Говоря о смерти и первородном грехе, мы совсем не подразумеваем, что смерть, как якобы естественное состояние человеческой природы, предшествовала первородному греху. Напротив, смерть связана с грехом праотца Адама как следствие с причиной. Этот момент очень важен, и его необходимо особенно подчеркнуть: смерть не была изначально естественной для человека, она вторглась в результате греха в человеческое естество и, следовательно, действует в нем как паразит. В Священном Писании много раз повторяется, что Бог не сотворил смерть, но смерть вошла в мир через грех Адама. Я бы хотел привести здесь лишь два библейских отрывка. Первый из Ветхого Завета. Сказано: " Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия, и все в мире спасительно, и нет пагубного яда, нет и царства ада на земле. Праведность бессмертна " (Прем.1:13-15). Невозможно, чтобы зло имело своим началом Бога, ибо Бог - благ. Он сотворил человека совсем не для того, чтобы человек умер. Но, как видно из святоотеческого предания, Бог сотворил человека ни по необходимости смертным, ни по необходимости бессмертным, но имеющим возможность стать либо смертным, либо бессмертным. Второй отрывок взят из Послания апостола Павла к Римлянам: " Одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, ...однако же смерть царствовала от Адама до Моисея " (Рим.5:12,14). Из этого отрывка видно, что смерть привнесена, что это паразит на человеческой природе, результат и плод греха Адама. Таким образом, смерть вошла в человеческую природу, а через нее во все творение. Грех, вследствие которого родилась смерть, - это падение Адама в раю сладости. Бог, дав человеку заповедь не есть от запретного плода, в то же время известил его: " В день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь " (Быт.2:17). И действительно, после совершения этого греха смерть вошла в человеческое естество; сначала смерть духовная, которая заключается в отлучении человеческой души от Бога, а потом смерть телесная - разлучение души с телом в свое время. В день согрешения Адам умер духовно, а позже умер и телесно.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

«Господу сказал ты ныне, что Он будет твоим Богом и что ты будешь ходить путями Его и хранить постановления Его, и заповеди Его, и законы Его, и слушать гласа Его. И Господь обещал тебе ныне, что ты будешь собственным Его народом, как Он говорил тебе, если ты будешь хранить все заповеди Его» ( Втор.26:17–18 ) Ветхозаветная идея Завета отражает и самую границу авторитета Божия – внешней власти, часто выражавшейся в антропоморфических категориях монархии, абсолютной и внушающей страх. И мы знаем, что апостол Павел именно с этой идеи начинает разъяснять в Послании к Римлянам содержание христианской проповеди : «Итак, кого хочет, милует, а кого хочет, ожесточает... А ты кто, человек, что споришь с Богом?» ( Рим.9:18–20 ) Однако в Евангелии и Посланиях апостолов содержится также и возвещение о Новом Завете, радикально изменяющем характер проявления власти Божией над человеком. Одно из самых разительных различий в том, что «...ветхозаветные повествования есть история общины; хотя интерпретация дается через индивидуальное прозрение. Новый Завет повествует уже главным образом не об общине, а о личности» (Ч. Додд) Личностный Мессия принимает на Себя судьбы Израиля и становится – от лица всего человечества – участником Нового Завета с Богом. Моисей, собравший Израиль у подножия Синая, окропил его кровью тельцов, как «кровью Завета» ( Исх.24:8 ); а Новый Завет Христа – «в Его Крови» ( 1Кор.11:25 ; Лк.22:20 ), или, по Матфею и Марку, кровь Самого Христа становится «кровью Завета» ( Мф.26:28 ; Мк.14:24 ). Если, как отметил Додд 1 , в Новом Завете тема народа Божия и является лишь «второстепенной и производной», то это потому, что Израиль становится в Новом Завете «Телом» Мессии и, таким образом, утрачивает свою автономию, перестает быть просто «одной из сторон» – хотя бы даже и подчиненной – соглашения с Богом. Павлова концепция Церкви как Тела Христова есть фактически усвоение из Второзакония и Книги пророка Исайи мессианской темы страждущего раба. Мессия для Павла, безусловно, – Иисус, но в то же время «во Иисусе» заключен весь Новый Израиль; точно так же, как, по Второзаконию и пророку Исайе, образ раба подразумевает и Личность, и Израиль как нацию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Господь призывает каждого из нас к миссионерству словами: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» ( Мк.16:15 ). Пусть этот властный призыв Царя и Бога нашего Иисуса Христа возбуждает в сердцах наших ревность к умножению славы и величия ковчега нашего спасения — Церкви Господней и свидетельство о Христе в окружающем нас мире. Аминь. 31 июля 1966 г. Неделя 12я по Пятидесятнице «Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди» ( Мф.19:17 ). В сегодняшнем евангельском чтении излагается беседа Господа с юношей о путях ведущих в Царствие Божье. Один богатый молодой человек спрашивал Спасителя о пути к жизни вечной. Когда Господь указал ему на Закон Моисеев, юноша ответил, что этот путь ему известен и что он исполняет Закон. Тогда Христос повелел ему продать имение и раздать вырученные деньги бедным. Юноша опечалился и отошел от Господа. Привязанность к богатству стала для него препятствием на пути в Царствие Небесное. Тем больше награда тому, кто для Царствия Божьего всем пожертвовал. Всякое общество разумных существ, стоящих даже на самом низком уровне развития, имеет какую-либо форму организации. Даже животные, руководимые инстинктом, собираются в стада. Человек в своей жизни руководствуется разумом. В самой человеческой природе заложено врожденное чувство определенной нравственной нормы, которой он придерживается на протяжении всей своей жизни. В послании к Римлянам апостол Павел пишет: «Ибо, когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их» ( Рим.2:14-15 ). Чтобы оградить человека от многочисленных сомнений и неясностей в объяснении естественного нравственного закона, Господь придал ему определенную форму. Закон был дарован человечеству во время путешествия еврейского народа в землю обетованную. Сорок дней и ночей пророк Моисей провел в посте и молитве, чтобы достойным образом воспринять Закон от самого Бога.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-i-propo...

Евр.12:14 .  Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа. «Мир имейте со всеми». Это сказал и в Послании к Римлянам: «Аще возможно,» – говорит, – «еже от вас, со всеми человеки мир имейте» ( Рим. 12, 18 ). Делай свое дело; покажи усердие. «И святыню», еяже «кроме никтоже узрит Господа.» «Святынею» Апостол назвал целомудрие. А в нем можно преуспевать и живущим в браке; ибо «честна женитва, и ложе нескверно: блудником же и прелюбодеем судит Бог» ( Евр. 13, 4 ). Евр.12:15 .  Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие. «Смотряюще, да не кто лишится благодати Божия». Имейте попечение не о себе только, но и друг о друге, и колеблющегося поддержите, и имеющего нужду в руководстве уврачуйте. «Да не кий корень горести, выспрь прозябаяй, пакость сотворит, и тем осквернятся мнози». Сие написал и коринфянам: «Не весте ли, яко мал квас все смешение квасит» ( 1Кор. 5, 6 )? «Корнем» же «горести» наименовал и лукавые учения, и развращенную жизнь. Ибо сие и присовокупил: Евр.12:16 .  Чтобы не было между вами какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства. «Да не кто блудодей, или сквернитель, якоже Исав, иже за ядь едину отдал есть первородство свое». «Блудодейством Исава» Апостол назвал чревоугодие, ибо по причине оного Исав отдал благословение первородных. Но не погрешит и тот, кто блудом Исава назовет беззаконный его брак, потому что взял за себя жен иноплеменных. Евр.12:17 .  Ибо вы знаете, что после того он, желая наследовать благословение, был отвержен; не мог переменить мыслей отца, хотя и просил о том со слезами. «Весте бо, яко и потом похотев наследовати благословение, отвержен бысть: покаяния бо места не обрете, аще и со слезами поискал его». И сие последователи Новатовы почитают своим оружием, но поражены будут собственными своими стрелами. Ибо Исав плакал, не покаяние принося, но завидуя благополучию брата.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Есть диалектическое противоречие между ближними и дальними выгодами пролетариата: ближайшим образом пролетариат может бороться за повышение зарплаты, увеличение отпуска и пр. Это — оппортунизм, игры внутри и по правилам буржуазного порядка. Подлинной, дальней целью пролетариата является слом капитализма как такового. Это надо «понять». Так же надо «понять», что моральные, эмоциональные, психологические игры за престиж, за «отношения», за «признание», за «самореализацию» и пр. — это игры внутри и по правилам сатанинского порядка. Показать рабочим их дальние цели, ввести в рабочий класс классовое сознание, т. е. превратить его в класс революционный (т. е. пролетариат), как мы знаем из Ленина и Лукача, можно только извне. То есть: благодатью. «Обычный человек» становится «грешником, нуждающимся в спасении» потому что ему кто-то это объяснил — а именно вестники Царства, миссионеры: агитация, пропаганда, вербовка. Не мы спасаемся, а Христос нас спасает. Христос созидает Церковь, даёт апостолам «Великое поручение» (научить все народы). Апостол Павел учит нас в послании к Римлянам: « 13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется. 14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? 15 И как проповедывать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое! 16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас? 17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия ». Спасение от веры, а вера от слышания. Мы услашали Благую Весть, узнали о Иисусе и Его делах: так мы узнали, что нуждаемся в спасении, что нам надо покаяться. Его загадочные притчи, Его прекрасный образ обратили нас. Кто-то рассказал нам эту Весть — верующий друг, христианский роман или приходской священник. Печаль о грехе (одна из основных интонаций христианства) рождается восторгом перед пасхальной радостью. Пониманием, что «естественный ход вещей» — не единственно данный.

http://blog.predanie.ru/article/pokayani...

Есть люди, лишённые всякого света, души которых всегда пребывают во тьме. Кто же эти несчастные? Это все ожесточённые враги Божии, все восставшие на Христа, все, проникнутые духом гордости. Многие из них думают, что они носители света, ибо обладают большим образованием. Но они глубоко ошибаются: никаким светом они не светятся, а пребывают в вечной тьме. Всё тело их темно, все помыслы, которые считают они глубокими, светлыми, – темны и лишены истины, ибо истина только в Боге, как сказал Господь Иисус Христос: «Аз есмь Путь и Истина и Жизнь» ( Ин.14:6 ). Кто отвергается Его, тот отвергается самой жизни. Вот об этих несчастных, которые не светят никаким светом, и о тех злодеях, которые пронизаны красным, как кровь, светом, Господь сказал: «Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?». Если ты сам темен, то всё видишь в темноте, тебя окружает великая духовная тьма, ибо духовный свет не носишь ты в сердце и уме своём и думаешь, что ты зрячий, а на самом деле – темен и слеп. Господь Иисус Христос сказал книжникам и фарисеям после того, как исцелил слепорождённого, что если бы они были поистине слепы, то это ещё не было бы бедой; но так как они считают себя зрячими, то горе им, ибо не понимают они, что пребывают во тьме кромешной, и, называя себя учителями народа, берутся учить людей. Вот что значат эти слова Христовы: «Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» – Ты весь во тьме, ты сам темен, и тебя окружает непроглядная тьма. Будем же всею душою тянуться к свету Христову, чтобы не объяла нас вечная тьма. 15 июля 1945 г. О рабах греха и рабах праведности Святой апостол Павел в Послании к Римлянам так говорит: «Благодарение Богу, что вы, бывши прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя. Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности» ( Рим.6:17–18 ). Были рабами греха, стали рабами праведности. Произошёл огромный, радикальный, спасительный для души переворот в их сознании, в их умах, в их сердцах.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

И вот Послание к Римлянам начинается с великого утверждения апостола: Ныне правда Божия стала реальностью, она открывается в Евангелии Иисуса Христа, в Его Слове о спасении всякого верующего: «Я не стыжусь благовествования Христова», – пишет апостол Павел, – «потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину. Ибо в нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет» ( Рим.1:16-17 ). И всё дальнейшее в Послании посвящено доказательству этого тезиса: Именно вера в Иисуса Христа, «нас ради» умершего и «нашего ради спасения» воскресшего, приносит всем людям праведность, которая «по вере», а не «по Закону», от Бога, а не от нас, как дар благодати, а не как плата за наши заслуги, чаще всего мнимые. Спасение – всем людям, – утверждает апостол, – Иудеям и Еллинам! Но вот это «всем людям» вызывало сопротивление большинства иудеев, вызывало обиду и отторжение. Ибо в известном смысле приравнивало иудеев язычникам! И это было соблазном для иудеев: они «преткнулись о камень преткновения» ( Рим.9:32 ). Израиль отверг Иисуса Христа, не уверовал в своего Спасителя, что приносит апостолу Павлу великую печаль и непрестанное мучение его сердцу ( Рим.9:2 ). Он размышляет о трудной судьбе своего народа и молится о его спасении. Этими словами о молитве за Израиль открывается прочитанный сегодня отрывок. Апостол свидетельствует о глубоком уважении к религиозной «ревности» Израиля. Ведь и сам он до своего призвания и обращения был страстным «ревнителем отеческих преданий» ( Гал 1:14 ). Однако уважение к религиозному усердию Израиля не препятствует ему со всей определенностью говорить о том, что ныне отличает иудеев от христиан. Отличает же иудеев отказ признать, что в Иисусе Христе действовал Сам Бог для спасения всех людей, что в Иисусе Бог даровал нам праведность. Поэтому ревность Израиля о Боге стала религиозным усердием «без разумения» (каким было и усердие самого апостола Павла перед его призванием, пока он был просто Савлом).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-na-...

И кроме Послания к римлянам существуют многочисленные тексты, в которых говорится о вечной участи погибших, в том числе – грандиозное видение в конце Откровения, где Иоанн рассказывает: И увидел я великий белый престол и Сидящего на нём, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. И увидел я мёртвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мёртвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Тогда отдало море мёртвых, бывших в нём, и смерть и ад отдали мёртвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это – смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное [ Отк. 20:11–15 ]. 2 Коринфянам 5:19. Универсалисты ссылаются также на 2Кор. 5:19 , где Павел говорит коринфянам: «потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения». Утверждается, что «мир» получил примирение с Богом через совершённое Христом. Следовательно, все спасены благодаря тому, что совершил Иисус на Кресте. Контекст позволяет уточнить значение слова «мир». Во-первых, примирение понимается как процесс, соответствующий намерениям Бога, а отнюдь не как свершившийся, действительный для всех факт. Бог желает спасти всех ( 2Пет. 3:9 ), но спасены будут не все ( Мф. 7:13–14 ; Отк. 20:11–15 ). Во-вторых, контекст показывает, что фактически примирение ждёт только тех, кто «во Христе», а не всех ( 2Кор. 5:17 ). Если бы все были уже спасены, то призывы Павла, указывающего, что «мы – посланники Христовы» и «просим: примиритесь с Богом» ( 2Кор. 5:20 ), оказались бы бессмысленными. Все уже и так получили примирение. Таким образом, через примирение во Христе все – весь «мир» – получили доступ к спасению, но нельзя сказать, что тем самым все уже спасены. К ефесянам 1:10. Универсалисты также искажают утверждение Павла о том, что предопределил Бог «в устроении полноты времён, дабы всё небесное и земное соединить под главою Христом» ( Еф. 1:10 ). Внимательное чтение текста показывает, что Павел говорит только о верующих. Во-первых, в контексте сказано, что «Он избрал нас в Нём прежде создания мира» ( Еф. 1:4 ). Во-вторых, под теми, кто «во Христе», в Писании никогда не понимаются какие-то другие люди, кроме, единственно, верующих. То, что неверующие исключаются, явствует также из отсутствия выражения «преисподних», которым Павел в других случаях обозначает неверующих ( Флп. 2:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Иисус Христос начинает Свою земную проповедь со слов: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон, или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» ( Матф.5:17–18 ). В Послании римлянам апостол Павел говорит: «Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем» ( Рим.3:31 ). В этих случаях слово «закон» употребляется как Закон Божий, закон Истинный, то есть соответствующий вечным знаниям, неизменным основам бытия и возникающим из него явлениям. Познание Божественной истины для православного требует не только ума и рассудка, но и всего существа человека. В христианстве истина постигается верой. Христианин верит, чтобы знать. «Познайте истину, и истина сделает вас свободными» ( Ин.8:32 ). Истина не дается нравственно ущербному человеку, как сказал И.В.Киреевский 316 . По словам Апостолов: «Любовь есть исполнение закона» ( Рим.13:10 ); «Весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя» (Галл.5:14). Но практически это возможно, когда законы государства и общества максимально соответствуют Божьему Закону – Праву. Верный этому Закону человек в своих отношениях к миру и людям руководствуется не себялюбивой жаждой бытия (которая питает только одно – борьбу за существование), а безкорыстной жаждой Любви, Добра и Красоты, которым он приносит в жертву свое материальное бытие. В юридическом жизнепонимании люди ищут счастья, в правовом – Истину (Бога). В юридизированном мировоззрении нравственное добро считается средством к достижению земного блаженства, в правовом – истинное бытие приписывается только одному нравственному добру, воплощенному в Боге, а блаженство человека считается тождественным со святостью. Христианство внесло в души людей дух не формальной, не уравнивающей справедливости, а совестное доброжелательство, жертвенную щедрость, самообуздание. Православный христианин последовательно пытается подавлять в себе честолюбие, жадность, вражду, злобность как греховные влечения, что фиксируется в его правосознании. В этом случае Право воспринимается человеком не в качестве навязанного его воле приказа сородичей либо иноплеменников, а как начало мира и благодать Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/pravo-...

Искупление redemptio) – «есть избавление, освобождение, выкуп. Apolutrow – отвязывать от чего-то, освобождать от чего-либо. Искупление включает момент жертвы как очищение за грехи. Результатом искупления есть примирение с Богом. Усвоение искупления есть оправдание или спасение человека) в жертве Иисуса Христа и мы прощены. Это – объективное условие нашего оправдания. С нашей же стороны, т. е. субъективным условием оправдания является вера во Христа: «правда Божия через веру в Иисуса Христа» ( Рим.3:22 ). Оправданный, таким образом, становится в новое отношение примирения к Богу, возвращается в то состояние, которое он утратил в грехопадении. Как грязь очищается водою с погруженного в нее предмета, так грех очищается в таинстве крещения верой в омывающую баню Крови Христовой. Верующий верой соединяется со Христом, принимает в себя очищающую силу Христовой Жертвы и тем самым становится оправданным, освященным и святым. Верой мы принимаем «правду Божию», т. е. Его праведность, святость, – принимаем «даром», по благодати, искуплением в Иисусе Христе» ( Рим.3:24 ). Следовательно, благодать Божия является первой и главной причиной нашего спасения. Стих 3, 26: «...да явится Он праведным и оправдывающим...» показывает, что через дарование оправдания в жертве Сына Божия Бог оказался одновременно «праведным», т. е. правосудным (жертва за грех принесена) и «оправдывающим», т. е. любящим (мы оправдались Его жертвой, Его «правдой»). Но возникает вопрос: если оправдывает только вера, то не отменяется ли вообще закон, который тоже дан был от Бога? Этот вопрос ставит сам ап. Павел ( Рим.3:31 ) и отвечает: «Никак, но закон утверждаем верою». Как же утверждаем? Так, что вера отменяет только внешность закона, его мертвую букву, а внутреннюю, духовную его сторону, т. е. то, к чему он был призван – исправлять грешника, – утверждает. Так прорастающее зерно, с одной стороны, упраздняем свое тело, но с другой – утверждает его, ибо освобождает скрытую в нем силу, способную плодоносить. Закон стремился сделать человека праведным, но не мог. Это сделала вера и тем самым исполнила желание закона. Вера привлекает благодать для исполнения закона, и благодатью от веры, при делах веры, человек спасается. Слова ап. Павла, в которых он подчеркивает приоритет веры перед законом в деле оправдания грешника, давали иногда повод к различным неверным толкованиям ( 2Пет.3:16 ). «Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона» ( Рим.3:28 ). Иногда считают это место противоречащим учению ап. Иакова о вере: «Что пользы, братия моя, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его»? ( Иак.2:14 ), и далее: «вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» ( Иак.2:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010