Модификация происходила, по-видимому, в VI веке и была вызвана развитием гимнографии, которая вытеснила пение псалмов. Содействовало этому и распространение в церковном пении осмогласия, которое впервые становится известным в том же VI веке в Сирии 486 . Немалое значение имело также включение литургии и суточный круг богослужения. По-видимому, последнее обстоятельство и вызвало в канонаре включение в состав служб сочельника литургии. Всем этим можно объяснить начало богослужения «на месте пастырей» на четыре часа раньше указанного в лекционарах. Итак, в VII веке становится известен термин «прокимен» от греческого πρκειμαι – «предлежу», что указывает на место его в богослужении перед тем или иным чтением священных книг. Каким же было назначение аллилуиария? В настоящее время аллилуиарий произносится чтецом Апостола, поэтому аллилуиарии помещены в книге «Апостол». В других богослужебных книгах они также следуют за апостольским чтением. Отсюда возникло представление, будто аллилуиарий идейно связан с апостольским чтением. В литургии аллилуиарий оказался между чтениями Апостола и Евангелия в соответствии с XVII правилом Лаодикийского Собора, согласно которому «не должно в церковных собраниях псалмы совокупляти един к другому, но чрез промежуток по псалме быти чтению». Но, занимая место в литургии между Апостолом и Евангелием и будучи внесенным в книгу «Апостол», он остается идейно связанным с евангельским чтением. Из всех священных книг высочайшим откровением благовестия Христова являются четыре Евангелия. Поэтому уже в IV веке христиане из особого благоговения к Евангелию выслушивали его стоя (об этом в «Постановлениях апостольских» сказано категорически: «Когда читается Евангелие, пресвитеры, диаконы и весь народ да стоят в полной тишине» 487 ). Слово «аллилуиа» по существу представляет вербальное выражение эмоций благодарности, подобно тому как слово «аминь» – вербальное выражение абсолютного согласия. Оба слова были унаследованы христианами из быта благочестивых евреев еще в апостольское время. В Откровении апостола Иоанна Богослова «радость на небе о падении Вавилона» и приветствие «Царя царствующих и Господа господствующих» выражены с употреблением этих вербальных выражений благодарности и общего согласия. «После сего я услышал на небе громкий голос как бы многочисленного народа, который говорил: аллилуиа! спасение и слава, и честь и сила Господу нашему! Ибо истинны и праведны суды Его. И вторично сказали: аллилуиа!.. Тогда двадцать четыре старца и четыре животных пали и поклонились Богу, сидящему на престоле, говоря: аминь! аллилуиа!.. И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуиа! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель» (19,1–2, 3.4. 6).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

2:11), а ветхозаветная суббота — новозаветным Воскресеньем. Какой смысл замены субботы Воскресеньем?   Празднование субботы напоминало Израилю, как он был в рабстве у Египтян, и как от этого рабства освободил его Бог.    Празднование Воскресенья напоминает христианам, как они были рабами у дивола, и как Господь освободил их от этого рабства своим воскресением из мертвых. На каком основании мы не празднуем теперь субботы так как в ветхозаветные времена?   На том основании, что Церковь Христова отменила исполнение Закона ветхозаветного, а, следовательно, и празднование субботы на первом Апостольском Соборе, в 52 году. Как случилось это отменение?   В Иерусалиме «восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили, что должно обрезывать язычников и заповедывать соблюдать закон Моисеев. Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела. По долгом рассуждении Собор составил такое постановление всем христианам: »угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете» (Деян. 15:5—6, 28, 29).    Как видно, ни обрезания, ни жертвоприношений, ни других священнодействий ветхозаветных, ни различений пищи, ни праздников ветхозаветных, ни суббот — в Новом Завете уже не нужно: все это отменила Церковь Православная на Апостольском Соборе. Что говорят адвентисты седьмого дня, когда им показать это ясное повеление Собора об отмене субботы?   Адвентисты говорят, что Ветхий Завет делится на две части: на закон Божий, состоящий из Синайских десяти Божиих заповедей, и на закон Моисеев, в котором заключаются все остальные ветхозаветные постановления. Закон Моисеев, как человеческий, Апостолы отменили, а закон Божий остается неизменным, а в нем-то и говорится о субботе. Значит, субботу и нужно праздновать. Что должно говорить адвентистам на эти рассуждения их?   Прежде всего, эти рассуждения адвентистов — чистая выдумка их, и о них нигде не написано: не написано ни о делении Ветхого Завета, ни об утверждении заповедей Божиих с отменой закона Моисея.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

А христианство тогда только что появилось. И читают евреи этот закон каждую субботу в синагогах. У христиан же синагог не было. Если же прочитать приведенную вами выдержку из речи апостола Иакова в связи с предыдущими его словами, то ясно станет, что он говорил об отмене закона Моисеева и субботы. Он сказал: Симон изъяснил, как Бог первоначально призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое. И с сим согласны слова пророков...Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе. Ибо [закон] Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу. ( Деян. 15:14–15 ; Деян. 19–21 ). Смысл всего этого таков. По окончании суждений на соборе, апостол Иаков, как председатель, предложил резолюцию: написать христианам из язычников, чтобы они сего Моисеева закона не держались, а держались бы только того, что предписывает им настоящий собор, то есть воздерживаться от того-то и того-то. Если же собор не примет моей резолюции, как бы так говорит Иаков, то противники наши, сторонники соблюдения всего закона Моисеева, одержат над нами верх. Ибо они имеют перед нами то преимущество, что закон Моисеев с древних родов по всем городам имеет проповедующих его и прочее. Резолюция, предложенная председателем Иаковом, была принята собором единодушно, и в таком смысле было написано христианам из язычников, понятно, что все из Моисеева закона, что не упомянуто в этом решении апостольского собора, отменено для христиан из язычников, для Новозаветной Церкви Христовой, не исключая жертвоприношений и суббот 10 . Адвентист сказал: «Значит, по-вашему, и десять заповедей отменены? Ведь об них ничего не упоминается в постановлении апостольского собора». – Да, – ответил я, – те из десяти заповедей отменены и должны быть видоизменены, которые не подтверждены в новозаветных книгах. – А какие же заповеди не подтверждены в Новом Завете? – спросил собеседник.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/pochemu-...

В этой книге рассказывается, что когда стали происходить смуты и волнения в Церкви из-за вопроса о том, следует ли христианам из язычников исполнять закон Моисеев, то был собран в Иерусалиме собор, на котором, после долгих и всесторонних обсуждений, было единогласно принято, что христианам из язычников не следует исполнять закона Моисеева – этого ига, которого, как сказал апостол Петр, не могли понести ни отцы наши, ни мы ( Деян. 15:10 ). Постановление этого апостольского собора, которое было послано христианам из язычников, было таково: «Поскольку мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас [своими] речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон (ветхозаветный, в том числе и, конечно субботу), чего мы им не поручали, то мы, собравшись, единодушно рассудили, избрав мужей, послать их к вам с возлюбленными нашими Варнавою и Павлом...Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более(ни жертвоприношений, ни новомесячий, ни суббот и ничего прочего, что есть в Моисеевом законе), кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы ( Деян. 15:24–25  и Деян.15:28–29 ). Как изволите видеть, в решении не сделано никакого исключения ни для чего ветхозаветного. Все отменено для христиан из язычников, кроме того, что в нем перечислено, о субботе нет и слова. Адвентист возразил: «Если в решении апостольского собора не упоминается о субботе, то в деяниях его говорится о ней. Так апостол Иаков, председатель этого собора сказал: «Ибо закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедающих его, и читается в синагогах каждую субботу» ( Деян.15:21 ). Значит христиане праздновали субботу и мы должны праздновать ее». Я сказал: «И вам не стыдно приводить такое свидетельство в доказательство того, что при апостолах праздновали субботу и нам должно ее праздновать? Ведь апостол Иаков сказал не о христианах, а о евреях, неверующих во Христа, что они проповедуют закон Моисеев «от древних родов».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/pochemu-...

II. Итак, мы решили, господин брат, сообщить твоей Любви обо всем этом, чтобы постановлениям нашей мерности придать еще авторитет апостольского престола для охранения здравия многих и для исправления погрешности хотя некоторых. Своими преступными рассуждениями, направленными не столько к защите, сколько к возвеличению свободного решения, они (Пелагий и Целестий) в святотатственной гордости не оставляют никакого места благодати Божией, коею мы становимся христианами, коею и самое наше решение воли делается воистину свободным, освобождаясь от господства плотских похотей, по слову Господа – если Сын вас освободит, то будете истинно свободными ( Ин.8:36 ): эту помощь мы получаем по вере во Христа. Они же, как мы узнали от братьев, кои читали даже самые книги их, утверждают, что благодать Божия должна быть полагаема в том, что Бог создал и устроил природу человеческую способною по собственной воле исполнять закон Божий или естественно начертанный в сердце, или же данный в письменах. Этот закон также относится к благодати Божией, потому что Бог дал его людям в помощь. III. А той благодати, которою мы делаемся христианами, о которой Апостол пишет: по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием, но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим 88 , – этой благодати они совершенно не признают, хотя и не осмеливаются открыто отвергать. Они действительно отвергают се, не переставая убеждать чувственных людей, не понимающих «яже суть Духа Божия» ( 1Кор.2:14 ), что для совершенства и для достижения праведности и для исполнения заповедей человеческая природа достаточна сама но себе. Они не обращают внимания на сказанное: Дух подкрепляет нас в немощах наших 89 : (помилование) не от желающего и не от подвизающегося, но от милующего Бога 90 ; одно тело мы во Христе, а порознь члены один другому, имея различные дарования по данной нам благодати 91 ; благодатию Божиею есмь то, что есмь, и благодать его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился; не я впрочем, а благодать Божия, которая со мною 92 . Подобным же образом говорится и во многих иных местах Св. Писания, повторять кои все нет времени, да и боимся, как бы не показалось неприличным повторение нами того, что сам ты возвещаешь по великой благодати апостольского престола.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Krem...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВДОВИЦЫ ЦЕРКОВНЫЕ [греч. α χραι τς κκλησας], особый вид церковного служения, исполняемого вдовами; восходит к апостольскому веку, существовал в течение неск. столетий: в доникейский период и в эпоху Вселенских Соборов . Последнее упоминание о В. ц. в канонах содержится в 40-м прав. Трулльского Собора (691-692). Это служение стоит в одном ряду с др., доступными для женщин-христианок - диакониссами и пресвитериссами (или пресвитеридами), 2 последних служения были высшими по отношению к В. ц., однако это не означало необходимости последовательного прохождения этих служений, как если бы В. ц. были степенью низших клириков или священнослужителей. В приписываемом сщмч. Клименту Римскому соч. «Воспоминания» содержится утверждение, что чин вдовиц (ordo viduarum) установил ап. Петр ( Clem. Recogn. VI 15). Ап. Павел говорит о В. ц. в 1 Тим 5. 9-11: «Вдовица должна быть избираема не менее как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа, известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу. Молодых же вдовиц не принимай, ибо они, впадая в роскошь и противность Христу, желают вступать в брак». Это апостольское указание воспроизводится в «Апостольских постановлениях» (Const. Apost. III 1-3). О В. ц. упоминают канонические правила: Карф. 38 (47); Вас. Вел. 18 и 24. 24-е прав. свт. Василия Великого проливает свет на статус В. ц. в Церкви: «Вдову, причтенную в число вдовиц, то есть от Церкви снабдеваемую, апостол повелевает оставити без попечения, аще посягнет за мужа. ...Вдова шестидесятилетняя, аще паки восхощет сожительствовати мужу, да не удостоится приобщения святыни, доколе не престанет от страстныя нечистоты. Аще же прежде шестидесяти лет причтем ее в число вдовиц, то наша вина, а не жены сия». Из этого правила явствует, что вдова, посвященная в чин В. ц., не могла вступить во 2-й брак; если же она согрешала, то лишалась св.

http://pravenc.ru/text/149995.html

Речь, произнесенная его высокопреосвященством архиепископом Новгородским Арсением пред открытием религиозно-нравственных бесед в Софийском соборе 2-го октября Источник Господи благослови! Настоящим молитвенным посланием мы полагаем начало религиозно-нравственным беседам, которые будут предлагаемы, как здесь в Софийском соборе, так и в других храмах г. Новгорода в назидание и душевное спасение верующих чад Православной Церкви. В этом мы следуем примеру св. апостолов, которые просвещая народ светом евангельского учения, не оставляли забот об усовершенствовании их в истинах веры Христовой, в познании преподанного им учения. Вместе с тем они обращались с молитвою, дабы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец Славы, дал Духа премудрости и откровения в познании Его. ( Eфec. I, 17 ). И я молюсь об этом и обращаюсь к вам, возлюбленные, с апостольским увещанием: возрастайте в познании Бога и Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа ( Koл. I, 10 . Ср. 2Петр. 3, 18 ). Быть может кто либо из вас скажет: приложимы-ли эти слова к христианам нашего времени? Нуждаемся-ли и мы в наставлениях относительно усовершенствования в познаниях истины Христовой? Действительно, казалось бы, что, в течение 19-и веков, исповедующие Христову веру имеют достаточное познание об истинах веры Христовой, и 20-й век, богатый разного рода познаниями в области природы, не скуден будет и познаниями о Боге, Творце и Промыслителе мира, о Христе, и вообще в занятиях христианских. Казалось бы, что теперь уже настало время, когда, когда, по словам Пророка, все от малого до большого будут знать Бога (Иерем. 31 – 34. Сн. Евр. 8, 11 ). Но, к прискорбию, употребляя слово апостола, что некоторые из вас не знают Бога (Кор. 15, 34), а непогрешимым быть может, если скажем с пророком, что путь богопознания на земле ( Ос. 4, 2 ). Этот недостаток богопознания составляет одно из величайших несчастий нашего времени. Наши православные мало знают свою веру, а многие из принадлежащих к званию христианскому и не считают для себя необходимым, знать, как следует, учение своей веры, законы и постановления Церкви, к которой принадлежат.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

I глава Христианская религия, по самому существу своему, есть религия любви, – любви всеобъемлющей, не ограничиваемой ни временем, ни местом, ни народом. Весь закон и пророки, по словам Спасителя мира, заключаются в двух заповедях: «Возлюби Господа своего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и ближнего твоего, как самого себя ( Мф.22:37–40 ). Действительность принадлежности христиан к Церкви Христовой и усыновление их Богом обуславливаются исполнением этих заповедей и в частности заповедью о любви к ближним: «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь». «Не любящий брата своего, не от Бога» ( 1Ин.3:14, 10; 4:8 ); он пребывает в смерти». Итак, сама жизнь во Христе немыслима без любви к ближним, под которыми Христос разумеет всех людей, без исключения, без различия по их отношению к нам лично, хотя бы они были и враги наши ( Лк. 6:27–28 ), и по их отношению к вере нашей, будут ли это самаряне или иудеи ( Лк. 10:29–37 ). Истинная апостольская любовь к заблудшим вызывала у святого апостола Павла «великую печаль и непрестанное мучение сердца», вызывала горячее желание «самому быть отлучённым от Христа», за неверующих израилитян, чтобы только дать возможность им уверовать и спастись ( Евр. 9:1–2 и Евр.10:1 ). Одним из видов деятельной христианской любви к людям вообще и инославным в частности и есть молитва о них, – молитва , имеющая своим содержанием не одно лишь временное, земное их благополучие, но спасение и вечную их жизнь. И мы видим, что святой апостол Павел не только велел христианам «совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих», которые в его время, конечно, были или язычники или не верующие во Христа иудеи ( 1Тим.2:1–2 ), но и сам молился «о непокорившихся праведности Божией», неверующих израилитянах для их спасения ( Рим.10:1 ), как молился о них и первомученик Стефан ( Деян. 7:60 ). Так было во времена святых апостолов, так было и на всём протяжении истории христианской церкви, в которой дух любви Христовой никогда не иссякал, в которой поэтому никогда не прекращались и молитвы об инославных, даже об язычниках. Об этом мы имеем ясные свидетельства в древних литургиях: в литургии, изложенной в «Апостольских Постановлениях», в литургиях св. Ап. Марка, св. Ап. Иакова, в литургиях греческой, коптской, сирской и других более позднейших.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

О Святом Предании Священным Преданием называется все то, что передал людям Господь наш Иисус Христос и открыл Дух Святой через святых апостолов Христовых и их преемников, святых отцов и учителей церковных. Господь Иисус Христос, когда жил на земле, обходил города и селения и учил людей, как веровать в Бога и исполнять Его святую волю. После вознесения Господня, дело Его проповеди продолжали святые апостолы и ученики Христовы, которым Господь дал такое повеление: «идите, научите все народы, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» ( Мф.28:19–20 ). Исполняя заповедь своего Божественного Учителя, апостолы и ученики Христовы разошлись по всем странам земли и везде учили людей тому, что видели и слышали от Господа. Они сообщили людям как жил на земле Господь наш Иисус Христос , какие Он творил знамения и чудеса, как пострадал за наши грехи, умер и воскрес, как вознеся на небо и какие даровал людям святые заповеди. По смерти апостолов Священное Предание возвещали людям апостольские преемники – св. отцы и учители Церкви, которым апостолы преподали благодатные дары Святаго Духа. Они разъяснили людям как надо правильно выражать свою веру в Бога, как совершать богослужения и таинства; какими законами и правилами руководствоваться в церковной жизни. В настоящее время Священное Предание возвещают людям преемники святых апостолов – пастыри и учители святой Православной Церкви. Таким образом, Священное Предание ведет свое начало от самого Господа, святых апостолов и отцов Церкви, оно открыто людям Духом Святым; а потому имеет весьма важное значение для каждого православного христианина. Каждый, кто носит имя православного христианина, должен свято верить Священному Преданию как слову Самого Господа, относиться к нему с доверием и уважением, исполнять все его постановления. К исполнению Св. Предания призывает людей сам Господь наш Иисус Христос, говоря: «Истинно, истинно говорю вам, кто соблюдет слово Мое, тот не увидишь смерти во веке» ( Ин.8:51 ). К исполнению Св. Предания призывают людей и св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви 28 декабря 2011 г. 16:45 Документ утвержден определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2011 года ( журнал 152 ). Христианская вера основана на Божественном Откровении, возвещенном пророками и апостолами. «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил» (Евр. 1:1-2). Одно из наиболее часто встречающихся в Евангелии обращений ко Христу Спасителю, явившему нам полноту Божественного Откровения — Учитель. Он возвещал приближение Царства Божьего и учил народ как словами, так и делами, подавая личный пример послушания Небесному Отцу и жертвенного служения людям. Своим ученикам и апостолам Спаситель заповедал продолжать Его учительное служение: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28:19-20). «Принявшие Крещение в день Пятидесятницы члены иерусалимской церкви постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и молитвах» (Деян. 2:42). Научение вере связано с общинной, литургической и молитвенной жизнью Церкви. В центре этого научения — «Слово Божие, которое живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого» (Евр. 4:12). А потому, как свидетельствует апостол Павел, «и слово мое, и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией» (1 Кор. 2:4-5). Церковное учительство принципиально шире и глубже интеллектуального процесса передачи и усвоения знаний и информации. Средоточием и смыслом церковного просвещения является благодатное преображение всего естества человека в общении с Богом и Его Церковью. Практика духовного назидания, восходящая к апостольскому времени, отражена в Предании Церкви, в том числе канонических постановлениях Вселенских и Поместных Соборов и в творениях святых отцов:

http://patriarchia.ru/db/text/1909451.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010