Задача настоящей книги – облегчить восприятие Послания к Римлянам, по праву считающегося одним из самых трудных богословских текстов, вышедших из-под пера великого апостола. Наша цель – по возможности сделать более понятным и доступным то, что на первый взгляд может показаться «неудобовразумительным». По своей тематической структуре послание может быть разделено на четыре части: вступление (1:1–16), вероучительную часть (1:17–11:36), нравственно-практическую часть (12:1–15:13) и заключительные разделы (15:14–16:24). В настоящей книге каждой из частей послания будет посвящена отдельная глава. Отметим, что в оригинальном тексте посланий Павла не было деления на главы или стихи, и мы можем предположить, что на собраниях первых христиан эти послания читались целиком. Впоследствии они были разделены на зачала (перикопы 6 ) – отрывки, предназначенные для литургического чтения. Первое деление всего корпуса Нового Завета, включая послания Павла, на зачала принадлежит диакону Александрийской церкви Аммонию, жившему в III веке. Известное нам сегодня деление на главы восходит к архиепископу Кентерберийскому Стивену Лэнгтону, жившему в XIII веке. Послание к Римлянам имеет богатую историю интерпретации как в ранней Церкви, так и в христианской традиции последующих веков. В частности, основатель немецкой Реформации Мартин Лютер именно на этом послании построил свое учение об «оправдании верою», которое противопоставил учению Католической церкви. К протестантскому прочтению Послания к Римлянам мы будем обращаться лишь эпизодически, основное же внимание будем уделять самому тексту послания, который будет рассматриваться в контексте истории ранней Церкви и в общем контексте богословия Павла. В качестве вспомогательного материала мы будем привлекать толкования Отцов Церкви, в особенности Иоанна Златоуста , а также труды некоторых современных специалистов в области Нового Завета. Глава 1. Общий контекст. Вступительная часть Научные труды, посвященные отдельным посланиям апостола Павла, как правило, начинаются с дискуссии об их авторстве. В литературе веков подлинность целого ряда посланий Павла была подвергнута сомнению. Об этом мы достаточно подробно рассказали в книге, посвященной биографии апостола. 7

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

5 декабря I Соборное послание св. ап. Петра. Соб. посл. Петра 12 декабря I Соборное послание св. ап. Иоанна Богослова. Соб. посл. Иоанна 19 декабря I Соборное послание св. ап. Иоанна Богослова. подг. к КР 26 декабря КР по Соборным посланиям. 16 января Послание к Римлянам. гл. 1-8 23 января Послание к Римлянам. гл. 12-15, подг. к КР 30 января КР по Посланию к Римлянам. посл. к коринфянам 6 февраля I Послание к коринфянам гл. 7-15 13 февраля I, II Послания к коринфянам. 20 февраля Послание к галатам. чит. посл. к гал.         Вопросы к билетам по Закону Божию 10 класс 2020 год Евангелие: 1)        Рождество Господа Иисуса Христа. Жизнь Спасителя до 30 лет. 2)        Проповедь Иоанна Крестителя. Крещение Господа Иисуса Христа. Искушение в пустыне. 3)        Хронология земного служения Господа Иисуса Христа по Пасхам. 4)        Чудеса Господа Иисуса Христа на примере исцеления слуги капернаумского сотника, гадаринского бесноватого, кровоточивой, воскрешения дочери Иаира. 5)        Понятие о притчах. Учение Господа о Царствии Божием в притчах. 6)        Нагорная проповедь (основные темы). 7)        Беседы Господа в Евангелии от Иоанна. Беседы с Никодимом и самарянкой. 8)        Исцеление расслабленного в купели Вифезда. Беседа Господа с иудеями о равенстве Отца и Сына. 9)        Чудесное насыщение 5 тысяч. Беседа о Хлебе Небесном. 10)    Исцеление слепорожденного. Беседа Господа с Иудеями о Добром Пастыре. 11)          Вход Господень в Иерусалим. Понедельник и вторник Страстной Седмицы: споры с иудеями, притчи. 12)    Среда и четверг Страстной Седмицы: предательство Иуды, Тайная Вечеря, прощальная беседа с учениками. 13)    Распятие, погребение и Воскресение Спасителя. 14)    Явления Господа Ученикам  после Воскресения. Вознесение Господа.   Апостол: 1)        Церковь в Иерусалиме (от Пятидесятницы до первого гонения). 2)        Житие св. ап. Петра. Деятельность св. ап. Петра (по книге Деяний). 3)        Миссионерские путешествия св. ап. Павла. 4)        Взятие св. ап. Павла под стражу. Св. ап. Павел в узах. Путешествие в Рим (обзор).

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/li...

Рим.16:6 .  Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас. Рим.16:7 .  Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа. «Юнию». Правильнее видеть здесь мужское имя ( Ιουνι– Иуниан), так как к женщине не идет замечание, что она «прославилась между апостолами». «Сродников моих» – т. е. родственников моих. Слово συγγενες – сродники нельзя понимать в смысле «единоплеменники», потому что так другие иудеи (Акила, Прискилла, Мариам) не названы здесь. – «Между апостолами». Здесь разумеются не 12 апостолов, среди которых не могли быть помещены Андроник и Юния, а вообще проповедники о Христе, среди которых означенные христиане занимали видное положение. Рим.16:8 .  Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе. Рим.16:9 .  Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне. Рим.16:10 .  Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова. «Из дома Аристовулова». О самом Аристовуле Апостол не упоминает, вероятно, потому, что тоже был христианином. Может быть, это был принц из дома Ирода, некоторое время живший в Риме, а потом уехавший в Иерусалим, оставив свой дом в Риме на попечение рабов своих. Рим.16:11 .  Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе. Рим.16:12 .  Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе. Рим.16:13 .  Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою. «Избранного в Господе», т. е. выдающегося по своим христианским добродетелям. Рим.16:14 .  Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев. Рим.16:15 .  Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых. Рим.16:16 .  Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы. По прочтении послания, читатели должны приветствовать и друг друга священным лобзанием, которое служило в древности на Востоке выражением приветствия при встрече и расставании ( 1Пет 5:14 ; Апостол. пост. XI,57, 12; VIII,5, 5). Оно называется святым, как выражающее дух христианского единения. – «Все церкви». Очень возможно, что действительно все Церкви восточные, знавшие о том, что Апостол пишет послание в Рим и сам собирается туда, просили его передать и их приветствие Церкви Рима, столицы империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

15 и остаток гл. 16. Эти данные дают возможность думать, что посланию, состоящему из 16 глав, которым мы теперь располагаем, предшествовало другое, состоящее из 14 или 15 глав. Согласно одной из, быть может, самых распространенных реконструкций, Павел сначала написал первые пятнадцать глав вместе со славословием, адресовав их Римской церкви, а потом, добавив гл. 16 (16:1 –24), отправил это послание церкви в Эфесе. Такая точка зрения не только бы объяснила, почему славословие появляется в конце как 15–й, так и 16–й глав, но и разрешила бы вопрос о тех людях, которых Павел просит приветствовать в гл. 16 (16:3–16). Знакомство со столь многими членами Римской церкви, которую Павел никогда не посещал, кажется маловероятным, однако вполне объясняется, если предположить, что эти стихи были написаны эфесской церкви, с которой Павел поддерживал долгие и тесные отношения. (Самым известным сторонником этой теории является Т. В.Мэнсон: Manson T. W. " St. Paul " s Letter to the Romans – and Others», The Romans Debate, ed. K. Donfried [Augsburg, 1977], pp. 1–16.). В послании Павла мы видим указания, касающиеся конкретной аудитории. С одной стороны, отдельные элементы послания указывают на то, что эта аудитория, в основном, если не исключительно, была еврейской: в гл. 16 (16:3,7,11) он приветствует христиан из иудеев; в гл. 2 (2:17) он обращается к «иудею» и предполагает, что его читатели тесно связаны с законом Моисея (ср.: 6:14; 7:1,4); Авраама он называет «отцом нашим» (4:1) и уделяет большое внимание «иудейским» вопросам, то есть проблеме вины и несостоятельности иудеев (2:17 – 3:8), месту закона в истории спасения (гл. 7), а также прошлому и будущему Израиля (гл. 9–11). Однако столь же ясны и указания на то, что его читателями являются также и язычники: в обращении, содержащемся в послании, римляне связываются с язычниками, среди которых Павел был призван совершать свое служение (1:5–6; ср.:1:13 и 15:14–21); апостол обращается к ним непосредственно (11:11–24), и, по–видимому, главным образом к ним обращен его призыв к единению и терпимости (15:7–9).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Характерные особенности и темы Послание к римлянам наиболее полное, возвышенное и исчерпывающее изложение благовестия Павла. Содержащееся в нем сжатое изложение глубочайших истин подобно сжатой пружине: они охватывают ум и сердце, заполняют мысли и определяют всю жизнь человека. Иоанн Златоуст , величайший проповедник IV в. по Р.Х., каждую неделю слушал чтение этого послания. Августин, Лютер и Уэсли (Веслей) три личности, чей вклад в христианское наследие чрезвычайно велик, утвердились в вере под влиянием Послания к римлянам. Все реформаторы рассматривали Послание к римлянам как Богом данный ключ к пониманию всего Священного Писания, поскольку в нем Павел сводит вместе все наиболее значительные темы Библии: грех , закон, суд, предназначение человека, веру, дела, благодать, оправдание, освящение, избранничество, домостроительство спасения, дело Христа и действие Святого Духа, христианское упование, природу и жизнь церкви, место иудеев и неиудеев в плане Божием, философию церковной и мировой истории, значение и содержание ВЗ, обязанности христианского звания и принципы личного благочестия и нравственности. Содержание I. Приветствие и личное представление Павла (1,1–15) II. Праведность Божия для иудеев и для язычников (1,16.17) III. Греховность всего человечества (1,18 3,20) А. Греховность язычников (1,18–32) Б. Греховность иудеев (2,1 3,8) В. Всеобщая греховность (3,9–20) IV. Праведность Божия для оправдания (3,21 5,21) А. Она даруется Христом через веру (3,21–31) Б. Ее доказывает пример Авраама (гл. 4) В. В ней залог благодатных даров праведнику (5,1–11) Г. Она коренится в послушании Христа нового Адама (5,12–21) V. Благодать воцаряется посредством праведности Божией (6,1 8,39) А. Власть греха сломлена, и его влияние ограничено (гл. 6) Б. Верующие мертвы для осуждения законом, хотя еще не стали безгрешными (гл. 7) В. Живущие Духом доказывают победу над плотью (гл. 8) VI. Бог являет Свою праведность в иудеях и язычниках (9,1 11,36) А. Праведность Божия утверждается в истории (гл. 9)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

(4) Трещина в универсуме воли ( De Genesi contra Manichaeos ) (5) Анализ воли по De diversis questionibus LXXXIII , 1-60 (6) Gratia как милость в De vera religione   3. Павловы мотивы (период священства, 391-396 гг.) (1) «Делаю то, чего не хочу» ( De duabis animabus ; Contra Fortunatum ; De libero arbitro , III) (2) Принятие людей сынами Божьими (De fide et symbolo ; De sermone Domini in monte ; Enarrationes in Psalmos , 1, 32; De Genesi inperfectus liber ) (3) Августиново толкование посланий Римлянам и Галатам (а) Expositio quarundam propositionum ex Epistola ad Romanos (б) De diversis questitionibus LXXXIII , 66-68, 76 (в) Epistolae ad Romanos inchoate exposition (г) Epistolae ad Galatas expositionis liber unus   II. «Благодать победила» (396-411 гг.) 1. Ответ Симплициану (1) Римлянам, 7 ( Ad Simplitianum , I, 1) (2) Римлянам, 9 ( Ad Simplitianum , I, 2)   2. Исповедь (1) Божие присутствие в человеке ( Confessiones , I) (2) Зло само по себе ( Confessiones , II-VII) (3) Обращение ( Confessiones , VIII) (4) «Делай то, что поручишь, и поручай то, чего хочешь» ( Confessiones , IX-X) (5) Вечность и время ( Confessiones , XI-XIII)   3. Остальные сочинения в начала епископства (1) Полемика с манихеями (а) «Заслуга веры» и исполнение закона (б) Адоптивное усыновление (в) Дарованный свет (г) Бог не зависит от человека (2) Благодать, дарованная даром ( Enarrationes in Psalmos ; In Epistolam Ioannis ad Parthos ) (3) Защита благодати ( Adnotationes ad Iob ) (4) Причины, сокрытые в Боге ( De Genesi ad litteram ) (5) Благодать исключает гордость ( De virginitatae ) (6) Благодать за благодать ( Tractatus in Ioannis Evangelium , 1-16)   4. Антидонатистские сочинения (1) Святость благодати и благодать сама (2) Кафолическая церковь и церковь-голубица (3) Преследование (4) Действие на волю и теология насилия (5) Ответ Симплициану и полемика с донатистами   III. Спор с пелагианами (411-430 гг.) Введение 1. Полемика с Пелагием и Целестием (411-418 гг.) (1) Унаследованный грех ( De peccatorum meritis )

http://bogoslov.ru/book/1277875

Соборное Послание Апостола Иакова Апостол Иаков Алфеев, за свою святость глубоко уважаемый не только Христианами, но даже Иудеями, года за два до своей страдальческой кончины, написал из Иерусалима соборное, или окружное послание к уверовавшим Евреям, рассеянным вне Палестины. Поводом к написанию его были повсеместные гонения на верующих, и, кроме того, превратные толкования учения об оправдании верою, изложенного апостолом Павлом в посланиях к Галатам и Римлянам. Апостол Иаков пишет, что Христианин должен с радостью переносить бедствия, и с терпением ожидать плода, и что истинная вера точно так же не может быть без добрых дел, как и тело без души. Впрочем, в этом Послании, порядок мыслей прерывистый, и встречаются другие наставления, например: о воздержании языка (1:19, 26), об уважении к нищим (2:1–6), о пагубных следствиях чувственности (4:1–5), об удалении от гордости (4:6–11), о несчастиях угрожающих богатым (5:1–6), о божбе (5:12), о молитве (5:13, 16–18), о Елеопомазании (5:14, 16) и исповеди (5:16). Послания Апостола Павла Апостол Павел написал четырнадцать посланий: одно к Римлянам, два к Коринфянам, одно к Галатам, одно к Ефесянам, одно к Филиппийцам, одно к Колоссянам, два к Фессалоникийцам, два к Тимофею, одно к Титу, одно к Филимону и одно к Евреям. Он писал эти послания, частью, до первых уз своих, частью, во время самих уз, потом – после освобождения от первых уз, а, наконец, и во время последних уз. А. До первых уз написаны: 1. 1-е послание к Фессалоникийцам. Фессалоника, или в просторечии Солунь, была главным городом одной из четырех областей Македонии. Население ее составляли Римляне, Греки и Иудеи. Во время второго своего путешествия, апостол Павел прибыл в Фессалонику из Филипп; по три субботы он учил в синагоге, и приобрел многих верующих Христу, как из Иудеев, так и из набожных язычников. Это возбудило зависть в не веровавших Иудеях: она возмутили против Апостола народ; так, что Павел с Силою ночью принуждены были бежать в Верию, а отсюда, после нового возмущения, Павел один должен был удалиться в Афины, где и проповедовал Христа перед Ареопагом.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Как понимать слова: «быть подобными образу Сына Своего»? Некоторые толкователи видят здесь аллюзию на библейский рассказ о сотворении человека по образу Божию (Быт. 1:27) и на учение Павла о Христе как «образе Бога невидимого» (2 Кор. 4:4; Кол. 1:15). Другие [iv] приводят в качестве параллели учение Павла о Христе как небесном человеке и новом Адаме: уверовавшие в него, ранее носившие образ перстного Адама, будут носить Его образ (1 Кор. 15:49). Глагол «призвал» напоминает нам о самом начале Послания к Римлянам, где Павел называет себя «призванным апостолом», а своих адресатов — «призванными Иисусом Христом» и «призванными святыми» (Рим. 1:1–7). Действие божественного призвания может быть проиллюстрировано историями призвания на служение вождей и пророков Израильского народа, в частности, Моисея (Исх. 3:1–4:16), Самуила (1 Цар. 3:1–15), Исаии (Ис. 6:1–10), Иеремии (Иер. 1:4–9), Иезекииля (Иез. 2:1–3:11). Это очень разные истории, но во всех подчеркивается два ключевых момента: 1) инициатива всегда исходит от Бога; 2) человек ощущает себя неготовым к возлагаемой на него миссии. Иногда в ответ на зов Божий человек даже отказывается или сопротивляется, но Бог все равно настаивает на своем. Глагол «оправдал» отражает одну из главных тем Послания к Римлянам — оправдания верою в Иисуса Христа. Эта тема доминировала в послании на протяжении значительного отрезка (Рим. 3:21–5:5). Однако конечным звеном цепи является не оправдание, как можно было бы ожидать на основе предшествующего дискурса, а прославление [v] . Какой смысл вкладывает Павел в глагол «прославить»? Возможно, наилучшим объяснением являются его собственные слова из Второго Послания к Коринфянам: «Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2 Кор. 3:18). Учение, изложенное Павлом в рассматриваемом отрывке, ставит перед толкователями множество вопросов. Если Бог заранее предопределяет судьбу человека, то в чем заключается свобода воли человека и несет ли он какую-либо нравственную ответственность за свои поступки? Если одни люди заведомо предопределены к спасению, а другие к погибели, то можно ли назвать Бога справедливым? Способны ли люди влиять на свою судьбу, или всё подчинено воле рока? Если судьбы людей заранее предначертаны, то не подобно ли человеческое сообщество театру, в котором все роли расписаны и каждый актер обязан выполнять волю режиссера?

http://mospat.ru/ru/news/46258/

23 Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога? 24 Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников. Первое послание апостола Петра, глава 2 11 Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, 12 и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения. Евангелие от Матфея, глава 5 13 Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. 14 Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. 15 И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. 16 Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного. Первое послание Тимофею, глава 6 1 Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести, дабы не было хулы на имя Божие и учение. (1 Тим 6:1) Перечитайте эти отрывки еще раз. Ответьте на вопрос: Что здесь говорится об Имени Божием и Его Святости? Сформулируйте в 10 словах основную мысль всех четырех отрывков Прочитайте одно или несколько святоотеческих толкований на прошение о том, чтобы святилось Имя Божие. Святитель Иоанн Златоуст Святой Кассиан Римлянин Блаженный Августин Святитель Феофан Затворник Святитель Николай Сербский Святитель Иоанн Златоуст «Да святится имя Твое», говорит Он. Ничего не просить прежде славы Отца небесного, но все почитать ниже хвалы Его — вот молитва, достойная того, кто называет Бога Отцом! …Бог имеет собственную славу, исполненную всякого величия и никогда неизменяемую. …Её созерцая, и серафимы, славя Бога, так взывают: «свят, свят, свят» (Ис 6:3). Св. Кассиан Римлянин Достигши столь высокой степени сынов Божиих, мы не можем не гореть свойственною добрым деяниям любовью, которая заставит нас во всем искать не своей пользы, но славы Отца нашего. Посему и говорим: «да святится имя Твое», чем свидетельствуем, что наше чаяние, наша радость — есть слава нашего Отца, последуя Тому, Кто сказал: «ищай славы пославшаго Его, сей истинен есть, и несть неправды в нем» (Ин 7:18).

http://bible.predanie.ru/da-svjatitsja-i...

В первом послании Климента, которое, хотя и написано в Риме, относится к проблемам Коринфской Церкви, содержится интересное описание, выражающее (или, по крайней мере, делающее попытку выразить) Восточную практику диаконского служения конца первого столетия. Сам текст говорит о себе как о письме от «Церкви Божией, находящейся 16 в Риме, Церкви Божией, находящейся в Коринфе». 17 Огромный вклад в историю восточного диаконата был сделан Игнатием Антиохийским , о котором можно сказать, как о «первом Святом Отце и Учителе Церкви, как и первом великом богослове послеапостольского периода». 18 Он написал семь посланий, шесть из которых обращены к конкретным общинам (Ефесянам, Магнезийцам, Траллийцам, Римлянам, Филадельфийцам, Смирнянам) и одно персональное (Поликарпу). Кроме Послания к Римлянам, Игнатий везде очень ясно касается диаконских функций. Интересно, что Игнатий – первый автор в истории древней Церкви, который упоминает три степени христианского священнослужения вместе, и полагает диаконов на нижайшую из них. При этом, однако, оценивает он их весьма высоко, называя «сослужителями» ( Еф.2:1 , Магн.2) и «сладчайшими себе» (Магн.6:1). Верные воздают диакону внимание, честь и уважение (как Иисусу и как заповеди Божией) ( Фил.7:1, Трал.3:1, Смир.8:1). Он же исполняет волю епископа, как Иисус исполнял волю Отца (Трал.3:1, Магн. 2, 6:1). Коль скоро затронута литургическая роль диакона, Джеймс Барнетт утверждает, что в Послании к Траллийцам «мы находим особые упоминания литургических функций диакона при совершении Евхаристии». 19 С нашей же точки зрения, это заявление некорректно и, в любом случае, не находит подтверждения в самом тексте (Трал.2:3), который гласит: «И диаконам, служителям таинств Иисуса Христа, все должны всячески угождать, ибо они не служители яств и питий, но слуги Церкви Божией». Таким образом, литургические функции диакона во времена Игнатия остаются загадкой. В Послании к Филиппийцам Поликарпа Смирнского , несмотря на отсутствие прямых указаний диаконских функций, диаконы особо упоминаются как люди многих достоинств (5:2). В этой (и последующей) части послания хорошо заметно, что Поликарп, говоря о диаконах, весьма зависим от другого авторитетного источника, а именно от 1го Послания к Тимофею (3:8–13). 20 Это важный момент, ясно указывающий на связь между представлениями о клириках у апостола Павла и Поликарпа.

http://azbyka.ru/diakonat-vostochnoj-pra...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010