4 . Предание о житии Святой Девы обосновалось свидетельствами: св. Епифания Кипрского , бл. Иеронима Стридонскаго , Георгия Никомидийскаго ; в описании «о древностях Иудейских» еврейского историка Иосифа Флавия подробно изложено о домах при Иерусалимском храме и кто в в них содержался. 5 . " Ангел вошед к Ней сказал: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою« ( Лyk. I, 28, 32 ). 6 . " И всякая дочь, наследующая удел в коленах сынов Израилевых, должна быть женою кого-нибудь из племени колена отца своего». ( Чuc. XXXVI, 7–10 ). 7 . " И откуда мне это, что пришла Матерь Господа моего ко мне?« ( Лyk. I, 43–55 ). »...и родила Сына Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостиннице« ( Лyk. II, 7 ); Она сразу служила Богомладенцу т.к. родила безболезненно; »... и вошедши в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его и падши поклонились Ему; и открывши сокровища свои, принесли Ему дары: золото и ладан и смирну» ( Mф.II, 11 ). 87. Какия наивысшия достоинства Божией Матери прославляет Православная Церковь ? 1 . Она была Пречистая Дева до Рождества Христова, пребыла Девою в Рождестве Его, и навеки осталась Девой по Рождестве. Она – Приснодева ( Лyk. I, 34 и 35; Mф. I, 20 ). 2 . Ею рожден воплотившийся Сын Божий: Она – Богородица ( Mф.I, 21 ; Uoah. I, 14 ). 3 . Ея близость к Богу в Рождестве, в деле Искупления, облагодатствование Святым Духом при зачатии и вторично во время Сошествия Его при возглавлении Ею апостолов, – все возносит Ее Наивысшею из всего сотвореннаго; Она честнейшая и славнейшая небесных сил, Она – Царица Небесная ( Дeяh. I, 14; II, 1–4 ). 4 . Наиблизкая к Богу и усыновлением 50 Ей рода человеческаго, Пречистая является как бы звеном между Творцом и сотворенным миром. В наших молитвах к Богу мы необходимо созерцаем духовный облик Богоматери. Она – Предстательница перед Богом рода христианского. 88. Как Церковь выражает молитвенное прославление Богоматери? Псалмы Ветхозаветной Церкви в сокрытых образах, а Церковь Новозаветная во многообразных прославлениях, выражают самое сердечное восхваление Богоматери. Древняя похвала «Вся слава дщери Царевой внутрь» (Пс. XIIV, 14) – в христианском мире изливается громогласно, именуя Пречистую: «Высотою, недоступной помыслу», «одушевленным храмом», «неистощимым сокровищем жизни», «облистающей образ воскресения», «ключем Христова Царства» и другими дивными догматическими определениями. Множество канонов службы утрени заключают песни тропарями, обращенными к Богоматери, напр.: «Ныне Тобою все наполнилось, Пречистая, Божественным светом, ибо Ты явилась дверью, чрез которую Бог говорил миру» (Богородич. 7-й песни канона службы св. Афанасию Вел., 18 января). Девой Марией как бы завершилась цель миротворения, ибо вновь возрожден образ обоженого человека. Она не перестает служить Церкви, являясь примером и образом поклонения Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Нет, жизнь Богоматери гораздо вернее описывается другими словами того же святителя: «Христианин! Будь, а не кажись: вот одно из важных для тебя правил. Познай несравненное достоинство скромной, тихой, сокровенной добродетели. Ей свойственно быть тайною для земли, потому что она небесной породы и для неба существует». Пресвятая Дева Мария всегда предпочитала именно быть, а не казаться. И потому земная жизнь ее была таким же небесным величием, целомудренно скрытым одеждами смирения, как и провождаемый нами сегодня праздник Введения Ее во Храм… Давайте вслушаемся еще раз в евангельское чтение, которое сегодня, в день отдания праздника Введения, предлагает нам Церковь. В нем описываются, казалось бы, весьма далекие от праздника события: как две благочестивые сестры-иудейки, Марфа и Мария, принимали в своем доме странствующего по стране Спасителя с учениками, и как старшая из них заботилась об угощении гостей, суетилась по хозяйству, а младшая только сидела у ног Учителя и слушала Его наставления. И именно усердие младшей Спаситель оценил выше: Марфа, Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё ( Лк.10:41–42 ). Зачем же читают этот отрывок сегодня, если Пресвятая Богородица в нем не только не упомянута, но и вообще не присутствовала при этом разговоре? Затем, что похвала Спасителя младшей из двух хозяек как нельзя лучше применима и к Его Матери. И, нет, совсем не потому, что Ее тоже зовут Мария. Евангелие говорит о Богоматери очень скупо – но как говорит? И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем ( Лк.2:18–19 ). Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем ( Лк.2:51 ). Иными словами, Богоматерь, смиренно оставаясь как бы в тени Своего Божественного Сына, тем не менее непрестанно занималась богомыслием: вслушивалась и вдумывалась во все, что было с Ним связано – и не просто вслушивалась и вдумывалась, но собственную жизнь сообразовывала с услышанным. Именно это означает традиционный иврито-арамейский оборот (старательно переданный евангелистами на греческом языке) «слагать в своем сердце».

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

Никто не любил Христа больше, чем Она. К Успению Божией Матери. 26.08.2016 06:58:48 Сергей Комаров   О Богородице говорить трудно, и даже страшно - по причине Ее исключительной духовной высоты. Митрополит Антоний Сурожский, начиная беседу о Божией Матери, признавался, что чувствует особый страх, так как есть вещи такие святые, о которых далеко не всякий имеет право распространяться. Если старец-митрополит трепетал, что говорить о нас? Но – любовь преодолевает страх. Мы говорим о Преблагословенной, потому что о Ней трудно молчать, и наступающий праздник призывает всех христиан хвалить Богоматерь. Церковь называет Успение всемирным торжеством и приглашает поучаствовать в нем всякую верующую душу: «Приидите, всемирное Успение всенепорочныя Богородицы празднуем1… Величай, душе моя, от земли на небо честное преставление Божия Матере»2. Давно замечено, что в Писании величие Девы Марии как бы скрывается за славой Ее Сына. Евангелие говорит о Ней мало, но вместе с тем дает почувствовать постоянное присутствие Девы в Священной истории. До выхода на проповедь Иисус живет в повиновении у Праведного Иосифа и Марии (Иосиф умирает в период, когда Спасителю было от 12 до 30 лет). Мать сохраняет в сердце Своем все, сказанное Сыном, и все то, что другие сказали о Нем. Затем Богородица вместе со Христом переселяется в Капернаум. Евангелисты рассказывают, как однажды Она подходит к дому, где проповедует Христос, и спрашивает о Нем. Потом мы видим Марию возле Распятия, а после Воскресения Христова – в общине первых христиан. Она всегда рядом с Иисусом, потому что Иисус - Ее жизнь.   Богоматерь не ищет славы, Она смиренна. Но в то же время мы читаем в Евангелии Ее слова: «отныне будут ублажать Меня все роды» (Лк.1,48). Неужели желание похвалы? Нет - это пророчество. Библейское пророчество о том, что миллионы христиан во всем мире будут превозносить и хвалить Ту, Которая родила Спасителя всех народов. Впрочем, похвала Богородице превозносит не столько Ее, сколько Бога, как и Сама Мария об этом свидетельствует дальше в своей чудной песне: «что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; и милость Его в роды родов к боящимся Его» (Лк.1,49-50). Хвалящий Божию Матерь хвалит Бога, ибо Он «сотворил Ей величие». Она славна Богом Отцом, призревшим на Нее; Духом Святым, на Нее сошедшим; и Сыном Божиим, воспринявшим от Нее плоть. К Ней, как ни к кому другому, подходит библейское выражение: «хвалящийся хвались Господом» (1Кор.1,31).

http://radonezh.ru/analytics/nikto-ne-ly...

Страшный суд Христов . Иисус Христос придет второй раз на землю – судити живым и мертвым. Он будет судить всех людей без исключения, как тех, которые доживут до Его второго пришествия, так и всех умерших, которые тогда воскреснут, услышав голос Сына Божия. Сам Спаситель говорит: Грядет час, в оньже вси сущии во гробех услышат глас Сына Божия, и изыдут сотворшии благая в воскрешение живота: а сотворшии злая в восрешение суда ( Ин.5:28–29 ). Наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни (то есть воскреснут для жизни вечной), а делавшие зло в воскресение осуждения (то есть воскреснут для осуждения). Этот всеобщий суд Христов будет судом нашей совести 89 . Совесть каждого человека откроется перед всеми, и обнаружатся не только все дела, какие кто сделал во всю свою жизнь на земле, но и все сказанные слова, тайные желания, чувствования и помышления. Приидет Господь, Иже во свете приведет тайная тьмы, и объявит советы сердечныя: и тогда похвала будет комуждо от Бога ( 1Кор.5:5 ). Придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке, и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому (истинно благочестивому) будет похвала от Бога. Господь будет судить нас не только за худые дела, но и за худые слова и мысли, если не загладим их покаянием, верою и исправлением своей жизни, как Он Сам сказал: Глаголю же вам: яко всяко слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный ( Мф.12:36 ). Говорю же вам, что за всякое праздное (то есть пустое, вредное, бранное) слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда. Царство Христово . В Символе веры сказано: Егоже царствию не будет конца. Царство Христово есть, во-первых, весь мир; во-вторых, все верующие во Христа, живущие на земле, и, в-третьих, все святые, пребывающие на небе. Первое из этих царств называется царством природы, второе – царством благодати, или земной церковью Христовой, третье – царством славы. Первые два царства, по учению св. Писания, не вечны, они будут иметь конец: во второе пришествие Господа весь вещественный мир преобразится и обносится, и существование церкви Христовой на земле прекратится. Таким образом слова Символа веры : Его же царствию не будет конца следует относить к царству славы, то есть к тому царству, которое составят праведники после страшного суда Христова. О бесконечном Царстве Христовом архангел Гавриил сказал Богоматери:

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

222. БОЖЕСТВОМ ИЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВОМ ИИСУС ХРИСТОС НА НЕБЕСА? Иисус Христос вознёсся на небеса человечеством, а Божеством Он всегда пребывал и пребывает на небесах. 223. КАК НАДО ПОНИМАТЬ СЛОВА “СИДИТ ОДЕСНУЮ ОТЦА”? Сказано, что Иисус Христос сидит одесную Отца (т.е., по правую руку, рядом). Однако Бог вездесущ. Эти слова следует понимать духовно: Иисус Христос имеет одинаковое могущество с Богом Отцом. О седьмом члене Символа веры. 224. КАК СВ. ПИСАНИЕ ГОВОРИТ О БУДУЩЕМ ПРИШЕСТВИИ ХРИСТА? Св. Писание о будущем пришествии Христа говорит следующее: Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (Деян 1:11). Это сказали апостолам Ангелы во время вознесения Господа. 225. КАК СВ. ПИСАНИЕ ГОВОРИТ О БУДУЩЕМ СУДЕ ХРИСТА? О будущем суде Его св. Писание говорит так: Наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения (Ин 5:28-29). Это слова Самого Христа Спасителя. 226. КАК СВ. ПИСАНИЕ ГОВОРИТ О БЕСКОНЕЧНОМ ЦАРСТВЕ ХРИСТА? Св. Писание так говорит о бесконечном царстве Христа: Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и царству Его не будет конца (Лк 1:32-33). Это слова Ангела, обращённые к Богоматери. 227. БУДЕТ ЛИ КАК-ТО ОТЛИЧАТЬСЯ ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ ХРИСТА? Будущее пришествие Христа будет сильно отличаться от прежнего. Пострадать за нас приходил Он в уничижении, а судить нас придёт во славе Своей и все святые Ангелы с Ним (Мф 25:31). 228. ВСЕХ ЛИ ЛЮДЕЙ ОН БУДЕТ СУДИТЬ? Он будет судить всех людей без исключения. 229. КАК ОН БУДЕТ НАС СУДИТЬ? Совесть каждого человека откроется перед всеми и обнаружатся не только все дела, какие кто сделал в продолжение всей своей жизни на земле, но и все сказанные слова, тайные желания и помышления. Придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога (1Кор 4:5).

http://sedmitza.ru/lib/text/432172/

Благодари Господа, что Он тебя сделал членом Церкви Своей, этого Божественного общества святых, коего Начальница и первый член есть Матерь Божия. Она матерински, благостно, всеблагомощно, попечительно и сочувственно относится ко всем верным и искренним членам Церкви и чадам Своим. Я сраслен и счинен Церковью небесною и земною - с Богоматерью, с чинами ангелов, со всеми святыми патриархами, пророками, апостолами, святителями, мучениками, преподобными, праведными, со всеми святыми, по благодати Божией. Как же я должен мыслить, чувствовать, хотеть, говорить и действовать? А вот как: что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что добродетель и похвала, о том помышляйте; чему вы научились, что приняли и что слышали и видели во мне, то исполняйте, - и Бог мира будет с вами (Фил. 4, 8-9), говорит апостол. Твое обращение, православный христианин, с теплою молитвою к ходатайству Богоматери, святого Ангела хранителя или вообще к святым ангелам Господним, к святым угодникам порознь и вообще, показывает, что ты член Церкви Христовой, или святого общества спасенных или спасаемых, торжествующих на небе славную победу над миром и миродержцем; что ты не один и не одинок, а в союзе с бесчисленным множеством победивших или борющихся, что ты находишься в воинстве духовном, в воинстве Христа Спасителя, Который есть всемогущая Глава Церкви, способствующая всем верным к одолению нападающих непрестанно врагов спасения нашего, что святые суть помощники, заступники и друзья наши, готовые по усердному призыванию нашему помогать нам. Мы не одни в поле, или в мире сем, воины, а нас, борющихся, множество, и во множестве мы сильны, особенно при содействии всесильного Главы Церкви, Господа Иисуса Христа. Обращайся же усердно к молитвам святых и веруй в их сочувствие и пособие, в их любовь и содействие к спасению. Не забывай близость всех членов Церкви небесной к членам благочестивым Церкви земной, потому что едино Тело - Церковь небесная и земная, - и молись Главе и членам с верою и любовью в простоте сердца. Слава Тебе, Владычице, Начальница мысленного наздания! Слава Тебе, всемощная Глава Церкви, всех объединяющая!

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

После посещения Успенского храма мы проходили мимо полуразрушенных городских стен, держа путь к Живоносному Источнику. Укрепления говорили о некогда величественной греческой столице – славной Византии, а главное о непрочности могущества человека. Придет праведный гнев Божий, и в прах рассыплются все его изобретения и физическая сила. Происхождение Живоносного Источника относят к V веку и связывают его с именем Императора Льва I Маркелла, явившегося здесь свидетелем одного поразительного чуда. В VI веке тут же получил исцеление Царь Иустиниан, построивший в благодарность храм и при нем мужскую обитель. По сказанию Синаксаря, «на этом месте совершалось такое обилие благодатных знамений», что их «ни описать, ни изрещи невозможно». Св. Православная Церковь отмечает сие, когда в пятницу на Пасхальной неделе поет особо положенную службу Пресвятой Богородице в честь Ее Живоносного Источника. И до сих пор он привлекает множество молящихся. Внутри, где находится св. кладенец, всегда можно застать дежурного иеромонаха, отправляющего желающим молебны: тот же священнослужитель при отпуске, полагая на голову каждого епитрахиль и руку, кроме формулы благословения «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа», произносит еще молитву благопожелания. Образец ее дан в Ветхом Завете: «И сказал Господь Моисею, говоря: скажи Аарону и сынам его: тако благословляйте сынов Израилевых, говоря им: да благословит тебя Господь и сохранит тебя! Да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! Да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир» ( Числ. 6, 22–26 ). В наших св. обителях, церквах и часовнях около чтимых святынь также стоят очередные пастыри, но они, благословляя приходящих, к сожалению, опускают напутствие, так утешительно действующее на сердца верующих. Приятно было бы, если бы греческий порядок и у нас получил распространение. Далее мы посетили Влахерну, некогда величайший и славнейший храм Царьграда; здесь покоилась риза Богоматери и пояс Ее. Здесь было явление Преблагословенной «на воздусе» Андрею Христа ради юродивому в дни нашествия варваров, отраженных по предстательству Владычицы мipa. Здесь совершилось сверхъестественное призвание четырех храмоздателей Киево-Печерской Лавры, которым Царица Небесная вручила чудотворную икону Успения. Здесь стоял образ «Одигитрии», писанный евангелистом Лукою, источавший множество чудес. Отсюда, наконец, во время тяжких испытаний и народных бедствий выходили крестные ходы, направляясь на городские стены и к морю. История при этом гласит, что Матерь Божия после подобного рода молений неоднократно спасала Константинополь от врагов, например, скифов, в память чего Церковию установлено акафистное пение в субботу пятой недели Великого Поста (Похвала Пресвятой Богородицы).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Прор. Иеремия. Миниатюра из Книги Пророков. 1489 г. (РГБ. Ф. 304. I. 90. Л. 291 об) Изображения И. с атрибутом - каменной скрижалью завета - редки (иконы «Похвала Богоматери, с Акафистом» - ок. 1502, ГРМ; 2-я пол. XVI в., ГММК). Как правило, в руках у пророка свиток, который в отдельных случаях свернут (напр., в Книге пророков) или по форме напоминает свиток ап. Петра (напр., в мон-ре Паммакаристос (Фетхие-джами) в К-поле), иногда пророк обеими руками держит развернутый поперек свиток (ц. Сан-Витале в Равенне). На развернутом свитке чаще всего присутствует текст Вар 3. 35 (напр., София К-польская, ок. 878; ц. вмч. Георгия в мон-ре Старо-Нагоричино, 1317-1318) или Вар 3. 36 - вероятно, самый ранний из известных текстов в монументальном искусстве (ц. Санта-Мария дель Аммиральо (Марторана), Палермо, Сицилия, 1143-1148; ц. Панагии Паригоритиссы в Арте, ок. 1290; мон-рь Хора (Кахрие-джами) в К-поле, ок. 1316-1321). Эти тексты на свитке И. наиболее часто встречаются в визант. и древнерус. искусстве XI-XII вв. Средневек. богословской мыслью И. рассматривался как ревностный служитель Бога, провозвестник нового завета, т. к. предсказал воплощение Сына Божия и Его страдания. Текст Книги прор. Иеремии на свитках встречается реже: Иер 11. 18 (Введенская ц. мон-ря Нова-Павлица, Сербия, до 1389), Иез 11. 19 (Токалы-килисе в Гёреме, Каппадокия, кон. X в.), Иер 38. 31 (ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница, ок. 1320; ц. праведных Иоакима и Анны (Кралева ц.) мон-ря Студеница, Сербия, 1314), Иер 11. 18-19 - часть литургического чтения в Страстной четверг, связанная со Страстями Христа, а Иер 38. 31 - часть службы в субботу Страстной седмицы, связанная с НЗ. На иконах текст свитка чаще из Книги прор. Иеремии - Иер 31. 21 («Обрати сердце твое на дорогу, на путь, по которому ты шла; возвращайся, дева Израилева, возвращайся в сии города твои») или Иер 31. 31 («Вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет»). В декорации храмов И., как и др.

http://pravenc.ru/text/293630.html

Тогда пришел глас с небес: – «и прославил, и еще прославлю!» В народе, который стоял и слышал голос, одни говорили: «гром прогремел!», а другие, которые расслышали членораздельные звуки, толковали: «Ангел проговорил Ему». Но Иисус Христос сказал: – «не для Меня был глас сей, но для парода. Ныне суд миру сему. Ныне князь мира сего изгнан будет вон. И, когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе». Смысл такой: – «Ответный голос с неба нужен не для подкрепления Меня, а для удостоверения народа, чтобы он в наступающих страданиях Моих видел не уничижение и бессилие Мое, а Мою победу над злом и залог своей свободы. Настал час решительного переворота во всем царстве нравственном. Владычество духа тьмы, которому курились жертвы по всему лицу земли, пред которым раболепствовал весь мир человеческий, окончилось. И, когда вознесут Меня на крест: под него, как под знамя победное, со всей вселенной соберу Я Моих чтителей, ратовать против греха и диавола». Из народа возразили Ему: «мы слышали из закона, что Христос пребывает во веки: как же Ты говоришь, что надобно быть взятым с земли Сыну человеческому? кого Ты разумеешь под этим Сыном человеческим?» Иисус Христос отвечал на это: – «еще на малое время Свет с вами. Ходите, пока есть Свет, чтобы тьма не объяла вас. А, ходящий во тьме, не знает, куда идет. Пока Свет с вами, веруйте во Свет, чтобы вам быть сынами Света». Это значило: – «Оставьте вы бесполезную пытливость. Не долго Мне остается просвещать вас Божественным учением. Спешите научаться из Моих наставлений истине и святой жизни, доколе еще есть возможность слышать Мои наставления; иначе, тьма предубеждений и суеверия сокроет от вас мир истины. А среди этой тьмы, человек не понимает, чего желает, что делает, к чему стремится. Пока Я с вами, веруйте в Меня и Мое учение, чтобы соделаться святыми и богоугодными последователями Моего Евангелия». Сказавши это, Иисус Христос отошел от них, и, когда настал вечер, вышел вон из города. 3. Вторник. Иисус Христос, на замечание о засохшей смоковнице, внушает ученикам о силе веры. Налагает молчание на фарисеев вопросом о происхождении крещения Иоаннова. Притчи: о двух сыновьях, посланных отцом в виноградник; о виноградарях, избивших слуг и убивших сына домовладыки; и о брачном пире, для сына царева. Ответы Иисуса Христа на искусительные вопросы, Ему предложенные. Взаимный вопрос о достоинстве Мессии. Обличительная речь на книжников и фарисеев. Похвала вдове, пожертвовавшей две лепты на храм. Предсказание об окончательном разрушении храма. Беседа Иисуса Христа с учениками на Масличной горе о разрушении храма и Иерусалима, о кончине мира и о славном пришествии Своем на суд (Мк. 11:20–26; Мф. 21:20–22, 6:14–15)

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Это – уже не раз упоминавшийся символический образ Божественного Храма, но в данном случае изображения творцов литургии придают ему большую конкретность, это Храм Нового Завета, в момент Воплощения низвергший прежних богов, подобных упавшим мудрецам. 254 В отличие от всех предшествующих иллюстраций догматической части Акафиста, которые сопоставляли свои образы только с основным текстом строфы, здесь обнаруживается ряд параллелей с хайретизмами. «Радуйся, премудрости Божия приятелище» – первая строка рефрена напоминает об основном уподоблении сюжета – Мария-Храм; «радуйся, любомудрецы немудры являющи», «радуйся, афинейския пленница растерзаащи» – эти строки рефрена сходны с изображениями удивленных философов, уподобленных с помощью костюмов античным грекам и иудеям. Выше уже говорилось, что противопоставление христианского понятия о Боге иудейскому и эллинскому было распространено в сочинениях догматического плана: основание для него находится в древнем каноническом тексте, в Первом Послании апостола Павла к коринфянам: «Ибо когда мир своею мудростию не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, – Христа, Божию силу и Божию Премудрость: потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков» ( 1Кор.1:21–25 ). Таким образом, тема клейма ρ оказывается продолжением сюжета «Весь бе в нижних и вышних...», представляющего Святую Троицу, а обе иллюстрации вместе наделены важнейшими темами догматического ряда, равными по значению выраженной в среднике Похвале Божественной Премудрости. Соединение этих трех композиций по степени догматической важности выделяет в структуре расположения клейм на иконе горизонтальную ось, и если вспомнить аналогичное сопоставление центральных клейм по вертикали, то окажется, что наиболее значительные сюжеты, представляющие кульминационные моменты всех тематических рядов догматической части Акафиста, читаются в порядке крестного знамения.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010