Так, когда умерщвляют члены плоти своей, орудия праведности, приносят жертву живую, святую, благоугодную Богу, словесное служение свое, как учит апостол: «Умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего» ( Рим 12:1 ). «Когда, – говорит святой Иоанн Златоуст – убиваешь ветхого человека, когда умертвишь земные члены, когда мир будет для тебя распят (см. Гал.6:14 ), и прочее, и священником своему телу бываешь, и душевные добродетели: когда целомудрие приносишь, когда милостыню, когда кротость, когда беззлобие. Совершая все это, приносишь словесную службу, то есть ничего не имеющую плотского, ничего грубого, ничего чувственного» (Беседа 20 на Послание к Римлянам). Жертвенник, на котором эту благоугодную Богу жертву приносят христиане, – это сердце, верой во Христа очищенное от скверн мира сего. Храм есть состав души и тела, в котором эту жертву закалывают и возносят. Нож есть меч духовный, то есть слово Божие, которым закалывают эту духовную жертву. Огонь, которым сжигают ее, есть любовь Божия. Священники – мы сами, по писанному: " сотворил нас царями и священниками Богу и Отцу Своему» Иисус Христос ( Откр.1:6 ). Удивления достойная вещь! Иудеи, когда приносили жертву, необходим был храм, необходим жертвенник, необходима жертва, необходим огонь, необходимы были иереи, и прочее. У христиан не так. Сами иереи, сами храм, сами жертвенник, сами с душами и телами жертва, внутри носят огонь и меч слова Божия: «Сами, как живые камни, устраивают из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» ( 1Пет.2:5 ). К приношению этой жертвы увещает и молит нас щедротами Божиими святой апостол, как мы видели. Итак, принесем и мы, христианин, эту жертву, и в прочих пунктах описанную, да не явимся пустыми и праздными перед Господом Богом нашим, как пророк говорит: «Да не явишься пред Господом Богом твоим пуст» ( Втор. 16:16 ). Смирим и сокрушим сердца наши пред Ним, да и на нас призрит милосердными очами Своими.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Таким образом, Господь запрещает не всякую клятву, а клятву неразумную – клятву с залогом, которой клялись нечестивые иудеи. Сектанты задают вам такой вопрос о том,какая же клятва разумная? Та клятва разумна,– ответим мы им,– какую даем мы православные, когда принимаем присягу, и о которой св. апостол Павел сказал: «Люди клянутся высшим, и клятвой в удостоверение оканчивает всякий спор их» ( Евр.6:16 ). Действительно, принимая присягу, мы не уподобляемся нечестивым иудеям и не даем неразумных залогов, мы просто обещаем исполнять по совести «все поведенное нам», а во свидетели справедливости своих слов призываем Господа Бога. Такая клятва разумна и не противна Господу. Такою клятвою клянутся св. ангелы, такую клятву употребляли и св. апостолы. Св. апостол и евангелист Иоанн Богослов в Откровении своем повествует: «Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу и клялся Живущим во веке веков, Который сотворил небо и все, что на нем; землю и все, что на ней; и море и все, что в нем, что времени уже не будет» ( Откр.10:5–6 ). Примером разумной клятвы могут служить для нас клятвы св. апостола Павла, который писал ученику своему Тимофею: «Заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим, Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и царствие Его» ( 2Тим.4:1 ). Тот же апостол писал Ефесским христианам: «Я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы по суетности ума своего» ( Еф.4:17 ). Тот же апостол писал в послании к римлянам: «Свидетель мне Бог , Которому служу духом моим в благовествовании Сына Его, что непрестанно вспоминаю о вас» ( Рим.1:9 ). И еще: «Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе святом» ( Рим.9:1 ). Если же клятву употребляли св. ангелы и Христовы апостолы, то сектанты будут утверждать, что всякая клятва противна Господу? Не значит ли это, что, обвиняя православных за употребление клятвы, сектанты вместе с тем обвиняют и св. ангелов и самих апостолов?

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Убийство Авеля описано в Быт.4 , а убийство Захарии в Пар. 24, в книге, которая считается последней по порядку в иудейском каноне. Поэтому Господь как бы говорит: «От первого до последнего убийства в Ветхом Завете». В Новом Завете цитируются как «Писание» все ветхозаветные канонические книги, кроме Есфири, Ездры, Неемии, Екклесиаста и Песни Песней. Второй вопрос, который стоит перед исследователями: «Цитировал ли Иисус Христос или апостолы неканонические книги?» Некоторые библеисты считают, что в Новом Завете цитируются неканонические и даже апокрифические книги. По их мнению, Господь наш Иисус Христос в Нагорной проповеди приводит, хотя и без ссылок, например, слова из книги Товита «Что ненавистно тебе самому, того не делай никому» ( Тов.4:15 ср. с Мф.7:12 и Лк.6:31 ) и «Давай алчущему от хлеба твоего и нагим от одежд твоих; от всего, в чём у тебя избыток, твори милостыни, и да не жалеет глаз твой, когда будешь творить милостыню» ( Тов.4:16 ср. с Лк.14:13 ). Так же цитируется книга Иисуса сына Сирахова «Прости ближнему твоему обиду, и тогда по молитве твоей отпустятся грехи твои» ( Сир.28:2 ср. с Мф.6:14 и Мк.2:25 ), и книга Премудрости Соломоновой «Во время воздаяния им они воссияют как искры, бегущие по стеблю» ( Прем. 3:7 ср. с Мф.8:43 ). У св. ап. Павла в посланиях к Римлянам (1:21), к Коринфянам ( 1Кор.1:20-27 ), к Тимофею ( 1Тим.1:15 ) находят слова из книги пророка Варуха. У св. ап. Иакова очень много общего с книгой Премудрости Иисуса, сына Сирахова. Послание к Евреям и книга Премудрости Соломоновой так близки друг к другу, что некоторые критики считали их творением одного и того же автора. Ряд исследователей считают, что новозаветные авторы цитируют не только неканонические книги, но и ветхозаветные апокрифы. Например, 9 стих Послания св. ап. Иуды взят из апокрифической книги «Успение Моисея». Но другие исследователи находят здесь сходство с книгой пророка Захарии 3:1–2 и простую замену имени Иисус на имя Моисей, так как оба они были представителями народа. Также одни учёные предполагают, что слова 14–15 стиха Послания Иуды взяты из 2й главы апокрифической книги Еноха, в то время как другие считают, что эти слова являются ссылкой на книгу Бытия (5:24).

http://azbyka.ru/lekcii-po-vvedeniyu-v-s...

Христос, рожденный в среде богоизбранного народа, должен был исполнить весь закон, то есть реализовать в Себе весь Закон: «Ибо конец закона – Христос, к праведности всякого верующего» (Рим. 10:4). Не имея на Себе ни одного греха, Господь берет на Себя все грехи мира, тем самым делая Крещение началом Своего искупительного крестного пути. Христос принял крещение не в знак покаяния в Своих грехах, но Он уподобился грешникам и совершил то, что мы должны совершить, исполнил то, что мы должны исполнить. Его жизнь после крещения, исполненная страданий и безграничного терпения, также является для нас примером. Что таинство Крещения значит для нас, дорогие братья и сестры? В Крещении человек умирает для греховной жизни и воскресает в новую, духовную жизнь, о чем говорится в апостольском послании к Римлянам: «Все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились. Итак, мы погреблись с ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни…» (Рим. 6:3-10). Вода – один из древнейших религиозных символов. В Писании вода символизирует собою жизнь (Ис. 35:6-7), благодать Божию (Ин. 4:10-14), нравственную чистоту человека (Ис. 1:16). У древних евреев были в обычае частые омовения, поэтому крещение Иоанново внешне похоже было по форме на эти ритуальные омовения, но по смыслу это было подготовительной встречей со Христом: «Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (Мк. 1:3). Заповедь Христа о крещении включает в себя основные элементы чинопоследования таинства: предварительное научение (оглашение), без которого вера не будет сознательной, троекратное погружение в воду с крещальной формулой: «Во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святого Духа. Аминь». Затем следует помазание миром, после которого совершается троекратное обхождение вокруг купели с пением. Чин крещения завершается чтением Апостола и Евангелия, символическим пострижением волос и воцерковлением. В эпоху Константина Великого было принято крестить по преимуществу взрослых людей, поскольку придавалось большое значение сознательному принятию таинства. Эти два главных таинства – крещение и евхаристия, символизируют собою купель и чашу, как вхождение в Церковь Божию и принятие Св.Даров на Евхаристии. Когда воин Лонгин пробил бок Господа копием своим, то истекла кровь и вода. Именно они и символизируют эти два наиболее значимых таинства.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/01/17/bu...

Я часто не избегал опасностей, и этим могу похвалиться пред неверными, а если со мною случится что–нибудь противное, тогда считайте меня посрамленным, потому что и последнее не меньше первого и дает вам дерзновение. Смотри, как (апостол) сводит это к своему лицу; это же делает он и во многих других местах, например, в послании к Римлянам говорит: « Ибо я не стыжусь благовествования » (Рим. 1:16), и к Коринфянам: « Это приложил я к себе и Аполлосу » (1 Кор. 4:6). « Жизнью ли то, или смертью ». Говорит он это не потому, чтобы не знал, — он знал, что не тогда, а после умрет, — но заблаговременно подготовляем к этому их душу. « Ибо для меня », — говорит, — « жизнь — Христос, и смерть — приобретение » (ст. 21): и умерши, говорит, я не умру, так как имею жизнь в себе самом. Только тогда (враги) умертвили бы меня, когда бы могли страхом исторгнуть веру из моей души; доколь Христос со мною, я жив, хотя бы и смерть случилась. Даже и в настоящем веке не то составляет жизнь мою, что живу, но — Христос. Если и в этом веке не в том состоит жизнь, « А что ныне живу во плоти, то живу верой », то и о будущем веке я говорю, что « и уже не я живу, но живет во мне Христос » (Гал. 2:20). Таков должен быть христианин. Не живу, говорит, обыкновенной жизнью. Как же ты живешь, блаженный Павел? Ужели не смотришь на солнце? Ужели не дышишь общим воздухом? Ужели не питаешься общей всем пищей? Ужели не ходишь по земле, как мы, не имеешь нужды во сне, в одежде, в обуви? Что ты говоришь: не живу? Как не живешь? Что ты хвалишься? (Нет), это не тщеславие. Если б об этом не свидетельствовали дела, то конечно можно бы назвать тщеславием. А так как дела свидетельствуют, то какое тщеславие? Исследуем же, каким образом он не живет. В другом месте он говорит: « Которым для меня мир распят, и я для мира » (Гал. 6:14). Итак, послушайте, в каком смысле он говорит: « И уже не я живу » (2:20), и еще: « Но живет во мне Христос ». 3. Все же это говорит для утешения Филиппийцев. Не думайте, говорит, о том, что меня лишать этой жизни, потому что я, и живя, не этой жизнью жил, но той, какой хотел Христос.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

13 они — бурные волны морские, вздымающие пену своих срамот; они — звёзды блуждающие, которым мрак тьмы сбережен навек. 14 И Енох, седьмой от Адама, изрек пророчество и о них, говоря: вот пришел Господь со святыми ратями Своими 15 сотворить суд над всеми и обличить всех нечестивых во всех делах нечестия их, которые они нечестиво совершили, и во всех дерзких словах, которые сказали против Него нечестивые грешники. 16 Это — ропщущие, недовольные судьбой; они ходят по своим похотям, уста их изрекают надутые слова, они льстят ради выгоды. 17 Вы же, возлюбленные, вспомните слова, прежде сказанные апостолами Господа нашего Иисуса Христа: 18 они говорили вам, что в последнее время будут насмешники, поступающие по своим нечестивым похотям. 19 Это они производят разделения; они — душевные, Духа не имеющие. 20 Вы же, возлюбленные, устрояя самих себя на святейшей вашей вере, молясь в Духе Святом, 21 сохраните себя в любви Божией, ожидая милость Господа нашего Иисуса Христа к жизни вечной. 22 И к одним будьте милостивы, когда они сомневаются; 23 спасайте их, исторгая из огня; к иным же будьте милостивы со страхом, гнушаясь даже одеждой, оскверненной плотью. 24 Могущему же соблюсти вас от падения и поставить пред лицом славы Своей непорочными в ликовании, 25 единому Богу Спасителю нашему, чрез Иисуса Христа, Господа нашего, слава, величие, держава и власть прежде всех веков и теперь и во все веки, аминь. Послание Апостола Павла к Римлянам Глава 1 1 Павел, раб Христа Иисуса, призванный апостол, избранный для Евангелия Божия, 2 которое Он прежде обещал чрез Своих пророков в Святых Писаниях: 3 о Сыне Своем, родившемся от семени Давидова по плоти, 4 поставленном Сыном Божиим в силе, по духу святости, в воскресении из мёртвых, об Иисусе Христе, Господе нашем, 5 чрез Которого мы получили благодать и апостольство, к послушанию веры ради имени Его во всех языческих народах, 6 к которым принадлежите и вы, званые Иисуса Христа, 7 всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым, — благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.

http://predanie.ru/book/218260-novyy-zav...

1Мак.11:75 . И пали из иноплеменников в тот день три тысячи мужей; и возвратился Ионафан в Иерусалим. Глава 12 1Мак.12:1 . И видел Ионафан, что время содействует ему, и избрал мужей, и послал в Рим возстановить и обновить дружбу с ними. 1Мак.12:2 . И к Спартанцам, и в другия места послал письма о том же. 1Мак.12:3 . И отправились они в Рим, и вошли в Совет и сказали: Ионафан первосвященник и народ иудейский прислал нас возобновить дружбу с ними и споборничество по прежнему. 1Мак.12:4 . И дали (Римляне) им письма к своим местоначальникам, чтобы препровождали их в землю Иудейскую с миром. 1Мак.12:5 . И вот список писем, кои написал Ионафан Спартанцам: 1Мак.12:6 . «Ионафан первосвященник, и старейшинство народное, и священники, и прочий люд иудейский Спартанцам братьям обрадование. 1Мак.12:7 . Еще прежде присланы были письма к Онии первосвященнику от Дария, царствовавшаго у вас, что вы братья нам, как это доказывает список. 1Мак.12:8 . И принял Ония посланнаго мужа знатно, и взял письма, в которых ясно говорилось о споборничестве и дружбе. 1Мак.12:9 . Итак и мы, хотя и не нуждаемся в сем, находя себе утешение в священных книгах, что в руках наших, 1Мак.12:10 . попытались отправить посольство для возобновления братства и дружбы с нами, дабы не отчуждиться от вас; ибо много времени прошло после того, как вы прислали к нам посольство. 1Мак.12:11 . Мы во всякое время неопустительно в праздники и в прочие уставные дни воспоминаем вас у жертв, кои приносим, и в молитвах, как должно и прилично воспоминать братьев. 1Мак.12:12 . Мы радуемся о славе вашей. 1Мак.12:13 . Нас же окружили многия скорби и многия войны, ибо воевали с нами цари окрестные. 1Мак.12:14 . Но мы не хотели докучать вам и прочим споборникам и друзьям нашим в этих войнах. 1Мак.12:15 . Ибо имеем с неба помощь, помогающую нам, и избавились от врагов наших, и смирены враги наши. 1Мак.12:16 . А так как мы избрали Нуминия Антиохова в Антипатра Иасонова, и послали их в Рим возобновить дружбу с ними и прежнее споборничество;

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

1Мак.15:6 . И дозволяю тебе чеканить свою монету в стране твоей, 1Мак.15:7 . а Иерусалиму и святыням быть свободными. И все оружия, сколько их приготовил ты, и крепости, кои построил ты и коими владеешь, да останутся у тебя. 1Мак.15:8 . И весь долг государственный и будущие государственные долги отныне и навсегда да будут прощены тебе. 1Мак.15:9 . Когда же мы возстановим царство наше, тогда прославим тебя и народ твой и святилище славою великою, так чтобы известна была слава ваша на всей земле». 1Мак.15:10 . В сто седьмьдесят четвертом году вступил Антиох в землю отцов своих; и сошлись в нему все рати, так что немногие остались у Трифона. 1Мак.15:11 . И прогнал его Антиох царь; и он беглецом пришел в Дору, что при море. 1Мак.15:12 . Ибо увидел, что собрались на него беды, и оставили его рати. 1Мак.15:13 . И ополчился Антиох у Доры, и с ним двенадцать тем 000] мужей бранных и восемь тысяч конницы. 1Мак.15:14 . И окружил сей город, а корабли подступили с моря, и теснил город с суши и с моря, и никого не допускал ни выходить, ни входить. 1Мак.15:15 . И пришел Нуминий и бывшие с ним из Рима, имея письма в царям и странам, в которых было написано сие: 1Мак.15:16 . «Левкий, ипат Римлян Птоломею царю обрадование. 1Мак.15:17 . Послы Иудеев пришли к нам, как друзья наши и споборники обновить давнюю дружбу и споборничество, быв посланы Симоном первосвященником и народом иудейским, 1Мак.15:18 . и принесли золотой щит в пять тысяч мнас [А выше сказано, что в этом щите была только тысяча мнас]. 1Мак.15:19 . И так угодно было нам написать царям и странам, чтобы они не причиняли им зла, и не воевали их и городов их и страны их, и дабы не помогали воюющим с ними. 1Мак.15:20 . Щит же решили мы принять от них. 1Мак.15:21 . Итак, если некоторые губители убежали из страны их к вам, передайте их Симону первосвященнику, да воздаст им по закону их. 1Мак.15:22 . То же самое написал он Димитрию царю, и Атталу, и Ариарафу и Арсаку, 1Мак.15:23 . и во все области, и Сампсаку и Спартанцам, и в Делос, и в Минд, и в Сикион, и в Карию, и в Самос, и в Памфилию, и в Ликию, и в Аликарнасс, и в Кос, и в Сид, и в Арад, и в Родос, и в Фасилиду, и в Гортину, и Книд, и Кипр и Кирини.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

20 Вы же, возлюбленнии, стою вашею верою назидающе себе, Духом святым молящеся, 21 сами себе в любви Божиеи соблюдайте, ждуще милости Господа нашего Иисуса Христа, в жизнь вечную. 22 И овех убо милуйте разсуждающе. 23 овех же страхом спасайте, от огня восхищающе. обличайте же с боязнию, ненавидяще и яже от плоти оскверненую ризу. 24 Могущему же сохранити вы без греха и без скверны и поставити пред славою своею непорочных в радости, 25 единому премудрому Богу и спасу нашему, Иисусом Христом Господем нашим, слава и величие, держава и власть, прежде всего века, и ныне, и во вся веки. Аминь. Послание к Римлянам Глава 1 1 павел, раб Иисус Христов, зван апостол, избран в блговестие Божие, 2 еже прежде обеща пророки своими в писаниих святых, 3 о Сыне своем, бывшем от семене давидова по Плоти, 4 нареченнем Сыне Божии в силе, по духу святыни, из воскресения от мертвых, Иисуса Христа Господа нашего, 5 имже прияхом благодать и апостольство в послушание веры во всех языцех, о имени его. 6 в нихже есте и вы, звани Иисусу Христу. 7 всем сущым в риме возлюбленным Богу, званным святым. благодать вам и мир от Бога Отца нашего, и Господа Иисуса Христа. 8 Первое убо благодарю Бога моего Иисусом Христом о всех вас, яко вера ваша возвещается во всем мире. 9 свидетель бо ми есть Бог, емуже служу духом моим во благовествовании Сына его, яко безпрестани память о вас творю, 10 всегда в молитвах моих моляся, аще убо когда поспешен буду волею Божиею приити к вам. 11 желаю бо видети вас, да некое подам вам дарование духовное, ко утверждению вашему. 12 сие же есть, соутешитися в вас верою общею, вашею же и моею. 13 Не хощу же не ведети вам, братие, яко множицею восхотех приити к вам, и возбранен бых доселе, да некии плод имею и в вас, якоже и в прочих языцех. 14 Еллином же и варвавом, мудрым же и неразумным должен есмь. 15 тако есть, еже по моему усердию и вам сущым в риме благовестити. 16 Не стыжуся бо благовествованием Христовым: сила бо Божия есть во спасение всякому верующему, иудеови же прежде и еллину.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=759...

28 И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства, 29 так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, 30 злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, 31 безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы. 32 Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют. 1:1. В начале своего послания святой Павел как бы рекомендует себя римским христианам, как Апостол языков, назначенный Богом благовествовать учение об искуплении всем людям. Он – раб Иисуса Христа не только в том смысле, в каком рабом называется каждый христианин, по отношению к Иисусу Христу как своему Господу, но как служитель его в звании Апостола, к чему он избран Самим Господом, чтобы возвещать миру истинное учение (см. Деян. 22:17–21 ). 1:2. Эта благая весть, которую Господь поручил Апостолу возвестить миру, не новая, а прежде предреченная Богом еврейскому народу через пророков, как это видно из Священного Писания (см. Ис. 52:7 ; Пс. 67:12 ). О чем же эта благая весть? 1:3–4. Эта благая весть о Сыне Божьем, Единородном Отцу по существу Своему, но для спасения людей принявшем плоть от семени (потомства) Давидова. Во время Своей земной жизни, Он являлся людям как великий Пророк ( Лк. 7:16 ). Но в силе сотворенных Им знамений и чудес, благодати Святого Духа, которую Он даровал верующим в Него, и особенно в воскресении Его из мертвых, открылось – определилось, стало яснее для всех, что Он не сын Давида, а Сын Божий, Иисус Христос, Господь наш. Он-то и призвал святого Павла к Апостольству. 1:5–6. Господь Иисус Христос даровал нам, Апостолам, благодать апостольскую, по которой мы облечены свыше силою Святого Духа покорять вере в Господа Иисуса все народы, чтобы все услышали Евангелие спасения, уверовали в него посредством действующей в слове апостольском благодати Святого Духа, отверзающей сердца верных (ср. Деян. 16:14 ). В числе языков Господь определил и римлян покорить вере, через Апостолов и призвать к себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010