О язычниках ап. Павел говорит, что язычники, не имея закона, по природе законное делают, не имея закона, они сами себе закон ( Рим. 2:14 ). Корнилий был язычником, но тем не менее он назван в книге Деяний Апостольских «праведным и боящимся Господа» (Гл. 11:2,22). И ап. Петр засвидетельсвовал ему, что «во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» (Гл. 10:35). Потому-то ап. Павел приписывает законным делам язычников равное достоинство с делами иудеев перед судом Божиим: Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание? ( Рим.2:26 ). Если фактически человечество и не могло похвалиться нравственными делами своими, то хотя бы стремления его были направлены на искание блага или нравственного идеала. Лучшая часть человечества всегда готова противодействовать дурным влечениям и действиям. Добрые и благородные стремления и действия обыкновенно находят себе признание у людей, по крайней мере, у лучших из них. Можно даже указать на некоторый нравственный прогресс в жизни древних народов, прогресс в расширении понятия личности, в выработке нравственных заповедей, в урегулировании нравственных отношений между людьми, в развитии учения о бессмертии, в переходе от легкомысленного оптимизма или скорбного пессимизма к стремлению соединить их в неком высшем единстве. И если язычники не дошли до того, что составляет высшее содержание нравственной идеи, то, во всяком случае, они сделали некоторые предварительные работы для его достижения. Или, если перед пришествием Господа Иисуса Христа на землю язычество находилось в состоянии нравственного упадка и даже разложения, но и в его среде усиливалось желание и ожидание избавления. В особенности о еврейском народе надо сказать, что явное осознание нравственного закона Божия, живое ощущение греха, большей частью ревностное стремление к исполнению (хотя главным образом обрядовому) заповедей Моисеевых, надежда на Мессианское царство – всегда были присущи этому народу и всегда делали возможной более или менее серьезную нравственную борьбу и совершенствование.

http://azbyka.ru/otechnik/Markellin_Oles...

«И да будут слова сии, которыя Я заповедаю тебе сегодня, – в сердце твоем (и в душе твоей) ... и да будут они повязкой над глазами твоими» ( Bmop. VI, 6–8 ). »И безпрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся в славе« ( 1Tuм. III, 16 ). " И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины...» ( Uoah. I, 14 ). 18. Была ли бы духовная польза для православно верующих, если истины, явленный Откровением, каждый понимал бы по свое му разумению и самолично определял бы предмет веры? Господь Иисус Христос настойчиво указывал на важнейшее значение полного единства духовной жизни тех, кто в Него уверовали, так чтобы они составляли единое духовное существо: " И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как и Мы едино« ( Uoah. XVII, 22 ). Без такого духовного слияния всякая истина веры не могла бы восприниматься, как единая и во всей ея полноте: »Если царство разделится само в себе: не может устоять царство то« ( Mpk. III, 24 ). Наученные самим Господом апостолы, во время трудов их проповеди, собирались, чтобы вынести свое определение по возникающим вопросам веры. Они устанавливали строгое единообразие толкований Откровения, как и обычаев единообразного поклонения Богу, сообщал свои определения по всем церквам. «Проходя же по городам, они передавали верующим соблюдать определения, постановленных Апостолами и пресвитерами в Иерусалиме» ( Дeяh. XVI, 4 ). »Бог же терпения и утешения да подаст вам единомыслие между собою, по учению Христа Иисуса: дабы вы единодушно едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа« ( Puм. XV, 5, 6 ). 19. Как древняя Церковь после апостолов продолжала соблюдать святое единство при возникавших вопросах веры и при возстававших лжевериях? Чтобы сберечь во всей чистоте Богооткровенную истину, руководствуясь апостольскими постановлениями, Церковь выясняла по каждому возникшему вопросу всецерковное мнение всех церквей повсеместно. Затем, подобно Апостолам, Вселенскими Соборами принималось точное постановление, которое провозглашалось, как правило, принятое всею Церковью и обязательное для всех.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Объясн. В этих местах послания апостол внушает христианам не придавать особого значения людям гностико-иудейского направления: Кол.2:8:16 ; 1Тим.1:4 ; Тит.3:9 , которые держались предписаний Иудейства о пище и питии: Лев.5:2–3:7:19–25 . Ветхозаветный закон имел прообразовательное значение – был тенью будущего: ст.17. Тело, от которого падала эта тень, есть Христос. Ветхозаветные прообразы все на Него указывали и с Пришествием его должны престать. По своём соединении со Христом в одно тело: Рим.12:5 , вследствие своей смерти для стихий мира: Кол.2:20 , христиане и не должны держаться разных еврейских постановлений и следовать тому, что имеет один внешний вид мудрости: ст.23. Что касается до соблюдения постов христианских, то Сам Господь сказал: Придут дни и тогда будут поститься: Мф.9:15 ; ср. Мф.6:16–17 ; и как апостолы, так и христиане постились: Деян.13:2–3:27:9 ; 1Кор.7:5 . 1Тим.4:4–5 . «Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвой». Объясн. В этих словах нет никакого основания к отрицанию постов, ибо апостол Павел сам великий постник: 2Кор.6:4–5:11:27 ; 1Кор.7:5 . Эти слова апостола направлены против еретиков апостольского века и обличают современных нам отступников от веры, запрещающих вступать в брак и пр., а не православных. Тит.1:15 . «Для чистых всё чисто; а для осквернённых и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть». Объясн. Кто хочет, чтобы для него, как чистого, всё было чисто, тот сначала навыкни и научись воздержанию, воздержанием очисти сердце и возвысь его над соблазнительностью внешних предметов, а это воздержание есть пост: 1Кор.9:25 ; ср. 2Кор.6:4:11:27 , Если кто считает пост для себя излишним, тот чрез это показывает, что мнит себя чистым, а на самом деле он не чист и пленён самомнением: 1Кор.8:9–13 . Ис.58:6–7 . «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетённых отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, а от единокровного твоего не укрывайся».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Апостолы показывали своим последователям примеры самоотверженного служения Господу, важной составляющей которого был и пост. Так в своем Втором послании к Коринфянам апостол Павел пишет: Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение, но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах… ( 2Кор. 6; 3–5 ). Много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лже-братиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе (2 Кор. И; 26,27). Заповеданный Христом пост соблюдается в Православной Церкви с самых ранних времен. Завет о посте Христа и апостолов, собиравших первохристианскую Церковь , свято чтится всеми христианами доныне. Канонические установления Церкви о посте Первым, собственно христианским установлением о посте можно считать правило Иерусалимского Апостольского Собора, предписывающего членам Церкви такой устав: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите ( Деян. 15; 29 ). Это постановление Иерусалимского Собора подтверждается 63-м Апостольским правилом, которое к требованиям заповеданного поста прибавляет наказания за их неисполнение: «Если кто: епископ или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, будет есть мясо с кровью, в которой душа, или мясо растерзанного зверем животного, или мертвечину, да будет низвержен. Ибо сие и закон Моисеев запретил. Если же это соделает мирянин, да будет отлучен». 69-е правило Святых Апостолов гласит: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен». Святитель Тимофей Александрийский в своих канонических ответах к числу лиц, не имеющих возможности совершать телесный пост, прибавляет рожениц.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

8 . Жена да повинуется мужу своему, потому что муж есть глава жены, а глава мужа, ходящего по пути правды, есть Христос, глава же Христа – Бог и Отец Его. Итак, после Вседержителя Бога нашего и Отца, Господа настоящего и будущего века и Создателя всякого дыхания и силы, и после возлюбленного Сына Его, Господа нашего Иисуса Христа, чрез Которого слава Богу, – бойся, жена, мужа своего, и страшись его, старайся нравиться ему одному, и быть благоугодною ему служениями своими, чтобы и ради тебя ублажен был муж Премудростью, которая говорит чрез Соломона: «Жену доблестную кто найдет? Драгоценнее такая камней многоценных. Уверено в ней сердце мужа её: такая прибытка не лишится. Ибо делает мужу добро во всю жизнь. Найдя шерсть и лен, творит благопотребное руками своими; она – как корабль купеческий, издалека собирающий ему богатство; и встает ночью, и раздает пищу в доме и работу служанкам; увидев поле, купит, от плодов же рук своих насаждает стяжание. Препоясав чресла свои, укрепит мышцы свои, и вкушает, что работа её хороша, и не угасает светильник её всю ночь. Локти свои простирает на полезное, руки свои утверждает на веретене, и руки свои открывает бедному, длань же простирает нищему; не печется о находящихся в доме муж её, ибо все у неё одеты в приличные одеяния, и одежды делает мужу своему, из виссона и порфиры одеяния. Славится во вратах муж её, когда сидит в собрании со старцами земли. Покрывала сделает и продает финикийцам, опоясания же ханаанеянам. Славою и благолепием облечется, и возвеселится в конце дней. Уста свои открывает мудро и внимательно, и чин заповедает языку своему. Тесны же пути дома её: пищу же ленивого не ест. Уста свои открывает мудро и по закону, устроения же милостыни на языке её; поднимутся дети её, и, обогатившись, похвалят её, и муж её похвалит её: «многие дочери стяжали богатство, многие сотворили силу: ты же преуспела и превознеслась над всеми. Ложного угодничества и пустой красоты женской нет в тебе: ибо жена благочестивая благословенна; страх же ЯХВЕ сия да хвалит. Дайте ей от плодов уст её, и да хвалим будет во вратах муж её». И опять: «жена мужественная – венец мужу своему». Выслушали вы, какие похвалы получает от Господа Бога жена целомудренная и любящая мужа.

http://azbyka.ru/otechnik/6/apostolskie-...

Мы отвергаем Иудейский безквасный хлеб, следуя в том постановлению Апостольскому; они же принимают с Латинами, что на опресноке священнодействуется тело Христово. Мы говорим, что прибавление, сделанное ими к символу, неправедное и беззаконное и противно учению Святых Отцев; они же признают его правильным и совершенно основательным. Вот каким образом они стараются согласовать свои мнения с истиною! Мы признаем Папу на равне с Патриархами, когда он сохраняет Православие; они же, с величайшим торжеством, считают его «Наместником Христовым, Отцем и Учителем всех Христиан». Если бы по крайней мере они могли быть счастливее такого «Отца», но в остальном быть единодушными – потому что он далек от того, чтоб быть счастливым, имея Анти-Папу, который крайне его тревожит; но они не хотят подражать в этом случае своему «Отцу» и «Наставнику» 3 . Бегите же от них и от всякого с ними общения, о братия! Таковые люди суть лже-апостолы, хитрые делатели, принимающие на себя образ Апостолов Христа. Это не удивительно, ибо сам сатана принимает иногда образ Ангела Света; не удивительно поэтому, когда и слуги его берут на себя образ служащих правде, но кончина их будет по делам их. В другом месте говорит тот же Апостол о них же, что таковые слуги не для Господа нашего Иисуса Христа трудятся, но для своего чрева, и совращают своим сладкоречием сердца невинных; имея печать сию, твердое основание Веры пребывает неподвижным. Он же говорит: «Берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания» ( Флп. 3, 2 ). И также: «Хотя бы и мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы вам благовествовали, да будет анафема» ( Гал. 1, 8 ). Итак, блюдитесь прозорливо, чтобы кто либо, даже если б это был Ангел с неба, не обольстил вас чрез преимущество Папы. Если б и любимый ученик пришел к вам, благовествуя иное, то не принимайте его в свой дом и не приветствуйте его, ибо тот, кто будет приветствовать такового, приобщится его злым действиям. Храните же, соблюдая твердо, все заповеданное вам Святыми Апостолами, как писанное, так и неписанное, да не подвигнет вас с вашего основания нечестивое обольщение! Бог всемогущий да приведет заблуждшихся к признанию их заблуждения, да избавит нас от них, как от плевел, и да соберет нас, как чистое и благое семя, в свою житницу, во Христе Иисусе Господе нашем, Емуже подобает всякая честь, слава и поклонение, со безначальным Его Отцем и со Пресвятым и благим и животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков, аминь!

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Efesskij/...

Не потому, говорит апостол, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам (Там же, 9). Апостол показывает причину, для чего он столько трудился: чтобы, говорит, себя самих дать вам в образец для подражания нам, чтобы, если забудете словесное учение, по крайней мере, примеры обращения, верно представленные вашим очам, удержали вы в памяти. Не легкое порицание делается им, когда говорит, что только для примера он понес этот труд и обременение тела днем и ночью; они, однако, не хотели следовать его примеру, когда он, не имея необходимости, наложил на себя столько тяжести. Хотя, говорит, мы и имели власть, и нам открыты были все ваше имущество и припасы, и я знал, что имею позволение Господа нашего пользоваться им, однако я не воспользовался этой властью, чтобы сделанное мною, хоть и позволительным образом, не подало другим пример вредной праздности. И потому, проповедуя Евангелие, я предпочел содержаться работою своих рук, чтобы и вам, желающим идти стезею добродетели, указать путь совершенства и своим трудом представить образец поведения. Глава 11. Апостол не только примером, но и словами проповедуя, увещевал работать Но чтобы не показалось, будто он, молча работая и желая научить их примером, нисколько не наставлял или заповедями, увещаниями, он прибавляет, говоря: ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот не ешь (Там же, 10). Апостол, показывая, с одной стороны, беспечность тех, которые, зная его, как доброго учителя, работавшего своими руками для поучения и для примера, не хотели подражать, с другой – свое прилежание и осторожность, говорит, что он, находясь у них, не только представлял себя в пример, но и словами постоянно проповедовал: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь. Глава 12. Апостол, не довольствуясь одним увещеванием, присоединил еще власть и повеление Потом апостол употребляет по отношению к ним уже не совет учителя или врача, но относится к ним со строгостью судебного приговора и, употребив апостольскую власть, как бы изрекает приговор на презрителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

При существовании храма подавался еще жареный ягненок – пасха 29 , и в таком случае старший читал: «Благословен Ты, Господи Боже наш, Царь вселенной, Который освятил нас Своими заповедями и заповедал нам вкушать пасху» 30 . Старший давал каждому пучок латука, и тот ел его, обмакивая в харосет. После закуски мыли руки 31 , и далее следовала собственно пасхальная трапеза. Вторично наливались бокалы. Старший поднимал блюдо с опресноками и говорил: «Это хлеб страданий, который ели отцы наши в земле Египетской», – затем разламывал один опреснок и часть его откладывал в сторону, где она должна была лежать до конца трапезы; Это афикоман (aficeimn) – часть, которую полагалось оставлять на случай прихода нищего или путника, согласно заповеди Моисея: «И веселись пред Господом, Богом твоим, ты, и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и раба твоя, и левит, который в жилищах твоих, и пришелец, и сирота, и вдова, которые среди тебя, на месте, которое изберет Господь, Бог твой, чтобы пребывало там имя Его; помни, что ты был рабом в Египте, и соблюдай и исполняй постановления сии» ( Втор. 16,11–12 ). Другую часть разломленного опреснока старший брал себе, прочим сотрапезникам раздавал другие опресноки. Тогда младший сын или сотрапезник спрашивал старшего о том, почему в этот вечер полагается необычная трапеза: хлеб едят только пресный, овощи только горькие и вместо обычных мясных блюд подан ягненок, зажаренный целиком. Этот вопрос представлял инсценировку, для которой Талмуд предписывает учить ребенка ввиду предстоящего праздника, согласно заповеди Моисея: «И когда скажут вам дети ваши: что это за служение? скажите: это пасхальная жертва Господу, Который прошел мимо домов сынов Израилевых в Египте, когда поражал египтян, и домы наши избавил» ( Исх. 12, 26–27 ). Отец в ответ говорил хаггаду (haggadah) – речь, в которой он рассказывал о чудесном избавлении евреев от рабства египетского и о прочих благодеяниях, явленных Богом Своему народу. Речь была импровизированной, но окончание ее было традиционным: «Посему мы должны благодарить, восхвалять, славить, возвеличивать, возвышать, почитать, благословлять, прославлять и воспевать Того, Кто сотворил нашим предкам все эти чудеса: Он вывел шс из рабства на свободу, из печали – на радость, из траура – на праздник, из тьмы – на великий свет, из подчиненности – на волю.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Если же согласиться в данном случае с сектантами, что все люди есть священники в буквальном смысле, то тогда и все цари в буквальном смысле. ( Откр.1:4–6 ). Над кем же царствовать? и 3) Сектанты пытаясь доказать, что и вне церкви благодать священства и вообще всякое Божие благоволение можно получить, приводят случай из Мк.6:38 : “Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, и не ходит за нами”. Во первых Церковь тогда еще утверждена не была, а поэтому противником ее он быть не мог, и во вторых, он не священствовал, а совершил чудо, а это есть общий дар, который и мирянин может получить пребывая в Церкви. В. О вечности Христовой Церкви Заключение Первое и главное доказательство истинности св. Православной Церкви перед всеми самочинными церквями, есть то, что она возымела свое начало от Самого Господа Иисуса Христа через св. Апостолов; появившиеся же позже с новыми учениями не имеют права именоваться Церквями Христовыми, как и те языческие, бывшие до Христа, как неимеющие с Церковью Христовой никакой духовной связи, а поэтому они и не могут доказать свое происхождение от истинной Церкви, как не может царский престол занять кто либо не происходя от царской крови. Иисус говорит ему: “ паси агнцев моих ”... “Еще многое имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить, когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину”. Таким образом всякое подражание истинной Церкви есть ничто иное, как самозванство, это плевелы на ниве Христовой. Второе доказательство истинности Православной Церкви есть чудеса как признаки Божественной благодати, каковых признаков другие Церкви не только не имеют, но даже отрицают, ругаясь Духу Божию. “Чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины”. И третье существенное доказательство того, что Она только сохранила чистоту Божественного учения и постановления Апостольские, что неоднократно доказано семью Вселенскими Соборами. Вне Церкви нет спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010