77. Собрание писем свт. Игнатия еп. Кавказского. М. - СП-б., 1995. Письмо 49. С. 114. 78. Письмо 50, игумену Антонию Череменецкому (Бочкову). C. 116. 79. Собрание писем свт. Игнатия еп. Кавказского. М. - СП-б., 1995. Письмо 50. С. 116 - 117. 80. Жизнь и подвиги иеросхим. Александра Гефсиманского. [Составитель прп. Герман Зосимовский (Гомзин)] М., 1994. С. 10-11. 81. Цит. по: Душеполезные поучения преподобных Оптинских старцев. Т. II. Оптина пустынь, 2000. С. 116-121. 82. Собрание писем свт. Игнатия еп. Кавказского. М. - СП-б., 1995. Письмо 601. С. 807. 83 . Преподобноисповедник Никон (Беляев). Дневник последнего духовника Оптиной пустыни. С-Пб., 1994. С. 69. 84. Преподобный Никон Оптинский. Жизнеописание и духовные наставления. М., 1998. С. 523. 85. Там же. С. 523-605. 86. Иеромонах Никон (Беляев). Дневник последнего духовника Оптиной пустыни. СПб., 1994. С. 289. 87. Так в цитируемом источнике. 88. Издание, которым пользовался преписп. Никон, соотсовременному репринтному изданию Сретенского монастыря - Творения святителя Игнатия. TV, М., 1998. Глава 7. Свидетельства святых и подвижников благочестия о творениях свт. Игнатия Все сколько-нибудь заметные русские подвижники благочестия последних двух веков, вопреки клевете о. Д., ставили творения свт. Игнатия (Брянчанинова) на совершенно особое место. Вот лишь несколько свидетельств этому 89 : С большой любовью относился к святителю Игнатию святитель Киевский Филарет (Амфитеатров, 1779-1857), ныне причисленный к лику Сибирских святых, претерпевший в жизни немало неправедных гонений и, может быть, поэтому так глубоко понимавший свт. Игнатия. Об этом говорят и его письма. 90 Жизнеописание святителя свидетельствует также о уважении и глубоком благожелании к нему известного подвижника, содействовавшего возрождению Оптиной пустыни, митр. Новгородского и Санкт-Петербургского Григория (Постникова, 1784-1860) и архиеп. Орловского Смарагда (Крыжановского, 1796-1863). Митрополит Григорий, в частности, настоял на возведении архим. Игнатия в сан епископа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2332...

Журналу " Христианское чтение " - 200 лет января 2021 Журнал был основан по инициативе ректора академии архимандрита Григория (Постникова) (1784-1860), ученика и преемника святителя Филарета (Дроздова). В состав редакции помимо ректора вошел ректор духовной семинарии архимандрит Поликарп (Гойтанников). После утверждения проекта Комиссией духовных училищ в январе 1821 года в свет вышел первый номер издания под названием " Христианское чтение " . С 1848 по 1917 годы журнал выходил с приложениями, в которых публиковались переводы святоотеческих творений, " Лекции по истории древней Церкви " профессора Василия Болотова, " Журналы (протоколы) заседаний совета Санкт-Петербургской духовной академии " . В 1918 году редакция прекратила свою деятельность в связи с закрытием Петроградской духовной академии и из-за отсутствия средств. Издание под названием " Вестник Ленинградской духовной академии " было возобновлено в 1990 году. Номер открывался благословением митрополита Алексия (Ридигера) , вскоре избранного Патриархом Московским и всея Руси. В 1991 году, в связи с возвращением Ленинграду исторического названия, духовная академия и семинария стали Санкт-Петербургскими, а журналу вернули название " Христианское чтение " . Новый этап начался в 2009 году, когда главным редактором журнала стал ректор епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков), ныне митрополит Тверской и Кашинский , а ответственным редактором - проректор по научно-богословской работе протоиерей Димитрий Юревич (ныне завкафедрой библеистики СПбДА). Журнал стал выходить в новом формате, с учетом требований ВАК. Периодичность выхода удалось довести до шести выпусков в год. Появились тематические номера: " Богословие - библеистика " , " История Русской Православной Церкви " , " История Церкви " и другие. 29 декабря 2015 года трудами ответственного редактора, проректора по научно-богословской работе иерея Игоря Иванова (ныне завкафедрой иностранных языков СПбДА) журнал был включен в перечень ВАК по специальностям " Теология " , " История " и " Философия " .

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Итак, Господи, даруй мне искренно, твердо всегда говорить подобающие слова молитв и отпустов. Отпускай, Господи, с миром и меня, и тех всех, за кого молюсь по руководству матери Церкви моей Святой. 4 «Пайлот» (англ. pilot – лоцман) – спасательный винтовой буксир, первое паровое судно ледокольного типа. По указанию русского судовладельца М.О. Бритнева в 1864 году в Кронштадте на принадлежавшем ему небольшом пароходе «Пайлот» была срезана носовая оконечность под углом 20° к линии киля по образцу поморских лодок, в результате чего судно могло наползать на лед и ломать его своей тяжестью. Впоследствии такую форму носа назвали ледокольной, а сам пароход признали прообразом нового типа судов – ледоколов. 5 Согласно практике церковной жизни ХГХ века, прежде совершения венчания должно быть сделано троекратное оглашение о лицах, желающих вступить в брак. Желающий вступить в брак должен уведомить священника своего прихода, письменно или словесно, об имени своем, прозвании и чине, или состоянии, равно как об имени, прозвании и состоянии невесты. Завление это должно быть сделано не позже, как за неделю до брака. Получив заявление, священник делает сам (или чрез диакона) в церкви оглашение в три ближайшие воскресные (и другие, встречающиеся между ними праздничные) дня, после литургии. Если невеста принадлежит к другому приходу, то оглашение должно быть произведено и в ее приходской церкви. По оглашении, все имеющие сведения о препятствиях к браку обязаны дать знать о том священнику, письменно или на словах, немедленно и никак не далее сделанного в церкви последнего из трех оглашений. Григорий (Постников ; 17841860), митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский. В 1814 году окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию, в которой одним из его наставников был святитель Филарет (Дроздов) , оказавший на него большое влияние. С 1819 года – ректор и ординарный профессор СанктПетербургской Академии; поддерживал в Академии строгий порядок, усовершенствовал учебные программы, улучшил материальное положение студентов; преподавал богословские науки, Священное Писание , участвовал в переводе Священного Писания на русский язык.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Русские иерархи, присутствовавшие в Москве по случаю коронации и участвовавшие как в священнодействиях коронационных торжеств, так и в заседаниях Святейшего Синода (как члены постоянные и как приглашенные временно), были следующие: митрополиты: Новгородский и Санкт-Петербургский, первенствующий член Святейшего Синода Никанор Клементьевский (1787–1856); Московский – Филарет (1782–1867); Литовский Иосиф Семашко (1798–1868) и Казанский (только что пожалованный в митрополиты ко дню коронации, Григорий Постников (1784–1860); архиепископы: бывший Ярославский, живший на покое в Донском монастыре, Евгений Казанцев (1778–1871); Варшавский, Арсений Москвин , впоследствии митрополит Киевский (1796–1876); Полоцкий, Василий Лужинский (1790–1879) и Херсонский (только что пожалованный званием члена Святейшего Синода ко дню коронации) Иннокентий Борисов (1800–1857); протопресвитеры: главный священник армии и флотов В. И. Кутневич и духовник Их Величеств В. Б. Бажанов. В виду такого положения своего среди высших особ духовных и светских, равно как и в виду того, что заседания Святейшего Синода на время коронации были в Москве, а не в Петербурге, наконец и в виду того, что большая часть заседавших в Синоде особ духовных были, как то было известно святителю Филарету, настроены в пользу его заветной мысли о переводе Библии на русский язык, а остальные, по крайней мере, не против перевода, святитель Московский нашел настоящий случай самым удобным к возобновлению давнего, не по его вине заглушенного на все время царствования императора Николая Павловича, вопроса о таковом переводе. Вызнав наперед мнения о том отдельных лиц, участвовавших теперь в собраниях Святейшего Синода и заручившись согласием всех их, не исключая и первенствующего члена Синода, митрополита Никанора, уже страдавшего тогда болезнью, скоро сведшею его в могилу, святитель Филарет достиг того, чтобы о сем формально было заявлено в одном из заседаний Святейшего Синода. Это заявление и сделано было вскоре после коронации, именно 10 сентября 1856 года, хотя, митрополит Никанор, по болезни, и не был на этом заседании.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

345. См. Настоящее издание, т. 6, с. 647. 346.  Стасов В. В. А. М. Горностаев. Вестник изящных искусств. СПб., 1888. С. 460. 347. О. Дамаскин — о нем см. Настоящее издание, т. 3, с. 420. 348. Княгиня Зинаида Ивановна Юсупова пожертвовала на постройку храма 40 тысяч рублей. См.: Жизнеописание настоятеля Троице-Сергиевой пустыни Архимандрита Игнатия (Малышева). СПб., 2000. С. 37. 349.  Григорий (Г. П. Постников; 1784–1860) — Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский с 1856 г. 350. С. 499. 351. РГБ ОР. Ф. 425. К. 1. 352. С. 221. 353. РГБ ОР. Ф. 425. К. 3. 354. Жизнеописание Епископа Игнатия (Брянчанинова). СПб., 1881. С. 125. 355. РНБ PO. Ф. 446. Оп. 1. Ед. хр. 47. Публикация А. М. Любомудрова. 356. РГИА. Ф. 834. Оп. 4. Ед. хр. 823. 357.  Бортнянский Дмитрий Степанович (1751–1825) — выдающийся русский композитор. 358. РГИА. Ф. 834. Оп. 4. Д. 823. 359.  М. И. Глинка. Литературные произведения и переписка. Т. 2. Б. М. 1977. С. 95. 360.  М. И. Глинка. Литературные произведения и переписка. Т. 2. Б. М. 1977. С. 95. 361. Полное Жизнеописание святителя Игнатия Кавказского. С. 191. 362. Будущий Государь Император Александр II. 363. Это третий вариант рассказа об одном и том же событии: первый находится в Жизнеописании Святителя Игнатия, второй — в Записках М. В. Чихачева; все они дополняют друг друга. 364. По этому случаю святитель Игнатий написал статью «Благополучный день». См.: Настоящее издание, т. 4, с. 475–477. 365. Настоящее издание. Т. 5. С. 441. 366. Государь Император Александр II. 367. Государыня Императрица Мария Александровна (1824–1880), супруга Aлekcahдpa II. 368. О. Антонием — о нем см. Настоящее издание, т. 6, с. 699. 369. Иван Григорьевич Татаринов, будущий архимандрит Иустин — о нем см. с. 323–336. 370. РГБ ОР. Ф. 425. К. 2. 371. РГБ ОР. Ф. 425. К. 2. 372. Алексей Петрович Брянчанинов — племянник Святителя. 373. РГБ ОР. Ф. 425. К. 1. 374. О ней см.: Настоящее издание, т. 5, с. 487. 375. РГБ ОР. Ф. 425. К. 2. 376. Отец игумен Антоний (Бочков) — о нем см. Настоящее издание, т. 4, с. 565.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Разделы портала «Азбука веры» Молитва митрополита Новгородского и Петербургского Григория Аудио: Помяни, Человеколюбче Господи, души отшедших раб Твоих — младенцев, кои во утробе православных их матерей умерли нечаянно от неведомых действий, или от трудного рождения, или от некоей неосторожности, и потому не приняли Святаго Таинства Крещения! Окрести их, Господи, в море щедрот Твоих и спаси неизреченною Твоею благодатию. Аминь. Справка Григорий (Постников) (01.11.1784–17.06.1860), митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский, член Святейшего Синода. Проповедник, богослов, исследователь и борец со старообрядчеством. Основоположник церковной периодической печати в России. Молитва ко Господу Иисусу Христу Владыко, Господи Иисусе Христе, Боже наш, Боже духов и всякия плоти, Иже от Духа Свята и Марии Девы родивыйся и в вертепе и яслех возлегий ради спасения мира, Ты еси призвавый дети и объемый сия и рекий: “Оставите детей приходити ко Мне и не возбраняйте им, таковых бо есть Царствие Небесное”. Ты еси пришедый и исцеляяй всякий недуг в людех, и Твоею смертию смерть поправый, даровав мирови жизнь. Тебе молимся и Тебе просим, призри на рабы Твоя и на достояние Твое, и плач их скорбный о безвременнем преселении новорожденнаго младенца их имярек укроти и утешение им даруй. А иже от них рожденнаго младенца и не приемшаго Святаго Крещения благости Твоея сподоби. Яко Ты еси покой душам и телесем нашим, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Молитвы к Божией Матери о нерожденных детях Первая молитва О Пресвятая Владычице Дево Богородице, спаси и сохрани под кровом Твоим моих чад, волею или неволею из чрева изверженных. Вемы, яко сокрыта от нас их участь в вечности, однако дерзаю в покаяниии просити Тя: укрой их ризою материнства Твоего, ибо не согрешиша они, но по моим грехам не видеша света земнаго.

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitva-o-m...

7 октября 1997 года после соборной панихиды Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II было совершено погребение останков великого церковного иерарха в заново устроенном склепе на месте их обнаружения внутри храма Сошествия Святого Духа у северной стены. Заключение Из всего вышесказанного теперь видно, что Спасо-Вифанская семинария являлась на протяжении более чем 100 лет не только памятником архитектуры, но более даже памятником силы и духа, памятником просвещения и церковной науки. Более полное представление об этом можно было бы составить, заглянув в прекрасную библиотеку семинарии, но она, к сожалению, в пылу революционных бурь была безвозвратно утрачена, хотя она составляла, по свидетельствам очевидцев, «хорошее собрание до 10000 томов, в основе которого лежали библиотеки Платона, Филарета и Макария» 40 . Но, тем не менее, нам в наследство достались воспоминания многих питомцев Вифанской семинарии, труды и научные работы многих выдающихся ученых-выпускников этой прекрасной духовной школы. Мы не должны об этом забывать, но должны всегда это помнить и приумножать это богатство во славу Божию, во славу нашей Святой Православной Церкви. Постников А.В. Документальные памятники исследования природы и населения Русской Америки миссионерами Православной Церкви//Богословский вестник 1998. Т. 2, вып. 1, с. с. 37–82 —37— К 200-летию со дня рождения Святителя Иннокентия Миссионерская деятельность на Алеутских островах была начата промышленниками. В 1759 году передовщик-мореход С.Г. Глотов окрестил нескольких алеутов и одного из них, подростка Мушкаля (Мушколя), доставил на Камчатку. Впоследствии Мушкаль, известный под христианским именем Ивана Глотова, будучи толмачем, а затем тойоном острова Умнак, весьма помогал своим примером в распространении христианства. Большие усилия в приобщении туземцев к православию прилагал Г.И.Шелихов, основавший в 1784 году первую школу на Кадьяке. Подобная же школа для обучения креолов и туземцев существовала в конце 18–начале 19 века на Уналашке, причем в обеих из них велось обучение Российской словесности. Закону Божию, Арифметике и Навигации 41 . Навигация в этих школах преподавалась штурманами компании, за что они и награждаются особою платой, а прочие предметы – теми из промышленных, кои имеют к тому некоторые способности, так же с особым за сие занятие награждением. Для девочек было открыто заведение с обучением рукоделию и домашнему хозяйству. Шелихов заметил у алеутов и креолов весьма хорошие музыкальные способности, и, учитывая необходимость обеспечения церковной службы хоровым пением, он вывез в Иркутск в 1787 году 12 креолов специально для обучения их музыке, из которых

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

107 Чрез употребление при них выражений – «подобне... в Матфвеи»; «Матфей же глаголет..» (См. выше указанные статьи со ссылками на Властыря и ниже при речи об отношении Номоканона при Требнике к пенитенциалу Постника. 108 Далее и в отношении уже изданных таковых пособий автор иногда сносится с их рукописными оригиналами и сообщает о них новые сведения (См, стр. 9, примечание 1). 109 См. напр. ркп. (XV в.) королевской Берлинской библиотеки, φ. 260 об.–261, где сокращение подписано: « Το μεγλου Βασιλεου περ ττλου κα χρνου μαρτημτων» См. Studemund, W. und Cohn, h Verzeichniss der Grriechischen Handschriften der königl. Bibliothek zu Berlin (1890), S. 26). 110 См. Требник, ркп. (XVI в.) Кирилло-Белозерской библ. 528/785, и 234–235, надп. «От правил святого василия, о времени согрешающих правил, к55;з. вкратце». 112 Судя по начальным словам Номоканона 1379 г., приведенным в описании рукописей Mingarelli (1784 г.), и указанным у А. С. Павлова , невидимому, можно ожидать, что отвечая по общему назначению Номоканону при Требнике, он в тоже время, и с материальной и с формальной стороны вообще представляет канонический памятник более или менее оригинального характера. 113 Ни мало не сомневаемся, что А. С. Павлов восполнил бы этот пробел, если бы указываемые им списки Номоканона 1379 г. находились в более доступных для пользования собраниях рукописей. Поэтому, нельзя не пожалеть, что ему осталось неизвестным существование списка того же самого Номоканона и притом не XVII, а XVI века в Афинской Национальной библиотеке. Кодекс этой библиотеки, посвященный исключительно трактуемому памятнику, обнимает 124 листа. Самый же памятник надписывается в нем так. « Πργειρον κανονικν ναγκαον ες τ λειν κα δεσμεν μαρτματα νθρπων τος ξυσαν εληφτας χον πανευσνοπτον συλλεγεν π τε τν καννων κα γων ποστλων, κα τν πτ οκουμενικν συνδων κα τοπικν κα σων θεοφρων πατρων δως κα τν κατ μρος κτιθντων θεμων π τν ειμνστων εσεβν βασιλων π τς βασιλεας ωαννου κα νδρονκου τν Παλαιολγων ν τει, ςωπζ’, νδικτινος в» (См. Σακκελψν Ι. Κατλογος τν χειρογρ φων τς θνηκς βιβλιοθκης τς λλδος. θην. 1892, σελ. 252, 1390 ( σ. θ, 22) Понимая всю важность настоящего памятника – и самого в себе, и в применении его к историческому значению Номоканона при Требнике, – мы уже предприняли некоторые меры к ознакомлению с его содержанием. Сожалеем, что в настоящее время мы пока не располагаем такими сведениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

По нашим наблюдениям это не совсем верно. В общем составе Номоканона такие ссылки делаются в следующих статьях, применительно к порядку их изложения в нем: 1–16, 18–19, 22–23, 28–30, 38, 43–46, 48–51, 54–58, 64–67, 70–73, 77–80, 107–108, 110, 131, 133–134, 136–137, 139–143, 146–157, 161, 167–168, 170–171, 174–180, 182, 184–185, 189–190, 192, 194, 194а-197, 201–202, 216, 218, 219, 225. Кажется, такой перечень довольно ясно показывает, что и после первых 50 статей в Номоканоне не менее усердно цитируются общепризнанные каноны (особенно между статьями – 64–80, 130–160 и 167–200). Еще одно замечание по поводу этого же сокращенного изложения канонических правил. В рукописях оно усвояется Василию Великому 109 . Это усвоение, по-видимому, было общепринятым, почему и в славянском переводе настоящий памятник был известен с тем же именем 110 , а равно с ним же он напечатан и в известной Афинской Синтагме канонов 111 . По всей вероятности, с тем же именем он был под руками и у составителя Номоканона. Сверх действительно весьма широкого приложения в Номоканоне подлинных правил Василия Великого , – быть может, отчасти и указываемою особенностью памятника « Περ ττλου κα χρνου μαρτημτων» – нужно объяснять специальное упоминание имени этого отца и в надписании Номоканона при Требнике б) Синтагма Матфея Властаря , как общее пособие для составителя по внесению статей из источников более позднего церковного права (с IX в.) в) Так называемый, Номоканон псевдо-Зонорин (Котельеров). г) Пенитенциал, приписываемый патриарху Иоанну Постнику . д) Некоторые еще неизвестные церковно-юридические сборники, кажется содержания не безупречного с канонической точки зрения.  и е) Быть может, известный только по заглавию канонический сборник, надписанный: « πρχειρον κανονικν ναγκαον ες τ λυειν κα δεσμεν μαρτματα... συλλεγν ν τει ςωπζ» (1379). – Сохранившиеся его памятники автор знает пока по двум описаниям рукописей (из коих одно 1784 г., а другое 1890 г.). Указание этого памятника, – несомненно, – и стоило автору весьма трудных изысканий и может трактиковаться, как одно из характерных свидетельств постоянного наблюдения им за всеми фактами, каковые могут пониматься связанными с историей исследуемого им Номоканона.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАКАРИЙ Прп. Макарий постник. Икона. 40-е гг. XIX в. (Киево-Печерская лавра, Ближние пещеры) Прп. Макарий постник. Икона. 40-е гг. XIX в. (Киево-Печерская лавра, Ближние пещеры) (XIII-XVII вв.?), прп. (пам. 19 янв., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших), Киево-Печерский, Постник, в Ближних пещерах почивающий. Не упоминается в ранних источниках о Киево-Печерском мон-ре (см. Киево-Печерская лавра ) и его насельниках до 30-х гг. XIII в.,- Киево-Печерском патерике , «Повести временных лет» (см. Летописание ) и Житии прп. Феодосия Печерского. Указание на XII в. как на период жизни М. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 18; Дива печер лаврських. К., 1997. С. 57) следует признать необоснованным. Согласно позднейшим святцам, М. прославился постничеством (Там же). Имя М. отсутствует в составленном по благословению Киевского митр. св. Петра (Могилы) ок. 1643 г. Каноне преподобным отцам Печерским, автором которого считается протосинкелл и экзарх К-польского патриарха Мелетий Сириг . Впервые местонахождение мощей М. указано на планах Ближних пещер 1744/69 г. (Дива печер. С. 131). В 1684-1690 гг., при киево-печерском архим. Варлааме (Ясинском ; впосл. митрополит Киевский), было установлено празднование преподобным отцам Ближних пещер в 1-ю субботу по отдании праздника Воздвижения Креста Господня, тогда же была составлена служба Собору; с 1886 г. по благословению митр. Киевского Платона (Городецкого) празднование Собору совершается 28 сент. Общецерковное почитание святого установлено указами Синода от 1762, 1775 и 1784 гг., согласно к-рым было разрешено печатать службы печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. М.) в общецерковные московские месяцесловы; с 1843 г. совершается празднование Собору всех Киево-Печерских преподобных отцов и Собору всех святых, в Малой России просиявших. Отдельный день памяти М. был установлен не позднее 1836 г. (совпадает с днем памяти прп. Макария Великого Египетского).

http://pravenc.ru/text/2561298.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010