Формула благословения – «Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами. Аминь» – одна из тех формул, которыми традиционно завершаются послания Павла. Можно предположить, что подобные формулы благословения Павел вписывал в текст послания собственноручно. Об этом свидетельствует концовка Второго Послания к Фессалоникийцам, где к словам «приветствие моею рукою, Павловою» сделано добавление: «что служит знаком во всяком послании; пишу я так: благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь» ( 2Фес. 3:17–18 ). 4. Приписки (16:21–24) Послание к Римлянам в большинстве рукописей завершается следующими приветствиями и благословением: Приветствуют вас Тимофей, сотрудник мой, и Луций, Иасон и Сосипатр, сродники мои. Приветствую вас в Господе и я, Тертий, писавший сие послание. Приветствует вас Гаий, странноприимец мой и всей церкви. Приветствует вас Ераст, городской казнохранитель, и брат Кварт. Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь ( Рим. 16:21–24 ). Как мы отмечали в биографии Павла, 324 Тимофей был ближайшим помощником Павла. Он присоединился к Павлу в Листре, будучи еще совсем молодым человеком ( 1Тим. 4:12 ). Его отцом был язычник, матерью – иудейка. Тимофей был необрезан, и Павел обрезал его «ради Иудеев, находившихся в тех местах; ибо все знали об отце его, что он был Еллин» ( Деян. 16:1–2 ). Впоследствии Павел рукоположил его ( 2Тим. 1:6 ). В своих посланиях Павел многократно упоминает Тимофея в качестве своего сотрудника ( Рим. 16:21 ; 2Кор. 1:19 ; Евр. 13:23 ), называя его своим «возлюбленным и верным о Господе сыном» ( 1Кор. 4:17 ). Из четырнадцати посланий Павла шесть написаны от имени Павла и Тимофея ( 2Кор. 1:1 ; Флп. 1:1 ; Кол. 1:1 ; 1Фес. 1:1 ; 2Фес. 1:1 ; Флм. 1 ). Выражение «сродники мои», употребленное Павлом по отношению к Луцию, Иасону и Сосипатру, следует понимать в расширительном смысле (в Рим. 11:14 Павел говорит «сродники мои по плоти», имея в виду всех иудеев). Двое из них упоминаются в Деяниях в списке лиц, сопровождавших Павла из Эллады в Македонию: «Его сопровождали до Асии Сосипатр Пирров, Вериянин, и из Фессалоникийцев Аристарх и Секунд, и Гаий Дервянин и Тимофей, и Асийцы Тихик и Трофим» ( Деян. 20:4 ). Тот факт, что Павел называет Гаия странноприимцем своим и всей церкви, говорит о том, что Гаий был состоятельным человеком: вероятно, именно в его доме собиралась коринфская община на Евхаристию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

7) Рим. 9, 10, 11 . Разъясняются причины и значение неверия иудеев. III. За вероучительной идет нравоучительная часть ( Рим. 12–15:13 ), в которой Апостол: А) Рим. 12 . Сначала излагает общие нравственные обязанности оправданных верой, как согласных и содействующих друг другу членов тела Христова. Б) Рим. 13 . Потом в отношении гражданском говорит о строгом повиновении властям и отдавании всякому должного; так чтобы не оставалось никакого долга, кроме неоплатного долга любви к ближним. В) Рим. 14–15:13 . Наконец, рассуждая о так называемых безразличных предметах (пище, питии и различении дней), Апостол предлагает учение и правила о снисхождении к немощным в вере. IV. В заключении ( Рим. 15:14–16:24 ). Апостол: 1) Объясняет Римлянам смелость и настойчивость своего к ним послания ( Рим. 15:14–16 ). 2) Извещает об успехах своей проповеднической деятельности ( Рим. 15:17–21 ). 3) Излагает свое желание посетит Рим и те препятствия, которые мешали осуществлению сего желания ( Рим. 15:22–33 ). 4) Заканчивает послание приветствиями ( Рим. 16 ). I. Предисловие ( Рим. 1:1–17 ) Надписание. «Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию», еще в писаниях пророческих общанному, о Богочеловеке, «который родился от семени Давидова по плоти, и открылся Сыном Божиим в силе, по Духу Святыни, чрез воскресение из мертвых». Это надписание напоминает таковое же в послании к Галатам: «я Павел, избранный не человеками и не чрез человека, но Иисусом Христом»… а) В силу какого права Апостол берет Римлян в свое попечение? ( Рим. 1:5–7 ). «Мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его (т. е. Иисуса Христа Господа нашего) покорять вере все народы, между которыми находитесь и вы… благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа». Итак, право свое на Римлян Св. Павел основывает на своем апостольстве, в которое он призван самим Иисусом Христом. «И вы Римляне в числе тех народов, просвещение которых поручено мне, – так перефразирует апостольские слова Блаж. Феодорит, – не думайте, что присвояю себе чуждое, и восхищаю нивы, предоставленные другим. Меня поставил Владыка проповедником у всех нардов».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

14 А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира. 15 Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь. 16 Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию ( Гал. 6:14–16 ). «Израиль Божий – христианский народ, наследник обетований (и пар.), в противоположность Израилю по плоти» 434 . Впрочем никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем ( Гал. 6:17 ). «По мнению некоторых толкователей, руки и ноги апостола были отмечены ранами, наподобие ран Христовых. Но большинство комментаторов полагает, что Павел метафорически говорит о своих страданиях, понесенных за Христа» 435 . Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братия. Аминь ( Гал. 6:18 ). Подведем лишь краткий итог всему сказанному словами еп. Кассиана: «Нельзя себе представить, чтобы сейчас кто-либо мог призвать христиан к исполнению иудейского Закона, в частности, к наложению на себя ига обрезания. Но законничество наблюдается нередко и в христианстве, как его искажение, вызываемое человеческою немощью и малодушием, и Гал. остается на все времена «Благовестием христианской свободы», как его назвал русский исследователь Н.Н. Глубоковский » 436 . § 34. Послание к Римлянам Послание к Римлянам – самое вероучительное и догматическое из посланий апостола Павла. В этом его главная содержательная особенность. Но вместе с тем его нельзя считать ни своего рода «компендиумом христианского учения» (Меланхтон), ни «завещанием» Павла 437 . В каноне Нового Завета им открывается корпус Павловых посланий, что, впрочем, объясняется объемом Рим. – 16 глав. Мы же приступаем к его рассмотрению только сейчас, так как почти наверняка оно было написано Павлом из Коринфа в конце очередного миссионерского «цикла» – 3-го миссионерского путешествия (см. Рим. 15, 18–23 ), когда апостол собирал пожертвования среди языко-христианских общин для иерусалимской матери-церкви (см. 1Кор. 16, 1–3 ; 2Кор. 8, 1–4 ), переживая при этом, будут ли они благосклонно приняты (см. Рим. 15, 31 ). Наиболее вероятно, что Рим. было написано в Коринфе или Кенхреях зимой 57–58-го годов 438 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

He случайно во второй цитате ( Ис. 1:9 ) появляется понятие «семени» (σπρμα). В широком смысле данное понятие (евр. zera‘) обозначает потомство: евреи гордились тем, что они «семя Авраама» ( Ин. 8:33 ). Однако Павел сначала использует это понятие применительно к той линии потомков Авраама, с которой связано обетование. Постепенно он подводит к мысли о том, что, как не все потомки Авраама являются его «семенем», так не все представители народа израильского являются остатком, но только те, которых Бог избрал для включения в новый Израиль. 259 Слово «семя» в еврейском языке указывает и на конкретного потомка того или иного человека. В Послании к Галатам Павел отождествляет «семя Авраамово» с Христом, заявляя, что именно к Нему относятся обетования, данные Богом Аврааму ( Гал. 3:16 ). В рассматриваемом нами тексте из Послания к Римлянам Павел также подводит ко Христу, на Которого указывает третья избранная им цитата – о камне преткновения. Она соткана из двух фрагментов: Ис. 28:16 («Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, – камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится») и Ис. 8:14 («И будет Он освящением и камнем преткновения, и скалою соблазна для обоих домов Израиля...»). В синоптических Евангелиях Иисус применяет по отношению к Себе образ камня, который отвергли строители, но который сделался главою угла ( Мф. 21:42 ; Мк. 12:10 ; Лк. 20:17 ). Этот образ заимствован из Пс. 117:22–23 . В своем Первом Послании апостол Петр соединяет две цитаты ( Ис. 28:16 и Пс. 117:22–23 ) в единый смысловой блок: «Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Hero не постыдится. Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла» ( 1Пет. 2:6–7 ). Почему краеугольный камень стал для иудеев камнем преткновения? Павел дает ответ: потому что они «искали не в вере, а в делах закона». Тема оправдания верою, а не делами закона занимала важное место в предшествующем изложении, и здесь Павел к ней возвращается. Иудеи, утверждает он, понадеялись на закон праведности, но не достигли его, а язычники, не искавшие праведности, получили ее. «Праведность от веры»

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

ст. 17 и 18. Если же некоторые из ветвей отломились; а ты (язычник), Иер.2:6,15 будучи дикая маслина, занял их место, и сделался сообщником корени и сока маслины (доброй): то, ты не гордись тем против (отломившихся) ветвей: а если ты гордишься; то, (знай), что не ты держишь корень, но тебя держит корень. 1Кор.10:12 ст. 19. Ты скажешь: отломились, де, ветви, дабы мне прицепиться (к маслине). ст. 20. Хорошо: неверием они отломилися; а ты верою держишься. Не высокомудрствуй же, но бойся: ст. 21. Ибо, если Бог не пощадил и естественных ветвей; то, смотри, как бы и тебе не подпасть тому же непощадению. ст. 22. Итак примечай ты благость Божию и непощадение Божие: на отпадших непощадение, а на тебе благость (Божию): если только удержишь себя в благости: иначе же, и ты отсечен будешь. ст. 23. Но и они (Иудеи) если не будут закосневать в неверии: то (паки) прицепятся (приобщатся) к доброй маслине: ибо силен Бог прицепить их. ст. 24.Поскольку, если ты отсечен от естественной дикой маслины, и, сверх естества, прицепился к доброй маслине: тем более они (Иудеи, как сродные) по естеству, могут прицепиться к своей маслине. ст. 25. Притом, не хочу я оставить вас, братия, в неведении сей тайны (в предосторожность,чтоб вы о себе не велемудрствовали), а именно, что ослепление от части Израилю случилось, доколе исполнение язычников внидет. 188 2Кор.3:14,16 ст. 26 и 27. И таким образом, весь Израиль спасется; так как и написано: прийдет от Сиона избавитель, и отвратит нечестие от Иакова: и сей им от меня завет (что тогда-то сбудется), когда потреблю грехи их. 189 Ис.59:20 ; Ис.27:9 ст. 28. По благовествованию они подлинно враги ради вас: а по избранию, возлюбленны ради своих предков. 190 Лев. 26:44–45 А оное избрание Божие само по себе остается во всей своей силе, и наследственно принадлежит Иудеям. ст. 29. Потому что дарования и звание Божии суть неизменны. И они, Иудеи, имеют надежду, воспользоваться тем избранием предков своих, и быть помилованными от Бога. ст. 30. Поскольку, как и вы, (язычники), некогда противились Богу, а ныне вы помилованы, при сопротивлении их (Иудеев).

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Smirno...

ст. 6. Впрочем, не то я разумею, будто бы Слово Божие не исполнилось, 152 (Нет!) поскольку не все потомки Израиля, суть Израиль. Числ.23:19 ст. 7 и 8. И не потому все, (они суть) дети Авраамовы, что ведут род от Авраама: но во Исааке сказал (Бог), наречется тебе потомство; то есть, не дети плотские, сии суть чада Божии; но чада обетования, причитаются к его потомству. 153 Быт. 21:10–12 ; Гал.4:23 ст. 9. Ибо слово обещания (Божьего) таково: в сие время приду, и будет у Сарры сын. 154 ст. 10 и 11. И не один таковой пример; но и Ревекка от единого ложа Исаака, отца нашего, во утро6е зачавшая (двух сынов): ибо, когда оные еще не родились, и не сделали что-либо доброе или злое; (тогда еще) вследствие избрания по непреложному предуставлению Божию, ст. 12 и 13. He из уважения дел, но от призывающего сказано ей (Ревекке), что больший поработает меньшему; так как написано: Иакова Я возлюбил, Исава же возненавидел. 155 ст. 14. Что же. мы после сего скажем? Не то ли, будто бы у Бога была неправда? Не буди то. 156 Втор.32:4 ; Иов. 8:3 Но здесь должно обратиться мыслию к неиспытанными судьбам Божиим. ст. 15. Ибо, Моисею Бог говорит: Я помилую того, кого милую; и милосердие покажу тому, о ком Я милосердую. 157 Исх.33:19 ст. 16. И так (зависит то) ни от хотящего, ни от подвизающагося, но от милующего Бога. 158 ст. 17. Так как Писание и Фараону (от лица Божия) говорит: на сие самое Я и возвысил тебя, дабы показать на тебе силу Мою, и дабы возвещено было имя Моепо всей земли. 159 ст. 18. Итак, кого хочет (Бог), милует: а кого хочет, ожесточает. 160 ст. 19. Ты скажеть мне на то: для чего же (Бог) и винит (меня во грехе)? Поскольку воли Его кто противиться может? ст. 20. Так кто ж ты таков, человече! противоречущий Богу? уже ли может создание сказать создавшему его: для чего ты меня так сделал? 161 ст. 21. Уже ли не имеет власти горшечник, над глиною, чтоб из одного и того же раствора сделать иной сосуд для употребления уважительного, а другой для неуважительного ? 162 Если бы Бог и точно так поступали с человеком, как художник поступает с брением; и тогда бы человек не мог жаловаться на Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Smirno...

д) Наконец, самая справедливость требует того, чтобы сильные приноровлялись к немощным, а не наоборот ( Рим. 15:1–13 ). «Мы сильные (т. е. понимающие истинное значение пищи и пития) должны сносить немощи бессильных (т. е. не возвысившихся до такого понимания), и не себе угождать… Ибо и Христос не себе угождал». А посему христиане из иудеев, еще немощствующие привязанностью к ветхозаветной обрядности, и христиане из язычников, свободные от сей привязанности «дабы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа», – должны принимать друг друга (т. е. не чуждаться, а иметь общение между собой), «как и Христос принял (тех и других) в славу Божию. Разумею то, – присовокупляет Апостол, – что Иисус Христос сделался служителем для обрезанных, ради истины Божией, чтобы исполнить обещанное отцам, а для язычников из милости, чтобы славили Бога», – как о том предсказывали пророки. Сам Апостол Павел подавал в себе живой пример, как должно сносить немощи бессильных, ибо, как примечает Святой Златоуст, «он сам обрезывал, стриг волосы, приносил иудейскую жертву и проч.»; или, как сам о себе говорит Апостол, – «всем бых вся (конечно, в вещах безразличных), да всяко некия спасу» ( 1Кор. 9:22 ). IV. Заключение послания (Рим. 15:14–16:1–24) В заключении Святой Апостол Павел: а) Рим. 15:14–16 . Сначала объясняет Римлянам, что вдохновило его с такой смелостью и настойчивостью написать им послание. Хотя «и сам я уверен о вас, братия мои, что вы полны благости, и исполнены всякого познания и можете наставлять друг друга; но писал вам с некоторой смелостью, отчасти как бы в напоминание вам (того, что вы знаете), по данной мне от Бога благодати» быть Апостолом язычников. Иначе сказать, Св. Павел указывает на свой апостольский долг. б) Рим. 15:17–21 . Как на новую причину своего воодушевления и смелости в послании к Римлянам, Апостол указывает на обычный проповеднический успех свой «в покорении язычников вере словом и делом, силою знамений и чудес, силой Духа Божия; так что благовествование Христово распространено мною, – прибавляет Апостол, – от Иерусалима и окрестности до Иллирика».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Послание к Римлянам Центральная тема послания – спасение. Ни язычники, ни иудеи не могут полностью оправдаться делами перед Богом, все согрешили и лишены славы Божьей. Исключительно самостоятельными усилиями человек не в состоянии избавиться от греховности. Однако грешник может спастись при содействии Божьей благодати. Человек искуплен через смерть Христа, и спасение возможно по вере в Бога, в Господа Иисуса; приобщившись к вере, спастись может хоть иудей, хоть язычник. В данном послании Павел также учит Евангельским заповедям, в заключение он рассказывает о своих намерениях, приветствует римских христиан и передает приветствия от сподвижников и благословение. Всего 16 глав. 1 Приветствие Павла римлянам, «призванным святым». 8 Его желание прийти к ним. 16 Евангелие; «сила Божия ко спасению». 18 Гнев Божий на нечестие человеков. 1 Человек осужден, иудей ли он или эллин, ибо у Бога нет лицеприятия. 17 Иудей, надеющийся на закон, преступлением закона бесчестит Бога. 1 «Какое преимущество быть иудеем?». 10 Нет ни одного праведного. 21 И иудей и язычник одинаково оправдываются благодатью Божией чрез Иисуса Христа. Не дела Авраама, а его вера вменилась ему в праведность; так вменяется и нам. 1 Верою мы имеем мир с Богом чрез Христа, Который умер за нас, когда мы были еще грешниками. 12 Как грех и смерть вошли в мир одним человеком, так Христом вошли благодать, праведность и жизнь. 1 Крестившись во Христа, мы умерли для греха, но живы для Бога во Христе. 12 Вы больше не рабы греха, но рабы праведности. 1 Вы умерли для закона и принадлежите Христу. 7 Закон свят, 13 но живущий во мне грех производит смерть чрез закон. 1 Жить не по плоти, но по духу. 12 Водимые Духом Божиим суть сыны Божии, сонаследники Христу. 26 Никто не может отлучить вас от любви Божией во Христе Иисусе. 1 Печаль Павла о братьях его израильтянах. 6 Дети обетования суть дети Божии. 14 Милость Божия к призванным, иудеи ли это или язычники. 30 Язычники получили по вере, иудеи не достигли делами. 1 Праведность и спасение приобретаются только чрез веру и исповедание. 14 Евангелие благовествовалось израильтянам, но они не были послушны.

http://azbyka.ru/kratkoe-soderzhanie-bib...

По-гречески то слово, которое здесь и в других местах Нового Завета переведено как «искушение», имеет значение «искушение, испытание». Глагол, от которого это слово происходит, означает «делать попытку, пытаться», «подвергать испытанию, испытывать, пробовать», «соблазнять, совращать». То есть каждый раз, когда речь идет об искушении нас, речь идет одновременно и об испытании нашей веры и нашей верности Богу. Помолчите еще минуту, не читая ничего, и снова помолитесь. Медленно, два-три раза прочитайте отрывок из послания апостола Иакова. Послание апостола Иакова, глава 1 2 С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, 3 зная, что испытание вашей веры производит терпение; 4 терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка. 12 Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его. 13 В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, 14 но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; 15 похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть. 16 Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные. 17 Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены. Запишите мысли и вопросы, которые у вас появились. Сформулируйте и запишите христианское отношение к искушению на основании прошения «И не введи нас во искушение» и отрывка из послания апостола Иакова. Если вы хотите поделиться вашими мыслями с другими людьми, вы можете ответить на вопросы здесь. Прочитайте одно-два толкования на прошение «и не введи нас во искушение» Св.Иоанн Кассиан Римлянин Свщмч.Киприан Карфагенский Свт.Иоанн Златоуст Свт.Николай Сербский Святой Иоанн Кассиан Римлянин При этом рождается немаловажный вопрос. Если мы молимся, чтобы мы не подвергались искушению, то как можем доказать твердость своей добродетели, которой требует Священное Писание? «Иже не искусися, — говорит оно, — мало весть» (Сир 34:10) (русский перевод: Кто не имел опытов, тот мало знает). И еще: «блажен муж, иже претерпит искушение» (Иак 1:12). Итак, слова молитвы: «не введи нас во искушение» — не то значат, что «не попусти нам когда-либо искуситься», но «не допусти нам быть побежденными в искушении». Искушаем был Иов, но не введен в искушение, ибо «не даде безумия Богу» (Иов 1:22). Русский перевод: «Во всем этом не согрешил Иов и не произнес ничего неразумного о Боге» — и не осквернил уст богохулением, к чему хотел привлечь его искуситель. Искушаем был Авраам, искушаем был Иосиф, но ни тот, ни другой из них не введен был в искушение, ибо ни один не исполнил воли искусителя.

http://bible.predanie.ru/i-ne-vvedi-nas-...

Наоборот, верующий должен заботиться о том, чтобы не подать повод к соблазну немощного брата ( Рим.14:13 ), но своим примером дать ему возможность исправиться. Таков закон любви. Что же касается принципиального вопроса о чистой и нечистой пище, то ап. Павел дает авторитетный ответ: он имеет от Самого Господа удостоверение, что «Нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто» ( Рим.14:14 ). И пока он убежден в нечистоте чего бы то ни было, оно и будет нечистым для него и он верно поступает, что не принимает этого. Христианское братолюбие побуждает сильных верою избегать тех яств, которые могут смутить совесть немощных и даже ввести их в соблазн и тем погубить немощного брата, воспрепятствовать приобретению им единственно важного: Царствия Божия ( Рим.14:17–18 ). Для умиротворения совести немощных в вере Апостол предписывает «лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» ( Рим.14:21 ). В жизни нужно руководствоваться верой, т. е. уверенностью, что делаемое тобой правильно. Если же совесть тебя обличает – не делай, иначе и совесть страдает, неспокойна, и пред Богом грех, ибо «все, что не по вере, грех» ( Рим.14:23 ). 4. О служении ближним (Рим.15:1–13) Ап. Павел в своем нравоучении исходит из всеобщего закона христианской любви, которая по существу своему есть служение другому, принесение себя в жертву для другого. «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию» ( Рим.15:1–2 ) (по существу, это тот же принцип самоотвержения, на который указал и Спаситель желающим следовать за Ним: «если кто хочет следовать за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» ( Мф.16:24 ). О немощных в вере уже было сказало выше (см. 14, 1). Сильные же – это те, которые в деле спасения руководствуются только внутренним принципом веры и любви к Богу. Но сильные стали сильными не сами собою, а по благодати. По принципу взаимной любви и из благодарности Богу мы должны носить немощи немощных, но не ради человекоугодия, а «во благо, к назиданию».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010