Августин (Сахаров, 1768–1841) — епископ уфимский в 1806–1857 годах. 366 Филарет Амфитеатров (1779–1857) — митрополит киевский в 1837–1857 годах. 367 …одна из именуемых петровским регламентом «несытых архиерейских скотин»…— см. примечание на стр. 671. 368 Усменный — кожаный. 369 …но вышло, что я ошибся. — Цитируемые Лесковым слова содержатся в «Московских письмах» назв. Лесковым газеты (подп. криптонимом «А. Дм.») 370 Григорий (Постников, 1784–1860) — был епископом в Калуге в 1825–1829 годах. 371 Филарет Филаретов (1824–1882) — епископ уманский в Киеве и второй викарий киевский в 1874–1877 годах; затем до смерти — епископ рижский. 372 …духа времени, который… по прекрасному выражению И. С. Тургенева, оказывает на всех неодолимое давление, побуждая всякое величие опрощаться. — Лесков очень неточно цитирует слова Тургенева в предисловии к собранию романов в издании 1880 года: «я стремился, насколько хватало сил и уменья, добросовестно и беспристрастно изобразить и воплотить в надлежащие типы и то, что Шекспир называет the body and pressure of time ». — И. С. Тургенев. Сочинения, т. XII, 1933, стр. 296. 373 «Жизнь, по выражению поэта (И. С. Никитина), изнывает в заботе о хлебе» — неточная цитата из стихотворения «Детство веселое, детские грезы…» (1858). 374 …«одной с ними жизнью дышать и внимать их сердец трепетанью» — неточная цитата из стихотворения Е. А. Баратынского «На смерть Гете»: С природой одною он жизнью дышал, Ручья разумел лепетанье. 375 Мой родной брат…— брат Лескова — Алексей Семенович, известный киевский врач (1837–1909). 376 Порфирий Успенский (1804–1885) — епископ Чигиринский в 1865–1878 годы, жил (как и все Чигиринские епископы) в Киеве. 377 Макарий литовский (Булгаков, 1816–1882) — историк церкви, московский митрополит с 1879 года и до смерти. 378 …как живший в Задонске Тихон…— см. примечание на стр. 661. 379 …со слов… Гудовского…— И. В. Гудовский с 1849 года имел звание неклассного художника по исторической и портретной живописи. 380 Арсений — см. стр. 674. 381

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

113 Антоний, из Архиепископов Варшавских Митрополит Новгородский и С.-Петербургский 1843 г. О. Б. 114 Владимир, в свете Василий Ушинский, воспитывавшийся в Александро-Невской Академии; Учитель, Инспектор и Ректор Новгородской Семинарии, за тем Епископ Рязанский и Викарий Петербургский, с 1822 г. Курский и наконец Архиепископ Казанский; умер на покое 1855 г. О. Б. 118 По случаю известного движения Латышей и Чуди в Православие и сопротивления тому со стороны тамошних Немцев. О. Б. 120 То есть, в Петербург, так как Иннокентий, Архиепископ Харьковский, вызван был в него, для присутствования в Св. Синоде, Апреля 1-го, 1847 г.; откуда и пишет сие письмо. О. Б. 124 Никанор, в мире Николай Клементьевский, воспитанник Троицкой Семинарии, с 1809 Учитель языков Греческого и Еврейского, 1812 Риторики, 1814 Баккалавр Московской Академия и Наместник Лавры, 1818 Ректор Вифанской Семинарии; 1826 Епископ Ревельский и Викарий Новогородский; 1831 Калужский; 1834 Архиепископ Минский; 1840 Волынский; 1843 Варшавский; 1848 Новгородский и С.-Петербургский; скончался в Сентябре 1856 г. О. Б. 129 В этом годе Владыке Иннокентию разрешено было возвратиться в свою Херсонскую Епархию, а вызнан был он, как сказано выше, для присутствования в Св. Синоде, по Высочайшему повелению, 1847 года, Апреля 1 дня. О. В. 130 Штаты по Духовенству много смущали и Московского Митрополита Филарета с 1845 года. См. его письма к Гавриилу в «Чтениях в Импер. Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете» 1868 г., кн. 2, Отд. V, письма 57, 60, 61, 63, и особо, а также в «Душеполезном Чтении» 1868 г., Декабрь, Отд. I, стр. 363–364, письмо того же и к тому же от 1-го Генв., 1850 г. О. Б. 133 В свете Егор Постников, сын Дьякона Петра Московской Губернии, Никитского Уезда, села Михайловского, род. 1-го Ноября, 1784 г., учился в Перервинской Семинарии до Философии, потом в Троицкой; 1808 отправлен в Петербургскую Академию, из коей в 1-м выпуске вышел Магистром (по списку 3-м) 1814, монах, с Августа Баккалавр Богословских наук, 1816 Инспектор, 1817 Доктор Богословия, с Октября Экстра-Ординарный Профессор, а с Сентября 1818 Ординарный Богословия и Архимандрит, 1819 Ректор; 1822 Епископ Ревельский и Викарий Петербургский с оставлением при Ректорстве; 1825 Епископ Калужский; 1829 Архиепископ Рязанский; 1831 Тверской; 1848 Казанский; в Августе 1856 Митрополит Казанский, а с Октября Новгородский и С.-Петербургский; скончался 17 Июля, 1860 г. О. Б.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

1142. См. примеч. к письму от 27 декабря 1844 г. 1143.  …подначальными Вашими. — См. переписку 1856 г. 1144.  …эти последствия обнаружились. — По всеподаннейшему докладу шефа жандармов князя В. А. Долгорукова Государь Император Александр Николаевич повелел отправить, находившегося под строгим надзором в Валаамском монастыре, протоиерея Петра Левашова в Вологодский Спасо-Прилуцкий монастырь. Предписание было получено в монастыре 1 июня и на следующий день Петр Левашов покинул Валаам. 8 июня из монастыря был выведен другой известный подначальный — Николай Веселаго. Таким образом, затеянная подначальными борьба с о. Дамаскиным закончилась освобождением Валаамской обители от всех лиц, содержавшихся под надзором. Это произошло в 1859 г., когда острова покинули последние из находившихся под надзором. 1145.  …Его Высокопреосвященству… — имеется в виду Митрополит Новгородский и С.-Петербургский Григорий (Георгий Петрович Постников). Родился в 1784 г. Образование получил в С.-Петербургской Духовной академии. Был епископом в Ревеле, архиепископом в Рязани, в Твери и в Казани. На С.-Петербургскую кафедру возведен 1 октября 1856 г. Умер 17 июня 1860 г. 1146.  …Иеромонаха Германа… — См. примеч. к письму от 12 января 1857 г. 1147.  Г[оспо]жа Екатерина Михайловна Зеленая… — Сведения не обнаружены. 1148.  Крепостного человека Илариона… — Сведения не обнаружены 1149.  …наступающей ревизии… — «Ревизия (от позднелат. revisio — пересмотр), в России вв. — перепись податного населения. Замена подворного обложения в первой четверти XVIII в. подушной податью потребовала персонального учета податных сословий (крестьян, мещан, купцов). Подобный учет получил название ревизия, то есть проверка, и проводился периодически по назначению Правительства. Единицей учета мужского населения стала «ревизская душа», которая в ходе ревизии вносилась в именные списки — ревизские сказки. Ревизии учитывали также и большую часть неподатного населения — духовенство, отставных солдат и других. Всей территории Российской Империи ревизии не охватывали, не проводились в Польше, Финляндии и Закавказье.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

В настоящее время (1876 г.) священствует о.Тринитатов. Источник: Известия по Казанской Епархии за 1876 г. Домовый храм находился на втором этаже бывшей адмиралтейской конторы, а в то время земской больницы. Алтарь церкви и сам храм вдавались во двор больницы, а не по фасаду здания. Престол в церкви был один. Архиепископ Казанский и Свияжский Григорий (Постников) (1784-I860) поручил освящать церковь ректору Казанской Духовной академии архимандриту Парфению (Попову) (1811 – 1873). Церковь была освящена не позднее марта 1854 г., т.к. с 14 марта архимандрит Парфений был хиротонисан во епископа Иркутского и Нерчинского. Иконостас, ризница и утварь были приобретены на средства казанского купца-благотворителя, бывшего в то время городским головой Сергеем Евсеевичем Александровым (1792-1870). Он пожертвовал в храм также два серебряных сосуда и ризы. Иконы были написаны в мастерской иконописца из Владимирской губернии Тимофея Терентьевича Гагаева (1836 – 25 октября 1889). Серебряная риза на местной иконе Божией Матери «Неопалимая Купина» была устроена из разных серебряных вещей, пожертвованных во время строительства церкви 7 апреля 1853 года Анной Андреевной Базилевичевой. В киотах за клиросами были поставлены разные иконы небольших размеров, частью купленные, а частью пожертвованные разными лицами. В числе таких икон, в киоте за правым клиросом, помещалась маленькая икона святителя Митрофания Воронежского, чудотворца с мощами этого святителя. Она была пожертвована в эту домовую церковь ктитором церкви Таршиным в 1859 году. Отдельной колокольни при храме не было. Колокола висели около восточной стены храма. Всего их было четыре. Один из них был пожертвован казанским купцом Дмитрием Сосипатровичем Борковым (1802-1860), весил этот колокол 2 пуда и 8 фунтов (35,2 кг). Со дня освящения храма служить в нем стал протоиерей Сергиевской церкви Гавриил Николаевич Спасский (1825 – 31 декабря 1906), который совершал поочередно богослужения в Сергиевской церкви Ложкинской богадельни и во вновь устроенной при больнице Богородицкой церкви. Но первым постоянным священником этой домовой церкви был Иван Иванович Пылаев (1825-1861), кандидат богословия, получивший образование в Казанской Духовной академии. Домовой храм при земской больнице был закрыт в первые годы советской власти. К церкви больницы была приписана каменная часовня-усыпальница для отпевания усопших. Часовня постройки второй половины XVIII века (возможно, архитектор Кафтырев В.И.) с тремя окнами и четырехскатной крышей сохранилась до наших дней и фасадом выходит на улицу Большая Красная. В 1965 году у нее упразднили маковку с крестом. Ныне в ней одно из медицинских подразделений. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/article/?object=35879

2062. Бочков А. П. — О нем см. примеч., с. 540. 2063. Претерпевших. 2064. Первое жизнеописание схимонаха Феодора было составлено в 1829 г. Дмитрием Александровичем Брянчаниновым по благословению о. Леонида и по его рассказам (см. т. IV настоящего издания, с. 430). В дальнейшем это жизнеописание было доработано в соответствии с требованиями цензуры оптинским монахом Петром (о. Порфирием) Григоровым, который и хлопотал об его издании. Так, он писал Ф. А. Голубинскому 18 апреля 1839 г.: «Касательно жизни схимонаха Феодора — старец о. Леонид на все согласен, как угодно, так и напишите и чем хотите можете заменить, чем беспокоить Св. Синод, где и без того очень много дел, да и действительно трудно надеяться получить благословение; следовательно, гораздо лучше привести оное дело к окончанию в Комитете, чем премного обяжете» (РГБ ОР. Ф. 76. П. 8. 2065. РГБ ОР. Ф. 214. К. 378, 383, 384, 388. 2066.  Преосвященный Филарет — Митрополит Киевский и Галицкий (в миру Федор Георгиевич Амфитеатров, 1779–1857). В бытность свою (с 1819) епископом Калужским и Боровским, основал скит во имя пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в Оптиной Пустыни. 2067. См.: Прп. Симеон Новый Богослов. Слово о трех образах внимания и молитвы//Добротолюбие. Т. 5. М., 1998. 2068.  Татьяна Борисовна Потемкина (1797–1869) — духовная дочь святителя Игнатия, известная своим благочестием и широкой благотворительностью. 2069.  Преосвященный Никанор (в миру Николай Степанович Клементьевский, 1787–1856) в 1848 г. возведен в сан Митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского. 2070. Митрополит Никанор в 1831–1834 гг. был Епископом Калужским и Боровским. 2071.  Наталия Петровна Киреевская (1809–1900), жена Ивана Васильевича Киреевского, совместно с которым участвовала в изданиях Оптиной Пустыни. 2072.  Горностаев Алексей Максимович (ум. в 1862) — выдающийся русский архитектор, по его проекту построен ряд зданий в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре и в Троице-Сергиевой пустыни. 2073.  Преосвященный Григорий — Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский с 1856 г. (в миру Георгий Петрович Постников, 1784–1860). В 1825–1828 гг. управлял Калужской епархией; с 1848 г. — Архиепископ Казанский и Свияжский.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

77. Собрание писем свт. Игнатия еп. Кавказского. М.— СП-б., 1995. Письмо 49. С. 114. 78. Письмо 50, игумену Антонию Череменецкому (Бочкову). C. 116. 79. Собрание писем свт. Игнатия еп. Кавказского. М.— СП-б., 1995. Письмо 50. С. 116—117. 80. Жизнь и подвиги иеросхим. Александра Гефсиманского. [Составитель прп. Герман Зосимовский (Гомзин)] М., 1994. С. 10-11. 81. Цит. по: Душеполезные поучения преподобных Оптинских старцев. Т. II. Оптина пустынь, 2000. С. 116-121. 82. Собрание писем свт. Игнатия еп. Кавказского. М.— СП-б., 1995. Письмо 601. С. 807. 83 . Преподобноисповедник Никон (Беляев). Дневник последнего духовника Оптиной пустыни. С-Пб., 1994. С. 69. 84. Преподобный Никон Оптинский. Жизнеописание и духовные наставления. М., 1998. С. 523. 85. Там же. С. 523-605. 86. Иеромонах Никон (Беляев). Дневник последнего духовника Оптиной пустыни. СПб., 1994. С. 289. 87. Так в цитируемом источнике. 88. Издание, которым пользовался преписп. Никон, соотсовременному репринтному изданию Сретенского монастыря — Творения святителя Игнатия. TV, М., 1998.   Глава 7. Свидетельства святых и подвижников благочестия о творениях свт. Игнатия Все сколько-нибудь заметные русские подвижники благочестия последних двух веков, вопреки клевете о. Д., ставили творения свт. Игнатия (Брянчанинова) на совершенно особое место. Вот лишь несколько свидетельств этому 89 : С большой любовью относился к святителю Игнатию святитель Киевский Филарет (Амфитеатров, 1779-1857), ныне причисленный к лику Сибирских святых, претерпевший в жизни немало неправедных гонений и, может быть, поэтому так глубоко понимавший свт. Игнатия. Об этом говорят и его письма. 90 Жизнеописание святителя свидетельствует также о уважении и глубоком благожелании к нему известного подвижника, содействовавшего возрождению Оптиной пустыни, митр. Новгородского и Санкт-Петербургского Григория (Постникова, 1784-1860) и архиеп. Орловского Смарагда (Крыжановского, 1796-1863). Митрополит Григорий, в частности, настоял на возведении архим. Игнатия в сан епископа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2332...

Григорий (Постников ; 1784–1860), митрополит Новгород­ский и Санкт-Петербургский. В 1814 году окончил Санкт- Петербургскую Духовную Академию, в которой одним из его наставников был святитель Филарет (Дроздов) , оказав­ший на него большое влияние. С 1819 года – ректор и орди­нарный профессор Санкт-Петербургской Академии; поддерживал в Академии строгий порядок, усовершенство­вал учебные программы, улучшил материальное положение студентов; преподавал богословские науки, Священное Писание , участвовал в переводе Священного Писания на русский язык. Лекции его расходились в печатном и руко­писном виде по многим духовным учебным заведениям. Трудами митрополита Григория было положено начало официальной духовной журналистике в России: в 1821 году он основал один из первых в стране духовных журналов – «Христианское чтение», в 1855году в Казани начал выхо­дить журнал «Православный собеседник», в 1857 году был основан журнал «Духовная беседа», предназначенный для мирян. В 1822 году Григорий был хиротонисан во епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской епархии. В 1825 году был назначен на Калужскую кафедру, где начал активно заниматься миссионерской деятельностью среди старообрядцев. В 1832 году возглавлял торжество обрете­ния мощей святителя Митрофана Воронежского . В 1848 году назначен архиепископом Казанским и Свияжским. Особое внимание уделял миссионерской деятельности, заботился об укреплении единоверчества, возглавил комитет для перевода богослужебных книг на татарский язык. По его настоянию были открыты миссионерские отделения при Духовных Академиях и семинариях в Санкт-Петербурге, Москве, Казани, Киеве. Владыка Григорий был крупным специалис­том по истории старообрядчества. Его книга «Истинно древняя и истинно православная Христова Церковь » (1854) при жизни святителя была издана четыре раза. В 1856 году возведен в сан митрополита и переведен на Санкт-Петербург- скую кафедру и с этого времени состоял первоприсутству­ющим членом Синода. Митрополит Григорий был неутоми­мым проповедником, он проповедовал за каждым богослужением, обращаясь к слушателям с простым, крат­ким, но емким наставлением. Митрополит Григорий состоял членом Санкт-Петербургской Академии наук (с 1821 года), почетным членом по отделению русского язы­ка и словесности (с 1841 года) и общего собрания Академии наук (с 1856 года). Вел строгий, аскетический образ жизни, отличался щедрой благотворительностью. Погребен в Свято-Духовской церкви Александро-Невской Лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

В 1851-м году назначен настоятелем Иверского Монастыря. 30-го сентября 1853-го года назначен наместником Лавры 4046 . В 1851-м году к крестовой церкви приооединен притвор, увеличивший ее размеры на 5x2 сажени. Вход был с Северной стороны Архиерейского Дома – 4-я лестницами 4047 . В 1855-м году Александро-Невская церковь «загоралась от случившегося против ней на Восточной стороне пожара». После чего вновь была вызолочена ее глава 4048 . Управлявший епархией и Лаврой после кончины митрополита Никанора преосвященный Платон, в мире Павел Фивейский, был сын священника Московской епархии. Окончив в 1834-м году Московскую Академию магистром, он остался в ней бакалавром, в том же году принял монашество и в 1841-м году был уже произведен во архимандрита. В 1842-м году был назначен ректором Казанской Семинарии, в следующем году переведен в Орловскую и в 1844-м году, по болезни, был уволен от духовно – учебной службы. Но в 1847-м году опять назначен ректором – в Тамбовскую Семинарию, в 1852-м году переведен во Владимирскую. 24-го мая 1856 – го года был хиротонисан во епископа Старорусского, а 31-го июля переведен на Ревельское викариатство.15-го февраля 1857-го года получил Костромскую кафедру, в 1868-м году – архиепископство. Скончался 12-го мая 1877-го года 4049 . Глава седьмая. Митрополит Григорий (Постников). 1856–1860 Биографические сведения. Назначение на митрополию в Петербург. Борьба с лжеучеными в защиту Православия. Кончина владыки. Наместники – архимандриты Ириней (Боголюбов) и Никанор (Ильинский). Преобразование Канцелярии в Духовный Собор. Устройство новой крестовой церкви. Рыбные ловли в Финляндии. Выборгское викариатство Митрополит Григорий, в мире Георгий, родился в 1784-м году в селе Михаиловском, Никитинского уезда Московской губернии, где служил его отец, диакон Петр Федоров. Образование получил в Перервинской и Троицкой Семинариях и в Петербургской Духовной Академии, которую он окончил со степенью магистра в 1814-м году. «От природы сосредоточенный в себе и склонный к уединению», он сряду по окончании академического курса принял монашество, 25-го августа 1814-го года, и вслед затем был рукоположен во иеромонаха.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

«В конце 1849 г., - писал он, - вышла в свет в Москве книжка под названием " Краткое историческое сказание о чудотворных иконах Казанской, Седмиозерной, Раифской и Мироносицкой " . Издатель этой книжки счёл нужным приложить к ней изображения Божией Матери Казанской и Смоленской. Но, вероятно, затрудняясь приобресть в скором времени снимки с икон Казанской Божией Матери, находящейся в Казанском девичьем монастыре, и Смоленской в Седмиозерной пустыне, приложил вместо их снимки с других икон, которые по месту его жительства были для него ближе и доступнее, именно с иконы Казанской Божией Матери, что в Казанском Московском соборе, и с иконы Смоленской Божией Матери, что в Московском Первоклассном Новодевичьем монастыре. Издатель не объяснил при этом ни того, что он сделал это по своему желанию, без согласия автора, ни того, почему вздумалось ему поместить в книжке, в которой описываются чудотворные иконы казанские, а не московские, несообразные с описанием изображения. Потому естественно, что по мере распространения этой книжки в публике, в некоторых возникла мысль: не потому ли помещено в ней изображение Казанской Божией Матери, которое находится в Московском Казанском соборе, что автор почитает именно эту икону явленною, а не ту, которая хранится в Казанском Девичьем монастыре. Если и Вам приходила подобная мысль при чтении помянутой книжки, то почитаю долгом повторить Вам то же, что говорил и другим, т[о] е[сть] что изображения при книжке приложены издателем без моего ведома и согласия, что сам я всегда был вполне убеждён, что явленная икона Казанской Божией Матери находится не в Московском Казанском соборе, а в Казанском Девичьем монастыре в Казани».(132) Как указывал И.М. Покровский, эта брошюра «возбудила большое недоумение в Казанском обществе» и, в частности, в тогдашнем архиепископе Казанском и Свияжском Григории (Г.П. Постникове) (1784 - 1860), который потребовал от Г.З. Елисеева объяснения и, получив таковое, «кажется, им удовлетворился».(133) При этом И.М. Покровский намекал на некий сознательный умысел, который мог привести к «подмене» иллюстраций.

http://ruskline.ru/analitika/2018/04/19/...

Он есть как бы живой образ Христа распятого, поправшего силу диавола: где крест – там Христос, равно как где Христос – там крест, так что крест во Христе и Христос в кресте. Господь Иисус Христос за наше спасение все претепел, даже крест, Божественное оставление в то время, когда Он возгласил: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? [ Мф. 27, 46 ] – чтобы показать нам видимо вечное оставление Божие нас, грешников, имевшее последовать с нами, если бы не подъял всех казней за наши грехи Сын Божий, и имеющее последовать со всеми неверующими и нераскаянными грешниками. Господь претерпел муки оставления Его по человечеству благостию Божиею для того, чтобы нас, согрешающих непрестанно, не оставляла вконец благодать Божия и нам не быть под бременем скорбей ужасных, настигающих нас, чтобы нас утешать в скорбях, посылаемых на нас Богом по премудрому и всеблагому Его промыслу. Ибо скорби необходимы в домостроительстве нашего спасения как средство, врачующее и очищающее душу от болезней и скверн греховных. (Господи! благодарю Тебя за частые скорби, Тобою мне посылаемые для очищения души моей и исцеления её от страстей моих: гордости, злобы, зависти, лености, и от пристрастий житейских: сластолюбия, сребролюбия, честолюбия и прочих.) Наши души заросли тернием страстей, и мы нерадим, забавляемся своим тернием, не думаем вырывать его: пусть-де заглушает оно её совсем; и терние растет, растет и заглушает остатки пшеницы, остатки добра, веры, надежды и любви к Богу. Григорий (Постников ; 1784–1860), митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский. В 1814 году окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию, в которой одним из его наставников был святитель Филарет (Дроздов) , оказавший на него большое влияние. С 1819 года – ректор и ординарный профессор Санкт-Петербургской Академии; поддерживал в Академии строгий порядок, усовершенствовал учебные программы, улучшил материальное положение студентов; преподавал богословские науки, Священное Писание , участвовал в переводе Священного Писания на русский язык.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010