22 июля 1945 года О дарах духовных Слово на Послание св. ап. Павла к римлянам, гл. 12, стихи 6–14 Важно и необходимо для каждого понять, какой благодатный дар получил он от Бога, к какой форме жизненной деятельности предназначил его Господь. Ведь как часто по своему своенравию стремимся мы к высоким и почетным должностям, гнушаясь более низкими, но угодными Богу. Ибо Он предназначает нас к такой деятельности, которая нам по силам и соответствует условиям нашей жизни, о чем писал апостол Павел в Послании: Как по «данной нам благодати имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, в учении; увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли», «благотвори с радушием» ( Рим. 12:6–8 ). Как много неудач и скорбей постигает всякого, не познавшего своего дара от Бога и своевольно идущего путем, который ему нравится! А тем, которые правильно поняли и усердно хранят назначенный им от Бога дар благодати, очень важно творить угодное Богу дело с великим старанием и усердием. Великие дары Своей благодати Господь Бог распределяет людям для того, чтобы они творили волю Его и на тернистом жизненном пути руководствовались основной из всех заповедей Христовых: «возлюби ближнего твоего, как самого себя» ( Мф.22:39 ) «Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру» ( Рим. 12:9 ). Подумайте, неужели любовь к самому себе может быть притворной? Но разве не знаете, что наши изъявления любви к ближним нередко бывают неискренними, лицемерными и должны быть названы человекоугодием. Господь требует от нас, чтобы мы всем сердцем прилепились к добру и возненавидели неправду. «Будьте братолюбивы друг ко другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте» ( Рим. 12:10 ). Не простого братолюбия, которое может быть и холодным, требует от нас апостол, а высокой формы любви – «с нежностью». Такой истинной любовью было полно сердце преподобного и богоносного отца нашего Серафима. Каждого приходящего к нему он встречал полным нежности словом: «Радость моя!»

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

57 Это общее предание всех Поместных Церквей засвидетельствовали, в частности, Тертуллиан (De praed. haer., 36//PL 2, 60), святитель Пётр Александрийский (Epistola canonica, canon IX, de poenitentia//PG 18, 485) и Евсевий Кесарийский (Церковная история. Кн. 2. Гл. 25). 58 Апостол Павел пишет Римлянам: Верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность. Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел (Рим 4:5,6). 59 Святой апостол Пётр пишет: А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков (2 Пет 3:7). 60 Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику. Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться (2 Тим 2:4–5). 62 Выражение “печать в Господе” означает Таинство Крещения. В Посланиях апостола Павла оно встречается нередко, см. 2 Кор 1:21–22; Еф 1:13; 4:30; 2 Тим 2:19. 63 Об этом чуде упоминает преподобный Макарий Великий (ок. 410). (Macarius Magnus. Apocriticus. IV,14). Молоко вместо крови истекало и при страданиях других мучеников: великомученика Пантелеимона, священномученика Власия, мученика Виктора, мученика Менгина, священномученика Емилиана, мученика Евпсихия, мученика Акакия; великомученицы Екатерины, мученицы Татианы, мученицы Христины, мученицы Акилины, мученицы Еликониды, мученицы Севастианы, мучениц Веры, Надежды и Любови. 64 Буквально ‘философов и центурионов’. Речь идёт о многочисленной свите римского императора, в которую входили помимо военачальников разного рода гадатели, маги и языческие жрецы (см., напр., Светоний. Жизнь двенадцати цезарей. Кн. 6, 36:1 (Нерон), М., 1991. С. 214). 66 Тит пробыл в Риме до кончины святого апостола Павла, по усечении честной главы Апостола предал погребению тело его и снова возвратился на Крит, в Гортину, см. Святитель Димитрий Ростовский. Жития святых. Август, день 25. О присутствии святого евангелиста Луки говорят слова Второго послания к Тимофею: Один Лука со мною (2 Тим 4:10).

http://pravmir.ru/muchenichestvo-svyatog...

ап. Павел ясно признает, что некоторые из Римских христиан могли отпасть от Христа чрез свои грехи. Он идет навстречу такому положению их: он не отрицает возрождение их чрез Крещение, но подтверждает его и увещевает их помнить это и пребывать в нем. Перейдем теперь к посланию ап. Павла к Колоссянам. В 3-й главе (ст. 3) его мы находим также выражение умереть для греха, которое мы видели в посланиях к Коринфянам и Римлянам: «Вы умерли (πεϑνετε) и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге». Но вправе ли мы подумать, читая эти слова, что люди, о которых говорится, что они «умерли и жизнь их скрыта со Христом в Боге», должны были необходимо стоять на очень высокой степени святости? Но что далее говорит Апостол? Он предостерегает этих самых людей против совершения ими тягчайших грехов: «Итак (т.е. потому что вы умерли для греха) умертвите земные члены ваши, блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления» (ст. 5–6). Это место вполне соответствует Рим.6:11–12 : «Итак почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога в Господе нашем И. Христе». Итак, да не царствует грех в мертвенном вашем теле» и т. д. Эти нравственные правила преподаются Колосским христианам и обязательны для всех их потому, что все они чрез Крещение вступили в союз с Вторым Адамом, все предполагаются спогребшимися Христу и таинственно воскресшими с Ним в Крещении. «Бывши погребены с Ним в Крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых» ( Кол.2:12 ). В 3 й гл. есть одно наставление, обращенное к детям: «Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу» (ст. 20). Но если все те нравственные правила и постановления, о которых говорится в этой главе, относятся к тем, которые были погребены со Христом в Крещении, которые находятся в состоянии благодати, то ясно и дети, для которых Апостол считает обязательным правило той же христианской нравственности, были погребены с Спасителем в Крещении.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Вавилонская Башня и до сих пор остаётся синонимом беспорядка и смешения. Несколькими веками позже Ученики Иисуса Христа, соединённые в Иерусалимской Горнице в день Пятидесятницы, получили Св. Духа. Они обратились к народу с проповедью о Христе и их понимали люди, говорящие на разных языках, потому что Св. Дух слил их умы и сердца воедино. Утром их было всего сто двадцать, а к вечеру стало более трёх тысяч; и число верующих во Христа с каждым днём все увеличивалось. У всех верующих было одно сердце и одна душа, все они жили, как одна семья, как дети одного Небесного Отца. И люди, видя, как они любят друг друга, шли к ним толпами, чтобы присоединиться к их святому обществу. Как могло произойти подобное чудо? Это вполне понятно; люди уверовали в Христа Распятого, они приняли Его в свои сердца, они усвоили себе Его крестные страдания, они, так сказать, прошли чрез Крест Христов и получили Св. Духа, т. е. Самого Бога, Который и произвёл в их сердце любовь, мир, жизнь, и возвратил им свободу. Вавилон – символ человечества без Бога: Пятидесятница – символ того же человечества, возрождённого Богом. Для того, чтобы из Вавилона перейти в удел Божий, нужно пройти чрез Крест Христов, умереть вместе с Христом для жизни эгоистической, греховной, чтобы и воскреснуть с Ним для жизни любви, – жизни святой. III «Вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии» ( 1Кор.6:20 ). «Почитайте себя мёртвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем» ( Рим.6:11 ). «Любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли. Иисус Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего» ( 2Кор.5:14–15 ). Ап. Павел в послании к Римлянам закончив (в XI гл.) описание тех бесконечных благ, которые Бог излил на людей чрез Иисуса Христа «Распятого», переходит к практической части своего послания, говоря: «Итак, умоляю вас братия, милосердием Божиим; представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения нашего» ( Рим.12:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Некоторые всю заботу своего старания приложили к наставлению братьев, к бдительному попечению о киновиях, как недавно авва Иоанн (См. Кн. 5, гл. 27, Соб. 19), который был начальником большой киновии близ города, называемого Тмуис (В скитской области), и некоторые другие заслуженные мужи, которые прославились апостольскими знаниями, как помним. Некоторые с удовольствием занимаются благочестивым делом послушания по странноприимству, коим угождали Богу, как знаем, в прежние времена патриарх Авраам и Лот, а недавно – блаженный Макарий, муж, отличавшийся особенной кротостью и терпением, который управлял странноприемницею у Александрии, так что он был не ниже любого из пребывавших в уединении пустыни. Некоторые избирали попечение о больных, иные принимали на себя ходатайство за бедных, угнетенных, или занимались учением других, или раздачей милостыни нищим, и по своему расположению и благочестию они слыли великими и высокими мужами. Глава 5. О постоянном пребывании в избранном деле Поэтому всякому полезно и пристойно, по предпринятому намерению или по полученной благодати, с полным усердием и прилежанием стараться достигнуть совершенства в избранном деле; восхваляя и уважая добродетели других, не должен отступаться от своего, однажды избранного призвания, зная, что, по апостолу, церковь есть одно тело, а членов много, «и как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, в учении, увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием» ( Рим.12:6–8 ). Ибо никакие члены не могут присвоить себе служение других членов, потому что глаза не исполняют обязанности рук, ноздри – ушей. Потому не все апостолы, не все пророки, не все учители, не все имеют благодать врачевания, не все говорят языками (иностранными), не все истолковывают ( 1Кор.12:29–30 ). Глава 6. О непостоянстве немощных Кроме того вреда, который, как мы сказали, терпит монах, по непостоянству духа желающий переходить к разным подвигам, он еще этим подвергается опасности смерти, потому что иногда, что одни делают хорошо, другие тем же самым подают худой пример, и что для некоторых хорошо, то для других бывает гибельно, например, если бы кто захотел подражать той добродетели одного человека, о которой авва Иоанн рассказывал не в образец подражания, а только к удивлению.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

Но именно от этого нас оберегает апостол Павел в Послании к Римлянам, когда говорит, что христианская праведность – в вере, а не от дел закона. «Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности. Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона» (Рим. 9: 31–32); «Ибо… усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией, потому что конец закона – Христос, к праведности всякого верующего» (Рим. 10: 3–4). В подобных выражениях апостол Павел проводит разницу между праведностью от исполнения законов и праведностью Божией, которая ведет человека к святости. Бог – свят и пребывает в святости, Он – Творец мира и земли, Святой, Вседержитель (см.: Иез. 38: 23; Откр. 4: 8). Он посылает на землю Своего Святого Сына (см.: Лк. 1: 35), а затем и Святого Духа, чтобы человек через причастие к святости Бога восстановил в себе Образ Божий, первозданную нетленную природу. Это возможно только при помощи Благодати Божией, которая дает возможность людям с чистым сердцем видеть Бога, Его истинные небесные законы. Апостол Павел обращает наше внимание на то, что мы спасены благодатью через веру, и это не от нас, но – Божий дар (см.: Еф. 2: 8): «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви… нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом» (Еф. 2: 4–5). Для человека, который ищет праведности не земной, но Божией, на первое место выходит вера Поэтому для человека, который ищет устойчивости в жизни, праведности не земной, но Божией, на первое место выходит вера в Бога, которая, став ключевой точкой опоры, помогает приобрести ту Благодать, творческую энергию и свет, который, просвещая ум и сердце, делает из рядового законопослушного лица святого мужа и пророка. Пусть же Господь Светов просветит наши души и телеса, чтобы нам «познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12: 2), «ходить в обновленной жизни» (Рим. 6: 4), «служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве» (Рим. 7: 6). Аминь. Блаж. Феофилакт Болгарский: «Справедливо подвергается тому и другому – глухоте и немоте, ибо как преслушник наказывается глухотой, а как противоречащий – молчанием». См.: Феофилакт Болгарский , блаженный. Благовестник. Т. 1. Толкование на Евангелие от Матфея. Гл. 1. С. 32.

http://pravoslavie.ru/97141.html

Рим.7:24 .  Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? Рим.7:25 .  Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха. Возглас страдания испускает плененный грехом человек. – «Бедный я»! Хотя человек и сам виноват в том, что отдает себя во власть греха, но, тем не менее, все-таки в основе его страданий лежит вина, унаследованная им от своего прародителя, Адама, за которую должно страдать все человечество. – «Кто избавит меня» – точнее: кто бросится ( ρσεται) за меня сразиться и избавить меня от плена?! – «От сего тела смерти». Можно, конечно, перевести и так сразу: κ τ. σματος τ. θ. τοτου, – с грамматической точки зрения тут ошибки нет. Но если принять во внимание то, что раньше Апостол ничего не говорил о качествах тела ( σμα), то такой перевод должен быть признан здесь неподходящим. Лучше поэтому перевести так: «от тела смерти этой». Эта фраза будет, таким образом, обозначать тело, подпавшее влиянию греха и ему служащее (ср. Рим.6:6 – тело греха). От такого-то тела и хотел бы избавиться Апостол (ср. Кол 2:11 ). – «Благодарю Бога». Апостол не может удержаться от выражения радости по поводу полученного через Христа избавления от такого тягостного разлада. Но он не входит в подробности совершения этого спасения, потому что о них он говорил и в III, и в V гл. – «Итак». Здесь дается заключение ко всему отделу, начинающемуся 14-м и кончающемуся 24-м стихом. – «Тот же самый» – правильнее: «а сам я», т. е. человек, предоставленный собственным силам, без помощи Христа. Такой человек умом служит закону Божию, а плотью – закону греха. – «Закон Божий» – это не Моисеев закон, а закон ума (ст. 23), который побуждает ум человека невозрожденного сорадоваться закону Божию (ст. 22) и который назван Божиим потому, что Бог именно требует от человека такого отношения к Его закону. Служение, какое имеется здесь в виду, есть служение внутреннее, так как внешнее служение человека посвящается закону греха.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Хотя блаженный апостол вообще все пороки назвал плотскими: вражду, гнев и ереси причислил к прочим плотским делам ( Гал 5, 19–21 ); однако для врачевания и более точного обозначения природы мы разделили их на два рода. Ибо некоторые из них называем плотскими, а некоторые – духовными; именно плотские те, которые собственно принадлежат к возбуждению и чувству плоти, плотскими пороками она питается и услаждается, так что возбуждает и спокойные души, иногда невольно привлекая их согласиться со своим желанием. О таких пороках блаженный апостол говорит: «и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие» ( Еф 2, 3 ). А духовными называем те, которые, происходя только от склонности души, не только не доставляют никакого удовольствия плоти, но еще поражают ее тяжким недугом и только больной душе доставляют пишу жалким услаждением. И потому эти нуждаются в простом врачевании сердца; а плотские, как сказано, двояким лекарством врачуются. Потому заботящимся о чистоте весьма большую пользу доставляет то, чтобы они прежде всего удалили от себя сами предметы плотских страстей, от которых может податься для больной души повод или воспоминание об этих страстях. Ибо необходимо для двоякой болезни употреблять и двоякое врачевание. Чтобы плотская похоть не переходила в дело, необходимо удалить обольстительный предмет и изображение его; а душе, чтобы она не воспринимала его и в помыслах, весьма полезно внимательное чтение Св. Писания, трезвенная бдительность и уединение. А в прочих страстях человеческое сообщество нисколько не вредит, даже приносит много пользы тем, которые искренно желают оставить их, потому что при частом сношении с людьми они обличаются, а когда чаще обнаруживаются, то, употребив против них лекарство, скорее можно достигнуть здоровья (См. Кн. 6, гл. 3). Глава 5. Как Господь наш один без греха был искушаем Итак, Господь наш Иисус Христос , по словам апостола ( Евр 4, 15 ), был «искушаем во всем, подобно нам, кроме греха», т.е. без возбуждения страсти. Он вовсе не испытал жала плотской похоти, которым мы бессознательно и неизбежно уязвляемся, поскольку Его зачатие не подобно человеческому, без семени, как образ зачатия Его объясняет архангел: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» ( Лк 1, 35 ). Глава 6. Об образе искушения Господа от дьявола

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

10. 20). 688.  В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение. И обратившись к ученикам, сказал: все предано Мне Отцом Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца (Лк. 10. 21–22). Благовестник. 689. Ответ 181. 690. Псалтирь с последованием. 691. Беседа 8, на Послание к Римлянам. 692. Каноник. Издание Киево-Печерской Лавры. 693. Ответ 74. Преподобного Григория Синаита. 4 глава из 15 глав о безмолвии. Добротолюбие. Ч. 1. 694. Издание Оптиной Пустыни, 1847 года. 695. Четьи-Минеи, 1 апреля. 696. Главы о умной молитве. Гл. 1. Издание Оптиной Пустыни, 1847 года. 697. Гл. 4. 698. Старец Василий. Предисловие на книгу преподобного Григория Синаита. 699. Старец Василий. Предисловие на книгу блаженного Филофея Синайского. 700. Слово 11. 701.  Удалитесь от меня все, делающие беззаконие, ибо услышал Господь голос плача моего, услышал Господь моление мое, Господь примет молитву мою (Пс. 6. 9–11). 702. См.: время всяцей вещи под небесем (Екк. 3. 1). 703. Слово 11. 704. Преподобный Григорий Синаит посетил Афонскую Гору в XIV веке по Рождестве Христовом. В то время монашество в Палестине, особенно же в Египте, было почти уничтожено магометанами, покорившими своей власти Египет и Палестину еще в начале VII века. Во время святого Григория Синаита учение об умной молитве до крайности умалилось повсеместно. Его можно признавать восстановителем этого учения, как это сказано в кратком жизнеописании его, помещенном в Добротолюбии. И во времена Григория Синаита были иноки, достигшие великого преуспеяния в молитве, как, например, Максим Капсокаливи, жительствовавший в Афонской Горе — наставлениями его пользовался сам Григорий, называвший Максима земным Ангелом. Добротолюбие. Ч. 1. Преподобный Григорий научен умной молитве некоторым иноком острова Кипра; до знакомства с этим иноком он занимался исключительно псалмопением. Рукописное житие преподобного Григория Синаита.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Аникитов. Пусть будет по-вашему, об этом спорить не будем. Но к чему вы далее речь клоните? Миссионер. Теперь я спрошу вас: все ли слова Божии, возвещенные апостолам Духом Святым, записаны в апостольских письменах? Аникитов. Думаем, что все записаны. Сам ап. Павел говорит: «я не пропустил ничего полезного, о чём вам не проповедовал-бы и чему не учил-бы вас… я не упускал возвещать вам всю волю Божию» ( Деян.20:20–27 ). Значит, вся воля Божия записана апостолами. Миссионер. Правда, ап. Павел возвестил ефесянам всю волю Божию; но кто же записал слова апостола? Ведь сам ап. Павел возвещал им «всенародно и по домам», т. е. устно; он не писал, а «три года день и ночь неустанно со слезами учил»… Нельзя-же думать, что вся воля Божия была записана ап. Павлом в послании к ефесянам, так как слишком мало оно, да и прочие Писания тогда были бы излишни. Ясно, что возвещенное ап. Павлом всё слово Божие хранилось в памяти ефесян, которые в свою очередь не записывали его, а в устном слове передавали другим. Посему я опять прошу вас доказать св. Писанием, что все слова Божии, возвещенные чрез Духа Святого, записаны апостолами, как вы то утверждаете. Аникитов. Пусть не все слова Божии записаны в св. Писании. Но мы верим, что самое главное, необходимое для нашего спасения, записано, и мы спасаемся, испытывая одно св. Писание. Сам Христос говорит: «исследуйте Писание, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную» ( Ин.5:39 ), и ап. Павел пишет Тимофею: «ты из детства знаешь свящ. Писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса» ( 2Тим.3:15–16 ), и еще римлянам: «всё, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду» ( Рим.15:4 ). Значит, можно спастись и одним св. Писанием. Предание же Христос осудил, – читайте Марка 7 -ю гл., а апостол заповедал: «не мудрствуйте сверх того, что написано» ( 1Кор.4:6 ), вот мы и не мудрствуем, а обращаемся только к св. Писанию, как «к светильнику, сияющему в темном месте»…

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010