. Праздники написаны на сводах и в люнетах центральной части храма и вимы: на вост. столпах - «Благовещение», ниже помещены композиции «Спас Недреманное око» и «Моисей перед Неопалимой купиной»; в люнете юж. стены - «Рождество Христово», в ... текст полностью ...
Вятская и Слободская Епархия — Статьи — ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... мон-ря (обе в КОХМ) . В кон. XVII в. появилась икона «Прп. Трифон и блж. Прокопий перед иконой Божией Матери «Знамение»» (КОХМ) , первоначально находившаяся в Богоявленском верхочепецком мон-ре. В 1775 г. икона была принесена в слободской Крестовоздвиженский мон-рь и поставлена в ц. во имя арх. Михаила. В XIX - нач. XX в. были распространены иконы обоих изводов, а также появились единоличные изображения блж. Прокопия на фоне храма. Иконы местночтимых святых создавались в это время в мастерских вятских иконописцев либо были привозными (собрание КОХМ) . С именем прп. Трифона предание связывает принесение в вятские мон-ри таких икон, как «Похвала Богоматери с Акафистом» (КОХМ) в первый деревянный Успенский собор Трифонова мон-ря - рус. список сер. XVI в. с иконы греч. мастера посл. трети XIV в. из Успенского собора Московского Кремля (ГММК) . По документам слободского Крестовоздвиженского мон-ря, как дар Н. Г. Строганова прп. Трифону в нач. XVII в. указан малый деисусный чин с центральной иконой «Спас в силах» (КОХМ) , установленный в надвратной монастырской ц. во имя арх. Михаила. Он отличается изысканностью цветовой гаммы с преобладанием различных оттенков ... текст полностью ...
Иконография, относящаяся к Акафисту Богородицы — ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... ; вмч. Георгия в Воронце, 1547 г. ; вмч. Георгия, ок. 1547 г., и вмч. Димитрия, 1537–1538 гг. ; в Сучаве; Вознесения монастыря Сучевица, 1580–1595 гг., и др. Фрагменты цикла Акафиста Богородице встречаются также на Украине и в Грузии: в церкви св. Онуфрия в Лаврове (Украина) , XVI в. ; церкви Богоматери в Ахали Шуамта (Грузия) , 50-е гг. XVI в. Сравнительно недавно получил известность обширный круг поствизантийских икон с Акафистом Богородице: румын. икона «Богоматерь Одигитрия с Акафистом» из монастыря Патерон в Зитсе (ныне в епископском дворце в Яннине) , XV в. (XVII? в.) ; икона «Похвала Богоматери с Акафистом» мастера Георгия Клонцаса, кон. XVI в. ( Греческий ин-т в Венеции ) ; икона из скита св. Евстафия на Афоне (близ Ивирона) , XVI–XVII вв. ; икона «Богоматерь с Акафистом» мастера Иоанна Кастрофилакса из монастыря Кенургиу (Крит) , XVII в. ; критская икона «Панагия Сиссиотисса с Акафистом» мастера Стефана Цангоролоса из монастыря Сиссион в Кефалонии (Греция) , ок. 1700 г. ; болг. икона «Богоматерь Одигитрия с Акафистом» мастера Николая, 1886 г. ; мелькитская икона из Бейрута, приписываемая мастеру Юсуфу аль-Мусавиру, 70-е гг. XVII в. Среди поствизантийских ... текст полностью ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013

Постоянная ссылка на эту страницу: Похвала Богоматери
Православный справочник - Источник из Источников "ПОИСКОВ.РФ"