Апостол, перефразируя Втор.30:12 , говорит о неизвинительности непринятия оправдания от веры: не нужно ни на небо восходить за заповедью – она уже оттуда принесена Христом; не нужно и Христа низводить – Он уже пришел ( Рим.10:6–8 ). Нет нужды и в бездну нисходить, чтобы Христа из мертвых возвести, – Он уже, подобно Ионе, в третий день восстал оттуда. Имея эти удостоверения, надо принять Христа, а с Ним и весь Новый Завет . Однако для спасения недостаточно одного сознания своего оправдания верой во Христа. Спасение есть усвоение искупительного подвига Христа, Его жертвенной любви. Но любовь может удовлетвориться любовью, поэтому ап. Павел и говорит о необходимости для спасения деятельной, живой веры, в которой выражается любовь к Богу: «Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» ( Рим.10:9–10 ). Вера и исповедание веры неразделимы и одинаково необходимы для спасения. Вера сердечная, внутренняя дает оправдание, но если она настоящая, она не может не проявиться в жизни, не исповедоваться устами и делами. Жизнь по вере требует самоотвержения, она связана с лишениями и, если требуется, то с мученичеством, а спасение во Христе и есть сораспятие Христу, т. е. всегда мученичество. Исповедание веры усвояет плоды искупления самому исповеднику и служит делу проповеди для других людей (не случайно Церковь таких мучеников за Христа именует исповедниками). Чтобы совсем отнять у иудеев возможность оправдываться в своем неверии неслышанием проповеди, отсутствием проповедников веры или тем, что они не поняли проповеди. Апостол снова свидетельством из Писания доказывает их безответность. Есть и проповедники веры, о которых сказано: «как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое» ( Ис.52:7 ) (эти слова относились к вестникам освобождения евреев из вавилонского плена и были прообразом радостной вести спасения Христова); есть и их проповедь : «по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их» ( Пс.18:5 ); и понимали сии сущность этой проповеди, раз ее смогли понять «несмысленные» язычники (Вт. 32, 21), раз нашли Христа «неискавшие» и не «вопрошавшие» ( Ис.65:1 ). в) Будущее обращение Израиля (11 гл.)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

гл. 6), и в другом месте: заповедь Господня светла, просвещающая очи ( Пс. 18:9 ). И заповедуется нечестивым, что бы уповали на Господа и, оставив грехи, утверждались и опирались на помощь Его. Ст. 11. Вот все вы, возжигающие огонь, препоясанные пламенем, ходите в свете огня вашего и в пламени, возжженном вами; от руки Моей это было вам, с страданиями уснете. LXX : Вот все вы возжигаете огонь и усиливаете пламя; ходите во свете огня вашего и в пламени, возжженном вами. Ради Меня это было вам. С печалию уснете. Нисколько не помогает увещание, и после преступлений нет надежды на спасение. Все уклонились, все сделались непотребными ( Пс. 13 ) все возжигают себе огонь и усиливают пламя. Ибо все имеют в себе сено, дрова, солому, терния и волчцы и плевелы, которые будут преданы вечному огню. Поэтому и в Притчах написано: во мнозех древех растет огнь ( Притч. 27:20 ). Коли же малый огонь охватывает много вещества, то сколько опустошит большое пламя? Также в послании, признаваемом за послание к Евреям, говорится о земле, которая, производя терния и волчцы, негодна и близка к проклятию, а концом его служит сожжение ( Евр. 6:8 ). Итак те кои препоясаны и окружены пламенем и усиливают огонь у себя, призываются к спасению, и говорится им: ходите во свете огня вашего и в пламени, возжженном вами , чтобы чрез кары и наказания вы познали силу Божию и возвратились к спасению. Означает же это опустошение иудейского народа, чрез которое они были преданы римлянам и несут иго рабства доселе. Ибо все это было от руки Христовой и с печалию и страданиями будут засыпать, потому что ни чрез благодеяния, ни чрез мучения они не хотели принять Сына Божия. Поэтому говорит им: идите во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом Его ( Мф. 25:41 ). Это тоже, что и апостол говорит: постиже же на них гнев до конца ( 1Сол. 2:16 ). Этим отделом мы научаемся, что каждый, смотря по качеству греха, возжигает себе огонь и как из находящихся на одном и том же месте и, если можно так сказать, на ложе, одни бывают здоровыми, а другие подвергаются лихорадочному жару, по различию мокрот и слизи испытывая различные мучения: так огонь, возжигаемый грешниками, имеет материал в грехах и в беззаконии, о котором написано: разгорится яко огнь беззаконие и яко троскот сухий пояден будет огнем ( Ис. 9:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Глава VII Каким образом христиане освободились от подчинения закону и какие следствия этого освобождения (1–6). Находясь под законом, человек не мог быть праведным, потому что закон только еще более возбуждал силу греха (7–13). Причиною такого явления было природное бессилие человека в отношении к добру (14–25). Рим.7:1 .  Разве вы не знаете, братия (ибо говорю знающим закон), что закон имеет власть над человеком, пока он жив? Рим.7:2 .  Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества. У Апостола осталось недостаточно разъясненным положение 14-го стиха VI-oй гл.: «вы не под законом, а под благодатью». Он и дает теперь это разъяснение, сравнивая положение читателей до принятия ими христианства с положением замужней женщин. Закон привязывает жену к мужу – она не может уйти от него, пока он жив. Только смерть разрывает брачный союз. С читателями послания случилось нечто подобное. Они умерли для закона и этим освободились от всякой зависимости от него. Теперь они с полным фактом могут принадлежать Христу. Этот новый союз или брак для них несравненно полезнее, потому что тут они не служат уже страстям своим, как прежде, а совершают добрые дела. Прежде всего Апостол устанавливает то положение, признаваемое всеми, что закон, всякий закон – и еврейский, и языческий – написан для временной жизни человека. В частности, поэтому и закон о неразрывности брака, о «привязанности» жены к мужу имеет в виду опять только временную жизнь и не простирает своих прав долее: если один супруг умирает, жена-вдова, понятно, становится существом свободным и может вступить в новый брак. «Знающим закон». Здесь разумеется вообще закон – не один Моисеев. В особенности Апостол мог назвать так римлян, которые хорошо были знакомы с законами 24 . «Пока он жив» – он, т. е. человек. Человек – мужчина и женщина – пока представляет собою члена общества, до тех пор и должен повиноваться закону, упорядочивающему отношения членов общества друг к другу. – Если умрет муж. Апостол упоминает только об одном случае, когда возможен был второй брак для женщины – это смерть мужа. О том, что жена могла выходить замуж и тогда, когда муж давал ей развод, Апостол не говорит потому, что у него действующею стороною изображается жена, а в разводе она такою не была ( Втор 24:1 ). – «Освобождается от закона замужества», т. е. перестает существовать, как жена, освобождается от власти (закона) мужа.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иудеи, поскольку противятся благовестию, стали «враги, ради нас» ( Рим.11:28 ), т. е. язычников, чтобы они пришли к вере и спаслись. Но и иудеев не отвергает Бог совсем, а ждет их обращения, называет их «возлюбленными Божиими ради отцов», т. е. ради избрания их народом Божиим. Итак, «всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать» ( Рим.11:32 ). Непостижимость Божественного Промысла о спасении всего мира вызывает у Апостола восторг и славословие: «О бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его... Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки. Аминь» ( Рим.11:33, 36 ). III. НРАВОУЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ 1. Общие правила христианской жизни (12 гл.) В основу христианской жизни ап. Павел поставляет любовь, причем вначале любовь к Богу, а затем любовь к человеку ( Втор.6:4–5 ). Но любовь истинна тогда, когда любящий готов пожертвовать всем, даже жизнью, ради любимого им. Поэтому и по отношению к Богу жизнь верующего должна стать жертвой, безраздельным служением Ему: «Итак, умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы познавать вам, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» ( Рим.12:1–2 ). Жизнь наша должна быть «жертвой живой» Богу, подобно тому, как в Ветхом Завете отдавали в жертву животное. Само тело (понятие тела (swma) у ап. Павла имеет двоякое значение: а) как «телесная форма», некий организующий принцип, в смысле аристотелевской «формы» (eidoz), которая в то же время есть и ’enielecia (возможность), осуществляющаяся через собственную энергию; б) тело в смысле «материи тела», которая в земной жизни есть sarx – плоть; а в будущей – doxa (слава, свет), весь наш душевно-телесной организм должен стать и этой жертвой, и жертвенником, на котором она приносится. Для вручения себя Богу надо начинать с тела, т.к. грех опирается именно на тело (самоугодие, плотоугодие, страсти), которое и нужно принести в жертву, а не приносить все в жертву телу, как делают язычники: христианин обязан «распять плоть свою со страстьми и похотьми» (1 Гал.5:12), чтобы через смерть греху войти в жизнь вечную.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Крайняя степень ожесточения называется грехом против Св. Духа. Об этом грехе говорит Господь Спаситель: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам. Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему, если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем ( Матф. 12:31–32 ). Грех против Св. Духа есть грех нераскаянности. Этот грех не может быть отпущен человеку, так как человек сам изгоняет прощающую людей благодать Божию. Условия вменения Из факта свободы воли человека непосредственно следует ответственность его за свои действия. То, что человеческие действия вменяемы, значит, что он за них должен получить или награду, или наказание, смотря по своей заслуге или вине. Выражение «вменение» встречаем в книге Бытия: Авраам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность (15:6), в книге Псалмов: Блажен муж, ему же Бог не вменит греха (31:2), – в послании к римлянам: воздаяние делающему вменяется не по милости, а по долгу. А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность (гл.4:4–5) и коринфянам: потому что Бог во Христе примирил с Собой мир, не вменяя людям преступлений их (5:19). Вменение или оценка человеческих действий совершается прежде всего внутри самого человека, в его собственной совести. Здесь человек непосредственно ощущает, что совершенные им действия составляют его неотъемлемую собственность, что суд совести или его одобряет, или осуждает. Но суд совести не непогрешим, по крайней мере, пока человек живет на земле, в состоянии неполного нравственного развития. Потому говорит апостол: я и сам не сужу о себе, ибо хотя я и ничего не знаю за собой, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь ( 1Кор. 4:3–4 ). Итак, высший судия человеческих дел есть Бог, который испытует сердца и утробы ( Иер. 17:10 ), перед очами Которого вся тварь обнажена и открыта ( Евр. 4:13 ). Он, по слову ап. Иакова, как наш законоположник, так и судия (4:12). Но так как каждый из нас принадлежит к человеческому обществу, а в идее этого общества лежит мысль, что оно должно быть блюстителем справедливости, и, след., в праве судить наши действия и награждать или наказывать за них, то мы подлежим суду общества церковного и гражданского в лице их представителей. Выражение не судите, да не судимы будете относится к частным отношениям человека к человеку, а не к отношению человека, как члена общества, к обществу. А то, что в этом человеческом суде проявляется, в последнем основании, суд Божий, можно видеть в особенности в таинстве исповеди; здесь связываемое или разрешаемое представителем Церкви связывается или разрешается Самим Богом. Но так как и суд общества есть прежде всего суд человеческий, а все человеческое всегда несовершенно, то мы опять приходим к тому заключению, что один Бог совершенный, вполне справедливый судия.

http://azbyka.ru/otechnik/Markellin_Oles...

Муж скорбящий. Да будет воля Господня, если Он наказывает меня за грехи. Если и искушает, да будет все по Его святому изволению; я же должен только терпеть. «Не Богу ли повинуется душа моя? От Него спасение мое» (Пс. 61, 2), только бы не попустил Он искушения выше сил моих. Старец утешающий. На это тебе отвечает апостол: «Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так, чтобы вы могли перенести» (1Кор. 10, 13). Бог попускает любимым рабам Своим скорби по их силам, Бог и терпение подает в скорбях уповающим на Него. «Возложи» поэтому, боголюбец, «на Господа печаль твою» (Пс.54, 23), ибо Тот печется о тебе, Тот промышляет о тебе. Уповай на Бога, и Он «сохранит тебя от всякого зла, сохранит душу твою Господь» (Пс.120, 7), ибо пишется: «Хранит Господь любящих Его» (Пс.144, 20). Если любишь Господа, не печалься от нашедших на тебя скорбей: Он избавит тебя от них, ибо говорит: «С ним Я в скорби, избавлю его и прославлю его» (Пс.90, 15). Если любишь Бога, не скорби об окруживших тебя бедствиях, ибо «любящим Бога все содействует ко благу» (Рим. 8, 28). Все, что считается бедствием в мире этом, как-то: гонения, мучения, досаждения, унижения и многое другое, — все это любящим Бога обыкновенно приносит не пагубу, но спасение. Силен Бог рыдание и плачь вскоре превратить в веселие и утешение. Послушай, что говорят златоречивые уста: «Все, считающееся скорбным: бедствие, нищета, темница, голод, смерть или еще что-либо злое, — если все это и случится, то силен Бог изменить на противоположное, то есть на благое. Ведь в том и заключается неизреченное свойство Его силы, что все, кажущееся тяжким и мучительным, Он делает легким и обращает в нашу пользу» (Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на Послание к римлянам, гл. 8). Муж скорбящий. О, если бы Господь претворил мои слезы в радость и утешил скорбь сердца моего! Старец утешающий. Напрасно скорбит душа твоя, «напрасно смущаешься! Уповай на Бога. Он выведет как свет правду твою, и судьбу твою как полдень» (Пс. 41, 6; 36, 6).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1946...

Судя по 16–18 ст., инициатива этого возобновления, как будто, усвояется самим римлянам; однако, естественнее думать, что Симон, а не римляне, посылал послов с этой целью, как представляется дело и при возобновлении дружбы со спартанцами (21–33). Еще яснее следует это из 24 ст., где прямо говорится, что «Симон послал Нуминия в Рим… заключить с ними союз…», и ответ, привезенный от римлян Нуминием (ср. XIV:24; XV:15–21), не оставляет сомнения в том, что сам Симон начал это дело. – «Написали…» (18 ст.) – тут разумеются не только римляне, заключавшие союз с Иудой и Ионафаном (гл. VIII и XII), но и спартанцы, хотя эти возобновляли союз только с Ионафаном (XII:6). Это же двойное подлежащее (римляне и спартанцы) принадлежит и к выражению – «опечалились…» (16 ст.). Послание спартанцев (20–23) озаглавливается именем не царя, а «Спартанские начальники и город…», ρχοντες Σπαρτιατν, т. е. эфоры : после Пелопса, который наследовал своему отцу Ликургу в 211 г. до Р. Х., Спарта не имела более царей, а по умерщвлении Набиса в 192 г. до Р. Х. она не имела более тиранов. – Посланные к спартанцам были те же самые и теперь, что ранее – при Ионафане (XII:16). – «В открытые народные книги…», ν τος αποδεδειγμνοις του δμου βιβλοις…, слав.: «во особыя людския книги…», т. е. книги, предназначенные для общественного употребления и сведения. «Весом в тысячу мин…» Принимая мину за 1/60 древнегреческого таланта (см. к XI:28), получаем в тысяче мин ценность около 37 000 рублей на наши деньги. 1Мак.14:25–27 Когда услышал об этом народ, то сказал: какую благодарность воздадим мы Симону и сыновьям его? Ибо он твердо стоял и братья его и дом отца его, и отразили врагов Израиля, и доставили ему свободу. И написали о том на медных досках и выставили их на столбах на горе Сион. Вот список написанного: «В восемнадцатый день Елула сто семьдесят второго года – это был третий год при первосвященнике Симоне – «На горе Сион…», т. е. точнее – на храмовой горе (см. к I:33, а также 48 ст. настоящей главы). – «В 18-й день Елула (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Так как обетование это было выше естества и превышало человеческий разум, то Господь еще далее простирает силу Своих обетований, дабы праведник, видя щедрость обещающего, имел тем более упования. Так как выше было сказано, что Бог явился Аврааму ночью в видении и беседовал с ним, а теперь хочет указать на бесчисленное множество звезд на небе, то и говорит Бытописатель: «и вывел его вон и сказал (ему): посмотри на небо сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков» (15:5). Услышав такое обетование Господа, праведник оставил всякое человеческое рассуждение, и уже не обращая внимания ни на себя самого, ни на Сарру, представляющую много препятствий к исполнению обетования, но, встав выше всего человеческого и зная, что силен Бог даровать и сверхъестественное, он поверил сказанным Господом словам, не допустил в себе такого сомнения и нисколько не поколебался в вере относительно того, что было ему сказано. Вот признак истинной веры: когда обетования бывают выше человеческого понятия, и мы твердо уповаем на силу обещающего. Ибо «вера есть», как говорит блаженный Павел, «уповаемых извещение, вещей обличение невидимых " ( Евр. 11:1 ). И в другом месте: «еже бо видит кто, что и уповает» ( Рим. 8:24 ). Итак, вера состоит в том, когда мы верим невидимому, утверждая мысль на непреложной истине обещающего. Так и сделал Авраам, показав великую и искреннюю веру касательно обещанного ему, за что и восхваляет его божественное Писание; ибо оно тут же присовокупляет: «Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность " (15:6) 207 . Чему же собственно поверил Авраам, что следствием этой веры было оправдание его? Св. Апостол Павел подробно доказывает, особенно в послании к Римлянам (гл. IV), что Авраам получил оправдание исключительно одной верой без дел и что вера Авраама вменена ему в праведность вследствие своей чрезвычайности. Он поверил Богу при самых неблагоприятных естественных условиях: «он сверх надежды поверил с надеждой» ( Рим. 4:18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Христианская любовь бескорыстна и безгранична, поэтому ап. Павел призывает распространить ее даже на врагов: «Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте... никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром пред всеми человеками» ( Рим.12:14, 17 ). Такое отношение христианина к творящему зло исходит из глубокого религиозного понимания природы зла как болезни человека, источник которой – в искупителе ко злу, диаволе. Воздаянием зла за зло наносилась бы рана не виновнику зла – лукавому, а человеку. Но он и так в беде, в искушении, во власти зла. Поэтому истинное ему лечение – это добро с нашей стороны: оно должно вызвать активность добра в его собственной душе, которое пресечет творимое им зло и тем нанесет удар искусителю (свт. И. Златоуст говорит: «Гонители суть приставники для раздачи нам наград... за то, что ты гоним, а сам приобретешь за то, что благословляешь гонителя. Посему и Христос сказал: «Радуйтесь, егда рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради» ( Мф.5:11 ). Приобретешь и другую немаловажную выгоду: ты приведешь в изумление противников и вразумишь их своими делами, что ты готовишься к другой жизни. Когда гонитель увидит, что ты не оскорбляешься обидами, но еще благословляешь обидчика, перестает тебя беспокоить» (по еп. Феофану. Толк. посл. св. ап. Павла к Рим.346 ). «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» ( Рим.12:18 ), т. е. надо делать все возможное, чтобы быть в мире со всеми. Это, конечно, не значит, что можно поступаться своими принципами; надо стоять за истину, защищать обидимого, но и защищая, надо враждовать не против человека, а против злых его поступков. Апостол не велит верующим вообще обращаться в суды для удовлетворения мести за обиду: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию» ( Рим.12:19 , см. 1Кор.6 гл.). Бог Сам воздаст за неправедную обиду, но воздаст по правде и в нужное время. Человек же, по причине гнева, судит пристрастно, не удержит меры мщения и за то сам будет подвержен суду Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

л. 134. О отчаянии. Вас. Великого (беседа 8, лист во второй книге 54 об.). Малодушие грехов бывает причиною. л. 135 об. О лицемерии. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Лицемерие страсть убо суть словесная. л. 137. О лжи. Нач. Григ. Синаита (гл. 79). Лжа убо суть страсть словесная. л. 139 об. О оплазнстве. Нач. Григ. Синаита (гл. 79). Оплазнство убо суть страсть словесная. л. 140 об. О буесловии. Нач. Григ. Синаита (гл. 79). Буесловие убо суть страсть словесная. л. 141 об. О буйстве. Нач. Апостол, 2 к Тимофею (гл. 2 ст. 23). Буих же и ненаказанных стязаний. л. 142. О глумлении. Нач. Григ. Синаита (гл. 79) Глумление убо суть страсть мысленная. л. 143. О кощунстве. Нач. Григ. Синаита (гл. 79). Кощунство убо суть страсть словесная. л. 144 об. О подсмеянии. Нач. Златоуст (к Ефес. нравоуч. 17, лист 395). Кощуннику и подсмеяние же достоит умышляти. л. 145. О насмеянии. Нач. Златоуста (к Римлянам беседа 6, л. 118). Понеже бо глаголаше Павел. л. 145 об. О смехотворстве. Нач. Лествичника (от 14 слова, лист, в старопечатном 148 наоб.). Смехотворение дщер чревообъядения. л. 146 об. О смехе. Нач. Лествичника (от 14 слова, лист, в старопечатном 176). Мати смеху нечувствие. л. 148. О сквернословии. Нач. Гр. Синаита (гл. 79). Сквернословие убо суть страсть словесная. л. 149. О празднословии. Нач. Гр. Синаита (гл. 79). Празднословие убо суть страсть словесныя части. л. 150 об. О многословии. Нач. Григ. Синаита (гл. 79). Необуздание убо суть страсть похоти. л. 152. О шепотнике. Нач. Ефрема Сирина (от слова л. 162). Ропотивый и ленинвый шепташи всегда поучается. л. 152 об. О нечестии. Нач. Апостол, Иудина послания (гл. 1 ст. 4). Нечестивии, Бога нашего благодать прелагающеи. л. 153 об. О законопреступлении. Нач. (Псалом 118 ст.). Гордии законоприступоваху до зела. л. 154. О клятве и клятвопреступлении. Нач. Гр. Синаита (79). Клятвопреступление убо суть страсть словесныя части. л. 156. О неправде. Нач. Григ. Синаита (гл. 79). Неправда убо суть страсть плотская. л. 158. О насилии. Нач. Вас. Великого (в 1-ой книге беседа 7, л. 53). Случается, что рыба…

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010